Истребитель-бомбардировщик AJ-37 «Viggen» (Швеция)
Saab 37 Viggen
Галерея Viggen
Saab 37 Viggen (Вигген — удар молнии) — шведский многоцелевой истребитель третьего поколения, разработанный компанией Saab в 1960-хх годах для замены истребителей J 35 Draken. Применялся до 2005 года.
История
Созданный в середине 1950-хх годов истребитель Draken оказался довольно удачной машиной, но, как и большинство своих аналогов того времени имел недостатки, один из которых — плохие взлетно-посадочные характеристики. Этот показатель не слишком беспокоил инженеров из США или СССР, так как обе страны имели обширные территории с возможностью размещения как бетонных, так и грунтовых полос. Однако, родина Дракена — Швеция не могла этим похвастаться. Территория страны довольно большая, но подавляющая ее часть покрыта горами, лесами и реками, где создать крупный аэродром довольно сложно. Это стало причиной важного требования ВВС страны — самолеты должны были иметь возможность взлетать и садиться на участки автомобильных трасс. И это требование было важнейшим при создании нового истребителя третьего поколения.
Работы над новым проектом начались еще в 1958 году, причем, рассматривались варианты и более тяжелого истребителя-бомбардировщика, который должен был иметь возможность применения ядерного оружия, возможность создания которого тогда серьезно рассматривалась. В конце концов ограничились многоцелевым истребителем с возможностью модификаций от перехватчика до бомбардировщика.
При разработке истребителя военные потребовали, что бы самолет мог взлетать и садиться с полосы или трассы длиной всего 500 метров. В то время очень модной стала схема крыла изменяемой стреловидности (тогда разрабатывались знаменитые конкуренты F-111 и Су-24), но шведам она показалась слишком сложной. Решение было найдено в схеме «утка» с переднерасположенным большим горизонтальным оперением — почти полноценным крылом — она позволяла самолету летать даже на очень низких скоростях.
Наконец, в 1961 году было принято официальное решение о развертывании программы, получившей индекс AJ-37. Официальная информация о новом самолете появилась год спустя. К 1965 году был изготовлен макет самолета, названного Viggen — удар молнии.
Первый полноценный прототип взлетел в 1967 году. До конца 1968 года летало уже 3 опытных образца. Тогда же Saab получил контракт министерства обороны на постройку партии из 175 самолетов. Серийные машины начали летать в 1971 году.
Конструкция
Saab Viggen — цельнометаллический истребитель, выполненный по схеме «утка» с низко расположенным треугольным крылом двойного угла стреловидности и высоко расположенным крупным передним горизонтальным оперением (ПГО такое крупное, что истребитель иногда называют бипланом). Хвостовое оперение однокилевое без горизонтальных консолей — бесхвостка.
Шасси трехопорное с поворотной передней стойкой — позволяет садиться с вертикальной скоростью до 5 м/с.
AJ-37 оснащается встроенное 30-мм пушкой ADEN. На семи точках подвески самолет способен нести до 5 тонн вооружений разных типов.
Силовая установка представлена двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой Volvo RM8B. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Имеется трехстворчатое реверсивное устройство, включающееся автоматически при обжатии передней опоры шасси в процессе посадки.
Видео: Демонстрационный полет истребителя Saab Viggen ВВС Швеции на авиашоу Flygfesten 2015
Модификации
- AJ 37 — первый серийный самолет, базовая версия.
- JA 37 — модификация — истребитель-перехватчик
- SK 37 — учебно-тренировочный самолет. Имеет тандемную кабину экипажа на 2 человек — пилота и инструктора.
- SH 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над морским пространством.
- SF 37 — разведывательный самолет для проведения патрулирования и разведки над сушей.
Эксплуатация
Всего с 1970 по 1990 годы было выпущено 330 истребителей Saab Viggen. Самолеты не экспортировались и в полном составе служили в ВВС Швеции. Были полностью заменены истребителями JAS-39 Gripen и сняты с эксплуатации в 2005 году.
Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen (Швеция)
Истребитель-бомбардировщик JA-37 Viggen предназначен для действии по наземным и морским целям с возможностью перехвата воздушных объектов. Разработка самолета началась в 1962 г. Первый полет опытный самолет совершил 8 февраля 1967 г., а первый одноместный всепогодный AJ-37 под названием «Вигген» (viggen — удар молнии) поднялся в воздух 23 февраля 1971 г. Аббревиатура AJ (Attak-Jakt) означает штурмовик, истребитель-бомбардировщик. Поставки для ВВС Швеции начались 21 июня 1971 г., построено 110 самолетов. В 1971-1990 гг. для ВВС Швеции сделано 329 самолетов JA-37 Viggen различной модификации. На экспорт самолеты не поставлялись из-за ограничений, навязанных компании Saab национальным законодательством.
Самолет JA-37 Viggen спроектирован как биплан-тандем без горизонтального оперения. Конфигурация имеет большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное небольшое треугольное переднее крыло с закрылками. Такая схема крыльев в сочетании с мощным ТРД обусловливала высокие взлетно-посадочные характеристики, что позволяет применять самолет с коротких ВПП или участков автомобильных дорог длиной до 500 м. Проект предусматривал заход на посадку со скоростью снижения до 5 м/с, для чего самолет оснащался специальным шасси, способным погасить такую большую вертикальную скорость снижения. Реверс тяги вместе с антиблокировочной системой колесных тормозов обеспечивали короткий пробег.
Одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом и системой кондиционирования, имеет остекление, защищающее при столкновении с птицами.
Оборудование на базе современной авиационной электроники включает ИЛС, соединенный через бортовой компьютер с цифровой системой управления вооружением, аппаратуру РЭБ и предупреждения об облучении. Для навигации применяется доплеровская РЛС и радиовысотомер, а для всепогодной посадки – тактическая система наведения и посадки по приборам. Моноимпульсная РЛС Эриксон PS-37/A (UAP-1011) с антенной Кассегрена, работающая в диапазоне X, имеет режимы поиска и обнаружения целей, измерения дальности и сопровождения наземных целей, а также обеспечивает картографирование местности и предупреждение о наземных препятствиях.
Подвесное вооружение AJ-37 Viggen массой до 6000 кг размещается на семи наружных узлах (четыре под крылом и три под фюзеляжем) и включает противокорабельные УР SAAB Rb04E, УР класса «воздух-земля» Rb05A или Rb75 (AGM-65 «Мейверик»), бомбы, контейнеры с НАР «Бофор» (135 мм) и пушками.
Следующей моделью Viggen стал вариант фоторазведчика SF-37 (spanning foto – фоторазведка), который предназначапся для замены самолетов S-35E «Дракен». Первый полет выполнен 21 мая 1973 г., поставки начались в апреле 1977 г., построено 26 машин. Самолет оснащен семью фотокамерами, размещенными в носовом отсеке фюзеляжа. Возможна подвеска контейнеров с дополнительным разведывательным оборудованием.
Морской разведывательный вариант SH-37 (spanning havsovervskning – морское наблюдение) впервые поднялся в воздух 10 декабря 1973 г. Этот самолет снабжен дальним радиолокационным оборудованием PS-371/A, оптимизированным для эксплуатации над водной поверхностью, и фотокамерой RKA 40 для фиксации обстановки на экранах РЛС. Дополнительное разведоборудование размещено снаружи на высокорасположенных пилонах. Стандартный вариант подвески; с левого борта – контейнер с ночной фотоаппаратурой, с правого – контейнер с длиннофокусным перспективным аэрофотоаппаратом (LOROP). Поставки морского разведчика начались с 19 июня 1975 г., построено 26 самолетов.
На базе AJ-37 Viggen создан двухместный учебно-боевой самолет Sk-37, первый полет которого состоялся 2 июля 1970 г., построено 18 машин. Он имеет удлиненный киль и сохраняет стандартную конструкцию носовой части. Из оборудования исключен радар, а для ориентации используется доплеровское оборудование и дальномерная аппаратура (DME). Из-за установки допопнительной кабины на Sk-37 уменьшен запас топлива, поэтому он часто используется с подвесными топливными баками.
Для замены самолетов J-35 «Дракен» по выполнению задач ПВО создан одноместный всепогодный перехватчик JA-37 Viggen с возможностью выполнения задач штурмовика. Разработка началась в 1972 г., первый попет состояпся 4 июня 1974 г., а с 1977 по июнь 1990 г. поставлено 149 самолетов.
На JA-37 Viggen установлен ТРДЦФ, разработанный на основе американского гражданского двигателя Пратт-Уитни ГГ80-22. Топливо размещается в шести баках: двух крыльевых и четырех фюзеляжных. На центральном подфюзеляжном пилоне возможна установка подвесного бака.
Система управления полетом бустерная необратимая, поперечное и продольное управление осуществляется элеронами, путевое управление – рулем направления. На предыдущих вариантах AJ, SF, SH и Sk имеется аналоговая автоматическая система управления, а на JA-37 – первая за рубежом на серийном военном самолете цифровая система Ханнуэлл/Сааб-Скания SA07, повышающая устойчивость и управляемость самолета при ручном управлении.
На JA-37 Viggen применена импульсно-доплеровская РЛС Эриксон PS-46/A (UAP-1013), работающая в диапазоне частот 1/J и обладающая высокой помехоустойчивостью. РЛС работает в режимах поиска, захвата, сопровождения (в том числе при сканировании) и подсвета целей, измерения дальности до наземных объектов. Кроме того, установлена центральная цифровая ЭВМ Сингер-Кирфот SKC-2037, ИНС Сингер-Кирфот KT-70L, автоматическая система регулирования скорости полета, авиагоризонт и радиооборудование, радиовысотомер, система SATT предупреждения о радиолокационном облучении, тактическая система TILS инструментальной посадки, цифровой вычислитель параметров Гаррот Эрисерч LD-5. В кабине размещены 2 индикатора на ЭЛТ (тактической остановки для навигации и радиолокационный для всепогодного перехвата) и ИЛС, имеются индикаторы параметров систем и состояния вооружения. Общая масса 50 блоков БРЭО составляет примерно 600 кг.
В процессе модернизации самолет оснастили системой межсамолетной связи, обеспечивающей обмен радиолокационной информацией между несколькими самолетами JAS-39 (наподобие системы, используемой на МиГ-31), и усовершенствованной РЛС для автоматизации атаки воздушных целей с применением пушки.
Перехватчик JA-37 Viggen вооружен пушкой Эрликон КСА (калибр 30 мм, скорострельность 1350 выстр./мин, боекомплект 150 снарядов). На семи узлах (три подфюзеляжные и четыре подкрыльевые) возможна подвес ка двух УР класса «воздух-воздух» Rb71 («Скай Флеш») с полуактивной радиолокационной ГСН и двух-четырех УР ближнего воздушного боя Rb24/Rb74 (AIM-9 «Сайдуиндер») с ИК ГСН. Для действий по наземным целям могут быть установлены 4 контейнера с 24 НАР ( калибр 13.5 мм).
Дальнейшая модернизация самолетов AJ, SF и SH привела их к стандарту AJS-37, который включает в себя установку новых цифровых баз данных, позволяющих многоцелевое использование самолетов, радиолокационной системы, работающей в режиме отслеживания рельефа местности, совместимость с некоторыми типами вооружений, созданных для самолетов JAS-39 «Грипен». Самолет, доработанный по варианту AJS-37, при выполнении задач ПВО несет до шести УР класса «воздух-воздух»: Rb24/2J, Rb71 и Rb74. Ударные и разведывательные самолеты AJS-37 вооружаются ПКР Rbl5P и ракетами класса «воздух-земля» Rb75, НАР, а также УР Rb74 для самообороны.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AJ-37
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2125
максимальная на высоте до 3 км 1470
Практический потолок, м 15500
Дальность действия, км 400-870
Масса, кг:
максимальная взлетная 20500
нормальная взлетная 15875
пустого самолета 9000
Максимальная боевая нагрузка, кг 6000
Габариты самолета, м:
размах крыла 10,60
длина 15,45
высота 5,80
Двигатель, кгс: ТРДДФ Svenska Flygrnotor RM8A 6690/11790
Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen
Командование ВВС Швеции в соответствии с перспективным планом строительства вооруженных сил страны проводит мероприятия по качественному улучшению самолетного парка, в том числе и истребительной авиации ПВО. С этой целью, по свидетельству зарубежной печати, устаревшие истребители-перехватчики J35 “Дракен” заменяются новыми самолетами JA37 “Вигген”. JA37 является последним вариантом семейства самолетов “Вигген”, к которому относятся также ранее принятые на вооружение истребитель-бомбардировщик AJ37, двухместный учебно-боевой SK37 и разведывательные самолеты SF37 и SH37.
Конструктивные особенности. Самолеты семейства “Вигген” разрабатывались с учетом требований принятой в Швеции концепции базирования боевой авиации, предусматривающей выделение для каждой авиаэскадрильи аэродрома, в районе которого имеются две-три небольшие ВПП рассредоточения. Кроме того, для взлета и посадки самолетов намечается использовать специально подготовленные (расширенные и упрочненные) участки некоторых автострад. По мнению шведских военных специалистов, реализация этой концепции снизит уязвимость боевой авиации и при нанесении противником ударов по стационарным аэродромам позволит сохранить большую ее часть.
При создании самолетов “Вигген” был осуществлен комплекс конструктивных мероприятий, направленных на удовлетворение противоречивых требований: с одной стороны, необходимо было обеспечить применение их с ВПП ограниченной длины, а с другой — большую сверхзвуковую скорость и заданный радиус действия. В результате была выбрана аэродинамическая схема “утка”, достоинствами которой зарубежные эксперты считают повышенный коэффициент подъемной силы и небольшую удельную нагрузку на крыло, необходимые для обеспечения укороченного взлета и посадки. Кроме того, самолет такой схемы имеет пониженное сопротивление на сверхзвуковых скоростях и обладает хорошей маневренностью.
Проблема посадки на небольшую ВПП, по сообщению иностранной печати, была решена как за счет уменьшения отклонения от расчетной точки приземления, так и путем сокращения длины пробега. Повышение точности приземления достигается методом выполнения посадки без выравнивания, который в сочетании с автоматическим дросселированием двигателя позволяет уменьшить отклонение от намеченной точки приземления до 100 м. Вместе с тем большая вертикальная скорость при посадке без выравнивания, составляющая 5 м/с, потребовала усиления конструкции самолетов, и особенно шасси. Сокращение длины пробега (до 500 м) осуществляется главным образом за счет реверсирования тяги двигателя, что особенно эффективно при посадке на обледеневшую или влажную ВПП.
Истребитель JA37 создан на базе истребителя-бомбардировщика AJ37 и отличается от него в основном более мощным двигателем, составом радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также некоторыми конструктивными изменениями. Судя по сообщениям западной прессы, он предназначен для всепогодного перехвата воздушных целей (в том числе низколетящих) и ведения ближнего воздушного боя. Кроме того, самолет может применяться для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Истребитель рассчитан на Солее высокие перегрузки по сравнению с AJ37, для чего была усилена конструкция крыла, повышена его жесткость и увеличена мощность сервоприводов элеронов (на каждой консоли установлено четыре исполнительных механизма вместо трех), Фюзеляж удлинен на 13 см, а в связи с размещением встроенной пушки и воздухозаборника системы охлаждения несколько изменена конструкция его нижней части.
Силовая установка. На самолете установлен один ТРДД RM8B, являющийся дальнейшим развитием двигателя RM8A и отличающийся большей тягой, увеличенным запасом устойчивости по помпажу, уменьшенным примерно вдвое временем включения форсажной камеры, менее заметным дымовым следом. ТРДД имеет трехступенчатые вентилятор и компрессор низкого давления, семиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевую камеру сгорания, одноступенчатую турбину высокого и трехступенчатую турбину низкого давления. Вентилятор рассчитан на устойчивую работу при больших искажениях воздушного потока на его входе.
В двигателе усовершенствованы камера сгорания, система подачи топлива в форсажную камеру и турбина высокого давления, температура газов на входе которой увеличена на 55° С. Этого удалось достичь за счет применения более жаропрочного материала и повышения эффективности системы охлаждения лопаток турбины и соплового аппарата. Кроме того, применена автоматическая система регулирования, которая реагирует на перегрузку, угол атаки и скорость его изменения. Основные характеристики двигателя RM8B: максимальная тяга на форсажном режиме 12 750 кг (без форсажа 7350 кг), тяга устройства реверса 3500 кг, удельный расход топлива на форсажном режиме 2,52 кг/кг*ч (на бесфорсажном 0,64 кг/кг*ч), сухой вес 2350 кг, длина 6,23 м, диаметр 1,4 м, ресурс 600 ч.
Система управления самолетом необратимая бустерная с гидравлическими сервоприводами элевонов (расположены на задней кромке крыла и обеспечивают управление по тангажу и крену) и руля направления. Закрылки переднего горизонтального оперения связаны с системой управления элеронами. Кроме основной, на самолете для облегчения его пилотирования и применения оружия имеется цифровая автоматическая система управления полетом.
Гидравлическая система (рабочее давление 210 кг/кв.см) состоит из двух независимых подсистем с отдельными гидронасосами, приводимыми от двигателя. На самолете установлен также аварийный гидронасос с приводом от электромотора.
Электрическая система переменного тока напряжением 210 и 115 В и частотой 400 Гц питается от генератора мощностью 75 кВ*А. Постоянный ток напряжением 28 В вырабатывается с помощью выпрямителей. Аварийным источником электроэнергии является генератор мощностью 6 кВ*Ас приводом от воздушной турбины, которая в аварийных ситуациях выдвигается в воздушный поток.
Радиоэлектронное оборудование включает РЛС поиска и прицеливания PS-46A, инерциальную навигационную систему (обеспечивает точность самолетовождения 1,85 км за 1 ч полета), аппаратуру радиосвязи, системы обеспечения посадки и радиоэлектронной борьбы, центральную цифровую ЭВМ.
Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС работает в 3-см диапазоне волн (максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет 50 км). Она может выявлять и сопровождать низколетящие цели в условиях преднамеренных и естественных помех. По заявлению специалистов фирмы-разработчицы “Эриксон”, станция способна обнаружить низколетящий истребитель типа F-4 с вероятностью 0,5 при однократном просмотре воздушного пространства. При действии самолета по наземным целям РЛС производит измерение дальности, при этом селекция по доплеровской частоте осуществляется автоматически. В состав РЛС входит цифровой программируемый процессор и аппаратура опознавания.
Истребитель рассчитан на выполнение перехвата при полуавтоматическом наведении с наземных постов системы ПВО “Стрил-60”. При перехвате из положения “дежурство на аэродроме” вылет по тревоге выполняется через 30 с. В тех районах, где наземные РЛС не обеспечивают своевременного обнаружения низколетящих целей, используются пары истребителей в режиме патрулирования для раннего обнаружения таких целей.
Боеготовность и техническое обслуживание. При разработке истребителя JA37 особое внимание, по свидетельству иностранной печати, уделялось обеспечению его высокой боевой готовности. Встроенные бортовые системы контроля в сочетании с тремя автоматизированными наземными стендами позволили уменьшить время проверки работоспособности систем нового самолета на 30 проц. по сравнению с истребителем “Дракон”. Подчеркивается, что время подготовки его к повторному вылету составляет 10 мин, включая время на заправку топливом, перезарядку пушки и подвеску оружия. Предусмотрена заправка топливом при работающем двигателе.
К обслуживанию самолета может привлекаться технический персонал невысокой квалификации. Сообщается, в частности, что один самолет способна обслуживать группа из пяти человек, причем двумя такими группами руководит один квалифицированный специалист. Трудозатраты при обслуживании в ремонтных мастерских и в полевых условиях составляют соответственно 22 и 9 человеко-часов на 1 ч налета. Замена двигателя в полевых условиях занимает 4 ч.
Специалисты фирмы SAAB считают, что период подготовки летчиков для истребителя сократится до 12 месяцев (для самолетов “Дракен” он составляет 18 месяцев). Этого планируется достичь за счет высокой степени автоматизации работы летчика и применения при обучении нового тренажера. Считается, что для поддержания требуемого уровня летной подготовки летчику достаточно иметь ежегодный налет 100 ч.
SK-37 – учебно-тренировочный самолет. Конструктивно отличается от AJ-37 наличием кабины инструктора, оборудованной на месте убранного переднего топливного бака, и составом бортового оборудования.
SH-37 и SF-37 – всепогодные разведывательные самолеты. Оба этих самолета имеют такую же конструкцию, как истребитель AJ-37, но отличаются от него и друг от друга составом бортового оборудования. Самолет SH-37 предназначен для ведения разведки над морем, a SF-37 — над сушей.
Характеристики истребителя-перехватчика JA-37 “Viggen”
Год принятия на вооружение – 1979
Размах крыла – 10,6 м
Длина самолета – 16,4 м
Высота самолета – 5,9 м
Площадь крыла – 46 кв.м
– нормальная взлетная – 15000
– максимальная взлетная – 17000
Тип двигателя – ТДД Volvo Flygmotor RM-8В (Pratt & Whitney JT-8D-22)
Тяга нефорсированная – 7350 кгс
– форсированная – 12755 кгс
Топлива во внутренних баках – 5700 л
Максимальная скорость, км/ч:
– на высоте 11000 м – 2150
Скороподъемность у земли – 92 м/с
Практический потолок – 18300 м
Практическая дальность – 4000км
Боевой радиус действия – 500-1000 км
Вооружение: Для размещения оружия на истребителе JA37 имеется семь узлов подвески: четыре под консолями крыла и три под фюзеляжем. Типовым вариантом вооружения являются две ракеты средней дальности стрельбы Rb71 (шведское обозначение УР “Скайфлэш”) и две — четыре УР ближнего воздушного боя Rb24 (“Сайдвиндер” А1М-9В) класса “воздух — воздух” и встроенная 30-мм пушка КСА фирмы “Эрликон” с боекомплектом 150 патронов, которая, по оценке зарубежных специалистов, имеет большую эффективность, чем 30-мм пушки “Дефа” и “Аден”. Проведенные испытания показали, что стрельба из пушки КСА может вестись при перегрузке до 7,6 и во всем диапазоне скоростей полета самолета. Основные ее характеристики: максимальная дальность стрельбы 2000 м, темп стрельбы 1350 выстр./мин, начальная скорость снаряда 1075 м/с, вес снаряда 0,36 кг. Для действий по наземным целям на истребитель могут подвешиваться четыре пусковые установки, в каждой из которых размещаются шесть НУР калибра 135 мм или бомбы различного назначения общим весом до 5000 кг.