Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» (проект 904) (СССР)
Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок» (проект 904) (СССР)
МОРСКИЕ ЭКРАНОПЛАНЫ ТИПА «ОРЛЁНОК» ПРОЕКТА 904
MARINE CRAFTS, TYPE «ORLYONOK» PROJECT 904
Разработано семейство морских экранопланов взлётной массой до 200 т, аналогами которых являются морские транспортно-десантные экранопланы «Орлёнок»
Экранопланы «Орлёнок» прошли всесторонние летные и мореходные испытания и более 15 лет эксплуатировались в составе ВМФ России
На базе проекта 904 проработаны варианты пассажирских экранопланов и научно-исследовательский морской арктический геологоразведочный (МАГЭ).
25.10.2013
Двадцать лет назад, осенью 1993 года, на 11-й авиабазе Каспийской флотилии ВМФ России состоялся последний полет единственного в мире серийного транспортно-десантного экраноплана А-90 «Орленок» с бортовым номером «26». Полет проходил в присутствии американских представителей из Пентагона, ЦРУ, NASA и Управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США. Кроме того, за испытаниями «Орленка» наблюдал американский аэрокосмический конструктор Берт Рутан.
В общей сложности было построено пять экранопланов типа А-90, последний из них (тот самый бортовой номер «26») был списан в 2007 году.
ДЕСАНТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 904 «ОРЛЕНОК»
Десантный экраноплан пр. 904 (шифр «Орленок») спроектирован в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. P.E. Алексеева под руководством P.E. Алексеева, а затем В,В. Соколова. Он предназначался для высадки войск морского десанта на необорудованное побережье. По конструкции являлся кораблем, использующим экранный эффект (резкое возрастание несущих свойств крыла на малых высотах полета).
В 1964 году в ЦКБ по СПК приступили к проектированию 105-тонного транспортно-десантного экраноплана Т-1 (проект 904), получившего в начале 1970-х название «Орлёнок». Ему предшествовала двухместная самоходная модель СМ-6 взлётной массой около 26 500 кг. Её разработка началась осенью 1969 года, а спуск на воду состоялся в 1971 году.
Схема СМ-6 сохранилась такой же, как у «Каспийского монстра», с той лишь разницей, что два ТРД поддува располагались не на пилонах по бокам носовой части корпуса лодки, а внутри, причём с верхними воздухозаборниками, что заметно снижало вероятность попадания в двигатели забортной воды.
Первый в мире транспортный экраноплан «Орлёнок» спустили на воду летом 1972 году. Аппарат предназначался для быстрой перевозки в грузо¬вом отсеке длиной 21 м, высотой 3,2 м и шириной 3 м (по другим данным — 28, 4,5 и 3,4 м соответственно) войск, вооружения и различной техники, состоявшей на вооружении ВМФ, включая бронетранспортёры БТР-80 и плавающие танки ПТ-76,
Загрузка в экраноплан осуществлялась через откидывающуюся вбок тяжёлую носовую часть, в которой были расположены два турбореактивных двигателя НК-8-4К, кабина экипажа и многочисленное оборудование. Это было не самое удачное техническое решение, поскольку в данном случае изгибаются различные трубопроводы, электрические кабели, усложняется проводка системы управления двигателем НК-12МК и экранопланом в целом.
Корпус и крылья были выполнены из легких сплавов. Для посадки на сушу имелось шасси. Погрузка и высадка осуществлялась через носовую аппарель. Для этого носовая оконечность фюзеляжа (вместе с ходовой рубкой) заваливалась на борт.
Всего в период с 1979 г. по 1983 г. на экспериментальном (опытном) МП «Волга» было построено четыре экраноплана пр. 904. Головной (зав. № 21) погиб в 1979 г. во время проведения испытаний.
Первый экземпляр установочной серии морской десантный экраноплан (МДЭ-150, строительный номер С-21), отличавшийся усиленным корпусом, построили в 1977 г. Государственные испытания «Орлёнка» продолжались почти два года и 3 ноября 1979-го его приняли на вооружение, подняв флаг ВМФ.
В 1981-м заказчику сдали второй серийный экраноплан (МДЭ-155, строительный номер С-25) и через два года, 30 декабря — третий (МДЭ-160, С-26). Моряки же хотели иметь в своём распоряжении около 20 машин этого типа. К тому времени Алексеева как «неуправляемого» главного конструктора сменил В.В. Соколов.
Серийные «орлята» поступили в 236-й дивизион кораблей- экранопланов, входивший в бригаду десантных кораблей Краснознамённой Каспийской флотилии. Формирование этого подразделения проходило с ноября 1979 по декабрь 1983 года. При этом для управления кораблями нового типа подготовили четырёх пилотов.
Полёты экранопланов проходили редко, корабли часто дорабатывали, отшлифовывая постепенно вопросы, связанные с их эксплуатацией и боевым применением. В 1984 году предполагалось перебазировать дивизион на Балтику, причём своим ходом на высотах до 1500 м. Но перелёт не состоялся. В конце 1986 года по приказу министра обороны СССР 236-й дивизион кораблей-экранопланов переименовали в 11-ю авиагруппу, с подчинением Черноморскому флоту. Экранопланы,как и положено,заняли свою нишу в структуре авиации ВМФ.
В дальнейшем подобных кораблей не строили ввиду отсутствия военной целесообразности. Дело в том, что при больших размерах экраноплана его зенитное вооружение и скорость хода оставались на уровне тихоходного самолета. В случае противодействия со стороны противника он становился крайне уязвимым. В этих условиях гораздо более эффективно могли бы использоваться вертолеты.
Водоизмещение:
— стандартное — 100 м;
— полное — 122 м;
Полётная масса, т 125
Масса топлива, т 12,5
Главные размерения:
— длина наибольшая (по КВЛ) — 58,11 м;
— ширина по крыльям наибольшая — 31,5 м;
— осадка в водоизмещающем положении — 1,5 м;
— высота, м 15,9
Площадь крыла, кв.м: 304,6
Главная энергетическая установка:
— тип — турбореактивная;
— количество х тип ТРД — суммарная мощность — 1 х НК-12МК — 15000 л.с.;
— количество х тип движителей — 1 х спаренных соосных ВВ;
— количество х тип вспомогательных (стартовых) ТРД — суммарная тяга — 2 х НК-8-4К — 20 т;
Скорость, км/ч:
— максимальная 400
— крейсерская 350-360
Крейсерская высота полета — около 2,5 м;
Высота полёта над экраном, м 0,5 – 5
Дальность плавания ходом 190 уз — 700 мили;
Автономность по запасам провизии и топлива — 1 сут;
Экипаж — 8 (4) чел. (в том числе офицеров);
Десантовместимость — 1 ед. бронетанковой техники массой до 20 т или 130 десантников с полным снаряжением, возможны варианты;
— артиллерийское — 1×2- 12,7-мм («Утес-М»);
Радиоэлектронное
РЛС общего обнаружения «Экран»
Навигационная радиолокационная станция предупреждения столкновений Экран-4
МОРСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ЭКРАНОПЛАН «ОРЛЁНОК-П»
Назначение — Скоростные перевозки пассажиров. «Орлёнок-П» — пассажирский вариант десантного экраноплана проекта 904 «Орленок».
Класс регистра — Тип В по классификации IMO
Водоизмещение, т — 125
Осадка, м — 1,5
Скорость, км/час — 350-400
Мореходность (высота волны), м взлёт/посадка — 1,5
Двигатели
• маршевые , кол. х кВт — 1х11030
• стартовые, кол. х кГ тяги — 2х10500
• Экипаж — 6
• Пассажировместимость — 150
МОРСКОЙ ГРУЗОВОЙ ЭКРАНОПЛАН «ОРЛЁНОК-ГР»
Назначение — Срочная доставка специальной колёсной и гусеничной техники, в том числе на необорудованный берег
Класс регистра — Тип В по классификации IMO
Водоизмещение, т — до 140
Осадка, м — 1,6
Скорость, км/час — 375-425
Мореходность (высота волны), м взлёт/посадка — 1,5
Двигатели
• маршевые , кол. х кВт — 1х11030
• стартовые, кол. х кГ тяги — 2х10500
Экипаж — 4
Грузоподъёмность, т — до 40
Вариант экраноплана «Орленок» с доставкой в район на тяжелом транспортном самолете Ан-225 «Мрия». Модель на Выставке 300-летия флота. Крымский Вал, Москва, 1992 г.
Орлёнок (экраноплан)
А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок» [1] .
Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года. [2] Орленок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.
Содержание
Конструкция и назначение
Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.
Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.
«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.
Испытания
В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.
Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок» [1] :
Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.
Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».
В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок.
Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
Модификации «Орлёнка»
В начале 1990-х на базе «Орлёнка» активно велись несколько разработок-модификаций:
- Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
- Научно-исследовательская модификация «Орлёнка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
- Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орлёнка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и т. д.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан может садиться при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.
Орлёнок (экраноплан)
А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок» [1] .
Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года. [2] Орленок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.
Содержание
Конструкция и назначение
Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.
Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.
«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.
Испытания
В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.
Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок» [1] :
Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.
Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».
В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок.
Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
Модификации «Орлёнка»
В начале 1990-х на базе «Орлёнка» активно велись несколько разработок-модификаций:
- Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
- Научно-исследовательская модификация «Орлёнка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
- Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орлёнка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и т. д.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан может садиться при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.