Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 (СССР)
ЗСУ-37
ЗСУ-37 — лёгкая по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ), относящаяся к классу зенитных самоходных установок. Машины этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном и Горьковском автомобильном заводах с 1944 года. До окончания Великой Отечественной войны было построено 70 самоходок. Базой для ЗСУ-37 послужила лёгкая противотанковая САУ СУ-76М. Производство ЗСУ-37 продолжалось в послевоенное время, даже после снятия с производства базовой СУ-76М.
ЗСУ-37 была первой серийной советской бронированной зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси, идеально подходящей для защиты от атак с воздуха мобильных подразделений. Главным оружием машины была 37-мм зенитная пушка 61-К, установленная в башне с круговым вращением. Самоходка также оснащалась дальномером и радиостанцией.
В компьютерных играх
Так как ЗСУ-37 в реальных боях Второй мировой войны участия не принимала, то в компьютерных играх её можно встретить нечасто.
ЗСУ-37 можно увидеть в следующих компьютерных играх:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою во многих компьютерных играх далеко от реальности.
См. также
Ссылки
- Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 (музей БТТ Кубинка). Архивировано из первоисточника 14 февраля 2012.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “ЗСУ-37” в других словарях:
ЗСУ — 23 4 «Шилка» Зенитная самоходная установка (ЗСУ) боевая машина, предназначенная для решения задач по противовоздушной обороне войсковых соединений и тыловых объектов от ударов авиации противника. По своей конструкции и вооружению ЗСУ очень… … Википедия
ЗСУ-37 — 1943 ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
ЗСУ-23-4 — Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь … Энциклопедия техники
ЗСУ — зенитная самоходная установка зенитная самоходная артиллерийская установка воен. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур
ЗСУ — абревіатура Збройні Сили України незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови
ЗСУ-57-2 — в чешском музее ЗСУ 57 2 … Википедия
ЗСУ-23-4 — «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия
ЗСУ — зенитная самоходная установка … Словарь сокращений русского языка
ЗСУ-23-4 «Шилка» — ЗСУ 23 4 «Шилка» 1966 ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
ЗСУ-23-4 “Шилка” — ЗСУ 23 4 Шилка … Энциклопедия техники
ЗСУ-37-2 «Енисей». Не «Шилкой» единой. СССР. 1957г.
На замену не оправдавшей надежд ЗСУ-57-2, вооруженной 57-мм грабинскими пушками с обойменным заряжанием, 17 апреля 1957 г. Совет Министров принимает постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных зенитных самоходных установок «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Это был наш ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ М42А1.
Формально «Шилка» и «Енисей» не были конкурентами,так как «Шилка» разрабатывалась для обеспечения
ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а «Енисей» — для ПВО танковых полков и дивизий, и действовал на высотах до 3000 м.
Для ЗСУ-37-2 в ОКБ-43 была разработана 37-мм спаренная зенитная пушка «Ангара». В ней использовались два автомата 500П, разработанные в ОКБ-16. «Ангара» имела ленточную систему питания, систему жидкостного охлаждения автоматов и следящие электрогидравлические приводы.
Но в дальнейшем их планировалось заменить чисто электрическими приводами. Системы приводов наведения разрабатывались: ЦНИИ 173 ГКОТ г. Москвы (ныне ЦНИИ АГ) — по силовым следящим приводам наведения; и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ «Сигнал») — по стабилизации линии визирования и линии выстрела.
Наведение «Ангары» производилось с помощью помехозащищенного радиационно-приборного комплекса «Байкал », созданного в НИИ-20 ГКРЭ (поселок Кунцево). РПК «Байкал» работал в сантиметровом диапазоне волн (около 3 см).
Забегая вперед, скажу — на испытаниях выяснилось,что ни «Тобол» на «Шилке», ни «Байкал» на «Енисее» не могут достаточно эффективно самостоятельно осуществлять поиск воздушной цели. Поэтому еще в постановлении Совмина № 426-211 от 17 апреля 1957 г. Предусматривалось создание и подача на государственные испытания во II квартале 1960 г. подвижного комплекса РЛС «Обь» для управления ЗСУ.
Комплекс «Обь» включал командирскую машину «Нева » с РЛС целеуказания «Иртыш» и РПК «Байкал», размещенный в ЗСУ «Енисей». Комплекс «Обь» должен был управлять огнем шести — восьми ЗСУ. Постановлением Совмина от 4 июля 1959 г. работы по «Оби» были прекрашены, чтобы ускорить доводку зенитного ракетного комплекса «Круг».
Шасси для «Енисея» было спроектировано в КБ «Уралмаша » под руководством Г.С. Ефимова на шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его планировалось развернуть на Липецком тракторном заводе.
ЗСУ «Шилка» и «Енисей» параллельно проходили испытания, хотя и по разным программам испытаний.
«Енисей» имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и согласно заключению комиссии по госиспытаниям «обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, то есть средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м».
Нормальный режим стрельбы (танковый) — непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 секунд (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта.
В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ «Енисей» превосходит по своей эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2.
На испытаниях ЗСУ «Енисей» обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20—25 км/час. При движении по танковой трассе (на полигоне) со скоростью 8—10 км/час точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Меткость стрельбы пушки «Ангара» в 2—2,5 раза выше, чем пушки С-68.
За время государственных испытаний из пушки «Ангара» сделано 6266 выстрелов. Отмечены две задержки и четыре поломки, что составило 0,08% задержек и 0,06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по тактико-техническим требованиям. В ходе испытаний давала сбои СДУ (аппаратура защиты от пассивных помех). Шасси показало хорошие маневренные качества.
РПК «Байкал» на испытаниях функционировал удовлетворительнои показал следующие результаты:
— предел работы по скорости цели — до 660 м/с на высотах более 300 м и 415 м/с на высотах 100—300 м;
— средняя дальность обнаружения самолета МиГ-17 в секторе 30 без целеуказания — 18 км. Максимальная дальность сопровождения МиГ-17 — 20 км;
— максимальная скорость сопровождения цели по вертикали
— 40 град/с, по горизонтали — 60 град/с. Время перевода в боевую готовность из режима предварительной
готовности — 10—15 с.
По результатам испытаний ЗСУ «Енисей» было предложено применять ее для защиты армейских зенитных ракетных комплексов «Круг» и «Куб», поскольку зона эффективной стрельбы «Енисея» перекрывала мертвую зону этих ЗРК.
После окончания государственных испытаний «Шилки» и «Енисея» госкомиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала заключение поним.
Приведу некоторые выдержки из заключения комиссии:
— «Шилка» и «Енисей» оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде.
— Вес «Енисея» 28 тонн, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ.
— При стрельбе по МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м «Шилка» эффективней «Енисея» в 2 и 1,5 раза соответственно.
«Енисей» предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям:
— Танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. «Енисей» обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, на марше и на поле, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Эта установка практически исключает точное бомбометание по танкам, чего «Шилка» не сможет обеспечить.
— Имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды, «Енисей» может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным целям при следовании в боевых порядках танковых войск.
Унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве:
По «Шилке» — 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ.
По «Енисею» — РПК унифицирован по модулям с системой «Круг», по гусеничной базе — с СУ-1 ООП, к производству которой готовятся 2—3 завода.
Как в приведенных выдержках из протоколов испытаний и заключения комиссии, так и в остальных документах, нет четкого обоснования приоритета «Шилки» по сравнению с «Енисеем». Даже стоимость их была сопоставима:
«Шилка» — 300 тыс. руб. и «Енисей» — 400 тыс. руб.
Комиссия рекомендовала принять на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением Совмина от 5 сентября 1962 г. № 925-401 на вооружение была принята одна «Шилка», а 20 сентября того же года последовал приказ ГКОТ о прекращении работ над «Енисеем». По некоторым данным, отказаться от работ по «Енисею» Н.С. Хрущева убедил его сын Сергей. Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня по закрытии работ по «Енисею » появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над «Енисеем» и «Шилкой».
Начальная скорость снаряда, м/с
Общий вес автоматов, кг
Высотный интервал эффективного огня, м
Наклонная дальность стрельбы по зенитным целям, м
Максимальная скорость воздушной цели, м/с
Дальность стрельбы по наземным целям, м
Темп стрельбы, выстр./мин
Длина максимальной очереди одного автомата, выстр.
Дальность обнаружения цели типа МиГ-17, м
Дальность автоматического сопровождения цели типа МиГ-17, м
Пределы работы РПК по скорости цели, м/с
Угол ВН пушки, град.
Угол ГН пушки, град.
Боевой вес ЗСУ, т
Мощность двигателя шасси, л.с.
Максимальная скорость движения, км/ч
Система управления и наведение — радиолокационный прицельный комплекс 1А11 “Байкал” с РЛС 1РЛ34 и телевизионно-оптическим визиром разработки НИИ-20 ГКРЭ. Унифицирован по модулям оборудования с оборудованием ЗРК “Круг”. По результатам приемо-сдаточных испытаний опытного образца (завершены 10 августа 1961 г.) отмечено, то что не отлажена аппаратура защиты от пассивных помех. При работе по низколетящим целям точность РЛПК выше, чем у РЛС СОН-9А.
Дальность обнаружения цели типа МиГ-17 средняя в секторе 30 град — 18 км
Дальность сопровождения цели типа МиГ-17 максимальная — 20 км
Скорость сопровождения цели по вертикали — до 40 град/с
Скорость цели максимальная:
— 660 м/с при высоте полета более 300 м
— 415 м/с при высоте полета 100-300 м
Время перевода в боевую готовность из режима предварительной готовности — 10-15 сек
Время непрерывной работы без изменения параметров — 8 часов
Время наработки на отказ РЛС — 25 часов (по итогам госиспытаний)
Время наработки на отказ РЛПК — 15 часов (по итогам госиспытаний, требования ТТТ — 30 часов)
Стрельба по назмным целям в движении возможна при использовании телевизионно-оптического визира, на месте — с использованием прицел-дублера и гидроприводов.
Аппаратура госопознавания “Кремний-2М”.
Постановлением СМ СССР №426-211 от 17 апреля 1957 г. предусматривалось создание подвижного радиолокационного комплекса обнаружения целей и целеуказания “Обь” с передачей комплекса на испытания в апреле-июне 1960 г. Комплекс “Обь” включал в свой состав командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” с подключенным РПК “Байкал” ЗСУ. Комплекс “Обь” должен был управлять огнем 6-8 ЗСУ “Енисей”. Разработка комплекса “Обь” прекращена Постановлением СМ СССР от 4 июля 1959 г.
Диапазон длин волн — сантиметровый (ок. 3 см)
Шасси — гусеничное 6-катковое “Объект 119” разработки КБ завода “Уралмаш”, главный конструктор — Г.С.Ефимов. Шасси создавалось на базе шасси СУ-100ПМ (изделие 105М). Серийное производство шасси предполагалось вести на Липецком тракторном заводе. Подвеска — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа на передних и задних узлах.
Опорные катки — 12 х 630 мм диаметром
Поддерживающих катков — 6 х 250 мм диаметром
Двигатель — дизель В-54-105 мощностью 400 л.с.
Бронирование — противопульное (обеспечивалась защита мест размещения боекомплекта от 7.62 мм пули Б-32 с дистанции 400 м).
Длина установки — 6460 мм
Ширина установки — 3100 мм
Колея — 2660 мм
База — 4325 мм
Масса установки:
— 25500 кг (по ТТТ)
— 27500 кг
Скорость хода по шоссе — 60 км/ч
Скорость хода при стрельбе по воздушной цели — 20-25 км/ч
Средняя скорость:
— по сухой грунтовой дороге — 33.3 км/ч (в ходе госиспытаний, расход топлива 158 л на 100 км пути)
— по грязной грунтовой дороге — 27.5 км/ч (в ходе госиспытаний, расход топлива 237 л на 100 км пути)
— по сухой танковой трассе — 15.1 км/ч (в ходе госиспытаний, расход топлива 230 л на 100 км пути)
Запас хода (по топливу):
— 310 км (по сухой грунтовой дороге)
— 210 км (по грязной грунтовой дороге или по сухой танковой трассе)
Преодоление препятствий:
Подъем — до 28 град
Спуск — до 28 град
Воронка — диаметр 4-6 м, глубина 1.4-1.5 м
Артиллерийская часть — спаренная пушечная установка 2А12 “Ангара” разработки ОКБ-43 с автоматами 2А11 / 500П с ленточным питанием разработки ОКБ-16 (главный конструктор — А.Э.Нудельман). Серийное производство автоматов 500П — Ижевский завод.
Система охлаждения стволов — жидкостная
Силовые приводы — 2Э4, электрогидравлические (планировалось в последствии заменить на электрические) разработки ЦНИИ-173 ГКОТ, разработчик системы стабилизации — Ковровский филиал ЦНИИ-173 ГКОТ (ныне — ВНИИ “Сигнал”).
Углы вертикального наведения — от -1 +85 град
Углы горизонтального наведения — 360 град
Скорость горизонтального наведения пушки — 0.6 град/оборот (ручным приводом, по ТТТ — 1-1.5 град/оборот)
Масса автоматов — 2900 кг
Скорость начальная — 1010 м/с
Дальность прямого выстрела — 1200 м
Дальность поражения наклонная по воздушным целям — 4500 м
Дальность стрельбы по наземным целям — 5000 м
Высота поражения — 100-3000 м
Скорость цели максимальная — 660 м/с
Темп стрельбы — 1048 выстр/мин
Непрерывная очередь — 150 выстр/ствол (режим стрельбы “нормальный” с перерывом после очереди 30 сек с воздушным охлаждением)
Задержки (по итогам испытаний) — 0,08%
Поломки (по итогам испытаний) — 0,06%
Вероятность поражения цели типа МиГ-17 на скорости 250 м/с на разных высотах (получена расчетом по ошибкам, которые приняты разработчиком для серийного изготовителя):
ЗСУ-37, Зенитная самоходная установка
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА 3CУ-37
Установка была принята на вооружение в 1944 году и предназначалась, прежде всего, для защиты танковых и механизированных соединений от ударов с воздуха. Установка создана на базе танка Т-70М с расположением боевого отделения в задней части танка. В боевом отделении была установлена открытая сверху башня кругового вращения с 37-мм зенитной автоматической пушкой образца 1939 года. Значительные размеры башни позволяли разместить в ней, кроме пушки, также и большой боекомплект и прицел с дальномером. На установке монтировались радиостанция 12РТ или 9РМ, а также танковое переговорное устройство ТПУ-ЗФ. Установка находилась в серийном производстве с 1945 по 1948 год. В 1945 году было выпущено 70 машин.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса – 11,5 т
Размеры:
длина – 5250 мм
ширина – 2745 мм
высота – 2180 мм
Экипаж – 6 человек
Вооружение: 1 х 37-мм автоматическая пушка образца 1939 года
Боекомплект – 290 снарядов
Бронирование:
лоб корпуса – 35 мм
лоб башни – 15 мм
Тип двигателя – карбюраторный “ГАЗ-203”
Максимальная мощность – 2х70 л. с.
Максимальная скорость – 45 км/час
Запас хода – 190 км
Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.
Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ
К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии
Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель
Подводная лодка “Краб”, первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором