Проект истребителя Novi Avion (Югославия)
Проект истребителя Novi Avion (Югославия)
Novi Avion (Новый Самолет) начал разрабатываться в Югославии в конце 70- годов двадцатого века и представлял собой реактивный сверхзвуковой многоцелевой самолет (планировался выпуск в версиях перехватчика, истребителя-бомбардировщика и разведчика) 4-го поколения. Первый полет был задуман на 1992 год, а серийное производство должно было начаться в середине 90-х годов. Проект долгое время появлялся в прессе и документах под различными названиями: Novi Avion, Nadzvucni Avion (Сверхзвуковой Самолет), Yu-supersonic, YU-avion, Yu-82, Supersonicni borbeni avion (сверхзвуковой боевой самолет), Yu-visenamenski borbeni avion (многоцелевой боевой самолет). Официально о программе его создания было заявлено в 1986 году в Брнике.
У начала этой программы, как и много в Югославии стоял Иосип Броз Тито, который в 1974 году, после полёта первого прототипа самолёта «Орао» заявил, что Югославии необходимо иметь ещё и сверхзвуковой самолёт. В мае 1977 года Авиационно-Технический Институт (VTI) во главе с доктором Браниславом Йовановичем получил официальное задание на начало проектирования этой машины.
Согласно документам самолёт должен был быть построен по схеме «утка» с активным управлением, строиться с использованием современных композитных материалов и обладать одним двигателем, обеспечивающим повышенную подъемную силу. Оборудован многоцелевым радаром и интегрированной навигационной системой, кабина самолета снабжена цифровыми индикаторами и высокой автоматизацией. Вооружение самолета должно было состоять из двуствольной пушки калибра 30-мм с 300 снарядами, ракет воздух-воздух средней дальности и ракет воздух-земля с возможностью подвески бомб и контейнеров с оборудованием для разведки и радиоэлектронной борьбы массой до 5000 кг на пяти точках подвески.
В середине 80-х годов одним из первых написал о югославской программе сверхзвукового самолета журнал «Aviation Week and Space Technology», назвав его одним из самых амбициозных проектов в мировой военной истории. Но возникли трудности с силовой установкой (были варианты установки британских и французских двигателей), после последовали трудности финансовые, в 1990 году была начата сборка первого прототипа. Но распад страны, война и санкции поставили крест на проекте. В 1991 году он был окончательно свернут, а Авиационно-Технический Институт закрыт.
Расчётные ТТХ: экипаж – 1 человек, длина – 13,75 м, высота – 4,87 м, размах крыла – 8,5 м, вес пустого – 6247 кг, максимальный взлётный вес – 13500 кг, тяга двигателя – 8500 кг, максимальная скорость – 2000 км/ч, потолок – 17000 м, перегоночная дальность – 3765 км, радиус действия – 465 км, вооружение: 1 пушка 30-мм (300 снарядов), различное вооружение на 11-ти точках подвески.
Нови Avion – Novi Avion
Нови Avion (сербская кириллица: Нови Aвион Английский: Новый самолет ) была четвертое поколение многоцелевого боевых самолетов программы , которая должна была быть построена Югославией авиастроительной SOKO .
Авион признаки обрезанной дельты – переднее оперение конфигурации и должны был быть способны достичь сверхзвуковых скоростей в конфигурации боевой. Avion разделяет несколько точек соприкосновения с французской компанией Dassault Aviation «s Рафаль истребителей; Франция предоставила значительную техническую помощь Югославии в ходе программы Avion. Работа по развитию на истребителе была предпринята Vazduhoplovno Tehnički институтом (ВТИ) ( Авиационный технический институт ) в Белграде , в бывшей Югославии главного военно-технического института «s, в сотрудничестве с компанией Dassault Aviation.
После вступления обслуживание с SFR ВВС Югославии , который предполагалось произойти в конце 1990 – х годов до начала 2000-х годов Avion был бы использован в качестве замены для стареющего парка страны в Микоян-Гуревич МиГ-21 . Нация также ожидается значительный экспортно продаж типа. В 1991 году вся программа была приостановлена из – за отсутствия доступного финансирования незадолго до начала производства и год до запланированной даты типа по предусмотренной первый полет . Avion был прекращен в результате вспышки из югославских войн и последующий распад страны.
содержание
обзор
В середине 1980-х годов, программа Avion была инициирована с целью повышения Югославию политической независимости «s, становясь самодостаточными в производстве военной техники; в тот момент, превосходство в воздухе истребители были единственным главным элементом , что Югославия была все еще зависит от импорта, получив возможность производить все другое военное оборудование. Термин Novi Avion был использован для описания проекта в одиночку, считается , что воздушное судно получило бы надлежащее обозначение при входе службы.
Avion был предназначен для использования в качестве замены для флота югославского ВВС около 120 Микоян-Гуревич МиГ-21 . В службе, самолет был представлен как выполнять несколько функций миссии, в том числе ПВО, штурмовой и воздушной разведки, которые предназначены для обладают как высокой маневренностью и сверхзвуковые скорости проходки. Самолет был признан приоритетной программой для югославских народной армии и частично финансировался правительством страны из общих исследований и развития и модернизации средств, а также быть частично обеспечиваются промышленностью. В дополнении к МиГ-21, с 1990 – х годами, югославские ВВС действовали сила 14 Микоян МиГ-29 Fulcrum А истребителей, в то время как он также утверждали, что выбрал Су-25 FrogFoot быть закуплен его посвященным близкий воздух поддержка самолетов. Кроме того, югославский ВВС ожидали размещать дополнительные заказы на МиГ-29 в течение 1990 – х годов, который , как сообщается , были предназначены , чтобы поддержать оставшиеся МиГ-21 флот до Avion не может быть введен в эскадрилье службу.
И Франция , и французская компания Dassault Aviation предстоящая «s Rafale истребитель нес тяжелое влияние на конструкцию Avion. Нови Avion должен был быть первый сверхзвуковой самолет Югославии, соответственно, национальной промышленности не хватало опыта в области разработки и тестирования таких истребителей и разыскал внешних партнеров для оказания помощи. В конце 1980 – х лет, предварительное исследование конструкции, в значительной степени зависит от Rafale, было представлено Dassault. Авион разделяет несколько областей общности с Rafale, такой как почти идентичной конфигурацией дельта-и переднего оперения аналогичного механизма впуска двигателя. Утверждается , что добавление поясов , простирающихся на корму от задней кромки крыла было счета для одиночного расположения двигателя , принятое для данного типа. По данным аэрокосмического издания Flight International , большинство конструктивных различий между Rafale и Avion были из – за меньшего размера последнего, особенно с точки зрения его хвостовой части.
Поиск партнеров и прекращение
К марту 1990 года, выбор двигателя для питания Avion , как сообщается , неизбежно. Было заявлено , что предложения двигателя были получены от нескольких крупных международных производителей, в том числе General Electric «s F404 , Rolls-Royce » s RB199 , Pratt & Whitney «s PW1120 и Snecma » s М88 ТРДД военно-класса двигателей, которые , как сообщается , среди варианты в рамках исследования по Югославии. Потенциальные механизмы двигателя могут быть включены в лицензионное соглашение , чтобы произвести успешный двигатель в Югославии. В течение 1990 – х годов, затраты на разработку , связанные с истребителем были , как сообщается как ожидается, упадет между 150 млн и $ 200 млн $ в год на протяжении оставшейся части десятилетия. На одном из этапов, Югославии ожидается построить около 150 этих самолетов , чтобы заменить оба своих МиГ-21 и Соко J-21 Jastreb флоты, а экспортные продажи нескольких сотен Нови Avions на мировом рынке также предвосхитил страны.
К началу 1990 года правительство Югославии провели ряд переговоров с представителями различных стран, с целью открыть переговоры по совместной разработке самолета птенец истребителя. В то время как народ уже объявил, что, в принципе, было бы приступить к производству Avion, он искал внешних партнеров, чтобы разделить значительные затраты на разработку самолета. Тем не менее, эти стремления к обширной многонациональной сотрудничества часто осложняется политическими факторами, которые, как правило, преобладают скептицизма. В течение 1990 года Flight International писал о партнерских усилиях Югославии: «Для этого, чтобы стать реальной надежды, не говоря уже о возможности, потребует политических изменений за все, что уже видел в Восточной Европе западных компании, желающие работать с Югославией на Новь Avion были предупреждены. их правительства проявлять осторожность чтобы технологии в конечном итоге в чужих руках».
В 1991 году Югославия распалась на несколько разных стран, которые быстро привели к программе Avion покинутости из – за финансовых ресурсов , необходимых для начала производства истребителя, став недоступным после распада страны. Как сообщается, работа была первоначально остановлена из – за отсутствия финансирования , а дальнейшие усилия были направлены на приобретение механизмов иностранных партнерства. После вспышки в югославских войн , в результате полного развала страны, любое возрождение проекта отныне стало весьма маловероятно. На момент отмены в Avión, в дизайне был приблизительно один год от завершения; на данный момент, несколько производственных помещений и прототипы некоторых элементов летательного аппарата , такие как его кабина , уже построены. Если боец не был отменен в данный момент, это было запланировано провел свой первый полет в 1992 году; Avion , как сообщается , как ожидается, вступит эскадры службу в какой – то момент в середине 2000 – х годов.
дизайн
Нови Авион был четвертое поколение боевых самолетов многоцелевой . С точкой зрения его основной схемы, он показал обрезанную дельту – переднее оперение конфигурации. Внешне Avion напоминал французский построенный Dassault Rafale , хотя она отличалась, будучи меньше и только питание от одного двигателя. Он был разработан , чтобы заполнить различные роли, в том числе превосходства в воздухе , перехвата , разведок , штурмовых и анти-морских операций. Согласно заявлениям высокопоставленных югославских должностных лиц ВВС, проект предусматривал широкое использование композитных материалов, которые должны были включать в себя большую часть структуры. Он должен был быть оснащен различными современными системами, такие как интегрированная навигация / система атаки и радиолокационной система многоцелевой.
Avion был включать в себя ряд функций , которые были предназначены , чтобы понизить его радиолокационную поперечное сечение (RCS), хотя это не было бы в той степени , чтобы быть истинным стелс самолет . Это было предназначено быть оснащен усовершенствованным электронных контрмер (ECM) / Электронный счетчик-контрмер (ECCM) пакета, который должен был быть разработан внутри страны в Югославии. Кабина также была относительно передовой для того времени, интеграция функций , таких как распознавание диктора возможности. Avion часто утверждала, что все-югославский проект, и не была основана на каких – либо иностранные истребителях; Однако Франция предоставила значительную техническую помощь в разработке многих из наиболее сложных компонентов и элементов самолета , что Югославия не хватала опыта, например, многоцелевой в Avión в радиолокационной системе.
Ни один двигатель не был выбран для питания Avion до начала 1991 дизайна замораживания; Однако, по данным Flight International, два наиболее вероятных кандидатов были в американской General Electric F404 , и французская Snecma M88 турбореактивные двигатели, последний из которых является тот же самый двигатель , который впоследствии был использован для питания Dassault Rafale . Кроме того, большинство вооружений , что истребитель был бы переносимыми в службе было , вероятно , было либо французские спроектированным оружием, или было бы отечественное производство с помощью предоставленной Францией. Считалось , требования дизайна для истребителя , чтобы включали отношение тяги к весу превышает 1: 1. Ожидается , максимальная скорость истребителя на уровне моря было быть не меньше , чем Mach 1.1 , в то время как его максимальная скорость , когда полет на высоте 36,000ft (11,000m) должно было быть в непосредственной близости от Mach 1.8.
Характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 13,75 м (45,1 фута)
- Размах : 8.00 м (26,2 фута)
- Высота: 4,87 м (15,9 фута)
- Площадь крыла: 30 м² (322,9 sq.ft)
- Пустой вес : 6,247 кг (13772 фунтов)
- Максимум. взлетный вес : 13400 кг (29542 фунтов)
- Powerplant : 1 × Snecma M88ТРДД
- Сухое тяга: 50,04 кН (11250 фунтов)
- Упорный с форсаже : 75,62 кН (17 000 фунтов)
- Оружие: 1 × 30 мм пушка
- Узлах подвески : 11 всего (том числе 2 × крыла наконечника узлов подвески для ракет инфракрасной ГСН воздух-воздух)
- Противопожарный радиолокационный контроль
- Цифровая система управления полетом
- Многофункциональная система навигации / атаки
- Стекло кабины
Проект многоцелевого истребителя Novi Avion (вариант 1983 года). Югославия
Проект многоцелевого истребителя Novi Avion (вариант 1983 года). Югославия
Данная статья представляет собой перевод брошюры, посвященной краткому описанию проекта многоцелевого истребителя Novi Avion (в тексте статьи «NA») в варианте 1983 года.
МНОГОЦЕЛЕВОЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ «NA»
Содержание:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
«NA» представляет собой многоцелевой сверхзвуковой самолет-истребитель, предназначенный для поддержки наземных войск, противовоздушной обороны и разведки. Самолет должен выполнять боевые задачи днем и ночью в любых метеорологических условиях.
В конструкции самолета будут использованы современные технологии, и в 2000-х годах, когда «NA» будет принят на вооружение, он будет соответствовать современным самолетам-истребителям.
Самолет будет обладать высокими летными характеристиками благодаря применению аэродинамической концепции «утка», автоматическому отклонению переднего горизонтального оперения, передней и задней кромок крыла и электрической системы управления полетом с функциями активного контроля. Особенно важными являются летные характеристики в трансзвуковом полете с достижением высокой максимальной скорости и несмотря на использование воздухозаборника с фиксированной геометрией.
КОНСТРУКЦИЯ
Конструкция самолета будет изготовлена с использованием современных материалов и сотовых панелей. При последующей модернизации самолета в его конструкцию можно будет ввести конструктивные элементы из композиционных материалов.
Конструкция самолета состоит из четырех основных компонентов:
• крыло, которое состоит из двух многолонжеронных консолей;
• цельноповоротного горизонтального оперения (сотовые панели);
• вертикального оперения;
• фюзеляжа полумонококовой конструкции.
Шасси самолета является убирающимся с носовой стойкой и предназначено для действий с бетонных взлетно-посадочных полос. Основные стойки убираются в кессон крыла, а их колеса в ниши в фюзеляже. Носовая стойка убирается поворотом назад в нишу под воздухозаборником.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Двигатель самолета должен быть двухконтурным, самого последнего поколения, в классе развиваемой тяги 95 кН с последующим дожиганием, модульной конструкции.
Двигатель размещен в задней части фюзеляжа, и его установка не требует разделения фюзеляжа. Воздухозаборник с входным отверстием постоянного поперечного сечения расположен под фюзеляжем, что обеспечит двигателю хорошие условия работы на больших углах атаки.
КАБИНА ПИЛОТА
Кабина анатомически адаптирована к пилоту, которому обеспечивается отличный обзор во всех направлениях. Фонарь кабины с небольшим количеством рамных конструкций.
Панель приборов оснащена встроенными указателями, в т.ч. индикатором на лобовом стекле и аппаратурой для полетов по приборам (head-up display [HUD] и head down display [HDD]).
Катапультируемое кресло типа «ноль-ноль».
ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование самолета «NA» должно быть современным и обеспечивать ему возможность успешно и безопасно выполнять боевые задания днем и ночью в любых погодных условиях. Технологический уровень оборудования должен быть очень высок, особенно в системах и электронике. Оборудование отличается высокой степенью интеграции различных систем (обработка и обмен данными, управление системами и вывод данных в кабину пилота).
Самолет также будет оснащен современной прицельно-навигационной системой и оборудованием, необходимым для выполнения поставленных задач всеми видами вооружения, включая и управляемые ракеты воздух-воздух средней дальности.
ВООРУЖЕНИЕ
Штатно «NA» вооружен двухствольной пушкой и ракетами с ИК ГСН. Помимо этого самолет может нести очень широкий спектр боевой нагрузки общим весом до 5000 кг.
РАЗМЕРЫ И МАССА
РАЗМЕРЫ
• Длина 16200 мм
• Высота 4820 мм
• Размах крыла (без пусковых установок ракет с ИК ГСН) 9500 мм
• Площадь крыла 31 м²
МАССА
• Пустой снаряженный 7800 кг
• Внутренний запас топлива 3500 кг
• Боевая нагрузка 5240 кг
• Боевая 9700 кг
• Максимальная 16740 кг
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ВИД САМОЛЕТА В РАЗРЕЗЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Самолет «NA» вооружен пушкой, бомбами и ракетами, управление которыми осуществляется с помощью современной прицельно-навигационной системы. Помимо этого самолет может нести дополнительные топливные баки, вспомогательного оборудования и аппаратуры.
Постоянное вооружение самолета состоит из двухствольной 23-мм пушки GŠ-23LY (ГШ-23) с боезапасом в 300 снарядов и двух управляемых ракет воздух-воздух с ИК ГСН на законцовках крыла. На пяти подкрыльевых и подфюзеляжных узлах подвески можно разместить боевую нагрузку широкого спектра общим весом до 5000 кг.
Прицельно-навигационная система включает в себя многоцелевую радиолокационную станцию, которая успешно осуществляет пуск и наведение ракет воздух-воздух, воздух-земля, полет на малой высоте с огибанием рельефа, и лазерный дальномер для эффективных атак по наземным целям в управляемых бомб. Эффективность системы обеспечивается использованием индикатора на лобовом стекле, который обеспечивает пилоту оптимальные условия для ведения воздушного боя, и многоцелевых индикаторов на приборной доске, которые отображают информацию, полученную от радара, ИК-устройств, лазеров и других.
Внимание уделено защите электронного оборудования от помех и систем электронного распознавания и противодействия противника.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Выбранная конфигурация самолета обеспечивает отличные характеристики при выполнении двух основных задач: поддержке наземных войск и противовоздушной обороне.
Задачи поддержки наземных войск реализуются за счет глубокого проникновения с боевой нагрузкой на больших значениях числа Маха и на малой высоте полета. Активная система управления обеспечивает пилоту комфортные условия выполнения боевой задачи за счет компенсации влияния возмущенных воздушных масс при полете на малой высоте.
При ведении воздушного боя (противовоздушная оборона) аэродинамическая конфигурация «утка», активное управление и современный двигатель обеспечивают большую избыточную мощность и превосходную маневренность.
• Длина разбега 295-700 м
• Длина разбега с последующим набором высоты 15 метров 582-1050 м
• Длина пробега с заходом на посадку с высоты 15 метров 1040 м
• Длина пробега 715 м
• Максимальное число Маха 1,7+
• Максимальная скороподъемность 220 м/с
• Практический потолок 16000 м
ДИАПАЗОН НАГРУЗОК САМОЛЕТА «NA»
ДИАПАЗОН НАГРУЗОК САМОЛЕТА «NA»
ПРОФИЛИ БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Приведенные ниже типичные профили полета «NA» иллюстрируют большой потенциал самолета при выполнении задач противовоздушной обороны и поддержки наземных войск.
Профили полета «NA» при выполнении задач противовоздушной обороны приведены с использованием только внутреннего запаса топлива.
ВОЗДУШНЫЙ БОЙ НА СВЕРХЗВУКОВОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА
ВОЗДУШНЫЙ БОЙ НА ДОЗВУКОВОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА
НАНЕСЕНИЕ УДАРОВ ПО НАЗЕМНЫМ ЦЕЛЯМ
ДИАГРАММА ВЫСОТ И СКОРОСТЕЙ УСТАНОВИВШЕГОСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА
ДИАГРАММА ВЫСОТ И КОЭФФИЦИЕНТА НОРМАЛЬНОГО УСКОРЕНИЯ
СКОРОСТЬ И ВРЕМЯ НАБОРА ВЫСОТЫ
ДИАГРАММА ВЫСОТ И КОЭФФИЦИЕНТА ОСЕВОГО УСКОРЕНИЯ