42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БЛА RQ-7 «Shadow» (США)

БЛА RQ-7 «Shadow» (США)

Ярким представителем комплексов тактических ДПЛА является семейство современных американских комплексов ДПЛА Shadow (Тень) разработки AAI Corporation (США). Комплекс тактических ДПЛА (Tactical UAV, TUAV) Shadow содержит в своём составе:

наземную станцию управления (Ground Control Station) на шасси армейского автомобиля-фургона Hummer,

четыре ДПЛА (TUAV – Tactical Unmanned Aerial Vehicles) Shadow,

гидравлическую пусковую установку (Launcher) на прицепе,

транспортную машину для ДПЛА (Aerial Vehicle Transport), размещённую на таком же шасси, как и наземная станция управления,

терминал приёма/передачи данных (Ground Data Terminal).

Весь комплекс RQ-7A Shadow 200 размещается на шести автомобилях, и для его воздушной транспортировки используют три самолёта C-130.

Комплекс RQ-7A Shadow 200 противопоставляется авиационному беспилотному комплексу Predator, который “баснословно дорог” и требует аэродромного базирования. Впрочем, RQ-7A тоже недёшев. На закупку 41 ДПЛА и девяти комплектов наземного оборудования в 2003 году Министерство обороны США выделило $99 млн.

ДПЛА Shadow выполнены по нормальной аэродинамической схеме с двубалочным фюзеляжем с толкающим воздушным винтом. ДПЛА Shadow 400 и Shadow 600 имеют двухкилевое вертикальное оперение и горизонтальный стабилизатор, Shadow 200 оснащён перевёрнутым V-образным хвостовым оперением. Крыло ДПЛА – съёмное и разборное для удобства укладки. В качестве двигателя ДПЛА Shadow используют роторные двигатели.

Основное различие ДПЛА Shadow 200, 400 и 600 в области их применения. Комплекс ДПЛА Shadow 200 предназначен для ведения разведки непосредственно в интересах командного пункта мотопехотной бригады. Комплекс тактических ДПЛА Shadow 200 заявляется американской армией как “глаза бригадного командования, чтобы увидеть первым, понять первым и действовать первым – решительно”.

Комплекс ДПЛА Shadow 400 предназначен для поддержки морских операций. ДПЛА может быть запущен как с корабля, так и с суши. То же касается и посадки (посадку на корабль производят в сеть).

Комплекс ДПЛА Shadow 600 является прямым наследником известного комплекса ДПЛА Pioneer той же фирмы AAI Corp. и создавался по рекомендациям боевых расчётов, непосредственно применявших комплекс Pioneer в операции “Буря в пустыне” в 1991 году. Отличительной особенностью ДПЛА Shadow 600 является повышенная продолжительность полёта.

Для ДПЛА Shadow характерна разнородная целевая нагрузка, одновременно установленная на борту. По сведениям AAI Corp. на ДПЛА Shadow 200 установлены следующие компоненты целевой нагрузки:

электронно-оптическая или инфракрасная кадровая обзорная система,

радиолокатор с синтезированной апертурой или селектор движущихся целей,

облегчённая аппаратура ретрансляции сигналов радиосвязи,

целеуказатель (подсветка целей),

По информационным сообщениям о закупке комплексов RQ-7A Shadow 200 на 2003 год можно предположить, что на ДПЛА Shadow 200 основной целевой нагрузкой служат фотокамеры (цифровые), снимающие в видимом и инфракрасном диапазонах. Снимки передаются на землю в масштабе времени, близком к реальному.

На ДПЛА Shadow 400 и Shadow 600 в состав целевой нагрузки включены бортовые ленточные видеомагнитофоны.

Основной способ посадки всех ДПЛА Shadow – это посадка по-самолётному на колёсное шасси. Такой способ требует довольно большой ровной площадки, поскольку масса ДПЛА составляет сотни килограммов. Например, для посадки ДПЛА Shadow 200 требуется площадка размером с футбольное поле. Для сокращения дистанции торможения приземлившегося ДПЛА применяются вспомогательные устройства. На ДПЛА Shadow 200 применяется выпускной крюк (бортовое оборудование) и натянутый поперёк глиссады трос (наземное оборудование). Особенно остро проблема сокращения дистанции торможения стоит для ДПЛА Shadow 400, который должен садиться на корабль. Поэтому для этого ДПЛА используют специальную посадочную сеть.

Старт ДПЛА Shadow может производиться с ровной площадки по-самолётному на колёсном шасси. Для запуска ДПЛА в условиях, где невозможен старт по-самолётному, используются гидравлические пусковые установки с рельсовыми направляющими.

Читать еще:  Вертолет-буксировщик минных тралов Ми-14БТ (СССР)

RQ-7B Shadow 400 – отличается удлинённым корпусом, увеличенной массой и большей продолжительностью полёта (до 7 часов). Предназначен для поддержки морских операций, может быть запущен как с корабля, так и с суши.

БЛА RQ-7B Shadow 200 производства Textron Systems массой 170 кг служит в качестве тактического БЛА в американских армии и корпусе морской пехоты. Также его операторами являются армии Австралии, Италии, Пакистана, Румынии и Швеции. Корпус морской пехоты, например, имеет потребность в RQ-7B для доставки высокоточных легких ракет ╚воздух-земля╩. С этой целью были испытаны несколько типов новейших ракет с лазерным/GPS наведением и среди них и планирующая ракета Fury от Textron Systems, которая базируется на планирующей модульной ракете FFLMM (FreeFall Lightweight Modular Missile) массой 5 кг разработки компании Thales.

БЛА RQ-7B американской армии (флот из 117 беспилотников) в настоящее время модернизируется компанией Textron Systems до стандарта Shadow Version M2 (V2). Это полностью цифровая конфигурация, совместимая с частотами и шифрованием по алгоритму Агентства национальной безопасности США. Shadow V2 может нести оптоэлектронный комплекс высокого разрешения. Этот БЛА развертывается вместе с универсальной станцией наземного контроля, которая также совместима с армейскими БЛА Gray Eagle и Hunter.

M2 от Textron Systems отличается доработанным фюзеляжем и подкрыльевыми пилонами для крепления вооружения.

Компания Textron в настоящее время предлагает вариант Shadow M2 с дизельным двигателем Lycoming мощностью 48 кВт, доработанным фюзеляжем с двумя грузовыми отсеками для аппаратуры, большей крейсерской скоростью, увеличенной продолжительностью полета, спутниковой связью для загоризонтных операций и местами крепления подкрыльевой аппаратуры, например радиотехнической разведки и РХБ-разведки.

БЛА RQ-7 «Shadow» (США)

БЛА RQ-7 «Shadow», так обозначается в вооруженных силах США базовый «Shadow 200», является результатом продолжительных поисков эффективного боевого БЛА после остановки программы Alliant RQ-6 Outrider. Фирма AAI заменила свой RQ-2 схожим, но более качественным самолётом «Shadow 200», и в конце 1999 года армия США выбрала его, так как он соответствовал её тактико-техническим требованиям.

Задание требовало наличия у БЛА двигателя внутреннего сгорания, электронно-оптического и ИК оборудования с радиусом охвата более 50 км, работы в зоне поиска не менее 4 часов и способности приземляться на участке площадью не больше футбольного поля. Shadow 200 с роторным двигателем LIAV Engines UELAR741 мощностью 38 л. с. (28,5 кВт) демонстрировал вдвое большую, чем требовалось, дальность полета. Каждый комплекс Shadow включает в себя 4 БЛА, две наземные станции и дополнительные машины для оборудования и персонала. В течение 2008 года ожидалось появление аппаратуры Sigint как альтернативы для электронно-оптической камеры. Опытному расчету потребуется не более 35 минут, чтобы распаковать, заправить и запустить RQ-7 «Shadow».

Беспилотный летательный аппарат AAI Shadow, разработанный фирмой «American Advanced Industries», концептуально схож с первыми БЛА Pioneer и представляет собой небольшой моноплан с неубираемым трехопорным шасси и толкающим винтом, приводимым в движение небольшим двигателем в задней части центральной гондолы. Внешне он отличается конструкцией хвостового оперения, стабилизатор которого выполнен по схеме «обратного поперечного V» и соединяет между собой консоли трубчатых хвостовых балок. Он может запускаться с направляющей или взлетать как самолёт. Посадка производится как самостоятельно, так и с помощью вертикальной сетки или посадочного крюка. Основная полезная нагрузка – это цифровая электронно-оптическая камера с карданным подвесом, с охлаждаемыми жидким аютом чувствительными элементами. Она передает видеоизображение на наземную станцию управления в реальном масштабе времени по прямой линии связи.

Читать еще:  Учебно-боевой самолет G-4 Super Galeb (Италия)

Для ДПЛА RQ-7 «Shadow» характерна разнородная целевая нагрузка, одновременно установленная на борту. По сведениям AAI Corp. на ДПЛА «Shadow 200» установлены следующие компоненты целевой нагрузки: электронно-оптическая или инфракрасная кадровая обзорная система, радиолокатор с синтезированной апертурой или селектор движущихся целей, облегчённая аппаратура ретрансляции сигналов радиосвязи, целеуказатель (подсветка целей), лазерный дальномер, многоспектральная камера. Основной целевой нагрузкой служат фотокамеры (цифровые), снимающие в видимом и инфракрасном диапазонах. Снимки передаются на землю в масштабе времени, близком к реальному. На ДПЛА «Shadow 400» и «Shadow 600» в состав целевой нагрузки включены бортовые ленточные видеомагнитофоны.

RQ-7 не использовался во время вторжения в Афганистан в 2001-2002 годах, но совершал разведывательные полеты в 2003 году в Ираке, в период вторжения США, и продолжает выполнять там текущие задачи. Условия климата Ирака оказались суровыми для БЛА, жара и присутствие песка сказывались на работе двигателя, поэтому конструкторы пытались выйти из положения, изменив технологию производства. Несмотря на некоторые проблемы, RQ-7 был в свое время хорошо принят войсковым командованием США.

Другая модель этой серии – «Shadow 400». У нее такой же двигатель, как и у «Shadow 200», но измененное хвостовое оперение с горизонтальными поверхностями и вертикальными килями. У «Shadow 400» меньше практический потолок, чем у «Shadow 200», он составляет 3353 м. Назначение комплекса, преимущественно, выполнение задач обеспечения операций ВМС. Румыния купила 65 экземпляров «Shadow 600», более крупного варианта «Shadow 400», с крылом прямой стреловидности и инжекторным роторным двигателем UEL AR801/2 мощностью 52 л.с. (38,80 кВт). Эти румынские машины использовались для обеспечения польских войск, служивших в Ираке. Летом 2004 года производство переключилось на выпуск модифицированных RQ-7B Shadow. У них более эффективное крыло с увеличенным размахом на 0,91 м и встроенными топливными баками, что увеличивает время полета без заправки на 16 часов. Нагрузка увеличена с 27 кг до 45 кг К концу 2007 года на счету RQ-7 было 37000 вылетов для обеспечения вооруженных сил США в Ираке и Афганистане.

Тактико-технические характеристики RQ-7 «Shadow»
Размах крыла, м 3.89
Длина, м 3.40
Высота, м 0.91
Масса, кг
– пустого 75
– взлетная 149
Тип двигателя 1 ПД AR-741
Мощность, л.с. 1 х 38
Максимальная скорость, км/ч 227
Крейсерская скорость, км/ч 120-156
Практическая дальность, км 125
Продолжительность полета, ч.мин 5
Практический потолок, м 4570

БПЛА RQ-7 «Shadow»

Одним из первых тактических беспилотных летательных аппаратов, принятых на вооружение в США, стал RQ-2 «Пионер», разработанный совместно американской компанией AAI и израильской IAI на базе израильского БПЛА «Мастифф».

Беспилотник «Пионер», появившийся в 1986 году, был принят на вооружение авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США. Во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году такие БПЛА, запускаемые с катапульт линкоров «Миссури» и «Висконсин», использовались для разведки и корректировки артиллерийского огня. Впоследствии «Пионеры» применялись в операциях в Сомали, Косово, Боснии и в очередной войне в Ираке в 2003 году. Кроме того, такие БПЛА состояли на вооружении ВВС Израиля и Сингапура.

РОЖДЕНИЕ «ТЕНИ»

Успешный опыт боевого применения «Пионеров» вызвал интерес к аппаратам подобного класса у армии США. Первая попытка создать такой беспилотник для армейцев провалилась — программа разработки БПЛА RQ-6 «Аутрайдер», осуществлявшаяся фирмой «Эллайнт Тексистемз», была закрыта в 1999 году ввиду низких характеристик аппарата. Тогда военные обратили внимание на серию беспилотников «Шэдоу», разрабатывавемую фирмой AAI с 1991 года.

Читать еще:  Дальний бомбардировщик H-6 Xian (Китай)

В 1999 году для испытаний был приобретен первый комплекс в составе четырех БПЛА «Шэдоу» 200 и наземной станции, а два года спустя куплены еще четыре беспилотника. Система прошла всесторонние испытания, в том числе в боевых условиях в Косово, в 2001 году. Несмотря на потерю на Балканах двух аппаратов, «Шэдоу» 200 признали полностью отвечающим требованиям Армии США (радиус действия, в частности, составлял 100 км вместо требуемых по спецификации 50 км) и приняли на вооружение под обозначением RQ-7. Серийное производство началось в октябре 2002 года.

КОНСТРУКЦИЯ

БПЛА «Shadow» в общих чертах повторяет аэродинамическую схему своего предшественника «Пионера». Он является монопланом с высокорасположенным прямым крылом и хвостовым оперением в форме перевернутого V, вынесенным на двух балках. Двигатель с толкающим винтом находится в хвостовой части фюзеляжа, благодаря чему носовая часть освобождена для размещения разведывательной аппаратуры. Шасси — трехколесное неубираемое, с носовой стойкой. В качестве силовой установки на всех аппарата серии «Шэдоу» применяются роторно-поршневые двигатели Ванкеля производства британской фирмы UEL. Электропитание оборудования обеспечивает генератор мощностью 2 кВт с приводом от двигателя.

Старт «Shadow» может осуществляться одним из двух способов: с взлетно-посадочной полосы («по самолетному») или с пневматической катапульты, установленной на автомобиле. Посадка осуществляется «по самолетному». В комплект системы «Шэдоу» входит аэрофинишер с тросом, протягиваемым поперек ВПП и тормозным устройством. Благодаря его применению пробег RQ-7 на посадке не превышает 50 м.

МОДИФИКАЦИИ

Первый серийный вариант RQ-7A оборудовался двигателем AR-741-1100 и электронно-оптической головкой РОР-200 с цветной телекамерой, тепловизором и лазерным дальномером-целеуказателем. Изображение передается на наземную станцию в реальном масштабе времени. На RQ-7B установлен более экономичный двигатель AR-741-1101, благодаря чему продолжительность полета увеличилась с 4 до 6 часов. Также установлена электронно-оптическая головка РОР-300, обеспечивающая лучшее качество изображения. Оба аппарата, находящиеся на вооружении Армии США и Корпуса морской пехоты, относятся к серии «Шэдоу» 200 — самой маленькой в семействе. Более крупный «Шэдоу» 400 отличается удлиненным фюзеляжем и увеличенным размахом крыла. Самый большой представитель семейства — «Шэдоу» 600 — имеет увеличенную до 12 часов продолжительность полета.

ВООРУЖЕНИЕ

Изначально «Шэдоу» предназначался исключительно для целей разведки. Но в 2010 году начались работы по установке на него вооружения. Первоначально в качестве такового испытывались управляемые 81-мм минометные мины. В 2015 году Корпус морской пехоты начал оснащение своих RQ-7B малогабаритными управляемыми бомбами «Пирос» массой 5,9 кг. «Шэдоу» может нести два таких боеприпаса под крылом. Кроме того, на RQ-7B испытывались подобные боеприпасы «Фьюри» (британского производства).

СЛУЖБА

Крупнейшим эксплуатантом БПЛА «Шэдоу» является армия США, купившая более 500 таких аппаратов. Еще 52 БПЛА получил Корпус морской пехоты. Американские RQ-7B участвовали в боевых действиях в Афганистане и Ираке, а также в ряде других операций. В Афганистане действовали и австралийские RQ-7B (эта страна купила 18 таких БПЛА). 12 RQ-7B поставлено Пакистану, восемь — Швеции. Четыре комплекта «Шэдоу» 200 купила Италия. А Румыния приобрела 11 более крупных БПЛА «Shadow» 600.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AAI RQ-7B «ШЭДОУ»

  • Тип: разведывательный беспилотный летательный аппарат
  • Двигатель: мотор Ванкеля AR-741-1101 мощностью 38 л. с.
  • Длина, м: 3,4
  • Размах крыла, м: 4,3
  • Вес, кг:
    пустой:84
    взлетный: 170
  • Скорость полета, км/ч: около 130
  • Радиус действия, км: 100
  • Продолжительность полета, ч: 6
  • Практический потолок, м: 4570
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: