0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект подводный лодки пр.624 (СССР)

Проект подводный лодки пр.624 (СССР)

Еще до окончания предэскизного проекта П-2, в 1949 году ЦКБ-18 приступило к разработке нового предэскизного проекта подводной лодки, вооруженной самолетами-снарядами. Проект выполнялся в целях обоснования тактико-технического задания ВМФ на эти ПЛ. Работа проводилась по плану научно-исследовательских работ на 1950 год. Проекту был дан шифр П-4, а позже присвоен номер 624. Проект разрабатывался под руководством Ф.А.Каверина. Основная идея проекта 624 заключалась в создании ПЛ, вооруженной самолетами-снарядами, позволяющими поражать береговые объекты противника на дальностях до 300 км. Авторам проекта представлялось, что возможность выполнения такой задачи подводными лодками, оперирующими вдали от своих баз и могущими скрытно приближаться к объектам противника, будет ценнейшим тактическим качеством.

Предэскизный проект 624 разрабатывался в 4-х вариантах, отличавшихся между собой количеством самолетов-снарядов, размещенных в прочных контейнерах в надстройке, числом стартовых дорожек и, в зависимости от этого — водоизмещением, главными размерениями, скоростями хода и дальностями плавания. В основу всех вариантов был положен пр.611. В проекте были приняты самолеты-снаряды главного конструктора Лавочкина, которые имели прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работавший на авиационном бензине. Полетная масса снаряда составляла 3200 кг, длина — 9000 мм, размах крыла — 4040 мм. Самолеты-снаряды хранились в контейнерах с заваленными консолями крыльев таким образом, что их можно было транспортировать через люк, диаметром в свету около 2000 мм. Для запуска самолета-снаряда со стартового устройства применялись твердотопливные стартовые двигатели, из которых один, предназначенный для взлета со стартового устройства, располагался в хвостовой части самолета-снаряда, а два других, создававших скорость полета, требуемую для запуска прямоточного воздушно-реактивного двигателя, располагались под крылом.

Стартовое устройство представляло собой направляющую дорожку, расположенную в кормовой части ПЛ и оборудованную подъемно-транспортными средствами. Подача самолетов-снарядов из контейнеров на стартовое устройство и последующий их запуск предусматривались в надводном положении ПЛ. Подготовка самолетов-снарядов к старту включала раскрытие и закрепление консолей крыла, раскрутку гироскопических приборов и ввод данных в стабилизирующие приборы снаряда от корабельных гироскопических приборов. Возможность стрельбы самолетами-снарядами предусматривалась при волнении моря не свыше двух баллов. Наиболее реальным и целесообразным из разработанных вариантов, по мнению ЦКБ-18, был вариант №1-А, в котором предусматривалось размещение на лодке девяти самолетов-снарядов, хранившихся со сложенными крыльями в контейнере, расположенном вдоль корабля в надстройке. Лишь первый снаряд хранился с присоединенным стартовым двигателем; остальные двигатели хранились в кормовом отсеке и подавались в контейнер с помощью грузового устройства через специальный люк. Интерес представляет также вариант II-A с самолетами-снарядами.

В проекте 624 предусматривалось применение парогазовой турбинной установки для развития форсажного хода. ПГТУ размещалась в V (дизельном) отсеке на средней линии вала. Гребные электродвигатели располагались в VI отсеке на бортовых линиях валов, а электродвигатель экономического хода, служивший одновременно генератором при ходе под турбиной, — на средней линии вала в том же отсеке. Управление турбинной установкой и дизелями было дистанционным. Предусматривалась установка устройства РДП.

Общее расположение механизмов, систем и устройств в основном сохранялось по проекту 611, за исключением ряда изменений, которые сводились к следующему:
— снималось кормовое торпедное вооружение;
— предусматривалась рубка для размещения дополнительной гидроакустической аппаратуры (миноискатель «Денеб-2» и др.);
— вместо дизеля и гребного электродвигателя на средней линии вала были размещены ПГТУ и генератор. В забортном пространстве размещались мешки с маловодной перекисью водорода и топливо для ПГТУ;
— уменьшалось ограждение рубки в целях увеличения подводной скорости;
— устанавливались контейнеры для хранения самолетов-снарядов с устройством для их запуска.

Выполненный предэскизный проект 624 показал целесообразность дальнейшего проектирования подводной лодки с самолетами-снарядами С.А.Лавочкина. В дальнейшем предполагалось провести на одной из ПЛ XIV серии ряд пусков самолетов-снарядов со стартового устройства, установленного на палубе надстройки, и проверить возможность стрельбы и ее точность при различных состояниях моря, а также исследовать заливаемость кормовой части надстройки в этих условиях. В августе 1950 года предэскизный проект 624 был представлен министру судостроительной промышленности В.А.Малышеву и одобрен им. Однако к разработке проекта ПЛ с самолетами-снарядами Лавочкина больше не возвращались, так как появились новые самолеты-снаряды.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 624
Водоизмещение нормальное, м ок.2120
Длина наибольшая, м 90,5
Ширина наибольшая, м 7,8
Осадка средняя, м 5,8
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 25,0
Предельная глубина погружения, м 200
Начальная метацентрическая высота в надводном положении, м 0,29
Начальная метацентрическая высота в подводном положении, м 0,75
Команда, чел. 65
Автономность, сут. 75
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч. 200
Наибольшая надводная скорость, уз. 15,0
Дальность плавания 10-узловой скоростью, мили 17 000
Наибольшая подводная скорость, уз. 18,0
Дальность плавания ею, мили 18,0
Дальность плавания скоростью 2 узла под электромоторами, мили 400
Дальность плавания подводным ходом под установкой ПГТУ со скоростью 13,4 узла, мили 80

Читать еще:  Самоходный миномет VPX-40M (Франция)

Вооружение
Самолеты-снаряды дальнего действия, шт. 9
Число стартовых дорожек, шт. 1
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 6
Общее количество торпед, шт. 12
Артиллерийская спаренная установка калибра 57 мм (П-57), шт. 1
Артиллерийская спаренная зенитная установка калибра 25 мм (П-25), шт. 1

Средства навигации, наблюдения и связи
Шумопеленгаторная станция типа «Феникс», комлл. 1
Гидроакустическая станция типа «Плутоний», компл. 1
Гидроакустическая станция »Денеб-2» (миноискатель), компл. 1
Радиолокационное наблюдение, средства связи и навигации такие же, как и на пр.611.

Энергетическая установка
Двигатель 37Д мощностью 2000 л.с. при 500 об/мин., шт. 2
Гребной электродвигатель мощностью 2700 л.с. при 540 об/мин., шт. 2
Электродвигатель экономического хода мощностью 500 л.с., шт. 1
Аккумуляторная батарея 46СУ по 112 элементов в группе, число групп 4

Проект подводный лодки пр.624 (СССР)

Войти

Проект ударной подводной лодки «Проект 881 «Меркурий» (СССР. 1982-1989 год)

В рамках каждого из первых трех поколений советских АПЛ был осуществлен минимум один проект специализированной ПЛАРК, предназначенной для поражения крупных корабельных соединений противника (в частности, авианосных ударных групп) ракетным оружием большой дальности. Исключением из этого правила не было и 4-е поколение атомных субмарин. Так, в начале 80-х гг в ЦКБ МТ «Рубин» были развернуты работы над ПЛАРК проекта 881 (шифр «Меркурий»), которая в начале 90-х гг. должна была прийти на смену проектам 949 и 949А аналогичного назначения. Проектирование велось под руководством Главного Конструктора И.Л.Баранова и было, в основном, окончено к 1989 году. Целью проекта было значительное увеличение боевой эффективности противоавианосных АПЛ за счет их оснащения противокорабельным ракетным комплексом «Болид», а также за счет значительного снижения уровня собственных шумов .

Комплекс «Болид» являлся дальнейшим развитием РК П-50 «Гранит» разработки НПО «Машиностроения» с увеличенной до 800 км дальностью стрельбы. В то же время, столь высокая дальность потребовала значительного увеличения скорости ракеты для уменьшения ее подлетного времени. Данное требование было реализовано за счет замены турбореактивного двигателя на сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, обеспечивший максимальную скорость порядка М=4 при высотном профиле полета, вместо М=2,5, достигнутых ранее. Подобное решение рассматривалось еще в 60-х гг при разработке ракет 3М-15 и 3М-45 комплекса «Гранит», но тогда не представлялось возможным реализовать многорежимный СПВРД, способный стартовать из-под воды. Вместе с новым двигателем, ПКР комплекса «Болид» должна была получить средства спутниковой навигации. От своего прототипа, ракета унаследовала высокоэффективный алгоритм группового применения, интеграцию в составе системы спутникового целеуказания «Легенда» и мощную осколочно-фугасную БЧ. ПЛАРК проекта 881 должны была нести на борту 24 ракеты «Болид» в вертикальных шахтных пусковых установках, за счет чего, обеспечивался гарантированный прорыв ПВО современной авианосной или корабельной ударной группы в том виде, в каком ими обладают, например, ВМС США .

«Меркурий» должен был обладать двухкорпусной архитектурой с одновальной главной энергетической установкой. Ракетные шахты, в отличие от всех предыдущих советских ПЛАРК, располагались в два ряда внутри прочного корпуса за ограждением выдвижных устройств. Верхние части шахт скрывались под развитой проницаемой надстройкой. Подобная компоновка, свойственная, скорее стратегическим ПЛАРБ привела к значительному увеличению длины лодки, которая должна была составить не менее 170 м. Подводное водоизмещение должно было достичь порядка 25 тыс. т, что сделало бы проект 881, в случае его реализации, самой большой ПЛ-носителем тактического ракетного оружия в мире.

Всю носовую часть корпуса занимала сферическая антенна ГАК «Иртыш-Амфора». В дополнение к ней имелись крупные бортовые антенны в носовой и средней частях лодки. Носовые горизонтальные рули размещались на рубке. При этом, всплывающая спасательная камера была впервые расположена не в ограждении выдвижных устройств, а за ракетными шахтами. Само ОВУ крыловидного профиля имело скошенную вперед переднюю часть, аналогично проекту 957. Позднее оба этих технических решения были использованы на проектах ПЛАРБ разработки ЦКБ МТ «Рубин». Хвостовое оперение имело стандартную крестообразную форму. Для применения торпедного и ракето-торпедного оружия предусмотрены бортовые торпедные аппараты.

Бортовое радиоэлектронное оборудование проекта 881 включает, помимо всего прочего, аппаратуру «Селена» морской системы целеуказания и разведки «Коралл», систему космической навигации «Синтез», РЛК «Радиан», перископ атаки ПЗНС-10С, перископ телевизионного комплекса «Сигнал-3», радиопеленгатор «Зона», систему связи «Анис», систему космической связи «Молния-М» с антенной «Кора» и многие другие.

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр БТР-40В (СССР)

На завершающем этапе разработки проекта 881, в связи со сменой руководства ВМФ СССР, произошел коренной пересмотр доктрины флота и тактических принципов ведения боя с потенциальным противником. При этом, стало ясно, что «Меркурий» будет слишком уязвим от средств ПЛО, прежде всего, в силу своих гигантских размеров. С другой стороны, подвергалась сомнению сама способность применения ракетных комплексов «Гранит» и «Болид» на полную дальность. В случае начала боевых действий, спутниковые и авиационные средства целеуказания, ввиду их низкой боевой устойчивости, были бы подавлены или выведены из строя первыми. Без них лодка была бы вынуждена производить целеуказание самостоятельно за счет собственных гидроакустических средств. Поскольку их дальность резко ограничена, лодке было бы необходимо приближаться к противнику на расстояние, на котором он, в ряде случаев, способен гарантировано уничтожить нападающую ПЛАРК, особенно если речь идет о столь крупной субмарине. Фактически, проекты 949, 949А и 881 превращались в оружие первого удара и сразу теряли бы большую часть своей эффективности если бы первый удар был нанесен противником.

Ввиду туманных перспектив проекта 881, в ЦКБ МТ «Рубин» был разработан вариант его альтернативного вооружения ПКР «Оникс», которая ввиду сравнительно малых габаритов, позволяла разместить на борту по меньшей мере удвоенный боекомплект. Однако, за счет укороченной дистанции стрельбы, проблема приближения ПЛАРК к цели на необходимое расстояние , вставала так же остро, как при использовании комплекса «Болид» без внешнего целеуказания. В конечном итоге, в 1989 году, новым Главнокомандующим ВМФ В.Н. Чернавиным было принято окончательное решение о закрытии проекта 881 уже после того, как его технический проект был одобрен научно-техническими советами ВМФ и промышленности. Функции узкоспециализированных одиночных ПЛАРК по уничтожению авианосцев противника должен был принять на себя комплекс надводных, подводных и воздушных средств, который должен включать в себя, помимо всего прочего, многоцелевые ударные АПЛ проекта 885.

Стоит отметить, что идея создания своеобразного подводного корабля-арсенала не была лишена смысла, и 15 лет спустя была реализована в США при переоборудовании ПЛАРБ типа „Ohio“ в носитель СКР „Tomahawk“. Однако, подобная концепция подразумевает, прежде всего, массированное применение высокоточного оружия по наземным целям против относительно слабого противника и не увязывается с тогдашней советской доктриной обороны от внешней агрессии со стороны НАТО и, в частности, США.

Не смотря на все вышесказанное, разработка комплекса «Болид» не была прекращена и после закрытия проекта 881. Вместо этого, было принято решение о разработке проекта 949Б «Атлант» вооруженного новыми ракетами. Серия этих лодок в количестве 6 единиц, начиная с подводной лодки «Белгород», должна была сменить в производстве серию ПЛАРК проекта 949А с последующей перспективой перевооружения всех тринадцати лодок типов «Гранит» и «Антей» ПКР «Болид». В рамках этой программы 9 июля 1990 г. было принято решение о проведении совместных летных испытаний этих ракет и переоборудовании для этих целей в 1993 г. головной ПЛАРК проекта 949 «Архангельск». Из-за развала Советского Союза и связанным с ним прекращением финансирования ВПК, эти планы не были осуществлены. Тем не менее, официально работы над ПКР «Болид» не были прекращены и в 2005-м году.

В дальнейшем наработки ЦКБ МТ «Рубин» по проекту 881 были во многом использованы при создании ПЛАРБ проектов 935 и 955.

Проект подводный лодки пр.624 (СССР)

Еще до окончания предэскизного проекта П-2, в 1949 году ЦКБ-18 приступило к разработке нового предэскизного проекта подводной лодки, вооруженной самолетами-снарядами. Проект выполнялся в целях обоснования тактико-технического задания ВМФ на эти ПЛ. Работа проводилась по плану научно-исследовательских работ на 1950 год. Проекту был дан шифр П-4, а позже присвоен номер 624. Проект разрабатывался под руководством Ф.А.Каверина. Основная идея проекта 624 заключалась в создании ПЛ, вооруженной самолетами-снарядами, позволяющими поражать береговые объекты противника на дальностях до 300 км. Авторам проекта представлялось, что возможность выполнения такой задачи подводными лодками, оперирующими вдали от своих баз и могущими скрытно приближаться к объектам противника, будет ценнейшим тактическим качеством.

Предэскизный проект 624 разрабатывался в 4-х вариантах, отличавшихся между собой количеством самолетов-снарядов, размещенных в прочных контейнерах в надстройке, числом стартовых дорожек и, в зависимости от этого — водоизмещением, главными размерениями, скоростями хода и дальностями плавания. В основу всех вариантов был положен пр.611. В проекте были приняты самолеты-снаряды главного конструктора Лавочкина, которые имели прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работавший на авиационном бензине. Полетная масса снаряда составляла 3200 кг, длина — 9000 мм, размах крыла — 4040 мм. Самолеты-снаряды хранились в контейнерах с заваленными консолями крыльев таким образом, что их можно было транспортировать через люк, диаметром в свету около 2000 мм. Для запуска самолета-снаряда со стартового устройства применялись твердотопливные стартовые двигатели, из которых один, предназначенный для взлета со стартового устройства, располагался в хвостовой части самолета-снаряда, а два других, создававших скорость полета, требуемую для запуска прямоточного воздушно-реактивного двигателя, располагались под крылом.

Читать еще:  Легкая бронированная машина «Renault VBL» (Франция)

Стартовое устройство представляло собой направляющую дорожку, расположенную в кормовой части ПЛ и оборудованную подъемно-транспортными средствами. Подача самолетов-снарядов из контейнеров на стартовое устройство и последующий их запуск предусматривались в надводном положении ПЛ. Подготовка самолетов-снарядов к старту включала раскрытие и закрепление консолей крыла, раскрутку гироскопических приборов и ввод данных в стабилизирующие приборы снаряда от корабельных гироскопических приборов. Возможность стрельбы самолетами-снарядами предусматривалась при волнении моря не свыше двух баллов. Наиболее реальным и целесообразным из разработанных вариантов, по мнению ЦКБ-18, был вариант №1-А, в котором предусматривалось размещение на лодке девяти самолетов-снарядов, хранившихся со сложенными крыльями в контейнере, расположенном вдоль корабля в надстройке. Лишь первый снаряд хранился с присоединенным стартовым двигателем; остальные двигатели хранились в кормовом отсеке и подавались в контейнер с помощью грузового устройства через специальный люк. Интерес представляет также вариант II-A с самолетами-снарядами.
В проекте 624 предусматривалось применение парогазовой турбинной установки для развития форсажного хода. ПГТУ размещалась в V (дизельном) отсеке на средней линии вала. Гребные электродвигатели располагались в VI отсеке на бортовых линиях валов, а электродвигатель экономического хода, служивший одновременно генератором при ходе под турбиной, — на средней линии вала в том же отсеке. Управление турбинной установкой и дизелями было дистанционным. Предусматривалась установка устройства РДП.
Общее расположение механизмов, систем и устройств в основном сохранялось по проекту 611, за исключением ряда изменений, которые сводились к следующему:
— снималось кормовое торпедное вооружение;
— предусматривалась рубка для размещения дополнительной гидроакустической аппаратуры (миноискатель «Денеб-2» и др.);
— вместо дизеля и гребного электродвигателя на средней линии вала были размещены ПГТУ и генератор. В забортном пространстве размещались мешки с маловодной перекисью водорода и топливо для ПГТУ;
— уменьшалось ограждение рубки в целях увеличения подводной скорости;
— устанавливались контейнеры для хранения самолетов-снарядов с устройством для их запуска.

Выполненный предэскизный проект 624 показал целесообразность дальнейшего проектирования подводной лодки с самолетами-снарядами С.А.Лавочкина. В дальнейшем предполагалось провести на одной из ПЛ XIV серии ряд пусков самолетов-снарядов со стартового устройства, установленного на палубе надстройки, и проверить возможность стрельбы и ее точность при различных состояниях моря, а также исследовать заливаемость кормовой части надстройки в этих условиях. В августе 1950 года предэскизный проект 624 был представлен министру судостроительной промышленности В.А.Малышеву и одобрен им. Однако к разработке проекта ПЛ с самолетами-снарядами Лавочкина больше не возвращались, так как появились новые самолеты-снаряды.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 624

Водоизмещение нормальное, м ок.2120
Длина наибольшая, м 90,5
Ширина наибольшая, м 7,8
Осадка средняя, м 5,8
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 25,0
Предельная глубина погружения, м 200
Начальная метацентрическая высота в надводном положении, м 0,29
Начальная метацентрическая высота в подводном положении, м 0,75
Команда, чел. 65
Автономность, сут. 75
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч. 200
Наибольшая надводная скорость, уз. 15,0
Дальность плавания 10-узловой скоростью, мили 17 000
Наибольшая подводная скорость, уз. 18,0
Дальность плавания ею, мили 18,0
Дальность плавания скоростью 2 узла под электромоторами, мили 400
Дальность плавания подводным ходом под установкой ПГТУ со скоростью 13,4 узла, мили 80
Вооружение
Самолеты-снаряды дальнего действия, шт. 9
Число стартовых дорожек, шт. 1
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 6
Общее количество торпед, шт. 12
Артиллерийская спаренная установка калибра 57 мм (П-57), шт. 1
Артиллерийская спаренная зенитная установка калибра 25 мм (П-25), шт. 1
Средства навигации, наблюдения и связи
Шумопеленгаторная станция типа «Феникс», комлл. 1
Гидроакустическая станция типа «Плутоний», компл. 1
Гидроакустическая станция »Денеб-2» (миноискатель), компл. 1
Радиолокационное наблюдение, средства связи и навигации такие же, как и на пр.611.
Энергетическая установка
Двигатель 37Д мощностью 2000 л.с. при 500 об/мин., шт. 2
Гребной электродвигатель мощностью 2700 л.с. при 540 об/мин., шт. 2
Электродвигатель экономического хода мощностью 500 л.с., шт. 1
Аккумуляторная батарея 46СУ по 112 элементов в группе, число групп 4

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector