1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)

Неспешный ход проекта Ил-214

Уже более десяти лет с переменным успехом идут работы по проекту Ил-214, также известному под русскоязычным обозначением МТС («Многоцелевой транспортный самолет») и англоязычным MTA («Multirole Transport Aircraft»). Создание этого самолета планировалось начать еще в 2001-02 годах, когда российские авиастроители заключили с индийскими контракт, подразумевавший совместную разработку и строительство многоцелевого транспортного самолета с грузоподъемностью до 20 тонн. В то время планировалось поднять новый самолет в воздух не позднее 2008-10 годов, а к 2015-му военно-воздушные силы России должны были получить первые пять экземпляров. Однако по ряду экономических и технических причин создание проекта очень сильно затянулось. В результате соглашение о начале разработки совместного самолета было подписано только в сентябре 2012 года.

Все эти события, касавшиеся сроков, в итоге привели к полному пересмотру временных рамок, в которые планируется завершать тот или иной этап разработки, испытаний и т.п. В сентябре, во время подписания контракта представители российского и индийского авиапрома назвали новый срок первого полета опытного Ил-214. Прототип полетит только в 2017 году. Что касается начала эксплуатации, то его стоит ждать не ранее 2019 года. Планы прошлых лет, подразумевавшие начало поставок серийных машин к 2015 году, само собой, уже перестали соответствовать действительности.

Вполне понятно, что затягивание сроков создания перспективного многоцелевого самолета имеет под собой определенные основания. В конструкторском плане Ил-214 не представляет собой нечто особенное или сложное. Согласно имеющимся данным, новый самолет должен оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями, иметь максимальный взлетный вес порядка 70 тонн, 20 из которых будут приходиться на полезную нагрузку. Самолет должен летать на дальность порядка 2,5-3 тысяч километров. Кроме того, техническое задание подразумевает соответствующие современным требованиям топливную эффективность и экономичность.

Как видим, будущий Ил-214 станет, в целом, неплохим транспортным самолетом, способным прийти на смену устаревающей технике соответствующего сектора, как то Ан-12, Ан-26 и т.д. Грузоподъемность в двадцать тонн также заинтересовала индийских военных, из-за чего они и присоединились к программе MTA. Тем не менее, совместные планы на разработку и строительство самолета не помогли сократить сроки, необходимые для работ. Одной из главнейших причин проблем со сроками считаются последние события вокруг российской фирмы «Ильюшин». В последние несколько лет эта компания принимала самое прямое участие в событиях вокруг Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова (ТАПО). В 2007 году Россия и Узбекистан достигли предварительной договоренности о включении ТАПО в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Всего через год после того соглашения узбекская сторона отказалась от подобной интеграции. По ряду экономических причин российские авиастроители после этого продолжили перенос производства своей техники на отечественные предприятия, результатом чего стало недавнее начало испытаний первого самолета Ил-76МД-90А. Перевод производства самолетов семейства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск довольно сильно ударил по возможностям «Илюьшина» в отношении создания новых конструкций. Кроме того, программу Ил-214/МТС/MTA постоянно тормозили финансовые проблемы, что в итоге и вылилось в современное ее положение.

В настоящее время есть все основания полагать, что проект Ил-214/MTA, наконец, сдвинется с мертвой точки. Во всяком случае, страны-участницы проекта уже сейчас строят планы на покупку готовых самолетов. Нужды России оцениваются не менее чем в сто таких машин, а индийцам хватит вдвое меньшего количества. Стоит отметить, в дальнейшем количественные требования могут быть изменены. Также некоторое количество многоцелевых самолетов может быть продано третьим странам. Экспортные перспективы самолета Ил-214 в настоящее время оцениваются в 75-100 единиц. В то же время, потенциальные заказчики пока располагают исключительно предварительной информацией самого общего характера, что явно не достаточно для оценки перспектив и целесообразности покупки таких самолетов. Поэтому в течение ближайших нескольких лет будет рано говорить о конкретных экспортных перспективах проекта MTA.

Примечательна реакция индийской стороны на большие задержки в разработке нового самолета. Фактически Нью-Дели не предъявлял никаких серьезных претензий. Более того, согласно некоторым источникам, индийская сторона даже предлагала России изменить порядок финансирования проекта. Естественно, «в обмен» на различные преференции экономического плана. Тем не менее, и сейчас Индию полностью устраивает ход проекта и она спокойно ожидает окончания разработки. Дело в том, что Ил-214 рассматривается индийскими военными как удобная и перспективная машина. В настоящее время самым массовым военно-транспортным самолетом в ВВС Индии является Ан-32 с грузоподъемностью до семи с половиной тонн. В соответствии с новыми воззрениями командования индийской армии, в течение следующих лет на их место должны прийти новые Ил-214 с почти втрое большей грузоподъемностью. Кроме того, сейчас Индия закупает у США транспортные самолеты Lockheed C-130 Hercules с грузоподъемностью на уровне будущего MTA. Совместный российско-индийский проект подразумевает производство Ил-214 для Индии на заводах фирмы HAL. Таким образом, Ил-214 придут на смену еще и американской технике, кроме того обеспечив Индии рабочие места на собственных предприятиях.

В результате всех «приключений» проект Ил-214/МТС находится в интересном положении. В качестве положительных сторон нынешней ситуации можно привести хорошие перспективы самолета с грузоподъемностью около двадцати тонн и дальностью полета порядка двух с половиной тысяч километров. Одновременно с этим будущий воздушный грузовик полетит только через пять лет, и тогда же можно будет говорить о каких-то конкретных его возможностях и коммерческом потенциале. Хотелось бы надеяться, что подписание соглашения о начале совместных конструкторских работ повлечет за собой активную разработку нового самолета и очередные новости о ходе проекта Ил-214 появятся быстрее чем через десять лет.

Читать еще:  Опытная ракета большой дальности К-15 (изделие "275") (СССР)

Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)

Работы по перспективному многоцелевому среднему транспортному самолету, который предполагалось использовать в интересах, как военных, так и гражданских заказчиков (поэтому самолет, и обозначен как транспортный, а не военно-транспортный), были начаты в Авиационном комплексе (АК) им. С.В. Ильюшина в начале 2000 г.: утверждалось, что к тому времени специалистами АК им. С.В. Ильюшина уже были разработаны технические предложения. Первоначально новая машина была известна под обозначением «средний военно-транспортный самолет» (СВТС), также широко употреблялось фирменное «ильюшинское» обозначение Ил-214. Впоследствии, после заключения соответствующего соглашения между Россией и Индией, российской стороной перспективный авиационный комплекс был обозначен как «многоцелевой транспортный самолет» (МТС), а индийской — Multirole Transport Aircraft (МТА). Последнее, в общем-то, в переводе с английского означает то же самое — многоцелевой транспортный самолет.

В конце марта 2001 года АК им. С.В. Ильюшина и Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) сформировали, совместное подразделение без образования юридического лица — Дирекцию по программе Ил-214. А 6 июня 2001 года в Москве в рамках очередного заседания межправительственной комиссии России и Индии по военно-техническому сотрудничеству, был подписан двухсторонний протокол о начале работ по совместному проектированию и серийной постройке перспективного многоцелевого среднего транспортного самолета МТС/МТА. Причем предусматривалась одновременная разработка двух версий самолета — транспортной (грузовой) и пассажирской (базовой вместимостью 100 мест). Российская сторона тогда была представлена Корпорацией «Иркут» (ИАПО), Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и ФГУП «Рособоронэкспорт», индийская — корпорацией HAL (Hindustan Aeronautics Limited).

В соответствии с соглашением, до конца 2001 г. предусматривалось осуществить разработку плана и технико-экономического обоснования программы создания нового самолета. При этом индийская сторона изъявила желание в ходе участия в работах по программе МТС/МТА (Ил-214), так сказать, пройти вместе с привлеченными к проекту российскими конструкторами последовательно весь цикл проектирования новой машины. Цель такого пожелания — накопить необходимый опыт, который может затем быть использован индийскими специалистами для создания собственных, так сказать, «полностью национальных» самолетов аналогичного назначения. Представители России и Индии определили технические требования, предъявляемые к самолету индийскими и российскими военно-воздушными силами. Заявленные на тот момент основные летно-технические характеристики перспективного самолета в варианте транспортного (грузового) выглядели следующим образом: взлетная масса — 47900 кг, максимальная масса полезной нагрузки — 15000 кг, крейсерская скорость полета — около 870 км/ч, дальность полета с максимальной нагрузкой — 2000 км. Планировалось, что уже в 2008 г. состоится первый полет нового самолета, а в 2010 г. его полностью сдадут в эксплуатацию, в том числе и коммерческим заказчикам, заинтересованным в транспортных машинах такого класса.

Эскизное проектирование перспективной машины было начато в 2003 г., однако в последующие годы по целому ряду причин, не последнюю роль в которых играл недостаток финансирования, работы по программе создания Ил-214 шли, что называется, ни шатко, ни валко. Одна из причин этого заключалась в наличии определенных бюрократических барьеров. Лишь 12 ноября 2007 г. Москва и Дели подписали, наконец, самое что ни на есть полноценное Межправительственное соглашение о сотрудничестве по реализации программы создания перспективного многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА, которое урегулировало вопросы, связанные с проектированием и серийной постройкой данного типа самолета, а также решало вопрос создания с целью наиболее эффективной реализации программы совместного российско-индийского предприятия MTAL (Multirole Transport Aircraft Limited) по разработке, производству, реализации и послепродажному обслуживанию самолета. При этом поставлять самолеты МТС/МТА предполагалось как военно-воздушным силам России и Индии, так и военным заказчикам из третьих стран. Совокупное число подлежащих к постройке самолетов было определено в 205 машин, которые должны были распределяться следующим образом: ВВС России — 60 самолетов, МЧС России — 15 самолетов, российские коммерческие авиаперевозчики — 25 самолетов, ВВС Индии — 45 самолетов, третьи страны мира — 60 самолетов.

Через два года, в 2009 г. к защите был подготовлен аванпроект многоцелевого транспортного самолета. После этого реализация программы была активизирована. В том числе и по той причине, что Вооруженные силы Индии оказались перед необходимостью в достаточно сжатые сроки модернизировать свой парк военно-транспортных самолетов данного класса и нарастить потенциал (возможности) военно-транспортной авиации национальных ВВС. Кроме того, в том же 2009-м году российское правительство выделило на реализацию данной программы сумму в 2,156 млрд. руб., а самолет был включен в Госпрограмму вооружения. Генеральный контракт по программе МТС/МТА был подписан между транспортным подразделением корпорации OAK (ОАК-ТА) и индийской корпорацией HAL с одной стороны и российско-индийским совместным предприятием MTAL — с другой — в Бангалоре 28 мая 2012 года.

В соответствии с данным контрактом, программа МТС/МТА должна была осуществляться в два этапа: первый этап — разработка предэскизного проекта (заинтересованные стороны должны определить, как наилучшим образом выполнить тактико-технические требования утвержденного ими задания, и установить ключевые требования к различным бортовым системам), второй этап — основная часть проектной работы. Предполагалось, что подготовка проекта будет выполнена в течение 10 месяцев со дня подписания контракта, после чего стороны заключат контракт на выполнение работ по подготовке эскизного проекта.

Читать еще:  Опытный тяжёлый танк ИС-7 (объект 260) (СССР)

Начать серийное производство перспективного транспортного самолета планировалось в 2019 г.: в России производителем (финальным сборщиком) был определен ульяновский завод «Авиастар-СП», а в Индии — дивизион транспортных самолетов корпорации HAL в г. Канпур (HAL’S Transport Aircraft Division). Планировалось, что самолеты поступят на вооружение ВВС России (обозначение МТС или Ил-214,100 самолетов — для замены военно-транспортных самолетов семейств Ан-12, Ан-26 и Ан-72, причем не исключалась возможность того, что 40 самолетов из 100 могут быть поставлены заказчикам вне Минобороны РФ, то есть другим российским силовым или иным государственным ведомствам), ВВС Индии (МТА, 45 самолетов — для замены Ан-32, плюс индийской стороной было заявлено о потенциальной возможности выкупа по опциону еще до 100 самолетов), а также будут приняты на вооружение военно-воздушных сил ряда других государств мира (минимум 60 самолетов, тогда как максимальный расчет показывал возможность продажи и вовсе до 240 машин). Как видим, планы тогда были грандиозные — при благоприятном стечении обстоятельств в общей сложности планировалось поставить разным заказчикам аж под 500 самолетов данного типа!

12 октября 2012 года совместное предприятие MTAL подписало с транспортными подразделениями корпораций OAK и HAL контракт на выполнение работ в рамках первого этапа разработки перспективного транспортного самолета МТС/МТА (подготовка предварительного эскизного проекта. Было определено, что проектные работы на данном этапе будут проводиться в Москве, а в состав совместной конструкторской группы включаются 30 индийских специалистов. В рамках корпорации HAL ответственным за проектные работы было назначено подразделение, известное как Авиационный исследовательский и проектный центр (HAL’S Aircraft Research and Design Centre-ARDC) и расположенное в Бангалоре.

А еще через полтора года, 6 февраля 2014 года, в ходе международной выставки вооружений и военной техники «Дефэкспо» в ряде зарубежных и отечественных СМИ была обнародована информация о том, что постройка первого летного прототипа перспективного самолета должна состояться в 2018-19 гг., второго летного прототипа — в 2019 г., а в 2020 г. намечается приступить уже к серийной постройке новых самолетов. Оба летных прототипа, равно как и опытные образцы самолета для статических прочностных и ресурсных испытаний должен был построить завод «Авиастар-СП», а остальные планировалось собрать уже в рамках полноценно функционирующей совместной производственной кооперации российскими и индийскими авиастроителями.

Наконец, в ходе проводившейся в Бангалоре в феврале 2015 г. традиционной международной аэрокосмической выставки «АэроИндия-2015» президент OAK Юрий Слюсарь сообщил журналистам, что проект создания многоцелевого среднего транспортного самолета МТС/МТА находится в стадии приемки результатов предварительного проектирования и в течение 2015 г. должен перейти в следующую фазу — проведения опытно-конструкторских работ, а в 2019 г., согласно утвержденному обеими сторонами плану, намечается выполнить облет первого летного прототипа нового российско-индийского среднего транспортного самолета.

Заметим, что на момент проведения выставки «АэроИндия-2015» работы по первому этапу программы МТС/МТА фактически были уже выполнены, а обе заинтересованные стороны, по данным знакомых с ситуацией российских специалистов, уже активно приступили к планированию своих действий по второму этапу программы. Однако для начала работ по нему необходимо заключить соответствующий контракт. Примечательно, что одновременно на выставке в Бангалоре на стенде совместного предприятия MTAL была представлена модель модифицированного варианта среднего транспортного самолета МТС/МТА, а также обнародована самая «свежая» информация по реализации программы и по летно-техническим характеристикам машины, которые претерпели определенные, и зачастую весьма существенные изменения.

В частности, максимальная взлетная масса машины выросла до 72 т; дальность полета без нагрузки составляет 6500 км, тогда как с грузом 4,5 т и 16 т дальность полета составляет, соответственно, 5650 км и 3150 км, а дальность полета с максимально допустимой нагрузкой — 20 т — уже составляла около 2000 км; длина фюзеляжа выросла на 2,5 м — до 40,235 м (сечение кабины осталось прежним — 3,45 х 3,4 м), а размах крыла — на 4 м — до 39,37 м. Кроме того, в глаза бросались и внешние отличия доработанного варианта перспективной машины. В частности, существенно изменились обводы вертикального хвостового оперения самолета, которое стало схожим с вертикальным оперением более тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76.

Впрочем, уже в конце 2015 г. стало известно, что индийская сторона официально покинула совместный проект. В конечном итоге, в марте 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в рамках деловой поездки в Индию сообщил журналистам, что проект по созданию многоцелевого транспортного самолета Ил-214 приостановлен. «Мы не смогли за пять лет реализации этого проекта найти того решения, которое сторонам было бы выгодно в дальнейшем реализовывать», — приводило слова Дениса Мантурова издание РБК со ссылкой на агентство ТАСС. При этом глава российского Минпромторга отметил, что остановка проекта означает «переключение» на другие, «более интересные» проекты, которые Россия реализовала и реализовывает вместе с индийской компанией HAL.

Лётно-технические характеристики самолета МТС (Ил-214)
Размах крыла, м 39,40
Длина самолета, м 39,70
Высота самолета, м 12,51
Максимальная взлетная масса, т 68
Расчетная максимальная полезная нагрузка, т 20
Максимальная масса топлива в баках, т 25
Силовая установка:
— модель двигателя ПД-14М
— количество двигателей, шт. 2
— максимальная взлетная тяга двигателя (МСА, Н=0), кгс 15600
— соответствие нормам ICAO Прил.16, Гл.4
Максимальная крейсерская скорость полета, км/ч 800
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой, км 2000
Дальность полета перегоночная, км 7300
Высота полета, м до 13100
Взлетная дистанция, м 1050
Посадочная дистанция, м 1050
Летный экипаж, чел. 3 (4)
Размеры грузовой кабины
— длина, м 14,0
— ширина, м 3,45
— высота, м 3,40
Ресурс самолета:
— календарный, лет 30
— количество полетов 40000
— количество летных часов, ч. 60000
Вместимость по личному составу:
— личный состав в двухпалубном варианте, чел. 140
— парашютисты-десантники, чел. 90
— раненые (пострадавшие), чел. 80

Читать еще:  Опытный бомбардировщик Northrop XB-35 / YB-35 (США)

Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)

Войти

Проект среднего транспортного самолёта Ил-214 (Ил-276) (Россия).

Многофункциональный транспортный самолет. Разработка проекта Ил-214 / МТС ведется ОКБ им. С.В.Ильюшина. 9 сентября 2010 года между HAL и ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация») подписано базовое соглашение о совместном создании самолета МТС (первоначальный протокол подписан 06.06.2001.). Стоимость создания самолета оценивается в 600 млн долларов. Первый полет МТС на момент подписания соглашения ожидался в 2017 году, серийное производство планировалось начать в 2019 году. В России производить самолет планируется на НПК «Иркут» (г.Иркутск) .

30 мая 2012 г. между HAL и ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация») подписан контракт на проектирование и производство 205 самолетов МТС, которые планируется поставить для ВВС Индии, ВВС России и на экспорт. Производство самолетов и в России и в Индии будет вести совместное российско-индийское предприятие Multirole Transport Aircraft Limited (MTAL). Предполагается, что ВВС России примут на вооружение 100 самолетов МТС, ВВС Индии для замены Ан-32 — 45 экземпляров, оставшиеся 60 МТС будут поставлены на экспорт. Двигатели — 2 х ТВРД ПС-90А-76 тягой по 14500 кг или ПД-14 с тягой по 12000 кг.

Экипаж — 2 чел
Длина — 35.2 м
размах крыла — 32.25 м
Высота — 11 м
Масса взлетная максимальная — 68 т
Масса полезной нагрузки — 15-20 т
Масса топлива максимальная — 23 т
Скорость максимальная — 870 км/ч
Скорость крейсерская — 800 км/ч
Дальность перегоночная — 6000 км
Дальность с максимальной полезной нагрузкой — 2500 км
Потолок практический — 12000 м
Разбег — 1300 м
Пробег — 1200 м
Полезная нагрузка:
— 80 десантников;
— до 2 БМП / БМД;

Оборудование: цифровая кабина экипажа, электронная цифровая система управления двигателями, электро-дистанционная система управления, система десантирования грузов с малой высоты, система дозаправки в воздухе.

Стоимость самолета — предположительно составит 35-40 млн USD.

Россия:
— 2010 г. — планируется получить на вооружение ВТА после 2019 г. 100 самолетов.

Индия:
— 2010 г. — планируется получить на вооружение ВВС после 2019 г. 45 самолетов.

Ил-276 (ранее Ил-214, также известен под обозначениями МТС — многоцелевой транспортный самолёт и СВТС — средний военно-транспортный самолёт) — проект тактического военно-транспортного самолёта, разрабатываемый компанией «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Предназначается для замены Ан-12, Ан-26 и Ан-72 в ВВС России и ВВС Индии. Позиционируется между лёгким транспортником Ил-112 и тяжелым Ил-76 (грузовая кабина в сечении идентична Ил-76, но короче). По проекту самолёт МТС способен перевозить до 80 % всех типов вооружений и военной техники при значительно меньших затратах. Стоимость одного самолёта предположительно составит 35—40 миллионов долларов США, стоимость всей программы разработки — примерно 600 млн долларов.

Первоначально самолёт разрабатывался совместно компаниями «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», НПК «Иркут» и индийской фирмой Hindustan Aeronautics (HAL). Протокол о начале совместной разработки подписан 6 июня 2001 года. Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта, получившего обозначение МТА (Medium Transport Aircraft), было подписано правительствами России и Индии в 2007 году. В последующие годы будущие партнёры договорились, что российской и индийской сторонам будет принадлежать по 50 % акций предприятия, штаб-квартира будет открыта в Нью-Дели. Планировалось, что производство самолёта будет размещено как в России, так и в Индии. В конце 2015 года стало известно о выходе индийской стороны из проекта. Компания «Ильюшин» продолжила работы по разработке самолёта самостоятельно в инициативном порядке. В 2017 году самолёт получил наименование Ил-276. Предполагаемые сроки первого полёта 2023 год, серия с 2026 года.

Способен перевозить груз массой 12 т на дальность до 3700 км, груз массой 20 т на дальность до 2000 км, или до 90 десантников. Приведённые технические характеристики являются расчётными. Источник данных: Jane’s.

Экипаж,чел.: 3(4)
Грузоподъёмность: 20 т.
Длина: 37,7 м (40,235 м)
Размах крыла: 32,25 м (39,37 м)
Высота: 12,51 м
Максимальная взлётная масса: 68 т (72 т)
Масса топлива во внутренних баках: 25 000 кг
Силовая установка: 2× ПС-90А-76, в перспективе ПД-14М
Тяга: 2 × 17400 (18 000-20 000) кгс

Максимальная скорость: 870 км/ч
Крейсерская скорость: 800 км/ч
Практическая дальность: 2 000 км (с максимальной нагрузкой)
Перегоночная дальность: 7 300 км
Практический потолок: 12 000 м
Длина разбега: 1 450 м
Длина пробега: 1 350 м

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector