Самоходная гаубица Ikv-103 (Швеция)
Самоходная гаубица Ikv-103 (Швеция)
В 1953 г на базе легкого гусеничного шасси 75-мм самоходной пушки Ikv-102 была создана 105-мм самоходная гаубица M/53, имевшая боевую массу 8.3 т и экипаж в составе 4 человек. В лобовом листе открытого сверху боевого отделения, занимавшего переднюю часть корпуса, была смонтирована 105-мм гаубица с коробим стволом, оборудованным дульным тормозом. Защиту экипажа, основных узлов и агрегатов самоходки обеспечивало стальное бронирование, толщина брони корпуса достигала 7 мм, боевого отделения 20 мм. В 1956г САУ M/53 была модернизирована и получила наименование Ikv-103 (Infanterikanonvagn 103).
САУ Ikv-103 предназначалась для огневой поддержки войск. На этой машине была установлена 105-мм гаубица с другой конструкцией противооткатных устройств, а боевое отделение получило крышу. Ходовая часть осталась прежней, но на машине стали применять более широкие гусеницы. Обе машины оборудовались радиостанциями. Боевая масса модернизированной САУ возросла до 8.8 т, а 107-киловаттный двигатель SFA B42 (150 л.с. @ 3800 об/мин) позволил ей развивать максимальную скорость 57 км/ч. Двигатель SFA B42 был оппозитным бензомотором, с рабочим объемом в 5.14 литра. Почему Ikv-103 получила такой необычный мотор? Тут “виновата” американская компания Ford, которая злокозненно прекратила выпус своего EN V8, которым оснащались до того почти все шведские боевые машины, а новая “восьмерка” надежностью не радовала. Впрочем, результат военным скорее понравился, чем нет.
Несмотря на несколько большую массу – мотор был прост, надежен и не имел вообще никаких проблем с охлаждением. Однако, машину пришлось дополнить “жабрами” по бокам МТО (это при взгляде сбоку – хороший дифференциальный признак), но эксплуатационные качества, в целом, выросли.
Но не удалось уйти от заметного недостатка шведских самоходок – страшной тесноты боевого отделения. Это сильно ограничивало боекомплект, да и удобство для экипажа Ikv-103 – оставляла желать лучшего. Не добавляла радости рубочная компоновка и механику-водителю – хоть и не такой длинный был у самоходки ствол, но при маневрировании его ощутимо заносило. Поэтому Ikv-103 (Infanterikanonvagn 103), поставленные в армию в количестве 81 штуки – стали последними шведскими самоходками подобной схемы.
Тактико-технические характеристики Ikv-103
Боевая масса, т 8.8
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
ширина 2200
высота 1900
Бронирование, мм.
рубка 20
корпус 7
Вооружение 105-мм гаубица
Двигатель «Форд», 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, мощность 107 кВт
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 57
lkv 103: мортира с кумулятивами
Самоходная артиллерийская установка Ikv 103 пришла на смену шведским самоходкам периода Второй мировой. Она станет одной из основных машин для сражений на низких рангах.
Infanterikanonvagn 103, САУ, Швеция, III ранг
➕ Неплохие динамика и скорость.
➕ Хороший кумулятивный выстрел.
В 1949 году комиссия госзаказа шведской армии разместила заказ на разработку лёгкого штурмового самоходного орудия на замену САУ Sav m/43. Проект приняли в работу три компании: AB Landsverk принялась за разработку платформы, фирма Volvo отвечала за ходовую, а Bofors — за орудие. Вообще, изначально планировалось три варианта машины для разных целей: версия с 75-мм пушкой, чисто пулемётная модификация, а также особая, предназначенная для установки таких спецсредств, как огнемёты или миномёты. В итоге получилось лёгкая (массой всего 8 тонн) гусеничная машина поддержки пехоты с открытой рубкой и противопульной бронёй. В 1952 году на вооружение встала пушечная версия самоходки под обозначением Ikv 72 (аббр. от Infanterikanonvagn — «пушечная машина поддержки пехоты»). Несколько позже самоходки переоснастили гаубицами калибра 105 мм и добавили крышу над рубкой, которая могла уберечь экипаж от пуль и осколков — эта модификация получила обозначение Ikv 102. Ну а версия Ikv 103 получила доработанное шасси для установки нового двигателя воздушного охлаждения, тогда как орудие и бронирование остались такими же, как на Ikv 102. Самоходки Ikv 102 и 103 стояли на вооружении Швеции до середины 70-х годов, когда им на замену пришли САУ Ikv 91.
Броня САУ Ikv 103, даже несмотря на противопульное бронирование крыши боевого отделения, оставляет желать лучшего и пробивается буквально всеми противниками. К сожалению, эффективность «стоковых» бронебойных и осколочно-фугасных снарядов также нельзя назвать высокой. Со средними танками и лёгкими машинами они худо-бедно справятся, тогда как тяжёлые танки, вроде советских КВ или британских «Черчиллей», станут реальной проблемой. Стоковый кумулятив способен взять до 240 мм брони, но и его может быть недостаточно. Но всё это только до тех пор, пока мы не изучим роскошные «кумулятивы» с бронепробитием 400 мм по нормали! Вот тут хорошие УВН (-16/+20), грамотная позиция и маскировка обеспечат нам доступ к любому самому «толстому» противнику, главное — постараться сразу поразить боеукладку или же вывести из строя орудие вражеского танка. Но всё же сложная баллистика 105-мм гаубицы не позволит машине эффективно стрелять на большие дистанции, а мощный кумулятив требует особенно тщательного прицеливания.
В обновлении 1.97 появятся две модификации САУ Ikv: Ikv 72 и Ikv 103.
Ikv 72 с орудием 75 мм займёт верхние позиции I ранга, у неё дела с попаданием на больших дистанциях обстоят значительно лучше. Да, слабая броня и открытая рубка Ikv 72 делает её лёгкой добычей для любого противника, поймавшего хрупкого шведа в перекрестье прицела — даже истребитель с пулемётами винтовочного калибра способен уничтожить экипаж, и всё, привет, ангар. Безысходность? Вовсе нет! Во-первых, у нас есть просто отличные УВН -20/+20, которые позволят стрелять из ям и с обратных склонов холмов. Во-вторых, гусеницы довезут машину в горку и по скалам, что недоступно колёсным истребителям танков. Ну и в целом, благодаря небольшой массе, машина имеет приятные ходовые качества. Да и мощности даже стоковых «бронебоев» достаточно для поражения почти любой цели, особенно в борт.
Словом, машина имеет свои серьёзные недостатки и серьёзные же преимущества, а поэтому однозначно заслуживает внимания.
Напоминаем, что обладатели наборов раннего доступа получат доступ к исследованию бронетехники Швеции в обновлении 1.97.
IKV — 103 Шведская ПТ САУ 5 уровня WoT
Многие знают, что вышло обновление 9.17 всеми любимых World of Tanks. Главное новшество данного обновления, это, пожалуй, представление новой шведской ветки. Ведь раньше игроки могли ограничиться только супертестом, да и несколькими боевыми машинами, которые «обкатывались» в течении нескольких месяцев. Одна из таких машин, которая должна будет полюбится многими игроками — это ПТ-САУ среднего уровня IKV 103. Ее можно получить достигнув пятого уровня. Следующий представитель шведской ветки ПТ САУ в World of Tanks IKV — 103. На этот раз 5 уровень ПТ-САУ WoT а именно IKV — 130, из особенностей данного танка можно отметить весьма высокий показатель маскировки для ПТ САУ, такой же как у немецкой премиум ПТ САУ льготного 8 уровня боёв E 25 , выведенного из игры и на который проходил сентябрьский марафон 2015 года.
Исторические факты IKV — 103
В послевоенный период (1953 год) в Швеции была разработана новая боевая машина общей массой в 8,3 тонны, базой для которой стало легкое гусеничное шасси от модели Ikv-102. В новой модели могли поместиться 4 человека экипажа, также такая машина располагала гаубицей, расположенной в лобовой части, в открытом отделении. Данная гаубица имела ствол в 105 мм, к тому же здесь был встроен и дульный тормоз. Корпус боевой машины был оснащен бронированием из стали, которое способно было защитить и экипаж, и все основное оборудование. Броня основного корпуса имела толщину в 7 мм, а броневое покрытие боевого отделения достигала 22 мм в толщину. Спустя три года, в 1956 году разработчики модернизировали данную модель, после чего она получила новое название — Ikv-103 (расшифровывается как Infanterikanonvagn 103).
Данная модель танка была создана в первую очередь для того, чтобы поддерживать войска огнем. Помимо того, что боевая машина получила гаубицу в 105 мм, здесь также была установлена крыша, защищающая боевое отделение танка. Производство не затронуло ходовую часть данной модели, однако сами гусеницы были увеличены по ширине. И одна, и другая вариация танка были оснащены радиооборудованием. Модернизированная вариация машины стала более увесистой, так как ее масса возросла до 8,8 тонн. Новый бензомоторный двигатель (его марка FA B42) обладал 107-ю киловаттами, благодаря чему боевая машина могла разгоняться до 57 км/час. Сам же двигатель обладал объемами в 5,14 литров. Здесь вполне резонным можно считать вопрос о том, зачем анной боевой машине нужен такой мотор? Все дело в том, что производитель мотора, компания Ford, просто-напросто свернула производство прежних двигателей марки EN V8, а на его замену поставила на поток новую марку, которая, впрочем, никак не могла заменить своего предшественника по характеристикам. Однако, исходя из военной практики, такая модернизация скорее пришлась по вкусу, нежели вызвала негодование.
Несмотря на то, что новый мотор имел достаточно большую массу, сам по себе он оказался вполне простым агрегатом, с которым было легко работать, к тому же он быстро охлаждался и вообще не имел проблем с перегревом. Помимо нового мотора, боевая машина была модернизирована своеобразными жабрами по бокам корпуса, да и в целом, различные эксплуатационные качества заметно улучшились.
Однако, при всех улучшениях и совершенствованиях, шведские самоходные гаубицы так и не смогли избавиться от своего главного недостатка – это невыносимого тесного помещения внутри боевого отделения. Такой существенный недочет отрицательно сказывался на боекомплекте машины, плюс ко всему неудобное расположение экипажа внутри машины – не меньший недочет, который мог приводить к ошибкам в ведении боя. Кроме того, очень плохо была проработана компоновка рубки, из-за чего механик-водитель не всегда мог успешно маневрировать. Из-за чего это происходило? Хоть боевая машина и имела ствол не самой большой длины, при совершении маневров его все равно то и дело заносило в стороны. Все эти отрицательные качества модели Ikv-103, которых в шведской армии насчитывалось около 81 машины, привели к тому, что подобная схема проектирования самоходных гаубиц стала последней в истории шведского военного производства.
Тактико-технические характеристики IKV — 103
Внешне шведский IKV — 103 весьма похож на объект 704 размер мини. Бронирования как такого нет, а вот орудие с низкой скоростью полета снаряда имеет хорошие показатели dpm и скорее всего подойдет для любителей игры от маскировки в кустах на низких уровнях техники.
Броня у данной машины средняя. По классу прочности она достигает пятого уровня, а дальность обзора составляет 340 метров. Конечно с техникой тяжелого класса она не сравнится, так как параметры обзора и брони тут довольно скромные. Поговорим о классе бронестойкости машины, что ж, она тут, как и показатель жизни довольно скромны. Внешне можно определить, что в танке много уязвимых мест, да и еще картонная броня, поэтому в бой с жестоким месивом на карте нам лучше не соваться, с какой стороны не попади снарядом, он с легкостью его пробьет.
Но в конструкции танка есть и положительные стороны. Во-первых, он по габаритам довольно компактный и с низким профилем, углы у него неширокие, что дает ему преимущество быть незаметным в скрытных местах и врагу будет довольно сложно попасть. Скорость и маневренность также порадовали, а вот с динамикой беда, самоходный механизм неповоротлив, из-за чего при прямом попадании машину легко закрутить. Хоть показатели скорости довольно хорошие (60 кмч), разгон у него довольно слабый, так что если попадете в заточение врага, скрыться будет довольно таки сложно.
Кроме параметров скорости и брони в каждом танке не менее важным параметром является его орудие, тут не все так однозначно, есть довольно хорошие моменты на которые игрокам стоит обратить внимание. Из хорошего – это достаточно высокие показатели урона, наносимого одним выстрелом (альфастрайк). По показателям ДМП он составляет около 1700 единиц, что достаточно неплохо для машины пятого уровня. А вот короткоствольное орудие мягко скажем подкачало, из-за плохой скорострельности бронепробитие тут очень слабое. Даже золотые кумулятивные снаряды не спасают, да и возить с собой приходится внушительный боекомплект. Параметры точности у орудия тоже не очень, сказывается большой угол разброса и стабилизация. Но вот углы сведения тут достаточно неплохи и при хорошей сноровке можно рассчитывать на неплохое попадание. У IKV 103хорошие углы наводки, ствол, как и УГН имеют радиусы по 12 и по 10 °, что достаточно неплохо.
Оборудование, умения экипажа и снаряжение для IKV 103
Что касается оборудования для нашего новобранца IKV 103, то машина обладает хорошими возможностями для апгрейда и установки модулей. Тем более изначально слабые характеристики ТТХ можно без проблем улучшить, прокачивая три основных элемента в танке:
1) Без проблем можно увеличить показатели ДПМ в орудии, нужно чаще лупить по врагам с мощного выстрела, чтобы можно было попасть. Соответственно, чем больше таких выстрелов, тем лучше, так как показатели урона в минуту у этой машины достаточно слабы.
2) Следующий параметр касаемо оружия — это его точность. Со временем можно без проблем ее ускорить, а вот за сведение переживать не стоит, оно тут достаточно неплохое.
3) У машины достаточно скромный угол обзора, на союзников тоже особо рассчитывать не стоит, лучше самостоятельно прокачать его. Увеличивать обзор можно, улучшая постепенно всё ТТХ это специально для тех, кто хочет выжать из небольшой ПТшки максимум.
Что касается экипажа, то при своих небольших размерах машина способна поместить аж 4 человека: командир-радист, наводчик, механик водитель и заряжающий. Главное правильно распределять и прокачивать умения, не стоит забывать также о маскировке. В целом порядок перков для IKV 103 должен быть таков:
— для командира в первую очередь необходимо развивать шестое чувство, то есть чувствовать приближение врага. В скрытных местах желательно использовать маскировку и боевое братство. Если же вы собираетесь разведать базу врага, следует пользоваться радиоперехватом.
— для наводчика также не менее важна маскировка, умение управлять плавным поворотом башни, также стоит полагаться на боевое братство, также важно часто проводить ремонт наиболее уязвимых мест танка.
— механик используя маскировку должен сделать все возможное для плавного хода это спасет вас от большого разброса снарядов. Этот навык улучшается параллельно со стабилизатором вертикальной наводки. Следует также использовать боевое братство и параллельно быть виртуозом, то есть использовать скорость и маневренность на хорошем уровне.
— заряжающему, чтобы укрепить пушку можно использовать бесконтактную боеукладку, она поможет на некоторое время уберечься от снарядов врага. Время от времени можно прокачивать боевое братство и проводить вовремя ремонт орудий.
Из-за малых габаритов машины, места для экипажа расположены очень тесно и возле уязвимых мест, так что из снаряжения есть только самое необходимое.
— это само собой аптечка, которая спасет от ранений членов экипажа и контузии.
— ремонтный комплект, который позволит в случае необходимости восстановить поврежденные модули.
— огнетушитель спасет вас от полного возгорания в случае пожара, активируется один раз за бой.
Но если у вас имеется достаточное количество серебра вы сможете купить для экипажа кофе с выпечкой, это поможет увеличить навыки и восстановить силы.
Если серебра у вас маловато или вы желаете сэкономить можно обойтись маленькой аптечкой, маленьким ремонтным комплектом, который сможет восстановить только один модуль и ручной огнетушитель.
Тактика игры на IKV 103
Теперь настало время перейти к тактике на IKV 103 в принципе она ничем не отличается от любых других машин среднего класса. В ней имеются как сильные, так и слабые стороны. Вот только как ими правильно распорядится? Сейчас об этом и поговорим.
Начнем, пожалуй, со слабых сторон. В нашем танке практически отсутствует броня и нормальная маскировка, и без прокачки лезть в жаркий бой лучше не стоит. Идеальная тактика для него — это укрыться где-нибудь в кустах и засвечивать противника и лупить по нему, при этом нанося 300 единиц урона за раз. Сражаться с другими противниками на IKV имеет смысл если они одинакового уровня или уровнем помладше. Главный его козырь – это шикарный альфастрайк. Машину не в коем случае не стоит использовать в засадах из-за плохой зоны пробития, как уже было сказано выше даже голдовые кумулятивные снаряды тут не к месту. Несмотря на свои хорошие показатели сведения пушки и скорости играть на IKV 103следует все-таки осторожно, не в коем случае не подпускать к себе «тяжелых» противников, а лучше всего держаться от них как можно дальше. Если хотите стрелять – стреляйте из дальних мест, например, из-за кустов. Умения экипажа следует прокачать по максимуму. Для выявления целей лучше всего пользоваться мини-картой, так вы сможете точно ориентироваться, когда к вам подберется вражеский ЛТ или СТ и начнет вас атаковать. Для IKV 103 в выигрыше всегда будут углы вертикальной наводки. Благодаря своим компактным размерам этот шведский танк способен занимать достаточно интересные позиции, его орудие, например, можно использовать на возвышенностях, такая тактика позволит не только бить по врагов, но и сохранить себе жизнь. Главное хорошо изучить местность карты и полагаться на собственную сноровку и силы.
Достоинства и недостатки IKV 103
Преимущества и недостатки IKV 103.
Достоинства:
• Маленькие размеры, за счет чего у него хорошие способности к маскировке у возвышенностей и деревьев, хорошая прокачка по модулям.
• Мощные показатели альфастрайка.
• Пушки имеют отличное сведение, а также удобные углы вертикальной и горизонтальной наводки.
Недостатки:
Хлипкий корпус, это значит, что броня практически отсутствует, слабый запас прочности, плохой градус обзора, слабая динамика, точность попадания оставляет желать лучшего. Слабые показатели ДМП как для танка среднего уровня и плохие параметры бронепробития.
В целом можно сказать что IKV 103 достаточно своеобразная машина. Она станет неплохим дебютом в шведской ветке танков. Ведь живую реализацию, как и большинство машин в этой ветке она не получила. Игроки смогут оценить ее виртуальный прототип. Она неплохо подойдет для новичков, которые собираются начать знакомство с противотанковыми машинами. На ней хорошие показатели модульности, со временем можно прокачать ДПМ и точность. Если хотите выжать максимум урона улучшите навыки экипажа. Так как экипаж это один из важных элементов в танке, да и в бою в целом.