Проект штурмовика CОIN Helio Model 1320 (США)
Истребители шестого поколения для ВВС и ВМС США. Планы и желания
Все ведущие страны в настоящее время заняты разработкой или производством истребителей пятого поколения. Некоторые державы уже задумываются о создании принципиально новых машин, которые можно будет отнести к следующему шестому поколению. Среди прочих, подобные планы имеют США. Согласно сообщениям последних лет, Пентагон собирается разработать сразу два истребителя шестого поколения.
Долгий путь к проекту
Первые заявления о возможной разработке истребителя следующего поколения прозвучали в конце прошлого десятилетия. Впрочем, тогда утверждалось, что подобный проект является делом отдаленного будущего, и пока следует уделять больше внимания актуальным проектам. В дальнейшем эту тему неоднократно вспоминали, но все ограничивалось обсуждениями и простыми предложениями.
Понимая сложность подобных проектов, Пентагон несколько лет назад запустил предварительные исследования. С середины текущего десятилетия выполняются различные научно-исследовательские работы, целью которых является изучение имеющихся возможностей и поиск оптимальных решений, а также формирование требований к истребителю и его возможного облика. Какие результаты были получены в ходе этих работ – неясно. Официальные лица пока обходятся самыми общими формулировками.
На данный момент все работы по шестому поколению истребителей в США ведутся под контролем агентства перспективных разработок DARPA. Авиастроительные организации тоже занимаются этой тематикой, но пока представляли только концепты самого общего вида, предусматривающие использование тех или иных идей. Ни одно из таких предложений пока не получало одобрения и не принималось к дальнейшей разработке.
По заказу Пентагона прорабатывается сразу два варианта истребителя шестого поколения. Первый, известный под рабочим обозначением F-X, предназначается для военно-воздушных сил. Военно-морские силы, предъявляющие иные требования к авиации, планируют создать самолет F/A-XX. Возможно, два образца будут основываться на общих идеях и использовать некоторые общие агрегаты.
Два проекта
В 2016 г. запустили программу Penetrating Counter Air, направленную на создание истребителя для ВВС (F-X). Пока задача проекта состоит в проведении необходимых НИР и определении оптимального облика самолета. В средней перспективе начнется проектирование, а серийное производство будет запущено в тридцатых годах.
Согласно доступным данным, проект F-X предусматривает создание многофункционального истребителя, способного дополнить или заменить ряд существующих образцов. Прежде всего, F-X / PCA заменит устаревающие машины семейства F-15, а затем свое место ему уступят более новые F-22. PCA должен будет решать задачи завоевания превосходства в воздухе, сопровождать ударные машины и самостоятельно бороться с наземными целями.
Для получения максимальной боевой эффективности предлагается обеспечить высокие летно-технические характеристики. В частности, может быть увеличена дальность полета, что позволит работать в условиях уничтожения аэродромов и заправщиков. Необходимо принять меры по сокращению заметности, в том числе для самых совершенных современных радиолокационных систем. По полезной нагрузке F-X должен превосходить нынешние самолеты.
Перспективный палубный истребитель F/A-XX или Next Generation Air Dominance с точки зрения решаемых задач должен быть похожим на F-X PCA, однако к нему должны предъявляться специфические требования, связанные с эксплуатацией на авианосцах. Прежде всего, это более прочная конструкция, обеспечивающая посадку на палубу с использованием аэрофинишера. Также могут возникать иные требования к приборному оснащению, вооружению и т.д.
Тем не менее, точный облик двух истребителей будущего пока не определен. DARPA и смежные организации прорабатывают эти вопросы, но не спешат делиться результатами своих исследований. Представители ВВС и ВМС время от времени раскрывают свои желания и мнения, но исследователи хранят молчание.
Идеи шестого поколения
К настоящему времени прозвучало достаточно заявлений о будущем шестом поколении истребителей, что позволяет представить примерные требования к подобной технике. Кроме того, появляется возможность определить обязательные атрибуты будущего поколения и оценить их потенциал.
Прежде всего, от шестого поколения ожидают рост всех основных тактико-технических характеристик. Всерьез обсуждается возможность достижения гиперзвуковых скоростей, а также повышения дальности и высоты полета. Также новый истребитель должен будет нести больше вооружения – тоже с повышенными характеристиками.
Как и предыдущее поколение, шестое будет использовать технологии, направленные на снижение заметности для любых средств обнаружения. При их создании требуется учитывать прогресс в области радиолокации, способный сократить эффективность стелс-технологий. На уровне обсуждений также фигурирует сокращение оптической заметности за счет принципиально новых систем.
Важнейшее значение будет иметь авионика. Предлагается использовать уже известные идеи и решения, такие как максимальная автоматизация процессов, РЛС с АФАР, размещение антенных устройств в разных частях планера и т.д. Также следует внедрять элементы искусственного интеллекта, дополнительно разгружающие летчика.
Определенной популярностью пользуется концепция опционально пилотируемого самолета. В зависимости от поставленной задачи, истребитель нового поколения сможет управляться пилотом из кабины или оператором с внешнего пульта. Удаление пилота обеспечит рост части летно-технических характеристик и боевых качеств. Опционально пилотируемые самолеты смогут работать как самостоятельно, так и в связке с управляющим истребителем, на борту которого имеется экипаж. Любопытно, что необязательное наличие пилота на борту предлагается в качестве одного из ключевых критериев шестого поколения.
Самолет сможет нести и применять подвесное ракетно-бомбовое вооружение, для которого будут использоваться внутренние грузоотсеки. Необходимость использования встроенной пушки является предметом споров. Кроме того, обсуждается возможность внедрения принципиально нового оружия, такого как боевые лазеры.
Предлагаемые концепты
Еще в 2009 г. компания Boeing предложила концепт истребителя шестого поколения, пригодного для эксплуатации в ВМС. Предлагался двухдвигательный самолет с двухместной «опциональной» кабиной. По техническим и боевым характеристикам такой F/A-XX должен был превосходить существующий F/A-18E/F.
В 2011 и 2013 гг. «Боинг» представляла другие варианты перспективного истребителя. Теперь предлагался проект универсального самолета для ВВС и ВМС. В проекте предусматривался акцент на завоевание превосходства в воздухе, но не исключалась и эффективная работа по наземным целям. При схожих габаритах и массе, предложенный самолет может иметь преимущества в летно-технических характеристиках перед существующим F-35.
В 2012-м свое видение шестого поколения раскрыла компания Lockheed Martin. Ее концепт предусматривал создание принципиально нового планера, способного обеспечить высочайшие летные характеристики и боевые качества. Также конструкция должна была иметь функции «саморемонта». Проект предлагал средства сокращения заметности в разных диапазонах. Для создания предложенной машины следовало проработать массу новых решений и технологий, но сопутствующие траты должны были полностью окупиться.
В 2015 г. о намерении участвовать в новой программе заявила компания Northrop Grumman. Ее концепт-проект похож на предложения других компаний и имеет те же особенности. Впрочем, при создании реального проекта облик самолета может заметно измениться.
Будущее проектов
По очевидным причинам, концепты от нескольких крупных авиастроительных компаний пока не получили развития. Специалисты и любители авиации получили возможность рассмотреть взгляды промышленности, но до изучения реальных образцов пока далеко. Опытные образцы новых моделей появятся, как минимум, через несколько лет.
В настоящее время проблематику шестого поколения истребителей изучают специалисты DARPA и авиастроительные компании. В обозримом будущем агентство должно будет сформировать требования к будущим F-X и F/A-XX, после чего Пентагон сможет объявить конкурс на разработку реального проекта. Сроки запуска такого конкурса пока остаются неизвестными.
Согласно самым смелым прогнозам, первый истребитель шестого поколения разработки США сможет подняться в воздух во второй половине двадцатых годов. Через несколько лет после этого возможен запуск серийного производства с поставкой техники в войска. Пока же все направление находится на самых ранних этапах, и это накладывает известные ограничения.
Впрочем, известные сроки позволяют предполагать, что реальные работы по истребителям будущего поколения начнутся в самое ближайшее время. Тогда же Пентагон сможет раскрыть свои пожелания и требуемые черты новых самолетов. После этого можно будет определить, какие из предположений последних лет были верными, и какой из предложенных концептов наиболее близок к пожеланиям военных.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Замена для «Грача»: каким будет российский штурмовик будущего
Заявления о том, что на базе истребителя-бомбардировщика Су-34 будет создаваться самолет штурмовой авиации, Бондарев делает не первый раз. Так, в 2016 году тогда еще действующий главком ВКС заявил, что в будущем на базе Су-34 планируется создать линейку различных модификаций.
«Мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо делать на базе Су-34. Прекрасный самолет. Маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у “двадцать пятого”, прекраснейшие точностные характеристики . Я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть», – сказал Бондарев.
Также Бондарев отметил, что штурмовики Су-25 все еще имеют серьезный модернизационный, ремонтный потенциал и их ресурса должно хватить на 10–15 лет. В первую очередь этот срок обусловлен сроком службы планеров самолетов.
«Шершень» и Як-130
Проработка проектов нового российского штурмовика началась несколько лет назад. В частности, в госпрограмму вооружений до 2020 года были включены опытно-конструкторские работы по проекту с шифром «Шершень-ЭП», который планировалось создавать на базе Су-25. Предполагалось, что самолет получит двигатели Р-195 и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Кроме того, в начале текущего года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров завил, что заменой штурмовика может стать учебно-боевой самолет Як-130.
В таком разбросе мнений о том, каким должен быть новый российский штурмовик, нет ничего удивительного. Во-первых, именно так всегда находится самый оптимальный вариант, а во-вторых, споры в данном случае идут не о конкретной машине, а о том, какое место она должна занять на поле боя в вооруженных конфликтах будущего. И для того, чтобы понять это, нужно рассказать об истории отечественной штурмовой авиации.
Железобетонный самолет
Российская военная история знает показательный пример, когда от штурмовой авиации зависело будущее всей страны. Ил-2, или, как его называли немцы, «железобетонный самолет», создавался для непосредственной поддержки войск на поле боя. Важно подчеркнуть, что во время Великой Отечественной войны штурмовали наземные цели не только штурмовики, но и пилоты истребителей. В начале войны из-за нехватки подходящей техники эти задачи в том числе выполняли даже бомбардировщики Ил-4, что закономерно вело к огромным потерям.
Главное отличие Ил-2 от других самолетов заключалось в том, что он изначально создавался как штурмовик: броня была частью конструкции, которая не только защищала от пуль, но и несла нагрузку. А вот все попытки создать аналог советского штурмовика в Германии провалились. Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории авиации: всего было построено порядка 36 тыс. штурмовиков, которые сильно повлияли на исход войны. Модификации этих машин использовались в некоторых странах вплоть до 1954 года, но в СССР штурмовая авиация после войны была вовсе ликвидирована.
Ильюшин против Сухого
Штурмовая авиация была упразднена приказом министра обороны СССР 20 апреля 1956 года. Связано это было с появлением тактического ядерного оружия, которое заставило по-другому взглянуть на задачи ВВС над полем боя: в случае ядерной войны штурмовые самолеты казались ненужными. Кроме того, командование было уверено, что в случае необходимости штурмовую авиацию легко заменит истребительная, которая уже тогда могла нести широкий спектр вооружения. Но вскоре оказалось, что это не так.
К середине 60-х годов военные доктрины СССР и США снова кардинально изменились. Стало понятно, что полномасштабная ядерная война маловероятна, а в локальных конфликтах будут задействованы обычные вооружения. В 1967 году прошли учения «Днепр», в ходе которых пилоты истребителей пытались наносить удары по наземным объектам. Результаты оказались неожиданными: самым эффективным стал истребитель МиГ-17, который благодаря своей маневренности позволял пилотам уверенно распознавать и поражать цели. Другим скоростным машинам попасть по «земле» было трудно из-за их высокой скорости. Стало понятно, что армии нужен новый штурмовик, которым стал Су-25, позже получивший в войсках прозвище «Грач».
Разработку проекта Су-25 начали молодые сотрудники ОКБ «Сухого» втайне от руководства задолго до того, как Минобороны СССР объявило конкурс на новый штурмовик. Во многом именно это повлияло на победу Су-25: эта машина на конкурсе была единственной, представленной в виде полноразмерного макета, что, безусловно, в том числе повлияло на выбор комиссии.
ОКБ им. С. В. Ильюшина представило на конкурс проект штурмовика Ил-102, который был значительно больше Су-25: масса пустого самолета составляла 13 т против девяти у Су-25, а полезная нагрузка Ил-102 была приближена к Су-34 и составляла 7 200 кг. Но на вооружение был принят именно самолет «Сухого», и, конечно, это было сделано далеко не только потому, что ОКБ представило полномасштабный макет: проект оказался более приближен к потребностям военных, чем Ил-102.
Рожденный в спорах
Размеры самолета и его взлетный вес неоднократно менялись в ходе проектирования: изначально машина была значительно легче, а военные хотели получить сверхзвуковую машину. В результате в серию пошел самолет с нормальной взлетной массой 14 600 кг, максимальной скоростью 950 км/ч и максимальной боевой нагрузкой 4 400 кг.
Предполагалось, что Су-25 должен будет перемещаться вместе с армией в случае ее наступления или отступления, и поэтому способен взлетать с грунтовых полос, а в случае острой необходимости использовать автомобильный бензин вместо авиационного керосина. Все ключевые элементы самолета хорошо бронированы. Изначально в специальных контейнерах предполагалось перевозить все необходимое для обслуживания самолета в полевых условиях, в том числе техника из наземного обслуживающего персонала.
Важно подчеркнуть, что ни разу за всю многолетнюю историю боевого применения штурмовика эти возможности ему не пригодились. Но в бою машина проявила себя великолепно, став по-настоящему легендарной.
Самолет несет широкий спектр вооружения, начиная с управляемых и неуправляемых ракет и заканчивая 20-мм пушкой ГШ-30-2 и противотанковым ракетным комплексом «Вихрь». Самолет проходил несколько модификаций для ВКС РФ. Новейшая из них – Су-25СМ3.
«Грачи» над Сирией
С появлением высокоточного оружия снова начались разговоры о том, что штурмовая авиация больше не нужна. Зачем, если существуют крылатые ракеты, способные с расстояния в тысячи километров попасть в любое окно? Особенно громко голоса в пользу снятия с вооружения штурмовиков стали звучать в США, где истребитель F-35 A-10 должен заменить A-10 Thunderbolt. Во многом это связано с тем, что разработчики истребителя всеми правдами и неправдами пытались окупить колоссальные средства, вложенные в этот проект. Вот только на деле штурмовики по-прежнему остаются одной из главных ударных сил на поле боя, и касается это как американской авиации, так и российской.
Штурмовики Су-25 вместе с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 составляют костяк российской группировки в Сирии. Самолеты эффективно применялись для уничтожения командных пунктов, складов, живой силы боевиков. Особенно эффективно «Грачи» показали себя при уничтожении бронетехники террористов.
Но известно как минимум два случая, которые показали, что эти самолеты очень трудно чем-то заменить. Так, штурмовики Су-25 оказывали воздушную поддержку при деблокировании взвода российской военной полиции в зоне деэскалации «Идлиб» в Сирии, нанося удары по позициям боевиков. Благодаря быстрому реагированию и точности ударов авиации российские военные были успешно выведены из окружения. Второй известный случай – когда штурмовики прикрывали движение войск по дороге к Дейр-эз-Зору, не позволяя террористам приблизиться к колонне.
«Когда дело доходит до реальных вооруженных конфликтов, оказывается, что хорошо бронированный и защищенный штурмовик по-прежнему остается незаменимым на поле боя, несмотря на появление все новых образцов вооружения. И в будущем эта ситуация вряд ли изменится», – считает военный эксперт Владимир Карнозов.
Замена для «Грача»
Концепция использования Су-34 в качестве штурмовика имеет как безусловные плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести то, что самолет имеет значительно большую боевую нагрузку в сравнении с Су-25, и то, что ОКР займут немного времени и потребуют относительно немного средств. Главным минусом такого проекта являются размеры самолета.
«Основная задача штурмовика – нанесение ударов по наземным целям с относительно малых высот. На этих высотах машину может “достать” огонь из стрелкового оружия. И чем больше будет самолет, тем выше шансы, что в него смогут попасть. Кроме того, большие размеры и взлетная масса могут повысить стоимость летного часа в сравнении с более легкими штурмовиками», – считает военный эксперт Дмитрий Дрозденко.
По данным источника сайта ТРК «Звезда» в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторские работы по этому проекту пока что не начаты, и вопрос создания на базе Су-34 пока что остается открытым.
«Штурмовик – это самолет, который изначально создавался под определенные задачи, и создать его из Су-34 или Як-130 довольно трудно. Поэтому, на мой взгляд, более целесообразным было бы продолжение работ по проекту “Шершень”», – считает Карнозов.
По словам Виктора Бондарева, работы по созданию на базе Су-34 штурмовика запланированы на 2018 год. Именно просчет стоимости этих работ и моделирование эффективности этой машины на поле боя покажут, необходима ли она ВКС.
«Проект двойного назначения»: как США создают самолёт для запуска космических ракет
В США совершил первый полёт экспериментальный самолёт Stratolaunch Model 351, разработанный компанией Stratolaunch Systems. Машина находилась в воздухе около двух с половиной часов. Самолёт достиг высоты 5,1 км и развил скорость 304 км/ч. Полёт проходил над пустыней Мохаве (штат Калифорния).
По своим массогабаритным характеристикам Stratolaunch считается крупнейшим в мире летательным аппаратом. Масса машины составляет 250 т (с полной нагрузкой — 590 т), длина крыльев — 117 м. Ранее пальму первенства удерживал советский транспортный самолёт Ан-225 «Мрия». Масса детища ОКБ им. О.К. Антонова составляет 250 т, грузоподъёмность — около 250 т, размах крыльев — 88,4 м.
Тем не менее перед американским и советским самолётами стоят совершенно разные задачи. Stratolaunch — опытная платформа для запуска в космос ракет-носителей. В свою очередь, Ан-225 создавался для перевозки многоразового космического корабля «Буран» и тяжёлых негабаритных грузов.
Stratolaunch выполнен по нетипичной для мирового авиастроения схеме двухфюзеляжного моноплана. По сути, самолёт состоит из двух корпусов, соединённых одним гигантским крылом. Пространство между ними будет заполнено многоступенчатым ускорителем (обтекателем) для запуска ракет-носителей. Stratolaunch оснащён 28 колёсами шасси и шестью двигателями PW4056, которые устанавливаются на широкофюзеляжных пассажирских самолётах Boeing 747.
«По геометрии это действительно самый большой самолёт в мире. Длина крыла превышает размер футбольного поля. Правда, по длине фюзеляжа это вполне обычный самолёт. Схема, которая была выбрана американцами, на самом деле не новая и использовалась ещё в 1930-е годы. Она потребовалась для того, чтобы разместить под крылом между фюзеляжами специальный обтекатель с разгонным блоком», — пояснил заслуженный лётчик РФ, генерал-майор в отставке Владимир Попов.
По стопам Ричарда Брэнсона
Разработка Stratolaunch Model 351 началась в 2011 году. В основу проекта легла концепция «воздушного старта». Она позволяет выводить на орбиту спутники и космические корабли без использования космодромов.
Первопроходцами в этой сфере считаются Virgin Galactic британского миллиардера Ричарда Брэнсона и американская корпорация Scaled Composites. Во второй половине 2000-х годов они создали двухфюзеляжный самолёт-носитель White Knight Two, предназначенный для запуска суборбитального многоразового корабля SpaceShipOne (сейчас — VSS Unity).
Первый полёт White Knight Two состоялся 21 декабря 2008 года. Однако коммерческая эксплуатация самолёта до сих пор не началась. Инженерам пришлось дорабатывать системы управления машиной. Кроме того, не был создан двигатель для VSS Unity. Первый полёт с включённой силовой установкой прошёл только 5 апреля 2018 года и продолжался не более 30 секунд.
«Воздушный старт» — это перспективная концепция, призванная упростить и удешевить вывод на орбиту космических аппаратов. Однако на этом направлении учёные сталкиваются с огромным количеством трудностей. Прежде всего необходима надёжная капсула для пуска, а также двигатель достаточной мощности для ракеты-носителя или космического корабля», — отметил Попов.
Одним из инвесторов разработки Stratolaunch стал Пол Аллен, сооснователь корпорации Microsoft. Он вложил в проект порядка $200 млн. По словам бизнесмена, новый самолёт будет выполнять функцию «аэропорта для спутников». Генеральным конструктором Stratolaunch был назначен Бёрт Рутан, который работал ранее над VSS.
По задумке разработчика, Stratolaunch должен подниматься на высоту 9 тыс. м, которая считается оптимальной для отделения полезной нагрузки. На ракете-носителе включается реактивный двигатель, который выводит спутники на околоземную орбиту.
На самолёте будут использоваться ракеты лёгкого класса Pegasus XL производства Orbital Sciences Corporation. Масса полезной нагрузки одного носителя составляет 443 кг. В общей сложности Stratolaunch сможет нести до трёх Pegasus XL. Также в проекте участвует компания Space Exploration Technologies (SpaceX) Илона Маска. Предприятие разрабатывает многоступенчатый ускоритель массой 222 т.
Как считает Попов, Stratolaunch сможет выводить на орбиту одновременно около десяти спутников. Тем не менее даже в случае успешной реализации данного проекта США всё равно продолжат использование космодромов.
«Современные спутники весят десятки килограммов, некоторые образцы ещё меньше. Если Stratolaunch доведут до ума, это позволит американцам достаточно оперативно выводить орбиту космические аппараты. Недостатком проекта является ограниченность мест базирования — для такого гиганта требуется полоса длиной не менее 4 км. Перебросить Stratolaunch в любую точку земного шара не получится без предварительной модернизации инфраструктуры», — отметил эксперт.
«Курс на милитаризацию»
Stratolaunch впервые продемонстрировали публике 31 мая 2017 года. Генеральный директор Stratolaunch Systems Джин Флойд отметил, что самолёт «станет важным рубежом на пути к созданию удобного, надёжного и привычного способа доставки грузов на низкую околоземную орбиту».
После презентации начались наземные испытания машины. В сентябре 2017 года состоялся запуск двигателя, в декабре — первая рулёжка по взлётно-посадочной полосе. В 2018 году Stratolaunch совершил несколько «пробежек» по аэродрому для отработки взлёта. Пуск ракеты-носителя во время полёта запланирован на 2020 год.
«Американцам предстоит ещё много работы. Продемонстрированные во время первого полёта результаты ни о чём не говорят. На текущий момент США только доказали, что могут поднять такую огромную машину в воздух. Важнейшие испытания ещё впереди. Это будут пуски ракет-носителей и десятки полётов различной степени сложности для получения различных сертификатов», — подчёркивает Попов.
Как полагает эксперт, негативное влияние на проект оказывают очень высокие расходы — только одна ракета-носитель стоит порядка $40 млн. По мнению Попова, опытно-конструкторские работы растянутся как минимум на несколько лет, а затраты на их выполнение могут составить несколько миллиардов долларов.
В августе 2018 года издание Quartz обратило внимание на отсутствие потенциальных заказчиков у Stratolaunch Systems и усомнилось в экономической целесообразности проекта. Журналисты предполагают, что проект курирует и финансирует Минобороны США. В частности, Пентагон якобы рассматривает Stratolaunch как платформу для применения противоспутникового оружия.
В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что объекты Stratolaunch Systems посещали вице-президент Майк Пенс и министр ВВС Хизер Уилсон. Кроме того, одним из членов совета директоров компании (до перехода на работу в Пентагон) был нынешний заместитель министра обороны США по исследованиям и разработкам Майкл Гриффин.
В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов выразил мнение, что высокотехнологичный проект Stratolaunch не может реализовываться без участия Пентагона. По его словам, Минобороны США рассчитывает использовать различные модификации самолёта для запусков спутников и баллистических ракет. Также аналитик не исключает, что Stratolaunch будет выпускаться в транспортной модификации для ВВС США.
«Stratolaunch — это проект двойного назначения, интерес военных к нему очень высок. Использование такого самолёта в военной сфере отвечает концепции «звёздных войн», которую продолжает реализовывать Дональд Трамп. Это курс на милитаризацию космоса, направленную против России и Китая. Я сомневаюсь, что Stratolaunch может окупиться в коммерческой сфере, поэтому наряду с частными инвестициями проект получает финансовую помощь из Пентагона», — подчеркнул эксперт.