Проект истребителя KF-X (KFX-201) (Южная Корея)
Программа KFX/IFX обещает быть амбициознее, чем F-35
По типичному обычаю ХХI века, все развивающиеся страны начали активную гонку за «пятое поколение» истребительной авиации. Южная Корея и Индонезия не остались в стороне и начали собственные работы в этой области в марте 2009 года, о первом этапе разработок было объявлено в конце 2012 года. В ближайшее же время ожидается соглашение по второму этапу программы, который включает такие работы как проектно-конструкторские и расчётно-аналитические консультации ведущих лиц компании Korea Aerospace Industries, правительств Южной Кореи и Индонезии, доли инвестиций в проект которых составляют 20%, 60% и 20% соответственно.
Корейская администрация по оборонным закупкам при Минобороны ещё в 2001 году объявила о планах разработки малозаметного истребителя поколения 4,5, но глядя на нынешние эскизные предложения сторон данной программы, могу сделать вывод, что это будет самолёт полностью 5-го поколения, причём обе стороны, и Корейская и Индонезийская, пользуются собственными предпочтениями и опытом, соответственно которым будет выглядеть передовой истребитель.
Около года назад Индонезия направила в Республику Корея 37 своих инженеров для участия в проекте, которые выдвигают свои представления о внешнем виде и аэродинамике IFX, опирающиеся на опыт использования Су-27СКМ и Су-30МК2, полученный индонезийскими ВВС в период их использования с 2003 по 2014 годы…индонезийцы прекрасно осознают, что концепция планера российской «Сушки», внедрённая в инновационные конструктивные элементы малозаметности, даст ошеломляющий результат боевого потенциала нового самолёта.
Airtech-Indonesian-Aerospace продвигает концепцию двухдвигательного многофункционального истребителя, который как две капли воды похож на оптимизированную под 5-е поколение модификацию Су-27СК, на технологическом эскизе виден наш родной статически неустойчивый центроплан, большие аэродинамические наплывы у корневых участков крыла, плавно переходящие в него из носовой части фюзеляжа, выполненной с использованием угловатых элементов для уменьшения радиолокационной заметности истребителя, как нос «ПАК-ФА» или Су-34.
Правда, конструкция силовой установки примерно соответствует палубному F/A-18E/F «Super Hornet», её двигатели, в отличии от «Сухих» и «ПАК-ФЫ», расположены рядом, из-за чего фюзеляж нельзя назвать «подъёмным», да и безопасность всей двигательной установки будет под вопросом в случае повреждения одного из двигателей. Вертикальное оперение имеет меньшую высоту, но относительно большую площадь.
Без использования отклоняемого вектора тяги (ОВТ) данная конструкция в БВБ будет иметь немного худшую маневренность, чем серийный Су-27 или МиГ-29А, и могут потребоваться очень «тяговитые» ТРДДФ, либо установка ПГО. Кстати, энтузиастами уже давно разработан «быстрый» эскиз IFX с установленным ПГО, как у Су-33 и ранней версии Су-35М (1988 г). Потребоваться ПГО может как для компенсации отсутствующего «подъёмного» фюзеляжа, так и для уменьшенной площади урезанного по законцовкам крыла.
На данном схематическом изображении четко виден блок мотогондол, идентичный F/A-18E/F, по-видимому, индонезийцы попытались «убить двух зайцев»: сохранив аэродинамическую схему планера, близкую к Су-27, уменьшить РЛ-заметность путем сужения двух двигателей в компактную мотогондолу и тем самым уменьшения площади миделя.
Korea Aerospace Industries и Минобороны Республики Корея имеют более консервативный взгляд на конструкцию своего KFX, и, судя по всему, выберут проект KFX 201(см. ниже).
Проект KFX 201
Здесь мы видим схему планера «утка», с позаимствованной у F-35 конструкцией трапециевидного крыла со значительно большей площадью крыла, отсутствие заднего горизонтального оперения(рулей высоты), присутствие большого ПГО, которое полностью компенсирует недостатки элевонов малой площади.
Носовая часть фюзеляжа широкая, в отличии от «Лайтнинга» и «Раптора», поэтому сможет вместить больше различного БРЭО. Исходя из нормальной взлётной массы в 1,8 раза меньшей, чем F-22A, а площади крыла, меньшей в 1,3 раза, нагрузка на крыло будет в 1,5 раза меньшей, а тяговооружённость в пределах 1,0 – 1,1 сделает KFX 201 близким по маневренности к индонезийской версии IFX и «Раптору».
В ходе развития корейско-индонезийской программы было рассмотрено множество различных компоновок планера будущей боевой машины, особенно с южно-корейской стороны. Наиболее интересные и перспективные, на мой взгляд, варианты,- это KFX-GSC и KFX-G5S, являющиеся настоящим «калейдоскопом» инженерной мысли и искусства копирования иностранных технологий.
Компоновка планера и фюзеляжа KFX-GSC представляет собой сложную смесь аэродинамических форм истребителей F-22A «Raptor» и F-23 «Black Widow II». У F-23 «Чёрная Вдова», как «под копирку», взята ромбовидная форма крыла; крыло среднерасположенное, с большими носками и развитыми элеронами и закрылками. Наклонные и слегка угловатые наплывы у корня крыла образуют верхнюю кромку скошенных назад воздухозаборников, точно как и у «Раптора».
Носовая часть фюзеляжа также повторяет формы F-22A. Заднее полноповоротное вертикальное оперение имеет большой угол развала и большую площадь, что вместе с «ромбообразным» крылом даёт отличные маневренные качества при полётах на больших углах атаки, что не один раз подтверждалось при испытаниях «Чёрной Вдовы», которая демонстрировала лучшие, чем у «Раптора» ЛТХ. Силовая установка однодвигательная со стандартным круглым соплом. KFX-GSC мог бы стать уменьшенным гибридом F-22A и F-23, сочитая их лучшие качества, и значительно превосходить F-35C, имея аналогичную цену.
KFX-G5S — наиболее выдающийся «плод» фантазии южнокорейских специалистов, также вполне реальный в исполнении и эффективный в эксплуатации.
Перед нами компактная «бесхвостка» с наплывами и передними контурами крыла от Т-50 ПАК-ФА; носом, мотогондолой и двигателем от «Раптора». У F-22A позаимствовано и плоское сопло с вертикальным ОВТ, что наделило бы самолёт сверхманевренными способностями даже лучшими, чем у F-22A, т.к. планер от ПАК-ФЫ. KFX-G5S смог бы выполнять «Кобру Пугачёва», KFX-GSC на это не был бы способен. А благодаря плоскому соплу радиолокационная заметность этого истребителя в заднюю полусферу также уменьшилась бы.
При углах атаки более 30-35град, «G5S» смог бы поддерживать управление за счёт большого вертикального двухсекционного оперения, способного работать в аэродинамической «тени», создаваемой планером. Есть и существенный недостаток у конструкции KFX-G5S — отсутствие внутреннего отсека вооружения, что значительно повышает радиолокационную заметность самолёта.
Если, к примеру, KFX-GSC — уменьшенный гибрид F-22A и F-23, ЭПР которых около 0,1 м 2 , то ЭПР корейского образца может не превышать 0,03-0,05 м 2 , а G5S с его открытым подвесным вооружением не будет иметь менее 0,5 м 2 , хотя маневренность последнего была бы «на высоте», как за счёт «рапторовского» ТРДДФ F119-PW-100 с ОВТ с тягой 15800 кгс, так и за счёт ПАК-ФАвских аэродинамических наплывов крыла.
Принимая во внимание технологические критерии современного ДВБ, KFX-GSC был бы более подготовлен к современной войне, даже со стандартной БРЛС с АФАР типа AN/APG-80, KFX-G5S можно применять против современного 5-го поколения, но исключительно при установке мощной АФАР или ПФАР типов Ш-121 или «Ирбис-Э», чтобы «увидеть и захватить ранее, чем быть атакованным».
Под последним понимается тактико-технологический способ, используемый современными многоцелевыми истребителями поколений 4+ и 4++ (Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), когда при использовании мощной бортовой РЛС можно обнаружить и осуществить захват и обстрел малозаметного истребителя-агрессора на дистанции более 120 км (максимальная дальность американской серийной AIM-120C-7), т.е. заблаговременно, имея при этом стандартную ЭПР в 2-5 м 2 . Повторюсь, в ДВБ «Раптору», на сегодняшний день, могут противостоять только те истребители поколения 4++, которые имеют БРЛС, равную или превосходящую по ТТХ станцию противника.
Прежде, чем завершить обзор, упомяну про огромные достижения Южной Кореи в области радиоэлектроники, которые выведут KFX 201на лидирующие в регионе позиции. Так что «гонка пятого поколения» между KFX, «Синсин» и J-31 уже «не за горами», и американскому разрекламированному F-35 явно не быть здесь фаворитом.
Проект истребителя пятого поколения KFX. Южная Корея и Индонезия
На нашем сайте мы стараемся отслеживать проекты новых самолётов, которые ведутся в мире. Особенно, проекты истребителей пятого поколения. Вот я и решил подготовить, некий, обзор прессы, который касается совместного корейско-индонезийского проекта KFX .
В заглавии статьи я указал что это проект совместный. Но, это не совсем то, что мы привыкли понимать под этим понятием. Всю инженерную и конструкторскую часть проекта тянут на себе корейцы. Индонезийцы только помогают с финансированием. И то стали это делать на самой последней стадии проекта, с 2010 года. До этого, с 2001 года, этот проект корейцы тянули самостоятельно. Правда, в открытом 2-го августа этого года научно-техническом центре в Тэджоне специалисты из Индонезии, всё же, присутствуют. Но ведущей или равной их роль оценивать, на мой взгляд, будет неправильным. Так как по заявлению индонезийцев, они рассчитывают благодаря работе над этим проектом, по сути, основать свою собственную аэрокосмическую отрасль. То есть, скорее всего, они, просто, обучаются. Кстати говоря, не исключено, что к проекту присоединится ещё одна страна – Турция. Переговоры в этом направлении сейчас ведутся.
В Южной Корее проект истребителя пятого поколения разрабатывает компания «Korea Aerospace Industries». Компания известна разработкой истребителя FA-50 Golden Eagle. Кстати говоря, KFX заявляется, как развитие проекта Т-50.
В техзадании по разработке истребителя KFX было указано требование, что это должен быть одномоторный или двухмоторный истребитель, с массогабаритным показателями американского истребителя F -16, но превосходящий его по основным ТТХ. Именно, этот самолёт должен будет заменить в Корейских ВВС уже изрядно устаревшие F-4D/E Phantom II и F-5E/F Tiger II. Ориентировочная потребность Корейских ВВС составляет, порядка, 250 машин. Кроме того, около 50 самолётов будет построено для Индонезии. Ориентировочная стоимость одного самолёта разрабатываемого в рамках проекта KFX оценивается немногим более 50 миллионов долларов. А стоимость всего проекта сегодня оценивается в сумму порядка 12 миллиардов долларов. По плану, первые серийные самолёты разработанные в рамках проекта KFX , должны начать поступать в войска с 2022 года.
В рамках проекта KFX корейцами было разработано две схемы планера. Один замолёт традиционной схемыи оснащённый одним мотором, получил название KFX 101. И самолёт по схеме утка, с двумя двигателями – KFX 201.
В качестве двигателей для самолёта KFX планируется мотор от американского истребителя F -35. Так же американским будет, скорее всего и радарное оснащение самолёта.
bmpd
Как сообщила южнокорейская газета “The Korea Times”, 13 июля 2017 года южнокорейская компания Hanwha Systems (входящая в состав корпорации Hanwha) на своем предприятии в Йонъине (провинция Кёнгидо) впервые публично продемонстрировала работающий первый прототип бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) для создаваемого в Южной Корее перспективного истребителя KF-X.
Первый прототип разрабатываемой южнокорейской компанией Hanwha Systems бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) для создаваемого в Южной Корее перспективного истребителя KF-X. Йонъин, 13.07.2017 (с) Yonhap
Hanwha Systems в апреле 2016 года получила контракт Агентства по оборонным разработкам (Agency for Defense Development – ADD) министерства обороны Южной Кореи на создание бортовой РЛС с АФАР для истребителя KF-X. В сентябре 2016 года Hanwha Systems подписала соглашение о содействии в разработке этой РЛС с израильской компанией IAI Elta, имеющей опыт создания РЛС с АФАР.
Во время показа прототипа РЛС 13 июля было сообщено, что 28-29 июня ADD рассмотрело нынешнее состояние программы разработки РЛС и дало разрешение на ее дальнейшее развитие. Было также сообщено, что Hanwha Systems планирует отправить первый прототип РЛС в Израиль, где компания IAI Elta должна провести стендовые, а затем и летные испытания станции.
Hanwha Systems является бывшим совместным предприятием Samsung Thales Corporation (STC), созданным группой Samsung и французской группой Thales (еще как Thomson-CSF) в 2000 году. В 2015 году Samsung продала свою долю в STC вместе с прочими своими оборонными активами группе Hanwha, после чего совместное предприятие получило название Hanwha Thales. В начале 2016 года Thales в свою очередь также продала свою долю в предприятии группе Hanwha, и компания была переименована в Hanwha Systems, став подразделением военных электронных систем группы Hanwha.
Помимо бортовой РЛС с АФАР, Hanwha Systems по контрактам с ADD отвечает за создание для истребителя KF-X также инфракрасной оптико-локационной станции, БЦВМ, контрольно-проверочной ЭВМ, многофункциональных индикаторов, системы голосовой связи и оповещения, подвесного контейнера целеуказания и станции активных помех. Четыре из этих систем (РЛС с АФАР, инфракрасная оптико-локационная станция, подвесной контейнер целеуказания и станция активных помех) первоначально планировалось создавать в партнерстве с американской корпорацией Lockheed Martin, однако правительство США отказало ей в разрешении на передачу критически важных технологий этих систем Южной Корее, что вынудило южнокорейскую сторону разрабатывать их самостоятельно либо в партнерстве с израильскими компаниями.
Проект создания в Южной Корее перспективного истребителя KF-X поколения “4++” осуществляется под руководством ADD и при ведущей роли южнокорейского авиастроительного объединения Korea Aerospace Industries (KAI). В декабре 2015 года KAI получила контракт ADD на полномасштабную разработку KF-X, с постройкой шести прототипов начиная с 2021 года и с началом серийного производства в 2026 году. Проектирование самолета должно быть завершено к июню 2018 года. Общая стоимость программы НИОКР оценивается в 8,5 млрд долл США, а стоимость постройки 120 серийных истребителей с 2026 по 2032 годы сейчас оценивается еще в 8,8 млрд долл.
В январе 2016 года KAI заключила соглашение о присоединении к программе разработке KF-X индонезийского авиастроительного объединения PTDI. Индонезийская сторона обязалась покрыть 20 % стоимости НИОКР (на сумму до 1,6 млрд долл) и планирует приобрести 50 истребителей индонезийского варианта под обозначением IF-X к 2040 году.
Первый прототип разрабатываемой южнокорейской компанией Hanwha Systems бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) для создаваемого в Южной Корее перспективного истребителя KF-X. Йонъин, 13.07.2017 (с) Yonhap