34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракетный катер Skjold (Норвегия)

Прибрежные корветы типа «Skjold» ВМС Норвегии

Стремление обмануть противника, исчезнув из вида, приобретает новую форму. Теперь военные корабли, которые могут выжить в современных морских сражениях, создаются в секретных лабораториях, открывая новые и новые страницы военного кораблестроения.
Для Королевских ВМС Норвегии корабли-невидимки строятся в городке Мандал. Вот уже 400 лет здесь находится судостроительная верфь «Umoe Mandal». В 1996 году военные специалисты в рамках проекта SMP 6081 для замены устаревших кораблей проекта «Hauk» разработали прибрежный корвет получивший наименование «Skjold», что в переводе с норвежского означает «щит», выполненный по технологии «стэлс».

Головной прибрежный корвет этого проекта был передан военно-морским силам 17 апреля 1999 года.
Корпус корвета «Skjold», стал невидимым для радаров. Он построен с применением безэхового и радиопоглощающего покрытия. Броня корабля, получившая название «броня XXI века» состоит из поливинилхлоридной основы, обернутая листами из композитных материалов и углерода.
Норвежский корвет «Skjold», имеет достаточно мощное вооружение, скрытое от глаз противника. На корабле-невидимке установлен ударный противокорабельный комплекс в составе восьми противокорабельных ракет средней дальности «Kongsberg» нового поколения. Ракеты размещаются в двух счетверенных пусковых установках в кормовой части судна. В носовой части ракетного корабля расположена одна 76-мм автоматическая артиллерийская пушка компании «OTO Melara Super Rapid» с дальностью стрельбы 12 км и 12,7 мм пулемет.

Прибрежные корветы «Skjold», оснащены многофункциональными радарами, способными вести радиолокационный контроль воздушной и морской обстановки, средствами радиоэлектронной борьбы и подавления, а также электронно-оптическими сенсорами.
На кораблях типа «Skjold» установлены системы связи стандарта Link 11 и Link 16, которые позволяют экипажу судна обмениваться информацией с другими военными подразделениями, находясь в составе ВМС НАТО.

Благодаря своей угловатой форме и плоским панелям корпус корвета чрезвычайно просторен внутри. Силовая установка ракетного корабля мощностью 16000 л. с. компании «Rolls-Royce» обеспечивает работу водометных движителей фирмы «KeMawa». Благодаря этой конструкции норвежское военное судно развивает скорость до 60 узлов, что делает его самым быстроходным судном своего класса в истории кораблестроения.

Еще одной конструктивной особенностью «Skjold», является наличие воздушной подушки. После набора определенной скорости передняя часть корпуса поднимается над водой, что уменьшает осадку корабля до 0,8 м и позволяет беспрепятственно маневрировать в мелководных заливах и реках. Этому также способствует движительная система, которая буквально выталкивает ракетный корабль из воды.

Технические характеристики корветов типа «Skjold»:
Водоизмещение, т: 260;
Длина, м: 46,9;
Ширина, м: 13,5;
Осадка, м: 2,3 (0,8 м во время хода на воздушной подушке);
Силовая установка: две газовые турбины типа «Allison» 571-K, мощностью 16320 л. с, два дизеля типа MTU-183, мощностью 1632 л. с;
Движительная система: два водомётных движителя;
Дальность плавания, миль: 800;
Экипаж, чел.: 15;
Вооружение: ПУ ПКР «Kongsberg» х 8; 76-мм/62 «OTO Melara Super Rapid» х 1

Ракетный катер типа Skjold военно-морских сил Норвегии (2018)

В середине 1980-х годов норвежское управление оборонных исследований (NDRE) приступило к реализации программы по замене ракетных катеров (РКа) типов “Сторм” и “Хаук”. Среди основных тактико-технических требований к перспективным РКа были: максимальная скорость хода 45 уз (при состоянии поверхности моря до 3 баллов) и дальность плавания до 800 миль (при скорости 40 уз). Одновременно начались исследования по снижению ЭПР и ИК-сигнатуры катеров.

В ходе анализа, проведенного совместно со специалистами ВМС, по критерию “стоимость/эффективность” были рассмотрены более 10 вариантов корпуса будущего РКа. Выбор пал на катамаран на воздушной подушке скегового типа.

Победу в конкурсе на лучший проект и строительство головного корпуса в августе 1996 года одержала норвежская судостроительная компания “Умое Мэн-дел” (Umoe Mandal).

Несмотря на сомнения в необходимости строительства новых катеров, вызванные окончанием “холодной войны”, в 2001 году парламент Норвегии утвердил программу строительства дополнительных пяти корпусов общей стоимостью 550 млн долларов США. В консорциум во главе с “Умое Мэндел” вошли также французская DCNS (СБУ корабля) и “Конгсберг” (интеграция всех РЭС, совместно с компанией “Армарис”). Согласно замыслу командования ВМС, в постоянной готовности должны находиться четыре корабля, а два оставшихся – в плановом ремонте и на модернизации.

Читать еще:  Опытный тяжелый танк «Объект 279» (СССР)

Контроль состояния и управление всеми общекорабельными системами и механизмами обеспечивает система IPMS (Integrated Platform Management System), состоящая на вооружении флотов многих стран, производства фирмы L-3.

Первоначально РКа этого типа оснащались комбинированными дизель-газотурбинными энергетическими установками (схема CODOG). Затем командование ВМС приняло решение о замене их на комбинированные газо-газотурбинные (COGAG) с двумя ГТ типа ST18M и столькими же турбинами типа ST40M производства компании “Пратт энд Уитни”, а также водометных движителей “Камева” 80S2, выбор которых был обусловлен малой осадкой и необходимостью улучшения маневренности катера.

Основные ТТХ РКа Skudd (Р962) типа Skjold-classen

Для обеспечения надежности при движении в межкорпусном пространстве катера установлена система стабилизации. Она включает два вентилятора мощностью 800 кВт, работающих от дизелей MTU 12V 183 ТЕ92, размещенных в носовой части, а также регулировочные клапаны в корме.

РКа Skjold-classen оснащены системой боевого управления (СБУ) “Зенит-2000” (совместная разработка DCNS и “Конгсберг”). Пять многофункциональных пультов серии KD2000 позволяют оперативно решать адаптированные для прибрежных регионов задачи противолодочной и противовоздушной обороны и осуществлять обмен данными по СОД “Линк-16”. Оборудование и программное обеспечение построены на базе ЭВМ PowerPC под управлением операционной системы “Линукс”.

По своим возможностям система “Зенит-2000” эквивалентна СБУ, устанавливаемой на кораблях класса фрегат, и решает полный набор стандартных задач, возлагаемых на нее.

Первоначально классифицировавшийся как ракетный катер, по своим функциям и составу вооружения Skjold-classen может быть отнесен к кораблям класса корвет. Основу его вооружения составляют две чеырехконтейнерные ПУ ПКР NSM, ЗРК “Симбад”, 76-мм АУ и два 12,7-мм пулемета.

В качестве РЭП используется стабилизированная по бортовой и килевой качке поворотная ПУ постановки активных и пассивных помех MASS компании “Рейнметалл” с 32 выстреливаемыми приборами помех, предназначенными для увода ПКР и управляемых артиллерийские снарядов (УАС) от цели, Приборы программируются для функционирования во всем диапазоне рабочих частот ГСН. В отдаленной перспективе возможно оснащение катеров более мощными средствами ПВО.

Основным источником информации является РЛС обнаружения воздушных и надводных целей (ОВНЦ) типа MRR 3D NG с фазированной антенной решеткой (ФАР) небольшой мощности с автоматическим переключением режимов работы, интегрированная с системой опознавания “свой – чужой”. Станция выполняет функции обнаружения, слежения, распознавания целей и наведения оружия. В режиме освещения надводной обстановки она способна обнаруживать НЦ на дальности до 75 миль, а в режиме дальнего обнаружения ВЦ – до 100. В режиме самообороны РЛС обнаруживает и захватывает цели на дальности до 30 миль. Станция ES-3701 обнаруживает сигналы РЛС противника, а станция “Церос-200” управляет стрельбой АУ. ОЭ-средство наведения оружия VIGY20 и навигационная РЛС предназначены для определения пеленга и дистанции до цели на дальности прямой видимости.

Основные РЭС размещены на надстройке катера: слева от нее – установка MASS; на крыше рубки – станция “Церос-200”; на мачте (посередине) – РЛС MRR-3D-NG, над ней – навигационная РЛС производства компании “Литтон”; еще выше – VIGY20, за ним – штыревая цилиндрическая антенна станции ES-3701.

На катерах этого типа установлена интегрированная система связи производства германской компании “Аэромаритайм”. Она включает приемники радиочастотного диапазона, средства спутниковой связи (ССС), а также сети типа “Линк-11 и -16”. С середины 2014 года они оснащаются ССС SURFSAT-S, совместимыми с другими военными спутниками, а также с коммерческими – “Инмарсат” и “Иридиум”. Система связи обеспечивает достаточную степень защиты данных и позволяет оперативно формировать единую картину тактической обстановки.

Читать еще:  Опытная боевая машина пехоты «Объект 765» (выпуска 1964 г.) (СССР)

Численность экипажа, первоначально установленная в 16 человек, по результатам опытной эксплуатации в составе ВМС США была увеличена до 21.

Отдельная каюта предусмотрена только для командира корабля, четыре двухместные – для офицеров, остальные – четырехместные – для старшин и матросов.

На катере имеется оборудованный по современным требованиям камбуз и две душевые кабины. Кают-компания офицеров и старшин, а также столовая для матросов могут использоваться для размещения дополнительного личного состава. Кроме того, рассматриваются варианты установки третьего спального места в двухместных каютах. Опытная эксплуатация РКа Skjold-classen в США показала, что 13-месячное нахождение экипажа вдали от дома не отразилось на его самочувствии и психологическом состоянии.

РКа типа Skjold-classen принимают участие в ежегодных учениях как в составе норвежских ВМС, так и со странами НАТО – “Флотекс”, “Нозерн коаст” и “Джойнт уорриор”; каждые два года проводятся учения Североатлантического союза “Колд респонс”, а также локальные мероприятия различного масштаба: от поддержки действий полиции до проведения практических пусков управляемых ракет.

Головной РКа Skjold-classen вошел в состав ВМС Норвегии в апреле 1999 года, после чего начались плановые работы по его модернизации.

В 2000 году один из РКа типа Skjold-classen посетили представители командования специальных операций американских ВМС на предмет возможности участия катера в совместных учениях. Стороны достигли договоренности об отправке РКа в США. Он должен был в течение года участвовать в боевой подготовке совместно с американскими кораблями.

Выполнив программу обучения в полном объеме и возвратившись из США, РКа Skjold-classen в течение четырех лет использовался командованием норвежских ВМС в качестве учебного катера для подготовки личного состава. В июне 2003 года катер был выведен из состава флота для модернизации, а в апреле 2013-го в обновленном виде пополнил боевой состав норвежских ВМС.

Скьёльд

Ракетные катера класс Skjold характеризуется своей скоростью, малым свечением на радарах, малым размером и при этом серьёзным вооружением. Судно Skjold это, по-сути, катамаран на воздушной подушке, что обеспечивает ему высокую скорость и маневренность.

Первое в серии судно, Skjold (бортовой номер P960), было введено в эксплуатацию в апреле 1999 года. После испытаний, норвежское правительство одобрило создание еще пяти кораблей типа Skjold в июне 2002 года. Переговоры по контракту были завершены в июле 2003 года. Корабли строятся на верфи Мандал Umoe.

Эти катера получили названия: Storm (P961), Skudd (P962), Steil (P963), Glimt (P964), Gnist (P965). Storm (P961). Они были спущены на воду в ноябре 2006 года и начали ходовые испытания в январе 2008 года.

В сентябре 2002 года катер провёл 13-месячные всесторонние испытания в США, которые были необходимы ВМС США для изучения этого корабля. Корабль участвовал в ряде морских учений и ряде тестов в ВМС США а так же научно-исследовательских учреждений NAVSEA и Управление военно-морских исследований. Это явилось результатом двустороннего соглашения, в которых ВМС США рассматривали Skjold в качестве основы для строительства своих кораблей класса LCS.

В сентябре 2003 года Skjold был временно выведен из эксплуатации и вернулся на верфь Мандал для модернизации своей двигательной установки. После чего судно начало новые ходовые испытания в ноябре 2006 года. В середине 2008 года первое судно серии Skjold было переведено в экспериментальные суда, для проведения различных военно-морских исследований.

Важнейшим качеством Skjold является его скрытность в прибрежной зоне, особенно в условиях топографии Норвегии с ее островами и фьордами. Это позволяет ему осуществлять наблюдение и наносить удары с близкого расстояния, оставаясь при этом незамеченным.

Мелкая осадка от 0,9 до 2,3 м даёт кораблю доступ очень мелкие воды по сравнении с другими боевыми кораблями.

Конфигурация использует судно катамаран на воздушной подушке (АКК) конструкции, а это усовершенствованный вариант поверхности корабля эффекта (SES) технологии.

Читать еще:  Проект военно-транспортного самолёта СВВП Бе-32 1967 года (СССР)

За основу конструкции кораблей был взят норвежский минно-поисковых корабля класса Oksoy, который вступил в строй в 1994 году. Низкая площадь соприкосновения корпуса с водой дает повышение уровня устойчивости к ударным нагрузкам и значительно сокращает воздействие волн по сравнению с кораблями сделанными по обычной схеме.

Система контроля морской динамика VT (прошу прощения за корявый перевод, но я точно не знаю, что это за система) обеспечивает стабилизацию судна , а так же она сочетается с системой управления движения, что обеспечивает контроль и регулировку давления в воздушной подушке, контролируя выпускные клапана и кормовую систему вентиляции. Большое количество немагнитных композитных компонентов применённых в конструкции корабля, значительно снижает его магнитную подписи.

Сочетание двойного корпуса с воздушной подушкой обеспечивает очень высокие показатели по маневренности. Все жизненно важные системы были продублированы для повышенная живучесть судна.

Низкая осадка 0,9 м на воздушной подушке делает корабль неуязвимым к воздействию морских мин.

Корпус корабля состоит из армированного пластика. Углеродные волокна были исползованы для балки, мачты и опорных конструкций, которые требуют высокую прочностью на растяжение, например, для структур поддержки пушки и электронно-оптических и радиолокационных приборов.

Радар-абсорбирующие материалы были использованы в несущих конструкциях, на больших площадях судна. Это техническое решение привело к значительной экономии веса по сравнению с обычными кораблями.

Граненый профиль судна так же снижает видимость судна на радарах противника. Для этого так же двери и люки сделаны заподлицо со всеми поверхностями.

На кораблях установлена система управления и контроля Senit 2000.

Корабль вооружен восемью противокорабельными ракетами Kongsberg NSM, которые были разработаны специально для катеров Skjold и фрегатов Нансен. Ракеты NSM оснащены GPS навигаторами и имеют дальность стрельбы до 150 км. Серийное производство NSM началось в июне 2007 года.

В качестве ракет ПВО ближнего радиуса действия используются ракеты с инфракрасным наведением MBDA Mistral. Двойные установки запуска развернуты на палубе. Ракеты вооружены 3кг боеголовками и имеют радиус действия 4 км.

На катерах установлена 76-мм пушка Oto Melara Super Rapid. Пушки имеет темп стрельбы 120 выстрелов в минуту, и имеет прицельную дальность стрельбы 16 км.

На кораблях установлена радиолокационные системы Ceros Saab 200 и оптико-электронная система управления огнем которая обеспечивает управление огнем ракет и пушки. Система Ceros включает радар, целеуказатель, камеры видеонаблюдения, тепловизор, видео-трекер и лазерный дальномер.

С Французской компанией DKNS Thales был заключен контракт на поставку радаров MRR-3D-NG, многоцелевой радиолокационной и системы IFF.

Система РЛС MRR-3D-NG имеет легкую фазированную решетку и работает, как для радиолокационного наблюдения, так же как и самостоятельный датчик системы обороны, с автоматическим переключением режимов. Она способна обнаружить цели на дальностях до 140 км и, а в 3D-режиме наблюдения она способна засечь цель на расстоянии до 180 км. В автоматическом режиме, она может обнаружить и отследить любые угрозы в радиусе 60 км.

Основным движетелем корабля является водомета. Водоструйные сопла могут перемещаться независимо друг от друга, что даёт возможность катерам класс Skjold двигаться боком без бокового винта.

В качестве двигателя на корабле применяется система CODAG (комбинация дизельных двигателей и газовых турбин). Она состоит из двух газотурбинных двигателей Rolls-Royce Allison 571KF, каждый мощностью по 6000 кВт (8160 л.с.), и двух вспомогательных двигателей MTU 6R 183 TE52 мощностью 275kW каждый. Они обеспечивают максимальную скорость свыше 100 км / ч (55 узлов).

На последних кораблях серии Skjold двигательная установка будет состоять из четырёх газовых турбин Пратт Уитни – двух ST18M мощностью по 4000 кВт и двух ST 40M по 2000 кВт , вождение Kamewa две струи воды.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: