6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ударный вертолёт RAH-66 Comanche (США)

Вертолет RAH 66 Comanche

Контракт на разработку RAH-66 Сomanche был получен объединенной командой фирм «Sikorskay» и «Вoeing» в 1991 году. Перед разработчиками была поставлена задача создать вертолет способный с помощью усовершенствованной цифровой связи вести приоритетную разведку таких целей как: командные пункты, позиции баллистических ракет, узлы связи находящиеся в глубине территории неприятеля. Первый полет опытного образца был совершен в январе 1996 года. В феврале 2004 года американский Минобороны прекратил работы по проекту Вoeing Sikorsky RAH-66 Comanche из-за серьезных проблем с электроникой вертолета и дороговизной его производства.

Специфические особенности конструкции «Команч»

Характерной особенностью RAH-66 Сomanche, является его уменьшенная радиолокационная заметность. Для этого проектировщиками вертолета были значительно снижены показатели ЭПР (эффективной поверхности рассеивания). Достигнуто это было за счет: особой выпуклой части фюзеляжа с плоскими поверхностями, специального радиопоглощающего покрытия фюзеляжа и лопастей винта, убираемых шасси и поворачиваемой пушки, установки специфического обтекателя втулки несущего винта. Еще одним шагом вперед, стало значительное снижение величины теплового излучения силовой установки, за счет оригинальной системы охлаждения выхлопных газов. Для подавления инфракрасного излучения двигателей использовались специальные щели, идущие по всей длине хвостовой части. Через них горячие выхлопные газы смешанные с воздухом выбрасывались вниз. Еще один момент позволяющий вертолету дольше оставаться незамеченным — уровень шума основного несущего винта был существенно снижен. Все эти мероприятия способствовали тому, что вертолет «Команч» долгое время мог оставаться незамеченным для радиолокационных станций ПВО противника, был трудной целью для неприятельских ракет с инфракрасными или радиолокационными головками наведения.

Узловым элементом в конструкции RAH-66 служит изготовленная из композитных материалов коробчатая длинная балка, на которой с внешней стороны смонтированы все панели и агрегаты обшивки фюзеляжа. Компоновка обшивки выполнена нестандартно, а именно, 50% панелей съемные и могут легко демонтироваться для обслуживания и замены, повреждение обшивки (при сохранении невредимости силового блока) не влияет на прочностные характеристики всей конструкции.

Оружие вертолета Команч

RAH-66 Сomanche вооружен встроенной автоматической пушкой ХМ301 («Вулкан-2») с блоком вращающихся стволов и переменной скорострельностью. Орудие выполнено трехствольным и имеет калибр 20 мм. Полный боезапас ХМ301 нормальный — 320, максимальный — 500 снарядов. Темп стрельбы по воздушным целям — 1500 выстр/мин, по наземным — 750 выстр/мин.

Пушка установлена на специальной поворотной турели внизу носовой части фюзеляжа и может вести огонь по целям в передней полусфере. При необходимости она может убираться в обтекатель и складываться в специальный кожух. Пушка имеет необычную систему подачи боеприпасов, она осуществляется с помощью специального конвейера. Этот способ боепитания применяется ввиду небольших объемов носовой части вертолета. Барабанный магазин пушки с 500-ю снарядами размещен под кабиной пилота-оператора, на значительном расстоянии от пушки.

Вертолет может оснащаться ракетами находящимися в 2-х бортовых грузоотсеках для вооружения, размещаются они по обе стороны фюзеляжа в его средней части. В качестве узлов подвески используются держатели находящиеся на внутренней стороне открывающихся боковых створок-люков грузоотсеков. Каждая створка имеет три узла подвески и перед применением оружия поднимается в горизонтальное положение. В отсеках могут размещаться управляемые ракеты класса «воздух-воздух» — Stinger AIM-92, ракеты с лазерным наведением класса «воздух-поверхность»- Hellfire AGM-114. Могут использоваться сигнальные ракеты и 70 мм неуправляемые ракеты Hydra 70.

Ракетное вооружение вертолета Команч может быть расширено за счет использования дополнительных узлов подвески системы EFAMS. Они устанавливаются на бортах вертолета и состоят из двух небольших крыльев. Установить такую подвесную систему возможно и в полевых условиях.

Летные и технические данные RAH-66 Сomanche

  • крейсерская/максимальная скорость, км/ч — 306/324;
  • максимальная дальность полета, км — 2222;
  • боевой радиус, км — 276;
  • перегоночная дальность/практическая дальность, км — 2335/900;
  • статический потолок подъема/практический, м — 3500/5000.

  • высота/длина, м — 3,39/14,43;
  • диаметры винтов несущего/рулевого, м — 11,89/1,37;
  • вес пустого/нормальный взлетный/максимальный взлетный, кг- 4218/5799/7896.

Видео о вертолете RAH 66 Comanche

Вертолёт Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche. Технические характеристики. Фото.

Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche – боевой ударный вертолёт, разработанный в 1996 году авиастроительными компаниями «Boeing Helicopters» и «Sikorsky Aircraft».

Фото Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche

Проектирование боевого ударного вертолёта модели Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche стало вестись авиастроителями таких американских производителей как «Boeing Helicopters» и «Sikorsky Aircraft» в 1991 году. Основной целью разработки нового военного вертолёта прослужила необходимость замены предшествующих моделей ударных воздушных судов. Инициатором для данного проекта выступило американское военное командование, при этом, на цели для создания нового перспективного ударного вертолёта было выделено порядка 6,9 миллиардов долларов, что по сути, должно было привести к созданию качественного и востребованного воздушного судна.

Читать еще:  Пулемёт Рассела Робинсона (Австралия)

Уже в 1996 году, вертолёт модели Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche произвёл свой первый полёт, который оказался весьма успешным, но, тем не менее, требовал проведения ряда усовершенствований в своей конструкции и технической части. Ввиду того, что доработка летательного аппарата весьма затянулась, проект оказался очень дорогостоящим, ввиду чего, в конечном итоге был отменён.

Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche фото

Вертолёт Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche обладает весьма мощным вооружением, позволяющим весьма эффективную борьбу с большими скоплениями противника, включая бронированную и воздушную технику. На вооружении модели Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche находится:

  • 20-мм. автоматическая авиационная пушка;
  • Комплект противотанковых ракет;
  • Комплект неуправляемых ракет;
  • Комплект ракет для борьбы с воздушными средствами.

Одним из наиболее ярких недостатков системы вооружения боевого ударного вертолёта Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche был отсутствующий комплект вооружения для борьбы с живой силовой противника.

В кабине боевого ударного вертолёта Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche может разместиться два человека – пилот и стрелок, при этом, ввиду того, что данный летательный аппарат относится к классу боевых воздушных средств, перевозка на его борту людей и грузов не представляется возможной.

Вертолёт Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche

Вертолёт обладает силовой установкой состоящей из двух газотурбинных авиадвигателей LHTEC T800-LHT-801, каждый из которых обладает тягой в 1565 л.с., что позволяет летательному аппарату разгоняться до максимальной скорости полёта в 325 кмч. Максимальная боевая дальность следования вертолёта Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche составляет 485 километров, в то время как перегоночная дальность полёта составляет 2220 километров.

Несмотря на тот факт, что американский боевой вертолёт Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche не стал производиться серийно и проект был отменён, эксперты полагают, что в будущем, производство данных летательных аппаратов может быть возобновлено.

Технические характеристики Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche.

  • Экипаж: 2 человека;
  • Длина вертолёта: 14,28 м.;
  • Высота вертолёта: 3,37 м.;
  • Диаметр несущего винта: 11,06 м.;
  • Масса пустого вертолёта: 4218 кг.;
  • Максимальный взлётный вес: 7896 кг.;
  • Крейсерская скорость: 305 кмч.;
  • Максимальная скорость полёта: 325 кмч.;
  • Максимальная дальность полёта: 720 км.;
  • Максимальная высота полёта: 4566 м.;
  • Силовая установка: 2 × LHTEC T800-LHT-801;
  • Мощность: 2 × 1565 л.с.

Вертолет RAH-66 «Comanche»

Американский разведывательно-ударный вертолет RAH-66 «Команч».Имеет очень эффектный вид и… всё?

История создания вертолета RAH-66 «Команч»

Советские танки времен «холодной войны» были объективно лучше своих коллег по НАТО, к тому же и на вооружении их стояло в два раза больше. Главенствующую роль в борьбе с наземной бронетехникой, в США отводили боевым вертолетам, однако все имеющиеся на начало 1970-х г. образцы винтокрылых машин уже не имели задела модернизации.

По этой причине с 1974 года для нужд американской армии разрабатывался ударный вертолет АН-64 «Апач», но когда он впервые был представлен в 1984 году, возникла и другая проблема — «Апач» мог легко справится с бронированным противником, но, сугубо ударная машина, не была предназначена и для поиска цели. Нужен был ещё один вертолет — хорошо вооруженный для противодействия любому противнику, однако легкий и маневренный, подходящий для разведки и обнаружения целей.

Общая схема вертолета RAH-66 «Comanche»

Для этого в 1983 г. армия США объявила о начале разработки легкого многоцелевого вертолета по программе LHX (Light Helicopter Experimental). Новый вертолет предполагалось разрабатывать в двух вариантах: разведывательно-ударном (SCAT) и многоцелевом (UTIL). Программа предполагала постройку для армии США 5000 вертолетов: 1100 в варианте LHX-SCAT для замены ударных вертолетов АН-1 «Кобра», 1800 для замены разведывательных вертолетов ОН-58 «Кайова» и ОН-6 «Кейюз» и 2000 вертолетов в варианте LHX-UTIL для замены многоцелевых UH1 «Хью».

В конкурсе приняли участие все ведущие вертолетные фирмы США, несмотря на то, что техническое задание на проектирование вертолета LHX, выданное армией США предполагало создание поистине революционного летательного аппарата. Ключевыми моментами ТЗ были требования достижения высокой максимальной скорости — на 180 км/час большей, чем у любого находящегося в эксплуатации вертолета, и резкого снижения заметности в визуальном, акустическом, радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Именно эти требования оказали решающее влияние на формирование облика проектов летательных аппаратов, представленных на конкурс.

В отличие от вертолета АН-64 «Апач», для которого специально были разработаны ПТУР «Хеллфайр», создавать новые системы оружия для вертолета LHX не планировалось. Вертолет должен быть вооружен пушкой и существующими ПТУР, НУР и УР «Стингер» класса «воздух-воздух». Возможность ведения воздушного боя особо оговаривалась в требованиях к новому вертолету.

В октябре 1988 г. армия США заключила контракты с этими двумя группами фирм на проведение работ по демонстрации и оценке концепции вертолета. На этом этапе проверялось обеспечение расчетных характеристик при заданной массе и стоимости, выбиралась компоновка вертолета, проводилась интеграция электронного оборудования. В 1990 г. ассоциации авиации армии США были представлены два проекта вертолетов LH. К этому времени требование к максимальной скорости полета было значительно снижено. Исследования показали, что плата за достижение скоростей свыше 350 км/ч будет слишком большой как в прямом, так и в переносном смысле.

Читать еще:  Опытный самолет-амфибия ТА-1 (СССР)

Характеристики RAH-66 «Команч»

Из-за ограничения финансирования программы решено было отказаться от разработки многоцелевого варианта вертолета LHX. Согласно новым требованиям, экипаж вертолета LH должен состоять из двух человек: летчика и оператора вооружения, несмотря на то, что наличие второго члена экипажа увеличивало вес вертолета примерно на 450 кг.

Средств на постройку и сравнительные испытания опытных вертолетов не было, но проведено компьютерное моделирование, а отдельные системы прошли сравнительные испытания в лабораториях и в полете на вертолетах — летающих лабораториях. В апреле 1991 г. было объявлено, что конкурс выиграла группа фирм Боинг-Сикорский. LHX наконец-то обрел официальное имя — RAH-66 «Команч», где RAH расшифровывалось как reconnaisence and attack helicopter. Не ударный вертолет (АН) и не разведчик (OH), «Команч» был одновременно и тем и другим.

Особенности конструкции вертолета RAH-66 «Команч»

Вертолет RAH-66 «Команч» имеет фюзеляж типа полумонокок. В передней части располагается двухместная кабина с расположением летчика и стрелка-оператора в тандем под общим фонарем, имеющим большую площадь остекления. Перед кабиной — отсек прицельно-навигационного комплекса, еще один отсек радиоэлектронного оборудования размещен под полом кабины оператора. Кабина экипажа бронированная, имеет безопасно повреждаемую конструкцию. В средней части фюзеляжа находятся внутренние отсеки вооружения, отсеки оборудования и ниши основных опор шасси. За кабиной экипажа расположена силовая установка и основной топливный бак.

В хвостовой части фюзеляжа — киль, состоящий из обтекателя рулевого винта — фенестрона, и наклоненной вправо поверхности, на которой установлен стабилизатор прямоугольной формы в плане. В конструкции фюзеляжа и оперения широко использованы панели с сотовым заполнителем.

Планер вертолета RAH-66 «Команч» изготовлен целиком из композитных материалов, для проверки их преимуществ и исследования способов обработки и производства деталей из них был построен и прошел летные испытания вертолет Сикорский S-75. На этом же вертолете проверялось влияние формы планера на величину эффективной поверхности рассеяния — технология «стелс» неудивительна для вертолета-разведчика.

Снижению радиолокационной заметности уделено на «Команче» особое внимание: выпуклая форма фюзеляжа с плоскими поверхностями, поглощающее радиоизлучение покрытие фюзеляжа и лопастей, применение обтекателя втулки несущего винта, убираемое шасси и даже убираемая в обтекатель поворотом на 180° пушка.

Все это позволило сильно снизить заметность вертолета «Команч», по сравнению с «Апачем» его эффективная поверхность рассеяния меньше в 600 раз.

Применение 5-и лопастного бесшарнирного несущего винта, полностью изготовленного из композитов и рулевого винта типа «фэнтэйл», так же прошедших испытания на вертолетах — летающих лабораториях, уменьшает уровень шума, создаваемого вертолетом. На RAH-66 «Команч» впервые применена встроенная система подавления инфракрасного излучения, горячие выхлопные газы смешиваются с окружающим воздухом и выбрасываются вниз через две плоские щели, идущие вдоль уступа по всей длине хвостовой балки. Применение этой системы уменьшило тепловое излучение вертолета «Команч» в четыре раза по сравнению с вертолетом АН-64 «Апач».

Внутреннее устройство вертолета RAH-66 «Команч»

Основным силовым элементом конструкции является коробчатая балка, изготовленная из композитных материалов. Вокруг нее из крупноразмерных панелей формируется фюзеляж. Для облегчения доступа к различным системам при техобслуживании примерно 40% поверхности представляют собой съемные панели. Обшивка планера ненагруженная и её разрушение при боевых повреждениях, таких как пробоины от 12,7 мм пуль и 23 мм снарядов, не приводит к потере прочности всей конструкции фюзеляжа.

Бронирование фюзеляжа отсутствует, легкой броней прикрыты только кресла членов экипажа. Шасси убираемое, с хвостовой опорой. Основные стойки убираются к хвосту, хвостовая — вперед. Благодаря особенностям конструкции шасси, вертолет может «приседать» для уменьшения стояночной высоты и перевозиться в транспортном самолете.

Места экипажа размещены довольно необычно — пилот располагается на переднем кресле, оператор вооружения — на заднем (обычно наоборот). В результате, пилот имеет прекрасный обзор при полетах на малой высоте и при ведении воздушного боя. Оператор в своем распоряжении имеет инфракрасную и телевизионную системы обзора передней полусферы, примерно на 40% превосходящие по дистанции наблюдения и четкости изображения аналогичные, установленным на «Апаче».

Система ночного пилотирования (PNVS) позволяет летчику управлять вертолетом в условиях ограниченной видимости и ночью, система целеуказания может запоминать изображение местности и автоматически «прятать» вертолет в складку местности, давая экипажу время сориентироваться в спокойной обстановке. Ночью или в плохую погоду система целеуказания позволяет сравнивать полученные данные о цели с данными заложенных в память объектов, и идентифицировать их по ряду параметров.

Читать еще:  Проект штурмовика PZL-230F «Skorpion» (Польша)

Кабины обоих членов экипажа идентичны. Каждая кабина оборудована приборной панелью, боковой ручкой управления с правой стороны и рычагом общего шага — с левой. Органы управления двигателями расположены на левой боковой панели. Боковая ручка управления позволяет изменять циклический шаг, а в ограниченных пределах — общий шаг выполняет функции педалей — обеспечивает управление движением по курсу. Все кнопки управления вооружением расположены на боковой ручке и на рычаге общего шага. Наличие боковой ручки, объединяющей функции рычагов общего и циклического шага, педалей, позволяет управлять вертолетом одной рукой.

Главное место на приборной доске занимают два дисплея на жидких кристаллах размерами 200×150 мм; левый — монохромный, используется для вывода ИК или ТВ изображения от систем обзора передней полусферы, правый — цветной, используется для вывода трехмерной цифровой карты местности и представления тактической ситуации. В правой и левой частях приборной доски размещены монохромные дисплеи меньших размеров, на них выводится информация от различных систем вертолета (пилотажно-навигационная, топливная, вооружение и т. д.). В нижней части приборной доски расположена клавиатура программирования полетного задания. Информация о высоте, курсе, скорости полета, положении вертолета относительно горизонта выводится на нашлемный дисплей. Нашлемная объединенная прицельная система фирмы Кайзер Электронике выдает на дисплей ИК или телевизионное изображение местности от систем обзора передней полусферы, — вот они, «глаза вне кабины»; на него может выводиться и трехмерная цифровая карта. Наличие нашлемного дисплея позволяет летчику пилотировать вертолет, а оператору вооружения осуществлять поиск целей, не опуская взгляд на приборную доску.

При проектировании кабины вертолета разработчики старались максимально уменьшить нагрузку на членов экипажа, используя опыт проектирования кабин бомбардировщика В-2, СВВП V-22 и вертолетов для сил специального назначения МН-60К и МН-47.

Отсеки электронного оборудования, так же как и кабина, находится под небольшим избыточным давлением воздуха для защиты от химического, бактериологического и радиологического оружия. Электроника вертолета «Команч» на 70% совместима с электроникой истребителя ВВС США F-22A, что позволило сэкономить средства при разработке электронных систем и уменьшить проблемы с запасными частями при эксплуатации вертолета.

Система управления вертолетом — двухканальная цифровая электродистанционная, с трехкратным резервированием. Она имеет три режима управления. При использовании первого режима не требуется информации от навигационной системы, данных о воздушной скорости или о скорости крена, пилотирование осуществляется летчиком как на обычном легком вертолете. Особенностью второго режима является возможность поддержания заданной скорости, высоты и подъемной силы. На третьем режиме включается автопилот, связанный с системой управления оружием, что позволяет вертолету осуществлять прицеливание и поражение целей в автоматическом режиме.

По степени насыщения электроникой вертолет вплотную приближается к истребителю, однако, это определяет и чрезвычайно высокую цену машины.

Эксплуатация вертолета RAH-66 Comanche

Разработка разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» была свернута в 2004 году, всего к этому времени было построено 4 машины. Конечно проект Comanche нельзя назвать провальным, однако и успешным в полной мере, считать также нельзя.

По большому счету RAH-66 «Команч» проиграл трижды:

  • Во-первых «новейший и самый современный» вертолет разрабатывавшийся в течение 20 лет на выходе уже не был не новейшим ни самым современным. За время его создания успела измениться даже сама концепция вертолета-разведчика — больших «линейных» конфликтов с современной и мощной армией (какой была на старте проекта LHX Советская армия) не предполагалось, а держать «на всякий случай» сверхдорогую машину, в то время как можно не особо напрягаясь получить всю информацию со спутника, стало роскошью даже для армии США.
  • Во-вторых, «самый самый» на поверку ни по одной из характеристик не имел решающего преимущества перед советскими/российскими вертолетами Ка-50 «черная акула», Ка-52 «аллигатор» и Ми-28, зато в отличие от них, не имел и такого же запаса живучести за счет широкого применения в конструкции брони. При этом по стоимости все три «иностранные» машины были существенно дешевле.
  • В третьих (хотя об этом уже говорилось ранее), при всех своих бесспорных положительных качествах и возможностях, RAH-66 «Команч» имел настолько явно и неоправданно завышенную стоимость. В условиях отсутствия глобальных угроз наподобие третьей мировой войны, внятно объяснить налогоплательщикам, зачем стране нужен разведывательно-ударный вертолет, который стоит как современный истребитель — желающих так и не нашлось.

Модель изображает RAH-66 «Comanche» в ударном варианте — обратите внимание на смонтированное дополнительное крыло-подвеску для вооружения

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: