6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект ракетного комплекса WS-199B «Bold Orion» (США)

«Кинжал» – младший брат «Искандера»

«Кинжал» – новейшая высокоточная баллистическая ракета воздушного базирования. Устанавливается на боевые самолеты МиГ-31ДЗ. На Западе ракета уже получила собственное наименование Х-47M2 Kinzhal, возможно, это индекс ГРАУ, но официально он пока не объявлен. С 1 декабря 2017 года оружие находится на опытно-боевой эксплуатации в Южном военном округе.

Максимальная заявленная скорость полета ракеты на траектории – 10 Махов (реально выше – 12–13 М). Дальность полета – две тысячи километров. Комплекс «Кинжал» способен преодолеть все существующие и перспективные системы противоракетной обороны.

Проверенная траектория

По сути это ракета 9М723-1Ф комплекса ОТРК 9К720 «Искандер-М», модифицированная для запуска с воздушной платформы и, что важно, без радикального вмешательства в конструкцию. Добавлен только хвостовой обтекатель в виде усеченного конуса. Этот элемент конструкции уменьшает аэродинамическое сопротивление ракеты на внешней подвеске самолета-носителя. Конструкция одноступенчатая, с неотделяемой БЧ. Большое внимание уделено снижению ЭПР – отсутствуют выступающие части, отверстия и заметные стыки, кабельный гаргрот минимизирован и выполнен в виде тонкого шлейфа на поверхности корпуса, аэродинамические рули вместо решетчатых заменены на стреловидные плоскости. Используется специальное теплозащитное керамическое покрытие корпуса, которое также значительно снижает ЭПР ракеты. Наземный вариант поступил на вооружение в 2006 году, комплекс полностью освоен и отработан в войсках, имеет высокий коэффициент надежности – 0,94–0,95. Это было подтверждено еще на тестовых пусках предсерийной программы испытаний, а также в ходе многочисленных учений Сухопутных войск. Траектория полета ракеты настильная (квазибаллистическая) с возможностью маневрирования на конечном участке. Ракета оснащена инерциальной навигационной системой управления, скомплексированной с активной радиолокационной системой наведения. Длина корпуса – 7,3 метра, диаметр миделя – 0,92 метра, стартовый вес – 4650 килограммов. Ракета снаряжается четырьмя типами БЧ: обычной осколочно-фугасной массой 480 килограммов, ядерной 9Н72/АА-75 регулируемой мощностью от 5 до 50 килотонн и двумя типами кассетной – 9Н722К5 (на 54 боевых осколочных элемента) и 9Н722К1 (на 45 кумулятивных).

Запуск с воздушной платформы позволяет сэкономить значительную массу ракеты, особенно если ее носитель способен разгоняться до трех Махов с довольно крупным объектом на внешней подвеске. Дополнительные прибавки в скорости тысяча метров в секунду и в высоте 20–25 километров позволяют отказаться от первой ступени, а это реальный выигрыш в стартовой массе 60–65 процентов при той же дальности и забрасываемой массе. Можно поздравить коллектив специалистов КБМ под руководством главного конструктора Олега Мамалыги с блестяще реализованной идеей.

Внезапность появления нового оружия объясняется минимальным объемом подготовительных работ по проекту. На продемонстрированном президентом анимационном ролике показана условная цель, по которой наносился удар. Визуально она напоминает эсминец ВМС США класса «Орли Берк» (https://www.vpk-news.ru/articles/35583), являющийся частью американской системы ПРО.

В старых кузницах

«Кинжал» не имеет современных аналогов, однако его история уходит корнями в 50-е, когда появилась система WS-199, исследовательская программа развития ракетного оружия, проводимая ВВС США для стратегического командования. Тогда были разработаны две БРВЗ и одна БРСД. Несмотря на то, что они не пошли в серию, программа создала научно-технический задел для баллистической ракеты ВВС GAM-87 Skybolt. Получив в 1957-м одобрение конгресса, проект WS-199 предоставил контракты трем компаниям, взявшимся за экспериментальные работы над гиперзвуковым оружием.

Bold Orion – первая в истории баллистическая ракета воздушного базирования из «звездной» серии под размещение на внешней подвеске переоборудованного стратегического ракетоносца B-47B Stratojet. Предназначалась для уничтожения советских спутников на низкой околоземной орбите и была разработана компанией «Мартин» в Орландо и Балтиморе по заказу ВВС США. Разработкой подкрыльевого пускового устройства, бортовой системы управления вооружением и интеграцией ракеты занималась компания «Боинг» в Сиэтле. Ракета с пусковым устройством и системой наведения, интегрированной в бортовую систему управления вооружением самолета-носителя, представляла собой комплекс, которому был присвоен общевойсковой индекс WS-199B. Первоначально ракета проектировалась одноступенчатой. Впоследствии была добавлена вторая ступень класса «Альтаир», разработанная для применения в семействе «Вэнгард». В период с 26 мая 1958 года по 13 октября 1959 года проведено 12 испытательных пусков. Последний был боевым, мишенью стал спутник «Эксплорер-6». Маршрут самолета-носителя пролегал вдоль побережья Флориды в направлении острова Уоллопс (Вирджиния). Космическая цель была перехвачена, данные бортовой телеметрической аппаратуры вместе с показаниями наземных оптических и радиолокационных станций слежения подтвердили факт выполнения задачи испытаний.

High Virgo – американская баллистическая ракета воздушного базирования под размещение на внешней подвеске переоборудованного стратегического ракетоносца B-58A Hustler. Также предназначалась для уничтожения спутников на низкой околоземной орбите. Была разработана корпорацией «Локхид» в Пало-Альто по заказу ВВС США. Разработкой подфюзеляжного пускового устройства, бортовой системы управления вооружением и интеграцией ракеты занималась компания – изготовитель самолетов-носителей «Конвэир» в Сан-Диего (подразделение «Дженерал дайнемикс»). Ракета с пусковым устройством и системой наведения представляла собой комплекс с индексом WS-199C. По программе летных испытаний прошло четыре пуска, все – при полете на сверхзвуковой скорости. Начальные два были проведены на автопилоте с запрограммированной траекторией. Первый пуск оказался аварийным, второй и третий стали успешными. Для четвертого в качестве мишени предполагалось использовать спутник «Эксплорер-4», однако поставленная задача по перехвату космической цели не была выполнена. Причина произошедшей аварии не установлена ввиду потери связи с ракетой из-за отказа бортовой телеметрической аппаратуры, а обнаружить точку падения головной части с тринадцатью встроенными фотокамерами и отснятой пленкой не удалось.

Читать еще:  Опытный пистолет VB Berapi LP01 (Малайзия)

Douglas GAM-87 Skybolt, переименованная в AGM-48 в соответствии с системой буквенно-цифровых кодов, принятой в США в 1962 году, – баллистическая ракета «воздух-земля» (ALBM), разработанная в конце 50-х. Основная идея заключалась в том, чтобы позволить американским стратегическим бомбардировщикам применять оружие на дистанции до тысячи миль (1600 км) от своих целей вне зоны действия советской ПВО. Чтобы уложиться в техзадание, для ракеты стартовой массой 10 тысяч фунтов (4500 кг) требовалась легкая термоядерная боеголовка и была выбрана W59 от Minuteman.

В 1960 году к программе Skybolt присоединилась Великобритания. В составе королевских воздушных сил (RAF) насчитывалось до 50 стратегических бомбардировщиков V-класса – Vickers Valiant, Avro Vulcan и Handley Page Victor. Ряд конструктивных решений в американской боеголовке заставил британское командование усомниться в ее надежности, поэтому оно намеревалось использовать собственные БЧ с кодовым именем «Красный снег». Однако более тяжелая боеголовка уменьшала дальность ракеты до 600 миль (970 км).

Тестирование ракеты началось в 1962 году и первоначально было отмечено чередой сбоев. Эти неудачи, а также отсутствие перспектив после успешного развития программы баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) привели к аннулированию проекта уже в декабре 1962-го, что вызвало серьезные разногласия между Великобританией и США, известные как «Скайболт-кризис». В конце концов удачная БРПЛ UGM-27 Polaris стала могильщиком целого класса ракетного оружия в США и Великобритании. «Лучшее – враг хорошего» – выражение, как нельзя лучше описывающее положение дел с БРВЗ. В СССР тогда этот класс оружия не вышел даже из стадии эскизных проектов.

Возникает вопрос: а как же советская ракета Х-15 (AS-16 Kickback) и американская Boeing AGM-69 SRAM? Согласно тексту Договора ОСВ-2 (статья 2, пункт 4) «Баллистическими ракетами класса «воздух-земля» (БРВЗ) являются любые такие ракеты с дальностью свыше 600 километров, установленные внутри летательного аппарата или на его внешних устройствах». Строго говоря, такие ракеты физически баллистическими не являются. Это КР, которые обучены летать в плотных слоях атмосферы по баллистической траектории.

Жирный Orion — Bold Orion

Жирный Orion ракета, также известная как оружие системы 199B ( WS-199B ), была прототип воздуха баллистической ракетой (ALBM) , разработанная Мартин Aircraft в течение 1950 — х лет. Разработанная в обоих одно- и двух- сценических конструкций, ракета была умеренно успешной в тестировании и помог проложить путь для развития GAM-87 Skybolt ALBM. Кроме того, Жирный Orion был использован в начале противоспутникового оружия испытания, выполняя первый перехват спутника ракетой.

содержание

Дизайн и развитие

Жирный ракета Orion был разработан как часть оружия системы 199 , по инициативе ВВС США (USAF) в ответ на ВМС США Polaris программу, при финансовой поддержке уполномоченного Конгрессом Соединенных Штатов в 1957 году Цель WS-199 была разработка технологии , которая будет использоваться в новых стратегических вооружениях для ВВС США Стратегического авиационного командования , чтобы не поставить оперативное оружие; основной акцент был сделан на доказательстве целесообразности баллистической ракеты воздушного базирования.

Обозначение WS-199B был назначен на проект , который, по контракту , присужденной в 1958 году Мартин Aircraft, стал бы Смелый ракета Orion. Конструкция Жирного Ориона была проста, используя детали , разработанные для других ракетных систем для снижения расходов и сроков разработки проекта. Первоначальная конфигурация Жирный Орион был одноступенчатый транспортного средства, с использованием ТЫоко ракеты на твердом топливе ТХ-20 сержант. После первоначального тестирования, Жирный конфигурации Ориона был изменен , чтобы стать двухступенчатый транспортным средством, Аллеганите Баллистику Лаборатории Альтаир верхняя ступень добавляется к ракете.

Эксплуатационная история

Получив высший приоритет в ВВС, первый испытательный полет ракеты Болд Орион был проведен 26 мая 1958 года, из -47 B Stratojet Boeing самолета — носителя, который был запущен Полужирный автомобиль Orion на вершине высокопроизводительном скорость, с высоким углом набора высоты. Увеличение набора высоты тактика, в сочетании с тягой от ракетного двигателя самой ракеты, позволила ракеты достичь своего максимального диапазона, или, в качестве альтернативы, чтобы достичь места.

Была проведена серия испытаний двенадцать полета Жирного автомобиля Orion; Однако, несмотря на страдания только один прямой отказ, первоначальные летные испытания ракеты одноступенчатой ​​оказался менее успешным, чем ожидалось. Разрешение было получено, чтобы изменить Жирный Orion, чтобы стать двухступенчатый транспортным средством; в дополнении к модификации, улучшающей надежность ракеты, они увеличили ассортимент Жирного Orion более чем 1000 миль (1600 км). Четыре из шести последних испытательных стрельб были двухступенчатого транспортного средства; они были признаны полностью успешными, и установили, что ALBM был жизнеспособным оружием.

испытание ASAT

Заключительный тест запуск Болд Орион, проведенного 13 октября 1959 года, была проверка возможностей транспортного средства в борьбе спутниковой роли. Запущенный с высоты 35000 футов (11000 м) от его B-47 плавучей, ракета успешно перехватил проводник 6 спутника, передавая свою цель на расстоянии менее 4 мили (6,4 км) на высоте 156 миль (251 км). Если бы ракета была оснащена ядерной боеголовкой, спутник был бы уничтожен.

Жирный тест Орион АСАТ был первый перехват спутника с помощью любого способа, доказывает , что анти-спутниковые ракеты осуществимы. Однако этот тест, наряду с более ранней, неудачной испытании High Virgo ракеты в противоспутниковым роли, имели политические последствия; администрация Эйзенхауэра стремилась создать пространство в качестве нейтральной территории для использования каждого, и «признак враждебных намерений» испытания были замечено , чтобы дать неодобрение, с развитием противоспутникового оружия сужается вскоре после этого.

наследие

Результаты Жирного проекта Orion, наряду с теми , от испытаний ракеты High Virgo, также разработанной в рамках WS-199, при условии , данные и знания , которые помогали ВВС в формировании требований к последующему по WS-138A, который будет производить Skybolt GAM-87 ракеты.

Читать еще:  Опытный танк Т-54 с пушкой С-84СА и стабилизатором С-88СА (СССР)

Аэробаллистическая противоспутниковая ракета Martin WS-199B Bold Orion (США)

Пятидесятые годы прошлого века были периодом бурного развития стратегических вооружений. Так, в США прорабатывались совершенно новые варианты ракет с ядерными боезарядами для сухопутных подразделений, флота и военно-воздушных сил. Последние инициировали работы по программе WS-199, результатом которой должно было стать появление нескольких ракет. Одним из итогов этих работ стало изделие Martin WS-199B Bold Orion – аэробаллистическая ракета, способная атаковать наземные цели и бороться со спутниками на низкой околоземной орбите.

К середине пятидесятых годов стало ясно, что бомбардировщики со свободнопадающими ядерными бомбами не смогут прорваться через современную или перспективную противовоздушную оборону, и потому стратегической авиации требуется новое вооружение. Боевые блоки следовало размещать на ракетах с достаточной дальностью полета. Вскоре ВВС США запустили несколько подобных проектов, которые, как ожидалось, позволили бы усилить ядерную триаду.

В 1957 году военно-воздушные силы инициировали старт программы WS-199 (Weapon System 199 – «Система вооружения «199»). В рамках этой программы несколько подрядчиков должны были разработать свои версии перспективной ракеты, соответствующей требованиям. Военные желали получить баллистическую ракету воздушного базирования с дальностью полета не менее 1000 миль и с возможностью несения специального боезаряда. Такое оружие предназначалось для поражения наземных целей, расположенных за эшелонами ПВО противника. Для ускорения программы предлагалось широко использовать доступные компоненты и изделия.

Всего через несколько месяцев после старта программы WS-199 требования были скорректированы. В начале октября Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Понимая военный потенциал космических аппаратов, американские военные с определенного времени стали рассматривать изделия семейства WS-199 в качестве средства для уничтожения орбитальных целей с заранее известной траекторией. Таким образом, теперь новые аэробаллистические ракеты должны были одновременно относиться к классам «воздух-земля» и «воздух-космос».

К работам по теме WS-199 привлекли несколько ведущих компаний оборонной промышленности. Так, один из проектов должен был создаваться фирмами Martin и Boeing при содействии других организаций. Проект компании «Мартин» получил рабочее обозначение WS-199B и имя Bold Orion (астрономический термин «Орион отчетливый»). Разработки иных компаний получили схожие обозначения и «звездные» названия.

Достаточно быстро был сформирован облик комплекса WS-199B. Предлагалось использовать твердотопливную ракету средних размеров с ядерной боевой частью и высокими летно-техническими характеристиками. Ее носителем должен был стать дальний бомбардировщик Boeing B-47 Stratojet. Такие самолеты изначально могли нести только бомбы, и потому нуждались в перевооружении. Появление ракеты, в свою очередь, могло вернуть им требуемый потенциал.

Изначально ракета Bold Orion строилась по одноступенчатой схеме. Она имела удлиненный корпус переменного сечения, большая часть которого состояла из цилиндрических поверхностей. Применялся конический обтекатель со скругленной головной частью. Рядом с головной частью ракеты располагались Х-образные стреловидные рули. В хвосте имелись более крупные стабилизаторы трапециевидной формы. Головной отсек ракеты вмещал аппаратуру управления и боевую часть с ядерным зарядом. Все прочие объемы отдавались под установку твердотопливного ракетного двигателя.

Проект предусматривал использование автопилота и системы самонаведения, построенной на основе инерциальной навигации. Собственные средства обнаружения целей и наведения на них не предусматривались. Координаты цели предлагалось вводить через бортовую аппаратуру самолета-носителя. При необходимости можно было использовать готовую полетную программу.

Большую часть корпуса занимал твердотопливный двигатель Thiokol TX-20, заимствованный у оперативно-тактической ракеты MGM-29 Sergeant. Этот двигатель длиной 5,9 м и диаметром чуть менее 800 мм создавал тягу 21,7 тс. Заряд твердого смесевого топлива выгорал за 29-30 с. За это время ракета могла выйти на расчетную траекторию, позволяющую поразить наземную или орбитальную цель.

Параллельно с проектированием ракеты WS-199B осуществлялась требуемая модернизация ее будущего носителя. Бомбардировщик B-47 предлагалось оснастить дополнительным пилоном на правом борту, а также набором электроники для управления ракетой до сброса. Изделие Bold Orion предлагалось перевозить на внешней подвеске, выводить на заданный курс и затем сбрасывать. После этого должны были начинать работу бортовая автоматика и двигатель.

Широкое использование готовых комплектующих позволило разработать весь ракетный комплекс всего за несколько месяцев. Уже в мае 1958 года на авиабазу на мысе Канаверал (шт. Флорида) доставили партию опытных ракет WS-199B. Вместе с ними прибыл переоборудованный бомбардировщик-носитель. После недолгих наземных проверок специалисты ВВС и компаний-разработчиков приступили к летным испытаниям.

Первый запуск ракеты нового типа состоялся 26 мая 1958 года. Его целью была проверка работы агрегатов, и потому в нем не достигались рекордные характеристики. Сброшенная с самолета ракета поднялась на высоту всего 8 км и пролетела несколько десятков километров. Запуск посчитали успешным. Второй пуск состоялся 27 июня, но завершился аварией. В обоих случаях WS-199B проверялась в качестве баллистической ракеты воздушного базирования, предназначенной для атаки наземных целей.

Далее испытания продолжились. Теперь опытные ракеты должны были использовать все свои возможности и лететь на максимально возможную дальность. При этом имел место рост высоты траектории. Поднимаясь на высоту около 100 км, ракета WS-199B могла поразить цель на дальностях до 800-1000 км. Первый запуск с получением таких параметров состоялся 18 июля 1958 года. В сентябре, октябре и ноябре провели еще три испытания с аналогичными результатами.

Из шести первых запусков пять были успешными, но результаты испытаний не устроили заказчика. Полученные дальность стрельбы по наземным целям и высотность полета ограничивали реальный потенциал комплекса. По этой причине еще до завершения первого этапа испытаний стартовала разработка улучшенной версии ракеты WS-199B. Для повышения основных характеристик предлагалось переработать ее конструкцию и перестроить по двухступенчатой схеме.

Читать еще:  Экспериментальный истребитель Gloster E.1/44 (Великобритания)

Имеющаяся ракета фактически была разделена на две ступени. В первой остался твердотопливный двигатель TX-20. Он показывал достаточные характеристики, но в одиночку не мог разогнать ракету до желаемых скоростей и отправить на требуемую высоту. В составе второй ступени предлагалось использовать твердотопливный двигатель X-248 Altair, разработанный для третьей ступени ракеты-носителя Vanguard. Изделие с тягой 1270 кгс позволяло продлить активный участок полета и обеспечить дополнительный разгон с соответствующим увеличением дальности или высоты.

Такая доработка привела к некоторому изменению внешнего вида ракеты, а также увеличила ее габариты. Длина изделия была доведена до 11 м, а максимальный диаметр без учета плоскостей теперь составлял 790 мм. Это было приемлемой платой за значительный рост боевых характеристик.

В начале декабря 1958 года стартовала подготовка к испытаниям двухступенчатой ракеты Bold Orion. 8 декабря самолет-носитель впервые сбросил такое изделие. Еще два запуска провели 16 декабря и 4 апреля. В трех случаях ракета поднималась на высоту около 200 км и доставляла учебную боевую часть на дальность порядка 1800 км. 8 и 19 июня 1959 года выполнили ее два пуска, но на этот раз использовались ракеты одноступенчатой конструкции. Новое оружие показало свои характеристики, и теперь вполне могло найти применение в составе стратегических ядерных сил.

Девять испытательных пусков 1958-59 годов показали потенциал изделия WS-199B в качестве аэробаллистической ракеты. Новое оружие действительно могло решать поставленные боевые задачи, а кроме того, благодаря ему к полноценной службе могли бы вернуться устаревающие бомбардировщики B-47. Однако к этому времени заказчик потерял интерес к проекту. Главными предпосылками к этому стали успехи в других программах, в том числе и в иных областях.

В первую очередь, на перспективах проекта WS-199B Bold Orion негативно сказалась конкуренция военно-воздушных и военно-морских сил. Пока ВМС не могли получить работоспособные баллистические ракеты для подводных лодок, отличающиеся высокими характеристиками, аэробаллистическое оружие для самолетов могло представлять интерес для Пентагона. Прогресс и успехи в этой области, соответственно, ударили по программе разработки авиационных вооружений. Кроме того, «Орион отчетливый» оказался достаточно дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. Возникали претензии и к носителю такого оружия, уже не в полной мере соответствовавшему актуальным требованиям.

В середине 1959 года ВВС решило отказаться от изделия WS-199B как средства поражения наземных целей. Однако проект не закрыли, поскольку для ракеты нашлась новая роль. Не так давно СССР и США начали запускать на орбиту искусственные спутники Земли, и в ближайшем будущем могли появиться космические аппараты военного назначения. В связи с этим было высказано предложение о создании противоспутникового оружия на основе ракет программы WS-199.

Проработка актуального вопроса показала, что ракета WS-199B Bold Orion не нуждается в каких-либо доработках технического характера для обеспечения ее применения против космических аппаратов. В то же время, требовалось обновление алгоритмов работы бортовой электроники и составление особых полетных программ. Следует отметить, что предсказуемость траектории спутников в некоторой мере облегчала подготовку к старту ракеты-перехватчика.

13 октября 1959 года самолет-носитель B-47 в очередной раз поднялся в воздух с ракетой WS-199B на внешней подвеске. Ракета была сброшена на высоте 11 км, после чего включила двигатель первой ступени и начала набирать высоту. Любопытно, что запуск производился по реальной цели: мишенью для ракеты стал спутник Explorer 6, запущенный в августе того же года. Спутник находился на эллиптической орбите с апогеем 41900 км и перигеем 237 км. Перехват производился при его прохождении по наименее высокой части орбиты.

Через несколько минут после старта ракета-перехватчик вышла в район перехвата. Несовершенство средств наведения привело к тому, что она допустила промах и прошла в 6,4 км от спутника-мишени. Такая «встреча» произошла на высоте 251 км. Расчеты показали, что ракета со штатной ядерной боевой частью могла бы уничтожить учебную цель даже при имевшем место промахе.

Испытательный запуск 13 октября подтвердил принципиальную возможность перехвата спутников на низких орбитах с применением ракет воздушного базирования. Впрочем, дальнейшее развитие этой идеи в рамках проекта WS-199B уже не планировалось. А вскоре от проектов противоспутникового оружия отказались в пользу других разработок. Также в этот период началось продвижение идей о нейтралитете космоса и запрете размещения оружия на орбитах Земли.

Аэробаллистическая ракета WS-199B Bold Orion показывала достаточно высокие характеристики, а также могла использоваться для решения особых задач. Однако Пентагон решил не доводить ее до серийного производства и эксплуатации в войсках. Усиливать арсеналы военно-воздушных сил предлагалось при помощи иного оружия. Наработки по программе WS-199 вскоре были использованы при проектировании новых ракет. В частности, на их основе создавалась баллистическая ракета воздушного базирования GAM-87 Skybolt.

Используя уже известные идеи и решения, а также готовые комплектующие компания Martin в кратчайшие сроки смогла создать новую баллистическую ракету воздушного базирования, совместимую с серийными дальними бомбардировщиками. Испытания такого оружия в исходной роли, в целом, завершились успешно. Однако дальнейшему развитию проекта помешал ряд «внешних» факторов, связанных с успехами других разработок. Попытка найти ракете новое применение в области борьбы с космическими аппаратами тоже не увенчалась успехом. Впрочем, наработки по теме WS-199B не пропали.

Параллельно с изделием WS-199B Bolr Orion американская промышленность создавала ракету аналогичного назначения WS-199C High Virgo. Также в рамках программы WS-199 проектировалась оперативно-тактическая ракета WS-199D Alpha Draco. Ни один из этих образцов не был доведен до принятия на вооружение, однако все они представляют большой интерес с исторической и технической точки зрения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector