0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект палубного штурмовика A-12 Avenger-2 (США)

A-12 Avenger II – палубный штурмовик ВМС США

Программа создания свершенно новых образцов палубной авиации для ВМС США «Улучшенной Тактической Авиации» (ATA) началась в 1983 году. Согласно этой программе должен был быть создан средний штурмовик, способный преодолевать огромные расстояния и при этом обладать высокой грузоподъемностью, чтобы заменить палубный Grumman A-6. 13 января 1988 года компании McDonnell Douglas и General Dynamics были выбраны для работы над программой ATA. Стоимость контракта оценивалась в $4,38 миллиардов, и в случае необходимости планка могла быть поднята максимум до $4.84 миллиардов. Контракт включал в себя разработку и поставку восьми полномасштабных моделей самолета и четырех тестовых копий.

Avenger II — это уникальный аппарат типа летающее крыло, аэродинамика которого способствует длительным перелетам и при этом он может нести на своем борту системы вооружения класса «воздух-земля» и «воздух-воздух». В планах военно-морских сил США было принятие на вооружение боевых самолетов, которые по своему техническому оснащению будут превосходить используемый F-117A. По предварительным расчетам, самолеты Avenger II должны были полностью заменить существующие до этого типы самолетов на авианосцах уже к середине 90-х годов.

Но 7 января 1991 года министр обороны США Ричард Чейни отменил программу, что стало крупнейшим расторжением контрактов за всю историю существования американской оборонной промышленности. Причиной столь решительного шага стала цена проекта, которая достигла суммы трехлетнего бюджета ВВС и ВМС США.

Военно-морские силы первоначально планировали купить 620 самолетов производства McDonnell Douglas/General Dynamics для вооружения палубной авиации, и еще 238 самолетов планировалось закупить для удовлетворения нужд в подобной технике Морской пехоты. В ВВС США рассматривали покупку 400 самолетов по средней стоимости, которая изначально оценивалась в $100 миллионов каждый.

На A-12 изначально планировалось установить два реактивных двигателя F412-GE-D5F2 со специальной форсажной камерой. Предполагалось, что средний штурмовик, оснащенный складывающимся крылом, сможет развивать максимальную скорость до 930 км/ч и совершать перелеты на расстояние до 1,5 тыс. километров. Вооружение должно размещаться во внутренних бомбоотсеках, для чего расширена внутренняя часть фюзеляжа. Основным вооружением самолета должны были стать две ракеты класса «воздух-воздух» AMRAAM AIM-120, две — класса «воздух-земля» AGM-88 HARM, а также целый комплекс неуправляемых ракет и корректируемых бомб. Максимальный вес вооружений не должен был превышать 2,3 тонны.

С массой технических сложностей компании General Dynamics и McDonnell Douglas столкнулись уже на этапе проектирования самолета. В частности, конечная масса самолета получалась на 30% больше той, что ранее была запланирована в проекте. Кроме того, неприятные сложности возникли с применением композитных материалов при строительстве первого прототипа самолета. Кроме этого, в своем отчете командованию ВМС США разработчики указали на технические проблемы с созданием радара.

В ходе реализации проекта A-12 Avenger II не было создано ни одного действующего прототипа самолета. Массогабаритный макет среднего штурмовика был рассекречен в 1996 году и выставлен на обозрение на территории бывшей базы ВМС США Карсвелл. Эксперты финансового рынка утверждают, что именно неудачная разработка A-12 Avenger II стала одной из главных причин огромных убытков компании McDonnell Douglas и ее последующего экономического поглощения авиастроительной компанией Boeing.

В общей сложности, компании McDonnell Douglas и General Dynamics совместно потратили $3,88 миллиарда на реализацию проекта A-12 Avenger II, получив от правительства всего $2,68 миллиарда. Сразу после закрытия работ над проектом командование ВМС США выставило требование о возврате вложенных средств в размере $1,35 миллиарда, которые военные потеряли из-за невыполненного контракта. Компании McDonnell Douglas и General Dynamics без лишних раздумий в ответ подали собственное исковое заявление в Федеральный суд США (CFC), потребовав от командования ВМС США $1,2 миллиарда неустойки за прекращение работ по программе разработки штурмовика.

Свою позицию в суде ВМС США основывали на том, что обе компании не сумели реализовать требования контракта, заключенного с указанием фиксированной цены и конкретного срока. То есть компании McDonnell Douglas и General Dynamics должны были разработать самолет не дороже чем за $4,8 миллиарда и поставить его в армию не позже 1994 года. С учетом того, что эти требования выполнены в итоге так и не были, заявили в ВМС, заключенный контракт и был разорван.

Компании же в качестве оправдания утверждали, что по условиям контракта министерство обороны, ВМС и ВВС США должны были предоставить им доступ к технологии малозаметности (Стелс), прежде использованной при работе над созданием штурмовика F-117 Night Hawk, а также бомбардировщика B-2 Spirit. По данным компаний, эти спецтехнологии им переданы не были, военные указали, что на них наложен гриф «особо секретно». Не имея полного доступа к секретным материалам, General Dynamics и McDonnell Douglas не сумели выполнить контракт в полном объеме.

Рассмотрение дела продолжалось несколько лет в связи с тем, что для установления истины суду было необходимо ознакомиться не только с публичными материалами дела, но и с материалами по секретным технологиям. Документация по части спецтехнологий была раскрыта судьями военного суда, однако в 1993 году Федеральный суд США получил уведомление от Мерилла Макпика, госсекретаря ВВС США, что дальнейшее раскрытие секретной информации невозможно, поскольку это нарушает правила хранения государственной тайны. Суду пришлось принимать итоговое решение, имея в распоряжении лишь минимальный комплект документов.

Читать еще:  Проект штурмовика CОIN Helio Model 1320 (США)

Вскоре после закрытия работ над проектом A-12 Avenger II ВМС США приняли решение о приобретении истребителей F/A-18E/F Super Hornet, которые разработал Boeing. Принятие нового самолета на вооружение произошло в 1999 году. В составе ВМС США он должен был заменить истребители F-14 Tomcat и палубные штурмовики A-6. Любопытно, что на самолете F/A-18E/F используются реактивные двигатели F414, которые являются новым поколением F404, на базе которых в 1983 году разрабатывалась силовая установка для A-12 Avenger II.

Самый большой распил Пентагона: проект A-12 Avenger

Во время создания палубного штурмовика A-12 Avenger отсутствие серьёзного аудита и контроля превратило этот проект в машину по распиливанию денег, которая и не снилась российским чиновникам. Лайф рассказывает, как это было.

Поиск нелёгких путей

В конце семидесятых годов прошлого века военно-морской флот США решил заняться обновлением парка палубных штурмовиков Grumman A-6 Intruder, стоящих на вооружении с 1963 года. Строго говоря, «Интрудер» не был классическим штурмовиком, скорее это был палубный бомбардировщик, который мог нести значительную бомбовую нагрузку, имел большую дальность полёта и оборудование для точного бомбометания.

Вот ВМС США и захотело себе на замену такой же «ненастоящий» штурмовик, больше похожий на бомбардировщик. Чтобы недорогой, современный и обязательно выполненный с модной технологией «стелс». Радиус действия большой, самолёт ударный для поражения объектов противника в глубоком тылу. Сверхзвук не требовался, что хоть в чём-то упрощало задачу. Для того, чтобы точно определиться и не продешевить, стартовала программа по созданию «Продвинутого тактического самолёта» Advanced Tactical Aircraft ( ATA).

Стоимость разработки такого чуда техники была оценена в немалые по тем временам 4,38 миллиарда долларов, ну и ещё 500 миллионов долларов, если вдруг тех не хватит. Всё, что сверху, уже на 40 процентов должно было финансироваться компаниями разработчиками, чтобы бюджет искусственно не раздували. Предполагалось, что за эти деньги флот увидит восемь опытных и четыре предсерийных экземпляра штурмовика.

Всего же планировалось приобрести 620 самолётов для палубной авиации. Ещё 240 штук планировал прикупить Корпус морской пехоты. Даже ВВС, оценив параметры создаваемого самолёта, согласились приобрести ещё 400 машин. Планировалось, что стоимость одного штурмовика не превысит 100 миллионов долларов.

Для работы над программой были выбраны General Dynamics и McDonnell Douglas, и в 1988 году работа по созданию A-12 Avenger, названного в честь палубного торпедоносца времён Второй мировой войны Grumman Avenger, закипела.

Треугольное чудо

Внешность этого самолёта не спутать ни с каким другим. А-12 получился просто равнобедренным треугольником. Всё лишнее было убрано, вертикальное хвостовое оперение отсутствовало совсем, сопла прятались в специальные ниши и экранировались, а в отделке фюзеляжа планировалось использовать максимум композиционных материалов.

Фото: © Wikimedia Commons

Всё вооружение по плану находилось во внутренних отсеках. Основным оружием самолёта должны были стать две ракеты класса «воздух — воздух» AMRAAM AIM-120, две — класса «воздух — земля» AGM-88 HARM, а также целый комплекс неуправляемых ракет и корректируемых бомб. Всего А-12 должен был брать на борт до 2300 килограммов смертоносного груза.

Разгонять «мстителя» до дозвуковой скорости в 930 километров в час должны были два реактивных двигателя F412-GE-D5F2 со специальной форсажной камерой. Предполагалось, что топлива хватит на 1500 километров полёта, что сделает новинку прекрасным невидимым борцом американского флота.

С электроникой у новинки тоже всё было в порядке. Радар с фазированной решёткой Westinghouse AN/APQ-183 и продвинутым комплексом радиоэлектронного оборудования позволял использовать А-12 и как самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), и как самолёт радиоэлектронной борьбы. Предполагалось, что штурмовик будет иметь в два раза лучшие показатели надёжности, чем существующие самолёты, и требовать в два раза меньше человеко-часов на обслуживание.

Отворяй ворота

С изготовлением деревянной модели будущего штурмовика у производителей проблем не возникло — получилось просто загляденье. А вот дальше трудности пошли сплошной чередой. Выяснилось, что разрекламированные композиционные материалы, которые предлагалось использовать для создания фюзеляжа, просто не смогут противостоять перегрузкам, возникающим при взлёте и посадке. Конструкцию пересчитали, а все пластиковые узлы поменяли на металлические.

Это принесло за собой другую проблему, стрелка весов под самолётом резко прыгнула вправо и показала более 30 тонн. Адмиралы проявили беспокойство, а сможет ли такая штуковина взлетать и садиться на авианосец. Однажды, в порядке эксперимента, на авианосец сажали даже C-130 Hercules весом более 35 тонн. Те, у кого в порядке с нервами, могут даже посмотреть на это зрелище. Однако делать так постоянно было просто нереально.

Создавать композитные детали сложной формы оказалось занятием гораздо более трудоёмким, чем представлялось вначале. Кроме того, сказывалось отсутствие опыта. Покрытие, которое предполагалось использовать для радиопоглощения, оказалось слишком нежным для работы в суровых морских условиях.

Таким образом, спустя два года в активе проекта так и оставалась деревянная модель будущего штурмовика. Больше было похвастаться решительно нечем.

Пока корабль плывёт

Однако всё это время деньги исправно выделялись, сотрудники получали зарплату и премии, руководство пребывало в блаженных мечтах о будущей славе. В апреле 1990 года министр обороны США Дик Чейни инициировал масштабную проверку текущих авиационных программ, которая и вскрыла всю глубину проблем по проекту A-12.

К этому времени ВВС уже отказались от закупки будущего штурмовика ввиду неопределённости сроков, перерасход достиг двух миллиардов долларов, а срок первого полёта оказался перенесённым с 1990 на 1998 год. Практически сразу было инициировано служебное расследование, которое показало, что параллельно с проектом, летящим в тартарары, существует команда разработчиков, которая вполне себя неплохо чувствует.

Читать еще:  Опытная самоходная артиллерийская установка К-73 (АСУ-57П) (СССР)

Все сотрудники были расслаблены, а руководство регулярно слало наверх отчёты, из которых следовало, что работы идут по плану и не сегодня завтра первый А-12 оторвётся от земли. Менеджмент вместо того, чтобы бить тревогу, высунув язык от усердия, правил графики и подтасовывал данные.

Стало понятно, что разработка А-12 Avenger больше всего похожа на ремонт, который, как известно, проще прекратить, чем доделать.

Антикризисный подорожник

Руководство военно-морского флота попыталось переломить ситуацию. И когда путём опросов и запугиваний они так и не смогли узнать дату создания первого прототипа, адмиралы самовольно установили дедлайн на начало 1992 года. В ответ на это McDonnell Douglas и General Dynamics объявили о том, что создание самолёта на таких условиях просто невозможно, и потребовали реструктуризировать контракт.

ВМС США заявил, что контракт будет расторгнут, так как созданная деревянная модель совсем не похожа на то, что они хотели бы увидеть. На что представители компаний-разработчиков сказали, что создание самолёта в такие сроки просто не предоставлялось возможным. Кроме того, они сказали, что виновато в этом руководство флота, так как не смогло обеспечить им доступ к стелс-технологиям от параллельного проекта F-117.

Последовавший за этим разбор полётов ни к чему не привёл, и 5 января 1991 года контракт был расторгнут. Выяснилось, что подрядчикам уже успели перечислить более трёх миллиардов долларов. Флот попросил вернуть 1,35 миллиарда, но McDonnell Douglas вежливо отказал. Флот подал в суд, и то же самое сделали подрядчики, подав встречный иск на «незаконный разрыв контракта».

Неутешительные выводы

Тяжба в итоге длилась почти двадцать три года, и лишь в 2014 году Boeing, уже успевшая поглотить и McDonnell Douglas, и General Dynamics, выплатила флоту 200 миллионов долларов за каждого из подрядчиков.

Нельзя сказать, что по контракту не было сделано совсем ничего. Двигатель F412-GE-D5F2 был практически готов и впоследствии лёг в основу других разработок. Фазированная антенна тоже была практически готова, и эти наработки не прошли впустую. McDonnell Douglas не смог оправиться от последствий невыполнения этого контракта и был поглощён Boeing.

Деревянный макет А-12 Avenger был рассекречен и показан широкой публике только в 1996 году. Сейчас он является экспонатом в американском музее авиации в Fort Worth. Незаконченный первый прототип остался пылиться на складах флота.

Штурмовик из прошлого

Верховный суд США вернул Boeing и Пентагон в 1991 год

Верховный суд США принял неожиданное решение по делу о прекращении разработки палубного штурмовика A-12 Avenger II, отменив постановления судов низших инстанций. Министерство обороны США и консорциум компаний Boeing и General Dynamics с переменным успехом вели спор в суде почти 20 лет, требуя друг у друга многомиллиардных компенсаций. Теперь же труды долгих лет оказались перечеркнуты, а стороны, как говорится, «остались при своих». Повторное разбирательство может затянуться еще на годы.

Невидимка для флота

В 1983 году ВМС США обнародовали требования к новому палубному самолету, который к 1994 году должен был заменить палубные штурмовики Grumman A-6 Intruder, стоявшие на вооружении с 1963 года. Новый самолет предполагалось создавать с применением технологии малозаметности. Контракты на разработку проектов нового штурмовика были заключены в 1984 году с консорциумами McDonnell Douglas/General Dynamics и Northrop/Grumman/Vought (в 1994 году было объявлено о слиянии Northrop и Grumman в корпорацию Northrop Grumman).

В 1986 году ВМС США заключили с консорциумами дополнительное соглашение на продолжение разработки концепций палубных штурмовиков. Создание самолета проводилось в форме тендера, в котором в 1988 году победил консорциум McDonnell Douglas/General Dynamics. С ними был заключен контракт на создание штурмовика A-12 Avenger II (не путать с разведывательным самолетом Lockheed Martin A-12, созданным на базе SR-71 Blackbird). Сумма сделки составила 4,8 миллиарда долларов. Изначально первый полет палубного штурмовика планировался на 1990 год.

В конечном итоге, на базе A-12 планировалось разработать целое семейство боевых самолетов. ВМС США намеревались приобрести 620 таких штурмовиков, морская пехота — 238, а ВВС — 400. Совокупная стоимость проекта с учетом фазы разработки, производства и поставки военным оценивалась в 50 миллиардов долларов, при стоимости одного штурмовика 84 миллиона долларов. Самолет предполагалось создать по схеме «летающего крыла» в форме равнобедренного треугольника с кабиной пилота, расположенной ближе к его вершине.

На A-12 планировалось использовать два реактивных двигателя F412-GE-D5F2 с форсажной камерой и способных развивать тягу до 60 килоньютонов каждый. Предполагалось, что штурмовик, оснащенный складным крылом, сможет развивать скорость до 930 километров в час и совершать полеты на расстояние до 1,5 тысячи километров. Вооружение планировалось размещать во внутренних бомбоотсеках. Номенклатура вооружений самолета должна была включать в себя две ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, две — класса «воздух-поверхность» AGM-88 HARM, а также ряд неуправляемых ракет и свободнопадающих и корректируемых бомб. Максимальная масса вооружений не должна была превышать 2,3 тонны.

Уже на этапе проектирования компании McDonnell Douglas и General Dynamics столкнулись с массой технических сложностей. В частности, масса самолета получалась на 30 процентов больше запланированной в проекте. Кроме того, определенные сложности возникли с использованием композитных материалов при создании первого прототипа самолета. Компании также отчитывались перед командованием ВМС США о технических сложностях при создании радара.

Ежемесячные расходы на исследовательские и конструкторские работы составляли 120-150 миллионов долларов. В итоге, оценочная стоимость самолета была доведена до 165 миллионов долларов, а первый полет A-12 отложен на 1992 год.

Из-за задержек и растущей стоимости проекта в декабре 1990 года тогдашний министр обороны США Дик Чейни потребовал от командования ВМС США перечислить причины, по которым программу A-12 не следует закрывать. Вероятно, военные таких причин назвать не сумели, поскольку 7 января 1991 года проект был закрыт. Министерство обороны США потребовало от McDonnell Douglas и General Dynamics вернуть ВМС 1,35 миллиарда долларов, потраченных на выполнение контракта, с которым они не справились. В том же году началось судебное разбирательство между консорциумом и министерством обороны.

Читать еще:  Опытная БМД «Объект 915» (СССР)

В ходе реализации проекта A-12 не было создано ни одного прототипа самолета. Массо-габаритный макет штурмовика был рассекречен и выставлен на обозрение на бывшей базе ВМС США Карсвелл в 1996 году. Считается, что неудачная разработка A-12 стала одной из причин значительных убытков McDonnell Douglas и ее последующего поглощения авиастроительным концерном Boeing, который в последующие годы как правопреемник компании представлял ее интересы в суде.

Долгие годы в суде

В общей сложности, консорциум McDonnell Douglas/General Dynamics потратил 3,88 миллиарда долларов на реализацию проекта A-12, получив от правительства только 2,68 миллиарда долларов. Вскоре после закрытия проекта командование ВМС США потребовало от консорциума возврата средств в размере 1,35 миллиарда долларов, которые военные потеряли на невыполненном контракте. McDonnell Douglas и General Dynamics в ответ подали исковое заявление в Федеральный претензионный суд США (CFC), потребовав от ВМС США 1,2 миллиарда долларов неустойки за прекращение программы разработки штурмовика.

Позиция ВМС США в суде заключалась в том, что обе компании не сумели выполнить требования контракта, заключенного на условиях фиксированной цены и фиксированного срока. То есть McDonnell Douglas и General Dynamics были обязаны разработать самолет не дороже чем за 4,8 миллиарда долларов и поставить его в войска не позже 1994 года. Поскольку эти требования выполнены не были, заявили в ВМС, контракт и был разорван.

В свою очередь американский консорциум утверждал, что по условиям контракта ВМС, ВВС и министерство обороны США должны были дать ему доступ к технологии малозаметности, прежде использованной при создании штурмовика F-117 Night Hawk и бомбардировщика B-2 Spirit для военно-воздушных сил. По данным компаний, эти технологии им переданы не были, поскольку на них был наложен гриф «секретно». Не имея доступа к засекреченным материалам McDonnell Douglas и General Dynamics не сумели выполнить контракт.

Рассмотрение дела заняло несколько лет, поскольку для установления истины суду потребовалось ознакомиться не только с материалами дела, но и с секретными технологиями по программе малозаметности. Документация по части технологий была раскрыта военными в суде, однако в 1993 году CFC получил уведомление от госсекретаря ВВС США Мерилла Макпика (Merrill McPeak), что дальнейшее раскрытие информации невозможно, поскольку будет нарушена государственная тайна. Суду пришлось принимать решение имея лишь минимальный набор документов.

Вскоре после закрытия проекта A-12 ВМС США приняли решение о закупке истребителей F./A-18E/F Super Hornet, разрабатываемых Boeing. Принятие самолета на вооружение состоялось в 1999 году. В составе ВМС он должен был частично заменить истребители F-14 Tomcat и штурмовики A-6. Любопытно, что на F/A-18E/F используются двигатели F414, которые являются развитием F404, на базе которых была разработана силовая установка для A-12.

Свое продолжение история получила в 1996 году, когда CFC признал правоту McDonnell Douglas и General Electric и постановил выплатить компаниям 1,2 миллиарда долларов неустойки. Министерство обороны США подало заявку на пересмотр дела в Апелляционный суд, который в 2009 году отменил решение CFC и постановил, что Boeing (как правопреемник McDonnell Douglas) и General Dynamics обязаны компенсировать ВМС США 1,35 миллиарда долларов расходов по проекту A-12 и выплатить проценты в размере 1,65 миллиарда долларов, «набежавшие» на сумму задолженности с 1991 года.

Boeing и General Dynamics решили оспорить это решение в Верховном суде, подав иск в конце 2010 года. Решение Верховного суда было обнародовано 23 мая 2011 года. Фактически суд отказался принять чью-либо сторону в конфликте, поскольку «не имел возможности ознакомиться с засекреченными материалами, которые правительство США отказалось ему предоставить». «Ни одна из сторон не будет удовлетворена решением суда», — говорится в документах суда. Дело в том, что Верховный суд постановил отменить решение судов предыдущих инстанций.

Согласно решению, консорциум, участвовавший в разработке A-12, может не выплачивать ВМС США деньги, полученные на разработку самолета, а военные, в свою очередь, не могут требовать от компаний возмещения убытков. При этом консорциуму было запрещено требовать от ВМС неустойки. Одним словом, стороны «остались при своих». Впрочем, в постановлении Верховного суда говорится, что если такое положение не устраивает Boeing/General Gynamics и Пентагон, стороны должны вновь подать иски в CFC, то есть начать все сначала.

Как именно будут развиваться события дальше, пока не понятно. В своем пресс-релизе Boeing охарактеризовал решение суда, как справедливое, объявив, что выиграл дело. Министерство обороны США пока на постановление никак не отреагировало. В случае, если стороны решат вновь подать в суд, рассмотрение дела 20 летней давности может затянуться еще на несколько лет. По словам судьи Верховного суда США Антонина Скалии (Antonin Scalia), наличие государственных секретов в этом деле не позволит судам других инстанций принять конкретное решение, «истцы должны понимать это».

Любопытно, что похожая судьба может поджидать другой американский перспективный самолет — F-35 Lightning II, который также создается с опозданием на два года к изначально запланированному сроку и со значительным превышением бюджета. Некоторые американские военные организации уже заявили о необходимости закрыть проект единого для ВМС, ВВС и Морской пехоты США самолета и подыскать ему более дешевую альтернативу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector