0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект подводный лодки пр.П-611 (Россия)

Проект подводный лодки пр.П-611 (Россия)

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 19 июля 1955 года и ТТЗ ВМФ, выданным 26 августа 1955 года, ЦКБ-18 в 1955 году разработало проект П-611 — переоборудованная ПЛ пр.611 для отработки комплекса П-10. Проект переоборудования был утвержден совместным решением МСП и ВМФ 30 марта 1956 года. В состав реактивного вооружения, принятого в проекте П-611, входили:
— один самолет-снаряд П-10;
— контейнер, где самолет-снаряд хранился со сложенными консолями крыла;
— стартовое устройство;
— система навигационных приборов;
— комплексная система управления стрельбой;
— устройства, системы и приспособления, обеспечивающие нормальную эксплуатацию реактивного вооружения.

Установка реактивного вооружения на ПЛ производилась за счет снятия запасных торпед и их стеллажей, торпедо-погрузочного устройства, артиллерийского вооружения с боезапасом, а также за счет уменьшения запасов топлива и пресной воды. Большое значение имело обеспечение точности стрельбы самолетами-снарядами с ПЛ. Автономный полет самолета-снаряда П-10, выпущенного по неподвижной цели, имеющей заранее известные географические координаты, осуществлялся по программе, которая перед стартом закладывалась в снаряд и во время полета не корректировалась. Главными исходными данными для программы являлись географические координаты места старта самолета-снаряда и цели, которую он должен поразить. Это вызывало необходимость всегда иметь точные координаты местонахождения лодки. Для этого на ПЛ был обновлен навигационный комплекс «Сила-Б», включающий в себя двухгирокомпасную систему «Маяк», гироазимут (ГА) и гировертикаль (ГВ), а также комплекс «Сила-В» (автоматический счислитель координат). Вместо лага ГОМ-III устанавливался гидравлический лаг «Бурун».

Для периодического определения поправок к автоматическому счислителю места лодки в проекте предусматривался астронавигационный перископ «Лира», который должен был устанавливаться на место командирского перископа. Однако впоследствии, учитывая возникшие трудности в размещении на ПЛ многочисленной измерительной аппаратуры, необходимой для проверки навигационного оборудования, а также принимая во внимание неготовность перископа «Лира» к сроку проведения испытаний, было решено его на лодке не устанавливать и ограничить испытания лодки отработкой самого оружия. При этом определение координат своего места предполагалось производить средствами кораблей обеспечения района испытаний. Что касается отработки навигационного комплекса, то она переносилась на базовый тральщик БТЩ-487.

Наибольшей перекомпоновке подвергся первый отсек, где вместо запасных торпед были установлены аппаратура приборов управления стрельбой (ПУС), пульты предстартовой подготовки и старта, агрегаты питания, койки для личного состава и другое оборудование. Остальные отсеки подверглись лишь незначительной модернизации. Контейнер, рассчитанный на предельную глубину погружения, был установлен на палубе надстройки в диаметральной плоскости, в корму от ограждения рубки. Стартовое устройство состояло из промежуточной и стартовой рам, расположенных в корму от ангара-контейнера. Подъем и опускание промежуточной рамы производились гидравлическим приводом. Стартовая рама поднималась в боевое положение на угол 20,5° с помощью двух гидроприводов, а в поднятом положении удерживалась при помощи складывающихся подкосов, расположенных в районе носовой ее части. Все гидроприводы контейнера и стартового устройства приводились в действие от судовой системы гидравлики.

Самолет-снаряд транспортировался из контейнера на стартовую раму вместе с тележкой, к которой он был прикреплен и от которой отделялся только при старте. Тележка имела электропривод и передвигалась по зубчатым рейкам, имевшимся на рельсах контейнера, а также на рельсах промежуточной и стартовой рам. Питание электродвигателя тележки производилось при помощи кабеля, наматывающегося на барабан тележки. Консоли крыла самолета-снаряда автоматически раскрывались в полетное положение после выхода его из контейнера. Старт осуществлялся в нос, поверх ограждения рубки в надводном положении лодки, при этом управление подготовки к старту и стартом производилось дистанционно с пультов, находившихся внутри прочного корпуса лодки. Все операции по предстартовой подготовке производились дистанционно в необходимой последовательности от нажатия на пульте управления всего лишь одной кнопки, старт — от нажатия другой кнопки. Разработка и поставка пультов предстартовой подготовки и старта обеспечивалось предприятием главного конструктора Г.М.Бериева. Система управления стрельбой и средства навигации были разработаны под руководством главного конструктора С.Ф.Фармаковского.

Переоборудование ПЛ «Б-64» (зав.№ 633) пр.611 по проекту П-611 производилось на заводе №402 в течение 1956 года и в первом полугодии 1957 года. На комплексные испытания первого этапа ПЛ была предъявлена заводом в сентябре 1957 года. Работоспособность и надежность всего оборудования, связанного с комплексом П-10, проверялась в период швартовых, ходовых и специальных испытаний. Кроме того, в период пусков самолетов-снарядов проверялось воздействие газовых струй маршевого и стартового двигателей на конструкции подводной лодки, находящихся в районе стартового устройства, в том числе нагрев палубы надстройки, герметичность клапанов вентиляции балластных цистерн № 9 и 10, а также шумность в VIII отсеке ПЛ при работе маршевого и стартового двигателей самолета-снаряда.

Испытания показали, что контейнер обеспечивает надежное хранение самолета-снаряда как в надводном, так и в подводном положениях, вплоть до предельной глубины погружения. Работа механизмов и систем контейнера и стартового устройства надежно обеспечивала подготовку и проведение старта. Старт самолета-снаряда не оказывал вредного влияния на корпусные конструкции ПЛ, а также на личный состав, находившийся в отсеках прочного корпуса. Комплексные испытания проводились на морском полигоне с 23 сентября по 31 октября 1957 года в объеме утвержденных программ. За этот период было сделано четыре пуска самолетов-снарядов, из которых два первых были неудачными, так как снаряды упали в море, не пройдя заданной дистанции. Однако, по заключению комиссии эти падения были случайными, не связанными с конструкцией самолета-снаряда или стартового устройства. Этими четырьмя пусками первый этап комплексных испытаний был закончен.

Несколько позднее должны были начаться государственные испытания, но они были отменены, и на этом все работы на подводной лодке пр.П-611 практически прекратились. Основной причиной прекращения работ по комплексу П-10 явилось успешное проведение к тому времени комплексных испытаний самолетов-снарядов П-5 на ПЛ пр.613. Позднее ПЛ пр. П-611 была восстановлена в первоначальное состояние по пр.611. Главным конструктором проекта П-611 был П.П.Пустынцев, его заместителем ЮР.Хусаинов.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта П-611
Водоизмещение нормальное, м 1883
Длина наибольшая, м 90,5
Ширина наибольшая, м 7,5
Осадка средняя, м 5,15
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 27,0
Начальная метацентрическая высота в надводном положении, м 0,30
Начальная метацентрическая высота в подводном положении, м 0,25
Команда, чел. 72
Автономность, сут. 65
Наибольшая надводная скорость при нормальном запасе топлива, уз.16,5
Дальность плавания 5-узловой скоростью под РДП с нормальным запасом топлива (279,5 т), мили 13 000
Наибольшая подводная скорость, уз. ок. 14,0
Дальность плавания ею, милиок. 14,0
Дальность плавания экономической подводной скоростью 2 узла, мили 330

Читать еще:  Опытный армейский бронеавтомобиль «Каратель» (Россия)

Вооружение
Самолет-снаряд П-10 с контейнером для его хранения, стартовым устройством и системой управления, компл. 1
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 6
Кормовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 4
Общее количество торпед, шт. 8
Остальные тактико-технические данные, кроме навигационного комплекса, об изменении которого указывалось в тексте, практически не отличались от проекта 611.

Подводные лодки проекта 611

Полные характеристики

Литература

26 лодок – проекта 611, 611AB, 611-П, 61 IP Класс ZULU

Б-61 (зал- 10 января 1951, сп- 26 июля 1951, вст- 31 декабря 1953),
Б-62 (31 декабря 1953),
Б-63 с 1970 Б-863 (30 июня 1954),
Б-64 (30 декабря 1954),
Б-65 (6 декабря 1954),
Б-66 с 1970 Б-866 (29 декабря 1954),
Б-67 (30 июня 1956),
Б-68 (27 ноября 1955),
Б-69 (31 декабря 1955),
Б-70 (29 июня 1955),
Б-71 (30 сентября 1956),
Б-72 (30 июня 1956),
Б-73 (30 ноября 1957),
Б-74 (31 октября 1956),
Б-75 (6 ноября 1956),
Б-76 (28 ноября 1956)
Б-77 (30 ноября 1956),
Б-78 с апреля 1978 МУРМАНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (30 ноября 1957),
Б-79 (3 декабря 1957),
Б-80 (13 июля 1957),
Б-81 (13 июля 1957),
Б-82 (17 августа 1957),
Б-88 (25 сентября 1957),
Б-89 (13 декабря 1957),
Б-90 (30 октября 1957),
БС-891 до 1974 Б-91 (15 июля 1958)

Водоизмещение: 1831/2400 т, Размеры: 90,5 x 7,5 (9,54 – по стабилиз.) x 5,1 м, Глубина: 200/170 м, 10-533 мм TT (6 нос., 4 кормов.) 22 торпеды или 32 мины АМД-1000 + 4торп., 1 x 2- 57 мм (СМ-24 ЗИФ) – 250 выстрелов, 1 x 2- 25 мм 2M-8 (в 1957 сняты), 3 диз. типа 37-Д, 6000 л.с., 3 элдв. (бортовые ПГ-101 по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с.), 5400 л.с., 3 вин., 17/15 уз., 4230 миль (16,5), 22000 миль (9,2)/15 миль (15) или 443 мили (2,1). 283 т. топл., 65 чел. Время непрерывного пребывания под водой- 200 час. Автоном.- 75 сут. Аккум. 46 СУ по 112 элементов в 4 группах. ПУТС Л-6/4, гирокомпас Курс-3, лаг ГОМ-111, эхолот НЭЛ-4, РЛС Флаг, РЛС Накат, ГАС Тамир-5 ЛС, шумопеленгатор Марс-24, передатчики Р-641, Р-647, Рейд-И, приемники Р-670 и Р-673. Перископ атаки С-2 с датчиком курсового угла ДКУ-5, перископ зенитный С-8 (ДКУ-7).

Первая серия послевоенных больших ПЛ. Техническое задание утверждено в январе 1946, в августе 1949 на з-де Судомех изготовлен натурный макет. Гл. констр.- С.А. Егоров. Строились в Ленинграде (завод Судомех) и в Северодвинске. Двухкорпусная, 7 отсеков. Б-64 в 1956-57 оборуд. на з-де 402 в ракетную по пр. 611-П (одна ракета П-10 в контейнере), затем ракета снята. Б-61, Б-62, Б-67, Б-73, Б-78, Б-79, Б-89 оборудованы в ракетные (гл. констр. Н.Н.Исанин) по пр. 611AB – две ракеты (Р-11 ФМ) в вертикальных шахтах, с надводным стартом (в НАТО – Z-5). Подготовка к старту – в подводном положении, 2 часа, старт первой ракеты через 5 мин после всплытия, старт второй- через 5 мин после первой, при волнении 4 балла и скорости до 12 уз. Б-67 в 1958 испытывалась на полную глубину погружения и на воздействие подводных взрывов на ракеты. В 1990 году списана последняя ракетная лодка Б-78. 2 ПЛ использовались для океанографических исследований, 1 ПЛ продана в Голландию под ресторан, БС-89 (пр. 611-Р) испытания ГАК Енисей, Б-70, Б-62, Б-68 с 1966 испытания новых ГАС, Б-863 с июня 1978 опытовая. (Все на ТОФ). БС-69 и БС-891 оборудованы на СФ для носителей подводных пловцов, БС-82 переоборудована для поиска подводных кабелей.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛ пр. 611

ПЛ пр. 611 были двухкорпусными. Прочный корпус (толщина листов 18 — 22 мм) длиной 67,5 м выполнялся сварным, за исключением съемных листов для погрузки механизмов, которые соединялись с прочным корпусом на заклепках или шпильках. В средней части (на длине 39,6 м) он имел форму цилиндра с диаметром 5,6 м, в оконечностях — форму усеченных конусов. Диаметр носовой концевой переборки составлял 3,4 м, кормовой — 2,9 м. Из 7 водонепроницаемых отсеков три (первый, третий и седьмой_ служили отсеками-убежищами и оборудовались специальными устройствами для выхода команды из затонувшей ПЛ. Если концевые переборки прочного корпуса были сферическими литыми, то прочные переборки отсеков-убежищ — сферическими сварными, рассчитанными на давление 10 кгс / кв. см. Над третьим отсеком размещалась прочная рубка.

Для удобства размещения оборудования внутри прочного корпуса шпангоуты были установлены снаружи его. Из-за отсутствия необходимого профиля полособульба они были изготовлены из двутавровых балок (№55) путем разрезки их стенок по высоте на 2 части. Легкий корпус, закрывавший прочный корпус по всей его длине, в средней части имел круглые сечения. Острые образования в оконечностях обеспечивали хорошую мореходность и удобство размещения винторулевого комплекса. Легкий корпус выполнялся из листов толщиной от 3 до 8 мм, причем 8-мм листы устанавливались в районе ватерлинии для обеспечения плавания в мелкобитом льду. Ограждение рубки закрытого типа со специальными волноотбойниками предохраняло от заливания мостик при состоянии моря до 5 — 6 баллов.

В междубортном пространстве размещалась система погружения — всплытия, состоящая из 10 цистерн главного балласта (ЦГБ). Концевые цистерны ЦГБ (№ 1 и № 7) и средняя группа цистерн ЦГБ (№№ 5 и 6) заполнялись и осушались через кингстоны, а остальные — через шпигаты. Продувание цистерн ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранящимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия ПЛ в позиционное положение остальные цистерны ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех цистерн ЦГБ воздухом высокого давления. Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. Вентиляция цистерн ЦГБ осуществлялась через клапаны вентиляции, размещенные на палубных стрингерах цистерн.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 268) (СССР)

Перекладка рулей, открывание-закрывание крышек торпедных аппаратов, кингстонов и клапанов вентиляции, подъем и опускание перископов выполнялось с помощью системы гидравлики (рабочее давление 100 кгс / кв. см).
При этом одна из внутренних цистерн была предназначена для обеспечения топливом марки ДС дизель-компрессоров «ДК-2». Для приема усиленного запаса топлива могла использоваться уравнительная цистерна № 2, хотя это и приводило к значительным неудобствам при эксплуатации ПЛ в начальный период плавания.
Запас пресной воды на первых ПЛ серии обеспечивал всего 40% автономности. Его пополнение для обеспечения полной автономности производилось двумя электроопреснительными установками с последующим обогащением дистиллированной воды солями жесткости в фильтре-обогатителе. В дальнейшем запас пресной воды был увеличен на 2,9 куб. м (за счет использования размещенной в ограждении рубки прочной шахты стабилизатора глубины без хода «Спрут», работа которого оказалась неудовлетворительной).

ПЛ имела трехвальную энергетическую установку (бортовые гребные винты — трехлопастные, средний — четырехлопастный). Каждая из линий валов могла приводиться в движение либо дизелем, либо гребным электродвигателем. На средней линии вала, кроме того, находился электродвигатель экономического хода, через полый якорь которого проходил гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивало простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода. Для питания среднего электродвигателя в моторном режиме впервые в подводном судостроении было применено повышенное напряжение (400 в), что позволяло значительно уменьшить габариты самого двигателя, так и (почти вдвое) габариты аппаратуры управления.

Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине использовалось устройство работы дизелей под водой (РДП), представлявшее собой выдвижную мачту для подачи атмосферного воздуха. Воздушный канал РДП имел специальный поплавковый клапан, предотвращавший попадание воды при захлестывании устройства водой. Удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки.
Аккумуляторная батарея (АБ) состояла из четырех групп по 112 аккумуляторов типа «46 СУ» в каждой группе и размещалась в аккумуляторных ямах второго и третьего отсеков в 2 яруса и имела установку механического перемешивания электролита. Дистиллированная вода для доливки АБ хранилась в четырех резиновых мешках в специальной цистерне. Перегонка воды из мешков в расходные бачки производилась путем подачи в спеццистерну забортной воды из цистерны кольцевого зазора. Как показали испытания, резиновые мешки быстро «старели» и теряли герметичность. Поэтому уже в ходе эксплуатации ПЛ спеццистерну дистиллированной воды разделили на 2 половины, в одной хранилась дистиллированная вода, а другая использовалась для размещения расходуемой воды.

Устройство перископа позволяло изменять высоту его подъема, оставляя положение окуляра постоянным по высоте, и производить круговой обзор, находясь на специальной площадке, вращавшейся вместе с перископом при помощи гидропривода.
Первоначально для обеспечения строительства ПЛ пр. 611 была разработана специальная технология постройки, предусматривавшая возможность монтажа в блок-секциях всех видов оборудования. Но так как при этом исключалась возможность гидравлических испытаний прочного корпуса в сборе, представители ВМФ посчитали такую технологию неприемлемой и фактически все ПЛ пр. 611 строились без насыщения блок-секций оборудованием, которое устанавливалось уже после гидравлических испытаний прочного корпуса в сборе.
Строительство ПЛ по. 611 было развернуто в Ленинграде на заводе № 196 (ныне ГП «Адмиралтейские верфи») и в Северодвинске на заводе № 402 (ныне Северное машиностроительное предприятие).
Сборка и сварка всех секций прочного корпуса и оконечностей головной ПЛ пр. 611 «Б-61» (командир Н.И.Дзиновский, инженер-механик В.Г.Васильев) были закончены в декабре 1950 г. Официальной датой закладки считается 10 января 1951 г., когда на стапеле была установлена третья секция прочного корпуса — центральный пост. 26 июля ПЛ была спущена на воду. Неудовлетворительная организация достроечных работ на заводе и угроза ледостава вынудили перевести ПЛ «Б-61» для достройки в Таллинн на завод № 890.

27 декабря 1951 г. ПЛ своим ходом в ледовых условиях совершила этот переход.
Испытания головной ПЛ затянулись, т.к. выявился ряд серьезных недостатков, потребовавших проведения крупных работ по их устранению. В мае 1952 г. при стрельбе «водой» (вхолостую) из носовых торпедных аппаратов из-за разряжения, вызванного выходом воздушного пузыря в пространство (ограниченное платформой волнорезных ниш), были обнаружены поперечные колебания волнорезных щитов и всей носовой оконечности. Одновременно наблюдалось увеличение усилий на тягах привода открывания крышек торпедных аппаратов, что приводило к потере устойчивости тяг и появлению недопустимых деформаций.
Для устранения этих дефектов в платформах волнорезных ниш пришлось сделать дополнительные вырезы, а тяги приводов заменить на более прочные, изготовленные из нержавеющей стали. Немало хлопот доставило и магнитное поле ПЛ в районе 4-го отсека при работе среднего электродвигателя, и в районе размещения АБ значительно превышавшее допустимые величины. Для его снижения потребовалось изменить прокладку кабелей и направление тока в двух группах АБ путем разворота всех элементов на 180 градусов. В январе 1953 г. при проведении скоростных испытаний на мерной линии выяснилось, что наибольшая надводная скорость ниже спецификационной. Поэтому было решено обрезать кромки лопастей гребных винтов, после чего стало наблюдаться так называемое «пение» винтов. Оказалось, что обрезанные кромки винтов не были заострены. После устранения этого недостатка «пение» прекратилось, но наибольшая надводная скорость все же оказалась на 1 уз ниже спецификационной.
В июле 1953 г. на глубине 60 м на ПЛ возник пожар. После всплытия на поверхность из 4-го отсека был выведен личный состав, а отсек загерметизирован. Расследование показало, что пожар возник в результате короткого замыкания в главном распределительном щите. Для восстановления отсека потребовался месяц напряженной круглосуточной работы. После окончания всех испытаний головной ПЛ 31 декабря 1953 г.. наконец, был подписан приемный акт.
Комиссия Государственной приемки кораблей (ГКП) под председательством известного подводника Героя Советского Союза Н.А.Лунина высоко оценила головную ПЛ пр. 611, отметив, что ПЛ этого проекта обладают высокими ТТЭ, отвечают современным требованиям и способны успешно решать все поставленные перед ними задачи на океанских путях и у отдаленных баз противника. ГПК был также внесен ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование ТТЭ ПЛ пр. 611 и более эффективное использование их вооружения, механизмов и систем.

Читать еще:  Пистолет-пулемёт ТКБ-0247 «Баксан» (Россия)

За создание большой ПЛ пр. 611 группе инженеров в 1957 г. была присуждена Ленинская премия. Звание лауреатов Ленинской премии было присвоено главному конструктору ПЛ пр. 611 С.А.Егорову, заместителям главного конструктора: Г.Я.Альтшулеру и А.В.Угрюмову, главному конструктору гидроакустической станции «Феникс» М.А.Штемту и главному строителю завода № 196 Е.П.Корсаку.
ПЛ пр. 611 заняли ведущее место в ряду главных ударных сил ВМФ. Они несли боевую службу на всех океанах, в Средиземном море, совершали длительные автономные походы, участвовали в тактических учениях, находились в оперативном дежурстве.
Большую роль ПЛ пр. 611 сыграли и в отработке использования с ПЛ нового для того времени ракетного оружия.
В 1955 г. ЦКБ-18 разработало проект П-611 переоборудования ПЛ «Б-64» для отработки и использования с ПЛ крылатых ракет (реактивных самолетов-снарядов). Переоборудование предполагало установку одного самолета-снаряда «П-10» (главный конструктор Г.М.Бериев), контейнера для хранения самолета-снаряда со сложенными консолями крыла, стартового устройства, системы навигационных приборов, комплексной системы управления стрельбой, а также устройств, систем и приспособлений для нормальной эксплуатации реактивного вооружения.

Установка нового оборудования потребовала снятия запасных торпед со стеллажами, торпедопогрузочного устройства, артиллерийского вооружения с боеприпасом, а также некоторого уменьшения запаса топлива и пресной воды.
Наибольшей перекомпоновке подвергся первый отсек. Контейнер, рассчитанный на предельную глубину погружения, был установлен на палубе надстройки в диаметральной плоскости в корму от ограждения рубки. Самолет-снаряд транспортировался из контейнера на стартовую раму, которая хранилась в сложенном положении, а в боевом поднималась на угол 20,5 градусов. Старт осуществлялся в надводном положении поверх ограждения рубки в нос.
Переоборудование ПЛ проводилось на заводе № 402. Испытания проводили с 23 сентября по 31 октября 1957 г. За этот период было сделано 4 пуска самолета-снаряда, которые признали удачными, после чего работы на ПЛ пр. 611 были прекращены, т.к. к этому времени более успешно завершились испытания самолетов-снарядов
«П-5» на ПЛ пр. П-613. Позднее ПЛ «Б-64» была восстановлена по пр. 611.

Более плодотворными стали работы по модернизации ПЛ пр. 611 для использования баллистических ракет. В сентябре 1954 г. был утвержден разработанный ЦКБ «Волна» (ныне СПМБМ «Малахит») технический проект В — 611 — переоборудование строящейся ПЛ пр. 611 «Б-67» в экспериментальную ПЛ для испытаний на ней пуска баллистических ракет, с целью выработки требований как к баллистическим ракетам, используемым с ПЛ, так и к самим ПЛ — носителям баллистических ракет. Проект разрабатывался применительно к армейской ракете «Р-11», которая была доработана для использования в морских условиях и получила индекс «Р-11 ФМ». Морским испытаниям предшествовали летно-конструкторские испытания с наземных стендов: из неподвижной шахты и шахты, установленной на качающемся основании, имитирующим качку ПЛ. Проектом предусматривалась установка в ограждении рубки двух стартовых установок в виде вертикальных шахт с герметичными крышками Старт ракеты осуществлялся в надводном положении с верхнего среза шахты, куда ракеты вместе со стартовым столом поднималась специальным подъемником, оборудованным удерживающими устройствами.

Работы по переоборудованию ПЛ «Б-67» проводились на заводе № 402 и завершились в сентябре 1955 г.
Работами по переоборудованию ПЛ руководил Н.Н.Исанин. Руководителем летных экспериментальных пусков был С.П.Королев, главным наблюдающим от ВМФ — Б.В.Васильев.

Первый старт баллистической ракеты с ПЛ был произведен 16 сентября 1955 г. в 17.32. По результатам испытаний ПЛ «Б-67» была рекомендована для Принятия ВМФ СССР в качестве учебно-опытной для накопления опыта эксплуатации.
После завершения опытной эксплуатации 30 июня 1956 г. ПЛ вошла в состав ВМФ. По результатам ее испытаний и опытной эксплуатации решением правительства 4 строившиеся ПЛ по пр. 611 («Б-73», «Б-78», «Б-79» и «Б-89») и одну из числа, находившихся в составе ВМФ («Б-62»), переоборудовали по пр. АВ 611 (увеличение водоизмещения на 60 т, снижение скорости полного подводного и надводного хода на 2,5 3з и 4,5 уз соответственно, уменьшение автономности на 15 суток) ПЛ пр. АВ 611 приобрели новый вид оружия — 2 баллистические ракеты с ядерными зарядами. Стрельбы ракетами проводились при волнении моря 4 — 5 баллов на скорости хода 8 — 10 уз. Подготовка к старту осуществлялась в подводном положении и занимала около 2 часов. Старт первой ракеты производился через 5 минут после всплытия на поверхность, старт второй — через 5 минут после старта первой. Четыре ПЛ, переоборудованные на заводе № 402, были сданы флоту в 1957 г. , а одна ПЛ («Б-89»), переоборудованная во Владивостоке на Дальзаводе, — в октябре 1958 г., в ходе их сдачи головная ПЛ «Б-73 » прошла испытания на полную глубину погружения.
Для отработки подводного старта было принято решение о переоборудовании ПЛ «Б-67» по пр. АВ -611 для проведения испытаний ракеты «Р-11 ФМ», доработанной для подводного старта. Испытания начались в середине 1959 г. и завершились 10 октября 1960 г. успешным запуском ракеты «Р-11 ФМ» из подводного положения.
Успешный ход работ по переоборудованию ПЛ пр. 611 по пр. В-611, АВ-611 и ПВ-611 позволил приступить к проектированию ракетных ПЛ нового поколения и созданию более совершенных комплексов баллистических ракет.
Использовались ПЛ пр. 611 и для отработки других видов вооружения и техники.

В настоящее время ПЛ пр. 611, В-611 и АВ-611 исключены из состава ВМФ. Интересна судьба ПЛ «Б-80», которую в 1992 г. продали в Нидерланды. Ныне ПЛ «Б-80» стоит у причала в г. Ден-Хельдер и используется в качестве музея. Часть ее отсеков восстановлена полностью, часть используется для проведения выставок и встреч. Рядом с ПЛ предполагается развернуть музей истории российского подводного кораблестроения и мореплавания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector