1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект крылатой ракеты К-12БС (СССР)

Проект «Буря» — первая в мире межконтинентальная крылатая ракета

Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …

История проекта «Буря»

• 1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой. Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника.

Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО. Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.

• Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта.

• Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря». Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301. Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря»:
— летальный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
— дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
— впервые для полетов применяется астронавигация;
— впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
— впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
— впервые в постройке ЛА используется титан.
— впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.

• Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. Минобороны СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.

Основные устройства и оборудование проекта «Буря»

• Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
• Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположенным треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.

• Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн. Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.

Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части. Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала. Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями.

• Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.

Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 — получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» — работа конструкторов НИИ-49.

• На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость. В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».

• Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр «Объект 112» (СССР)

• К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.

• Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты. Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3,3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время. Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.

Испытания «Бури»

• До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут.

• 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3,3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3,5 тысячи км/ч. Это был первый успех.

• На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.

• В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.

• 14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров. Начались испытания на длинных дальностях.

• Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6,5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.

• Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры. Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.

Судьба «Бури»

• Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один — проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев.

• Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос. Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедшей в серийное производство ракеты носителя.

• Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА. Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.

• Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль». Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».

Интересно.
Примерно в то же самое время, 56-58 годы, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.

Основные технические данные «Бури»:
— длина – 19,9 метра;
— диаметр – 1,5 метра;
— межблочная длина – 5,2 метра;
— высота – 6,65 метра;
— размах крыла – 7,7 метра;
— вес — 97 тонн, после доработок — 130 тонн;
— вес БЧ – 2,2 тонны, после доработок – 2,35 тонны;
— окислитель — азотная кислота;
— горючее — амины и керосин.

И последнее.
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».

Крылатая противокорабельная ракета К-12БС.

Крылатая противокорабельная ракета К-12БС.

Читать еще:  Экспериментальный ГЛА Boeing HyperSoar (США)

Разработчик: ОКБ Г.М.Бериева
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Закрытие проекта: 1960 г.

Работы по созданию крылатой противокорабельной ракеты К-12 были начаты по Постановлению Совета Министров СССР № 838-389 от 11 июля 1957 года. Первоначальное проектирование ракеты велось в ГСНИИ-642. Однако 8 марта 1958 года ГСНИИ-642 был передан в качестве филиала ОКБ-52 В.Н.Челомея и работы по К-12 там остановились. Так как интерес к УР такого класса оставался, задел, накопленный по этой теме в ГСНИИ-642 передали в ОКБ-49 Г.М.Бериева, занимавшееся гидроавиацией. Постановлением Совета Министров СССР № 564-275 от 26 мая 1958 года работы по К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева. ТТТ на ракету и систему управления были утверждены ВВС 9 сентября 1958 года.

Бериев решил делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. У Бериева индекс ракеты К-12 был преобразован в К-12БС.

Ракета К-12БС предназначалась для поражения бронированных кораблей, крупных транспортов и радиолокационно-контрастных наземных целей. В аппаратуре самонаведения системы К-12Б использован принцип активного самонаведения ракеты с подвески по выбранной с помощью РЛС «Шпиль» надводной или наземной цели. Аппаратура наведения ракеты включала активную радиолокационную головку самонаведения «КН» и автопилот АП-72-12.

Ракета оснащалась серийным жидкостным реактивным двигателем С2.722В с турбонасосной подачей топлива. Двигатель был размещен в хвостовой части фюзеляжа и работал в двух режимах.

В баках ракеты было помещено 545 кг окислителя марки АК-20К и 175 кг горючего марки ТГ-02. Максимальная скорость полета 2500 км/ч. Высота полета ракеты 5-12 км. Дальность стрельбы — от 40 до 110 км.

Проекции ПКР К-12БС. Схема.

Крылья стреловидные с углом 65°. Вес боевой части составлял около 350 кг. Боевая часть могла быть как ядерной, так и фугасно-кумулятивной. В последнем случае боевая часть содержала 216 кг взрывчатого вещества. При пробитии борта корабля-цели при угле встречи менее 45° взрывное устройство обеспечивало подрыв обычной боевой части внутри корабля, а при углах встречи, превышающих 45°, происходил мгновенный взрыв у борта.

Компоновочная схема ПКР К-12БС.

Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.

При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась подвеска ее под крылом Бе-10Н на воде со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон.

В 1957 году было начато проектирование башенной дизель-электрической транспортной подводной лодки пр. 648, которая среди прочих грузов должна была перевозить 500 т авиационного топлива. С августа 1959 года началось проектирование атомной транспортной подводной лодки пр. 664, которая среди прочих грузов должна была перевозить 1000 т авиационного топлива. В проекте 664 в разделе «Назначение лодки» было сказано: «…снабжение в море гидросамолетов топливом и другими видами обеспечения». Что понималось под «другими видами обеспечения», сказано не было, но лодка пр. 664 должна была транспортировать 20 крылатых ракет типа П-5, П-6 или П-7. Эти ракеты предназначались для передачи в море на подводные лодки-ракетоносцы. Однако без особого труда ракеты П-5 можно было заменить на ракеты К-12БС, которые несколько легче по весу и существенно меньше по габаритам. А при проектировании ракеты К-12БС предусматривалась подвеска ее под крылом Бе-10Н на воде со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь в центре Тихого океана. Там они дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной па 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи.

Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н «на плаву». Рисунок.

Но, как говориться, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника.

Читать еще:  Опытная зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-2 (СССР)

В ходе разработки носителя и ракеты было выявлено отставание их расчетных ТТХ от заданных. Кроме того, сами величины характеристик, указанные в ТЗ, уже были недостаточными. В связи с этим согласно ПСМ от 12.08.1960 г. все работы по самолету Бе-10 и его модификации Б-10Н с УР К-12БС были прекращены до того, как ракета была готова к выходу на испытания. Необходимо отметить, что в этом документе отразились не только недостатки ракетной системы К-12, но и те тенденции в военном строительстве, которые несколько лет спустя были признаны ошибочными.

Поскольку работы по ракетной летающей лодке Бе-10Н были прекращены Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 года, одновременно закрыты и работы по К-12БС. К этому времени было изготовлено несколько опытных образцов ракеты, но полномасштабных пусков ее не было.

Длина, м: 8,36
Макс. диаметр, м: 0,7-0,8
Размах, м: 2,25
Высота, м: 1,2-1,3
Стартовый вес, кг: 4300
Двигатель: ЖРД С2.722В
Тяга двигателя, кгс
— 1 режим: 1213
— 2 режим: 554
Время работы двигателя, с
— 1 режим: 120
— 2 режим: 150
Тип горючего: ТГ-02
Вес горючего, кг: 175
Тип окислителя: АК-20К
Вес окислителя, кг: 545
БЧ, тип: ядерная / фугасно-кумулятивная
Вес БЧ, кг: 350
Вес ВВ, кг: 216
Система наведения: инерциальная + АРЛГСН «КН»
Аппаратура наведения: К-12У
Автопилот: АП-72-12
Дальность стрельбы, км: 40-110 (93)
Скорость полета, км/ч: 2500
Высота полета, км: 5-12
Скорость носителя, км/ч: 700-875
Высота пуска, км: 5-10 (12)
Самолетная РЛС: «Шпиль» К-12У
Самолет-носитель: Бе-10Н, Бе-12.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Авиация и Время №4 за 2000 г. А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н.Емельянов. Реактивный корабль.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.

Опытная ПКР К-12БС (СССР)

Крылатая ракета К-12БС предназначался для поражения бронированных кораблей, крупных транспортов и радиолокационно-контрастных наземных целей. В аппаратуре наведения системы К-12Б использован принцип активного самонаведения снаряда с подвески по выбранной с помоццаЮ РЛС «Шпиль» надводной или наземной цели. Аппаратура наведения самолёта-снаряда включала в себя активную радаолокационную головку самонаведения «КН» и автопилот АП-72-12. На опытном образце самолёта-снаряда был установлен серийный жидкостный реактивный двигатель С2.722В с турбонасосной подачей топлива. Двигатель был размещен в хвостовой части фюзеляжа и работал в двух режимах.

В баках крылатой ракеты К-12БС помешено 545 кг окислителя марки АК-20К и 175 кг горючего марки ТГ-02. Нормальная взлетная масса самолёта-носителя Бе-10Н составляла 48,5 т. Самолёт мог нести один или два снаряда. Практический потолок Бе-10Н составлял 11,6-11,8 км, а максимальная скорость с одним снарядом 875 км/ч. Радиус действия Бе-10Н при подвеске одного снаряда без дозаправки самолета 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подводной лодки — 2060 км. Это позволяло атаковать цели, находившиеся в центральной части Атлантики и Тихого океана. Аппаратура наведения должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при волнении моря 4-5 баллов на расстоянии не менее 150 км. Бе-10Н мог производить пуск самолета-снаряда с высоты 5 км до практического потолка и скорости 700-875 км/ч. Максимальная дальность пуска с высоты 10 км составляла 93-110 км, а минимальная дальность 40 км.

Крылатая ракета К-12БС могла нести как обычное взрывчатое вещество массой 216 кг, так и спецзаряд. При пробитии борта корабля-цели при угле встречи менее 45* взрывное устройство обеспечивало подрыв обычной боевой части внугри корабля, а при углах встречи, превышающих 45, происходил мгновенный взрыв у борта. Система К-12Б была доведена до стадии изготовления опытного образца, но на вооружение не поступила.

Характеристики крылатой ракеты К-12БС

Длина, м 8,36
Размах крыла, м 2,25
Стреловидность крыла 65о
Стартовый вес, кг 4300
Боеголовка тип ядерная фугасно-кумулятивная
вес, кг 350
вес ВВ, кг — 216
Силовая установка — ЖРД С2.722В
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) 2500
Дальность стрельбы, км 40-110
Скорость пуска, км/ч до 700
Высота пуска, м 5000-10000
Высота полета, м 5000-12000
Система наведения инерциальная + АРГСН

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector