0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 (Объект 600) (СССР)

СУ-122-54 (Объект 600)

Самоходная артиллерийская установка (САУ) – самодвижущее артиллерийское орудие, которое способно выполнять огневые задачи артиллерии как с закрытых, так и с открытых огневых позиций.

После коренного перелома в Великой Отечественной войне самоходные орудия стали появляться во всех воюющих армиях. В Красной Армии появились самоходки СУ-100 и ИСУ-152 с фронтальным расположением боевого отсека. Преимущества создания такой техники имеет свои преимущества – практически без трансформации, только с перестановкой более мощной пушки получить готовую боевую технику. Недостаток тоже имелся. Модернизированное орудие сильно уменьшало ходовые качества из-за длины ствола, создавая при этом и другие неудобства.

СУ ИСУ-122 на шасси тяжелого танка ИС отлично показала себя в боях с танковыми подразделениями противника. Поэтому в 1949 году было принято решение внедрить новую 122-мм СУ на базе Т-54. Проект был утвержден в январе 1950 года , а через 4 года СУ-122-54, была принята на вооружение ВС СССР.

122-мм пушка Д-49 (модернизированная Д-25Т) эжекторного типа конструктивно устроена в бронированном боевом отделении во фронтальной части СУ. Броневые листы рубки имели углы наклона, из-за которых бронебойные снаряды не имели возможности нанести существенный вред СУ.

Создание СУ 122-54

Новая самоходка СУ-122 проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Данная боевая машина была изготовлена в Омске в 1949 г. на основе ходовой части среднего танка Т-54 в КБ И.С. Бушнева. Работа по созданию этого изделия получила кодовое обозначение «Объект 600». Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин. На вооружение в ВС СССР изделие поступило в 1954 г. и выпускалась в серию в Омске в 1955–57 гг. С конвейера сошло 77 боевых машин.

Устройство СУ 122-54

СУ-122 классифицировалась, как «закрытая» самоходка. Отсек управления было соединен с боевым отсеком. В боевом отсеке находились командир САУ и весь расчет в количестве 4 человек. Пушка Д-49 по пробиваемости брони приравнивалась к пушке тяжелого танка ИС-3, которые имели углы возвышения и поворота орудия 16 градусов. Для стрельбы с закрытых огневых позиций орудие было снабжено прицел с оптической панорамой, а для стрельбы прямой наводкой — прицел — телескоп. На командирской башне был установлен дальномер ТКД — 0, 9 с базой 900 мм. Возимая часть боекомплекта представлена 35 выстрелов раздельно-гильзового типа, а для облегчения заряжания снарядов использовался досыльник электромеханического типа. С пушкой в «спарке» находится 14,5-мм пулемет КПВТ с пневмосистемой перезарядки, второй пулемет КПВТ использовался в качестве средства ПВО. Боекомплект пулеметов был рассчитан на 600 патронов. Силовая отсек, трансмиссия и база были взяты у танка Т-54. В системе запуска двигателя впервые был применен компрессор АК-150В. Конфигуpация внутpенних баков для топлива стала другой, уменьшилось с трех до двух количество наружных баков для топлива.

Ствольная часть 122-мм пушки Д-49 включала в себя ствол — моноблок, дульный тормоз (впервые примененный на САУ)), эжектора и казенник, закрепленный на моноблок винтовым соединением.

Затвор с горизонтальным клином оснащен полуавтоматикой Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м.

Противооткатное устройство состояло из гидравлической откатной части и накатника гидропневматического типа, чьи цилиндры имени жесткое соединение с люлькой и при производстве выстрела сохраняли неподвижность.

Боекомплект орудия состоит из осколочно-фугасных гранат ОФ-471, бронебойных снарядов Бр-471 и Бр-471Б. Кроме них, применялись гранаты от гаубиц М-30 образца 1938 г.в. и Д-30 образца 1960 г.

СУ-122-54 в «серию» выходил до середины 50-х годов , так как появилось первое поколение ПТУРС, и изменились классические подходы в армиях многих стран, да и у нас в стране. Многие теоретики – тактики полагали, что с приходом в семейство противотанковых средств ПТУРС изменится и конструктивный подход к созданию боевых машин, их будут делать маневренными и легкими.

Да и более современные танки, созданные в начале 60-х годов, стали более универсальными, чем их прототипы 40-50-х годов. Они стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение. Соответственно, необходимость в самоходках отпала.

Читать еще:  Опытная крылатая ракета Х-90 "Коала" (СССР)

Тактико-технические характеристики 122-мм СУ-122-54

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 (Объект 600) (СССР)

В 1944 году советские конструкторы разработали на базе средних танков Т-34 и Т-44 самоходную артиллерийскую установку СУ-101. В ее закрытой броневой рубке, сваренной из наклонных листов, размещалась пушка Д-10С с боекомплектом из 35 выстрелов, над командирским люком был установлен зенитный пулемет ДШК. Большой прямоугольный люк в корме служил для быстрой погрузки боеприпасов, через него же в машину попадал экипаж, за исключением механика-водителя, Ствол пушки выступал за габариты корпуса всего на 630 мм, что благоприятно сказывалось на маневренности и проходимости самоходки.

Продольно расположенный двигатель В-44 через главный фрикцион соединялся с коробкой передач, заимствованной у Т-34, но направление вращения ее валов изменили из-за того, что ведущие колеса находились впереди. Стандартные средства внешней и внутренней связи дополнили танкофоном — резиновым шлангом с насадками, по которому командир общался с механиком-водителем, сидевшим слева от двигателя.

САУ СУ-102, появившаяся в 1945 году, отличалась от предшественницы 122-мм пушкой Д-25С с боекомплектом в 28 выстрелов . Но ни та, ни другая в серию не пошли из-за недостатков, выявившихся при испытаниях. К их числу относятся неудачная компоновка боевого отделения, высокая температура в отделении управления, вредное воздействие ударной волны на танкистов и механизмы при выстреле.

В начале 1949 г на основании постановления Совета министров СССР Главное бронетанковое управление выдало конструкторскому бюро завода №9 технической задание на разработку и изготовление опытного образца 122-мм самоходной пушки на шасси нового серийного среднего танка Т-54, запущенного в производство в 1947 г.

Корпус машины, получившей обозначение Cy-122-54 (Объект 600), сварен из катаных листов стали толщиной 100 мм, лобовая часть неподвижной рубки и верхняя лобовая плита корпуса выполнены сплошными, борта и корма имеют рациональные углы наклона. Благодаря поперечному расположению двигателя рубка получилась просторной. В ней свободно разместилась пушка Д-49, обслуживаемая двумя заряжающими, и боекомплект из 35 выстрелов.

На крыше рубки во вращающейся командирской башенке размещен дальномер ТКД-09 с базой 900 мм. позволивший сократить время подготовки исходных данных для стрельбы, а рядом на турели установлен 14.5-мм пулемет КПВТ, который обслуживал заряжающий, получивший возможность вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Второй такой же пулемет (впервые на подобной машине) был спарен с пушкой. Само орудие оборудовано телескопическим шарнирным прицелом ТШ2-24 — для ведения огня прямой наводкой на дальностях до 6000 м и механическим С-72-24 с панорамой, — для стрельбы с закрытых позиций на расстояние до 14000 м. Для того, чтобы уменьшить загазованность боевого отделения, конструкторы применили продувку ствола сжатым воздухом, как на немецких тяжелых танках, а потом внедрили эжекционную систему. В распоряжении механика-водителя имелись три перископических прибора наблюдения.

В качестве силовой установки применен стандартный танковый дизель В-54 мощностью 382 кВт. Его поставили поперек корпуса, поэтому длину моторно-трансмиссионного отделения удалось сократить на 650 мм. а боевого — увеличить, и все это при неизменных размерах базового корпуса. Двигатель и трансмиссия почти не переделывались, изменения коснулись лишь вспомогательных систем и агрегатов. Зато совершенно иной стала конфигурация внутренних топливных баков, а вместо трех наружных применили два. Воздухоочиститель модернизировали, в систему воздушного запуска двигателя включили компрессор с приводом от коробки передач.

У первых образцов самоходок в состав трансмиссии входили гитара, главный фрикцион, 5-скоростная коробка передач, бортовые фрикционы с ленточными тормозами и бортовыми редукторами. В последующих сериях машины получили 2-ступенчатый планетарный механизм поворота; а также уширенные гусеницы, что позволило уменьшить удельное давление на грунт. Их оснастили цевочным зацеплением, из-за чего пришлось изменить траки и устройство ведуших и направляющих колёс, а из-за сместившегося вперед центра масс потребовалось перекомпоновать расположение опорных катков. Подвеска осталась индивидуальной, торсионной. Что касается ходовой части, то она отличалась от базовой только взаиморасположением катков, что было обусловлено смещением вперед центра тяжести машины.

Ствол 122-мм пушки Д-49 состоял из трубы-моноблока, дульного тормоза (впервые в практике советского танкостроения примененного на самоходном орудии), эжектора и навинтного казенника. Внутреннее устройство ствола длиной 5933 мм, баллистику и боеприпасы позаимствованы, с небольшими доработками, у танковой пушки Д-25Т, которая стояла на тяжелых танках ИС-3 и ИС-4.

Затвор с горизонтальным перемещением клина оборудован полуавтоматикой механического типа, Качающаяся часть Д-49 располагалась в боевом отделении на горизонтальных цапфах, смонтированных на неподвижной бронировке лобового листа корпуса. Подъемный механизм секторного типа обеспечивал углы вертикального наведения орудия от -3° до +20°. При возвышении ствола на 20° дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами достигала 13400 м. Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, чьи цилиндры жестко соединялись с люлькой и при выстреле оставались неподвижными.

Читать еще:  Перспективная штурмовая винтовка XK11 (Южная Корея)

В комплекс раздельно-гильзового заряжания входил досылатель, который представлял собой электромеханический агрегат, состоявший из каретки и электропривода. Двое заряжающих укладывали на лоток снаряд и выводили каретку на линию ствола, после чего снаряд автоматически посылался в казенник. Затем таким же образом поступали с боевым зарядом, находившимся в гильзе. Скорострельность составляла 5-6 выстрелов в минуту.

В боекомплекте пушки имелись осколочно-фугасные гранаты ОФ-471, бронебойные остроголовые снаряды Бр-471, бронебойные тупоголовые с баллистическим наконечником Бр-471Б, все весом по 25 кг и с начальной скоростью 795 м/с. Кроме них, расчет мог применять и гранаты от гаубиц того же калибра М-30 образца 1938 г., а позже и Д-30, принятых на вооружение в 1960 г.

Однако проведенные испытания обоих бронебойных снарядов показали, что их воздействие на современную иностранную бронированную технику далеко от ожидаемого. Так, на дистанции 2000 м при угле встречи с целью в 60° тупоголовый снаряд пробивал стальные листы толщиной только до 100 мм, а остроголовый — не более 30 мм. Поэтому одновременно с разработкой пушек с усовершенствованной баллистикой ствола приступили к проектированию подкалиберных и кумулятивных снарядов, в том числе оперенных. Они обеспечивали пробивание лобовой брони корпусов и башен американских танков М60 (бронезащита соответственно 120 мм и 170 мм), M48A2 (90 и 90 мм) и английских «Чифтен» (120 мм и 150 мм) с расстояния 2500 м.

Подобное действие бронебойных оперенных подкалиберных снарядов на время снизило интерес конструкторов и военных заказчиков к кумулятивным снарядам калибра 122 и 152 мм, применявшихся расчетами самоходных орудий. Однако очередное усиление бронирования боевой техники в армиях потенциальных противников потребовало опять обратиться к созданию новых образцов боеприпасов.

В ходе научных исследований специалисты определили, какими должны быть материалы, структура и форма воронки, в которой при взрыве создается направленная струя раскаленных газов (кумулятивный эффект), методы обработки корпусов снарядов. В результате через некоторое время появились улучшенные бронебойные оперенные подкалиберные 122-мм снаряды, поражавшие любые танки и самоходные орудия на всех расстояниях.

CУ-122-54 (Объект 600) также претерпела изменения, было усилено бронирование рубки, на машине установили фильтровентиляционную установку, благодаря которой экипаж мог вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения.

В 1954 г, полигонные и войсковые испытания были завершены и СУ-122-54 (Объект 600) приняли на вооружение Советокой Армии. Серийное производство машины велось на заводе «Баррикады» (№221) с 1955 г по 1961 г.

СУ-122 (СУ-122-54) выпускали недолго, так как в 50-е годы в армиях многих стран появилось первое поколение противотанковых управляемых ракет, и большинство военных специалистов пришло к выводу, что роль истребителей танков перейдет к легким, маневренным машинам с ракетным вооружением и минимальным бронированием.

К тому же выяснилось, что основным танкам, обладающим высокими тактико-техническими характеристиками, свойственна большая универсальность, чем их предшественникам периода второй мировой воины. В частности, как показал опыт недавних военных конфликтов, они эффективно поражают маневрирующие бронированные цели, в том числе танки. Поэтому необходимость в специальных противотанковых самоходных артустановках, даже таких совершенных, как СУ-122 или французская «Фош»-, окончательно отпала.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ СУ-122 (СУ-122-54) (Объект 600)
Боевая масса, т 35,7
Экипаж, чеп. S
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой влеред 9970
длина корпуса 6000
ширина 3270
высота 2060
клиренс, мм 425
Бронирование, мм’
лоб 100
борт 80
корма 45
рубка 100
крыша, днище 20
Вооружение 122-мм пушка Д-49, два 14.5-мм пулемёта КПВТ
Боекомплект 35 выстрелов
Скорострельностъ, выстр./мин 5
Двигатель В-54. дизель, мощность 382 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа 0,079
Максимальная скорость, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 400
Преодолеваемые препятствия.
высота стенки, м 1,2
ширина рва, м 3.0
глубина брода, м 1,2

САУ СУ-122-54 (Парк Победы, Краснодар)

Уникальный экземпляр послевоенной самоходки СУ-122-54 из коллекции Краснодарского Парка Победы.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — хорошее.
Дата съёмки — 03 сентября 2017 года.

01.

02. СУ-122 (Объект 600) — советская самоходная артиллерийская установка (САУ) 1950-х годов.
В литературе часто обозначается как СУ-122-54, чтобы отличить её от САУ периода Великой Отечественной войны с тем же названием.
Создана на базе среднего танка Т-54/55 в 1948—1951 годах.
Предназначалась прежде всего на роль штурмового орудия, однако порой в литературе классифицируется как истребитель танков.
Было запланировано крупномасштабное производство СУ-122, но с 1957 года её выпуск был прекращён, в связи с переориентацией военной промышленности на создание ракетного оружия.

Читать еще:  Опытный тяжелый бомбардировщик Ту-95В (Ту-95-202) (СССР)

03. Вскоре после Войны советская промышленность прекратила выпуск большинства САУ, в том числе СУ-100, ИСУ-122, ИСУ-152.
Однако, Армии требовались новые мощные бронированные боевые машины поддержки танковых и пехотных частей.
Техническое задание на создание такой САУ было выдано КБ Омского завода №174 в 1948 году.
В конструкции разрабатываемой самоходки был учтён военный опыт, применена современная платформа среднего танка Т-54, а орудие получили модернизировав пушку Д-25Т.
Таким образом, на базу среднего танка поставили орудие от тяжёлого, что дало новой самоходке отличную скорость и манёвренность в сочетании с мощным огнём.

04. Схема СУ-122-54 — классическая для советских САУ того периода.
Все они, кроме СУ-76М, имели переднее расположение неподвижной (казематной) рубки с орудием, заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и задние ведущие колёса.
Весь экипаж (5 человек) находился в одном боевом отделении, совмещённом с отделением управления.

05. Вооружением САУ стала новая пушка Д-49.
Это улучшенная версия Д-25Т — орудия танков ИС-2, ИС-3 и т.п.
Д-49 оснастили эжектором (для снижения загазованности боевого отделения после выстрела) и новым дульным тормозом (появившемся на средних советских САУ впервые).

06. Подвижная бронировка пушки позволяла наводить её по горизонтали на 16 градусов (по восемь влево и вправо), опускать вниз на 4° и поднимать на 16°.

07. Левый глаз этой «мордочки» — амбразура курсового пулемёта КПВТ, правый — отверстие для прицела ТШ2-24.
Здесь пулемёта нет — он должен торчать из отверстия более чем на полметра.
Ещё один КПВТ — зенитный, стоял на крыше рубки (тоже отсутствует).

08. У отверстия для прицела интересная внутренняя форма.
Оно коническое, образованное несколькими концентрическими цилиндрическими отверстиями уменьшающегося диаметра и увеличивающейся глубины.

09. Впервые применённый на советской бронетехнике стереоскопический дальномер ТКД-09 (Танковый Командирский Дальномер со стереобазой 0.9 метра).

10. Лобовая броня САУ в 100-мм, соответствовала базовому танку Т-54.
Сварная из катаных бронелистов (бронеплит).

11. Двигательная установка и трансмиссия, аналогичны Т-54.
Дизель В-54, V-12, объёмом 38,8 литра и мощностью 520 л.с.
Расход топлива — около 300 литров на 100 километров в смешанном цикле и 190 по дороге.
Смешанный цикл, в данном контексте, это бездорожье, поля, леса, грутновки, грейдер и дороги с твёрдым покрытием.
А не стояние городских в пробках 🙂

12. Подвеска — индивидуальная торсионная.
Гусеницы с цевочным зацеплением, шириной 580 мм.

13. На вооружение СУ-122-54 приняли в 1954 году.
Однако, массовое производство САУ СУ-122-54 было задержано из-за проблем с производством пушек Д-49.
В 1955-1956 годах было построено всего 77 экземпляров САУ.
А затем производство остановили.
Военным стало очевидно, что основную противотанковую функцию возьмёт на себя новое оружие — управляемые ракеты.
А штурмовые свойства самоходки затмевались перспективой применения атомного оружия.

Обычные средние танки становились всё более вооружёнными и защищёнными, занимая нишу САУ на своей же базе.
К моменту прекращения серийного производства СУ-122-54 уже активно велась разработка танка Т-62 со 115-мм пушкой 2А20, обладавшей сравнимыми с Д-49 характеристиками бронепробития.
Пушка Т-62 устанавливалась в хорошо защищённой вращающейся башне, а боевая масса танка и СУ-122-54 была одинакова.

Таким образом, САУ СУ-122-54 стала предпоследней советской классической артиллерийской самоходкой с закрытым боевым отделением.
(самая последняя — авиадесантная АСУ-85, 1959 год)

После отказа от серийного производства, большая часть СУ-122-54 была переоборудована в машины технической помощи МТП-3 и бронированные машины разминирования БМР-1.
В первозданном виде уцелело лишь две.
Эта и ещё одна в танковом музее в Кубинка (или уже в Патриоте).

    Где находится:
  • Wikimapia
  • Точка на Yandex
  • KMZ-файл

Координаты:
45° 1’18.57″С
38°57’13.77″В

    Источники:
  • wikipedia;
  • ru-armor.livejournal.com ( alex_brab ).
    Другие САУ:
  • ИСУ-152: Белгород, Краснодар (1), Краснодар (2), Наро-Фоминск, Ростов-на-Дону (демилитаризована в БТТ-1), Самара (демилитаризована в БТТ-1), Тольятти;
  • СУ-100: Белгород, Краснодар, Чита;
  • СУ-122-54: Краснодар (эта);
  • АСУ-57: Кубинка, Рязань;
  • АСУ-85: Рязань;
  • 2С1 Гвоздика: Брянск;
  • 2С3 Акация: Брянск;
  • 2С25 Спрут-СД: Рязань.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector