Проект штурмовика PZL-230F «Skorpion» (Польша)
Проект польского штурмовика PZL-230 Skorpion
Перед началом Второй мировой войны Польша обладала достаточно развитой на тот момент времени авиацией и собственной авиапромышленностью. В стране проектировались и выпускались почти все типы боевых самолетов того времени: истребители, бомбардировщики, самолеты-разведчики, штурмовики, гидросамолеты. При этом многие задумки польских конструкторов так и остались навсегда на чертежных досках. Из-за начавшейся 1 сентября 1939 года Второй мировой войны они никогда не были реализованы. В послевоенные годы вплоть до развала СССР и прекращения существования Организации Варшавского договора самостоятельная разработка самолетов в Польше почти не велась. Вооруженные силы страны использовали многочисленные самолеты и вертолеты советского производства.
Изменяющаяся внешнеполитическая ситуация конца 1980-х годов заставила польских военных обратиться к собственным авиаконструкторам. Появился спрос на создание польского боевого самолета. В частности, польские военные рассчитывали получить самолет непосредственной огневой поддержки войск на поле боя. Новый двухдвигательный реактивный штурмовик получил обозначение PZL-230 Skorpion. В ходе работ по проекту был создан полноразмерный макет будущего штурмовика, но в 1994 году проект был закрыт из-за сокращения бюджетных расходов на оборону. Экономика страны, которая осуществляла переход от коммунистической модели к капиталистической, не могла позволить себе дальнейшие работы по созданию собственного боевого самолета. Приоритеты развития страны в тот период не предполагали наличия серьезных военных расходов.
Разработкой нового ударного самолета для польских ВВС в конце 1980-х годов занялся завод PZL (польское Państwowe Zakłady Lotnicze — Государственный авиационный завод) — это основное и самое крупное авиационное предприятие Польши. Именно PZL являлся крупнейшим производителем авиационной техники в период между двумя мировыми войнами, при этом самолеты польского производства стояли на вооружении не только ВВС Польши, но и поставлялись на экспорт в другие европейские страны. Завод, расположенный в Варшаве, действовал с 1928 года по 1939 год. Позднее, начиная с 1950-х годов, данная аббревиатура использовалась уже как часть названия целого ряда польских государственных авиационных заводов, входивших в Zjednoczenie Przemysłu Lotniczego i Silnikowego PZL — Объединение авиационной и моторной промышленности. После 1989 года данные заводы стали независимыми предприятиями, которые при этом продолжили использование хорошо известного бренда PZL.
Попытка вновь разработать собственный боевой самолет была предпринята в конце 1980-х годов специалистами завода PZL Okęcie . Выдавая задание конструкторам, представители ВВС Польши хотели получить новый универсальный боевой самолет, предназначенный для непосредственной поддержки войск на поле боя, а также борьбы с штурмовиками и ударными вертолетами противника и БПЛА (аналогично концепции боевого самолета SABA в Великобритании, работы над которым велись в 1980-х годах).
При создании нового самолета его разработчики учитывали опыт современных войны. В частности, польские конструкторы изучали опыт войн во Вьетнаме и Афганистане, практическое применение штурмовиков в этих вооруженных конфликтах. Большое подспорье разработчикам оказал опыт, который был получен при проектировании и производстве учебно-тренировочного самолета PZL-130 Orlik. Это был самолет первоначального обучения, разработка которого велась в Польше с осени 1983 года. PZL-130 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и турбовинтовым двигателем мощностью 750 л.с. Самолет предназначался для обучения как военных, так и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, нанесению ударов по наземным целям, ведению воздушного боя, разведке. Самолет производился в Польше серийно, на 2010 год в составе ВВС имелось 38 самолетов данного типа. Учебный самолет мог нести и различные образцы вооружений, размещенных на 6 узлах подвески, боевая нагрузка составляла 800 кг.
Первый прототип нового польского легкого ударного самолета был готов в 1990 году. Машина получила обозначение PZL 230 Skorpion. При проектировании самолета и необходимых расчетах активно использовалась компьютерная техника. После анализа большого объема технической информации и накопленных знаний в авиастроении, а также опыта реального применения штурмовой авиации в современных конфликтах к самолету Skorpion были сформированы следующие требования:
— высокая маневренность, которая должна была обеспечить выживаемость самолета над полем боя;
— сильное вооружение, в том числе современные системы наведения;
— обеспечение короткого взлета и посадки, так называемой STOL (Short Take-Off and Landing), возможность использовать самолет с прифронтовых аэродромов, в том числе с грунтовым покрытием;
— компактное размещение критически важных элементов в забронированном пространстве, а также использование решений, уменьшающих восприимчивость самолета к последствиям обстрела с земли;
— несложные конструкторские решения, призванные снизить стоимость штурмовика;
— модульность конструкции, которая должна была упростить проведение всех видов ремонтных работ, в том числе в полевых условиях.
Первоначально новый ударный самолет планировалось оснастить двумя турбовинтовыми двигателями (ТВД) РТ6А-67А с толкающими винтами. Самолет должен был разгоняться до 640 км/ч, масса боевой нагрузки составила бы 2000 кг. При этом вместе с самолетом могли использоваться как боеприпасы NATO, так и боеприпасы стран Варшавского договора. Конструкторы также планировали добиться возможности укороченного взлета и посадки с использованием ВПП длиной всего 250 метров. Первые проекты самолета были представлены военным в 1991 году.
Однако довольно скоро концепция ударного самолета была пересмотрена. Военные попросили увеличить скорость полета до 1000 км/ч, а массу боевой нагрузки довести до 4 000 кг. Для этого вместо ТВД на самолете решено было установить два турбореактивных двигателя с большой степенью двухконтурности (ТРДД). При этом вырастала и необходимая для взлета длина ВПП, она увеличилась до 400 метров. Планировалось, что новый штурмовик сможет совершать управляемый полет на углах атаки до 50 градусов. Поворот на 180 градусов самолет должен был выполнять всего за 5 секунд.
Полноразмерный макет нового штурмовика PZL 230 Skorpion был построен во второй половине 1992 года. Уже тогда внешний облик нового самолета приковывал к себе взгляды окружающих. Самолет был выполнен по аэродинамической схеме «утка», при которой органы продольного управления по тангажу (горизонтальное оперение) размещены впереди центра тяжести летательного аппарата (крыла). Использование данной схемы позволяет обеспечить управление по тангажу без потери подъемной силы на балансировку. Самолеты, построенные по этой схеме, обладают лучшими характеристиками грузоподъемности на единицу площади крыла и маневренности по тангажу. Данная аэродинамическая схема обеспечивает более высокие несущие свойства и более высокие аэродинамические характеристики летательного аппарата.
PZL 230 Skorpion отличался плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Вертикальное оперение самолета было V-образным. Реактивные двигатели были расположены в отдельных гондолах на пилонах в хвостовой части самолета. В конструкции планера штурмовика использовались главным образом композитные материалы. Позаботились польские конструкторы и о внедрении отдельных элементов технологии «Стелс». Корпус самолета выполнили более плоским по сравнению с первоначальными эскизами, на нем практически не было никаких выступов и боковых плоскостей, которые могли быть естественными отражателями электромагнитных волн. В кабине пилота было расположено катапультное кресло Мартин-Бейкер MK.10L, установленное с наклоном в 34 градуса. В этом кресле летчик мог выдерживать перегрузки до 9g. Кабина летчика была бронирована, она должна была обеспечить ему защиту от попадания пуль калибра до 12,7 мм.
Рассматривалась возможность установки на самолет трех разных двигателей: ТРДД Пратт-Уитни Канада PW305 (2х2380 кгс), Текстрон Лайкоминг LF505 (2х2840 кгс) или Гаррет ATF3 (2х2480 кгс). Авионика и набор электронного оборудования как польского, так и западного производства. В кабине пилота должен был находиться индикатор на лобовом стекле (ИЛС), многофункциональные кабинные индикаторы на цветных электронно-лучевых трубках, инерциальная навигационная система (ИНС). Также планировалось наличие электродистанционной системы управления (ЭДСУ).
Основным вооружением штурмовика была 4-хствольная 25-мм авиационная пушка GAU-12/U производства компании «Дженерал Электрик» (боезапас 300 снарядов). Также под фюзеляжем самолета могла быть подвешена 7-ствольная 30-мм авиационная пушка GAU-8 той же компании, созданная специально для американского штурмовика А-10. Самолет мог использовать различные бомбы, в том числе КАБ, НАР и управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые располагались на 13 внешних узлах подвески.
Летно-технические характеристики PZL-230D «Skorpion»:
Габаритные размеры: длина — 10 м, высота — 4,2 м, размах крыла — 12,1 м, площадь крыла — 25,4 м2.
Взлетная масса — 11 000 кг.
Максимальная скорость полета — 1000 км/ч.
Боевой радиус действия — 300 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Скороподъемность — 90 м/с.
Боевая нагрузка — до 4 000 кг на 13 узлах внешней подвески: бомбы (в том числе КАБ), НАР, УР класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Вооружение — четырехствольная 25-мм пушка GAU-12/U (300 снарядов).
Экипаж — 1 человек.
PZL-230 скорпион – PZL-230 Skorpion
PZL-230 Skorpion ( скорпион ) был предложен польский недорогой штурмовики . Она разрабатывается польским производителем PZL Warszawa-Okecie в конце 1980 – х и начале 1990 – х годов.
В конце 1980 – х лет, PZL был вдохновлен , чтобы начать разработку нового самолета , который должен был быть относительно маневренными, способными короткий взлет и посадка производительности (STOL) и несущим полезной нагрузкой 2000 кг, оставаясь при этом платформе недорогой , чтобы обеспечить и работать. Оригинальные конструкции для самолета вращались вокруг twin- турбовинтового двигателя, в один момент, Pratt & Whitney Canada PT6A-67A двигатель был выбран для питания типа. Тем не менее, это предложение было радикально изменено в соответствии с решением , чтобы представить его требование , выдаваемого на польских ВВС , который искал легкий удар и поддержки боя самолетов; Соответственно, полезная нагрузка была в два раза , а скорость была резко поднята. Вместо переработанный проект был оснащен парой Pratt & Whitney Canada PW305 турбовинтовых двигателей. Названо Skorpion, он показал фюзеляж хвостовую части, которая смешивается в крыло вместе с множеством мелких ИМИ позади кабины .
В июне 1994 года польское министерство обороны объявило , что программа Skorpion не получит никакого дальнейшего финансирования со стороны польского правительства. Резкое прекращение поддержки после того , как был признан двумя годами ранее в утвержденной правительством программе широко связано с формированием нового левого крыла польского правительства во главе с Вальдемаром Павляком . Несмотря на опасения , что это был конец программы, PZL решил сначала продолжить развитие независимо друг от друга. К концу 1994 года, по словам главного конструктора самолета, Анджея Frydrychewicz , аэродинамической конфигурации Skorpion, за исключением хвоста, были заморожены. По его реконструкции 1994 года, оценка производительности для Skorpion включала максимальную скорость уровня 540kt (л, 000km / ч), потолок 32,800ft услуг и 300km (160nm) боевой радиус. К декабрю 1994 года стелс характеристики самолета были deemphasised. По оценкам компании, официальная стоимость разработки была продвинута как PZ11,500 млрд ($ 65 млн); Однако, Frydrychewicz предположил , что эта цифра была относительно оптимистичной и , возможно, была произведена с политическими интересами в виде.
содержание
Разработка и дизайн
Истоки и первые успехи
По данным аэрокосмического издания Flight International , истоки Skorpion находились в более раннем предложении по twin- турбовинтовых штурмовиков. Как сообщалось, польская инициатива привлекла некоторое влияние из исследования , проведенного British Aerospace (BAE), известный как Battlefield Aircraft Small Agile , который должен был быть относительно маневренный, короткого взлета и посадки (STOL) самолет , способный перевозить 2000 кг полезной нагрузки. Работы были начаты по инициативе в Варшаве -А производитель самолетов PZL Warszawa-Okecie в течение 1990 г. Ранее компания имела несколько целей для самолетов, такие , как для того , чтобы быть дешевыми и легко построить, а также для изменения, последних из которых существо достичь с помощью своей модульной конструкции. Кроме того , требуется способность к взлету и земли на взлетно – посадочной полосы около 250 м в длину, двигаться со скоростью до 640 км / ч, можно вооружившись мм пушкой 25 и быть в состоянии нести до 2000 кг и Варшавский договор и НАТО боеприпасы. Более поздние версии были названы «D», и включает в себя «DT» учебно – тренировочных самолетов и боевой вариант «DB».
Вначале, Pratt & Whitney Canada PT6A-67A турбовинтовой двигатель был выбран для питания типа; они должны были быть установлены в конфигурации толкателя по обе стороны от задней части фюзеляжа. Как сообщается, на данный момент в разработке, большинство технологий предлагаемого самолета должен был быть получен из ранее PZL океце в PZL-130 Орлик учебно – тренировочных самолетов. Компания решила представить свой проект в ВВС Польши для легкого исполнения и самолета поля боя поддержки. За годы сразу после падения коммунизма в Восточной Европе , требование ВВС было горячо оспаривается различными производителями воздушных судов Польши, каждая из которых были готовы обеспечить их неопределенное будущее. В общей сложности три конкурирующих концепций, начиная от радикала к относительно консервативны и с различной степенью международного участия.
После его выбора, чтобы удовлетворить требование удара польского ВВС, дизайн претерпел радикальную модернизацию, чтобы удовлетворить различные атрибуты производительности указанных, ведущий к нему становится намного быстрее, самолетом, способным перевозить до двойного полезной нагрузки оружия оригинального дизайна в. Skorpion вскоре признан в качестве программы правительства утверждено, который рассматривается как близкий шаг в направлении получения государственного финансирования для поддержки его развития. К концу 1992 года PZL Okecie был отображая Fullscale макет в Skorpion.
К этому моменту, она была переработана во второй раз с двигателями в настоящее время установлено внутри обтекателей в крыле , тогда как другие функции, такие как муха-по проводам и скрытности характеристик, были также включены. Аспекты Skorpion рассматривались как относительно передовые элементы для компании , которая ранее специализировалась на производстве сельскохозяйственной и авиации общего назначения. Последующее переработан самолет был оснащен парой Pratt & Whitney Canada PW305 турбовентиляторных двигателей, рассчитанных на 23.2kN (5,2001b) тяги; Однако, так как конструкция продолжала развиваться, то двигатель PW305 позже определено , что неспособны производить достаточные уровни тяги. После его пересмотра, скорпион был приведен в действие с помощью пары Honeywell LF 507 турбовентиляторных двигателей; они должны были быть установлены на пилонах , расположенных на верхней части задней части фюзеляжа , а также между двумя раздельными плавники самолета в бок конфигурации боковой.
Прекращение поддержки и дальнейшего развития
В июне 1994 года польское министерство обороны объявило , что программа Skorpion не получит никакого дальнейшего финансирования со стороны польского правительства. Говоря в то время, бригадный генерал Хенрик Mika, директор Министерства отдела военно-закупочной обороне США, дальнейшая работа не будет сделана по программе , и что он имел мало смысла , чтобы начать по программе чистого листа , когда существующий дизайн может быть разработано в соответствии с требованиями ВВС Польши в. Этот резкий поворот в судьбе было связано с появлением нового левого крыла польского правительства во главе с Вальдемаром Павляком . Новости этого прекращения быстро привело к опасениям , что программа была фактически мертва; Однако, в течение времени, PZL-Okecie решил совершить свои собственные внутренние ресурсы для поддержания развития типа в действии в течение некоторого времени. На одном этапе, компания рассматривает возможность использования передовой конструкции самолета турбовинтового питания служить в качестве платформы разработки технологий в поддержке программы Skorpion.
К концу 1994 года, по словам главного конструктора Анджея Frydrychewicz , аэродинамической конфигурации Skorpion, за исключением хвоста, были заморожены. Туннельные Ветровые испытания должны были решить , следует ли принять либо хвост бабочки в стиле или классическую компоновку плавника и-стабилизатора. Для обеспечения дополнительного рыскания управления для улучшения возможностей оружия , прицеливания, аэродинамический плавник должны был быть установлен под носом. Скорпион признакам устройство управления три поверхности, используя ПГО установлены по обе стороны от кабины. Skorpion предполагалось использовать муху по проводам системы управления полетом должна быть предоставлена американской компании Lear Astronics США. В рамках соглашения для обеспечения системы муху по проводам, Лиры также согласились предоставить на безвозмездной основе компьютер , который управляет специальной системой обрезки (STS) , установленная на PZL-130 Орлик .
По его реконструкции 1994 года, оценка производительности для Skorpion включала максимальную скорость уровня 540kt (л, 000km / ч), потолок 32,800ft услуг и 300km (160nm) боевой радиус. По словам производителя, он предназначен для выполнения 180 ° поворота в течение пяти секунд и пролетел под углом атаки до 50 °. Среди предлагаемых вооружений и техники в Skorpion был различные западные -sourced элементы, в том числе внутренне смонтированной 25мм Martin Marietta GAU-12 / U пушки, наряду с стручок монтажа 30 мм GAU-8 / A Avenger пушки; кабина также быть оснащен Martin-Baker Mk.10 выброса сиденье . Были значительные споры относительно уровня польского содержания на борту воздушного судна; некоторые политики призвали к программе быть де-фондов , если он составлял менее 70 процентов польского содержания. Другие цифры способствовали прагматизму и значению международного сотрудничества по приобретению технологии и ноу-хау для продвижения собственной коренной промышленности Польши.
К декабрю 1994 года стелс характеристики Skorpion были deemphasised. В качестве причины не назначая большое значение этому аспекту конструкции было убеждение , что, как скорпион , как ожидается, как правило, полет на очень низких высотах во время боевых задач и тем самым присущие проблемы Обнаруживаемость , связанные с такими профилей полета, даже сильно -эффективный стелс характеристики будет иметь незначительное влияние на его выявляемости. Несмотря на это изменение в фокусе, по крайней мере , 50 процентов конструкции самолета все еще ожидается, будет состоять из углеродного волокна композитных материалов; а PZL Okecie не хватало возможности в доме , чтобы произвести эту структуру, сотрудничество на процесс производства был обсужден с несколькими иностранными авиационными компаниями, в том числе British Aerospace (BAE) и Construcciones Aeronáuticas SA (CASA); в соответствии с Flight International, CASA в настоящее время рассматривается как FrontRunner служить в качестве производителя партнера Skorpion в. В 1993 году сообщалось , что самолет вызвал интерес среди израильских ВВС , наряду с некоторыми производителями авиакосмической в Израиле.
Выступая в конце 1994 года, Frydrychewicz заявил, что предложения о сотрудничестве по Skorpion получило мало энтузиазма от других производителей польского воздушного судна; Он предположил, что подавляющее отношение этих компаний было то, что лучше иметь дело непосредственно с польским правительством, чем косвенно получать долю финансирования из PZL Warszawa-Okecie для своей части программы. По оценкам компании, официальная стоимость разработки была продвинута как 150 млн злотых ($ 65 млн); Однако, Frydrychewicz предположил, что этот показатель был относительно оптимистичным и, вероятно, будет преднамеренной тактикой, чтобы получить одобрение, чтобы программа начала. Frydrychewicz намеревался использовать тренажер ORZEL как трамплин для разработки несколько технологий для Skorpion; он утверждал, что две конструкции разделяют различные элементы.
Проект штурмовика PZL-230F “Скорпион”. Польша
Работы по созданию этого, внешне весьма экзотического боевого самолета начались в 1990 году. Требования ВВС Польши предусматривали разработку универсальной боевой машины, предназначенной для непосредственной поддержки войск, разведки, а также борьбы со штурмовиками, вертолетами и ДПЛА (аналогичная концепция боевого самолета SABA исследовалась в Великобритании в 1980-х годах). Первоначально самолет PZL-230 планировалось оснастить двумя ТВД РТ6А-67А с толкающими винтами. В дальнейшем облик машины был пересмотрен, вместо ТВД было решено применить два ТРДД с большой степенью двухконтурности (новая модификация «Скорпиона» получила обозначение PZL-230F). Предполагалось, что самолет будет обладать «сверхманевренностью» -способностью совершать управляемый полет на углах атаки до 50°. На 180° самолет должен был разворачиваться всего за 5 секунд.
В 1993 году был выполнен натурный макет самолета, однако в 1994 году министерство обороны Польши сообщило о приостановке работ по программе «Скорпион», сосредоточив основные усилия на создании, в первую очередь, более простого самолета М-99, разрабатываемом на основе уже существующей конструкции УТС 1-22. В дальнейшем, если Польше удастся найти партнеров по программе PZL-230F, работы могут быть возобновлены.
Конструкция. Самолет выполнен по схеме «утка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Вертикальное оперение V-образное. Двигатели размещены в отдельных гондолах на пилонах в хвостовой части. Конструкция планера в основном выполнена из композиционных материалов. Внедрены отдельные элементы технологии «Стелс». Катапультное кресло Мартин-Бейкер MK.10L наклонено под углом 34°, что должно позволить летчику выдерживать установившуюся перегрузку до 9 единиц. Бронирование кабины защищает летчика от пуль калибром до 12,7 мм.
Силовая установка. Два ТРДД Пратт-Уитни Канада PW305 (2 х 2380 кгс), Гаррет ATF3 (2 х х 2480 кгс) или Текстрон Лайкоминг LF505 (2 х х 2840 кгс).
Оборудование. БРЭО польского и западного производства.ИНС, ИЛС, многофункциональные кабинные индикаторы на цветных ЭЛТ.Имеется ЭДСУ.
Вооружение. Встроенная 4-ствольная пушка Дженерал Электрик GAU-12/U (25 мм, 300 снарядов). Под фюзеляжем возможна подвеска более мощной 30-мм 7-ствольной пушки Дженерал Электрик GAU-8 (разработана для штурмовика Фэрчайлд А-10А). Бомбы (в том числе и КАБ), НАР и УР класса «воздух—воздух» и «воздух—поверхность» на 13 узлах внешней подвески.
ТТХ : размах крыла-10м, длина самолёты-12,1м, высота-4,2м, площадь крыла-25,4 кв.м., взлётный вес-10000кг, вес пустого-3600кг, вес нагрузки на внешних узлах-до 4000кг, максимальная скорость-1040км/ч, практический потолок-12000м, боевой радиус действия-300км, взлётная дистанция-370м.