21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БЛА Boeing Scan Eagle (США)

БЛА Boeing Scan Eagle (США)

Boeing Scan Eagle представляет собой сравнительно дешевый беспилотный летательный аппарат (БЛА) с большой продолжительностью полета. Scan Eagle разработан в «Insitu Inc», а после приобретения фирмы в сентябре 2008 года корпорацией «Boeing» является продуктом подразделения «Boeing Integrated Defense Systems». Scan Eagle спроектирован на основе БЛА Sea Scan, предназначенного для разведки погоды и промыслового рыболовства (обнаружения косяков рыбы) с помощью установленных в прозрачной носовой части фюзеляжа, изготовленной из акрила, оптических датчиков. Scan Eagle появился при содействии «Boeing», специалисты которой оценили высокий военный потенциал БЛА Sea Scan: разведаппаратура военного назначения смонтирована в прозрачном бульбообразном подфюзеляжном обтекателе. В итоге был создан дешевый мини БЛА, предназначенный для автономного отслеживания ситуации на поле боя. С августа 2004 года Scan Eagle используются в Ираке. Основными его эксплуатантами являются КМП, ВВС и ВМС США, военные ведомства Австралии и Канады, а также МО Великобритании.

Нa БЛА Scan Eagle установлена стабилизированная оптическая и/или ИК-камера. Линия передачи данных обеспечивает передачу информации на дальность до 96,5 км. На БЛА Block D установлена камера повышенной разрешающей способности – на полигоне «Boeing» в Бордмене, штат Орегон, этот БЛА установил рекорд продолжительности полета – 22 ч 8 мин. Для эксплуатации БЛА Scan Eagle не требуется аэродромов, он запускается с пневматической катапульты,запатентованной как пусковая установка Super Wedge. Для приземления на БЛА установлена система Sky Hook, представляющая собой крюки на законцовках крыла, которые при выполнении посадки зацепляются за трос, натянутый между шестами высотой 8,10/15, 25 м. Вывод аппарата в точку приземления выполняется с помощью аппаратуры спутниковой навигации, смонтированной на самом БЛА и на вершинах шестов. Трос между шестами снабжен амортизаторами. 18 марта 2008 года начались испытания БЛА Scan Eagle с РЛС Nano-SAR. Данная РЛС является самым миниатюрным в мире радиолокатором с синтезированной апертурой луча и весит всего 0,91 кг. РЛС обеспечивает передачу в реальном масштабе времени изображения местности с высокой степенью разрешения вне зависимости от погодных условий, времени суток и прозрачности атмосферы.

Варианты
SECC: первый полет был запланирован на август 2009 года; Scan Eagle Compressed Carriage (SECC) представляет собой складной вариант БЛА Scan Eagie, предназначенный для запуска с подводных лодок и разработанный в рамках программы «Northrop Grumman Stealthy Affordable Capsule System». Фюзеляж имеет скорее квадратное, чем круглое сечение; крыло заднего расположения; впереди над фюзеляжем установлено ПГО, а вертикальное оперение – в правой задней части фюзеляжа. Раскрытие аэродинамических поверхностей и запуск двигателя производятся только после пуска аппарата. В перспективе предполагается оснащение аппарата и вооружением для оперативного поражения целей.

Тактико-технические характеристики Boeing Scan Eagle
Силовая уаановка: один двигатель Sonex мощностью 1,3 л.с. (0,97 кВт)
максимальная скорость на оптимальной высоте – 129 км/ч;
крейсерская скорость на оптимальной высоте – 91 км/ч;
начальная скороподъемность – 150 м/мин;
практический потолок – 5000 м;
дальность – 1495 км;
продолжительность полета – 28 ч 44 мин
Масса:
– пустого 12 кг;
– максимальная взлетная 18 кг
Размеры:
– размах крыла 3,10 м;
– длина 1,20 м
Полезная нагрузка: оптоэлектронные и ИК датчики, химические и биологические датчики, лазерный целеуказатель, детектор магнитных аномалий

БЛА Boeing Scan Eagle (США)

В апреле 2002 года беспилотный летательный аппарат ScanEagle корпорации “Боинг” успешно совершил свой первый полет. По мнению разработчиков, ScanEagle должен стать недорогим в эксплуатации, автономным беспилотным аппаратом большого радиуса действия, рассчитанным на широкий круг потенциальных заказчиков.

Читать еще:  Самолет радиотехнической разведки Ил-20М (СССР)

Испытания ScanEagle проводились на исследовательском полигоне компании Bordman в восточной части Орегона. Аппарат, созданный по заказу корпорации группой Insitu, стартует с помощью пневматической катапульты и может совершать полет по заложенному в программу маршруту на максимальной высоте около 500 метров. Длина ScanEagle – чуть более метра, размах крыльев – более 3 метров, максимальная скорость – более 120 км/ч.

В основе ScanEagle – разработанный Insitu летательный аппарат Seascan, спроектированный как разведывательная платформа корабельного базирования. В 1998 году Insitu совместно с Университетом штата Вашингтон продемонстрировала потенциальные возможности аппаратов такого рода, успешно осуществив первый в мире трансатлантический перелет (по маршруту Ньюфаундленд – Шотландия) беспилотного летательного аппарата. При этом на маршрут длиной в 2000 миль беспилотному самолету потребовалось всего 1,5 галлона (около 5,6 литра) бензина.

В ходе испытательного полета длительностью 45 минут аппаратура ScanEagle позволила снять большое количество контрольных точек маршрута с помощью GPS-приемника. Была также продемонстрирована возможность вносить в маршрут полета изменения в реальном масштабе времени непосредственного с наземного пункта управления. Посадка аппарата была осуществлена с помощью патентованной технологии SkyHook, заключающейся в том, что самолет в воздухе на лету цепляется за трос, свисающий с 30-метровой мачты.

В состав комплекса ScanEagle входят пневматическая пусковая установка катапультного типа Sky Wedge, посадочное устройство Sky Hook и пункт управления, которые имеют небольшие габариты и могут устанавливаться на палубах кораблей различных типов.

Весной 2008 года Boeing объявил об успешном завершении испытаний БПЛА ScanEagle взлетной массой менее 20 кг со сверхлегким радаром бокового обзора с синтезированной апертурой NanoSAR в качестве полезной нагрузки.

В рамках летных испытаний продолжительностью 1,5 часа легкий БПЛА ScanEagle осуществил радарную разведку учебных целей – автотранспорта, строений и уголковых отражателей – на разных высотах и удаленности от них. В настоящее время отработан режим передачи данных с борта ScanEagle с последующим восстановлением радарных изображений на пункте управления.

В дальнейшем предполагается отработать штатный режим NanoSAR, позволяющий обрабатывать радарные изображения непосредственно на борту БПЛА и передавать на землю уже готовые растровые изображения – это, в частности, позволит значительно сократить объем пересылаемых данных и, соответственно, снизить требования к полосе пропускания канала передачи данных.

Радар NanoSAR является самым компактным в мире радаром бокового обзора с синтезированной апертурой. При массе менее 1 кг он имеет размер коробки из-под обуви.

Использование радара бокового обзора в качестве тактического средства разведки, мониторинга местности, контроля сооружений и т.д. открывает возможность обеспечения пользователей гарантированной информацией в любых погодных условиях и в любое время суток. Использование радара в условиях плохой видимости БПЛА позволит значительно снизить заметность БПЛА для противника, а также снизить эффективность “обычных” мер маскировки.

В нанорадар A-20 реализован целый ряд технологических особенностей, существенно упрощающих его интеграцию с системами летательных аппаратов, тем самым обеспечивая повышенную гибкость его применения – в частности, интерфейс RS232 или RS485, работающий в режиме Plug-and-Play.

Радар работает в полосовом режиме съемки с бортовой обработкой изображений в реальном масштабе времени – пользователь получает видеоизображение в формате NTSC в реальном масштабе времени.

Дальность действия радара, работающего в Х-диапазоне, составляет 3300 м, пространственное разрешение – около 35 см, потребляемая мощность – от 10 до 25 Вт. Реализованы функциональные возможности и/или режимы индикации движущихся целей (Ground Motion Target Indicators, GMTI), компенсации движения, геолокации, режимов Pan и Zoom в реальном масштабе времени, связь по беспроводному протоколу Wi-Fi 802.11g либо сохранение данных в бортовой флэш-памяти при использовании скрытных режимов полета без работы “на излучение”.

Читать еще:  Противолодочный самолёт Kawasaki P-1 (Япония)

Разведывательный БПЛА Boeing Insitu ScanEagle

В середине сентября Пентагон подписал новый контракт с компанией Boeing. В соответствии с этим документом авиастроительная фирма должна изготовить и поставить вооруженным силам США несколько десятков беспилотных летательных аппаратов ScanEagle. Кроме самих аппаратов компания «Боинг» должна передать заказчику необходимое сопутствующее оборудование. Общая стоимость всей продукции, заказанной американскими военными, равняется 300 миллионам долларов. Последние беспилотники и оборудование должны быть поставлены до осени 2016 года.

Нынешний контракт, подписанный Пентагоном и компанией Boeing и подразумевающий поставку БПЛА ScanEagle, не является первым подобным документом. В настоящее время завершается реализация аналогичного контракта, подписанного еще в 2009 году. То соглашение подразумевало поставку беспилотных летательных аппаратов общей стоимостью 250 миллионов долларов для нужд Командования сил специальных операций (USSOCOM). Таким образом, завершив выполнение одного заказа, рассчитанного на пять лет, компания Boeing продолжит строить беспилотники ScanEagle в рамках нового контракта.

По данным зарубежных средств массовой информации, целью нового контракта является замена БПЛА, отработавших свой ресурс, а также поставка необходимых запчастей и т.п. изделий. Таким образом, новые беспилотники будут не только дополнять, но и заменять уже имеющиеся в войсках. Второй целью контракта является создание новой системы, которая будет осуществлять поддержку эксплуатации своих аппаратов. Предполагается, что подразделения, использующие БПЛА ScanEagle, будут напрямую взаимодействовать со специалистами «Боинга», в том числе и на театрах военных действий.

Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов Boeing Insitu ScanEagle началась в 2005 году. Первыми пользователями стали военно-морские силы США. Опыт использования новых БПЛА показал их эффективность в деле поиска и обнаружения различных объектов. Сам факт подписания нового контракта говорит о том, что американские вооруженные силы полностью довольны имеющейся техникой и готовы продолжить ее эксплуатацию.

Подобные успехи БПЛА ScanEagle можно объяснить его «происхождением». Беспилотних военного назначения был создан на основе коммерческого проекта Insitu SeaScan, предназначенного для выполнения метеорологической разведки и прочих задач, связанных с работой торгового или рыболовного флота. В соответствии с договором между компаниями Insitu и Boeing аппарат SeaScan стал основой для нового военного БПЛА.

ScanEagle представляет собой летательный аппарат, выполненный по схеме «бесхвостка». БПЛА оснащен стреловидным крылом размахом 3,1 метра с отогнутыми вверх законцовками. Почти вся задняя кромка крыла оснащена механизацией. Сравнительно небольшой фюзеляж (длина около 1,4 метра) вмещает в себе поршневой двигатель мощностью 1,5 л.с., приводящий в движение толкающий воздушный винт. Взлетный вес БПЛА ScanEagle не превышает 20 кг.

При таких габаритах, массе и аэродинамике беспилотник ScanEagle имеет летные данные, оптимизированные для выполнения задач по длительному патрулированию заданных районов. Он способен летать со скоростью до 130 км/ч и подниматься на высоту до 4900 метров. Экономичный двигатель и сравнительно объемные топливные баки позволяют аппарату совершать полеты продолжительностью свыше 20 часов. На данный момент рекордом является полет 2006 года, продолжавшийся 22 часа 8 минут. Подобно ряду других современных БПЛА, Boeing Insitu ScanEagle не нуждается в крупных оборудованных площадках для взлета. Аппарат взлетает с пневматической катапульты и садится при помощи системы SkyHook. Последняя представляет собой раскладываемую стрелу с системой тросов. Беспилотник подлетает к ней, цепляется за трос и спускается на землю. Таким образом, для запуска и приема аппарата ScanEagle нужна только небольшая площадка, свободная от каких-либо сооружений.

Читать еще:  Вертолёт ДРЛО Ка-31 (СССР)

В носовой части фюзеляжа БПЛА ScanEagle установлена гиростабилизированная платформа для оптико-электронных систем. Все модификации этого беспилотника оснащаются видеокамерой и тепловизором с системой передачи данных на пульт управления. В ходе создания новых модификаций аппарат получает более совершенные элементы оптико-электронного комплекса с улучшенными характеристиками.

По состоянию на середину прошлого десятилетия, когда БПЛА Boeing Insitu ScanEagle был принят на вооружение, один комплекс стоил около 3 млн. американских долларов. В состав одного комплекса входят четыре беспилотных летательных аппарата с установленными на них камерами и тепловизорами, единая станция управления, система работы с видеосигналом, пневматическая катапульта и технические средства системы SkyHook. Элементы комплекса могут устанавливаться и перевозиться на автомобилях, бронетехнике, кораблях или катерах. В зависимости от конкретной базовой техники некоторые средства комплекса БПЛА претерпевают небольшие изменения. К примеру, сухопутный вариант катапульты и системы SkyHook оснащается колесным шасси, а на катерах или кораблях все элементы комплекса устанавливаются стационарно.

Первый полет беспилотника ScanEagle состоялся в середине 2002 года. Через два года несколько комплексов были переданы в войска для испытаний в условиях реального вооруженного конфликта. Эксплуатация в Ираке позволила показать преимущества нового БПЛА, а также выявить имеющиеся недостатки. После некоторых доработок в 2005 году ScanEagle был принят на вооружение ВМС США. Вслед за военно-морскими силами эксплуатацию таких беспилотников начали Корпус морской пехоты и военно-воздушные силы. Кроме того, за следующие несколько лет БПЛА ScanEagle были приобретены несколькими зарубежными странами. В настоящее время они используются в армиях Австралии, Великобритании, Канады, Колумбии, Нидерландов и других стран.

В конце прошлого года иранские СМИ опубликовали новости, согласно которым ПВО Ирана уничтожила американский БПЛА ScanEagle, вторгшийся в воздушное пространство страны. Немного позже еще два таких аппарата были захвачены в качестве трофеев. Пентагон опроверг информацию о потере своих беспилотников, а спустя несколько месяцев после этого инцидента выяснилось, что Иран захватил аппараты канадских вооруженных сил. По некоторым данным, иранская оборонная промышленность скопировала американский БПЛА и наладила серийное производство собственной версии ScanEagle.


В июле этого года было объявлено, что БПЛА Boeing Insitu ScanEagle получил сертификат Федерального управления гражданской авиации США. Имея этот документ, беспилотник может использоваться в коммерческих целях. В течение ближайшего времени несколько комплексов ScanEagle будут доставлены на Аляску, где им предстоит заниматься ледовой разведкой, слежением за метеорологической обстановкой и т.п. Предполагается, что беспилотные летательные аппараты смогут взять на себя часть обязанностей пилотируемой авиации. Это позволит ощутимо сократить расходы на некоторые работы, сейчас выполняемые исключительно самолетами.

Эксплуатация БПЛА ScanEagle в войсках продолжается. За последние восемь лет ВМС, ВВС и КМП успели оценить пользу, приносимую этими аппаратами, и пока не собираются отказываться от них. Так, по состоянию на середину 2011 года все выпущенные ScanEagle совершили в общей сложности 56 тыс. полетов общей продолжительностью 500 тыс. часов. Ввиду выработки ресурса, поломок и т.п. особенностей эксплуатации Пентагон недавно заказал компании-производителю новые комплексы и запчасти. Это означает, что ScanEagle останется в строю, как минимум, до 2017-18 годов.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://itar-tass.com/
http://boeing.com/
http://insitu.com/
http://globalsecurity.org/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: