Проект легкого ударного самолета F/A-259 Striker (Чехия)
Проект легкого ударного самолета Сухого С-37. СССР
С виду — так отличный
С виду — так отличный “файтер”. Прямо МиГ-21 XXI века!
Спрос на такие — хорош.
коллега дед Архимед
Читал на
коллега дед Архимед
Читал на паралае, что в качестве Миг-21 21 века — это микояновский проект 41 http://www.paralay.com/lmfs.html.
Наши его делать не стали и перепроектировали для КНР. Сечас Китай ывпускает FC-1/JF-17 http://alternathistory.org.ua/istrebitel-jf-17-tander-pakistankitai
А я, в свою очередь, слыхал,
А я, в свою очередь, слыхал, что FC-1 — это переработанный американский Нортроп Ф-21 “Тайгершарк”, хороший по качеству, но не пошедший для третьего мира ввиду высокой цены.
Коллега дед Архимед
Я могу
Коллега дед Архимед
Я могу предъявить третьего претендента на отцовство FC-1/JF-17 это румынский IAR-95.
У румын в качестве аргументов похожесть машин и тесные связи между румынией и КНР во времена Чаушеску. Кстати, IAR-95 проскальзывал здесь до падения сайта.
Индийский Tejas
Индийский Tejas идеологически- точь-в-точь C-37
шикарная машина!
и очень
шикарная машина!
и очень красива и функциональна (и как истребитель, и истребитель-бомбардировщик). только смущает вариант штурмовика — вроде бы штурмовик должен быть двухдвигательным с максимально возможным расстоянием между движками
блин, опять повтором
блин, опять повтором глюкнуло, сорри
Этот Этот истребитель-бомбардировщик (вернее, тактический многофункциональный боевой самолет, оптимизированный для уничтожения наземных целей) шел на смену Су-17 и МиГ-27. Зарубежный аналог — F/A-18. Близкие по массе Еврофайтер и Рафаль (и несостоявшийся микояновский ЛФИ 4.12) больше заточены под воздушный бой и хуже работают по земле. Tejas, Gripen — в 2 раза легче. Су-37 ни в коем случае не “МиГ-21 XXI века”. Это немаленький и недешевый (в конце 80-х 30 млн $ — стоимость F-15C) высокоэффективный ударник с мощным БРЭО. Внешний рынок для него — страны, закупавшие передовую советскую технику (в т.ч. Су-22 и МиГ-23БН) — Индия, Египет, государства-члены ОВД. Он также должен был заменить Су-25 — к концу 80-х и в Штатах, и в СССР уже сомневались в будущем бронированного штурмовика типа А-10/Су-25, потому что а) имея в наличии много дешевого и эффективного высокоточного оружия нет нужды утюжить позиции противника НУРСами/свободнопадающими бомбами, подставляясь под ближнюю ПВО, современные средства которой б)должны были щелкать эти штурмовики, как орехи, несмотря на любую броню, разнесенные двигатели и прочее. Поэтому по теме “Ш-90” рисовали всякую дурь, понимая, что оно все равно никогда не полетит, и Су-37 станет единым тактическим ударным самолетом ВВС. А новый МиГ-21, т.е. дешевый истребитель на 10-15 тонн, в Союзе не проектировался, потому что был никому не нужен. Друзья СССР могли позволить себе полноценный аппарат … Подробнее »
Коллега Eugene_V
У меня
У меня вопрос только по последнему абзацу. Почему СССР не мог разрабатывать дешевый истребитель на 10-15 тонн?
Спроектировали бы, сделали бы и вооружили бы этим самолетом 1 полк где нибудь в центральной группе войск. В мирное время делать самолет и продавать папуасам, вставшим на социалистический путь развития, а в военное время — использовать как мобилизационный самолет. Как вы смотрите на такой вариант?
Проект легкого ударного самолета F/A-259 Striker (Чехия)
Чешская самолетостроительная компания Aero Vodochody продолжает развитие своей ставшей уже легендарной линии реактивных учебно-тренировочных самолетов L-39 Albatros. Совершивший первый полет полвека назад, в ноябре 1968 г., L-39 серийно выпускался до 1999 г. Было построено в общей сложности свыше 2900 самолетов различных модификаций, которые поставлялись более чем в 50 стран мира. В настоящее время компания предлагает три варианта дальнейшего развития «Альбатроса». В марте 2018 г., после завершения программы испытаний, Министерство обороны Чехии сертифицировало ремоторизованную версию машины – L-39CW. Нынешней осенью должна состояться выкатка глубоко модернизированного L-39NG, а на прошедшем в июле 2018 г. авиасалоне в Фарнборо был впервые представлен проект легкого ударного самолета F/A-259 Striker.
Программа L-39CW предусматривает модернизацию ранее построенных учебно-тренировочных самолетов L-39C за счет замены применявшегося на них разработанного и строившегося в Запорожье двигателя АИ-25ТЛ на американский ТРДД Williams International FJ44-4M аналогичной тяги (1720 кгс). Новый двигатель имеет лучшую топливную экономичность, меньшую массу, больший ресурс, эксплуатируется по состоянию и обеспечивает самолету лучшие разгонные характеристики. Для его запуска не требуется вспомогательная силовая установка, поскольку он оснащается электрическим стартером. Одновременно предлагается замена старого комплекса авионики на современный.
Прототип ремоторизованного L-39CW совершил первый полет 14 сентября 2015 г., программа испытаний была завершена к ноябрю прошлого года, а в марте 2018 г. Управление авиационного надзора Министерства обороны Чехии выдало на новую модификацию сертификат типа.
L-39CW является промежуточным шагом к «большой модернизации» L-39NG (Next Generation – «новое поколение»), подразумевающей восстановление серийного производства самолетов L-39 в новом облике. L-39NG будет отличаться от классического «Альбатроса» уменьшенной массой планера за счет применения композиционных материалов (в частности, из них будут выполняться воздухозаборники) и увеличенным до 15 тыс. часов ресурсом. Новое «мокрое» крыло с баками-кессонами позволит отказаться от характерных для L-39 консольных топливных баков на его законцовках и тем самым уменьшить лобовое сопротивление. Для ускорения предполетного обслуживания появится узел централизованной заправки. Вместо самоориентирующейся будет применена управляемая передняя опора шасси. Добавятся две точки подвески вооружения под крылом – теперь их будет четыре и одна под фюзеляжем. Самолет планируется оснащать уже отработанным на L-39CW двигателем Williams International FJ44-4M тягой 1720 кгс, а в дальнейшем возможно применение его форсированной версии. L-39NG будет иметь новую «стеклянную» кабину экипажа с комплексом авионики, поставляемым компанией Genesys Aerosystems, беспереплетным фонарем и новым катапультным креслом Martin Baker Mk.16, обеспечивающим покидание самолета в режиме «0–0».
В итоге реализации всех мероприятий масса пустого самолета уменьшится на 200 кг – до 3200 кг, максимальная взлетная масса увеличится более чем на тонну – до 5800 кг (у L-39C – 4700 кг), а максимальная заправка топливом – на 200 кг (до 1250 кг), что обеспечит дальность полета 2130 км.
Печатная версия материала опубликована в журнале “Взлёт” № 9-10/2018
Проекты штурмовиков по программам “Minicas” и “SABA” (Великобритания. 1970-е – 1980-е годы).
В середине 1970-х годов британские военные приняли решение о необходимости создания лёгкого дозвукового штурмовика, занимающего нишу между ударными реактивными самолётами, и вертолётами. Такая машина должна была иметь достаточную скорость для быстрого реагирования на угрозы и достаточную маневренность для ведения воздушного боя на малых высотах с вражескими вертолётами. Британия уже не могла потянуть создание сложных схем вроде винтокрылов или конвертопланов, потому спецификация предусматривала создание обычного самолёта. Предполагалось, что штурмовик будет иметь бронирование против 23-мм снарядов “Шилки”, скорость до 900 километров в час и возможность использовать ракеты “Воздух-Воздух” и “Воздух-Земля”. Разработка проекта была поручена корпорации Hawker Siddeley Aviation.
В рамках первоначальной концепции, получившей название Minicas (Mini Close Air Support) предполагалось создание максимально манёвренного ударного самолёта, имеющего главной целью танки, а вертолёты лишь дополнительной. Внутреннее обозначение проекта – Hawker Siddeley HS.1194. Всего было подготовлено несколько вариантов, но на данный момент нам известно только два. В первом варианте инженеры предложили использовать так называемое “крыло Каспера” (Casper wing) – концепт высокого уровня механизации крыла, позволяющего сохранять максимальную подъёмную силу даже на минимальных скоростях, до 80 километров в час. Аэродинамическая схема самолёта – утка, с развитым передним оперением. Другим интересным решением проекта была установка турбовентиляторного двигателя Turbo-Union RB199 с возможностью частичного отклонения струи при помощи вспомогательных роторов позади двигателя. Вооружение самолёта состояло из двух 30-мм автопушек и отсека в корпусе для размещения управляемых ракет различных типов или бомб. Из-за особенностей конструкции крыла внешних подвесок для него не было предусмотрено. Интересно отметить, что орудия имели возможность частичного наведения по вертикали. Предполагаемая максимальная скорость самолёта – 900 километров в час, минимальная – 90 километров в час.
Другой вариант предполагал создание штурмовика по нормальной аэродинамической схеме, с максимальным уменьшением размера самолёта. Ради этого было ослаблено бронирование относительно других вариантов, главной защитой должны были стать малые размеры. Двигательная гондола была установлена над фюзеляжем самолёта, что повышало защищённость мотора Armstrong Siddeley Viper от огня с земли. Минимальная скорость горизонтального полёта – 180 километров в час, остальные характеристики соответствовали другим вариантам HS.1194. Вооружение: 30-мм автопушка, четыре точки подвеса различных ракет, две под крылом и две под фюзеляжем.
В 1977 году Hawker Siddeley Aviation была включена в новообразованную компанию British Aerospace, а в 1979 году проекты по теме Minicas были представлены военным. Но к тому моменту приоритеты поменялись – угроза от советских вертолётов резко возросла а штурмовики Minicas не обладали достаточной манёвренностью для борьбы с ними. К 1981 году военные подготовили требования к самолёту поля боя, имевшего главной задачей именно борьбу с вертолётами и другими низколетящими целями. Основным требованием стало обеспечение максимальной манёвренности – на скорости в 600 километров в час радиус разворота должен был составить всего 120 метров. В качестве основного вооружения предлагалось использовать сверхманёвренные ракеты ближнего боя ASRAAM. Новый проект получил обозначение SABA (Small Agile Battlefield Aircraft).
В рамках проекта разрабатывалось достаточно много различных вариантов самолётов. Всех их можно условно разделить на использующие винтовентиляторный вариант двигателя Lycoming T55 и использующие турбовентиляторные двигатели. К первым стоит отнести British Aerospace Р.1233-1 и Р.1238. Стоит так же уточнить, что, как и в случае с Minicas, все разработанные варианты нам пока не известны.
Р.1233-1 является наиболее “популярным” вариантом по программе SABA и именно он считался основным претендентом на постройку прототипа. Он представлял собой самолёт компоновочной схемы утка с крылом небольшой обратной стреловидности, передними стабилизаторами и винтовентиляторным двигателем Lycoming T55 с соосными толкающими винтами. В состав вооружения входила 25-мм автопушка и шесть ракет ASRAAM, в носу самолёта располагалась обзорно-прицельная система с теплопеленгатором и лазерным дальномером-целеуказателем. Для увеличения маневренности и времени полёта от бронирования решено было отказаться, тем более, что главной задачей самолёта было действие над своими войсками, где отсутствовали вражеские ЗСУ. Самолёт мог взлетать с грунтовых аэродромов с длинной полосы в 280 метров. Максимальная скорость составляла 740 километров в час.
Проекции British Aerospace Р.1233-1
Р.1238 можно назвать запасным вариантом для всей программы SABA, в нём практически не было каких-то новаторских и неиспытанных решений, цена его постройки была наименьшей из всей программы. Самолёт был выполнен по двухбалочной схеме, двигатель, аналогичный варианту Р.1233-1, размещался в задней части фюзеляжа. В отличие от иных самолётов программы SABA Р.1238 имел бронирование, как кабины пилотов, так и двигателя. Это потребовало снизить полезную нагрузку – на самолёте отказались от сложной системы прицеливания и обнаружения целей в пользу обычного ручного наведения. Носимое вооружение соответствовало Р.1233-1, так же, как и все основные ЛТХ.
Проекты, использовавшие турбовентиляторные двигатели, имели общее обозначение Р.1234, хотя и серьёзно отличались друг от друга. В основу варианта Р.1234-1 была положена интересная идея – не создавать сверхманёвренный самолёт, а обеспечить возможность наведения вооружения вне зависимости от направления полёта. Под фюзеляжем самолёта была установлена приплюснутая башня либо с 40-мм автоматической пушкой, либо со спаркой 25-мм пушек. Башня имела угол наведения в 270 градусов по горизонтали, орудия имели угол склонения в 25 градусов. Система наведения была позаимствована у ударных вертолётов и включала нашлемную систему целеуказания. Предполагалось использовать орудия, как против вертолётов, так и для поражения бронетехники в верхнюю проекцию. Дополнительное вооружение – две ракеты ASRAAM. Для повышения манёвренности и возможности установки широкой башни были использованы схема бесхвостка и крыло максимальной площади. Двигательная установка – Rolls-Royce Adour RT-172-871, максимальная скорость – 800 километров в час.
Отличительной особенностью Р.1234-2 была попытка совместить плюсы винтовентиляторных и турбовентиляторных двигателей – уязвимый ротор был помещён в корпус в задней части самолёта, что потребовало использовать достаточно широкий фюзеляж. Кроме того, это решение позволило Р.1234-2 развивать чуть большую скорость, чем Р.1238 и Р.1233-1 – 780 километров в час. Самолёт был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, а его высокая манёвренность достигалась при помощи развитой механизации крыла. В остальном Р.1234-2 полностью соответствовал Р.1233-1.
Р.1234-3 во многом повторял решения Р.1234-1, но в поворотной башне размещались не орудия, а две пусковых установки многоцелевых управляемых высокоскоростных кинетических ракет. Возможность наведения по вертикали позволяла запускать ракеты практически в любом направлении и поражать как танки, так и вражеские вертолёты. Всего самолёт нёс 12 таких ракет, по 6 на каждую пусковую установку. В качестве дополнительного вооружения в носу неподвижно устанавливался крупнокалиберный пулемёт, там же размещалась прицельная система аналогичная Р.1233-1. Самолёт был выполнен по схеме бесхвостка с дельтовидным крылом, потому имел лучшее скоростные показатели, но худшую маневренность среди всех проектов SABA.
В 1987 году военным был представлен отчёт по программе SABA, который был встречен в целом положительно. Как и ожидалось, вариант Р.1233-1 был выбран как основной. Но основным минусом проекта стала его цена – британские военные не могли найти деньгу даже на закупку новых ударных вертолётов, так что не стоило говорить и о специализированном самолёте истребители вертолётов. В тоже время в недрах British Aerospace прорабатывался куда более амбициозный проект с поистине революционным подходом – модульный штурмовик British Aerospace Р.1239.
Р.1239 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с использованием элементов технологии “стелс”. В верхней части самолёта размещалось место под съёмные модули с различной полезной нагрузкой: управляемыми и неуправляемыми ракетами, турелями с различными автопушками, радарной системой. Модули можно было быстро менять на аэродроме в зависимости от задач, которые предстоит решать самолёту. В остальном самолёт был максимально облегчён ради достижения большей маневренности, используемая двигательная установка – Rolls-Royce Adour RT-172-871. Расчётная максимальная скорость – 600 километров в час, дальность полёта – 400 километров.
British Aerospace Р.1239
Различные варианты модулей для Р.1239. Сверху вниз:
1. Пусковая установка 14 зенитных ракет Starstreak
2. Пусковая установка управляемых ракет Merlin – модифицированных миномётных мин с ракетным двигателем и кассетной боеголовкой
3. Разбрасыватель мин HB.876 и суббоеприпасов BL.755
4. Радар для обнаружения наземных целей
5. Установка 30-мм пушки в турели
6. Установка 20-мм пушки в турели
Кроме того, разрабатывались варианты создания на базе Р.1239 лёгкого истребителя, использования агрегатов с проекта Р.1233 для удешевления производства и обеспечения унификации. Прорабатывался беспилотный вариант Р.1239-5 с двумя ракетами “Воздух-Воздух” средней дальности S225X. Предполагалось размещение таких дронов на подвижных пусковых установках для оперативного прикрытия союзных войск с воздуха или как сопровождение для обычных Р.1239.
Но такой революционный проект не заинтересовал военных, несмотря на все выгоды, в том числе и экономические, при его реализации. Не сложилась судьба и у Р.1233-1 – у британских военных так и не нашлось на него денег, а после окончания холодной войны он и вовсе стал не нужен. Не удалось продать проект и в США – у них самих были подобные проекты ничем не уступающие британцу.