Противотанковый ракетный комплекс «Гермес» (Россия)
Противотанковый ракетный комплекс «Гермес» (Россия)
Противотанковый ракетный комплекс многоцелевого назначения “Гермес” был разработан в КБ Приборостроения (далее – КБП, г.Тула) под руководством А.Г.Шипунова. Испытания авиационного варианта ПТРК “Гермес-А” в составе вооружения вертолета Ка-52 завершены летом 2003 г. ПТРК “Гермес-А” подготовлен к серийному производству. Серийное производство для нужд МО России для вооружения вертолетов Ка-52 и Ми-28Н планировалось развернуть в 2011-2012 г.г. Так же заявлено, что в будущем ракеты комплексов “Гермес” могут применяться с ЗРК “Панцирь С1”.
Важной особенностью ракеты является повышенная до 15 км максимальная дальность стрельбы, что серьезно выделяет ее в лучшую сторону от широко используемой в Сирии “Атаки” (6 км) и “Вихря” (8 км). И это – при сохранении высокой сверхзвуковой скорости полета (разгон до 1000 м/с). С новым оружием армейская авиация может рассчитывать на сокращение собственных потерь в условиях противодействия ПВО высокотехнологичного противника.
Повышенная дальность стрельбы новой ракетой разработки КБП соответствует возможностям современных радиолокаторов, что устанавливаются на вертолеты, представленные на МАКС-2017. В частности, Ка-52 (в носовой части – “Арбалет”) и Ми-28НЭ (над втулкой стоит антенна БРЛС Н025). Считается, что подобные сенсоры способны обнаружить движущуюся цель типа “танк” на дистанции порядка 20-25 км.
Экипаж вертолета с комплексом “Гермес-А” и БРЛС может выполнять пуски ракет на большом удалении от цели с тем, чтобы противник не смог заблаговременно обнаружить ведущуюся по нему атаку. Это обещает внезапность огневого воздействия и ее высокую эффективность. Собственно, для достижения этого разработчики и пошли на использование крайне редкой для ПТУР двухступенчатой схемы и установили на нее инерциальную систему вместе с самонаведением.
Когда дистанция до объекта атаки сокращается до пары-тройки километров, ракета сбрасывает головной обтекатель, служащий для улучшения аэродинамики и предохраняющий от повреждений аппаратуру самонаведения на стартовом и маршевом участках полета. Включается головка самонаведения, которая сканирует пространство для нахождения “светового пятна”.
Ракета комплекса “Гермес” представляет собой двухступенчатую бикалиберную сверхзвуковую управляемую ракету. Индекс ГРАУ ракеты пока достоверно не известен. Ракета внешне напоминает ракету 57Э6-Е комплекса ПВО Панцирь-С1. Калибр ускорителя различается в зависимости от дальности полёта и может составлять либо 170, либо 210 мм.
На маршевом участке траектории ракета развивает скорость до 1000 м/с, а в среднем по траектории скорость составляет около 500 м/с.
Управление полётом ракеты осуществляется воздушными рулями. Система наведения ракеты – комбинированная. На этапе выхода в район цели оно осуществляется с помощью инерциального или радиокомандного наведения, а на конечном участке – самонаведением. На ракете могут размещаться различные головки самонаведения, в том числе лазерные.
Поражение цели производится осколочно-фугасной боевой частью весом 28 кг. По заявлению производителя, точность попадания и мощность боеголовки обеспечивают безвозвратное уничтожение малоразмерных целей одной ракетой, а крупноразмерных – несколькими, путём последовательного поражения жизненно важных элементов цели.
Система управления и наведение – система управления ракеты комбинированная – инерциальная или радиокомандная (при стрельбе на дальность до 100 км) на маршевом этапе и ГСН на конечном этапе траектории. Реализован принцип “выстрелил и забыл”. Одновременно возможно поражение двух целей при применении ракет с лазерными полуактивными ГСН или до 12 ракет в залпе при использовании других типов ГСН. При радиокомандном наведении на маршевом этапе в состав комплекса включаются РЛС и станция передачи команд.
Система управления ПТУР “Гермес-С” и “Гермес-А” обеспечивает поражение наземных бронированных целей сверху в центральную часть. Этим так же обеспечивается преодоление средств ПВО и ПРО. Возможно применение внешних средств целеуказания с лазерным целеуказателем – мобильный выносной комплекс средств автоматизированного управления огнем “Малахит”, БПЛА и т.п.
Площадь ЭПР цели – от 0.01 кв.м
В состав оборудования комплекса входят:
- стабилизированная дневно-ночная оптико-электронная система с телевизионным и тепловизионными каналами (стандарт информационного обмена MIL STD 1553);
- сопряженная с ней вычислительная система с двухканальным лазерным целеуказателем и автоматом сопровождения цели;
- дополнительное оборудование – многофункциональный цветной жидкокристаллический дисплей и пульт управления, средства отображения и документирования.
Конструкция ракеты двухступенчатая бикалиберная с высокоэнергетической твердотопливной двигательной установкой, по компоновке повторяет ракету ЗУР 9М311 ЗРАК “Кортик” разработки КБП. Органы управления – аэродинамические рули.
Комплекс управляемого вооружения “Гермес-А”.
Назначение:
- поражение в дневное и ночное время:
- современные и перспективные танки;
- легкобронированные цели, инженерные и фортификационные сооружения;
- надводные цели;
- малоскоростные воздушные цели.
Комплекс обеспечивает:
- боевые качества военно-транспортных и боевых вертолетов за счет увеличенной дальности стрельбы и сверхзвуковой скорости управляемой ракеты;
- сокращение собственных потерь в условиях противодействия средств противовоздушной обороны противника;
- поражение малоразмерных целей безвозвратно одной ракетой, выведение из строя крупных целей за счет последовательного поражения жизненно важных элементов;
- высокую боевую производительность за счет залповой стрельбы (двумя ракетами в залпе по разным целям) и автоматизации работы комплекса.
Состав комплекса:
- управляемая ракета “Гермес” в контейнере;
- аппаратура управления комплексом;
- пусковая установка в количестве двух штук;
- средства технического обслуживания.
Размещение комплекса:
- различные боевые, военно-транспортные вертолеты (Ка-52, Ми-35, Ми-17)
- самолеты (самолет-штурмовик).
Противотанковый ракетный комплекс «Гермес»
Дальнобойный ПТРК «Гермес» представляет собой перспективный комплекс высокоточного оружия нового поколения — разведывательно-огневой ПТРК многоцелевого назначения, сочетающий свойства артиллерийского и противотанкового комплексов. Комплекс предназначен для поражения современных и перспективных объектов бронетанковой техники, небронированных транспортных средств, стационарных инженерных сооружений, надводных целей, низколетящих малоскоростных воздушных целей, живой силы в укрытиях. Комплекс разработан в КБ Приборостроения (г. Тула) под руководством А.Г.Шипунова.
ПТРК «Гермес» открывает новые направления боевого применения противотанкового вооружения — перенос его огня в глубину полосы действия подразделений противника и возможность отражения атаки на любом участке обороны без смены огневой позиции. Это позволит воспрепятствовать выдвижению и развертыванию бронетанковых подразделений противника на рубежи атаки при сокращении собственных потерь.
Использование такой тактики ставит задачу радикального расширения диапазона дальности разведки и поражения бронетанковых подразделений перспективными ПТРК, которые должны быть способны прикрыть всю зону ответственности своих подразделений по разведке и поражению противника на полную глубину ближней тактической зоны (25 — 30 км). Причем, поскольку современная бронетанковая группировка представляет собой сложную мобильную систему, для уничтожения такой группировки требуется комплексное огневое поражение всей номенклатуры целей, входящих в ее состав, а также других целей различного класса, которые действуют в полосе наступления.
ПТРК «Гермес» построен по модульному принципу, что дает возможность оптимизировать состав привлекаемых средств в зависимости от решаемых задач, разумно сочетать различные способы наведения на различных дальностях стрельбы, а также размещать комплекс на наземных, воздушных и морских носителях.
Использование внешних средств разведки и целеуказания, в том числе размещаемых на дистанционно пилотируемых летательных аппаратах (ДПЛА), позволяет наиболее полно реализовать основные положения концепции «бесконтактной войны», сократить сроки выполнения и расширить спектр решаемых задач с привлечением минимально необходимого количества сил и средств, а также свести к минимуму материальные затраты на проведение операций.
Испытания авиационного варианта комплекса «Гермес-А» в составе вооружения ударного вертолета Ка-52 были завершены летом 2003 года. Комплекс «Гермес-А» подготовлен к серийному производству.
Вариант наземного базирования
— боекомплект управляемых ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) с тремя типами головок самонаведения (лазерной полуактивной, инфракрасной, радиолокационной);
— боевая машина с пусковой установкой пакетного типа (по 24 ТПК) с бортовыми средствами разведки и лазерного подсвета целей;
— машина управления огнем с подъемно-мачтовым устройством для многоканальных, многоспектральных оптико-электронных и радиолокационных средств разведки, которая предназначена для ведения разведки, обнаружения и распознавания целей, целераспределения и целеуказания.
Ракета «Гермес» с отделяемым стартовым двигателем имеет универсальную осколочно-фугасную боевую часть. Органы управления — аэродинамические рули. Тип старта — из ТПК вышибным зарядом. Для больших дальностей стрельбы (до 100 км) ракета оснащается стартовой ступенью увеличенного калибра.
Система управления — комбинированная: на начальном участке полета ракета управляется инерциальной системой (для версий с дальностью полета 15-18 км) или радиокомандной (для версий с дальностью полета 40 и 100 км), на конечном участке осуществляется полуактивное самонаведение ракеты на цель по отраженному от нее лазерному излучению или другие виды самонаведения.
Целеуказание для «Гермеса» могут выдавать как собственные машины управления, смонтированные на гусеничном бронированном шасси и способные действовать непосредственно в боевых порядках, так и пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, оснащенные соответствующей аппаратурой, а также пехотинцы, имеющие мобильный выносной комплекс средств автоматизированного управления огнем «Малахит». Для целеуказания могут использоваться и общевойсковые средства разведки. Это обеспечивает «Гермесу» высокую гибкость применения и малое время реакции на вызов огня.
Алгоритмы, заложенные в основу построения системы управления, позволяют оператору быстро принимать решение об атаке и реагировать на изменения боевой обстановки, что снижает общее время реакции комплекса до нескольких секунд. Безотказная и безошибочная работа системы управления обеспечивается схемами аппаратного и программного резервирования.
Для обороны побережья предлагается вариант комплекса в стационарном исполнении.
В состав аппаратуры управления комплексом входят:
— стабилизированная дневно-ночная оптико-электронная система с телевизионным и тепловизионными каналами (стандарт информационного обмена MIL STD 1553);
— сопряженная с ней вычислительная система с двухканальным лазерным целеуказателем и автоматом сопровождения цели;
— дополнительное оборудование (многофункциональный цветной жидкокристалический дисплей и пульт управления, средства отображения и документирования).
Комплекс «Гермес» обеспечивает:
— возможность стрельбы с подготовленных и неподготовленных огневых позиций, в том числе с закрытых по принципу «выстрелил — забыл»,
— стрельбу залпом с индивидуальным наведением на элементы групповой цели (по 2 УР в залпе с лазерной полуактивной головкой самонаведения и до 12 УР в залпе при — использовании автономных головок самонаведения);
— всепогодность действия в реальных боевых условиях;
— возможность гибкого тактического взаимодействия с приданными средствами разведки и — управления наземного и воздушного базирования;
— размещение на боевых машинах различного класса.
Вариант воздушного базирования
Для выживаемости вертолетов — носителей управляемого вооружения и выполнения ими боевых задач в условиях огневого и информационного противодействия противника необходимо, чтобы они смогли осуществить:
— скрытый выход в район атаки при полете на предельно малых высотах (20-50 м) c использованием экранирующего влияния рельефа местности и растительного покрова;
— кратковременный «подскок» на заданную высоту в зоне атаки для разведки целей и применения управляемого оружия.
При этом высота зависшего или летящего вертолета должна быть минимальной (30-100 м), а время пребывания (в идеале — меньше времени реакции средств ПВО) — до 10-15 с или соизмеримым с ним.
Комплекс «Гермес-А» воздушного базирования может поражать цели на дальности 15-18 км, будучи сам недосягаем для огня зенитных средств противника ближнего рубежа. Для вывода ракеты в район захвата цели головкой самонаведения используется инерциальная система наведения. В этом случае из функционального состава комплекса исключаются элементы радиокомандной системы, размещение которой на борту авиационного носителя проблематично.
Всесуточность применения обеспечивается дневно-ночной оптико-электронной системой с двухканальными лазерным целеуказателем и автоматом сопровождения целей с дальностью действия оптических каналов (телевизионного, тепловизионного, лазерного целеуказателя-дальномера) до 15-25 км, что не уступает возможностям управляемого вооружения.
Вариант морского базирования
Комплекс «Гермес-К» предназначен для решения актуальной проблема оснащения малогабаритным высокоточным ракетным комплексом катеров, корветов, десантных кораблей, численность которых в составе ВМФ РФ в 4 раза выше, чем кораблей дальней морской зоны, а уязвимость вследствие меньших размеров ниже.
При использовании комплекса «Гермес-К» на малых патрульных катерах для борьбы с надводными кораблями дальность стрельбы целесообразно иметь равной 15-18 км. При его размещении на десантных кораблях и корветах, перед которыми стоят более важные задачи, в частности борьба с крупными надводными целями и подавление береговой обороны противника, — не менее 25…30 км. При этом носитель комплекса способен выполнить боевую задачу, оставаясь за пределами эффективной дальности стрельбы артиллерии противника.
Комплекс «Гермес-К» морского базирования, предназначенный для оснащения малотоннажных катеров, для вывода ракеты в район цели использует инерциальную систему наведения. Для надводных кораблей водоизмещением от нескольких сотен тонн вывод ракеты в район цели обеспечивается радиокомандной системой наведения, в состав которой входят радиолокационная станция и передатчик команд на борт УР (аналогично варианту наземного базирования).
Такой комплекс способен одной ракетой наносить уровень безвозвратных потерь надводным целям водоизмещением до 100 т, а более крупные лишать боеспособности при попадании в жизненно важные узлы (рубка, системы разведки, хранилище боезапаса).
Тактико-технические характеристики:
Многоцелевой комплекс морского базирования «Гермес-К» также способен поражать малоскоростные воздушные цели (вертолеты) без привлечения дополнительных зенитных средств.
Ракетные комплексы семейства «Гермес»
Развитие различных средств защиты и вооружения предъявляет новые требования к противотанковым и иным средствам. Наиболее актуальными в этом контексте в настоящее время являются вопросы повышения дальности управляемых ракет, а также реализация принципа «запустил-забыл». Внедрение подобных нововведений позволяет заметно повысить эффективность вооружения, а также сократить риски для его операторов или платформы-носителя. С целью решения подобных задач в течение нескольких последних десятилетий в нашей стране разрабатывается универсальный ракетный комплекс «Гермес».
По разным данным, разработка проекта «Гермес» могла стартовать еще в первой половине девяностых годов. Создание нового комплекса велось тульским КБ Приборостроения под руководством А.Г. Шипунова. К концу десятилетия были завершены все основные проектные работы, что позволило приступить к созданию нескольких модификаций системы, одна из которых в дальнейшем прошла испытания. Так, в 2003 году КБП и авиационная промышленность успешно провели испытания авиационной версии комплекса «Гермес» («Гермес-А») на ударном вертолете типа Ка-52. Позже были проведены некоторые дополнительные работы, по результатам которых рассматривается возможность принятия новой системы на вооружение.
В основе проекта «Гермес» лежали несколько идей, призванных повысить эффективность готового оружия. Для сокращения вероятности ответного удара противника следовало довести дальность пуска ракеты до максимально возможных значений. С этой же целью предполагалось реализовать принцип «выстрелил-забыл». В качестве дополнительного средства управления предлагалось применить лазерную систему наведения. Также ракету предлагалось оснастить сравнительно тяжелой осколочно-фугасной боевой частью, способной уничтожать различные цели: технику, наземные сооружения, корабли и т.д. Для повышения эффективности системы в реальном бою следовало обеспечить максимальную скорость полета ракеты, предусмотреть возможность залповой стрельбы, а также обеспечить транспортировку максимально возможного боекомплекта.
Изучение предъявленных требований привело к формированию оригинального облика перспективного многоцелевого ракетного комплекса. Предполагалось, что основным элементом системы «Гермес» станет управляемая ракета с требуемыми характеристиками. При этом рассматривалась возможность создания нескольких модификаций ракеты с максимальной степенью унификации и разными характеристиками. Подобные ракеты, как предполагалось, смогут использоваться в составе всех версий комплекса, вне зависимости от типа базовой платформы.
За счет монтажа аппаратуры комплекса на различные типы техники можно было обеспечить решение боевых задач в различных условиях, а также сократить затраты на создание, производство и эксплуатацию систем нескольких моделей. В рекламных материалах по проекту «Гермес» фигурировали три основные версии комплекса. Система «Гермес-С» должна была базироваться на самоходном автомобильном шасси и решать задачи защиты от наземного или надводного противника. Для работы на море предлагался проект «Гермес-К». В таком случае пусковая установка для ракет должна была монтироваться на катерах или кораблях. Вариант для военно-воздушных сил, предназначенный для эксплуатации на самолетах или вертолетах, получил обозначение «Гермес-А». В некоторых источниках эта система также обозначается как «Клевок» или «Клевок-А».
Согласно опубликованным данным, основным элементом самоходного наземного комплекса «Гермес-С» должна была стать боевая машина на автомобильном шассе. На ней предлагалось монтировать два пакета с 12 транспортно-пусковыми контейнерами ракет на каждом, а также радиолокационную станцию управления ракетами. Также в рекламных материалах фигурировала пусковая установка без средств наведения с иной компоновкой блока ракет. Также в состав сухопутного комплекса могла входить дополнительная машина с РЛС поиска и управления на подъемно-мачтовом устройстве.
Морской комплекс «Гермес-К» предлагался для оснащения малых кораблей и катеров с целью повышения их огневой мощи. При этом предполагалось изготавливать два варианта пусковых установок. Первый представлял собой тумбовую установку с опорно-поворотным устройством для наведения нескольких ТПК с ракетами. Второй имел более простую конструкцию и фактически являлся набором кронштейнов для крепления контейнеров ракет на башнях корабельных артиллерийских установок.
В силу различных причин ракетные комплексы «Гермес-С» и «Гермес-К» пока существуют только в виде чертежей и изображений в рекламных материалах. Насколько известно, сборка таких систем не велась, а испытания не производились. Авиационная система, в свою очередь, уже прошла несколько этапов испытаний и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.
По имеющимся данным, авиационный ракетный комплекс «Гермес-А» состоит из нескольких основных компонентов: оптико-электронной системы, системы управления огнем и вооружения. В состав оптико-электронной системы включены телевизионная и тепловизионная аппаратура, а также лазерный дальномер на стабилизированной платформе, автомат сопровождения цели и другие узлы. В СУО входят вычислительная система управления, пульт управления, блок автоматики, магистраль информационного обмена и т.д. Вооружение комплекса состоит из пусковых установок, подвешиваемых под крылом базового вертолета, и управляемых ракет.
В состав комплексов семейства «Гермес» входят управляемые ракеты нескольких типов, имеющие максимально унифицированную конструкцию. Все они построены по бикалиберной схеме с отделяемой первой ступенью в виде высокоэнергетического твердотопливного двигателя. Вторая ступень, в свою очередь, несет аппаратуру управления и боевую часть. Управление полетом осуществляется при помощи набора плоскостей. На хвостовой части стартового двигателя имеется набор Х-образных стабилизаторов, а на второй ступени крепятся стабилизаторы (в хвосте) и рули (в головной части) аналогичной конструкции. Для выброса из ТПК при старте применяется дополнительный метательный заряд.
Согласно некоторым источникам, ракеты семейства «Гермес» могут получать головки самонаведения трех типов: полуактивные лазерные, инфракрасные и активные радиолокационные. Подобные системы обеспечивают правильное наведение на указанную цель, однако отличаются с точки зрения тех или иных характеристик. К примеру, лазерная ГСН требует подсвета цели до момента попадания, тогда как другие реализуют принцип «запустил-забыл». Кроме того, существуют некоторые ограничения на одновременное применение ракет. Так, при применении лазерной подсветки возможен одновременный пуск лишь двух ракет. Инфракрасная и радиолокационная системы, в свою очередь, позволяют одновременно запускать до 12 ракет – почти весь максимальный боекомплект вертолета.
Ракеты комплекса «Гермес», как авиационной, так и других модификаций, предлагается поставлять в транспортно-пусковых контейнерах, унифицированных с комплексом «Вихрь». Общая длина такого ТПК с ракетой составляет 3,5 м, масса – до 110 кг при стартовом весе ракеты 90 кг. Стартовая ступень ракеты имеет диаметр 170 мм, маршевая – 130 мм. Длина второй ступени – 1,5 м, размах крыла – 240 мм. Авиационные ракеты предлагается оснащать осколочно-фугасной боевой частью массой 27,5 кг, из которых порядка 12 кг приходится на взрывчатое вещество.
Одной из главных задач проекта авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» было увеличение дальности пуска до значений, обеспечивающих безопасное применение оружия без входа в зону поражения ПВО противника. С целью выполнения этого требования и снижения массы ракеты авторы проекта пошли на некоторое сокращение параметров полета ракеты в сравнении с максимально возможными. Первая стартовая ступень при запуске должна разгонять ракету до скорости порядка 1000 м/с, что позволяет атаковать цели на дальностях до 20 км. При этом максимальная дальность пуска и эффективной атаки зависит от типа цели. Так, на расстоянии до 20 км можно эффективно атаковать надводные цели. При работе по наземным целям максимальная дальность составляет 17 км, по воздушным – до 15 км.
Ранее упоминалось, что в составе сухопутного и корабельного комплексов «Гермес-С» и «Гермес-К» могут применяться управляемые ракеты двух типов, главным отличием которых является конструкция первой ступени и, как следствие, дальность полета. Модификация ракеты, унифицированная с авиационной, способна поражать цели на дистанциях не более 20 км. Также упоминалась ракета со стартовой массой на уровне 130 км и более мощным стартовым двигателем, способная развивать скорость до 1300 м/с и лететь на дальность до 100 км.
Широкая общественность узнала о проекте «Гермес» в начале двухтысячных годов. Кроме того, в это время стартовали испытания авиационного варианта ракетного комплекса. Для проведения этих работ, завершившихся в середине 2003 года, специальное оборудование получил вертолет Ка-52. Завершение испытаний позволило промышленности не только представить новые данные, но и включить ударный вертолет с новым вооружением в экспозиции на различных выставках. Первая демонстрация опытного Ка-52 с системой «Гермес-А» состоялась на выставке МАКС в 2007 году. Показанный вертолет был оснащен платформой с оптико-электронной системой под носовым обтекателем, а также пусковыми установками на пилонах.
В конце прошлого десятилетия сообщалось, что комплекс «Гермес-А» прошел большую часть испытаний и готов к запуску серийного производства. На авиасалоне МАКС-2009 представитель тульского КБ Приборостроения заявил, что в 2010 году авиационный вариант ракетного комплекса должен пройти летные испытания, что позволит принять его на вооружение. Серийное производство по заказу российского военного ведомства могло начаться в 2011 или 2012 году.
По неназванным причинам подобные планы не были реализованы. Тем не менее, работы не были остановлены и продолжились, результатом чего должно стать принятие нового комплекса на вооружение, пусть даже и через несколько лет после изначально названной даты. Так, осенью 2014 года представители КБП говорили о продолжении совместных работ с фирмами «Камов» и «Миль», результатом которых должно стать оснащение отечественных вертолетов новейшим вооружением с высокими характеристиками. Кроме того, в то время упоминались работы по созданию противотанковых ракет большой дальности для вооружения сухопутных войск и проектирование аналогичной системы для флота.
Последний раз вопрос сроков поднимался примерно год назад. В феврале 2015-го сообщалось, что КБП и «Вертолеты России» продолжают работы по интеграции системы «Гермес-А» в комплекс вооружения боевых вертолетов. Кроме того, к тому времени завершились проектирование и наземная отработка введения новых ракет в комплекс вооружения штурмовика Су-25. При успешном завершении всех текущих работ серийное производство нового оружия может начаться в 2018 году. Тогда же новые ракеты должны поступить в войска.
К настоящему времени определена дальнейшая судьба только авиационного ракетного комплекса. В течение нескольких ближайших лет промышленность должна завершить все необходимые работы, что позволит начать перевооружение ударной авиации, расширив ее боевые возможности. Перспективы самоходного комплекса «Гермес-С» и морского «Гермес-К» пока, вероятно, не определены. Эти системы могут представлять большой интерес для вооруженных сил, но проекты пока не доведены хотя бы до стадии полноценных испытаний.
Как уже упоминалось, главными целями создания перспективного авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» были увеличение дальности пуска и обеспечения самостоятельной работы автоматики ракеты без участия оператора или бортового оборудования вертолета. Судя по имеющимся данным, обе задачи были успешно решены. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» до сих пор не добрался до войск. В настоящее время промышленность занимается доработкой этой системы и готовит ее к принятию на вооружение. Кроме того, выполняются работы по расширению списка потенциальных носителей новых ракет.
На стадии ранних испытаний носителем комплекса «Гермес-А» был вертолет Ка-52, который в дальнейшем демонстрировался на выставках. Открытые сообщения последних лет позволяют предположить, что в будущем этот комплекс будет устанавливаться и на вертолетах марки «Ми». Кроме того, упоминалась интеграция новых ракет в комплекс вооружения самолета Су-25.
Продолжающиеся в настоящее время работы позволят вооружить ударную авиацию ВВС России современным управляемым ракетным оружием с высокими характеристиками и хорошим потенциалом. Прежде всего, вырастут возможности самолетов и вертолетов по нанесению ударов без необходимости входа в зону действия противовоздушной обороны противника, а также отпадет необходимость в длительном сопровождении ракеты и управлении ею до попадания в цель. К большому сожалению, к настоящему времени наметилось некоторое отставание отечественных разработок в этой области от зарубежных аналогов. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» в обозримом будущем позволит ликвидировать этот разрыв и повысить ударный потенциал отечественной авиации.