10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект истребителя J-13 (Китай)

J-13 (Su-30MKK)

Многоцелевой истребитель J-13 ВВС Китая, разработанный ОКБ им. Сухого, серийно производится на предприятии КнААПО.

Его основные характеристики: экипаж два человека, максимальная взлетная масса 34 500 кг (пустого – 17 700 кг), максимальная масса топлива 9 640 кг, максимальная скорость полета на высоте 2 120 км/ч, у земли – 1 350 км/ч (M = 1,14), практический потолок 17 300 м, боевой радиус действия более 3 000 км (5 200 км с одной дозаправкой в воздухе), диапазон эксплуатационных перегрузок от -3 до +9g, длина разбега 550 м, длина пробега с парашютом 750 м.

Силовая установка – два ТРДДФ АЛ-31Ф с максимальной тягой 73,43 кН (на форсаже 122,58 кН).

Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленная справа в наплыве крыла, на 10 узлах внешней подвески подвешивается 8 000 кг боевой нагрузки (при этом нагрузка на каждый пилон может составлять до 1 500 кг), УР класса “воздух – воздух” (РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27ЭР1, Р-27Т1, Р-27ЭТ1, Р-73Э), бомбы (ФАБ-500, РБК-500, ФАБ-250М62, ФАБ-250М54 и ФАБ-100), НАР (С-25, С-13 и С-8), УР класса “воздух – земля” (Х-29Т и Х-29ТЕ с телевизионным наведением, Х-29Л с лазерным и Х-59М с телевизионно-командным наведением), противорадиолокационные ракеты Х-31П, корректируемые авиабомбы с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения КАБ-500КР и КАБ-1500КР.

Длина самолета 21,94 м, высота 6,375 м, размах крыла 14,7 м, площадь крыла 62,0 м 2 .

Капитан А. Соловьёв

Разработка нового китайского боевого самолета была инициирована заинтересованностью руководства военно-воздушных сил страны в приобретении нескольких десятков двухместных многоцелевых истребителей с возможностью выполнения расширенных задач по атаке наземных целей, которыми планируется заменить устаревающий парк бомбардировщиков H-5 и H-6. Разработчики взяли за основу тактический истребитель Су-30.

Как и прототип, J-13 (Су-30МКК) оснащен аппаратурой дозаправки топливом в воздухе и системой жизнеобеспечения экипажа, благодаря которой возможны длительные беспосадочные полеты. В отличие от индийского варианта на J-13 отсутствуют переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги. Самолет оснащен РЛС Н001 “Жук” с дальностью действия до 100 км в передней полусфере и 40 км в задней, системами ведения групповых боевых действий, управления оружием с телевизионным самонаведением, РЛС позволяет применять УР класса “воздух – воздух”, обнаруживать и атаковать наземные цели УР класса “воздух-земля”, НАР, а также авиационными бомбами.

Наибольшим изменениям подверглось БРЭО истребителя. Радикально изменена система управления вооружением, установлена аппаратура спутниковой навигации, модернизирован бортовой комплекс обороны и, наконец, принципиально другой стала индикация кабины. Вместо стрелочных приборов и индикатора прямой видимости в каждая кабина оснащена цветными многофункциональными индикаторами размером 6 х 8 дюймов и новыми панелями управления. В системе управления вооружением применены БЭВМ. Производство Су-30МКК государственное предприятие “Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение” (КнААПО) освоило в короткие сроки.

Прототип машины совершил первый полет 20 февраля 1999 года. После этого на КнААПО были собраны два предсерийных самолета.

Читать еще:  Проект подводной лодки пр.612 (СССР)

27 августа 1999 года Россия и Китай подписали соглашение о поставке 38 истребителей Су-30МКК. Общая сумма контракта составляла около 2 млрд долларов, он был выполнен до конца 2001 года, после чего был заключен договор о поставке второй партии, также состоящей из 38 машин до конца 2003 года. На 1 мая 2004 года в боевом составе национальных ВВС находилось 75 самолетов. В ходе учебно-тренировочных полетов в апреле 2002 года одна машина была потеряна из-за ошибки пилотов в технике пилотирования.

Зарубежное военное обозрение 2004 №5, С. 50

Китайцы создадут палубную версию истребителя J-20

Китайский истребитель пятого поколения J-20, поступивший на вооружение ВВС Китая в марте 2017 года, будет взят за основу при разработке палубного истребителя. Как пишет South China Morning Post, такое решение принял Центральный военный совет Китая, определяющий проекты военной техники для разработки в интересах вооруженных сил и руководящий закупкой вооружений.

Разработка истребителя J-20 велась в Китае с конца 1990-х годов. Первый прототип самолета с бортовым номером «2001» совершил первый полет в 2011 году. Он участвовал в испытаниях аэродинамической компоновки и технологий малозаметности. На последующих прототипах проводились испытания бортового радиоэлектронного оборудования, систем гидравлики и пневматики.

С 2016 года разработчики и китайские военные проводили испытания серийных версий нового боевого самолета. J-20 построен по аэродинамической схеме «утка» с высокорасположенным треугольным в плане крылом, сопряженным с фюзеляжем. Цельноповоротные кили истребителя имеют большой угол отклонения в стороны от продольной оси; мотогондолы расположены под крыльями.

Технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Предположительно, истребитель имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 метра. Самолет максимальной взлетной массой 36,3 тонны способен развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час.

Подробности о проекте по разработке палубной версии истребителя J-20 пока не раскрываются. Вероятно, в рамках проекта некоторые структурные элементы самолета будут усилены для того, чтобы выдерживать посадку на качающуюся палубу авианосца и нагрузки, вызываемые торможением с помощью аэрофинишера.

Можно также предположить, что на самолете будет доработано шасси и бортовое оборудование. Палубная версия также вероятнее всего получит складное крыло, технологию которого китайские конструкторы отработали на истребителях J-15.

В настоящее время на вооружении Китая стоит один авианосец — «Ляонин» (бывший советский «Варяг»). Кроме того, испытания проходит авианосец собственной китайской разработки «Шаньдун» проекта Type 001A. Подробнее о китайской программе строительства авианосцев читайте в нашем материале «Made in China». В настоящее время основу авиагруппы авианосца «Ляонин» составляют истребители J-15.

В марте прошлого года заместитель директора по науке и технологиям корпорации AVIC Ян Вэй заявил, что истребитель J-20 станет основой для разработки целого семейства боевых самолетов. Кроме того, наработки по программе J-20 планируется использовать в проекте истребителя шестого поколения.

«Слишком продвинутый» истребитель J -31. Зачем Китай сравнивает темпы производства F-22, F-35 и J-20?

19 декабря прошлого года аэрокосмическая отрасль Китая выпустила таинственный истребитель, который «слишком продвинут и не должен быть обнародован», поскольку его внешний вид очень похож на разработку J -31 Shen Fei.

Читать еще:  Проект штурмовика HA-500 Alacran (Испания)

J -31 позиционируется, как стелс-истребитель следующего поколения. Основа споров вокруг J -31 – это, то, что он явно не имеет преимуществ перед F-35C, и многие считают, что Китай должен продолжать усиленный выпуск J -20.

Планируется, что новые авианосцы будут получать в качестве палубных истребителей самолёты J-31. Но, пока, эти «стелс»-истребители не вышли на уровень серийного производства и поставок в войска.

По некоторым данным, во время создания самолёта возникли трудности с двигателями. Имеющиеся двигатели пока не позволяют превратить этот самолёт полностью в палубную версию. Однако в течение двух лет, как считают СМИ Китая, проблема будет решена.

Отсутствие современных двигателей средней тяги всегда было недостатком китайской авиационной промышленности.

Китайское издании Sina пишет, что для оптимизации парка авиации ВВС НОАК могло бы оказаться целесообразным переключение полностью на новое поколение истребителей. При этом отмечается, что на базе J-20 может быть создана целая линейка средств боевой авиации: помимо истребителя это может быть бомбардировщик, а также ударный и разведывательный беспилотники. Дополнительно рассматривается возможность создания БПЛА или самолёта, который бы выполнял функции координатора проведения военных операций. И тоже на базе J-20.

Темпы производства

В китайском интернете попытались проанализировать темпы производства истребителей F-22, F-35 и J-20.

F-22

1997 год (не YF-22A) – полет первого прототипа.

Февраль 2003 – первый самолет поставлен в 422-ю оценочно/испытательную эскадрилью (база Неллис).

Сентябрь 2003 – первый самолет поставлен в 43-ю строевую эскадрилью (база Тиндалл).

Февраль 2005 – поднялся в воздух 40-й самолет. Май 2005 – первый самолет прибывает в состав 27-й строевой эскадрильи (база Лэнгли). Ноябрь 2005 – взлетает 60-й самолет

декабрь 2005 – объявлено о первоначальной боевой готовности F-22 (27-я эскадрилья).

Июль 2007 – взлетел 100-й самолет, декабрь 2011 – выпущен последний 195-й самолет, поставлен ВВС в мае 2012 года.

Таким образом, после певого полета в 1997 году понадобилось 14 лет, чтобы завершить программу выпуска 195 самолетов (включая прототипы).

Пик производства – 24 самолета в год.

F-35

Декабрь 2006 – полет первого прототипа.

2011 – 9 самолетов.
2012 – 26.
2013 – 35.
2014 – 36.
2015 – 45.
2016 – 46.
2017 – 66.
2018 – 91.
2019 – 131 (план).

J-20

Здесь нет твердых цифр, количество самолетов прогнозное J-20 (серийный номер 2011, а не TD 2001) – март 2014. 9-я бригада ВВС НОАК в Вуху – не менее 9 самолетов (выявлены шесть серийных номеров). По недавним слухам – 16-20. «Цаньчжоу» – не менее 4 (выявлены все серийные номера). «Динсинь» – не менее 8 (выявлены все серийные номера).

Таким образом, на январь 2020 года есть, по меньшей мере, 18 подтвержденных самолетов (сфотографированные серийные номера), вероятно – 21. Вполне возможно 30-34 строевых J-20.

Читать еще:  Опытная крылатая ракета Х-90 "Коала" (СССР)

К началу 2025 года может быть выпущено 200 самолетов (если двигатели WS-10 войдут в широкомасштабное производство). До 2030 года может быть произведено до 440 J-20 (пиковое производство до 48 в год). Также вероятно, что если произойдет заминка с новейшим двигателем WS-15, Китай притормозит производство J-20. Этот двигатель должен войти в серийное производство в течение двух лет.

Пиковое значение для Китая может состоять в производстве 800 J-20, примерно 1000 J-31 для ВВС и 300 для авианосцев ВМС. Начиная с 2030 года в замене будут нуждаться от 800 до 1000 истребителей J-10. Может появиться новый радикально модернизированный вариант JH-20.

Интригующие подробности о рективном двигателе Китая

О производстве китайских авиационных реактивных двигателей на протяжении следующих шести лет раскрыла информацию дочерняя компаниея Центрального научно-исследовательского института черной металлургии (Central Iron & Steel Research Institute (CISRI) в Хэбэе в биржевой подаче в прошлом месяце. Если эта информация достоверна, то она проливает значительный свет на китайские планы по производству военных самолетов.

Учитывая, что эти данные от Hebei Cisri Dekai Technology Co Ltd (дочерняя компания CISRI) появились в официальных биржевых заявках, эти данные кажутся подлинными. Однако это также представляет собой серьезное нарушение оперативной безопасности со стороны печально известной своей секретностью Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

CISRI описывает себя так: «В течение последних 60 лет CISRI служит важной базой НИОКР и ведущим поставщиком передовых материалов и продуктов в Китае. CISRI владеет широким спектром технических ноу-хау и передовых продуктов в различных промышленных областях, таких как функциональные материалы, материалы порошковой металлургии, тугоплавкие металлы, высокотемпературные сплавы и конструкционные материалы».

В отчете говорится, что в год будет производиться не более пяти реактивных двигателей WS-15, которые должны поступить для оснащения стелс-истребителей J-20. В таком темпе двигатели будут производиться в 2020-26 годах. В этих данных также указывается и возможность производства не более трех двигателей в год, если целевой показатель в пять двигателей WS-15 не может быть достигнут.

Это будет означать, что в ближайшем будущем J-20 придется полагаться на двигатели WS-10C, хотя к 2026 году может появиться до 30 новых двигателей, доступных для оснащения пробной партии J-20 с WS-15.

Первоначально J-20 использовали российские двигатели АЛ-31Ф, но со второй партии они оснащаются китайскими WS-10C. Возможно, две партии этих самолетов с WS-10C могут поступить на вооружение к тому времени, когда WS-15 выйдет на серийное производство.

В этом документе те же производственные показатели в пять единиц в год применяются к двигателям WS-19, которые предположительно предназначены для истребителя FC-31 (J-31).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: