Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 Енисей (СССР)
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 Енисей (СССР)
17 апреля 1957 года, почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2, Совет Министров СССР принял постановление 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ “Шилка” и “Енисей” – с радиолокационными системами наведения, ЗСУ-37-2 «Енисей» со спаренной 37-мм артиллерийской установкой 500П, и ЗСУ-23-4 «Шилка», со счетверённой 23-мм артиллерийской установкой 2А7. Обе установки получили названия в честь сибирских рек — Енисея и Шилки. Это был своего рода ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ M42A1. Формально “Шилка” и “Енисей” не являлись конкурентами, так как первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй — для ПВО танковых полков и дивизий, и действовал на высотах до 3000 м.
Помимо артиллерийской группы, обе установки отличались используемым шасси и радиолокационной системой наведения. «Енисей» использовал РПК «Байкал» и шасси опытной САУ СУ-100П, тогда как «Шилка» использовала РПК «Тобол» и шасси на основе САУ АСУ-85.
Прототипы обеих ЗСУ были закончены в декабре 1960 года, а заводские и государственные испытания их продолжались до октября 1961 года. В заключении государственной комиссии, проводившей испытания, отмечалось, что «Шилка» в 1,5—2 раза превосходит «Енисей» по эффективности стрельбы по скоростным целям на высотах в 200—500 метров, зато последний обладает намного большей предельной высотой эффективной стрельбы — до 3000 метров против 1500 метров у «Шилки». При этом «Енисей» имел бо?льшую массу — 28 тонн, против 19 у «Шилки», однако по стоимости обе установки были примерно одинаковы. Комиссией были рекомендованы к принятию на вооружение обе установки, так как ни одна из них не имела решающих преимуществ, но в итоге на вооружение постановлением Совета министров от 5 сентября 1962 года была принята только «Шилка», а дальнейшие работы по «Енисею» были прекращены. Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня после закрытия работ по «Енисею» появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.
В зенитной самоходной установке ЗСУ-37-2 “Енисей” был использован 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман), 500П не имел аналогов по баллистике и его патроны не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки “Шквал”.
Специально для ЗСУ-37-2 “Енисей” ОКБ-43 спроектировало спаренную пушку “Ангара”, оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. “Ангара” имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые в дальнейшем планировалось заменить чисто электрическими. Системы приводов наведения разрабатывались московским ЦНИИ-173 ГКОТ — по силовым следящим приводам наведения и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ -Сигнал-) — по стабилизации линии визирования и линии выстрела.
Наведение “Ангары” производилось с помощью помехозащищенного РПК “Байкал”, созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн — около 3 см. Но на испытаниях выяснилось, что ни РПК “Тобол” на “Шилке”, ни “Байкал” на “Енисее” не могли самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цепи, поэтому еще в постановлении СМ №426-211 от 17,04.1957 г. предусматривалось создание и передача на государственные испытания во II квартале 1960 года подвижной РЛС “Обь” для управления ЗСУ. “Обь” включала в себя командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” и РПК “Байкал”, размещенный в ЗСУ “Енисей”. Комплекс “Обь” должен был одновременно управлять огнем шести — восьми ЗСУ. Впрочем, в середине 1959 года работы по “Оби” были прекращены — это давало возможность ускорить доводку зенитного ракетного комплекса “Круг”.
Шасси для ЗСУ-37-2 “Енисей” было спроектировано в КБ “Уралмаша” под руководством Г.С.Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.
ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах размещения боекомплекта обеспечивало защиту от 7.62-мм винтовочной бронебойной пули Б-32 с дистанции 400 м.
Для электропитания бортовой сети ЗСУ-37-2 “Енисей” снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обеспечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха.
Испытания ЗСУ “Шилка” и “Енисей” проходили параллельно, хотя и по разным программам. “Енисей” имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и, согласно заключению Государственной комиссии, обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м. Нормальный режим стрельбы (танковый) — непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта.
В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ-37-2 “Енисей” превосходит по своей эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2. На испытаниях ЗСУ ЗСУ-37-2 “Енисей” обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20—25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 10 км/ч, точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Точность стрельбы пушки “Ангара” в 2—2.5 раза выше, чем пушки С-68.
За время государственных испытаний из пушки “Ангара” сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки, что составило 0.08% задержек и 0.06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по ТТТ.
По данным, полученнsм в ходе испытаний, было предложено применять ЗСУ-37-2 “Енисей” для защиты армейских зенитных ракетных комплексов “Круг” и “Куб”, поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК. После окончания испытаний “Шилки” и “Енисея”, государственная комиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала по ним заключение:
1. “Шилка” и “Енисей” оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде;
2. Вес “Енисея” – 28 т, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ;
3. При стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м “Шилка” эффективней “Енисея” в 2 и 1,5 раза соответственно;
4 “Енисей” предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям — танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. “Енисей” обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Исполызование этой установки практически исключает точное бомбометание по танкам, чего “Шилка” не может обеспечить; имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды; “Енисей” может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным цепям при следовании в боевых порядках танковых войск.
5. Унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве — по “Шилке” — 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ; — по “Енисею” — РПК унифицирован по модулям с системой “Круг”, по гусеничной базе — с СУ-100П, к производству которой потовятся 2—3 завода.
Как в приведенных выдержках из заключения комиссии, так и в остальных документах нет четкого обоснования приоритета “Шилки” по сравнению с “Енисеем”. Даже стоимость их была сопоставима.
Боевая масса, т 27,5
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6460
Длина с пушкой вперёд, мм 6460
Ширина корпуса, мм 3100
Клиренс, мм 400
Тип брони стальная катаная противопульная
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 х 37-мм АЗП 500П «Ангара»
Тип пушки спаренная нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров 82
Боекомплект пушки 2900
Углы ВН, град. -1..+85
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 4,5
Прицелы оптический визир, РЛС РПК Байкал
Тип двигателя рядный
6-цилиндровый дизельный В-54-105
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 450
Запас хода по пересечённой местности, км 230
Удельная мощность, л. с./т 14,5
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
Преодолеваемый брод, м 1
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 Енисей (СССР)
Постановлением СМ СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г. начата разработка новых скорострельных ЗСУ “Енисей” и “Шилка” с радиолокационными системами наведения.
ЗСУ “Енисей” разрабатывалась для обеспечения противовоздушной обороны танковых полков и дивизий для поражения целей на высотах до 3000 м.
В ЗСУ-37-2 “Енисей” использовался 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман). 500П не имел аналогов о баллистике, и его патроныы не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки “Шквал”.
Специально для “Енисея” ОКБ 43 спроектировало спаренную пушку “Ангара”, оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. “Ангара” имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые предполагалось заменить на электрические.
Наведение “Ангары” осуществлялось с помощью помехозащищенного радиоприборного комплекса (РПК) “Байкал”, созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн – около 3 см. Однако, как выяснилось в ходе испытаний, РПК “Байкал” не мог самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели. Поэтому по Постановлению СМ №426-211 от 17.04.57 предусматривалось создание и передача на государственные испытания во втором квартале 1960 года подвижной РЛС “Обь” для управления ЗСУ.
РЛС “Обь” включала включала в себя командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” и РПК “Байкал”, размещенный в ЗСУ “Енисей”. Комплекс “Обь” должен был одновременно управлять огнем шести-восьми ЗСУ. Однако, в середине 1959 года работы по “Оби” были прекращены, все силы были брошены на доводку ЗРК “Круг”.
Шасси для “Енисея” было спроектировано в КБ “Уралмаш” под руководством Г.С. Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.
ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах хранения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули с дистанции 400 м.
Для электропитания бортовой сети “Енисей” снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обесчпечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха.
ЗСУ “Енисей” проходила испытания параллельно с ЗСУ “Шилка”, но по своей программе.
ЗСУ-37-2 / 2А1 Енисей
Зенитная самоходная установка с пушками 2 х 37 мм. Разработка установки с созданием заводского и опытного образцов начата ОКБ-3 “Уралмашзавода” по Постановлению СМ СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г. одновременно с разработкой ЗСУ-23-4 “Шилка” и мобильного радиолокационного комплекса целеуказания “Обь” (см.ниже). Главный конструктор – Г.С.Ефимов, ведущий конструктор – Ю.В.Томашов. Установка предназначалась для ПВО танковых полков и дивизий с обеспечением ПВО до высот 3000 м. Тактико-технические требования на проектирование установки выданы ГРАУ и ГБТУ за №007363, головной исполнитель – КБ “Уралмашзавода” (дополнение к ТТТ №007886). ТТТ на создание 37-мм спаренной автоматической зенитной пушки “Ангара” выдано ОКБ-43 (ТТТ №007389, уточнение №007835). ТТТ на создание малогабаритного радиолокационного приборного комплекса “Байкал” выдано НИИ-20 ГКРЭ (ТТТ №007389, уточнение №007835). Эскизно-технический проект представлен 21 апреля 1958 г. – проект утчержден с замечанием о снижении массы установки до 25.5 тонн. Создавались заводской образец установки (без радиолокационного и прицельного оборудования), план готовности – 4-й квартал 1958 г. и опытный образец со всем оборудованием для государственных испытаний, план готовности – 4-й квартал 1959 г.
Опытный образец установки ЗСУ-37-2 на гос.испытаниях на Донгузском полигоне (Бобков А., “Енисей” – забытая история. // М-Хобби. № 10 / 2009 г.)
ЗСУ-37-2 “Енисей” на этапе эскизно-технического проекта (из архива В.Белогруда, Бобков А., “Енисей” – забытая история. // М-Хобби. № 10 / 2009 г.)
Первый заводской образец изготовлен в марте 1959 г. Заводские испытания проводились после доукомплектации заводского образца с января 1960 г. по август 1961 г. Второй, опытный образец с установленной пушкой, планировалось выдать в НИИ-20 для монтажа радиолокационного оборудования в в 1-м квартале 1959 г., а в 4-м квартале 1959 г. планировалось провести его приемо-сдаточные испытания. Шасси опытного образца было готово в марте 1959 г., но его комплектация была завершена только в декабре 1960 г. (новый срок был утчержден Постановлением СМ СССР №578-236 от 30 мая 1960 г.). 12 августа 1959 г. компонентам комплекса “Енисей” присвоены армейские обозначения 2А1 (установка) и др. Приемо-сдаточные испытания опытного образца ЗСУ проводились на Донгузском полигоне (Оренбургская область) с декабря 1960 г. по 10 августа 1961 г.
Государственные испытания проводились на Донгузском зенитном полигоне с 10 августа 1961 г. по 20 октября 1961 г. Второй этап госиспытаний проходил на танковом полигоне в Кубинке (Подмосковье) с 20 по 30 октября 1961 г. (пройдено 420 км маршевыми пробегами по 60-100 км по сухой танковой трассе). В ходе государственных испытаний было пройдено 1185 км, радиолокационный прицел проработал в общей сложности 375 часов и всего сделано 6266 выстрелов (при 2 задержках и 4 поломках). Установку предложено применять для защиты позиций ЗРК “Круг” и “Куб” т.к. ЗСУ перекрывала “мертвые” зоны ЗРК. Комиссией по подведению итогов испытаний ЗСУ-37-2 рекомендована к принятию на вооружение. Серийное производство ЗСУ-37-2 предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе, план производства на 1963-1965 г.г. – 450 ЗСУ. Но Постановлением СМ СССР №925-401 от 05 сентября 1962 г. принята на вооружение ЗСУ-23-4 “Шилка”, а приказом ГКОТ №590сс от 20 сентября 1962 г. прекращено производство боеприпасов для пушек комплекса ЗСУ-37-2 “Енисей”, поставлена задача доработать техническую документацию по комплексу и сдать её на хранение.
Экипаж – 4 чел
Система управления и наведение – радиолокационный прицельный комплекс 1А11 “Байкал” с РЛС 1РЛ34 и телевизионно-оптическим визиром разработки НИИ-20 ГКРЭ. Унифицирован по модулям оборудования с оборудованием ЗРК “Круг”. По результатам приемо-сдаточных испытаний опытного образца (завершены 10 августа 1961 г.) отмечено, то что не отлажена аппаратура защиты от пассивных помех. При работе по низколетящим целям точность РЛПК выше, чем у РЛС СОН-9А.
Дальность обнаружения цели типа МиГ-17 средняя в секторе 30 град – 18 км
Дальность сопровождения цели типа МиГ-17 максимальная – 20 км
Скорость сопровождения цели по вертикали – до 40 град/с
Скорость цели максимальная:
– 660 м/с при высоте полета более 300 м
– 415 м/с при высоте полета 100-300 м
Время перевода в боевую готовность из режима предварительной готовности – 10-15 сек
Время непрерывной работы без изменения параметров – 8 часов
Время наработки на отказ РЛС – 25 часов (по итогам госиспытаний)
Время наработки на отказ РЛПК – 15 часов (по итогам госиспытаний, требования ТТТ – 30 часов)
Стрельба по назмным целям в движении возможна при использовании телевизионно-оптического визира, на месте – с использованием прицел-дублера и гидроприводов.
Аппаратура госопознавания “Кремний-2М”.
Постановлением СМ СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г. предусматривалось создание подвижного радиолокационного комплекса обнаружения целей и целеуказания “Обь” с передачей комплекса на испытания в апреле-июне 1960 г. Комплекс “Обь” включал в свой состав командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” с подключенным РПК “Байкал” ЗСУ. Комплекс “Обь” должен был управлять огнем 6-8 ЗСУ “Енисей”. Разработка комплекса “Обь” прекращена Постановлением СМ СССР от 4 июля 1959 г.
Диапазон длин волн – сантиметровый (ок. 3 см)
Шасси – гусеничное 6-катковое “Объект 119” разработки КБ завода “Уралмаш”, главный конструктор – Г.С.Ефимов. Шасси создавалось на базе шасси СУ-100ПМ (изделие 105М). Серийное производство шасси предполагалось вести на Липецком тракторном заводе. Подвеска – индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа на передних и задних узлах.
Опорные катки – 12 х 630 мм диаметром
Поддерживающих катков – 6 х 250 мм диаметром
Двигатель – дизель В-54-105 мощностью 400 л.с.
Бронирование – противопульное (обеспечивалась защита мест размещения боекомплекта от 7.62 мм пули Б-32 с дистанции 400 м).
Длина установки – 6460 мм
Ширина установки – 3100 мм
Колея – 2660 мм
База – 4325 мм
Масса установки:
– 25500 кг (по ТТТ)
– 27500 кг
Скорость хода по шоссе – 60 км/ч
Скорость хода при стрельбе по воздушной цели – 20-25 км/ч
Средняя скорость:
– по сухой грунтовой дороге – 33.3 км/ч (в ходе госиспытаний, расход топлива 158 л на 100 км пути)
– по грязной грунтовой дороге – 27.5 км/ч (в ходе госиспытаний, расход топлива 237 л на 100 км пути)
– по сухой танковой трассе – 15.1 км/ч (в ходе госиспытаний, расход топлива 230 л на 100 км пути)
Запас хода (по топливу):
– 310 км (по сухой грунтовой дороге)
– 210 км (по грязной грунтовой дороге или по сухой танковой трассе)
Преодоление препятствий:
Подъем – до 28 град
Спуск – до 28 град
Воронка – диаметр 4-6 м, глубина 1.4-1.5 м
Артиллерийская часть – спаренная пушечная установка 2А12 “Ангара” разработки ОКБ-43 с автоматами 2А11 / 500П с ленточным питанием разработки ОКБ-16 (главный конструктор – А.Э.Нудельман). Серийное производство автоматов 500П – Ижевский завод.
Система охлаждения стволов – жидкостная
Силовые приводы – 2Э4, электрогидравлические (планировалось в последствии заменить на электрические) разработки ЦНИИ-173 ГКОТ, разработчик системы стабилизации – Ковровский филиал ЦНИИ-173 ГКОТ (ныне – ВНИИ “Сигнал”).
Углы вертикального наведения – от -1 +85 град
Углы горизонтального наведения – 360 град
Скорость горизонтального наведения пушки – 0.6 град/оборот (ручным приводом, по ТТТ – 1-1.5 град/оборот)
Масса автоматов – 2900 кг
Скорость начальная – 1010 м/с
Дальность прямого выстрела – 1200 м
Дальность поражения наклонная по воздушным целям – 4500 м
Дальность стрельбы по наземным целям – 5000 м
Высота поражения – 100-3000 м
Скорость цели максимальная – 660 м/с
Темп стрельбы – 1048 выстр/мин
Непрерывная очередь – 150 выстр/ствол (режим стрельбы “нормальный” с перерывом после очереди 30 сек с воздушным охлаждением)
Задержки (по итогам испытаний) – 0,08%
Поломки (по итогам испытаний) – 0,06%
Вероятность поражения цели типа МиГ-17 на скорости 250 м/с на разных высотах (получена расчетом по ошибкам, которые приняты разработчиком для серийного изготовителя):