0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект штурмовика Cobra 2000 (Польша)

Проект штурмовика PZL-230F «Скорпион». Польша

Работы по созданию этого, внешне весьма экзотического боевого самолета начались в 1990 году. Требования ВВС Польши предусматривали разработку универсальной боевой машины, предназ­наченной для непосредственной поддержки войск, разведки, а также борьбы со штурмовиками, вертолетами и ДПЛА (аналогичная концепция боевого самолета SABA исследовалась в Великобритании в 1980-х годах). Первоначально самолет PZL-230 планировалось оснастить двумя ТВД РТ6А-67А с толкающими винтами. В дальнейшем облик машины был пересмотрен, вместо ТВД было решено применить два ТРДД с большой степенью двухконтурности (новая модификация «Скорпиона» получила обозначение PZL-230F). Предполагалось, что самолет будет обладать «сверхманевренностью» -способностью совершать управляемый полет на углах атаки до 50°. На 180° самолет должен был разворачиваться всего за 5 секунд.

В 1993 году был выполнен натурный макет самолета, однако в 1994 году министерство обороны Польши сообщило о приостановке работ по программе «Скорпион», сосредоточив основные усилия на создании, в первую очередь, более простого самолета М-99, разрабатываемом на основе уже существующей конструкции УТС 1-22. В дальнейшем, если Польше удастся найти партнеров по программе PZL-230F, работы могут быть возобновлены.

Конструкция. Самолет выполнен по схеме «утка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Вертикальное оперение V-образное. Двигатели размещены в от­дельных гондолах на пилонах в хвостовой части. Конструкция планера в основном выполнена из композиционных материалов. Внедрены отдельные элементы технологии «Стелс». Катапультное кресло Мартин-Бейкер MK.10L наклонено под углом 34°, что должно позволить летчику выдерживать установившуюся перегрузку до 9 единиц. Бронирование кабины защищает летчика от пуль калибром до 12,7 мм.

Силовая установка. Два ТРДД Пратт-Уитни Канада PW305 (2 х 2380 кгс), Гаррет ATF3 (2 х х 2480 кгс) или Текстрон Лайкоминг LF505 (2 х х 2840 кгс).

Оборудование. БРЭО польского и западного производства.ИНС, ИЛС, многофункциональ­ные кабинные индикаторы на цветных ЭЛТ.Имеется ЭДСУ.

Вооружение. Встроенная 4-ствольная пушка Дженерал Электрик GAU-12/U (25 мм, 300 снарядов). Под фюзеляжем возможна подвеска более мощной 30-мм 7-ствольной пушки Дженерал Электрик GAU-8 (разработана для штурмовика Фэрчайлд А-10А). Бомбы (в том числе и КАБ), НАР и УР класса «воздух—воздух» и «воздух—поверхность» на 13 узлах внешней подвески.

ТТХ : размах крыла-10м, длина самолёты-12,1м, высота-4,2м, площадь крыла-25,4 кв.м., взлётный вес-10000кг, вес пустого-3600кг, вес нагрузки на внешних узлах-до 4000кг, максимальная скорость-1040км/ч, практический потолок-12000м, боевой радиус действия-300км, взлётная дистанция-370м.

Проект штурмовика Cobra 2000 (Польша)

Когда речь заходит о фамильных чертах применительно к лодкам, обычно имеют в виду в первую очередь дизайн. Действительно, когда модельный ряд «рисует» одна рука, внешнее сходство нередко просматривается даже у судов, значительно различающихся размерами и компоновкой. Узнаваемый экстерьер — это, конечно, весомый плюс в пользу той или иной фирмы-производителя, однако гораздо важнее, когда «семейные» признаки проявляются в другой, куда как более значимой области.

Это был как раз тот случай, когда в плане узнаваемости внешний дизайн оказался вторичным. Во время теста наиболее популярных моделей Cobra производства украинской компании Brig Ltd выяснилось, что даже совершенно непохожие друг на друга и относящиеся к разным классам лодки объединяет то, что за рубежом принято именовать «driving performance» — проще говоря, их поведение на воде. Причем поведение, которое я бы без всяких натяжек назвал исключительным — даже после более полутысячи протестированных до сих пор разнообразных корпусов и при соответствующей базе для сравнений.

Читать еще:  Перспективный истребитель KAI KF-X (Южная Корея)

В сознании и российского, и зарубежного потребителя название украинской компании Brig прочно ассоциируется с надувными лодками и RIB’ами, и лишь немногим известно, что довольно давно она разделилась на два предприятия. Второе во избежание путаницы назвали Brig Ltd. Эта новая фирма в основном специализируется на эксклюзивном продвижении ряда товарных групп в Украине: надувных лодок Brig, катеров Crownline, подвесных моторов Evinrude и Tohatsu, электрических двигателей Flower и многих других брендов, имеющих отношение к отдыху на воде.

Вполне логичным в такой ситуации стало открытие собственного производства — в 2001 году специалистами Brig Ltd был разработан и запущен в серию катер Cobra Elegance 2050. С этого и началась история стеклопластиковых катеров и мотолодок Cobra, которые с успехом продаются на украинском и европейском рынках через дистрибьюторскую сеть компании. Все выпускаемые модели (а их сегодня, учитывая модификации, более десяти) изготавливаются под надзором Украинского Регистра судоходства и, поскольку значительная часть лодок идет на экспорт, прошли испытания Bureau Veritas (Франция) и получили сертификаты соответствия международным стандартам качества СЕ и IMCI. Напомним, что требования западных сюрвейеров, в отличие от принятой в России сертификационной системы, гораздо строже, а испытания по методике ISO проводятся не только в «статике», но и в «динамике».

С системой проведения подобных сертификационных тестов на специально размеченной трассе автор этих строк знаком не понаслышке (приходилось участвовать в них в качестве приглашенного тест-пилота), и после довольно плотного знакомства с пятью моделями Cobra я не сомневался, что все они уложились с предписанные нормативы с более чем солидным запасом. И при этом стало ясно, какими критериями руководствовалась украинская компания, когда решила расширить модельный ряд за счет лицензионных лодок.

Флагманскую «верхушку» его составляют относительно крупные катера со стационарными моторами — собственные разработки специалистов Brig Ltd, выполненные, что называется, «с нуля». Помимо первенца Elegance 2050, с недавних пор доступного также в исполнении под подвесной мотор, на настоящий момент это катера Prestige 2150 и Performance 2650 со спортивной компоновкой cuddy cabin, а также классический каютник Cobra 2500 с закрытой рубкой-салоном.

А вот в случае с более компактными открытыми моделями Cobra 1600, -1650 и -1850 компания предпочла пойти по более простому и проверенному пути. Эта линейка представляет собой плод сотрудничества с финско-эстонской верфью Scandinaval, прекратившей свою деятельность в сложные кризисные времена и предоставившей всю необходимую оснастку, прежде всего — корпусные и палубные матрицы. При этом специалисты дизайн-бюро Brig Ltd внесли в конструкцию лодок ряд изменений, порой довольно существенных, а также разнообразили «открытый» модельный ряд за счет модификаций с различной компоновкой: с одной или двумя консолями, причем вторая имеет и отдельное исполнение Sport.

Однако основа осталась той самой, благодаря которой эти корпуса и были выбраны среди продукции множества небольших верфей, предлагающих на продажу оснастку и ноу-хау. Ключевым здесь является уже упомянутый driving performance. Честно говоря, это был тот редчайший случай за всю историю моих редакционных тестов, когда можно было со спокойной совестью сэкономить журнальную площадь, рассказывая о своих впечатлениях от езды — и маленькие, и большие, и открытые, и каютная лодки вели себя практически одинаково!

Читать еще:  Опытные баллистические ракеты 3М2 «Ладога» и «Онега» (СССР)

Признаться, я даже толком не мог определить начало глиссирования. Каждая из лодок просто трогалась с места и ехала, как автомобиль по асфальту, постепенно наращивая скорость. Даже Elegance, оснащенный MerCruiser 4.3 L в паре с угловой колонкой Bravo I, в отличие от подавляющего большинства коротких «крейсеров» с подобной компоновкой и стационарными моторами, выделяющихся запредельным кормовым дифферентом в переходном режиме, приподнимал нос лишь чисто символически, не вынуждая привставать с довольно низкого водительского кресла. Засечь момент выхода на режим можно было разве что по началу отрыва потока от нижнего среза транца. Не говоря уже о прочих положительных сторонах такого поведения вроде комфорта, хорошей обзорности и т. д., теоретически это свидетельствует о солидных резервах в плане топливной экономичности на умеренных скоростях. Правда, на транцах открытых лодок с подвесниками я обнаружил клиновидные наделки, позволяющие сильнее «занутрить» мотор.

Но главный кайф был впереди. Лодки с полного хода настолько уверенно ввинчивались в повороты, сохраняя умеренный внутренний крен, что руки сами собой стали поворачивать «баранку» все круче и резче — до тех пор, пока не выяснилось, что развернуться «с полной дури» можно при диаметре циркуляции меньше длины корпуса! Боковые перегрузки при этом такие, что показывать подобные фокусы с пассажирами на борту я поостерегся — держаться им приходилось изо всех сил, благо было за что.

Окончательно уверившись в собственной безнаказанности, я решил попробовать так называемый «резаный поворот», перенятый в свое время у великого Фабио Буцци в Италии: на скорости около 70 км/ч, поджав триммер, кратковременно сбросил газ одновременно со столь же резким поворотом штурвала и тут же вновь толкнул ручку от себя. Слегка «клюнув» носом, 1850ТС, ставший первым подопытным, крутанулся буквально на месте (я едва удержался на сиденье) и буквально через секунду, не свалившись с режима глиссирования, уже несся в обратном направлении.

Далее выяснилось, что этот чисто гоночный прием, предназначенный для «облизывания» поворотных буев на трассе, уверенно выполняется не только на всех бывших Scandinaval, но и на внешне вальяжном, уютном и мирном Elegance 2050! При всех стараниях ни разу не было и намека на предаварийную ситуацию, главной проблемой было просто усидеть за штурвалом. И это при том, что даже сама концепция его обводов несколько иная — днище тут немного «крученое», с переменной килеватостью, а не моногедрон, как на 1650–1850. Килеватость Cobra, кстати, обещает и неплохие мореходные качества: от 18° на открытых моделях до по-морскому внушительных 22° на Elegance, хотя по большому счету вывод это больше теоретический — акватория теста вынуждала довольствоваться лишь кильватерной волной от соседей по движению.

Все лодки были испытаны и налегке, и с полной паспортной нагрузкой. Обратила на себя внимание ровная зависимость скорости от числа пассажиров, тем более для килеватых корпусов — каждый седок вызывал падение максималки всего лишь на 1–1,5 км/ч.

РЕЗЮМЕ

Яркий пример того, как «фирменный стиль» проявляется не во внешности (лодки действительно разные, особенно если поставить рядом открытые модели и каютный Elegance), а в эксплуатационных и, прежде всего, — ходовых характеристиках. Причем таких, от которых наверняка не откажутся не только любители экстремальной езды. Ведь запредельные маневры исполнялись не ради одного лишь удовольствия (хотя и этот аргумент присутствовал, что уж греха таить). Основной вывод, который можно сделать по результатам этой части тестовой программы, таков: лодки абсолютно безопасны даже в нештатных ситуациях. А что может быть важнее?

Читать еще:  Опытная боевая машина «Объект "Н"» (СССР)

Тем временем на очереди еще неопробованная новинка — Cobra Prestige 2150, тест которой намечен на самое ближайшее время. Посмотрим, насколько разработчикам Brig Ltd удалось сохранить ее фамильную принадлежность в той области, которая на воде куда важнее дизайна и всяких «сервисных» штучек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Cobra 2050 Elegance

Запас топлива — 190 л, ходовой тент убран, силовая установка — MerCruiser 4.3 L мощностью 190 л. с. плюс колонка Bravo I, ГВ — алюминиевый четырехлопастной диаметром 14 и шагом 23 дюйма, скорость ветра — 2–3 м/с, высота волны — 0,1–0,15 м, температура воздуха — +34 °С, температура воды — +23 °С, место испытаний — Ижевский пруд, Ижевск

Верфь Cobra Yachts

Kopiec 15 Street 97-500 Radomsko

Модельный ряд Cobra Yachts

Верфь Cobra Yachts строит крейсерские яхты со средиземноморским кокпитом и спорт-круизные яхты. В модельном ряду компании — 1 модель длиной от 9 до 10 метров .

Cobra Yachts 33

Длина: 9,3м Ширина: 3,3м Осадка: 2,0м

О верфи Cobra Yachts

История компании

Компания Cobra Yachts представляет традиции польского яхтостроения, являясь одним из лидеров национального рынка в сегменте небольших яхт. Польские яхты вообще и Cobra, в частности, отличаются большим количеством элементов ручной работы, прочными надежными корпусами, адаптированными к довольно жестким условиям Балтийского моря и весьма востребованы в остальной Европе.

Cobra Yachts — семейная компания с более чем 18-летней историей. Верфь принадлежит Магдалене и Бартошу Филикс (Magdalena, Bartosz Filiks), последний владеет минимальной долей.

Статус верфи

Производство

Штаб-квартира Cobra Yachts расположена в городе Радомско. В 2018 году верфь запустила в работу новый производственный комплекс на площади около 6 тыс. кв. м. Компания имеет представительства в европейских странах, а также США и Гонконге.

Статус верфи

Модельный ряд

Cobra Yachts выпускает парусные круизные яхты Cobra длиной 33–38 футов. Ранее в модельном ряду компании были лодки большего размера (до 53 футов), однако несколько лет назад верфь решила в большей степени сосредоточиться на небольших круизерах и уделить более значимое внимание моторному подразделению. Разработкой дизайна парусных яхт занимается известный в Польше архитектор Анжей Скжат (Andrzej Skrzat). В линейке моторных лодок верфи представлены небольшие яхты-хаусботы Futura длиной 36–40 футов. Их дизайн разрабатывает Пшемислав Чечняркий (Przemysław Cieśniarski).

Особенности бренда

Каждая яхта Cobra Yachts изготовлена вручную. В прайс-листах компании нет пакетных комплектаций — каждый элемент оборудования может быть выбран независимо от других. Все это позволяет верфи строить яхты именно так, как того требует конкретный заказчик.

Парусная Cobra — идеальный небольшой семейный круизер для плаваний как по внутренним водным путям, так и для прибрежных морских походов.

Испытания яхт проходили на Балтике, в Средиземке и на Боденском озере. Парусные яхты имеют два варианта исполнения — со стационарным или подъемным килем. Планировка жилой зоны и количество кают и санузлов делается на выбор клиента.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector