Проект ракетоносца Бе-10Н (СССР)
Морской ракетоносец Бе-10Н.
Морской ракетоносец Бе-10Н.
Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Проект 1958 г.
Постановлением Совета Министров СССР № 564-275 от 26 мая 1958 года работы по крылатой противокорабельной ракете К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева. Бериев принимает решение делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. Вся система, включая самолет, получила название К-12Б.
Ракета К-12БС, оснащенные ядерным боеприпасом, предназначалась для поражения бронированных кораблей и крупных транспортов. Эти же ракеты, но оснащенные фугасным боеприпасом, могли быть использованы для борьбы с транспортами водоизмещением до 8000 т и небронированными кораблями, а также для разрушения морских баз, мостов и других радиолокационно-контрастных наземных целей. Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
Таким образом, в ОКБ-49 под руководством Бериева создавался уникальный комплекс, состоявший из первой в мире серийной реактивной летающей лодки, оснащенной двумя крылатыми ракетами. Ни до этого, ни после ничего подобного в мире не было создано. Самолет-носитель отличался от Бе-10 переделанными носовой частью лодки до шпангоута № 18 (там размещалась антенна станции «Шпиль») и грузоотсеком (убраны верхний и нижние люки). Особенности эксплуатации (возможность повреждение подвешенной под крыло ракеты волной на взлете) привели к изменению ее компоновки. Высокое цельноповоротное вертикальное оперение и относительно небольшой подфюзеляжный киль поменяли местами, что дало возможность прижать ракету к крылу и тем самым удалить ее от поверхности воды.
На Бе-10Н также устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное оборудование, демонтировались бомбардировочное вооружение, фотооборудование и передние пушечные установки, полностью заменялось электрооборудование, т.к. количество потребителей тока увеличивалось в два раза. Нормальный взлетный вес самолета-носителя Бе-10Н составлял 48,5 т. Самолет мог нести на пилонах под крылом одну или две ракеты.
Максимальная скорость Бе-10Н с одной КР — 875 км/ч. Радиус действия Бе-10Н при подвеске одного снаряда без дозаправки самолета — 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подводной лодки — 2060 км. Это позволяло атаковать цели, находившиеся в центральной части Атлантики и Тихого океана. РЛС «Шпиль К-12У» должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при волнении моря 4-5 баллов на расстоянии не менее 150 км.
Эскизный проект системы К-12Б был представлен научно-техническому совету ГКАТ при Совмине СССР 10 июня 1959 года, где был одобрен. При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась возможность их подвески как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на плаву со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь в центре Тихого океана. Там они бы дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной на 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи. Но дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника.
В связи с вышеизложенным работы по ракетной летающей лодке Бе-10Н были прекращены. Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 года, одновременно закрыты и работы по К-12БС.
Модификация: Бе-10Н
Размах крыла, м: 28,60
Длина самолета, м: 31,45
Высота самолета, м: 11,03
Площадь крыла, м2: 130,00
Масса, кг
-пустого самолета: 24200
-максимальная взлетная: 48500
Тип двигателя: 2 х ТРД АЛ-7ПБ
Тяга, кгс: 2 х 7500
Максимальная скорость, км/ч: 875
Крейсерская скорость, км/ч: 790
Боевой радиус действия, км
-без дозаправки: 1450
-с одной дозаправкой: 2050
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 3
Вооружение: 4 х 23-мм пушки НС-23 и 1-2 ПКР К-12БС.
Проект Бе-10Н.
Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н. Рисунок.
Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н «на плаву». Рисунок.
Бе-10Н. Схема.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева.
Крылья Родины. Николай Якубович. Предвестник «Альбатроса».
Авиация и Время. А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н.Емельянов. Реактивный корабль.
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Проект ракетоносца Бе-10Н (СССР)
Военные резонно считали, что гидросамолёт Бе-10, вооруженный только авиационными торпедами и свободнопадающими бомбами, будет иметь ограниченное боевое применение. Значительно расширить тактические возможности самолета могло только его оснащение ракетным оружием. Поэтому, рассматривая перспективу боевого применения Бе-10 конструкторы сочли целесообразным превратить его в носитель ракетного «реактивного» (по терминологии тех лет) оружия. Проект получил обозначение Бе-10Н, а весь авиационный комплекс, включая самолет, имел обозначение К-12Б (по индексу ракеты).
Согласно проекту Бе-10Н оснащался противокорабельными крылатыми ракетами ПКР) К-12БС с ядерными или обычными боеголовками и радиолокатором системы управления огнем «Шпиль» К-12У, которые разрабатывались в соответствии с Постановлением СМ СССР №854-404 от 31 июля 1958 г и ТТТ ВВС, утвержденными 9 сентября 1958 г. Комплекс К-12Б предназначался как для поражения крупных боевых кораблей и транспортов, так и военно-морских баз. Расчетная нормальная взлетная масса носителя с ПКР достигала 48 500 кг, а радиус действия – 1400-1450 км при максимальной дальности пуска 90-110 км (с высоты 10 000 м).
Самолет Бе-10Н отличался от исходного варианта носовой частью лодки до шпангоута №18 (там размещалась антенна станции «Шпиль» и грузовым отсеком (были ликвидированы верхний и нижние люки) На нем также устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное оборудование, демонтировалось все бомбардировочное вооружение, фотооборудование и передние пушечные установки. Полностью заменялось электрооборудование, поскольку количество потребителей увеличивалось в два раза.
Бе-10Н мог нести на специальных пилонах под плоскостями одну или две ракеты, которые можно было подвешивать как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на плаву Эскизный проект комплекса К-12Б был представлен научно-техническому совету Госкомитета по авиационной промышленности – ГКАТ (напомним, что в конце 1950-х годов по инициативе Н. С. Хрущева были ликвидированы отраслевые министерства и организованы профильные государственные комитеты) при СМ СССР 10 июня 1959 г, который одобрил его. Но дальше похвальных слов хода ему не дали.
Рассматривалась также возможность создания на базе исходного варианта противолодочного самолета Бе-10С – носителя ядерной глубинной бомбы СК-1 «Скальп» и самолета-целеуказателя Бе-10У, оснащенного аппаратурой «Успех» для обнаружения надводных целей и обеспечения стрельбы корабельных и береговых ракетных комплексов. Однако все эти работы также не вышли из стадии проектирования и были прекращены к августу I960 г. Разрабатывалась система заправки самолета топливом в море от подводной лодки, но работы по этой теме были свернуты вместе с прекращением строительства специальной ПЛ проекта 648. Один серийный Бе-10 №0600505 переоборудовали в рекордную машину, при этом кормовую стрелковую установку заменили обтекателем, на киль установили дополнительную штангу ПВД и демонтировали брызгоотражательные щитки. В документах FAI машина была заявлена как М-10.
Проект ракетоносца Бе-10Н (СССР)
Проект ракетоносца Бе-10Н (СССР)
Военные резонно считали, что гидросамолёт Бе-10, вооруженный только авиационными торпедами и свободнопадающими бомбами, будет иметь ограниченное боевое применение. Значительно расширить тактические возможности самолета могло только его оснащение ракетным оружием. Поэтому, рассматривая перспективу боевого применения Бе-10 конструкторы сочли целесообразным превратить его в носитель ракетного «реактивного» (по терминологии тех лет) оружия. Проект получил обозначение Бе-10Н, а весь авиационный комплекс, включая самолет, имел обозначение К-12Б (по индексу ракеты).
Согласно проекту Бе-10Н оснащался противокорабельными крылатыми ракетами ПКР) К-12БС с ядерными или обычными боеголовками и радиолокатором системы управления огнем «Шпиль» К-12У, которые разрабатывались в соответствии с Постановлением СМ СССР №854-404 от 31 июля 1958 г и ТТТ ВВС, утвержденными 9 сентября 1958 г. Комплекс К-12Б предназначался как для поражения крупных боевых кораблей и транспортов, так и военно-морских баз. Расчетная нормальная взлетная масса носителя с ПКР достигала 48 500 кг, а радиус действия – 1400-1450 км при максимальной дальности пуска 90-110 км (с высоты 10 000 м).
Самолет Бе-10Н отличался от исходного варианта носовой частью лодки до шпангоута №18 (там размещалась антенна станции «Шпиль» и грузовым отсеком (были ликвидированы верхний и нижние люки) На нем также устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное оборудование, демонтировалось все бомбардировочное вооружение, фотооборудование и передние пушечные установки. Полностью заменялось электрооборудование, поскольку количество потребителей увеличивалось в два раза.
Бе-10Н мог нести на специальных пилонах под плоскостями одну или две ракеты, которые можно было подвешивать как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на плаву Эскизный проект комплекса К-12Б был представлен научно-техническому совету Госкомитета по авиационной промышленности – ГКАТ (напомним, что в конце 1950-х годов по инициативе Н. С. Хрущева были ликвидированы отраслевые министерства и организованы профильные государственные комитеты) при СМ СССР 10 июня 1959 г, который одобрил его. Но дальше похвальных слов хода ему не дали.
Рассматривалась также возможность создания на базе исходного варианта противолодочного самолета Бе-10С – носителя ядерной глубинной бомбы СК-1 «Скальп» и самолета-целеуказателя Бе-10У, оснащенного аппаратурой «Успех» для обнаружения надводных целей и обеспечения стрельбы корабельных и береговых ракетных комплексов. Однако все эти работы также не вышли из стадии проектирования и были прекращены к августу I960 г. Разрабатывалась система заправки самолета топливом в море от подводной лодки, но работы по этой теме были свернуты вместе с прекращением строительства специальной ПЛ проекта 648. Один серийный Бе-10 №0600505 переоборудовали в рекордную машину, при этом кормовую стрелковую установку заменили обтекателем, на киль установили дополнительную штангу ПВД и демонтировали брызгоотражательные щитки. В документах FAI машина была заявлена как М-10.