0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle (США)

McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle.Орел не для всех.

Многофункциональный истребитель F-15E по конфигурации практически идентичен двухместным самолетам F-15B и F-15D. Однако он отличается от них существенно переработанной конструкцией, что связано с увеличением взлетной массы. По сравнению с F-15D планер, заново перепроектированный на 60%, значительно усилен. Его ресурс увеличен до 16000 часов.

Ряд элементов хвостовой части фюзеляжа и створки основных стоек шасси выполнены из титанового сплава с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки. Это позволило несколько увеличить объем двигательного отсека (при сохранении внешних обводов самолета) и обеспечить его совместимость как с «родными» двигателями F100 фирмы Пратт-Уитни, так и с более мощными и крупногабаритными F110 Дженерал Электрик.

Благодаря использованию передовой технологии, число деталей планера из титановых сплавов было уменьшено с 755 до менее чем 50. Оказалось возможным отказаться от использования около 10000 заклепок, что обеспечило экономию 73 кг массы планера. Кабина двухместная с лобовым стеклом повышенной птицестойкости.

Подверглось существенному усилению шасси самолета. Применены тормоза с углеродными дисками.

Силовая установка первых 134 самолетов состоит из двух двигателей Пратт-Уитни F100-PW-220 (2×10650 кгс), аналогичных используемым на самолетах F-15C и F-15D, однако снабженных цифровой системой управления.

На машинах, выпускавшихся с августа 1991 года, установлены более мощные ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-229 (2×13200 кгс), что позволило сохранить тяговооруженность самолета (в «истребительной» конфигурации) на уровне более легкого F-15C.

На борту имеется также вспомогательная силовая установка (ВСУ) фирмы Аллиед Сигнал, используемая для запуска основных двигателей, а также для обеспечения работы электрической и гидравлической систем на земле без запуска основных двигателей.

Топливная система включает шесть фюзеляжных и два крыльевых топливных бака (фирмы Гудьир). Для повышения боевой живучести все баки и прилегающие к ним отсеки заполнены пеноматериалом, поглощающим энергию взрыва. Суммарная емкость внутренних баков -7643 л. Два несбрасываемых конформых бака вмещают по 2737 л. Кроме того, на внешних узлах подвески может размещаться три обычных подвесных топливных бака емкостью по 2309 л. Таким образом, выполняя перегоночный полет, самолет может брать на борт 22044 л топлива, что может являться своеобразным рекордом для машин такого класса.

Вариант БРЭО был выбран в результате исследований, проведенных в рамках многоэтапной программы модернизации MSIP. Он позволяет наносить удары по наземным целям в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Общий вес данного БРЭО составляет 1160 кг, то есть на 180 кг больше, чем на предыдущей модификации — F-15D. Дополнительное оборудование размещено в отсеке боеприпасов к 20-мм пушке М61А1, в результате чего ее боезапас сократился до 470 снарядов. На истребителе F-15E существенно повышена эффективность функционирования большинства бортовых систем, что достигнуто за счет введения в БРЭО новых процессоров, увеличения быстродействия и объема памяти ЭВМ, а также разработки более совершенного математического обеспечения. Объем памяти всех ЭВМ самолета 4 Мбайт, из которых 1 Мбайт выделен для РЛС и 0,5 Мбайт — для системы РЭБ.

В состав прицельно-навигационного оборудования входят: многофункциональная РЛС AN/APG-70,подвесная двухконтейнерная оптико-электронная система целеуказания и навигации LANTIRN (Low-Altitude Navigation and Targeting InfraRed Night System), инерциальная навигационная система (ИНС) LN-93, аппаратура глобальной спутниковой навигационной системы (СНС) NAVSTAR и радиовысотомер AN/APN-232.

Прицельно — навигационная система LANTIRN относится к числу наиболее приоритетных программ ВВС США. Она должна обеспечить навигацию, обнаружение наземных целей и применение оружия (ракет Мейверик, управляемых авиабомб и неуправляемого оружия) ночью и в сложных метеоусловиях. Это позволит вести боевые действия круглосуточно, что является одним из важных принципов концепции . В соответствии с контрактом ВВС США фирма Мартин Мариэтта должна изготовить 720 комплектов системы LANTIRN. Вначале планируется оборудовать этой системой самолеты F-15E, а затем 200 истребителей F-16C и D 40-й партии. Не исключено. что ею будут оснащены современные штурмовики А-10 и перспективные А-12.

Аппаратура навигационного контейнера предназначена для формирования ИК изображения подстилающей поверхности на индикаторе на лобовом стекле (ИЛС), а также выдачи информации для обеспечения полета в режиме следования рельефу местности. В контейнере размещены РЛС и ИК система переднего обзора с широким полем зрения.

РЛС следования рельефу местности выдает информацию о профиле местности и наличии опасных возвышений вдоль траектории полета. Она действует в диапазоне 12 — 18 ГГц. Основные параметры функционирования РЛС (рабочая частота, частота повторения импульсов, их длительность и амплитуда) программируются , что позволяет повысить скрытность ее работы За счет использования в системе LANTIRN бортовой ЭВМ на самолете F-15E реализован автоматические режим следования рельефу.

Система LANTIRN обеспечивает полет ночью над холмистой местностью на высоте 70 м (со скоростью 900 км/ч), а над равниной -30 м.

Навигационный контейнер имеет длину 1,98 м, диаметр 0,3 м и массу 200 кг, а контейнер целеуказания — соответственно 2,5 м, 0,38 м и 240 кг.

На самолете F-15E установлена цифровая система управления полетом (ЦСУП) с трехкратным резервированием фирмы Лир Сиглер. Аналоговая аппаратура предыдущих модификаций самолета F-15 не соответствовала требованиям по эффективности и надежности при решении задачи глубокого проникновения, особенно в режиме следования рельефу местности. Преимущество цифровой системы заключается в том, что она может быть оптимизирована в режиме как воздух — воздух, так и воздух — земля. В ней используются микропроцессоры типа 9450 фирмы Фэрчайлд. Система управления полетом скомплексирована с РЛС управления оружием и индикатором на лобовом стекле. Как показали результаты испытаний ЦСУП, выполненной по программе IFFC, которые были проведены ВВС США на самолете F-15B в начале 80-х годов, такая интеграция позволяет осуществлять маневрирование одновременно с применением оружия. При этом сокращается время прицеливания, повышаются точность огня и живучесть самолета.

После палубного истребителя Макдоннелл-Дуглас F/A-18, F-15E стал вторым американским боевым самолетом, имеющим, как говорят в США, «стеклянную кабину», т.е. приборное оборудование, основным информационным элементом которого являются многофункциональные дисплеи.

Оборудование кабин самолета F-15E соответствует концепции возможно более полной взаимозаменяемости членов экипажа. Наибольшую информационную нагрузку несут многофункциональные индикаторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ): четыре монохроматические размером 152Х152 мм фирмы Кайзер и три цветные (127Х127 мм) фирмы Сперри. Органы управления основным оборудованием и вооружением выведены на ручку управления и РУД. С середины 2001 г. модернизируется F-15E. Вместо индикаторов на электронно-лучевых трубках в кабине экипажа устанавливаются жидкокристаллические цветные дисплеи, кроме того, самолет получает новый дисплей контроля за параметрами силовой установки.

Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ (СССР)

В кабине оператора системы управления вооружением в верхней части приборной доски в один ряд размещены четыре многофункциональных индикатора. В центре расположены два монохроматических индикатора, а справа от них — по одному цветному.

Как правило, на индикаторы выводится следующая информация:

на левый цветной индикатор — движущаяся карта местности, сигналы системы встроенного контроля, данные о состоянии системы вооружения;

на левый монохроматический индикатор — радиолокационное изображение (от AN/APG-70 или системы LANTIRN), данные целеуказания, навигационные данные;

на правый монохроматический индикатор — ИК изображение от системы LANTIRN;

на правый цветной индикатор — сигналы приемника предупреждения о радиолокационном облучении, данные системы JTIDS, дублирование информации ИЛС.

Пульт управления средствами связи, навигации и опознавания размещен на правой приборной панели.

Управление оборудованием и средствами отображения осуществляется летчиком и оператором системы управления вооружением независимо. Однако каждый член экипажа информируется о том, какие режимы выбрал другой член экипажа.

Вооружение самолета F-15E включает встроенную пушку М61А1 (20 мм, 512 снарядов на самолетах ранних выпусков и 450 — на более поздних).(Пушка М-61 Вулкан располагается только в правом наплыве крыла. Там же расположена и боеукладка. В левом наплыве смонтирована система дозаправки)

Боевая нагрузка размещается на двух подкрыльных, центральном подфюзеляжном и четырех конформных фюзеляжных узлах внешней подвески. При установке конформных топливных баков, часть вооружения может располагаться на четырех «тангенциальных» (угловых) узлах у нижних боковых кромок конформных топливных баков.

Управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» представлено УР AIM-9 «Сайдуиндер», AIM-7 «Спэрроу» и AIM-120 AMRAAM (ракеты АIM-7 и AIM-120 могут размещаться как на подфюзеляжных АКУ, так и на «тангенциальных» узлах подвески под конформными ПТБ). В комплект вооружения может входить до четырех ракет AIM-7 и AIM-9 или до восьми AIM-120. Для действий по наземным целям самолет может нести УР Хьюз AGM-65 «Мейврик» (до шести под крылом). Самолет может нести противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (до четырех под крылом), широкий спектр управляемых (в частности, GBU-15) и неуправляемых бомб.

Как и F-111, самолет F-15E является носителем тактического ядерного оружия. Он может брать на борт до двух бомб В-57 и В-61 (в том числе и новейшие боеприпасы В61 Mod 11, принятые на вооружение ВВС США в конце 1996 года и обладающие способностью поражать современные заглубленные сильнозащищенные цели — стратегические командные пункты, укрытия т.п.).

Общее число самолетов F-15E, закупленных ВВС США, составит 227 единиц.(а всего построено около 350 самолетов) В настоящее время самолеты этого типа находятся на вооружении 3-го тактического авиакрыла ВВС тихоокеанского региона (PACAF), а также 4-го, 48, 51 и 58-го авиакрыльев тактического боевого авиационного командования (АСС), 391-й эскадрильи 366-го смешанного «экспериментального» авиакрыла.

F-15E стал первым серийным многофункциональным истребителем, опередившим своих соперников почти на десятилетие. Это позволило ему завоевать достаточно прочное положение на мировом авиационном рынке. Однако в отличие от F-16, закупаемого, как правило, ВВС сравнительно небольших (и не очень богатых) стран, приобретение многофункционального «Игла» смогли себе позволить лишь наиболее состоятельные «клиенты». В середине 1990-х годов экспортная стоимость одного F-15E оценивалась в 45 млн.долл.

Эти самолеты состоят на вооружении следующих государств:

ВВС Израиля (F-15I «Раам»)

ВВС Республики Корея (F-15K «Слэм Игл»)

Королевские ВВС Саудовской Аравии (F-15S)

Самолёты F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии. Истребитель F-15 Eagle останется в ВВС США до 2025 года.Изготовлено 1500 единиц различных модификаций.По состоянию на 2018 год разбилось в авариях около 180 самолётов F-15 во всех странах.

Размах крыла, м 13.05

Площадь крыла, м2 56.49

пустого самолета 14515

нормальная взлетная 28440

максимальная взлетная 36742

во внутренних баках, кг 5952

Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-229

нефорсированная 2 х 79.18

форсированная 2 х 129.45

Максимальная скорость, км/ч 2655 (М=2.50)

Крейсерская скорость, км/ч 917

Перегоночная дальность, км 4445

Радиус действия, км

с ПТБ, при полете по смешанному профилю 1270

Истребитель-бомбардировщик F-15E «Страйк Игл»

В начале 1982 года, после прихода к власти администрации Рональда Рейгана, резко увеличившей военные расходы, военно-воздушные силы США решили возобновить программу создания самолета для замены тактического бомбардировщика F-111.

В конкурсе приняли участие два проекта, созданных на базе уже строящихся серийно истребителей: F-15AFCD и F-16XL По результатам испытаний «демонстраторов технологий» в феврале 1984 года более подходящей базой для ударной машины признали F-15. В основу самолета, получившего название F-15E «Страйк Игл», была положена конструкция планера двухместного варианта F-15D, правда, существенно переработанная в связи с увеличением взлетного веса. Установили также многофункциональную РЛС AN/APG-70 и прицельно-навигационную систему LANTIRN (в двух контейнерах под воздухозаборниками). Самолет получил возможность применять управляемое оружие класса «воздух — поверхность», прежде всего — УАБ различных типов. Кроме того, в арсенал средств поражения, применяемых «Страйк Иглом», входят УР AGM-65 «Мэверик», ПКР AGM-84 «Гарпун» (и ее модификация для поражения наземных целей AGM-84H/K SLAM-ER), новые УР AGM-154 JSOW и AGM-158 JASSM. F-15Е может нести и ядерную бомбу В61 или В83. Для самообороны «Страйк Игл» способен применять все типы УР «воздух — воздух», что и истребительные модификации F-15: ближнего боя AIM-9 «Сайдвиндер», средней дальности AIM-7 «Спэрроу» и AIM-120.

Первый из трех предсерийных F-15E вышел на испытания 11 декабря 1988 года, а поставки серийных машин начались 29 декабря 1988-го. Первоначально ВВС США предполагали приобрести 392 F-15E, но в связи с окончанием холодной войны заказ резко сократили. К 2003 году было изготовлено 246 таких самолетов.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Дебютом «Страйк Иглов» стала операция «Буря в пустыне». К моменту иракского вторжения в Кувейт боеготовности достигла лишь одна эскадрилья таких самолетов — 336-я. Уже 9 августа 1990 года эта часть в составе 24 самолетов была переброшена в Оман, на авиабазу Тумрайт. В первую ночь операции «Буря в пустыне» «Страйк Иглы» наносили удары по стационарным позициям иракских баллистических ракет, впоследствии они совместно со штурмовиками А-10А «охотились» за мобильными ПУ ракет «Скад», наносили удары по хранилищам топлива и другим стратегическим объектам. Собственные потери за время операции составили два F-15E. Зафиксирована и одна воздушная победа: 14 февраля 1991 года экипаж одного из «Страйк Иглов» ухитрился сбить иракский Ми-24 …управляемой авиабомбой! Обнаружив пару вражеских вертолетов, оператор F-15E сбросил бомбу GBU-10 с лазерным наведением, которая взорвалась перед низко летящим вертолетом, угодившим прямо в эпицентр взрыва. Привлекались «Страйк Иглы» и к операциям в Югославии. В частности, в августе — сентябре 1995 года в операции «Делиберейт Форс», имевшей целью оказать давление на боснийских сербов, участвовала вооруженная F-15Е 492-я АЭ. Эта же эскадрилья, усиленная несколькими самолетами 494-й АЭ (в общей сложности 26 F-15E) принимала участие в войне против Югославии весной 1999 года — операции «Эллайд Форс». С конца октября 2001 года в операции «Эндюринг Фридом» против талибов в Афганистане участвовала 391-я АЭ (18 F-15E), переброшенная из США на авиабазу Аль-Джабер в Кувейте. «Страйк Иглы» осуществляли длительные полеты в обход Ирана, через территорию Пакистана к целям в Афганистане. Наряду с традиционными УАБ, самолеты применяли и специальные бомбы с БЧ проникающего типа для поражения заглубленных целей (пещер) — GBU-24 и GBU-28. В январе 2002 года на смену 391 -й эскадрилье пришла 335-я. С января 2003-го к боевым действиям в Ираке подключилась передислоцированная в Катар 334-я эскадрилья F-15Е, а затем по ротации и другие части. В 2011 году самолеты F-15E принимали активное участие в операциях «Одиссей Доун» и «Юнифид Протектор» против режима Каддафи в Ливии.

Читать еще:  Военно-транспортный вертолёт CH-53 Sea Stallion (США)

Единственным американским самолетом, потерянным в ходе этой операции, стал именно «Страйк Игл» из 492-й АЭ, разбившийся по техническим причинам 21 марта 2011 года. В настоящее время F-15E остается одним из основных боевых самолетов ВВС США. Такие самолеты находятся на вооружении восьми боевых эскадрилий: 333-й (учебно-боевой), 334-й, 335-й и 336-й в 4-м ТИАКР (Сеймур Джонсон), 389-й и 391-й в 366-м ТИАКР (Маунтин Хоум), а также 492-й и 494-й в 48-м ТИАКР (Лейкенхит, Великобритания). Кроме того, на F-15Е летают 307-я АЭ Резерва ВВС (Маунтин Хоум), 17-я эскадрилья боевого применения (Неллис), а также 40-я испытательная АЭ (Эглин).

МНОГОЦЕЛЕВОЙ УДАРНЫЙ САМОЛЕТ F-15E «СТРАЙК ИГЛ»

F-15E «Страйк Игл», во время операции «Буря в пустыне» успешно доказав свои боевые возможности, благодаря весомой боевой нагрузке и современному прицельному оборудованию приобретает среди многоцелевых ударных самолетов все большее значение: он способен уничтожать самые сложные цели.

Расширенные боевые возможности «Страйк Игла» по сравнению с прежними чисто истребительными модификациями F-15, обусловили значительный интерес к самолету со стороны зарубежных заказчиков.

ЭКСПОРТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

«Первопроходцем» стал Израиль, получивший 25 самолетов F-15I «Раам». Этот вариант, заказанный в 1993 году, отличается от F-15E установкой аппаратуры РЭБ израильской разработки, а также возможностью применения израильских УР «воздух — земля» «Поп Ай». F-151 поступили на вооружение 69-й АЭ, дислоцирующейся на авиабазе Хацерим.

Следом за израильтянами подтянулась и богатая Саудовская Аравия. Поначалу она собиралась приобрести самолеты F-15F — одноместную версию F-15Е. Однако в конечном итоге выбор сделали в пользу «арабизированного» F-155. В отличие от израильских машин, он имеет упрощенное БРЭО — в частности, на нем установлена более старая РЛС AN/APG-63, а вместо системы LANTIRN применяется более простая «Шарпшутер». В 1996-1998 годах были поставлены 72 такие машины, которыми укомплектовали три эскадрильи: 6-ю и 55-ю в Хамис-Мушайт, а также 92-ю в Дахране.

Потенциал «Игла» оказался востребованным и в XXI веке. В частности, в 2002 году 40 самолетов F-15К «Слэм Игл» заказала Республика Корея. Этот вариант создан на базе F-15E, но отличается двигателями F110-GE-129, модернизированной РЛС AN/APG-63(V)1, инфракрасной прицельной станцией AN/AAS-42 и усовершенствованным комплексом РЭБ. Поставки этой партии осуществлялись в 2005-2008 годах. Впоследствии Корея заказала еще 21 F-15K, переданных заказчику в 2010-2012 годах. «Слэм Иглами» вооружены три эскадрильи ВВС Республики Корея, в том числе дислоцирующиеся в Тэгу 102-я и 122-я АЭ. В сентябре 2005 «Страйк Игл» победил французского «Рафаля» в конкурсе на новый истребитель для ВВС Сингапура. Эта модификация поначалу обозначалась F-15Т, но вскоре обозначение поменяли на F-15SG. Первоначальный объем заказа составил 12 самолетов, но в конечном итоге его увеличили вдвое. Самолеты F-15SG поступили на вооружение 149-й эскадрильи в Сингапуре. Несколько машин осталось в США, где используются для подготовки сингапурского персонала в 428-й эскадрилье, формально входящей в ВВС США (авиабаза Маунтин Хоум).

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

Совершенствование F-15 с прицелом на экспортные поставки (ВВС США не собираются возобновлять закупки таких самолетов) продолжается. 17 марта 2009 года состоялась презентация варианта F-15SE «Сайлент Игл» — варианта со сниженной радиолокационной заметностью. С этой целью применены специальные радиопоглощающие покрытия, а также снижающие заметность экраны воздухозаборников. Для снижения заметности кили у самолета отклонены наружу на 15°. Предусмотрена возможность подвески как обычных конформных ПТБ, так и модифицированных, с организованными внутри отсеками вооружения. В таких отсеках допускается подвеска УР AIM-9 и AIM-120 (две в каждом отсеке), УАБ серии JDAM (одна), а также малогабаритных УАБ SDB (четыре). При условии применения обычных конформных ПТБ самолет может нести на 18-ти наружных точках подвески до 13 т оружия. Модернизировано и БРЭО: самолет получит цифровую систему управления, РЛС с АФАР AN/APG-63(V)3 и цифровую систему РЭБ DEWS. В числе наиболее вероятных покупателей F-15SE рассматривались Республика Корея, Саудовская Аравия, Кувейт. Однако заказов на эту модификацию пока не получено. Спрос появился на более простой вариант, сочетающий БРЭО «Сайлент Игла» с планером базового F-15Е. В мае 2012 года Саудовская Аравия подписала мегаконтракт, предусматривающий поставку 84 самолетов F-15SA, а также модернизацию до их уровня 68 машин F-15S. Самолеты оборудуются РЛС AN/APG-63(V)3, системой РЭБ DEWS, нашлемными дисплеями JHMCS и прочей новейшей аппаратурой. В комплекте с самолетами закупаются и самые современные средства поражения: УР AGM-84H SLAM-ER, AGM-84L «Гарпун», AGM-154 JSOW, малогабаритные УАБ GBU-39/B SDB. Поставки F-15SA заказчику будут осуществлены в 2015-2019 годах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС F15E «СТРАИК ИГЛ»

  • Тип: двухместный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик
  • Двигатели: 2 х ТРДФ «Пратт энд Уитни» F100-PW-229 максимальной тягой 2 х 79,18 кН (на форсаже — 2 x 129,45 кН)
  • Размеры, м:
    — длина: 19,43
    — высота: 5,63
    — размах крыла: 13,05
    — площадь крыла, м²:56,49
  • Вес, кг:
    — пустого самолета; 14 515
    — нормальный взлетный: 28 440
    — максимальный взлетный: 36 742
  • Технические характеристики:
    — максимальная скорость, км/ч: 2655
    — дальность полета с ПТБ, км: 4445
    — практический потолок, м: 20 000
    Вооружение: 20-мм шестиствольная пушка М61 (боекомплектом 510 патронов); УР различных типов, УАБ, бомбы, блоки НАР и топливные баки массой до 10 400 кг на внешней подвеске.
Читать еще:  Многоцелевой истребитель Saab JAS-39 Gripen (Швеция)

McDonnell Douglas/Boeing F-15E Strike Eagle

Галерея F-15E

McDonnell Douglas/Boeing F-15E Strike Eagle — американский многоцелевой истребитель, разработанный фирмой McDonnell Douglas в 1980-хх годах на базе F-15 Eagle. Производится концерном Boeing.

История F-15E

В 1972 году произошло важное событие в истории авиации — воздух поднялся первый истребитель четвертого поколения — F-15 Eagle. Созданный фирмой McDonnell Douglas и победивший в сложном тендере Пентагона, F-15 был создан, как непревзойденный истребитель нового поколения, который должен был заменить устаревающий парк многоцелевых самолетов F-4 Phantom. В конце концов, в последующие годы так и произошло — вплоть до начала XXI века (до появления F-22 Raptor) F-15 был главным истребителем ВВС США.

Однако, не смотря на то, что новый истребитель заменил все Фантомы, сделал он все же не полностью. Дело в том, что F-4 был истребителем многоцелевым и мог эффективно работать как по воздушным, так и по наземным целям. В отличие от него F-15 был истребителем завоевания превосходства в воздухе и не очень подходил для уничтожения объектов на поверхности. Какое-то время проблем не было: главным бомбардировщиком в то время был F-111 Aardvark, но, к 1990-м он ушел на пенсию и США фактически, остались без тактических бомбардировщиков (F-117 был весьма эффективен, но этих машин было мало и повсеместно их применять было нельзя).

Предвидя такую проблему McDonnell Douglas начала работать над проектом модернизации своего детища, способного выполнять задачи как изначальные, так и задачи, ранее выполнявшиеся F-111 и F-4. В 1978 году ВВС США инициировали исследовательскую программу Tactical All-Weather Requirement Study (TAWRS) для изучения данной проблематики и создания перспективной платформы. McDonnell Douglas почти сразу представила свои наработки и совместно с фирмой Hughes непосредственно приступила к работе над будущим F-15E.

Для испытаний был модифицирован один из прототипов F-15A. Самолет, получивший шифр AFCD (Advanced Fighter Capability Demonstrator) взлетел в 1980 году. Одним из первых новшеств самолета стали дополнительные топливные баки, расположенные по бокам воздухозаборников. В том же году самолет был представлен на авиашоу в Фарнборо.

В 1981 году ВВС инициировали программу и тендер Enhanced Tactical Fighter (продвинутый тактический истребитель) ETF для официальной замены F-111. Согласно техническому заданию, военным был нужен многоцелевой самолет, способный прорываться вглубь территории противника без обеспечения эскорта и поддержки РЭБ. Среди кандидатов, помимо F-15E был модифицированный F-16XL от General Dynamics и европейский Panavia Tornado (самолет весьма эффективный, но не американский, что было ему не на пользу в данном случае).

К моменту завершения тендера демонстратор F-15 DRF уже совершил более 200 полетов, достиг максимальной взлетной массы в 34 тонны и имел 16 конфигураций установки вооружений. В конце концов победа в тендере досталась Дугласу. F-16XL изначально был легким истребителем и новые требования заставили разработчиков полностью изменить его крыло, а один двигатель был причиной хронического недостатка тяговооруженности, кроме того, новая конструкция требовала инвестиций вдвое превышавших потребность F-15. После победы в тендере, McDonnell Douglas получил контракт на 400 истребителей новой модификации.

Сборка первой предсерийной тройки F-15E началась в 1985 году. Первый полноценный Strike Eagle взлетел в 1986. В 1988 году первая партия F-15E Strike Eagle был передана в состав ВВС США.

Конструкция F-15E

F-15E Strike Eagle — многоцелевой ударный истребитель. Самолет является глубокой модификацией F-15 и основной конструкцией аналогичен базовой машине. Однако, истребитель несет в себе множество изменений.

Были изменены элементы силовой конструкции для расположения более мощных двигателей с прилагаемыми системами обслуживания.

Самолет двухместный: впереди сидит пилот, сзади оператор вооружений. В отличие от подобных компоновок в F-14 и F-4, оператор вооружений так же имеет органы управления самолетом.

Для увеличения дальности, самолет оснащен двумя комформными топливными баками, расположенными по бокам воздухозаборников.

В отличие от предшественника, F-15E оснащен большим количеством сложного бортового оборудования, включающего новый комплекс предупреждения о ракетной атаке, оборудование радиоэлектронной борьбы, РЛС AN/APG-82 с фазированной антенной решеткой (АФАР). Самолет так же имеет радар сканирования поверхности Земли, позволяющий ему летать на минимальных высотах. Помимо базового оборудования, F-15E имеет большое количество подвесных комплексов, активно применяемых в зависимости от поставленных задач.

F-15E имеет возможность применения практически всей номенклатуры вооружений, используемой авиацией ВВС США (по-сути, за время службы сложилось, что большая часть ракет и бомб за последние десятилетия изначально создавались под него).

Видеозапись руления и взлета нескольких истребителей F-15E Strike Eagle

Модификации

F-15E — базовый истребитель серии. С 1985 по 2001 год было поставлено 236 самолетов.

F-15I Raam — модификация, созданная для ВВС Израиля. Самолет аналогичен базовой версии, но имеет ряд систем израильского производства.

F-15K Slam Eagle — модификация, созданная для ВВС Республики Корея. Поставленные самолеты были в значительной степени локализованы (40% систем и 20% сборки). Фюзеляж и крыло были собраны в Корее. Комлекс РЭБ и системы предупреждения об атаке поставил Samsung, ряд систем так же были созданы местными концернами.

F-15S и SA — модификация, созданная для поставки в ВВС Саудовской Аравии. Изначально, Королевство планировало закупить 24 истребителя в их изначальной конфигурации, но поставка была заблокирована Конгрессом США. В итоге, Саудовская Аравия получила собственную модификацию с радаром без АФАР и ряда новейших систем. 72 самолеты были поставлены в 1998 году и еще 65 планируются к поставке в 2010-хх.

F-15SG — модификация, разработанная для ВВС Сингапура. Самолет выиграл тендер в 2005 году, опередив Dassault Rafale.

F-15SE Silent Eagle — новейшая модификация, созданная с применением технологий стелс, обновленным хвостовым оперением, двумя внутренними отсеками вооружений. Предлагается в качестве бютжетной альтернативы F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Совершил первый полет в 2010 году.

Эксплуатация F-15E

С 1985 года было поставлено более 470 истребителей F-15E и его модификаций. Самолеты отлично проявили себя в боевых условиях и активно применялись ВВС США во всех войнах последних десятилетий.

Операторы

  • США — 213 истребителей F-15E (2014 год)
  • Израиль — 25 F-15I на вооружении (2014 год)
  • Республика Корея — 58 F-15K (2014 год)
  • Саудовская Аравия — 70 истребителей F-15S в составе Королевских ВВС (2014 год)
  • Сингапур — 40 F-15G (2015)
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector