24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект океанской летающей лодки ЛЛ-600 (СССР)

«Морской Дьявол» СССР: возродится ли реактивный гидробомбардировщик ЛЛ-600

Начало двадцатого века ознаменовано промышленным и технологическим бумом, что привело к быстрому индустриальному развитию и появлению новых машин, агрегатов и техники в целом. Также в 20 веке было несколько войн, что в совокупности с развитием предприятий привело мир в эпоху принципиально новой военной техники. Инженеры многих стран мира придумывали диковинное оружие, мощь и характеристики которого могут поразить умы даже современного человека. И нет ничего удивительного в том, что среди гениев конструкторской мысли были наши соотечественники.

В данной статье речь пойдет о генерал-майоре инженерно-технической службы, авиаконструкторе Георгии Михайловиче Бериеве и его детище – реактивном гидробомбардировщике ЛЛ-600, который, к сожалению, не успел покупаться в лучах славы. Однако, по меркам своего времени, самолет был очень прогрессивным и за счет своих характеристик и способностей мог снискать славу настоящего «Морского дьявола».

Георгий Михайлович Бериев – один из самых неизвестных из знаменитых авиаконструкторов в истории самолетостроения российского государства. Этот инженер, без преувеличения, является родоначальником морской авиации России и прогрессором морского авиастроения. Благодаря ему мир увидел летающую лодку МБР-2 (построена в 1931 году). Это самый массовый предвоенный гидросамолет, который в последствии участвовал во Второй мировой войне в качестве разведывательного летательного аппарата. Его использовали для ближней разведки и иногда дальней.

Позднее Бериев сконструировал первую в СССР летающую лодку с турбореактивным двигателем, которая получила название «Р-1». Правда, гидросамолет не был достроен, так как проект закрыли. Но уже тогда конструктор показал весь свой потенциал, создав бомбардировщик водного базирования, который не уступал по скорости американским истребителям McDonnell FH-1 Phantom и Grumman F9F Panther.

Несмотря на ряд неудач советский авиаинженер построил и принятые в эксплуатацию машины. Например, Бе – 10 – реактивный гидросамолет, которому принадлежат мировые рекорды скорости для данного типа техники. Примечательно, что они не побиты до сих пор – 912 км/ч. Конечно, невозможно обойти стороной и легендарный Бе-12 «Чайка», который применялся для борьбы с подводными лодками противника и мог использовать прорывные ядерные глубинные подводные бомбы 5Ф48. Самое интересное, что данный самолет был амфибийным, то есть взлетал как с суши, так и с воды. Были и другие летательные аппараты, каждый из которых обладал своими уникальными характеристиками. Однако один самолет заслуживает наибольшего внимания.

Бе-12 продемонстрировал, что реактивные гидросамолеты можно успешно использовать в рамках военных операций, однако оставалось решить одну задачу: как сделать так, чтобы бомбардировщик мог пролететь через весь океан выполнить задачу и вернуться? И ответ был найден – заправлять самолеты. Только делалось это специфическим образом, и именно для этого был построен ЛЛ 600.

Данный летательный аппарат по своей сути является гигантской тяжелой летающей лодкой. Гидросамолет построен по принципу «летающего крыла» с треугольной формой. Проект ЛЛ-600 был разработан под руководством Г.М. Бериева в ОКБ ТМЗ (ОКБ Бериева), а эскизный образец появился уже в 1966 году.

Характеристики гидробомбардировщика поражали воображение. Да они и сейчас заставляют о многом задуматься. Взлетная масса самолета составляла 1 000 000 килограмм. В воздух машину поднимали восемь турбореактивных двигателей «ТРД НК». Такая мощь позволяла развивать скорость в 900 километров в час. Фактически никто в мире не мог построить боевую летающую лодку с такими показателями.

Отличительной особенностью этой машины являлось то, что она могла скрытно заправляться прямо в море. То есть не в воздухе, как это делали М-4, Ту-16 и Ту-95, а при помощи субмарин-танкеров или специализированных контейнеров. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов, гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. Таким образом, весь океан или море становилось огромным аэродромом. Военные предполагали, что ЛЛ-600 будет использоваться для усиления морской и противолодочной авиации. Гениальность ЛЛ-600 заключается не только в том, что он может подниматься с воды с огромной массой, но и то, что самолет при своем весе сохранял плавучесть, непотопляемость и остойчивость.

В интервью изданию «ПолитЭксперт» военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007-2009), командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев раскрыл информацию о вооружении и боевых возможностях ЛЛ-600.

Эксперт пояснил, что проект гидробомбардировщика не ограничивался применением лишь на море. Были и другие вариации.

«ЛЛ-600 – это не только летающая лодка-бомбардировщик, он еще разрабатывался как торпедоносец. Он мог бороться как с подводными лодками, так и с кораблями противника в надводном положении. Известно, что в арсенале летательного аппарата имелись глубинные бомбы. Также гидросамолет имел и стандартное для своего времени вооружение, включая пушечное», – пояснил собеседник «ПолитЭксперта».

Нельзя исключать и тот вариант, что ЛЛ-600, который являлся во многом последователем Бе-12, также мог использовать ядерные глубинные бомбы.

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр ГАЗ-40 (СССР)

К сожалению, несмотря на успех проекта, его пришлось закрыть, так как в СССР успешно испытали баллистические ракеты. Новое оружие исключало риски по доставке к зоне конфликта самолета, который ко всему прочему, еще и нужно дозаправлять в море. Более того, изменилась сама по доктрина применения морских военных сил и появились новые технологии. На смену тяжелым гидросамолетам пришли легкие, мощные и сверхзвуковые истребители-бомбардировщики. Ими было не только проще управлять, но легче обслуживать. Конечно, невозможно обойти стороной и тот факт, что появились авианосцы.

Право на возрождение

Однако прекращение массового строительства военных гидросамолетов не означает, что на таких перспективных летательных аппаратах поставили крест. Многие из военных проектов вполне хорошо чувствуют себя в рамках гражданского авиастроения. Однако и боевое назначение подобных агрегатов до сих пор возможно.

Дело в том, что гидросамолеты имеют одно неоспоримое преимущество – они взлетают с воды. А это значит, что подобный тип техники можно успешно использовать в отдаленных регионах, где по некоторым причинам невозможно построить большой сухопутный военный аэродром. Более того, Сергей Хатылев уверен, что при стечении определенных обстоятельств строительство военных гидробомбардировщиков могут возобновить.

«Сегодня старые Бе-12 активно используются не только в России, но и за рубежом. Его даже индийцы покупают. Некоторые списанные, сломанные самолеты этой модели выкупают у нас же в России и ремонтируют, а потом успешно используют для гражданских нужд. Например, посредством тех же Бе-12 доставляют почту, вещи на Сахалине, Курильских островах и некоторых других отдаленных регионах», – поделился своим опытом Сергей Хатлыев.

В завершение эксперт расскзал, что сегодня существует концепция развития подобных самолетов и она реализуется. Правда, особой огласке не придается, но модернизация и разработка новых летательных аппаратов идет полным ходом. Поэтому нельзя исключать, что в скором времени появятся новые гидробомбардировщики.

Проект летающей лодки ЛЛ-600 (СССР. 1963 – 1966 год).

Проект тяжелой летающей лодки ЛЛ-600 разработан в ОКБ ТМЗ под руководством Г.М.Бериева в первой половине 1960-х годов применительно к вариантам самолета-бомбардировщика и пассажирского самолета на 2000 мест. Для увеличения дальности действия гидросамолетов-бомбардировщиков, как и для увеличения эффективности использования противолодочной авиации (гидросамолетов и самолетов-амфибий) в океанской зоне, предлагалось организовать заправку самолетов в море от подводных лодок-танкеров или специальных контейнеров .

Организация заправочных пунктов на основе скрытно доставляемых подводными лодками связок контейнеров с топливом позволила бы осуществлять попутную дозаправку самолетов при полете к цели в пределах тактического радиуса действия. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. После выхода в 1966 году Постановления Правительства №246-86 был предложен ряд противолодочных комплексов, в том числе летающие лодки ЛЛ-400 и ЛЛ-600. Работы по самолету ЛЛ-600 были свернуты после успешных испытаний советских межконтинентальных баллистических ракет.

Время разработки : 1963 – 1966 год, назначение : бомбардировщик-летающая лодка, максимальный взлётный вес – 1000 т, силовая установка – 8 ТРД, скорость – 900 км/ч.

Проект разработан в первой половине 1960-х годов в варианте стратегического бомбардировщика с возможной трансформацией в грузопассажирский, на 2000 мест. Для увеличения дальности предусматривалась дозаправка от подводных лодок-танкеров или буксируемых контейнеров с топливом.

Это была летающая лодка с треугольным крылом, где размещались восемь турбореактивных двигателей. Взлетная масса — 1000 т, скорость до 900 км/ч. Эскизное проектирование проводилось вплоть до того момента, когда по инициативе военно-политического руководства страны была сделана ставка на стратегические ракеты.

… Реактивные гидросамолеты можно успешно использовать в рамках военных операций, однако оставалось решить одну задачу: как сделать так, чтобы бомбардировщик мог пролететь через весь океан выполнить задачу и вернуться? И ответ был найден – заправлять самолеты. Только делалось это специфическим образом, и именно для этого был построен ЛЛ 600. Данный летательный аппарат является гигантской тяжелой летающей лодкой. Гидросамолет построен по принципу бесхвостки с треугольной формой крыла. Проект ЛЛ-600 был разработан под руководством Г.М. Бериева в ОКБ ТМЗ (ОКБ Бериева), а эскизный проект появился уже в 1966 году.

Характеристики гидробомбардировщика поражали воображение. Да они и сейчас заставляют о многом задуматься. Взлетная масса самолета составляла 1 000 000 килограмм. В воздух машину поднимали восемь турбореактивных двигателей «ТРД НК». Такая мощь позволяла развивать скорость в 900 километров в час. Отличительной особенностью этой машины являлось то, что она могла скрытно заправляться прямо в море. То есть не в воздухе, как это делали М-4, Ту-16 и Ту-95, а при помощи субмарин-танкеров или специализированных контейнеров. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов, гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. Таким образом, весь океан или море становилось огромным аэродромом. Военные предполагали, что ЛЛ-600 будет использоваться для усиления морской и противолодочной авиации. Гениальность ЛЛ-600 заключается не только в том, что он может подниматься с воды с огромной массой, но и то, что самолет при своем весе сохранял плавучесть, непотопляемость и остойчивость.

Читать еще:  Проект ракетоносца Бе-10Н (СССР)

Проект гидробомбардировщика не ограничивался применением лишь на море. Были и другие вариации.

«ЛЛ-600 – это не только летающая лодка-бомбардировщик, он еще разрабатывался как торпедоносец. Он мог бороться как с подводными лодками, так и с кораблями противника в надводном положении. Известно, что в арсенале летательного аппарата имелись глубинные бомбы. Также гидросамолет имел и стандартное для своего времени вооружение, включая пушечное». ЛЛ-600 также мог бы использовать ядерные глубинные бомбы. Несмотря на успех проекта, его пришлось закрыть, так как в СССР успешно испытали баллистические ракеты. Новое оружие исключало риски по доставке к зоне конфликта самолета, который ко всему прочему, еще и нужно дозаправлять в море …

Проект океанской летающей лодки ЛЛ-600 разрабатывался с начала 1963 г. в нескольких вариантах: транспортном и пассажирском, а так же как дальний противолодочный и поисково-спасательный самолет. В основу гигантской ЛЛ-600 (Летающая лодка – взлетным весом 600 тонн) была положена новая перспективная концепция развития гидросамолетов, позволяющая создать машину с отличными летными качествами и высокой мореходностью. Конструкторы ОКБ-49 пришли к выводу, что если для сухопутных самолетов предельный взлетный вес составляет около 250-300 тонн, то перспективы развития гидроавиации – в очень больших взлетных весах и больших скоростях. Только в этих условиях гидросамолеты смогут в полном объеме проявить свои положительные качества.

Вот как сам Г.М. Бериев представлял себе перспективный сверхтяжелый гидросамолет: «Он обязательно должен иметь крыло небольшого удлинения. Лишь в этом случае можно обеспечить большую весовую отдачу, иначе говоря, сделать достаточно малым отношение веса топлива к коммерческой нагрузке и взлетному весу. Такое крыло разумно делать на машинах, летающих с околозвуковой или сверхзвуковой скоростью, иначе нельзя достигнуть высокого аэродинамического качества. Следовательно, воздушный лайнер-гигант непременно будет высокоскоростной машиной. На летающем лайнере установят мощные турбореактивные двигатели, наиболее экономичные при больших скоростях. Гидросамолет-гигант будет очень надежной машиной. Прежде всего, потому, что у него будет много двигателей. Огромные объемы помещений позволяют оснастить самолет самым современным оборудованием и продублировать все его жизненно важные системы. Увеличение веса от дублирования аппаратуры практически останется незамеченным. Наконец, полет лайнера над водой значительно безопаснее рейса сухопутного самолета. Ведь летающий лайнер в любой момент может совершить посадку – под ним безбрежный гидродром».

Проект летающей лодки ЛЛ-600 (СССР. 1963 – 1966 год).

Организация заправочных пунктов на основе скрытно доставляемых подводными лодками связок контейнеров с топливом позволила бы осуществлять попутную дозаправку самолетов при полете к цели в пределах тактического радиуса действия. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. После выхода в 1966 году Постановления Правительства №246-86 был предложен ряд противолодочных комплексов, в том числе летающие лодки ЛЛ-400 и ЛЛ-600. Работы по самолету ЛЛ-600 были свернуты после успешных испытаний советских межконтинентальных баллистических ракет.

Время разработки : 1963 – 1966 год, назначение : бомбардировщик-летающая лодка, максимальный взлётный вес – 1000 т, силовая установка – 8 ТРД, скорость – 900 км/ч.

Проект разработан в первой половине 1960-х годов в варианте стратегического бомбардировщика с возможной трансформацией в грузопассажирский, на 2000 мест. Для увеличения дальности предусматривалась дозаправка от подводных лодок-танкеров или буксируемых контейнеров с топливом.

Это была летающая лодка с треугольным крылом, где размещались восемь турбореактивных двигателей. Взлетная масса — 1000 т, скорость до 900 км/ч. Эскизное проектирование проводилось вплоть до того момента, когда по инициативе военно-политического руководства страны была сделана ставка на стратегические ракеты.

… Реактивные гидросамолеты можно успешно использовать в рамках военных операций, однако оставалось решить одну задачу: как сделать так, чтобы бомбардировщик мог пролететь через весь океан выполнить задачу и вернуться? И ответ был найден – заправлять самолеты. Только делалось это специфическим образом, и именно для этого был построен ЛЛ 600. Данный летательный аппарат является гигантской тяжелой летающей лодкой. Гидросамолет построен по принципу бесхвостки с треугольной формой крыла. Проект ЛЛ-600 был разработан под руководством Г.М. Бериева в ОКБ ТМЗ (ОКБ Бериева), а эскизный проект появился уже в 1966 году.

Читать еще:  Опытная самоходная установка САУ-152 «Объект 268» (СССР)

Характеристики гидробомбардировщика поражали воображение. Да они и сейчас заставляют о многом задуматься. Взлетная масса самолета составляла 1 000 000 килограмм. В воздух машину поднимали восемь турбореактивных двигателей «ТРД НК». Такая мощь позволяла развивать скорость в 900 километров в час. Отличительной особенностью этой машины являлось то, что она могла скрытно заправляться прямо в море. То есть не в воздухе, как это делали М-4, Ту-16 и Ту-95, а при помощи субмарин-танкеров или специализированных контейнеров. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов, гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения. Таким образом, весь океан или море становилось огромным аэродромом. Военные предполагали, что ЛЛ-600 будет использоваться для усиления морской и противолодочной авиации. Гениальность ЛЛ-600 заключается не только в том, что он может подниматься с воды с огромной массой, но и то, что самолет при своем весе сохранял плавучесть, непотопляемость и остойчивость.

Проект гидробомбардировщика не ограничивался применением лишь на море. Были и другие вариации.

«ЛЛ-600 – это не только летающая лодка-бомбардировщик, он еще разрабатывался как торпедоносец. Он мог бороться как с подводными лодками, так и с кораблями противника в надводном положении. Известно, что в арсенале летательного аппарата имелись глубинные бомбы. Также гидросамолет имел и стандартное для своего времени вооружение, включая пушечное». ЛЛ-600 также мог бы использовать ядерные глубинные бомбы. Несмотря на успех проекта, его пришлось закрыть, так как в СССР успешно испытали баллистические ракеты. Новое оружие исключало риски по доставке к зоне конфликта самолета, который ко всему прочему, еще и нужно дозаправлять в море …

Проект океанской летающей лодки ЛЛ-600 разрабатывался с начала 1963 г. в нескольких вариантах: транспортном и пассажирском, а так же как дальний противолодочный и поисково-спасательный самолет. В основу гигантской ЛЛ-600 (Летающая лодка – взлетным весом 600 тонн) была положена новая перспективная концепция развития гидросамолетов, позволяющая создать машину с отличными летными качествами и высокой мореходностью. Конструкторы ОКБ-49 пришли к выводу, что если для сухопутных самолетов предельный взлетный вес составляет около 250-300 тонн, то перспективы развития гидроавиации – в очень больших взлетных весах и больших скоростях. Только в этих условиях гидросамолеты смогут в полном объеме проявить свои положительные качества.

Вот как сам Г.М. Бериев представлял себе перспективный сверхтяжелый гидросамолет: «Он обязательно должен иметь крыло небольшого удлинения. Лишь в этом случае можно обеспечить большую весовую отдачу, иначе говоря, сделать достаточно малым отношение веса топлива к коммерческой нагрузке и взлетному весу. Такое крыло разумно делать на машинах, летающих с околозвуковой или сверхзвуковой скоростью, иначе нельзя достигнуть высокого аэродинамического качества. Следовательно, воздушный лайнер-гигант непременно будет высокоскоростной машиной. На летающем лайнере установят мощные турбореактивные двигатели, наиболее экономичные при больших скоростях. Гидросамолет-гигант будет очень надежной машиной. Прежде всего, потому, что у него будет много двигателей. Огромные объемы помещений позволяют оснастить самолет самым современным оборудованием и продублировать все его жизненно важные системы. Увеличение веса от дублирования аппаратуры практически останется незамеченным. Наконец, полет лайнера над водой значительно безопаснее рейса сухопутного самолета. Ведь летающий лайнер в любой момент может совершить посадку – под ним безбрежный гидродром».

В перспективе ЛЛ-600 могла бы получить и ядерную силовую установку. В этом случае продолжительность и дальность полета летающей лодки ограничивалась бы только выносливостью её экипажа. Развития данный проект не получил, но накопленный задел послужил основой для разработки целого ряда проектов тяжелых летающих лодок различного назначения. Летающая лодка, выполненная по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом типа «чайка» в средней части лодки. Вертикальное оперение – стреловидное. Летающая лодка имеет две герметичные кабины. Носовую – для пяти членов экипажа и 10-12 сопровождающих грузы и грузовой отсек размерами 28×3,5×3 м. Погрузка и выгрузка через люк в кормовой части лодки. Силовая установка должна была состоять из восьми ТРД НК-6 тягой по 22 000 кг, расположенных на верхней поверхности крыла. Все топливо размещалось в баках-отсеках крыла.

Технические характеристики летающей лодки ЛЛ-600

Длина, м 82,6
Высота, м 25
Размах крыла, м 76
Площадь крыла, 1445
Максимальная взлётная масса, кг 600000
Максимальная полезная нагрузка, кг 300000
Силовая установка: 8хТРД НК-6
Тяга, кгс 8х22000
Посадочная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практический потолок, м 17000
Длина разбега, м 3500
Дальность полета с максимальным запасом топлива, км 13900
Дальность полета с максимальной нагрузкой, км 2000
Экипаж, чел. 12

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: