0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ударный экраноплан «Лунь» (проект 903) (СССР)

Экраноплан “Лунь” – гроза кораблей и морской спасатель

Экраноплан “Лунь” – один из проектов перспективного вида вооружения, созданный в 80-х годах в СССР. За границей этими машинами восхищались за их необычный вид, и, без преувеличения, боялись их из-за впечатляющих возможностей.

Но из-за перемен в стране эту боевую машину сначала хотели переделать из уничтожителя кораблей в их спасателя, а после вообще оставили незаслуженно ржаветь на одном из заводов. Данная статья посвящена истории этого уникального летательного аппарата.

История развития экранопланов

В начале 20-го века, во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление, связанное с поведением самолёта в воздухе. Заметили и испытали его на себе первые лётчики.

Явление заключалось в следующем – при заходе на посадку или при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя по-другому – было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива Но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, при посадке как бы отталкивая самолёт от земли, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям. Это явление получило название “экранного эффекта”, которое в дальнейшем стало основой передвижения для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.

Проекты подобных летательных аппаратов разрабатывались инженерами во многих странах мира, но более всего в развитии этого вида транспорта преуспели в СССР.

С 50-х годов в Советском Союзе в ряде конструкторских бюро начались эксперименты с экранным эффектом, приведшие к созданию прототипов подобных машин. Вершиной же развития советских экранопланов являются несколько типов тяжелых машин, разрабатывавшихся с 60-х годов, одним из которых стал экраноплан-ракетоносец”Лунь” проекта 903 “Каспийский монстр”.

Развитие экранопланов в СССР

Основным движителем развития экранопланов в СССР можно считать ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) Ростислава Алексеева, которое с 50-х годов начало работу над этим видом транспорта. В начале 60-х годов этим КБ были представлены первые самоходные модели экранопланов СМ-1 и СМ-2. Они представляли собой летательные аппараты длиной 20 метров, движимые одним турбореактивным двигателем и экипажем их трёх человек.

Несмотря на ряд небольших аварий, испытания этих аппаратов были признаны успешными и вызвали одобрение у высокопоставленных лиц страны. Их полёт демонстрировались Д.Ф. Устинову и Н.С. Хрущёву, которые были впечатлены испытаниями. Возможно, благодаря этому вскоре были одобрены госпрограммы, предполагающие разработку боевых экранопланов, предназначавшихся в основном для военно-морского флота. В 1962 году всё тем же ЦКБ по СПК началась работа по созданию тяжелого экраноплана КМ, а в 1964 году – проекта Т-1, предназначавшихся для ВМФ.

Испытания КМ стартовали в 1966 году. Он имел поражающие размеры и характеристики ¬– длина 92 м, размах крыла – 37 м, взлётная масса ¬– 544 т. Создание КМ продемонстрировало весь возможный потенциал развития этих машин на ближайшие годы – по скорости он не имел равных среди кораблей и при этом имел лучшую грузоподъемность среди самолётов (до появления Ан-225 «Мрия»). Этим экранопланом были впечатлены и американцы, дав ему прозвище “Каспийский монстр”.

Проект Т-1, в дальнейшем получивший название “Орлёнок” был отправлен на испытания в 1972 году, а спустя 7 лет машина поступила на вооружение ВМФ СССР. Этот экраноплан предназначался для переброски десанта – он вмещал до 200 пехотинцев или 2 бронетранспортёра. Было построено 5 таких машин.

Помимо десантного “Орлёнка”, флоту требовался и боевой образец, способный противостоять вражеским кораблям.

Им стал ударный экраноплан-ракетоносец “Лунь”, работа по которому началась в ЦКБ в 70-х годах.

История создания

Проектное задание по разработке экраноплана-ракетоносца «Лунь» было выдано в 1970 году ЦКБ по СПК. Главным конструктором был назначен В.Н. Кирилловых. Задание предполагало создание тяжелого экраноплана массой более 200 т, способного нести противокорабельные ракеты ЗМ-80 “Москит”.

К 1980 году была готова техническая документация и началась разработка рабочих чертежей. При разработке конструкторы активно использовали результаты предыдущих наработок по КМ и “Орлёнку”, в частности были заимствованы многие бортовые системы и системы управления, что значительно сократило срок проектирования. С 1983 года началась постройка первого образца, и уже в 1986 экраноплан “Лунь” был введён в строй. С 1987 года начались испытания, а в 1990 – опытная эксплуатация ракетоносца.

Владимир Николаевич Кирилловых родился 30.03.1931 в селе Верхошижемо. С юношества увлекался яхтенным спортом, в яхт-клубе он впервые познакомился с Ростиславом Алексеевым. Закончил кораблестроительный факультет Нижегородского университета. С 1960 года начал работать в ЦКБ по СПК, последовательно повышался в должности, и в 1976 году был назначен главным конструктором по проекту 903 “Лунь”. Кирилловых считал экранопланы передовым средством вооружения, дававшим большое преимущество в гонке вооружений.

На строящийся “Лунь” Владимир Николаевич возлагал большие надежды и позиционировал его как универсальное средство против любых надводных сил противника, существовавших на то время.

Явление экранного эффекта

Для начала стоит рассказать, каким образом экранопланы осуществляют свой полёт, и какие трудности с этим связаны. Углубляясь в суть явления, можно подметить, что человечество наблюдало экранный эффект задолго до появления самолётов – его использовали некоторые виды птиц.

Например, чайки, пролетая над водной гладью, осознанно снижались к самой поверхности воды и продолжали полет так. При этом было заметно, что махать крыльями при таком полете чайки начинали гораздо реже. Таким образом, птицы пользуются экранным эффектом для облегчения полёта и экономии сил. Но как же этот эффект им помогает?

Разберёмся в сути данного явления.

Оно основывается на разности давлений над крыльями (самолёта или птицы) и под ними. Говоря простым языком, изменение давления происходит так – при горизонтальном полёте встречный поток воздуха как бы ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло.

При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы.

Эффективность экранного эффекта зависит от следующих параметров:

  • ширины крыла (чем она больше, тем больший поток будет поддерживать крыло, и тем больше эффект);
  • высоты и скорости полёта (чем ниже полёт и меньше скорость, тем эффективнее полёт).

Но в казавшейся простоте использования этого эффекта, который освоили даже птицы, кроются и сложности. Связано это с балансировкой и маневрированием при полёте над экраном – даже при небольшом изменении высоты или скорости движения, меняется и центр давления экранного эффекта, что меняет балансировку летательного аппарата и может создать непредвиденный крен. Из-за этого те же чайки, если собираются изменить направление или нырнуть за рыбой, сначала поднимаются вверх от воды, чтобы экранный эффект не вызывал неудобств при маневрировании.

Конструкция экраноплана

Внешне “Лунь” напоминает большой транспортный самолёт – длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение. Но от самолётной компоновки тут довольно много отличий. “Лунь” имеет корпус длиной 73 м и высотой 19 м.

Фюзеляж состоит из панелей, изготовленных из алюминиево-магниевого сплава, толщиной до 12 мм.

Низ корпуса подобно кораблям имеет лакокрасочное покрытие и электрохимическую защиту от коррозии. Ещё несколько “морских” особенностей “Луня” – нижняя часть корпуса закрыта обтекателями, также на днище присутствует гидролыжа, предназначенная для смягчения посадки на воду.

В передней части корпуса находится пилон, на котором расположены 8 тяговых двигателей. Их сопла установлены под углом к воде, благодаря чему нагнетаемый ими поток уходит в воду и экранирует от неё в крылья, расположенные чуть позади, за счёт чего в данном случае и достигается экранный эффект. Крылья имеют трапециевидную форму, их размах – 44 м, площадь – 550 м2, также на них имеются закрылки, разделённые на 12 частей. Стабилизатор цельнометаллический, его площадь – 227м2. Его законцовка выполнена из пенопласта, облицованного стеклопластиком.

Читать еще:  Карманная книга солдата. Глава 1: Полевая выучка. Часть 4

На фюзеляже экраноплана установлено вооружение – три пары противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Под передней парой находится кабина стрелков-операторов, в которой имеются авиационные пушки ГШ-23. За установками находятся листы теплозащиты для предохранения корпуса от высокой температуры при пуске ракет. Ещё одна кабина стрелков с пушечной установкой находится в задней части корпуса.

Внутрь “Луня” можно попасть двумя путями – через двери в боках корпуса или через люк на крыше. Внутренние отсеки поделены на 4 группы: носовую, центральную, кормовую и отсеки киля. В носовой части находятся кабина пилотов и помещения со вспомогательными силовыми установками.

В центральной части размещено многочисленное оборудование экраноплана, а также каюты и помещения для экипажа.

Кормовая секция занята различным оборудованием, в районе киля расположена установка для снабжения экраноплана электроэнергией, а также находится радиоаппаратура и средства навигации, в верхней части киля расположена кабина стрелка.

Технические характеристики

В движение “Лунь” приводится восьмью авиационными турбореактивными двухконтурными двигателями НК-87, разработанными на базе турбин самолёта Ил-86. Они имеют взлётную тягу по 13000 кгс, и с этими двигателями “Лунь” способен разгоняться до 500 км/ч, а запас его хода при этом – 2000 км. Масса пустой машины составляет 243 т, а максимальная взлётная равняется 380 т. Экипаж состоит из 10 человек.

Основная высота полёта экраноплана – до 10 м, но он также может летать и вне экрана на высоте до 500 м. На практике, по рассказам пилотов, в таком режиме полёта машина становилась неустойчивой и плохо слушалась рулей, поэтому от экрана планировалось отрываться только в экстренных случаях.

Как и все экранопланы, в режиме экрана “Лунь” может летать не только над водой, но и над любой ровной поверхностью – например, надо льдом или над землёй. Но в отличие от десантного “Орлёнка”, у “Луня” отсутствует шасси, есть только гидролыжа, из-за этого он может садиться только на воду. И поэтому для его базирования на суше использовался специальный плавучий док.

Зато благодаря гидролыже “Лунь” мог эксплуатироваться при высоком волнении воды – до 5-6 баллов, против 3-4 у “Орлёнка”.

Рассмотрим вооружение экраноплана подробнее. Оно состоит из шести сверхзвуковых маловысотных противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Предназначаются они для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность поражения ракет составляетот 10 до 250 км.

Характеристики ПКР “Москит”:

  • Высота полёта ракеты: 7-20 м.
  • Высота пуска: 20 м.
  • Дальность пуска: до 250 км.
  • Максимальная скорость полёта ракеты: М=2,8.
  • Темп стрельбы при залповом пуске: 5 сек.

Считалось, что четырёх таких ракет хватит для уничтожения любого корабля потенциального противника, в том числе и авианосца. Также одним из преимуществ “Луня” считается возможность пуска этих ракет на ходу. Помимо ракет, у экраноплана имеется вспомогательное вооружение ¬– две установки со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23, которые расположены в носовой и кормовой части.

Ещё одной важной характеристикой машины является её малозаметность для радаров. Вообще она присуща почти всем экранопланам и заключается в том, что высота их полёта слишком мала, чтобы авиационные РЛС засекли их. Для морских локаторов они также остаются невидимы, так как не касаются при полёте водной поверхности.

По рассказам лётчиков-испытателей, при испытаниях в Каспийском море они летали рядом с местом дислокации ракетного дивизиона по низколетящим целям, и они действительно не могли засечь экраноплан на радарах, хоть и видели его визуально.

Сравнение с аналогами

Говоря о вопросе сравнения “Луня” с аналогами, то сравнивать его особо не с кем ¬– кроме СССР тяжелые экранопланы никто не изготавливал, а по своему предназначению “Лунь” вообще можно назвать единственным боевым экранопланом в мире (советские КМ и “Орлёнок” были скорее транспортными).

Советский ударный экраноплан «Лунь»: история создания, описание и технические характеристики

Распад Советского Союза поставил крест на реализации многих интересных научно-технических проектов, большая часть которых касалась военной сферы. Одной из самых необычных советских разработок были экранопланы – летательные аппараты, использующие для полета так называемый экранный эффект. Согласно международной классификации (ИМО), эти аппараты относятся к морским судам.

Подобные аппараты можно использовать для различных целей: для перевозки грузов и пассажиров, выполнения спасательных миссий, морского патрулирования, но советские экранопланы разрабатывались в первую очередь для военных нужд.

История создания экранопланов в СССР связана с именем талантливого конструктора Ростислава Алексеева.

Результатом многолетней работы Алексеева и его подчиненных стало создание ударного ракетного экраноплана «Лунь» (проект 903). В рамках этого проекта был построен один аппарат, хотя изначально планировалось изготовить восемь экранопланов. Основной его задачей было уничтожение авианосцев и других крупных кораблей противника. На Западе «Лунь» получил прозвище «Каспийский монстр». Большинство характеристик этого летательного аппарата никто не смог превзойти до сих пор.

В СССР этот проект был абсолютно секретным, конструкторам запрещалось даже произносить слово «экраноплан», в западной литературе подобные летательные аппараты обозначают аббревиатурой WIG (от Wing-In-Ground effect).

За счет чего экраноплан летает

Принцип полета экранопланов мало похож на те, что используются обычными самолетами или кораблями на воздушной подушке. Экраноплан поддерживается в воздухе также за счет воздушной подушки, но она не нагнетается специальными двигателями, а возникает за счет набегающего потока.

Обычный самолет взлетает и летит, потому что форма и профиль его крыла создает над его плоскостью давление ниже, чем под ней. У экраноплана все не так. За счет воздушных возмущений под его крылом создает область повышенного давления, которая достигает поверхности и отражает обратно. Это так называемый экранный эффект. Создать его можно только на очень небольших высотах. Он зависит от формы крыла и его удлинения, поэтому крыло самолета и экраноплана сильно отличаются.

Экранный эффект мешает пилотам самолетов проводить маневры на низких высотах, но именно он формирует воздушную подушку, которая удерживает экранопланы в воздухе. Подобный эффект сильно заинтересовал кораблестроителей: сначала появились суда на подводных крыльях, а затем корабли на воздушной подушке. Однако и те и другие имели ограничения максимальной скорости.

Ростислав Алексеев долгие годы занимался созданием кораблей на подводных крыльях, его «Ракеты» и «Метеоры» не имели мировых аналогов. Однако для конструктора этого было мало, и в 1961 году он создал свой первый экраноплан.

История создания

В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?

Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.

В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.

На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.

В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.

В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.

Читать еще:  Машина управления БРДМ-РУ (ГАЗ-40ПС) (СССР)

В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». В 1986 году аппарат его спустили на воду, в том же году начались испытания.

«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.

В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.

Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.

После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.

Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.

В 2020 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.

В августе 2020 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.

Описание конструкции

Экраноплан «Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана и имеет крыло трапециевидной формы, расположенное в центре корпуса. В передней части находится кабина пилотов, также здесь установлен пилон, на котором расположены восемь двигателей НК-87. Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. Толщина обшивки составляет от четырех до двенадцати миллиметров.

На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет «Москит».

В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение, которое имеет Т-образную форму.

Длина корпуса «Луня» составляет семьдесят три метра, он разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков, также корпус экраноплана делится на три палубы. Снизу на корпусе установлено гидролыжное устройство, применяемое при посадке и взлете аппарата.

Размах крыла – 44 метра, на его концах установлена концевидная шайба. Крыло водонепроницаемо, в нем размещены четыре емкости с топливом.

Экипаж экраноплана состоял из семи офицеров и четырех мичманов. Автономность «Луня» — пять суток.

Силовая установка экраноплана состояла из восьми двигателей НК-87, ее мощность составляла 104 кгс (8 х 13000).

Достоинства и недостатки проекта

Не слишком корректно говорить о достоинствах или недостатках экранопланов проекта «Лунь», потому что ему присущи все особенности аппаратов подобного типа. Военных всегда смущала низкая защищенность экранопланов, которая делала его весьма уязвимым для огня противника. Скорость его хода сопоставима со скоростью тихоходного самолета, а отсутствие зенитного вооружения делало экранопланы легкой добычей авиации противника.

  1. К несомненным достоинствам экранопланов следует отнести превосходное сочетание скорости и грузоподъемности. Они могут перемещаться со скоростью самолета (до 600 км/ч), при этом их грузоподъемность сравнима с небольшим кораблем.
  2. Экранопланы очень живучи, в случае аварии они могут просто совершить посадку на воду даже при сравнительно большом волнении.
  3. Подобные аппараты способны летать не только над водной гладью, им подходит любая ровная поверхность: пустыня, тундра, лед.
  4. Экранопланы очень экономичны: во время полета на экране они тратят на 30% меньше топлива, чем традиционные самолеты.
  5. Этим аппаратам не нужен аэродром, достаточно небольшой акватории или ровного участка суши.
  6. Еще одним преимуществом экраноплана является его малозаметность для радаров в результате полета на высоте нескольких метров.

Однако у этого типа летательных аппаратов есть и серьезные недостатки, которые значительно осложняют их эксплуатацию.

  1. Главным из них является то, что экранопланы не могут летать над неровной поверхностью, в этом случае невозможно создание экрана. Но, правда, подобного недостатка лишены экранолёты (типа «Орленок»), которые могут летать по-самолетному.
  2. Экранопланы имеют очень низкую маневренность, у них большой радиус разворота.
  3. Несмотря на большую по сравнению с самолетами экономичность, для взлета экраноплан должен обладать весьма высокой тяговооруженностью, что требует установки на него взлетных двигателей, которые не работают во время полета.
  4. Управление экранопланом требует особых навыков и сильно отличается от пилотирования самолета.

Что дальше?

Несмотря на целый ряд недостатков, схема полета с использованием экранного эффекта выглядит очень заманчиво. Впечатляющая грузоподъемность экранопланов делает из этих аппаратов идеальный транспортный корабль, способный перевозить людей и грузы над океанскими просторами.

Советским экранопланам просто не повезло: целый ряд обидных и необязательных аварий, смена руководства, распад государства поставили крест на этом потенциально очень интересном проекте. Алексеев планировал не только создавать огромные ударные и десантные машины, но и использовать экранопланы в качестве плавучего авианосца и даже космодрома. Этому не суждено было сбыться.

В начале нынешнего столетия компания Boeing занималась проектом создания экраноплана Pelican, который должен перевозить 1400 тонн груза на расстояние до 16 тыс. км. Последнее упоминание об этих работах относится к 2003 году.

Ведутся работы по созданию подобных аппаратов в Германии, Франции, Китае и Южной Корее. Однако речь идет о небольших машинах, с максимальной грузоподъемностью в несколько десятков тонн.

Экранопланы небольшого размера разрабатываются сегодня и в России.

Проект 903 «Лунь»: советский экраноплан в уникальном экземпляре

В Советском Союзе постоянно разрабатывали новые виды вооружения. Когда США стали все больше внимания уделять авианосцам, СССР попытался сделать то, что станет их гробовщиком в возможной Третьей мировой войне. Проект получил название «Лунь» и, несмотря на все амбиции конструкторов, он так и не смог оправдать надежд создателей.

Отличный был проект. /Фото: super-arsenal.ru.

Главной особенностью экраноплана было то, как именно он держится в воздухе. Происходит это благодаря так называемому «экранному эффекту». Во время движения над подстилающей поверхностью возникает динамическая воздушная подушка. Она в свою очередь увеличивает подъемную силу, которая воздействует на крыло летательного аппарата. Интересно, что впервые с этим явлением люди столкнулись только в 1920-х годах. Тогда оно стало причиной многочисленных крушений самолетов. Никто тогда не могу подумать, что данное явление можно использовать во благо.

Выглядит грозно. /Фото: artyushenkooleg.ru.

Использовать «экранный эффект» для движения машины в СССР додумались еще в 1930-х годах. Первопроходцем в этой области стал Ростислав Алексеев, который большую часть своей жизни занимался созданием кораблей на подводных крыльях. Несмотря на имевшиеся наработки, первый действующий экраноплан появился в СССР только в 1960-е годы. Образцом тут же заинтересовались на флоте. Первое, что по достоинству оценили адмиралы в новой машине – это ее малозаметность для радаров. Данная особенность открывала большой тактический потенциал.

Все еще стоит. /Фото: mirtesen.ru.

Первым военным экранопланом СССР стало судно под названием «Лунь». Разработано оно было в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях в Нижнем Новгороде. Корабль строили три года. Весило судно 544 тонны. Размах крыльев составлял 44 метра. Судно должно было нести 8 противокорабельных ракет «Москит» и развивать скорость при полной загрузке в 463 км/ч. Это приблизительно в 10 раз больше, чем у военных кораблей. Первый полет «Лунь» совершил в 1987 году.

Большой экраноплан. /Фото: alternatehistory.com.

Предполагалось, что проект 903 «Лунь» подарит Советском Союзу мощное оружие против вражеских авианосцев. Однако этого так и не случилось. Экраноплан создали в единственном экземпляре. Случился распад СССР и денег на развитие проекта не осталось. Поначалу «Лунь» хотели переоборудовать в медицинско-спасательное судно на 900 человек, однако и эта идея не получила дальнейшего развития из-за нехватки средств.

Читать еще:  Экипировка бойца: Разделение снаряжения по эшелонам

  • 3553 просмотра

Материалы по теме

А вот ещё:

«ЭНЕРГИЯ НЕЙТРИНО» — свободная технология электрогенерации

В связи с глобальными изменениями климата в последние десятилетия, обусловленных в том числе безответственным и недальновидным образом жизнедеятельности человека, остро встает вопрос о разработке новых технологий и создания новых материалов, обеспечивающих не только комфортную жизнь человека, но и способных кардинально уменьшить негативное воздействие жизнедеятельности человека на собственную среду обитания.

Воздействие жизнедеятельности человека на климат – это многокомпонентная и очень комплексная тематика, включающая в себя, как утилизацию отходов жизнедеятельности человека, так и отказ от сжигания ископаемого топлива для генерации электроэнергии и от использования его для двигателей внутреннего сгорания.

В научной среде давно идет дискуссия о том, насколько реальна генерации электроэнергии от космических частиц нейтрино. Одна сторона позитивно утверждает, что поток космических нейтрино через поверхность Земли стабилен днем и ночью, вне зависимости от погоды и времени года, и если ученые научились получать электроэнергию от видимого спектра излучения (солнечный свет), то возможно получить ток и от невидимого спектра излучения (как например, космические нейтрино) или других видов излучения. И вопрос стоит только в создании новых материалов, которые позволили бы преобразовывать энергию нейтрино в электрический ток.

Пессимисты утверждают, что хотя в 2015 году и была присуждена Нобелевская премия по физике за доказательство того факта, что нейтрино имеют массу, но эта масса очень маленькая (намного легче электронов). «Если постулировать, что энергия может быть получена из нейтрино, тогда возникают два вопроса: по какой цене и будет ли это практичным? Проще говоря, должны быть продемонстрированы техническая и экономическая реализуемость, — считает профессор Yehia Khalil, Йельский университет, США и Научный сотрудник Оксфордского университета, Великобритания. К его мнению присоединяется Jacques Roturier из Университета Бордо – «Эксперимент «Ice Cube» — еще одна отличная демонстрация чрезвычайно малого взаимодействия нейтрино с веществом. Да, в этом процессе передается некоторая энергия. Но нет шансов получить достаточно энергии для выработки электричества даже для приготовления одного яйца». Но так ли правы ученые теоретики, изучающие в основном фундаментальные основы физики нейтрино, а не их прикладное применение?

Нужно отметить, что в последние годы появилось масса публикаций, описывающих проведенные исследования по этой тематике. И при анализе публикаций ученых разных стран можно сделать вывод, что путь использования космических нейтрино для генерации энергии лежит в области создания материалов с увеличенной атомной вибрацией. В журнале Nature профессор ETH (Eidgen?ssische Technische Hochschule, Z?rich) Ванесса Вуд и ее коллеги объясняют, какие процессы вызывают атомные колебания, когда материалы имеют наноразмер, и как эти знания могут быть использованы для систематической разработки наноматериалов для различных видов применения. В публикации показано, что, когда материалы производятся с размерами менее 10–20 нанометров, то есть в 5000 раз тоньше человеческого волоса, колебания внешних атомных слоев на поверхности наночастиц велики и играют важную роль в том, как этот материал ведет себя. Все материалы состоят из атомов, которые вибрируют. Эти атомные вибрации, или «фононы», ответственны за то, как электрический заряд и тепло переносятся в материалах.

Параллельно привлекает самое пристальное внимание использование графеновых наноструктур при создании новейших технологий. Но для того чтобы лучше понять современные материалы, такие как графеновые наноструктуры, и усовершенствовать их для устройств в опто-, нано- и квантовых технологиях, важно понять, как фононы — вибрация атомов в твердых телах — влияют на свойства материалов. Только что опубликованная работа показывает, что ученые из Венского университета, the Advanced Institute of Science and Technology (AIST) в Японии, компании JEOL и Университета La Sapienza в Риме разработали методику, которая может измерять все фононы, присутствующие в наноструктурированном материале. Таким образом, они впервые смогли установить все колебательные режимы автономного графена, а также локальное расширение различных колебательных режимов в нановолокне графена. Этот новый метод, который они назвали «картированием больших q», открывает совершенно новые возможности для установления пространственного и импульсного расширения фононов во всех наноструктурированных, а также двумерных современных материалах. Эти эксперименты открывают новые возможности для изучения локальных режимов колебаний в нанометровом масштабе вплоть до конкретных монослоев.

Схематическое представление локальных колебаний решетки в графене, возбуждаемых волновым фронтом прошедших быстрых электронов. (Изображение предоставлено: © Ryosuke Senga, AIST)

Однако дальше всех в практическом воплощении новейших разработок материалов на основе графена для генерации энергии продвинулись ученые Neutrino Energy Group под руководством немецкого математика и бизнесмена Хольгера Шубарта. Используя многолетние теоретические и практические наработки был создан многослойный материал покрытия нанотолщиной на основе легированного графена и кремния, способный генерировать постоянный ток под воздействием не только космических нейтрино, но и других видов излучений, как электросмог, например. Легирование слоёв покрытия проводилось для увеличения атомных колебаний.

Под воздействием космических высокоэнергетических нейтрино и других излучений происходит усиление атомных колебаний, приводящее к резонансу, который переносится на металлическую фольгу, и результирующая энергия преобразуется в электрическую энергию. Причем для перехода от атомных колебаний к резонансу достаточно получить от космических нейтрино совсем немного энергии благодаря созданному многослойному инновационному материалу.

Относительно замечаний профессора Yehia Khalil, упомянутых выше, научный Совет Neutrino Energy Group отмечает следующее: «По нашей оценке, расходы на производство подобного вида энергии будут составлять значительно меньше 50% расходов чем при производстве других видов энергии, причём в действительно крупных промышленных масштабах это будет ещё намного выгоднее».

Кроме того, источник тока получается очень компактным и не требует затрат на его эксплуатацию и обслуживание. К примеру, лист фольги размером A-4, покрытой специальным плотным слоем легированных наночастиц, обеспечивает стабильную выходную электрическую мощность в лабораторных условиях 2,5-3,0 Вт. NEUTRINO POWER CUBE®, предназначенный для производства электроэнергии мощностью от 4,5 до 5,5 кВ /час, будет иметь компактный размер «дипломата».

Принцип действия можно сравнить с фотогальваническими элементами, где свет (видимый спектр излучения) преобразуется в энергию. Главное преимущество и отличие NEUTRINO POWER CUBE® заключается при этом в том, что энергия может вырабатываться непрерывно 24 часа в сутки, так как что фоновое излучение (невидимый спектр излучения) достигает Земли даже в полной темноте.

Такие габаритные и выходные данные позволяют широко использовать нейтринный источник тока Neutrino Power Cube® в различных приборах и оборудовании, вплоть до использования в электромобилях и промышленной генерации электроэнергии.

Комментируя интенсивные дискуссии в научной среде и прессе генеральный директор компании Neutrino Energy Group Хольгер Шубарт критикует, в какой степени общественность продолжает оставаться в неведении, несмотря на то, что современное состояние знаний в области физики нейтрино частиц предлагает реальные возможности решения современных проблем с совершенно новыми подходами. «Частицы невидимого спектра излучения, несомненно, в состоянии снабжать людей большим количеством энергии изо дня в день, чем любой из иссякающих ископаемых ресурсов во всем мире», — утверждают ученые компании. По их мнению, актуальные исследования должны сосредоточиться на этом огромном энергетическом поле над нами, которое мы должны будем использовать в будущем вместо того, чтобы продолжать « раскапывать землю».

Несмотря на то, компания Neutrino Energy Group является немецко – американским исследовательским альянсом, Хольгер Шубарт критически комментирует ситуацию в Германии: «Германия отстает в глобальных прикладных исследованиях. Значительные открытия в области физики нейтрино еще не пришли в германскую исследовательскую среду — в отличие от США и многих других стран мира, где они уже относятся к признанным знаниям. Конечно, было бы интересно узнать, откуда взялись нейтрино, и, безусловно, очень интересно документировать нейтринные движения на Южном полюсе – практически на другом конце света — и иногда «поймать» хотя бы одну частицу, но НЕ ЭТО должно стать приоритетным направлением в использовании миллионов «исследовательских» средств – нельзя упускать из виду истинную цель науки – этой целью, по словам Шубарта, является поиск и получение практических знаний для того, чтобы сделать мир лучше, а в данном конкретном случае, чтобы найти возможность масштабно использовать высокоэнергетический невидимый спектр солнечного и космического излучения для получения энергии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector