Самоходная гаубица Model 89 (Румыния)
Самоходная гаубица Model 89 (Румыния)
122-мм самоходная гаубица Model 89 создана в 80-х годах по заказу румынских вооруженных сил. Базой для новой боевой машины стало шасси отечественной разработки, в котором использовано много узлов и агрегатов боевой машины пехоты MLI-84, построенной в свою очередь, на базе советской БМП-1. Румынская армия приняла на вооружение около 42 из этих гаубиц, которые находятся в эксплуатации наряду с шестью российскими 122-мм самоходными гаубицами 2С1 схожими по тактико-техническим характеристикам. По последним данным, только 18 гаубиц Model 89 остались в строю.
Корпус самоходки выполнен методом сварки из листов катаной стальной брони, обеспечивающей защиту от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Верхний и нижний лобовые листы установлены под очень большим углом к вертикали, верхний лист постепенно переходит в горизонтальную крышу. Боковые и задняя стенки корпуса вертикальные. В кормовой стенке имеется дверь для входа и выхода из машины.
В передней части корпуса расположены отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение, все остальное место занимает боевое отделение, в состав которого входит комплектная башня кругового вращения от российский 122-мм самоходной гаубицы 2C1 “Гвоздика”.
В башне установлена 122-мм гаубица 2А31, представляющая собой модернизированную версию российской буксируемой 122-мм гаубицы Д-30. В вертикальной плоскости наведение орудия осуществляется в диапазоне от -3° до +70°. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м, при стрельбе активно-реактивным снарядом она возрастает до 21900 м. Помимо фугасных, в состав боекомплекта самоходки входят бронебойно-фугасные, дымовые и осветительные выстрелы. Всего их насчитывается 40 штук.
В качестве силовой установки на машине установлен форсированный восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель 1240 V8DTS, развивающий мощность 265 кВт и позволяющий самоходке двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч.
B cocтaв ходовой части, применительно к одному борту, входят семь обрезиненных опорных катков, три поддерживающих ролика, ведущие колеса переднего и направляющие заднего расположения. Самоходная гаубица Model 89 может преодолевать водные преграды вплавь. Движение на воде обеспечивается двумя водометными движителями установленными в корме машины.
Машина оборудована фильтровентиляционной установкой позволяющей экипажу действовать в условиях применения оружия массового поражения, приборами ночного видения и средствами радиосвязи.
Серийное производство САУ Model 89 прекращено. Данная машина состоит на вооружении только румынской армии.
Тактико-технические характеристики самоходной гаубицы Model 89
Боевая масса, т 17.5
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры,
мм длина с пушкой вперед 7305
длина по корпусу 7305
ширина 3150
высота 2665
Бронирование противопульное
Вооружение 122-мм гаубица 2А31
Боекомплект 40 выстрелов
Максимальная, дальноаь стрельбы, м.
обычным снарядом 15300
активно-реактивным снарядом 21900
Двигатель 1240 V8DTS. форсированный 8-цилиндровый У-образный дизель. мощность 265 кВт
Удельная мощнооь двигателя, кВт 15.1
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 600
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30 высота стенки, м 0,80 ширина рва, м 2.50 глубина брода, плавает
Китайская гаубица самоходного типа Type 89
Китайская САУ калибра 122 мм тип 89 (можно услышать и другое название самоходного орудия – PLZ-89) была спроектирована и создана для китайских вооруженных сил в 80 годы, впервые данную технику показали общественности в 1999 году. Несколько раньше, гаубица типа 89 была взята на вооружение китайскими вооруженными силами. Орудие предназначается для оказания поддержки механизированным подразделениям во время боевых действий на больших и средних дистанциях ведения огня. САУ создается по программе строительства бронетехники третьего поколения.
К началу 2000 годов, на вооружение НОАК состояло более пары сотен данных самоходных арторудий, которые являлись китайскими копиями советских артсистем 2С1 «Гвоздика». В основном, ими укомплектовали артиллерийские полки, в каждом из которых находилось по батальону САУ тип 89 или танковая дивизия и бригада. Стандартный состав такого батальона – 18 единиц самоходный гаубиц Type 89, разбитый на 3 роты. В состав бригады морпехов НОАК входила рота (до 10 единиц) САУ тип 89, она входила в число техники одного танкового полка.
Устройство и конструкция САУ тип89
Самоходное орудие тип 89 построено на шасси китайской самоходной гаубицы тип 83 калибра 152 мм. Компоновка шасси классического типа с МТО переднего расположения, слева от МТО выполнены места водителя-механика и командира машины, расположенные один за другим. Боевое отделение с башней кругового типа расположено в кормовой части корпуса. Конструкция башни и корпуса сварного типа, которая обеспечивает команде машины противопульную и противоосколочную бронезащиту. Башня самоходки, изготовленная из стальных бронелистов, была смещена китайскими конструкторами поближе к носовой части корпуса. Ее обеспечили развитой кормовой нишей, где смонтировали заряжающий автомат 120 мм гладкоствольного орудия, построенного корпорацией «NORiNCO». Пушка САУ калибра 120 мм была практически полностью взята с артустановки буксируемого типа «Type 86», изменили только длину ствола – до 32 калибров. Пушка имеет возможность вести огонь широким типом снарядов, изготовленных китайской промышленностью, например, боеприпасами со сгораемыми наполовину гильзами. Остатки данных гильз, помещаются в отдельную корзину. Используемые снаряды:
– 120 мм оперенные бронебойные снаряды с трассером и поддоном отделяющегося типа, марка снаряда 120-11 Длина снаряда 65 сантиметров, вес 7.4 килограмма, начальная скорость 725 м/с. Характеризуется увеличенной пробиваемостью – при ведение огня на дальность 2 километра поражает насквозь бронелист из гомогенной катаной стали в 60 сантиметров. Полная масса 120-11 равна 22.5 килограмма, длина 115 сантиметров.
– дальность применения стандартного осколочно-фугасного боеприпаса 18 километров, а дальность применения такого же снаряда с пояском ведущего исполнения и выемкой до 21 километра.
Гаубица обеспечена вертикальным клиновым затвором с копирной полуавтоматикой. Для увеличения скорости процесса заряжания раздельного типа гаубицу обеспечили досылателем электромеханического типа. Это обеспечило самоходному орудию тип 89 скорость стрельбы до 8 боеприпасов в минуту. Полный боезапас гаубицы – 40 боеприпасов находится во внутренней части боевого отделения. Кроме боезапаса, там оборудовали места для 3-х членов экипажа – боевой расчет. Точность ведения огня обеспечивает система управления огнем, в которую входит цифровой вычислитель, датчики и электронно-оптические прицелы дневного и ночного исполнения. В правой верхней части крыши башни установлена башенка вращающегося типа, обеспеченная приборами наблюдения и турельной установкой зенитного пулемета калибра 12.7 мм. С каждой стороны башни установили по 2 четырехствольных гранатометных блока дымовых завес. Гаубица самоходного типа «Type 89» обеспечена коллективной системой защиты от оружия массового поражения и скоростной автоматической системой пожаротушения. Двигатель 12V150L12 дизельного типа с водяным охлаждением и мощностью 450 л.с. дает возможность гаубице передвигаться по автомобильным дорогам со скоростью в 60 км/ч. Исполнении трансмиссии – механическое, планетарное. Подвеска опорных катков торсионного типа. Для пересечения водных преград самоходная гаубица использует специальные навесные приспособления.
Основные характеристики:
– основной калибр 122 мм;
– длина ствола 32 калибра;
– экипаж САУ 5 человек;
– вес 20 тонн;
– длина 11 метров;
– ширина 2 метра;
– высота 3.4 метра;
– дальность хода до 500 километров;
– скорость передвижения до 60 км/ч;
– дополнительный калибр 12.7 мм.
Противотанковая САУ Maresal (Румыния)
Аннотация: Многим любителям истории бронетехники хорошо известна немецкая противотанковая САУ Hetzer, многие знают и про советские аналоги данной САУ — СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76. Однако подобную машину проектировали и испытывали еще в одной стране — Румынии.
Румыния в годы Второй Мировой войны представляла собой отсталое аграрное государство с самым низким в Европе уровнем занятости населения в промышленном производстве (по этому показателю Румыния уступала даже Турции), но тем не менее её инженеры создавали оригинальные образцы авиа- и бронетехники. Одной из таких интересных машин была САУ Maresal.
История румынской противотанковой САУ “Maresal” началась в 1942 г., когда армия остро ощутила необходимость иметь на вооружении аналог немецких Panzerjager. Работы проводились под руководством майора Николае Ангела и капитана Георге Самботина при поддержке подполковника Константина Гиулаи, который ранее разработал противотанковую САУ ТАСАМ Т-60. Предполагалось, что для новой самоходки будет необходимо использовать обычное танковое шасси, на которое устанавливалась бронекоробка с вооружением. В то время выбор встал между шасси легких танков R-2 (лицензионная версия Lt.35) и Т-60. Последние были захвачены в течении 1941-1942 гг.в количестве не менее 30 штук и использовались для обучения экипажей. Чтобы найти им более подходящее применение кроме установки 76,2-мм пушки Ф-22 было принято решение установить на шасси Т-60 122-мм гаубицу Путилов-Обухов модели 1904/1930 и спаренный с неё пулемет ZB-53. Со всех сторон орудие закрывалось четырехгранным щитом с толщиной брони 20-30 мм. Самоходка получила название “Maresal”, что в переводе с румынского означает “маршал”.
Постройку первого прототипа, обозначенного как М-00 начали летом 1943 г. на фирме Malaxa под общим руководством Константина Гулаи и директора завода Раду Вереса. Работы шли быстро и уже 30 июля прототип был предъявлен на испытания, проводившиеся на полигоне в Судити. К октябрю выпустили ещё три опытных самоходки, получивших обозначения М-01, М-02 и М-03.
Конструкция М-00 представляла собой шасси Т-60 с установленной 122-мм гаубицей обр.1904/30. На М-01 шасси Т-60 было усилено. На прототипе М-02 шасси Т-60 было усилено и немного удлиннено фирмой Rogifer. Прототип М-03 имел уже удлиненное и расширенное шасси Т-60. Вооружение всех четырех прототипов оставалось прежним.
Испытания этих САУ, проведенные в течении октября 1943 года, не привели к желаемому результату. Шасси легкого танка Т-60 мало подходило для установки 122-мм гаубицы, а экипажа из двух человек было явно недостаточно. В боевых условиях водитель, сидевший с правой стороны корпуса, должен был выполнять обязанности заряжающего, что в некоторых ситуациях было просто недопустимо. Разместить третьего члена экипажа не представлялось возможным из-за тесноты в боевом отделении. В итоге, от дальнейших работ по самоходкам серии М-00 — М-03 отказались.
Более приемлемым был вариант установки легкого противотанкового орудия типа немецкого РаК 40. Новый прототип М-04 унаследовал старое шасси, но получил двигатель от легкого танка Hotchkiss H-39, 75-мм противотанковую пушку Resita M1943 и более обтекаемый бронекорпус, наподобие немецкого “Hetzer”. Маршал Антонеску, не сомневавшийся в успехе новой САУ, даже представил её чертежи Адольфу Гитлеру, который отозвался о румынской машине вполне похвально.
Постройка прототипа М-04 была начата в ноябре 1943 г. и завершена в январе 1944 г. Испытания начались с февраля на том же полигоне и проводились в присутствии представителей OKH (немецкого верховного командования). Интерес к “Maresal” был тогда настолько высок, что Гитлер лично распорядился выделить для румынского проекта немецких специалистов. При участии инженеров фирм Alkett и Vomag в течении марта-мая 1944 года было построено ещё две опытные самоходки с индексами М-05 и М-06. Оба прототипа представляли собой очень интересный симбиоз из элементов советского шасси, румынского корпуса, французского двигателя от танка Н-39, коробки передач и траков фирмы CKD, а также радиостанции Telefunken и немецкой оптики. На сравнительных испытаниях со StuG III, проводимых в период между 21 июля и 23 августа 1944 года, румынская самоходка показала превосходство по подвижности, при сопостовимом вооружении и более низком силуэте. Немецкая САУ превосходила М-05 только в бронировании и общей защищенности.
В мае 1944 г. был выдан заказ на 1000 САУ (200 М-05 и 800 М-06), для чего был заключен договор с фирмой Hotchkiss. Также румынские представители вели переговоры с фирмами Австрии, Чехии, Швейцарии и Швеции о приобретении оборудования. Кроме того немецкие представители выразили заинтересованность в занитном варианте, оснащенном 37-мм зенитным орудием Rheinmetall. Интерес к САУ был так велик, что рассматривался вопрос о продаже лицензии на изготовление двигателя Praga, мощностью 160л.с. для большей унификации САУ Maresal и Hetzer.
Однако ещё в марте запланировали производство “нулевой” серии М-05 состоящей из 10 машин, а также 1-й и 2-й серий по 40 и 50 машин соответственно. Первые самоходки намервались получить в июне, а затем темп производство должен был составлять не менее 100 машин ежемесячно. Это позволило бы в кратчайшие сроки сформровать 32 противотанковых самоходных батальона, причем первый тренировочный батальон был уже создан в составе 2-й танковой дивизии.
Планы производства были нарушены налетами стратегических бомбардировщиков союзников, из-за чего срок поставки первых САУ перенесли на 1 ноября 1944 года. Дополнительно был подписан договор между румынским и немецким командованием, предусматривавший поставку примерно 20-30 самоходок вермахту и даже развертывание их лицензионного производства с использованием агрегатов от самоходки “Hetzer”. Кроме того немецкие представители выразили заинтересованность в зенитном варианте, оснащенном 37-мм зенитным орудием Rheinmetall.
САУ Maresal на базе САУ Hetzer
Тем не менее, до заключения перемирия с СССР ни одна машина так и не покинула стен предприятия. С 29 августа программа строительства “Maresal” была приостановлена, а затем полностью прекращена. Находившиеся на разных стадиях сборки предсерийные М-05 были конфискованы советскими войсками и хотя существовали планы возобновления их испытательного цикла в скором времени все “Maresal” отправили на слом.