0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект лёгкого бомбардировщика SAAB A-36 (Швеция)

Копьё, робот, удар молнии и морской змей

Целью шведской военной ядерной программы изначально было создание лишь тактического ядерного оружия, что нашло отражение как в мощности проектируемых зарядов, так и в выборе потенциальных средств доставки. В роли последних рассматривались крылатые ракеты и реактивные самолёты — как «обычные», так и специально проектируемые. Окончательный отказ Швеции от ядерной программы поставил крест на некоторых интересных образцах военной техники и вооружения.

Выбор средств доставки

По отношению к СССР — стране, которую шведы с середины 40-х годов считали наиболее вероятным противником в возможной войне, — Швеция имела довольно выгодное военно-географическое положение. Сухопутной границы с Советским Союзом Швеция не имела, но, даже в случае возможного прохода советских войск по территории Финляндии и/или Норвегии, северная часть Швеции была весьма удобной для обороны — труднопроходимой, со слабо развитой дорожной сетью, горами, болотами и крупными лесными массивами. А успешное вторжение со стороны Балтийского моря подразумевало для СССР проведение операции, по масштабу сопоставимой с высадкой союзников в Нормандии в 1944 году.

Ядерное оружие шведы предполагали применять, в первую очередь, по советским военно-морским базам, которые в случае войны могли быть наиболее вероятными местами сосредоточения войск перед предстоящим десантом. При своевременном и удачном (для шведов) применении ядерного боеприпаса по такому объекту можно было одним ударом уничтожить как сами войска, так и предназначенные для их перевозки транспортные суда. Поэтому необходимая дальность действия потенциальных носителей ОМП должна была быть сопоставима с шириной Балтийского моря.

Если бы разработка ядерного оружия у потомков викингов шла быстро и успешно, на роль его носителя на первых порах вполне мог подойти реактивный боевой самолёт Saab 32 Lansen («Копьё») в модификации A 32A. Первые из этих штурмовиков поступили в войска в 1955 году и были способны нести до 3 тонн полезной нагрузки. На них имелись узлы подвески для бомб и ракет, в частности для ПКР Rb 04. Дальность полёта Saab 32 составляла около 2000 километров, а максимальная скорость — порядка 925 км/ч.

Однако даже при самых оптимистичных прогнозах количество ядерных боезарядов в шведской армии должно было оставаться весьма небольшим. Поэтому требовались носители, которые обладали бы максимально возможной способностью по преодолению ПВО вероятного противника. А у СССР были очень сильные войска ПВО. Два образца таких носителей, разработка которых активно велась в 50-е годы в Швеции, и будут основной темой этой статьи. Следует сразу заметить, что, как и шведское ядерное оружие, эти образцы, вплотную приблизившись к стадии постройки, так и не были созданы. Впрочем, если бы шведы всё же довели свою ядерную программу до конца, их бомба без подходящего носителя всё равно не осталась бы – но об этом в самом конце.

Крылатая ракета Robot 330

В 1957 году на основе уже имевшихся наработок по созданию крылатых ракет компания Saab начала проектирование крылатой ракеты-носителя ядерного оружия Robot 330. Ракета создавалась как двухступенчатая. Стартовать с подвижного пускового комплекса она должна была с помощью твёрдотопливного ракетного двигателя, который отбрасывался бы после выработки топлива. Первая ступень (массой в полторы тонны, длиной 4,1 метра) должна был разогнать RB-330 до сверхзвуковой скорости, на которой смогли бы эффективно работать два маршевых прямоточных воздушно-реактивных двигателя (ПВРД) второй ступени (масса 2,8 тонны, длина 7,6 метра). Они же должны были разогнать ракету до скорости в 3,6 маха (около 4400 километров в час). Это значит, что при радиусе действия в 500 километров подлётное время при запуске на максимальное расстояние должно было составить 6–8 минут.

По похожей схеме создавалась американская межконтинентальная крылатая ракета SM-64 Navaho. Важным отличием американской ракеты было использование в качестве разгонной ступени ракеты-носителя на жидком топливе. В остальном принцип был тот же: первая ступень разгоняла крылатую ракету до скорости в 3 маха, отсоединялась после выработки топлива, а далее в дело вступал ПВРД. Американская ракета была гораздо больше (20,7 метра в длину и почти 30 тонн массы), а максимальная дальность её полёта достигала вполне «стратегических» 6,5 тысяч километров. Кроме того, в отличии от «бумажного» шведского аналога, SM-64 Navaho была воплощена в металле и запускалась более 10 раз в 1956–57 годах – правда, запуски в основном были неудачными.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка 2С25 Спрут-СД (Россия)

К слову, проекты межконтинентальных крылатых ракет, М-40 «Буран» и Ла-350 «Буря», в 50-е годы существовали и в СССР, причём второй из них в 1957 году дошёл до стадии испытаний. И американский, и советский проекты крылатых межконтинентальных ракет были «похоронены» в начале 60-х годов стремительным развитием ракет баллистических.

Но вернемся к Robot 330. Шведская ракета должна была лететь к цели на достаточно большой высоте (23–24 километра), а на заключительном отрезке делать «нырок» вниз. Такая траектория в совокупности с огромной скоростью делала бы её малоуязвимой для средств ПВО того времени.

Слабым местом Robot 330 в случае её создания была бы система наведения. Она работала на основе гироскопов. На максимальной дистанции полёта такая автономная инерциальная система управления давала круговое вероятное отклонение от цели в 2–3 километра, что было слишком плохо даже для ядерной боеголовки (мощность проектируемого в то время шведами ядерного боезаряда должна была составить порядка 20 килотонн). Планировавшееся оснащение ракеты системой ориентации по наземным радиомаякам Decca Navigator улучшило бы её точность, но незначительно – с нею круговое вероятное отклонение от цели всё равно составляло бы до 1,8 км.

Проблема была настолько серьёзной, что для управления ракетой Saab создала первый шведский транзисторный компьютер Sank («SAABs automatiska navigeringskalkylator», в переводе – «Автоматический навигационный калькулятор SAAB»). После завершения работ над проектом ракеты Robot 330 Sank безуспешно пытались продать гражданским под названием Datasaab D2, но работа в этом направлении не пропала зря. В частности, на основе D2 был создан CK 37 (Centralkalkylator 37) – бортовой компьютер сверхзвукового истребителя Saab 37 Viggen.

Проект RB-330 был закрыт в 1959 году, поскольку общая стоимость разработки, оценённая в 50 миллионов долларов, показалась шведам слишком высокой. Кроме того, роль в отказе от крылатой ракеты – носителя оружия массового поражения сыграли определённые сомнения в её необходимости. Ядерные крылатые ракеты хорошо подходили, например, для превентивного удара по районам сосредоточения войск перед погрузкой на транспортные корабли. Но Швеция вряд ли решилась бы первой применить ядерное оружие даже в случае начавшегося советского вторжения – ведь в таком случае появлялся серьёзный риск немедленно получить ядерные удары по своим городам. А для ответного ядерного удара, по мнению шведских военных, в качестве носителей лучше подходили сверхзвуковые самолёты.

Сверхзвуковой бомбардировщик Saab 36

В 1952 году в рамках шведской ядерной программы компания Saab начала проектирование одноместного сверхзвукового бомбардировщика – носителя ядерного оружия, который сначала получил название Projekt 1300. Окончательный вариант так и не построенной в итоге машины получил военное обозначение Saab 36. Этот самолёт должен был в качестве основного вооружения нести ядерные бомбы свободного падения общей массой до 600–800 килограмм. Из соображений лучшей аэродинамики бомбы предполагалось размещать в отсеке внутри фюзеляжа. Боевой радиус действия бомбардировщика должен был составлять порядка 400 километров, чего было вполне достаточно для поражения целей в Советской Прибалтике.

Если с заданными параметрами для нового бомбардировщика всё было вполне ясно, то со способами их достижения дело обстояло гораздо интереснее. За относительно небольшой по времени период работ шведские конструкторы предложили несколько возможных вариантов, которые сильно отличались один от другого. Самолёт проекта 1300–01 должен был представлять собой ракетоплан с дополнительным ракетным двигателем, старт которого, как у ракет, осуществлялся бы в вертикальном положении с рампы, а посадка – на обычное самолётное шасси.

Проекты 1300–19, 1300–25, 1300–50, 1300–72G и 1300–72Н имели два реактивных двигателя внутри фюзеляжа и дельтавидное крыло, как у истребителя Saab 35 Draken. Проект 1300–40 имел прямое крыло, как у американского сверхзвукового перехватчика Lockheed F-104 Starfighter. Планировалось, что он сможет разогнаться до скорости в 3 маха. Проект 1300–71D имел два двигателя, расположенные посередине треугольных плоскостей и внешне должен был напоминать американский сверхзвуковой разведчик Lockheed SR-71 Blackbird, появившийся, правда, десятилетием позже.

Читать еще:  Опытный танк AMX-30 ACRA (Франция)

Название Saab 36 получил окончательный проект 1300–76, который, кроме бомб свободного падения, мог бы нести и крылатые ракеты Robot 04. Он должен был иметь один двигатель с воздухозаборником, размещённым в нижней части фюзеляжа. Существовал и проект альтернативной компоновки, 1300–77, в котором воздухозаборник находился сверху.

В качестве силовой установки для перспективного самолёта был выбран британский реактивный двигатель Bristol Olympus, который использовался в том числе и на совершившем первый полёт в августе 1952 года четырёхдвигательном британском стратегическом бомбардировщике Avro Vulcan (более поздняя его модификация устанавливалась и на пассажирские «Конкорды»).

В 1957 году работы по проекту 1300 были заморожены, а выделявшиеся на него средства были перераспределены на разработку сверхзвукового многоцелевого истребителя Saab 37 Viggen (проекты 1400 и 1500). В 1966 году проект 1300 был закрыт окончательно.

Если бы да кабы

Если бы шведское ядерное оружие было создано к концу 60-х годов, самым вероятным средством его доставки к цели стал бы как раз Saab 37 Viggen. Первый свой полёт он совершил в 1967 году, а на вооружение его приняли в 1971-м. Способный нести до 5 тонн боевой нагрузки, Viggen («Удар молнии») развивает максимальную скорость до 2,1 маха и имеет практическую дальность до 2150 километров.

Ещё одним возможным средством доставки ядерного оружия могли бы стать дизельные подводные лодки класса Sjöormen («Морской змей»). ПЛ Sjöormen имеют подводное водоизмещение 1210 тонн. Рабочая глубина погружения – 150 метров, максимальная надводная скорость – 20 узлов, подводная – 12. Численность экипажа – 23 человека.

Использовавшиеся на «Морских змеях» торпеды типа Torped 61 с эффективной дальностью до 20 километров несли боезаряд массой в 300 кг и вполне могли быть исполнены в «ядерном» варианте. Всего шведы в 1967–69 годах построили пять таких субмарин. В настоящее время все пять проданы Сингапуру.

Кроме того, установка ядерного заряда была возможна и на шведские противокорабельные ракеты, например RBS-15 (дальность полёта порядка 70 км) , что автоматически делало потенциальными носителями ЯО и надводные военные корабли. Однако применение и ядерных торпед, и ядерных ПКР, которые предназначены в первую очередь для уничтожения кораблей в море, шло вразрез со шведской доктриной нанесения ядерных ударов по военно-морским базам. В случае возникновения реальной угрозы применения ядерного оружия флот вероятного противника действовал бы рассредоточено, и относительно маломощные шведские ядерные боезаряды оказались бы неэффективными. А топить немногочисленными ядерными торпедами и ракетами одиночные корабли даже для шведов, очевидно, непозволительная роскошь.

Что касается часто встречающихся упоминаний о якобы имевшихся у шведов планах по применению в качестве носителя ядерного оружия 155-мм орудийных установок, в частности скорострельной САУ Bandkanon 1, то они несостоятельны сразу по нескольким причинам. Кроме того, что пока не опубликовано никаких документов, подтверждающих эту своеобразную «городскую легенду» (впрочем, такие документы могут быть всё ещё секретными), есть ещё и техническо-экономический аспект. Разумеется, само создание шведами 155-мм артиллерийского ядерного снаряда было вполне возможным – с подобной задачей справились и в США, и в СССР.

Но был один нюанс. Американский ядерный снаряд такого калибра W48 имел мощность взрыва порядка 0,072 килотонны (72 тонны) в тротиловом эквиваленте. При этом в нём использовалось количество плутония, которого хватило бы для создания «нормальной» ядерной бомбы мощностью в несколько килотонн. Это объясняется тем, что в экстремально малом для ядерного боеприпаса объёме 155-мм снаряда вместо традиционной схемы сферической имплозии делящегося ядра применяется менее эффективная схема линейной имплозии.

И если США и СССР могли себе позволить «неэффективные» траты оружейного плутония для создания артиллерийских снарядов, для Швеции, у которой нехватка плутония была едва ли не главным ограничивающим фактором всей ядерной программы, такие «жертвы» выглядели недопустимыми. Очень маловероятно, что Швеция, собирающая плутоний буквально по граммам, пожертвовала бы несколькими ядерными авиабомбами «нормальной» мощности для создания на несколько порядков менее мощных снарядов.

Шведы готовили самолет с ядерными бомбами для СССР

Фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачева» названа в честь советского летчика Виктора Пугачева, который первым выполнил ее на Су-27 публично.

Читать еще:  Пистолет Kel-Tec PMR-30 (США)

Однако, как уверяет журнал The National Interest, «Кобру» задолго до Пугачева делали шведские летчики на одном из самых необычных истребителей – Saab 35 «Дракон». Благодаря своему треугольному крылу двойной стреловидности самолет выглядит современно и сегодня, хотя впервые полетел еще в 50-х гг. прошлого века.

Интересно, что советской разведке удалось заполучить проект этого истребителя через полковника ВВС Швеции Стига Веннерстерема. Позже того осудили за шпионаж. Однако в СССР от идеи строить такое «чудо» в итоге отказались.

Самолет был экспериментальным. Тогда не было компьютерных программ, которые помогли бы инженерам сделать оптимальный планер. Приходилось «продувать» модель в аэротрубе и даже построить уменьшенную модель самолета – SAAB 210, который полетел в 1952 году. Нелегко приходилось испытателям, чья работа в те годы была сопряжена с максимальным риском.

Одномоторный Saab 35 развивал скорость до 2 Махов, вооружался ракетами «воздух – воздух», «воздух – земля», бомбами, а также одной или двумя 30-миллиметровыми авиапушками. Его дальность с подвесными баками составляла более 3,2 тыс. км, а потолок – до 18 километров. Это отличные показатели и для современного истребителя. Не удивительно, что «Дракон» пролетал почти полвека и был выведен из эксплуатации только в 2000-х годах.

Позже SAAB 35 сменил более мощный 37-й с более традиционным планером. Однако до этого Швеция хотела создать сверхзвуковой бомбардировщик SAAB 36 и вооружить его ядерным оружием. После Второй мировой войны шведы очень опасались советского вторжения и были готовы пуститься во все тяжкие.

Как пишет NI, в середине 1960-х гг. у Стокгольма было достаточно сланца, содержащего уран, чтобы произвести ядерную бомбу. Оставалось лишь сделать самолет.

SAAB 36 должен был стать двух двигательным и по характеристикам чем-то похожим на SAAB 35, но больше. Уже тогда конструкторы поняли, что на скорости больше 2 Махов необходимы внутренние отсеки для бомб. Среди возможных целей логично значились социалистические страны Прибалтики и Польша.

Но в середине 1970-х гг. Швеция отказалась от ядерных амбиций, и программа SAAB 36 была заморожена. Часть наработок была использована в 37-й модели, однако, разумеется, это был менее амбициозный проект.

42. Проект лёгкого бомбардировщика SAAB A-36 (Швеция)

В самом конце 40-х годов двадцатого века Швеция начала разработку своего ядерного оружия,а самолёт SAAB A-36,ещё именовавшийся «Проект 1300» начал проектироваться в 1952 году ,как носитель свободнопадающей тактической ядерной бомбы весом 600-800 кг и предназначался в основном для вывода из строя советских северных аэродромов.Но когда в конце шестидесятых шведская ядерная программа была остановлена был закрыт и этот интересный проект.Самолёт оснащался дельтавидным крылом стреловидностью 62 градуса (позже эта идея была использована в истребителе «Дракен») и ядерной бомбой во внутреннем отсеке.На самолёте должен был использоваться вариант двигателя Bristol Olympus,который стоял на бомбардировщиках «Вулкан». Самолёт создавался в двух вариантах : с под- и надфюзелляжным расположением воздухозаборника.

Расчётые ТТХ: максимальный взлётный вес-16000кг, вес пустого-9000кг, тяга двигателя-44kN, максимальная скорость-2200км/ч, потолок-18000м, радиус действия-410км, длина разбега-490м, вооружение : одна тактическая ядерная бомба весом 600-800 кг во внутреннем отсеке.

Последние записи в этом журнале

# Проба пера #

Мои работы в свободном доступе. Важная информация : 1) Писать в личку могут только те, кто есть в списке моих друзей,…

Проект пулемёта ПШ 7,62МГ (Украина).

Единый пулемет ПШ 7,62МГ. Лёгкий, компактный пулемет ПШ 7,62МГ предназначен для поражения живой силы и огневых точек противника на дальности до 1500…

Новый кумулятивный танковый снаряд (Китай. 2018 год).

На авиакосмическом салоне Чжухай-2018 продемонстрирован 125-мм танковый снаряд с композитным дистанционным взрывателем (composite detective…

Опытный винтокрыл Ка-22 (СССР. 1961 год).

Идея создания винтокрыла возникла осенью 1951 г., когда камовская команда переехала в Тушино, получила название ОКБ-2 и должна была строить…

Опытный тяжёлый истребитель McDonnell XP-67 «Moonbat» (США. 1944 год).

6 июня 1939 года Макдоннелл основывает собственную фирму «Макдоннелл Эйркрафт Корпорейшн». Ее офис располагается в одной комнате, снятой…

Опытные ППШ. Компакт-варианты (СССР. 1941 — 1945 год).

Еще при создании своего легендарного пистолета-пулемета Г. С. Шпагин задумывался о его компактной версии, так уже в 1941 году наряду с ППШ-41 им…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector