Ракетный катер Skjold (Норвегия)
Прибрежные корветы типа «Skjold» ВМС Норвегии
Стремление обмануть противника, исчезнув из вида, приобретает новую форму. Теперь военные корабли, которые могут выжить в современных морских сражениях, создаются в секретных лабораториях, открывая новые и новые страницы военного кораблестроения.
Для Королевских ВМС Норвегии корабли-невидимки строятся в городке Мандал. Вот уже 400 лет здесь находится судостроительная верфь «Umoe Mandal». В 1996 году военные специалисты в рамках проекта SMP 6081 для замены устаревших кораблей проекта «Hauk» разработали прибрежный корвет получивший наименование «Skjold», что в переводе с норвежского означает «щит», выполненный по технологии «стэлс».
Головной прибрежный корвет этого проекта был передан военно-морским силам 17 апреля 1999 года.
Корпус корвета «Skjold», стал невидимым для радаров. Он построен с применением безэхового и радиопоглощающего покрытия. Броня корабля, получившая название «броня XXI века» состоит из поливинилхлоридной основы, обернутая листами из композитных материалов и углерода.
Норвежский корвет «Skjold», имеет достаточно мощное вооружение, скрытое от глаз противника. На корабле-невидимке установлен ударный противокорабельный комплекс в составе восьми противокорабельных ракет средней дальности «Kongsberg» нового поколения. Ракеты размещаются в двух счетверенных пусковых установках в кормовой части судна. В носовой части ракетного корабля расположена одна 76-мм автоматическая артиллерийская пушка компании «OTO Melara Super Rapid» с дальностью стрельбы 12 км и 12,7 мм пулемет.
Прибрежные корветы «Skjold», оснащены многофункциональными радарами, способными вести радиолокационный контроль воздушной и морской обстановки, средствами радиоэлектронной борьбы и подавления, а также электронно-оптическими сенсорами.
На кораблях типа «Skjold» установлены системы связи стандарта Link 11 и Link 16, которые позволяют экипажу судна обмениваться информацией с другими военными подразделениями, находясь в составе ВМС НАТО.
Благодаря своей угловатой форме и плоским панелям корпус корвета чрезвычайно просторен внутри. Силовая установка ракетного корабля мощностью 16000 л. с. компании «Rolls-Royce» обеспечивает работу водометных движителей фирмы «KeMawa». Благодаря этой конструкции норвежское военное судно развивает скорость до 60 узлов, что делает его самым быстроходным судном своего класса в истории кораблестроения.
Еще одной конструктивной особенностью «Skjold», является наличие воздушной подушки. После набора определенной скорости передняя часть корпуса поднимается над водой, что уменьшает осадку корабля до 0,8 м и позволяет беспрепятственно маневрировать в мелководных заливах и реках. Этому также способствует движительная система, которая буквально выталкивает ракетный корабль из воды.
Технические характеристики корветов типа «Skjold»:
Водоизмещение, т: 260;
Длина, м: 46,9;
Ширина, м: 13,5;
Осадка, м: 2,3 (0,8 м во время хода на воздушной подушке);
Силовая установка: две газовые турбины типа «Allison» 571-K, мощностью 16320 л. с, два дизеля типа MTU-183, мощностью 1632 л. с;
Движительная система: два водомётных движителя;
Дальность плавания, миль: 800;
Экипаж, чел.: 15;
Вооружение: ПУ ПКР «Kongsberg» х 8; 76-мм/62 «OTO Melara Super Rapid» х 1
Ракетный катер типа Skjold военно-морских сил Норвегии (2018)
В середине 1980-х годов норвежское управление оборонных исследований (NDRE) приступило к реализации программы по замене ракетных катеров (РКа) типов “Сторм” и “Хаук”. Среди основных тактико-технических требований к перспективным РКа были: максимальная скорость хода 45 уз (при состоянии поверхности моря до 3 баллов) и дальность плавания до 800 миль (при скорости 40 уз). Одновременно начались исследования по снижению ЭПР и ИК-сигнатуры катеров.
В ходе анализа, проведенного совместно со специалистами ВМС, по критерию “стоимость/эффективность” были рассмотрены более 10 вариантов корпуса будущего РКа. Выбор пал на катамаран на воздушной подушке скегового типа.
Победу в конкурсе на лучший проект и строительство головного корпуса в августе 1996 года одержала норвежская судостроительная компания “Умое Мэн-дел” (Umoe Mandal).
Несмотря на сомнения в необходимости строительства новых катеров, вызванные окончанием “холодной войны”, в 2001 году парламент Норвегии утвердил программу строительства дополнительных пяти корпусов общей стоимостью 550 млн долларов США. В консорциум во главе с “Умое Мэндел” вошли также французская DCNS (СБУ корабля) и “Конгсберг” (интеграция всех РЭС, совместно с компанией “Армарис”). Согласно замыслу командования ВМС, в постоянной готовности должны находиться четыре корабля, а два оставшихся – в плановом ремонте и на модернизации.
Контроль состояния и управление всеми общекорабельными системами и механизмами обеспечивает система IPMS (Integrated Platform Management System), состоящая на вооружении флотов многих стран, производства фирмы L-3.
Первоначально РКа этого типа оснащались комбинированными дизель-газотурбинными энергетическими установками (схема CODOG). Затем командование ВМС приняло решение о замене их на комбинированные газо-газотурбинные (COGAG) с двумя ГТ типа ST18M и столькими же турбинами типа ST40M производства компании “Пратт энд Уитни”, а также водометных движителей “Камева” 80S2, выбор которых был обусловлен малой осадкой и необходимостью улучшения маневренности катера.
Основные ТТХ РКа Skudd (Р962) типа Skjold-classen
Для обеспечения надежности при движении в межкорпусном пространстве катера установлена система стабилизации. Она включает два вентилятора мощностью 800 кВт, работающих от дизелей MTU 12V 183 ТЕ92, размещенных в носовой части, а также регулировочные клапаны в корме.
РКа Skjold-classen оснащены системой боевого управления (СБУ) “Зенит-2000” (совместная разработка DCNS и “Конгсберг”). Пять многофункциональных пультов серии KD2000 позволяют оперативно решать адаптированные для прибрежных регионов задачи противолодочной и противовоздушной обороны и осуществлять обмен данными по СОД “Линк-16”. Оборудование и программное обеспечение построены на базе ЭВМ PowerPC под управлением операционной системы “Линукс”.
По своим возможностям система “Зенит-2000” эквивалентна СБУ, устанавливаемой на кораблях класса фрегат, и решает полный набор стандартных задач, возлагаемых на нее.
Первоначально классифицировавшийся как ракетный катер, по своим функциям и составу вооружения Skjold-classen может быть отнесен к кораблям класса корвет. Основу его вооружения составляют две чеырехконтейнерные ПУ ПКР NSM, ЗРК “Симбад”, 76-мм АУ и два 12,7-мм пулемета.
В качестве РЭП используется стабилизированная по бортовой и килевой качке поворотная ПУ постановки активных и пассивных помех MASS компании “Рейнметалл” с 32 выстреливаемыми приборами помех, предназначенными для увода ПКР и управляемых артиллерийские снарядов (УАС) от цели, Приборы программируются для функционирования во всем диапазоне рабочих частот ГСН. В отдаленной перспективе возможно оснащение катеров более мощными средствами ПВО.
Основным источником информации является РЛС обнаружения воздушных и надводных целей (ОВНЦ) типа MRR 3D NG с фазированной антенной решеткой (ФАР) небольшой мощности с автоматическим переключением режимов работы, интегрированная с системой опознавания “свой – чужой”. Станция выполняет функции обнаружения, слежения, распознавания целей и наведения оружия. В режиме освещения надводной обстановки она способна обнаруживать НЦ на дальности до 75 миль, а в режиме дальнего обнаружения ВЦ – до 100. В режиме самообороны РЛС обнаруживает и захватывает цели на дальности до 30 миль. Станция ES-3701 обнаруживает сигналы РЛС противника, а станция “Церос-200” управляет стрельбой АУ. ОЭ-средство наведения оружия VIGY20 и навигационная РЛС предназначены для определения пеленга и дистанции до цели на дальности прямой видимости.
Основные РЭС размещены на надстройке катера: слева от нее – установка MASS; на крыше рубки – станция “Церос-200”; на мачте (посередине) – РЛС MRR-3D-NG, над ней – навигационная РЛС производства компании “Литтон”; еще выше – VIGY20, за ним – штыревая цилиндрическая антенна станции ES-3701.
На катерах этого типа установлена интегрированная система связи производства германской компании “Аэромаритайм”. Она включает приемники радиочастотного диапазона, средства спутниковой связи (ССС), а также сети типа “Линк-11 и -16”. С середины 2014 года они оснащаются ССС SURFSAT-S, совместимыми с другими военными спутниками, а также с коммерческими – “Инмарсат” и “Иридиум”. Система связи обеспечивает достаточную степень защиты данных и позволяет оперативно формировать единую картину тактической обстановки.
Численность экипажа, первоначально установленная в 16 человек, по результатам опытной эксплуатации в составе ВМС США была увеличена до 21.
Отдельная каюта предусмотрена только для командира корабля, четыре двухместные – для офицеров, остальные – четырехместные – для старшин и матросов.
На катере имеется оборудованный по современным требованиям камбуз и две душевые кабины. Кают-компания офицеров и старшин, а также столовая для матросов могут использоваться для размещения дополнительного личного состава. Кроме того, рассматриваются варианты установки третьего спального места в двухместных каютах. Опытная эксплуатация РКа Skjold-classen в США показала, что 13-месячное нахождение экипажа вдали от дома не отразилось на его самочувствии и психологическом состоянии.
РКа типа Skjold-classen принимают участие в ежегодных учениях как в составе норвежских ВМС, так и со странами НАТО – “Флотекс”, “Нозерн коаст” и “Джойнт уорриор”; каждые два года проводятся учения Североатлантического союза “Колд респонс”, а также локальные мероприятия различного масштаба: от поддержки действий полиции до проведения практических пусков управляемых ракет.
Головной РКа Skjold-classen вошел в состав ВМС Норвегии в апреле 1999 года, после чего начались плановые работы по его модернизации.
В 2000 году один из РКа типа Skjold-classen посетили представители командования специальных операций американских ВМС на предмет возможности участия катера в совместных учениях. Стороны достигли договоренности об отправке РКа в США. Он должен был в течение года участвовать в боевой подготовке совместно с американскими кораблями.
Выполнив программу обучения в полном объеме и возвратившись из США, РКа Skjold-classen в течение четырех лет использовался командованием норвежских ВМС в качестве учебного катера для подготовки личного состава. В июне 2003 года катер был выведен из состава флота для модернизации, а в апреле 2013-го в обновленном виде пополнил боевой состав норвежских ВМС.
Скьёльд
Ракетные катера класс Skjold характеризуется своей скоростью, малым свечением на радарах, малым размером и при этом серьёзным вооружением. Судно Skjold это, по-сути, катамаран на воздушной подушке, что обеспечивает ему высокую скорость и маневренность.
Первое в серии судно, Skjold (бортовой номер P960), было введено в эксплуатацию в апреле 1999 года. После испытаний, норвежское правительство одобрило создание еще пяти кораблей типа Skjold в июне 2002 года. Переговоры по контракту были завершены в июле 2003 года. Корабли строятся на верфи Мандал Umoe.
Эти катера получили названия: Storm (P961), Skudd (P962), Steil (P963), Glimt (P964), Gnist (P965). Storm (P961). Они были спущены на воду в ноябре 2006 года и начали ходовые испытания в январе 2008 года.
В сентябре 2002 года катер провёл 13-месячные всесторонние испытания в США, которые были необходимы ВМС США для изучения этого корабля. Корабль участвовал в ряде морских учений и ряде тестов в ВМС США а так же научно-исследовательских учреждений NAVSEA и Управление военно-морских исследований. Это явилось результатом двустороннего соглашения, в которых ВМС США рассматривали Skjold в качестве основы для строительства своих кораблей класса LCS.
В сентябре 2003 года Skjold был временно выведен из эксплуатации и вернулся на верфь Мандал для модернизации своей двигательной установки. После чего судно начало новые ходовые испытания в ноябре 2006 года. В середине 2008 года первое судно серии Skjold было переведено в экспериментальные суда, для проведения различных военно-морских исследований.
Важнейшим качеством Skjold является его скрытность в прибрежной зоне, особенно в условиях топографии Норвегии с ее островами и фьордами. Это позволяет ему осуществлять наблюдение и наносить удары с близкого расстояния, оставаясь при этом незамеченным.
Мелкая осадка от 0,9 до 2,3 м даёт кораблю доступ очень мелкие воды по сравнении с другими боевыми кораблями.
Конфигурация использует судно катамаран на воздушной подушке (АКК) конструкции, а это усовершенствованный вариант поверхности корабля эффекта (SES) технологии.
За основу конструкции кораблей был взят норвежский минно-поисковых корабля класса Oksoy, который вступил в строй в 1994 году. Низкая площадь соприкосновения корпуса с водой дает повышение уровня устойчивости к ударным нагрузкам и значительно сокращает воздействие волн по сравнению с кораблями сделанными по обычной схеме.
Система контроля морской динамика VT (прошу прощения за корявый перевод, но я точно не знаю, что это за система) обеспечивает стабилизацию судна , а так же она сочетается с системой управления движения, что обеспечивает контроль и регулировку давления в воздушной подушке, контролируя выпускные клапана и кормовую систему вентиляции. Большое количество немагнитных композитных компонентов применённых в конструкции корабля, значительно снижает его магнитную подписи.
Сочетание двойного корпуса с воздушной подушкой обеспечивает очень высокие показатели по маневренности. Все жизненно важные системы были продублированы для повышенная живучесть судна.
Низкая осадка 0,9 м на воздушной подушке делает корабль неуязвимым к воздействию морских мин.
Корпус корабля состоит из армированного пластика. Углеродные волокна были исползованы для балки, мачты и опорных конструкций, которые требуют высокую прочностью на растяжение, например, для структур поддержки пушки и электронно-оптических и радиолокационных приборов.
Радар-абсорбирующие материалы были использованы в несущих конструкциях, на больших площадях судна. Это техническое решение привело к значительной экономии веса по сравнению с обычными кораблями.
Граненый профиль судна так же снижает видимость судна на радарах противника. Для этого так же двери и люки сделаны заподлицо со всеми поверхностями.
На кораблях установлена система управления и контроля Senit 2000.
Корабль вооружен восемью противокорабельными ракетами Kongsberg NSM, которые были разработаны специально для катеров Skjold и фрегатов Нансен. Ракеты NSM оснащены GPS навигаторами и имеют дальность стрельбы до 150 км. Серийное производство NSM началось в июне 2007 года.
В качестве ракет ПВО ближнего радиуса действия используются ракеты с инфракрасным наведением MBDA Mistral. Двойные установки запуска развернуты на палубе. Ракеты вооружены 3кг боеголовками и имеют радиус действия 4 км.
На катерах установлена 76-мм пушка Oto Melara Super Rapid. Пушки имеет темп стрельбы 120 выстрелов в минуту, и имеет прицельную дальность стрельбы 16 км.
На кораблях установлена радиолокационные системы Ceros Saab 200 и оптико-электронная система управления огнем которая обеспечивает управление огнем ракет и пушки. Система Ceros включает радар, целеуказатель, камеры видеонаблюдения, тепловизор, видео-трекер и лазерный дальномер.
С Французской компанией DKNS Thales был заключен контракт на поставку радаров MRR-3D-NG, многоцелевой радиолокационной и системы IFF.
Система РЛС MRR-3D-NG имеет легкую фазированную решетку и работает, как для радиолокационного наблюдения, так же как и самостоятельный датчик системы обороны, с автоматическим переключением режимов. Она способна обнаружить цели на дальностях до 140 км и, а в 3D-режиме наблюдения она способна засечь цель на расстоянии до 180 км. В автоматическом режиме, она может обнаружить и отследить любые угрозы в радиусе 60 км.
Основным движетелем корабля является водомета. Водоструйные сопла могут перемещаться независимо друг от друга, что даёт возможность катерам класс Skjold двигаться боком без бокового винта.
В качестве двигателя на корабле применяется система CODAG (комбинация дизельных двигателей и газовых турбин). Она состоит из двух газотурбинных двигателей Rolls-Royce Allison 571KF, каждый мощностью по 6000 кВт (8160 л.с.), и двух вспомогательных двигателей MTU 6R 183 TE52 мощностью 275kW каждый. Они обеспечивают максимальную скорость свыше 100 км / ч (55 узлов).
На последних кораблях серии Skjold двигательная установка будет состоять из четырёх газовых турбин Пратт Уитни – двух ST18M мощностью по 4000 кВт и двух ST 40M по 2000 кВт , вождение Kamewa две струи воды.