0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект разведывательно-ударного СВВП Canadair CL-72 VTOL (Канада)

Boeing представил проект разведывательно-ударного вертолета

Корпорация Boeing 3 марта 2020 года обнародовала изображения разрабатываемого ею перспективного разведывательно-ударного вертолета, который Boeing намерен предложить на конкурс армии США по программе Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA).

Рендерное изображение перспективного разведывательно-ударного вертолета, предлагаемого корпорацией Boeing на конкурс армии США по программе Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) (с) Boeing

Предложенный Boeing проект вертолета имеет весьма оригинальную конструкцию, сочетающую шестилопастный несущий винт, четырехлопастный толкающий винт и отдельный рулевой винт. Вертолет однодвигательный, достаточно компактен, выполнен с элементами малозаметности и имеет двухместную кабину экипажа с тандемным расположением, убирающееся колесное шасси и убирающийся подфюзеляжный киль. Вертолет оснащен носовой подфюзеляжной пушечной установкой (предположительно, с трехствольной 20-мм пушкой), а также несет вооружение во внутренних отсеках.

Программа Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), начатая в 2018 году, предусматривает разработку перспективного разведывательно-ударного вертолета для армейской авиации США, который должен дополнить боевые вертолеты семейства Boeing AH-64 Apache. Ранее в апреле 2019 года армия США выдала контракты стоимостью примерно по 15 млн долл на разработку на конкурсной основе аванпроектов по программе FARA пяти компаниям — AVX Aircraft (в партнерстве с L-3 Communications Integrated Systems), Bell, Boeing, Karem Aircraft (при участии Northrop Grumman и Raytheon) и Sikorsky (принадлежащей Lockheed Martin). Аванпроекты должны быть представлены к марту 2020 года, после чего в течении девяти месяцев два участника тендера будут выбраны постройки летных прототипов, испытания которых должны быть начаты в первом квартале 2023 финансового года (то есть в конце 2022 календарного года). После окончательного выбора одного образца, его серийное производство считается возможным с 2028 года.

Насколько можно судить, все пять участников программы FARA разрабатывают вертолеты полностью новой конструкции. В октябре 2019 года компания Bell (входит в состав корпорации Textron) представила облик своего разрабатываемого для конкурса FARA разведывательно-ударного вертолета Bell 360 Invictus традиционной схемы. Тогда же Sikorsky представил аванпроект вертолета Sikorsky Raider X (фактически уменьшенный однодвигательный вариант экспериментального скоростного вертолета S-97 Raider с соосными несущими винтами и толкающим винтом), а Karem Aircraft представила проект AR40 винтокрыла с несущим винтом, толкающим винтом и большими крыльями. Консорциум AVX и L-3 предлагает проект винтокрыла Compound Coaxial Helicopter (CCH), имеющего, помимо крыльев, соосный несущий винт и два небольших толкающих винта. Проекты AR40 и ССН выглядят очевидными аутсайдерами конкурса.

Вертолеты, создаваемые в рамках конкурса по программе FARA, должны оснащаться одним перспективным турбовальным двигателем General Electric Т901 в классе мощности 3000 л.с., создаваемым по программе Improved Turbine Engine Program (ITEP). Требования армии США по программе FARA включают максимальную скорость вертолета 333 км/ч на высоте 1200 м.

Рендерные изображения перспективного разведывательно-ударного вертолета, предлагаемого корпорацией Boeing на конкурс армии США по программе Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) (с) Boeing

Самолёт-амфибия Viking Canadair CL-515 (Канада)

Международный рынок самолетов-амфибий не отличается большими размерами, и потому появление любого нового игрока привлекает внимание. Очередным претендентом на крупные и массовые контракты является канадская компания Viking Air Ltd, входящая в состав Longview Aviation Capital Corp. Она предлагает заказчикам многоцелевую амфибию CL-515, и ее усилия в этом направлении привели к первым результатам.

Читать еще:  Перспективный ударный вертолёт WZ-10 (Китай)

Проект с историей

Появлению самолета Viking Air CL-515 предшествовали интересные события. По сути, эта машина является глубокой модернизацией ранее созданного самолета CL-415 от компании Bombardier. Однако проект обновления разрабатывался не создателями исходного самолета, а совершенно другой компанией.

Амфибия Bombardier CL-415, поставленная в серию в 1993 г., являлась глубокой модернизацией более старого самолета Canadair CL-215. Серийное производство CL-415 продолжалось до середины текущего десятилетия, однако в последние годы его темпы резко упали из-за отсутствия новых заказов. В 2010-15 гг. «Бомбардье» сдали заказчикам лишь несколько самолетов, после чего была вынуждена прекратить производство. В общей сложности было построено 95 самолетов типа CL-415.

В 2016 г. все планы по восстановлению строительства амфибий свернули, а актуальный проект продали авиастроительной компании Viking Air. Новый хозяин внимательно изучил проект и принял решение о его переработке. В существующем виде амфибия CL-415 не отвечала всем нынешним требованиям и нуждалась в глубокой модернизации. Такой проект получил обозначение Viking Canadair CL-515.

На данный момент компания-разработчик проектирует новый самолет. В обозримом будущем ожидается появление опытного образца. Серийное производство стартует в первой половине двадцатых годов, и на 2024-й запланирована передача техники стартовому заказчику.

Самолет CL-515 рассматривается в качестве многоцелевой платформы, способной нести различное специальное оборудование. Прежде всего, разработана противопожарная модификация с баками для воды на борту. Также будут строиться транспортно-пассажирские, патрульные, санитарные и иные амфибии.

Доработанная конструкция

В основе самолета CL-515 лежит измененный планер серийного CL-415. Он сохраняет общую архитектуру и узнаваемый внешний вид, но отдельные его элементы перерабатываются с использованием современных технологий и материалов, а также с учетом установки нового оборудования. Несмотря на это, новый самолет остается летающей лодкой-высокопланом нормальной аэродинамической схемы с двумя турбовинтовыми двигателями и объемным грузовым отсеком в фюзеляже.

Новый проект не предусматривает ремоторизацию базового самолета. Как и ранее, будут использоваться турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PW123AF мощностью по 2380 л.с. каждый. За счет некоторых нововведений планируется на 12-15 проц. повысить топливную эффективность. В частности, рассматривается возможность применения биотоплива.

Радикальному обновлению подвергся комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Вся авионика CL-415 удаляется и заменяется приборами из состава комплекса Collins Pro Line Fusion, а также некоторыми другими изделиями. В результате этого CL-515 получает многофункциональные жидкокристаллические дисплеи, аппаратуру «прозрачной кабины», а также новейшие пилотажно-навигационные системы. Архитектура авионики упрощает будущие модернизации, которые можно будет выполнять путем замены отдельных компонентов.

Бортовая электроника может дополняться подвесной. Для решения задач патрулирования или поиска предусматривается подвеска контейнеров с дополнительной аппаратурой. Амфибия в такой конфигурации сможет выполнять патрулирование и искать нарушителей либо участвовать в поисково-спасательных операциях.

Базовый CL-415 мог брать на борт 2900 кг груза, 6,1 т воды или 18 парашютистов. За счет совершенствования конструкции грузоподъемность нового CL-515 будет на 15% выше. В частности, он сможет перевозить и сбрасывать 7 т воды. Предусматривается строительство серийных самолетов в двух версиях – противопожарной и многоцелевой. Последняя сможет получать то или иное оборудование для решения конкретных задач, и на ее основе будут строить пассажирские, санитарные и др. самолеты.

Согласно рекламным материалам от Viking Air, CL-515 в конфигурации противопожарного самолета станет самой эффективной машиной такого класса в мире. За сутки такой самолет сможет набрать, перенести и сбросить до 690 т воды, что снизит удельную стоимость ее транспортировки до рекордных значений.

Читать еще:  Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика (СССР)

Основные массогабаритные и летно-технические характеристики самолета амфибии CL-515 останутся на уровне предшественника в виде CL-415. Главные преимущества нового образца связывают с современной авионикой, улучшенными экономическими показателями и способностью решать широкий круг задач – но не с повышением табличных данных.

С использованием наработок и решений проекта CL-515 разработан многоцелевой самолет CL-415EAF (Enhanced Aerial Firefighter). Он сохраняет планер, силовую установку и часть общесамолетных систем, но получает улучшенную радиоэлектронную аппаратуру. Все технические характеристики такого самолета остаются на уровне CL-415, но обеспечиваются преимущества эксплуатационного характера. Также разработан проект обновления самолетов CL-215 до состояния CL-415EAF. Нельзя исключать, что на основе таких наработок вскоре создадут многофункциональную амфибию.

Первый контракт

Компания Viking Air активно занимается продвижением своей продукции на международном рынке. Недавно стало известно о первом реальном результате в этой сфере. В ходе авиасалона в Ле-Бурже был подписан первый контракт на поставку серийных самолетов CL-515. Стартовым заказчиком стала Индонезия. Соглашение предусматривает поставку шести новых амфибий и глубокую модернизацию одной старой. Стоимость и часть подробностей контракта пока не сообщались.

Заказчик желает получить шесть самолетов CL-515 новой постройки. Два будут выполнены в противопожарной конфигурации, оставшиеся – в виде многоцелевых платформ для установки специального оснащения. Также Индонезия заказала один самолет CL-415EAF – его планируется перестроить из CL-215. Первые CL-515 отправятся заказчику в 2024 г., как ранее планировала компания-разработчик.

Единственный самолет CL-415EAF для Индонезии, по всей видимости, будет построен раньше. Программа перестройки CL-215 в CL-415EAF стартовала в прошлом году. Нынешние планы Viking Air предусматривают модернизацию 11 машин, принадлежащих компании Longview Aviation Asset Management (тоже входит в состав Longview Aviation Capital). Один из этих самолетов отправится в Индонезию; перспективы других неизвестны.

Дальнейшие перспективы

Можно предположить, что у компании Viking Air Ltd. есть все основания для оптимизма и положительных прогнозов. Даже не успев завершить опытно-конструкторскую работу по своему новому проекту, она оказывается в достаточно выгодном положении и может рассчитывать на получение заказов от разных стран и организаций. Более того, первый договор на технику уже подписан.

Выгодное положение обусловлено наличием сразу двух новых проектов. Один из них предлагает строительство самолетов с нуля, тогда как второй предусматривает модернизацию существующей техники старых моделей. Грамотная рекламная кампания и правильный поиск заказчиков могут привести к солидным заказам.

Новый самолет Viking Canadair CL-515 может заинтересовать тех или иных заказчиков, нуждающихся в современной амфибийной авиационной технике. Впрочем, ему приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией. Этот сектор рынка не слишком велик, но на нем уже присутствует несколько удачных образцов. Таким образом, компании-разработчику предстоит побороться за контракты на CL-515.

Ситуация с проектом CL-415EAF заметно проще. С 1966 по 1990 гг. компания Canadair (самостоятельно и в составе Bombardier) построила 125 амфибий CL-215. В 1993-2015 гг. «Бомбардье» выпустили 95 более новых CL-415. Большая часть этой техники до сих пор остается в эксплуатации в 12 странах мира. Таким образом, дюжина стран может рассматриваться в качестве потенциальных заказчиков на модернизацию техники по проекту CL-415EAF. По очевидным причинам, в этой сфере Viking Air не имеет прямых конкурентов.

Впрочем, пока реальные успехи летающих лодок CL-515 и CL-415EAF выглядят достаточно скромно. Имеется всего один заказ лишь на семь самолетов двух типов. Передача техники заказчику начнется в обозримом будущем, причем полностью новые машины поступят на службу лишь к середине двадцатых годов. К этому времени портфель заказов Viking Air может пополниться, однако пока нельзя исключать и негативный сценарий. Новый индонезийский заказ демонстрирует сам факт наличия интереса к подобной технике, однако ситуация на международном рынке амфибий остается сложной, и канадским авиастроителям пока не следует предаваться излишнему оптимизму.

Читать еще:  Плавающий бронетранспортёр AAAV (EFV) (США)

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Проект самолёта КВП Canadair CL-246 (Канада. 1970 — 1972 год)

CL-246 был предназначен для действий с взлетно-посадочных полос длиной 1800 футов (548 м); данная длина была утверждена стандартом Федерального авиационного агентства США (Federal Aviation Agency – FAA) для аэропортов для самолетов с укороченным пробегом. Он имеет четыре турбовальных двигателя Lycoming T53-19A мощностью 1900 л.с. каждый, вращающие винты Hamilton Standard диаметром 16 футов (4,87 м), обеспечивающих практически непрерывный поток воздуха на крыло размахом 76 футов 5 дюймов (23,29 м). Всю заднюю кромку крыла занимают элероны и закрылки-элероны, которые повышают подъемную силу, отклоняя воздушный поток; наклон крыла/силовой установки служат для изменения вектора тяги, так что короткий взлет достигается с фюзеляжем, поддерживающим почти постоянное и обычное положение.

Принимая во внимание, что CL-84 являлся исследовательским самолетом, оснащенным полностью наклонным крылом, которое позволяет винтам обеспечивать вертикальную составляющую тяги, движение крыла на CL-246 ограничивается максимальным наклоном в 30° и величины около 18° рассматриваются как достаточные для взлета и посадки. Это твердо ставит самолет в категорию КВП; однако на самом деле в компании Canadair конфигурация называется «СКВП с переменным углом атаки», а не с наклоном крыла. Тем не менее помимо ограничений на угол наклона крыла система похожа на используемую в CL-84.

Соединительные валы между четырьмя винтами обеспечивают одинаковую мощность в случае выхода из строя двигателя в начале взлета и приземления, когда асимметричную тягу будет трудно контролировать. Винты, однако, могут быть индивидуально отключены и зафлюгированы в случае неисправности коробки передач. Механическое соединение крыла и стабилизатора с переменным углом наклона гарантирует в начале движения крыла приведения последнего в действие с целью компенсирования изменения дифферента. Боковые кили в воздушном потоке винта увеличивают эффективность реагирования большого центрального киля на порывы ветра на низких скоростях при снижении самолета. Это одна из областей, которой в конструкции самолетов вертикального/короткого взлета и посадки необходимо уделить особое внимание. Только центральный киль имеет руль направления. Для поперечного управления на низких скоростях возможно изменение шага винта.

Предложенная для CL-246 базовая компоновка обеспечивает 14 рядов кресел; в каждом ряду сидений по правому борту от прохода установлены два кресла и по левому борту – блок из трех кресел. Каждый ряд сидений находится рядом с иллюминатором. Все багажные отделения располагаются на верхнем уровне, спереди и сзади пассажирского салона и в носу. Чтобы избежать прерывания высоты пассажирского салона и упростить шарнир крыла и исполнительные механизмы, крыло располагается над фюзеляжем приплюснуто-круглого поперечного сечения и в своей центральной части оснащено обтекателем. Каждое из двухколесных основных стоек шасси убирается в подфюзеляжный бортовой спонсон, предоставляющий удобное дополнительное пространство для системы кондиционирования воздуха и другого оборудования. Для управления самолетом планируется воспользоваться услугами двух пилотов с дополнительным внештатным местом в пилотской кабине.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector