1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект МБР Р-46 / Р-56 (8К68) (СССР)

Пять уникальных советских МБР, принятых на вооружение в 60-х

1960-е стали важным этапом развития советского ракетостроения. В этот период произошел переход от МБР первого поколения ко второму, появились первые твердотопливные ракеты, завершались разработки разделяющихся в полете ядерных боезарядов.

«РГ» выбрала пять уникальных в своем роде МБР 60-х, сыгравших важную роль в развитии отрасли и обеспечении ядерной безопасности нашей страны (расположены в порядке возрастания мощности боезаряда, в скобках — название по классификации НАТО).

Комплекс РТ-2 стал первым разработанным в СССР с твердотопливной межконтинентальной ракетой. Кроме того, это последняя МБР, созданная под руководством Сергея Королева — великий конструктор умер за полтора месяца до успешного полета РТ-2 с полигона Капустин Яр.

Hаиболее сложной была проблема разработки твердого смесевого топлива и создания топливных зарядов, пишет в своей книге «Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России» Михаил Первов. Эта смесь содержит более десяти компонентов, чьи пропорции надо было четко рассчитать. А огромных, диаметром 1,5 и длиной около 10 метров зарядов в СССР тогда вообще не изготовляли, перед учеными стояла масса вопросов. В частности, температура горения твердой смеси достигает 3,5 тысячи градусов, как сохранить целостность корпуса ракеты? Для решения этой и других проблем и серийного выпуска зарядов пришлось в кратчайшие сроки создать целую сеть химических заводов.

Однако, решив главную задачу по созданию твердотопливной МБР, конструкторы несколько упустили из виду другие характеристики. Ракета получилось очень тяжелой, и при этом имела весьма небольшую головную часть (ГЧ), а значит — небольшой боезаряд. Аналогичная ракета США «Минитмен-2» была на 18 тонн легче и несла в 2,5 раза более мощный ядерный боезаряд. Из-за этого на дежурство встали только 60 комплексов РТ-2 (в районе города Йошкар-Олы), а уже в 1968 году началась разработка модернизированного варианта комплекса, оснащенного средствами преодоления систем ПРО, а также усовершенствованной системой управления.

Мощность боевого блока: 750 килотонн

Максимальная дальность: 9400 километров

Время подготовки к пуску: 3-5 минут

Принята на вооружение: 18 декабря 1968 г.

Ракета легкого класса УР-100 создавалась как средство быстрого и относительно недорогого наращивания численности группировки МБР СССР и обеспечения количественного паритета с группировкой МБР США

Ракета могла оснащаться головной частью одного из двух типов: легкой для стрельбы на межконтинентальную дальность и тяжелой для стрельбы на среднюю дальность. Как утверждают авторы книги «Стратегическое ядерное вооружение России» (под редакцией П. Л. Подвига), при мощности заряда 1,1 мегатонны и сравнительно невысокой точности — круговое вероятное отклонение (КВО) составляло 1,4 километра, ракета могла быть использована только против слабозащищенных целей.

По словам Михаила Первова, главной особенностью УР-100 являлось ее постоянное содержание в наглухо закрытом транспортно-пусковом контейнере, где она проводила всю свою жизнь. Там поддерживались постоянные температура, давление, влажность воздуха и другие параметры. В шахте контейнер висел на амортизаторах, обеспечивая дополнительную защиту ракеты от ядерного нападения противника. Сейсмический удар принимали на себя сама железобетонная шахта и контейнер. Ракета сохраняла боеспособность даже после атомного взрыва, произведенного в непосредственной близости. Стартовала УР-100 из контейнера, который до самого последнего момента расставания защищал ее от высокой температуры газовой струи работающих двигателей.

Читать еще:  Экспериментальный беспилотный ГЛА Boeing X-51A WaveRider (США)

Ракета УР-100 стала самой массовой из всех принятых на вооружение МБР. С 1966 по 1972 годы было развернуто 990 пусковых установок этих ракет. Кроме того, в последствии «сотка» пережил несколько этапов модернизации.

Мощность боевого блока: 1,1 мегатонны

Максимальная дальность: 11000 километров

Время подготовки к пуску: несколько минут

Принята на вооружение: 21 июля 1967 г.

Р-16, несмотря на свои уникальные для начала 1960-х характеристики, вошла в историю прежде всего как участница крупнейшей катастрофы в мировом ракетостроении.

Первый пуск ракеты в рамках летных испытаний должен был состояться 24 октября 1960 года. После заправки Р-16 топливом была обнаружена неисправность в электросхеме. Но вместо того, чтобы слить топливо, снять ракету со старта и провести ремонт, как того требовала инструкция, работы решили проводить прямо на пусковом комплексе. Р-16 спешили запустить до праздника 7 ноября.

В результате, когда ракету обступили более ста человек, бортовая автоматика произвела запуск второй ступени. Сноп пламени из двигателя ударил в заполненные баки первой ступени, мгновенно разрушив их. Более ста тонн ядовитого, быстровоспламеняющегося топлива вылилось на землю. Начался невиданный пожар и мощный взрыв.

Сведения о катастрофе были засекречены долгие годы, до сих пор в разных источниках отличаются сведения о количестве погибших — от 72 до 150 человек. Как пишет Михаил Первов, на стартовой площадке и в госпитале тогда погибли 126 человек, в том числе главнокомандующий РВСH Митрофан Hеделин. Чудом уцелел главный конструктор Янгель. За несколько минут до взрыва он отошел в бункер на перекур.

Летные испытания возобновили лишь 2 февраля, они успешно завершились в конце 1961 года. Конструкторам впервые удалось добиться приемлемой точности стрельбы при отсутствии радиокоррекции. Неприятельские «глушилки» уже не могли сбить с толку автономную систему управления.

Чуть позже была принята на вооружение Р-16У — унифицированная для наземного и шахтного способа базирования. Ракетами оснастили специально разработанные шахтные пусковые установки (ШПУ) группового старта «Шексна-В». Они представляли собой три пусковых «стакана» с подземными командным пунктом и хранилищем топлива. В 1963 году первые полки первых отечественных шахтных МБР были поставлены на боевое дежурство (см. «Стратегические ракетные комплексы наземного базирования», Гудович А.Б.).

Мощность боевого блока: 5 мегатонн

Максимальная дальность: 13000 километров

Время подготовки к пуску: от нескольких часов до нескольких десятков минут в зависимости от степени готовности

Принята на вооружение: 20 октября 1961 г.

Проект МБР Р-46 / Р-56 (8К68) (СССР)

Войти

172. Проект МБР Р-46 / Р-56 (8К68) (СССР)

В начале 60-х годов руководитель СССР Никита Сергеевич Хрущёв с трибуны ООН объявил, что СССР имеет самые мощные в мире средства доставки, способные донести до любой точки планеты заряд огромной разрушительной силы. Он имел в виду проектные разработки носителей перспективных зарядов сверхбольшой мощности, которые велись в ведущих конструкторских бюро страны (испытание на Новой Земле сверхмощной бомбы мощностью 58 Мт и неофициально названной в его же честь «Кузькина мать», ракеты Р-500 «Урал» предназначенной для её доставки и некоторых других ракет).

Среди прочих наработок, в конструкторском бюро «Южное» в то время начались проектные разработки ракетных комплексов двойного назначения, как способных выводить на орбиту крупногабаритные грузы, так и доставлять на другой континент сверхмощный ядерный заряд. Такие работы тогда велись во всех КБ : Янгеля, Челомея (УР-700, УР-900) и Королева (Н-1. В частности на её базе создавался комплекс «Раскат» с 17-ю боевыми блоками).

Читать еще:  Опытный плавающий танк Р-39 «Объект 101» (СССР)

КБ «Южное» под руководством Михаила Янгеля начало разработку своих проектов после выхода постановления правительства от 16 апреля 1962 года. Это были проекты межконтинентальной ракеты Р-46 и космического носителя Р-56. По расчётам дальность стрельбы боевой ракеты должна была превышать 16 000 км. На эту дальность МБР должна была доставлять груз весом в 35 тонн. Это могла быть как сверхмощная термоядерная БЧ в моноблочном исполнении, так и разделяющаяся БЧ с несколькими менее мощными боевыми блоками. Эта система из-за своих особенностей рассматривалась исключительно как оружие первого удара, так как и мело огромные габариты и наземную незащищённую пусковую установку. При этом она могла представлять собой как так называемую глобальную ракету, так и орбитальную бомбардировочную систему, выводящую боевые блоки на орбиту, которые могли вращаться по ней в качестве ИСЗ, а потом по команде пикировать на цель. Ракета должна была оснащаться двигателями, разработанными в КБ «Энергомаш» под руководством Валентина Глушко. Система имела исключительно высокие данные по полезной нагрузке, если бы не одна особенность : стартовый вес в различных вариантах колебался от 1165 до 1421 тонны, длина ракеты от 51,5 до 67,8 метров и диаметр блоков от 3 до 7,6 метров. В разработке находились около двух десятков вариантов компоновочных схем. Но если космический носитель с такими массогабаритными размерами вполне мог удовлетворить заказчика (особенно в свете лунных программ), то как боевая система она практически не имела шансов. Её конструктор Янгель это понимал и в будущем стал проектировать тяжелые МБР по классической схеме.

Разработка систем Р-46 / Р-56 была прекращена постановлением правительства от 19 июня 1964 года.

Расчётные ТТХ : стартовый вес- 1165-1421 т, общая длина-51,2-67,8 м, общий диаметр-7,6-8,2 м, максимальная дальность стрельбы-16000 км, высота орбиты выводимого груза-200 км, круговое вероятное отклонение БЧ-2000 м, тип БЧ- термоядерная моноблочная или разделяющаяся общим весом до 35 т.

Проект МБР Р-46 / Р-56 (8К68) (СССР)

НИР «Универсал» / ОКР «Тополь-М», ракета 15Ж55 / 15Ж65 — SS-Х-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М1 «Тополь-М» / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 — SS-27 SICKLE-B / STALIN
Комплекс РС-12М2 «Тополь-М» / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 — SS-27 SICKLE-B / STALIN

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы — Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, источник).

В 1987 г. одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект «Альбатрос»), в КБ «Южное» (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники были начаты работы по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием — с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК (ист. — Стратегические ракетные).

Работы в КБ «Южное» велись по НИР «Универсал» — разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР «Тополь-М» — разработка МБР на смену МБР «Тополь» с двумя видами базирования — ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ «Южное» в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР «Универсал» (ист. — Стратегические ракетные).

Читать еще:  Снайперская винтовка Jaguar SSG 1.7 (ФРГ)

Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ «Южное» по решению ВПК СССР №323 от 09.09.1989 г. по теме НИР «Универсал». Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах — ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО — разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО — разработчик — КБ «Южное» (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы — 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. — Стратегические ракетные).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ «Южное», разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ «Южное» (ист. — Ракеты и космические аппараты, Стратегические ракетные). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. — Стратегические ракетные).

Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ «Южное» был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. — Стратегические ракетные). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ «Южное» С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ «Южное» в разработке ракеты (ист. — Ракеты и космические аппараты. ). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР «Тополь-М» учитывающее изменения по кооперации разработчиков — двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО «Искра» (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ «Вымпел» , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. — Стратегические ракетные).

Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ «Южное» в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. — Ракеты и космические аппараты. ).

Испытания. Для отработки стационарного варианта ракеты РТ-2ПМ2 комплекса «Тополь-М» в 1992 г. началось переоборудование шахтных ПУ на площадках 163/1, 172 и «Южная» полигона Плесецк. Испытания РТ-2ПМ2 состоялись в период с 20 декабря 1994 г. (первый пуск) по февраль 2000 г. (десять пусков).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector