0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель-бомбардировщик DH.100 Vampire (Великобритания)

Истребитель-бомбардировщик DH.100 Vampire

Самолет DH.100 Vampire стал первым однодвигательным реактивным истребителем Великобритании. Первый прототип будущего самолета совершил полет в Хэтфилде 20 сентября 1943, всего через 16 месяцев после начала рабочего проектирования машины. В 1946 году самолет был принят на вооружении ВВС Великобритании и получил обозначение Vampire F.Mk 1. В дальнейшем была создана версия Vampire F.Mk 3, которая заменила в составе ВВС Великобритании самолеты F.Mk 1.

На основе Vampire F.Mk 3 была создана экспортная версия истребителя – 85 самолетов получила Канада и 4 Норвегия. В это же время австралийская компания «de Havilland Aircraft Pty Ltd» по лицензии собрала 80 истребителей Vampire FB.Mk 30, оснащенных двигателем Rolls-Royce Nene австралийской сборки. Самолет в версии штурмовика оснащался усиленным крылом меньшего размаха и пошел в серию под обозначением Vampire FB.Mk 5. Данная версия хорошо шла на экспорт, самолет поставлялся в Венесуэлу, Египет, Ирак, Ливан, Новую Зеландию, Норвегию, Финляндию, Францию, Швецию. Некоторое количество истребителей-бомбардировщиков было поставлено также ВВС ЮАР и Индии. Некоторые страны, как, например, Италия, Швейцария и Франция приобрели лицензии на производство данных истребителей.

Последним одноместным истребителем данного класса, который был принят на вооружении ВВС Великобритании, стал истребитель Vampire FB.Mk 9, который был вариантом FB.Mk 5 с кондиционированием кабины летчика для использования самолета в жарком климате. Данная версия истребителя поставлялась в Иорданию, на Цейлон (теперь Шри-Ланка) и Родезию (Зимбабве). К моменту снятия машины с производства в декабре 1953 года в Великобритании было выпушено более 1900 одноместных истребителей Vampire. Всего же было выпущено порядка 4400 истребителей (в том числе 3269 в Великобритании).

Работы по проектированию нового самолета (условный шифр «краб-паук») и отработка реактивных двигателей для него проходили одновременно и были начаты весной 1942 года. Свой первый полет истребитель, получивший обозначение DH.100 совершил 20 сентября 1943 года. После проведения серии испытаний, весной 1944 года на заводах «Инглиш Электрик» (родная компания была перегружена другими заказами) началась подготовка к серийному выпуску истребителя. 13 мая 1944 года был выдан заказ на постройку 120 истребителей, но первая серийная машина поднялась в небо только 20 апреля 1945 года. До победы во Второй мировой войне оставались считанные дни, и в боевых действиях «Вампир» – такое название самолет получил в Королевских ВВС –участия не принимал.

Хотя после окончания Второй мировой войны военные заказы повсеместно аннулировались, истребитель «Вампир» это не затронуло – наоборот, в мае 1945 года Министерство авиации увеличило первоначальный заказ до 300 машин. Но темпы выпуска самолета продолжали оставаться невысокими, поэтому первая эскадрилья (247-я) смогла перевооружиться на новые истребители только к маю 1946 года. Это были «чистые» машины в модификации F.1. Первые 40 истребителей практически не отличались от прототипа – те же реактивные двигатели Дэ Хэвилленд Goblin (D.Gn.1) с тягой 1226 кгс, негерметичная кабина пилота. Начиная с 41-й машины, изменились двигатели – (D.GN.2, 1400 кгс) и кабины, а с 76-го истребителя изменился фонарь кабины – вместо сдвижной части и заголовника на самолете появилась большая сдвижная «капля».

Конструктивно истребитель DH.100 Vampire представляет собой среднеплан с трапециевидным крылом, двухбалочным хвостовым оперением и трехстоечным шасси с носовым колесом. Фюзеляж самолета формировался из 2-х симметричных половинок, которые стыковались между собой в процессе изготовления вдоль вертикальной плоскости. Носовая часть самолета имела деревянную конструкцию, а центральная была цельнометаллической. Поперечный набор включал в себя 3 силовых шпангоута. Первый шпангоут обладал бронеперегородкой, к нему на специальной раме присоединялась передняя стойка шасси. Носовая часть истребителя оснащалась быстросъемной панелью, которая облегчала доступа к тыльной стороне приборной панели приборов и оборудованию. Второй шпангоут также был оснащен бронеперегородкой, к нему были присоединены боковины воздухозаборников. На третьем шпангоуте была смонтирована противопожарная перегородка. К 3-му шпангоуту болтами крепились силовые лонжероны полукрыльев и трубчатая рама двигателя.

Кабина пилота – герметичная, ее наддув осуществлялся от компрессора двигателя. Летчик располагается в металлическом кресле с чашкой под парашют. Фонарь кабины состоит из сдвижной секции и козырька. Остекление кабины – двухслойное с воздушной полостью. В козырек фонаря кабины было встроено бронестекло. Для борьбы с последствиями обледенения лобового стекла в кабине пилота имелся ручной насос для подачи на стекло спиртовой смеси. За кабиной пилота, под фонарем, располагаются патронные ящики и радиостанция. Под кабиной пилота в нижней части фюзеляжа были смонтированы 4-е 20-мм пушки. В районе двигателя были расположены 2 быстросъемных обтекателя и 4-е шарнирных лючка, предназначенных для его осмотра.

Читать еще:  Опытный учебно-боевой самолёт Boeing T-X (BTX1) (США)

Крыло истребителя обладает явно выраженным сужением в плане, а также снижением относительной толщины от корня к законцовкам. В конструкции крыла в основном использован специальный алюминиевый сплав «Алклед». Продольный набор крыла включает главный и вспомогательный лонжероны, а также стрингеры. Выпуск аэродинамических тормозов можно производить на скоростях полета до 800 км/ч. В корневой части крыла расположены каналы воздухозаборников реактивного двигателя. Здесь же находятся воздухозаборники охлаждения отсека вооружения и системы наддува кабины пилота.

Хвостовое оперение самолета – двухкилевое, кили соединяются между собой стабилизатором. На левом киле находится трубка ПВД. Руль высоты имеет сервокомпенсатор. На рулях поворота смонтированы компенсаторы, которые предварительно выставляются на земле и не могут регулироваться во время полета. Шасси истребителя – трехопорное, все его стойки одноколесные и оснащены пневмомасляными амортизаторами фирмы «Локхид». Передняя стойка шасси самоориентирующаяся. Основные колеса шасси оборудованы тормозами с приводом от воздушной системы. В воздухе шасси убирается с помощью гидропривода. Основные стойки шасси укладываются в крыло по размаху, а передняя стойка – в фюзеляж назад.

Истребитель оснащается ТРД «Гоблин», имеющим центробежный компрессор. На большей части истребителей в версии F.1 устанавливался двигатель с тягой 1400 кгс. Особенностью конструкции истребителя было отсутствие удлинительной трубы за соплом. Топливная система истребителя DH.100 Vampire состояла из 3-х топливных баков: двух крыльевых по 241 л. и фюзеляжного емкостью 436 л. Топливо подавалось к силовой установке основным топливным насосом, который работал с приводом от двигателя. Помимо этого имелся насос подкачки, оснащенный электроприводом. Горючее в топливных баках находилось под давлением воздуха, который отбирался от компрессора двигателя.

Радиооборудование истребителя состояло из приемопередатчика СРО R.3132 и радиостанции TR.1934. Антенна – штыревая, монтировалась на задней части фюзеляжа. В носовой части самолета за застекленным окном устанавливалась кинокамера G.45. Для пилота был предусмотрен комплект кислородного оборудования: баллон Мк.5С, прибор Мк.11 и маска.

Истребитель DH.100 Vampire вооружен 4-мя 20-мм пушками «Испано» Мк.5. Они расположены парами по бортам в нижней части фюзеляжа самолета. Их отсек обогревается теплым воздухом, который отбирается от сопла реактивного двигателя. Питание пушек осуществляется разъемными металлическими лентами из 2-х ящиков. Каждый ящик, отвечающий за питание 2-х пушек, вмещает в себя 300 снарядов и разделяется на 2 отсека примерно равного размера. Стреляные гильзы и звенья лент выбрасываются наружу через специальные лючки снизу. Управление огнем – электрическое, перезарядка пушек осуществляется в ручном режиме и только на аэродроме при помощи специального приспособления.

Для стрельбы летчик использует гироскопический прицел Мк.5. Две гашетки расположены на ручке управления истребителем и прикрыты специальными колпачками, при откидывании которых автоматически отключаются предохранители. Помимо пушечного вооружения истребитель может нести до 8 НАР с головной частью по 25 или 60 фунтов (11 кг. или 27 кг. соответственно). Неуправляемые ракеты подвешиваются на специальных держателях Мк.8 под корневой частью крыла вертикальными парами. Учебные самолеты и истребители-бомбардировщики оснащались 2-мя бомбодержателями Мк.1 на пилонах, которые были рассчитаны на подвешивание бомб по 500 фунтов (227 кг) или 1000 фунтов (454 кг). Данные держатели размещаются под консолями крыла. Сбрасыватель бомб механический тросовый; он же отвечает за сброс подвесных топливных баков.

Боевая эксплуатация одноместных истребителей «вампир» в Королевских ВВС закончилась в 1955 году. Однако к этому моменту уже был налажен выпуск двухместной учебной версии самолет «Вампир» Т.11 (DH.115). Данной версии были суждены долгие годы эксплуатации и широкое распространение в мире. Слава данной модели, пожалуй, затмила все предыдущие модификации истребителя. Кабина этой учебно-тренировочной машины была рассчитана на 2-х пилотов, в остальном была подобна кабинам всех предыдущих версий истребителя, но не имела РЛС и обладала двойным управлением.

Роль версии Т.11 можно сравнить, пожалуй, только с советским самолетом МиГ-15УТИ, на нем прошли свою подготовку тысячи летчиков-истребителей 50-х и 60-х годов. При этом экспортный список поставок тренировочных машин оказался шире, чем у боевых «Вампиров», помимо упоминавшихся стран, они использовались в Бирме, Индонезии, Португалии, Чили. Последний английский «Вампир» Т.11 был отправлен на пенсию только в 1967 году. Однако в других странах он продолжал использоваться, часто даже в роли боевого самолета. Помимо английских истребителей, единственными воевавшими «Вампирами» стали египетские самолеты, которые в 1956 году не особенно успешно противостояли израильским ВВС.

Читать еще:  Самолет радиолокационного обнаружения и наведения А-50 (СССР)

De Havilland DH.100 Vampire

Де Хэвиленд DH.100 «Вампир» (англ. de Havilland DH.100 Vampire ) — британский реактивный истребитель. Совершил первый полёт 20 сентября 1943 года. Стал вторым реактивным самолётом Королевских ВВС, состоял на вооружении в 1945—1955 годах. Производился более чем в двадцати модификациях. Произведено около 4400 машин (в том числе 3269 — в Великобритании). «Вампир» экспортировался примерно в 30 стран мира.

Содержание

Тактико-технические характеристики

Приведённые данные соответствуют модификации FB.Mk.5.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 9,37 м
  • Размах крыла: 11,6 м
  • Высота: 1,88 м
  • Площадь крыла: 24,3 м²
  • Масса пустого: 3300 кг
  • Масса максимальная взлётная: 5618 кг
  • Двигатель: де Хэвиленд «Гоблин» 2 (1×13,8 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость у земли: 860 км/ч
  • Дальность полёта: 1755 км
  • Практический потолок: 12 000 м

Вооружение

  • Пушки: 4×20 мм Испано Mk.V
  • НАР 8×76 мм или
  • бомбы 2×455 кг
  • Biplane No.1 • Biplane No.2

    DH.1 • DH.2 • DH.3 • DH.4 • DH.5 • DH.6 • DH.9/ DH.9A/ DH.9C • DH.10 • DH.11 • DH.12 • DH.14 • DH.15 • DH.16 • DH.17 • DH.18 • DH.19 • DH.20 • DH.21 • DH.22 • DH.23 • DH.24 • DH.25 • DH.26 • DH.27 • DH.28 • DH.29 • DH.30 • DH.31 • DH.32 • DH.33 • DH.34 • DH.35 • DH.36 • DH.37 • DH.38 • DH.39 • DH.40 • DH.41 • DH.42 • DH.43 • DH.44 • DH.45 • DH.46 • DH.47 • DH.48 • DH.49 • DH.50 • DH.51 • DH.52 • DH.53 • DH.54 • DH.55 • DH.56 • DH.57 • DH.58 • DH.59 • DH.60 • DH.61 • DH.62 • DH.63 • DH.64 • DH.65 • DH.66 • DH.67 • DH.68 • DH.69 • DH.70 • DH.71 • DH.72 • DH.73 • DH.74 • DH.75 • DH.76 • DH.77 • DH.78 • DH.79 • DH.80 • DH.81 • DH.82 • DH.83 • DH.84 • DH.85 • DH.86 • DH.87 • DH.88 • DH.89 • DH.90 • DH.91 • DH.92 • DH.93 • DH.94 • DH.95 • DH.96 • DH.97 • DH.98 • DH.99 • DH.100 • DH.101 • DH.102 • DH.103 • DH.104 • DH.105 • DH.106 • DH.107 • DH.108 • DH.109 • DH.110 • DH.111 • DH.112 • DH.113 • DH.114 • DH.115 • DH.116 • DH.117 • DH.118 • DH.119 • DH.120 • DH.121 • DH.122 • DH.123 • DH.124 • DH.125 • DH.126 • DH.127 • DH.128 • DH.129 • DH.130

    Истребители: DH.1 • DH.2 • DH.5 • DH.77 • Mosquito • Hornet • Vampire • Venom • Sea Venom • Sea Vixen

    Бомбардировщики: DH.4 • DH.9 • DH.10 • Oxford • Okapi • Mosquito

    Пассажирские: DH.9C • DH.16 • DH.18 • DH.34 • DH.50 • Giant Moth • Hercules • Fox Moth • Dragon • Express • Dragon Rapide • Albatross • Flamingo • Dove/Devon • Comet • Heron • Trident

    Спортивные: DH.51 • DH.88 • Hawk Moth • Humming Bird • Moth • Puss Moth • Leopard Moth • Hornet Moth

    Учебно-тренировочные: Tiger Moth • Don • Moth Minor

    De Havilland DH.100 “Vampire” Истребитель

    В рамках спецификации E.6/41, выданной британским Министерством Авиации 11-го апреля 1942 года, фирма de Havilland разработала проект одноместного реактивного истребителя под обозначением DH.100. После одобрения и доработок он был принят для реализации по контракту SB24539C23, согласно которому предстояло построить три прототипа с номерами LZ548, LZ551 и МР838. Это были чисто экспериментальные самолёты, на которых отрабатывались новые конструктивные решения.

    По схеме DH.100 представляли собой двухбалочные самолёты с центральной гондолой фюзеляжа, где находилась одноместная кабина с каплевидным фонарем, реактивный двигатель и батарея из четырех 20-мм пушек Hispano. Шасси трехопорное с носовым колесом. Основные стойки вместе с колесами убирались в крыльевые ниши, носовое колесо – в нишу перед кабиной пилота. Под крылом среднего расположения можно было подвесить дополнительное вооружение.

    По мнению некоторых зарубежных историков на конструкцию DH.100 прямое влияние оказал немецкий проект Focke-Wulf «Flitzer». Впрочем, ни одним официальным документом это не подтверждается. Работа над реактивным истребителем не была приоритетной, поскольку фирма de Havilland усиленно работала над проектом ночного бомбардировщика DH.102 и развитием DH.98 «Mosquito». Ситуация в корне изменилась в 1943 году, когда министерство приказало сосредоточиться над DH.100 и истребителем DH.103.

    Первый прототип DH.100, носивший тогда обозначение «Spider Crab» и номер LZ584G, поднялся в воздух летом 1943 года. В январе и августе 1944 года к нему присоединились два других прототипа. Испытания выявили необходимость ряда серьёзных доработок, в списке которых значилась замена двигателя. В силу наличия на вооружении Gloster «Meteor» в министерстве сомневались, стоит ли запускать в серийное производство ещё один реактивный истребитель. И всё же, весной 1944 года, после первых анализа данных об испытаниях DH.100, был сделан вывод о необходимости запуска этого самолёта в серию. Контракт на первые 130 истребителей был подписан 13-го апреля 1944 года, но задержки с испытаниями привели к тому, что в боях 2-й Мировой войны DH.100 принять участие не успели. Тем не менее, этому самолёту, получившем официальное название Vampire, была уготована долгая послевоенная карьера не только в составе военной авиации Великобритании. Истребители выпускались до 1950 года в более чем десяти модификациях.

    F.Mk.I – первый серийный вариант, поступивший на вооружение с мая 1945 года. Кроме RAF поступили на вооружении ВВС Швеции (70 самолётов);

    F.Mk.3 – второй серийный вариант. Первые 14 самолётов представляли собой доработанные Mk.I;

    F.Mk.10 – палубный вариант, появившийся в начале 1945 года. Данная модификация оснащалась усиленным шасси, посадочным гаком и другим морским оборудованием;

    F.Mk.20 – развитие модификации FB.Mk.5;

    F.Mk.30 – экспортный вариант модификации Mk.3 для ВВС Австралии;

    FB.Mk.5 – истребитель-бомбардировщик с возможностью подвески двух 227-кг бомб или восьми НУРС;

    FB.Mk.6 – истребитель-бомбардировщик для экспортных поставок. Основным покупателем стала Швейцария, которая заказала 75 и произвела по лицензии ещё 100 самолётов;

    FB.Mk.9 – модификация на основе FB.Mk.6 с тропическим оборудованием для RAF;

    FB.Mk.50 – экспортная модификация для ВВС Швеции;

    FB.Mk.51 – экспортная модификация для ВВС Франции;

    NF.Mk.10 – ночной истребитель, на вооружение RAF не принимался. Большинство самолётов было продано Египту, где они вошли в состав 52-й эскадрильи. Впоследствии египетские «вампиры» использовалось в ходе отражения высадки войск тройственного союза (операция «Мушкетер») в 1956 г.;

    NF.Mk.54 – экспортная модификация для ВВС Италии и Индии;

    T.Mk.11 – учебно-тренировочный вариант для ВВС Австралии;

    T.Mk.22 – учебно-тренировочная модификация на базе FB.Mk.5.

    Дольше всех в Европе летали шведские «вампиры». Достаточно сказать, что именно Швеция стала самым крупным импортером этих истребителей – всего было поставлено 417 боевых и тренировочных машин, которые получили обозначения А28 и Sk.29C. Боевые самолёты сняли с вооружения в 1965 г., а тренировочные – только в 1968 г.
    Впрочем, рекорд продолжительности службы принадлежит «вампирам», использовавшимся в составе ВВС Южной Родезии (теперь Зимбабве). Последние тренировочные истребители были списаны здесь только в 1981 году по причине полного износа конструкции.

    Источники:
    A.J.Jackson «De Havilland Aircraft Since 1909». Putnam. 1987
    Дениэл Дж.Марч «Английские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТАстрель. 2002

    Тактико-технические данные истребителя-бомбардировщика de Havilland “Vampire” FB.Mk.5:

    Длина – 9,37 м
    Размах крыла – 11,58 м
    Площадь крыла – 24,34 м.кв.
    Высота – 2,69 м
    Вес пустого – 2890 кг
    Вес пвзлетный – 5606 кг
    Скорость максимальная – 865 кмч
    Скорость крейсерская – кмч
    Скороподъемность — 1234 ммин
    Дальность практическая – 1883 км
    Потолок – 12500 метров
    Двигатель – один реактивный de Havilland “Goblin” 12 тягой 13,3 кН
    Экипаж – 1 человек
    Вооружение – четыре 20-мм пушки Hispano-Suisa со 125 снарядами на ствол
    Бомбовая нагрузка – до 500 кг бомб

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector