0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходный миномет VPX-40M (Франция)

155mm Gun Motor Carriage M40
155мм артиллерийская самоходная установка М40

В декабре 1943, накануне союзного десанта в Европе, американское командование приказало привести в боеготовое состояние имевшиеся на вооружении 155мм САУ М12. Управление Бронетанковых Сил (Armored Force Board) считало, что для сопровождения танковых дивизий в ходе предстоящих операций потребуются САУ и санкционировало разработку новой машины, подобной М12. Проект назвали Т83 Gun Motor Carriage. Новая машина должна была иметь 155мм орудие М1А1 или М2, установленное на расширенное шасси М4А3Е8 с подвеской HVSS. Мотор переносился вперёд, а сзади монтировалась рабочая платформа для обслуживания орудия и сошник-упор против сильной отдачи. Осколочно-фугасный снаряд имел начальную скорость 845 м/с и при весе 41,3кг выстреливался на дальность до 23,5км. Скорострельность составляла 1 выстрел в минуту. Ещё на стадии проектирования в САУ закладывалась возможность заменять 155мм орудие на 8-дюймовую гаубицу. САУ с гаубицей называлось Т89 НМС. Работы над Т83 начались в январе 1944.

Однако, как и при создании М12, Управление Сухопутных Сил (Army Ground Forces) по прежнему считало такие машины не нужными и попыталось наложить на них своё вето. Тем не менее Артиллерийское Управление (Ordnance Board) поддержало идею Управления Бронетанковых Сил и в марте 1944 началось производство пилотной машины.

Для обслуживания Т83 и Т89, на их базе разработали машину Т30 Cargo Carrier. По сути Т30 имела ту же самую базовую шасси но без вооружения. Т30 предназначался для перевозки боеприпасов и расчёта Т83 или Т89. На одну Т83 или Т89 полагалась одна обслуживающая машина Т30.

Когда началось вторжение Союзников в Европу, американская промышленность в рамках «ограниченного производства» (limited procurement) получила заказ на 304 машины Т83 и соответственно 304 Т30. В январе 1945 компания Pressed Steel выполнила контракт. В марте 1945 Т83 стандартизировали, как М40 Gun Motor Carriage, а в войсках прозвали Долговязый Том (Long Tom). Заказ на М40 довели до 600 машин, но всего, с января по декабрь 1945 выпустили 448 штук, из которых 311 САУ — до конца 2МВ. А, вот заказ на Т30 выданный в июле 1944 отменили в декабре того же года. Американские военные посчитали на тот момент более актуальным использовать шасси для производства САУ Т83, а не машин обслуживания. Промышленность успела изготовить всего несколько Т30. Конструкторы модифицировали конструкцию Т30, так, чтобы универсальные держатели годились для перевозки снарядов калибром 105мм, 155мм, 8-дюймов, 240мм. В серийное производство эта машина так и не попала.

Впервые М40 приняли участие в боевых действиях при обстреле города Кёльн, а потом активно участвовали в сражении за Кёльн в составе 991-го батальона полевой артиллерии. После 2МВ М40 GMC послужили в Корейской войне.

Читать еще:  Самолёт-разведчик RA-5C «Vigilante» (США)

M40 GMC состояли на вооружении США, Англии и Франции до начала 50-х.

M40 (САУ)

155-мм самоходная пушка M40 (англ. 155 mm Gun Motor Carriage M40 ) — самоходная артиллерийская установка США времён Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц, средняя по массе. Известна также под прозвищем «Длинный Том» (англ. Long Tom ), данным ей в войсках США. Разработана на шасси танка M4 «Шерман», выпускалась серийно с февраля по декабрь 1945 года. Всего выпущено было 418 экземпляров, в том числе 311 — до конца Второй мировой. M40 принимали ограниченное участие в боях в Северо-Западной Европе весной 1945 года. Впоследствии они широко применялись в Корейской войне. Помимо США, M40 также состояли на вооружении Великобритании и Франции до начала 1950-х годов.

Состояла на вооружении

Литература

  • R.P.Hunnicutt. Sherman. A history of the American Medium Tank. — Presidio, 1992. ISBN 0-89141-080-5

Ссылки



T18 · T19 · T30 · T41 · M7 «Прист» · M8 · M12 · T82 · M37 · M40 · M41 · M43 · T84 · T92/T93 · T94

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «M40 (САУ)» в других словарях:

M40 — может относиться к: Двойная звезда M40 двойная звезда в созвездии Большой Медведицы. M40 (САУ) самоходная артиллерийская установка США периода Второй мировой войны M40 (снайперская винтовка) американская снайперская винтовка.… … Википедия

М43 (САУ) — 8 inch Howitzer Motor Carriage M43 Классификация самоходная гаубица Боевая масса, т 36,2 Компоновочная схема отделение управления спереди, м … Википедия

М40 (САУ) — 155 mm Gun Motor Carriage Классификация САУ Боевая масса, т 36,7 Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное … Википедия

M43 (САУ) — 8 inch Howitzer Motor Carriage M43 Классификация самоходная га … Википедия

Тип 60 (САУ) — Тип 60 в музее вооружения Синбудай … Википедия

Прист (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прист … Википедия

M36 (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. М36 … Википедия

M10 (САУ) — 3 in. Gun Motor Carriage M10 Классификация … Википедия

M8 (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. M8 … Википедия

T19 (САУ) — 105mm Howitzer Motor Carriage T19 Классификация … Википедия

M40 “Long Tom” Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: 155 mm Gun Motor Carriage M40
Альтернативное обозначение: “Long Tom”
Начало проектирования: 1944 г.
Дата постройки первого прототипа: 1944 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип и 418 сериных М40.

Определённые успехи, достигнутые союзниками в Северной Африке и на юге Италии, наконец-таки позволили вплотную заняться подготовкой к полномасштабному вторжению во Францию. Прекрасно представляя себе, что нормандские берега будут усеяны разнообразными укреплениями, в декабре 1943 года Управление Бронетанковых Сил (Armored Force Board — AFV) нашло применение не только «ненужным» самоходным орудиям М12, но и выдало спецификацию на разработку более современной аналогичной машины.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 705» (Россия)

Официально работы над новой самоходкой начались в январе 1944 года. Вместо устаревших орудий времен Первой Мировой войны предполагалась установка 155-мм пушек М1А1 или М2, что обещало вполне недвусмысленные выгоды. В боекомплект входило два типа выстрелов: бронебойный и осколочно-фугасный. Приоритет, разумеется, отдавался второму типу – при начальной скорости 845 мс снаряд массой 41,3 кг имел максимальную дальность порядка 23,5 км. Бронебойный снаряд на дистанции 914 метром мог пробить вертикально установленный лист брони толщиной 160 мм. В совокупности с самоходным шасси столь мощная артсистема становилась ещё более эффективной, однако Сухопутные войска (Armored Ground Force) по прежнему не видели необходимости в наличии подобных машин. Потребовалось дополнительное содействие Артиллерийского технического комитета, прежде чем этот проект был окончательно одобрен.

За это время было пересмотрено мнение относительно используемого танкового шасси. С конца 1943 года все разработки боевых образцов бронетанковой техники стали производить на базе двух танков. Для так называемой боевой группы среднего класса использовалось шасси танка М4А3, а для группы легкого класса выбрали танк М24. Таким образом, 155-мм самоходное орудие, первоначально обозначенное как Т83 Gun Motor Carriage, было отнесено к среднему классу. Заказ на постройку пяти «пилотных» образцов был выдан Pressed Steel Car Company в марте 1944 года. Более того, была инициирована разработка «дуплекса» на идентичном шасси – вторая машина, получившая обозначение Т89 Gun Motor Carriage, оснащалась 203-мм орудием М1.

Конструкция самоходки Т83 заимствовала множество компонентов от серийного танка, однако нельзя сказать, что эти машины были практически полностью аналогичны. В качестве исходного образца была выбрана модификация М4Е3Е8 оснащенная подвеской типа HVSS. Для установки мощного крупнокалиберного орудия шасси пришлось расширить, чтобы придать дополнительную устойчивость при стрельбе. Применительно на один борт ходовая часть состояла из шести обрезиненных опорных катков, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Опорные катки блокировались попарно в три тележки, которые оснащались подвеской HVSS с использованием вертикальных пружинных рессор. Резинометаллическая гусеница состояла из 86 траков шириной 584 мм и шагом 152 мм.

Корпус самоходной установки фактически был разработан заново. Без радикальных изменений осталась лишь носовая часть с наклонным бронелистом надстройки. Здесь располагались компоненты трансмиссии, за которыми находились места для водителя (слева) и командира машины (справа). Борта и корма корпуса (как впрочем и надстройки) собирались из вертикальных бронелистов толщиной от 12,7, до 25,4 мм.
Моторный отсек теперь располагался в средней части корпуса. Здесь устанавливался стандартный двигатель Continental R-975C4 (9-цилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения) развивавший мощность 400 л.с. при 2400 об/мин. Запас топлива составлял 814 литров.

Боевой отсек находился в кормовой части. Орудие М1 калибра 155-мм устанавливалось на открытой платформе, которое защищалось лишь невысокими бортами надстройки корпуса. Возимый боекомплект состоял из 20 выстрелов. К нижнему кормовому бронелисту корпуса крепился ковш, в боевом положении опускавшийся на грунт и гасивший отдачу при выстреле. Расчет орудия, состоявший из шести человек, частично размещался на верхнем кормовом бронелисте, который откидывался назад.

Читать еще:  Опытный пулемёт системы Никитина-Соколова обр. 1958 года (СССР)

Активно развивавшаяся подготовка к высадке в Нормандии в значительной мере подогрела интерес к самоходным орудиям высокой мощности. В результате, уже после вторжения, заказ на Т83 был увеличен до 304. Кроме того, дополнительно предполагалось построить 304 транспортера типа Т30. Контракт на их производство был размещен в декабре 1944 года. Фактически, это был тот же Т83, но без орудия и оснащенный 12,7-мм пулеметом на турельной установке в передней части корпуса (над местом командира). Машина могла перевозить боекомплект для 105-мм, 155-мм и 203-мм орудий. Обозначение самоходного орудия изменили на M40 Gun Motor Carriage, к которому впоследствии добавили название “Long Tom”.

Несмотря на все приложенные усилия, до конца войны успели отправить на фронт лишь несколько самоходок. В марте 1945 года они приняли участие в обстреле Кёльна, где также «засветилась» другая американская новинка – тяжелый танк М26 «Pershing». Однако, война с Германией быстро закончилась, а на Тихом океане самоходки М40 применения не нашли. Это положитло конец не только программе строительства САУ, но и транспортеров Т30, выпущенных в единичных экземплярах.

С осени 1945 года М40 стали переводить в резерв и передавать союзникам. Применение этим машинам нашлось спустя пять лет – вспыхнувшая война в Корее потребовала участия артиллерии высокой мощности, в том числе и самоходной.

Кроме США некоторое количество самоходок М40 использовалось армией Великобритании, причем последние машины этого типа были сняты с вооружения в начале 1960-х гг. Также эти самоходки передавались армии Франции, которая использовала их в Индокитайской войне 1945-1954 гг. По данным из зарубежных источников несколько М40 было продано в Иорданию и Ливию.

До настоящего времени, в силу относительной многочисленности, сохранилось более 10 самоходок М40. Большая часть из них осталась на территории США. Вторая половина этой «коллекции» находится в британских музеях или у частных собственников, которые выкупали их у армии:

Imperial War Museumm (Duxford, Великобритания) — одна единица, реставрирована

Royal Artillery Museum (Woolwich, Великобритания) — одна единица, реставрирована

Auto+Technik Museum (Sinsheim, Германия) — одна единица, реставрирована

U.S. Army Ordnance Museum (Fort Lee, США) — одна единица, реставрирована

Arkansas National Guard Museum (Camp Robinson, США) — две единицы, реставрированы

National Guard Armory (Mena, США) — одна единица «Alta`s Ankles», реставрирована

Army Artilleru Museum (Fort Sill, США) — одна единица, реставрирована

4th Infantry Div ision museum (Fort Hood) — одна единица, реставрирована

Jacques Littlef Field Collection (Portola, США) — одна единица, сохранился только корпус

Bovington Tank Museum (Великобритания) — одна единица, не реставрирована, предположительно доставлена с полигона

Rex & Rod Cadman Collection (Великобритания) — одна единица, не реставрирована, предположительно доставлена с полигона.

Кроме того, ещё одна самоходка М40 находится в частных руках на территории Великобритания. Эта машина также не реставрировалась и, предположительно, ранее хранилась на «танковом кладбище».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector