Истребитель-бомбардировщик Mirage 2000D (Франция)
Истребитель-бомбардировщик Mirage 2000D (Франция)
Фирма “Dassault”, создав вариант Mirage 2000D, существенно улучшила самолет. Способность нести оружие точного наведения и наличие второго члена экипажа сделали его грозной боевой платформой.
Разрабатывая штурмовик 2000D на основе Mirage 2000N, “Dassault” установила на нем новейшие виды бортового оборудования, чтобы расширить возможности самолета. Внешние отличия новой модификации – отсутствие штанги ПВД на носовом конусе, наличие комплекта радиоэлектронной борьбы ICMS Мк 2, надфюзеляжная антенна GPS и специальная золотистая пленка на остеклении кабины. Экипаж 2000D получил систему управления HOTAS (без снятия рук с РУД и РУС) и кабину с компьютерными графическими дисплеями.
Ключевой особенностью Mirage 2000D является возможность применения 340-килограммового контейнера Thomson-CSF Optronique PDLCT-S с лазерной аппаратурой целеуказания. С мая 1999 года им заменили контейнер PDLCT TV с тепловизионной аппаратурой. Новый контейнер подвешивается на пилоне под правым воздухозаборником и используется при дневных и ночных ударах ракетами Aerospatiale AS30L или управляемыми бомбами BGL 1000. Одна ракета или бомба с лазерным наведением крепится на пилон под корневой частью правого крыла, а два вида оружия с лазерным наведением и RPL 522 могут применяться, когда есть возможность дозаправки в воздухе, или для атак с близкого расстояния. В 2009 году ВВС Франции заказали первую партию контейнеров Thales Damocles с аппаратурой целеуказания для Mirage 2000D с целью дальнейшего повышения его характеристик.
Варианты “D” включают Mirage 2000D-R1N1L (первые шесть экземпляров). Исходно он мог применять только ракеты AS30L, бомбы BGL 1000 и ракеты Magic класса “воздух-воздух”. Самолет ввели в эксплуатацию 29 июля 1993 года, что удовлетворило острую потребность ВВС Франции в возможности применения бомб с лазерным наведением. К июню 1995 года все самолеты были модернизированы до стандарта R1.
2000D-R1N1 мог нести расширенный арсенал оружия, но в такой конфигурации поставили всего четыре самолета. Другой вариант, Mirage 2000D-R1, способен использовать все виды обычного вооружения, кроме APACHE (Агmee Propulsee a Charges Electables) и SCALP (дальнейшее развитие APACHE). Ракета APACHE впервые была установлена на Mirage 2000D-R2 в 2001 году. Данное оружие, запускаемое вне зоны действия вражеской ПВО, имеет небольшой турбореактивный двигатель, крылья, инерциальную навигационную систему и РЛС, что позволяет наносить удары по целям, находящимся на удалении до 140 км. Ракета оснащается 400-килограммовым унитарным зарядом Broach, способным поражать хорошо укрепленные объекты.
В конце 1999 года начался выпуск Mirage 2000D-R2. Помимо возможности применять APACHE, этот самолет оснащен автоматизированным комплектом оборонительного вооружения, который установили после интеграции детектора управляемых ракет SAMIR с автоматом выброса дипольных отражателей, тепловых ловушек и передатчиков помех, а также местом под контейнер ATLIS II с аппаратурой лазерного наведения. Самолет третьего серийного стандарта, Mirage 2000D-R3, исходно оснащался ракетами SCALP и контейнером с разведывательным оборудованием. О прекращении выпуска R3 из-за сокращения оборонного бюджета было объявлено в июле 1996 года.
Но ВВС Франции сохранят три эскадрильи с Mirage 2000D как минимум до 2025 года. Для поддержания их эффективности инициируется очередной круг модернизации.
Фирма “Dassault” присвоила экспортное обозначение 2000S самолету, предназначенному для блокирования и изоляции противника, но неспособному нести ядерное оружие. Он разрабатывался параллельно с 2000D, но незаметно исчез из рекламных проспектов в середине 1990-х годов еще до того, как появились первые покупатели. Но два Mirage 2000N получили логотип “2000S” для участия в авиасалонах в 1989 и 1990 годах.
Mirage-2000
История создания
18 декабря 1975 года правительство Франции приняло решение о создании для ВВС истребителя нового поколения, предназначенного для завоевания господства в воздухе и решения задач ПВО. Первый опытный самолет Mirage-2000 поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Параллельно с одноместным боевым самолетом был разработан двухместный учебно-боевой Mirage-2000В, его первый полет состоялся в 1980 году.
Mirage-2000В послужил основой для создания целого семейства двухместных ударных самолетов, пришедших на смену истребителям-бомбардировщикам Dassault Mirage-III и Mirage-V (эти машины описаны в книге В. Е. Ильина и М. А. Левина “Современные истребители”) и “евростратегических” бомбардировщиков Dassault Mirage-IV.
В 1983 году был создан двухместный истребитель-бомбардировщик Mirage-2000N, предназначенный для доставки французских ядерных боеприпасов. фактически на этот самолет были возложены задачи, аналогичные задачам американских истребителей-бомбардировщиков F-100 и F-101 конца 1950-х – начала 1960-х годов.
Создание французской бомбы началось еще в 1945 году, когда по указанию президента Шарля де Голля был образован Комиссариат по атомной энергии СЕА (Commissariant a l’Energie Atomique), на который возлагались задачи по организации национальной ядерной программы. В .1951 году началась непосредственная разработка ядерного оружия, координировавшаяся созданным для этого Управлением по специальному вооружению (Commandement des Armes Speciales). В декабре 1954 года на основании секретного указа премьер-министра эти работы были ускорены, а в мае 1955 года началось проектирование конкретных “спецбоеприпасов”.
В ноябре 1956 года СЕА приступил к подготовке первого французского взрыва опытного ядерного устройства, который произвели 11 февраля 1958 года. В апреле того же года была принята программа оснащения ВВС Франции ядерным оружием, в соответствии с которой в 1960-64 гг. предполагалось изготовить 40 ядерных бомб для вооружения бомбардировщиков Dassault Mirage-IV.
13 февраля 1960 года на полигоне в Алжире была взорвана первая французская плутониевая (Pu 239) ядерная бомба AN-11 мощностью 60-79 Кт. В дальнейшем этот боеприпас подвергся ряду усовершенствований, направленных на снижение его массы. В окончательном виде (взрыв 1 мая 1962 г.) бомба имела мощность 50 – 60 Кт. Ее первый сброс с реального самолета-носителя – бомбардировщика Mirage-IVА – состоялся 19 июля 1966 г., однако развертывание ядерного оружия началось несколько раньше – осенью 1964 года.
Бомба массой 1500 кг имела корпус оживальной формы длиной 6,6 м с развитым оперением и размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета Mirage-IV (каждый бомбардировщик мог нести лишь один боеприпас). Имелся взрыватель с временным механизмом, обеспечивающий подрыв боеприпаса на большой высоте, а также радиовзрыватель (для низковысотного взрыва).
40 бомб AN-11 поступили на вооружение 36 бомбардировщиков Mirage-IV. Mirage-IVА с бомбой AN-11 и двумя ПТБ имел боевой радиус действия 1500 км (по профилю большая-малая-большая высота) и мог рассматриваться лишь как оперативно-тактическая система оружия. По американским данным, в 1964 году ВВС Франции располагали четырьмя ядерными бомбами, в 1965 году их число увеличилось уже до 32, а в 1966 году до 36.
Совершенствование советской системы ПВО заставило ударную авиацию перейти к действиям на малых высотах. Однако конструкция бомбы AN-11 позволяла применять ее лишь с больших высот. Потребовалось создание маловысотной модификации, снабженной тормозным парашютом. Модернизированный боеприпас, получивший обозначение AN-22, имел несколько увеличенную мощность (до 100 Кт) и усовершенствованную предохранительную систему. Масса бомбы составила 1400-1500 кг. В 1968 году началось переоборудование бомб AN-11 в AN-22. Всего ВВС Франции получили 36 бомб AN-11, которыми вооружались 36 бомбардировщиков Mirage-IVА (одновременно эти самолеты были оснащены системой дозаправки в воздухе и приобрели способность наносить стратегические удары по территории СССР). В 1972 году число AN-22 было сокращено до 32, в 1983-85 гг. – до 28, в 1986-87 гг. -до 24 и в 1988 году – до восьми. В начале 1990-х годов эти боеприпасы были сняты с вооружения.
2 июля 1966 году был испытан первый французский “тактический” ядерный боеприпас – плутониевая бомба AN-52. Мощность взрыва оценивалась в 30 Кт. В 1972 году бомба поступила на вооружение тактической авиации, а 28 августа 1973 г. на атолле Мороруа самолетом Dassault Mirage-IIIЕ было выполнено первое реальное бомбометание этим боеприпасом (мощность взрыва составила 6,6 Кт). Кроме того, AN-52 была использована в качестве боевой части тактической ракеты “Плутон”, поступившей на вооружение французской армии.
Существовало два варианта боеприпаса AN-52, имевшие мощность 6-8 и 25 Кт (из 80-100 изготовленных боеприпасов AN-52 2/3 имели уменьшенную мощность).
Масса ядерной бомбы AN-52, внешне напоминающей подвесной топливный бак, составляла 455 кг, длина – 4,2 м, диаметр – 0,6 м, размах оперения – 0,8 м. Бомба имела тормозной парашют, стандартная высота подрыва составляла 150 м.
Для подвески тактических ядерных бомб было оборудовано 30 истребителей-бомбардировщиков Mirage-IIIЕ (использовались в этом качестве в
1973-88 гг.) и 45 SEPECAT Jaguar А (1974-91 гг.). Кроме того, в составе ВМС имелось 24 истребителя-бомбардировщика Super Etendard, также способных нести ядерное оружие. На самолетах Mirage-IIIЕ и Jaguar A боеприпас AN-52 подвешивался на центральном подфюзеляжном узле, а на истребителе-бомбардировщике Super Etendard – под правой консолью крыла на узле подвески №6. В 1991 году бомбу AN-52 также сняли с вооружения.
68 самолетов французских ВВС North American F-100D Super Sabre, базировавшихся в Западной Германии в 1961-66 гг., оснащались американскими термоядерными бомбами В28. Это были модификации В28ЕХ (массой 925 кг) и B28RE (984 кг), мощность которых составляла 70 Кт. Контроль за боеприпасами осуществлялся персоналом США. Официально французское правительство до сих пор не подтвердило факта обладания в 1960-х годах ядерными бомбами американского производства.
В 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения – сверхзвуковой крылатой ракеты Aerospatiale ASMP (Air-Sol Moyenne Portee). 17 июля 1974 году была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования ракеты. Испытания этой БЧ завершились в 1980 году, и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 года.
В 1984 году начались испытания облегченной БЧ TN-81 (масса 175-200 кг), завершившиеся в 1985 году.
Ракета ASMP оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли – М=2. Диапазон дальностей пуска 100-300 км (очевидно, для ракеты с БЧ TN-80) или 90 – 350 км. Стартовая масса КР – 840 кг.
Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них. Первоначально носителями ракет являлись 18 самолетов Mirage-IVP (с мая 1986 года переоборудовавшихся из бомбардировщиков Mirage-IVА), однако в 1997 году Mirage-IVР был снят с вооружения и единственными “атомными” самолетами во французских ВВС остались 42 истребителя-бомбардировщика Mirage-2000N (из 45 построенных), начавшие поступать в строевые части с июля 1988 года.
ВВС Франции получили 25 самолетов этого типа 1-й серии, имевших обозначение Mirage-2000N-К1 и несущих только ракету ANSP. Самолеты оснащены БРЛС “Антилопа”, обеспечивающей полет в режиме следования рельефу местности, а также дублированной ИНС и сдвоенным радиовысотомером. С 1988 по 1993 год строились ударные самолеты Mirage-2000N-К2, способные применять как ядерные ракеты ASMP, так и обычные боеприпасы.
Всего предполагается построить 75 истребителей-бомбардировщиков Mirage-2000М.
На базе Mirage-2000N в 1991 году был создан многоцелевой ударный самолет Mirage-2000D, первоначально именовавшийся Mirage-2000М, предназначенный для доставки различных типов неядерного оружия класса “воздух-поверхность” (в составе его вооружения отсутствует ракета ASMP). Самолет оснащен системой следования рельефу местности с БРЛС Антилопа-50 и усовершенствованными средствами РЭП. В 1994 году самолеты этого типа начали поступать на вооружение ВВС Франции (до 1999 года должно быть поставлено 90 самолетов этого типа).
Первые шесть бомбардировщиков Mirage-2000D (R1N1L) оснащались исключительно ударным оружием с лазерным наведением (контейнер “Атлис”, две УР Aerospatiale AS.30L или три КАБ), а также двумя ракетами Matra Magic. Самолеты Mirage-2000D серии R1 могут нести весь комплекс ударного вооружения ВВС Франции (свободнопадающие бомбы, НАР).
Истребители-бомбардировщики Mirage-2000D серии R2, поставка которых началась в 1997 году, должны нести тактическую крылатую ракету “Апаш” (Apache).
Вместе с истребителями Mirage-2000С истребители-бомбардировщики Mirage-20000 в составе межнациональных сил НАТО приняли участие в “миротворческих” действиях в Боснии.
ВВС Франции сообщили о потере истребителя Dassault Mirage-2000D, 30 августа 1995 года сбитого в районе города Пале сербской ПВО. Оба летчика катапультировались.
Mirage-2000D участвовал в налете на позиции сербских ЗРК, а также склады боеприпасов и амуниции, сосредоточенные в этом районе.
Ударные варианты Mirage-2000 применялись в боевых действиях против Югославии в 1999г.
Особенности конструкции
Планер и общесамолетные системы ударных вариантов самолета Mirage-2000 подобны планеру УБС. Фонарь кабины истребителя-бомбардировщика Mirage-20000 имеет золочение, снижающее радиолокационную заметность. Самолеты могут оснащаться неубираемыми приемниками системы дозаправки в воздухе.
Силовая установка
На самолете установлен один ТРДДФ SNECMA M53-Р5( 1х9900 кгс).
Бортовое оборудование
Многоцелевая допплеровская БРЛС Dassault Electronics/Thompson-CSF “Антилопа”, обеспечивающая автоматическое следование рельефу местности на высоте 60 м при скорости до 1112 км/ч.
БРЛС Антилопа-5 на самолете Mirage-2000М обеспечивает коррекцию навигационной системы по высоте. Станция Антилопа-5-3C (Mirage-2000D) имеет режим картографирования местности, обеспечивающий экстремальную корреляционную навигацию.
Самолет имеет встроенный комплекс РЭП ICMS, в состав которого входит приемник радиолокационного излучения Thompson-CSF Serval, автоматическая система выброса ИК ложных целей Матра “Спираль” (размещена в зализах в местах сопряжения крыла и фюзеляжа). Имеется система активных помех Dassault “Камелеон”.
Mirage-2000М оснащен двумя инерциальными платформами SAGEM, двумя усовершенствованными радиовысотомерами TRT AHV-12 и встроенным вертикальным АФА “Омера” (для контроля результатов бомбометания).
В передней и задней кабине самолета “Mirage.” 2000N имеется по одному цветному индикатору на ЭЛТ фирмы Thompson-CSF, а также ИЛС VMC-180 (в передней кабине). Самолет Mirage-2000D оснащен также многофункциональными экранными индикаторами (один – у летчика и два – у оператора).
На подфюзеляжном узле подвески может размещаться РЛС БО Thompson-CSF “Рафаэль”, малогабаритный контейнер для ведения фоторазведки Dassault COR2 (масса – 400 кг), длиннофокусная фотоаппаратура для съемки на большой дальности Dassault АА-3-38 “Гарольд” (680кг).
Самолет Mirage-2000D может нести контейнер с тепловизионной аппаратурой (FUR) Dassault/TRT/Intertechinc Rubis (110 кг), телевизионно-тепловизионную всепогодную систему слежения Thompson-CSF PDLCT (340 кг; на экспортных самолетах Mиpaж-2000S – CLDP/ “Атлис”2).
Для ведения радиоэлектронной разведки самолет может оснащаться контейнером Thompson-CSF TMV 004 (CT51J) “Кайман” массой 550 кг или контейнером Thompson-CSF “Астак” (400 кг).
Подвесные средства РЭП включают два контейнера активных Thompson-CSF DB3141/3163 “Ремора” (2х182 кг). На бомбардировщиках, участвующих в боевых действиях над Боснией, в 1994 г. установлена ИК-система оповещения о приближении ракет SAT SAMIR (размещена на АПУ ракет Magic).
Вооружение
Встроенное пушечное вооружение отсутствует.
Ракеты класса “воздух-поверхность” Aerospatiale AS.30L; КР Aerospatiale ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000М); тактическая крылатая ракета с неядерной БЧ Matra Apache (Mirage-2000D, дальность пуска до 150 км, поступление на вооружение ожидается в 1997 г.) или SCALF (программа ATPGD, 400 км, 2001 г.), свободнопадающие бомбы и НАР общей массой до 6300 кг.
Для самообороны самолет может оснащаться двумя УР Matra R.550 Magic или Magic-2 с ТГС.
Источники и ссылки
- Ильин В.Е. Многоцелевые истребители зарубежных стран
Dassault “Mirage 2000”, Истребитель
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Истребитель “Мираж 2000” разрабатывался в качестве боевого самолета следующего поколения. Его планировалось выпускать в трех основных вариантах:
– одноместный истребитель для решения задач ПВО;
– одноместный тактический истребитель для завоевания превосходства в воздухе, изоляции поля боя и нанесения ударов по наземным объектам;
– двухместный ударный самолет “Мираж 2000N” – носитель УР ASMP класса “воздух-земля” с ядерной боевой частью.
Кроме того, осуществлялось производство двухместного учебно-боевого самолета “Мираж 2000B”. Первый полет опытного образца истребителя состоялся в марте 1978 года, затем для проведения летных испытаний было построено еще четыре опытных образца, в том числе один двухместный. Серийное производство самолетов “Мираж 2000” началось в 1983 году. Истребитель оснащен электродистанционной системой управления. Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя М53-5 фирмы СНЕКМА максимальной тягой на форсаже 9100 кг. С 1985 года самолеты будут выпускаться с более мощными двигателями М53-Р2 (тяга 9800 кг). Емкость внутренних топливных баков 3800 л, под консолями крыла могут размещаться два дополнительных 1700-л бака.
Основу прицельно-навигационного оборудования одноместных самолетов “Мираж 2000” составит многофункциональная РЛС RDM, а с 1985 года на них планируется устанавливать более совершенную импульсно-доплеровскую станцию RDI. “Мираж 2000N” будет оснащаться РЛС “Антилопа-5”, обеспечивающей обзор земной поверхности в передней полусфере и полет в режиме следования рельефу местности.
Встроенное вооружение истребителя включает две 30-мм пушки “Дефа-554” с боекомплектом по 125 патронов. На девяти наружных узлах подвески (четыре под консолями крыла и пять под фюзеляжем) он сможет нести вооружение в следующих вариантах: три УР “Супер Матра” R.530 класса “воздух-воздух”; 18 220-кг бомб; 3 900-кг бомбы; 4 пусковые установки М155 (каждая с 18 НАР калибра 68 мм); семь бомбовых кассет “Белуга”; три УР AS-30 класса “воздух-земля”; три противокорабельные УР “Экзосет”. Поставки истребителей “Мираж-2000” в войска начались в конце 1983 года. Для ВВС Франции намечалось построить около 400 самолетов, из которых 200 будут использоваться для решения задач ПВО, а остальные – в качестве тактических истребителей.
Mirage 2000 – первоначальная модификация.
Mirage 2000В – двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
Mirage 2000С – одноместный истребитель-перехватчик.
Mirage 2000D – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
Mirage 2000Е – многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
Mirage 2000ED – двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
Mirage 2000N – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
Mirage 2000R – одноместный разведчик.
Mirage 2000S – экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
Mirage 2000-5 – модернизированная экспортная версия
Размах крыльев 9.2 м
Длина 14.4 м
Высота 5.3 м
Масса 7.4 – 16.5 т
Двигатели 1 ТРДФ СНЕКМА M53-P2
Тяга 1 х 9800 кгc
Потолок высоты 18 км
Максимальная скорость 2450 км/ч
Дальность полета 1200 км
Экипаж 1 человек
Вооружение: 2х30-мм пушки “Дефа-554”, 2 УР “Супер Матра”, S.530, 2 УР R.550 “Мажик”, 18 220-кг бомб, 3 900-кг бомбы; 4 блока НУР М155, 3 УР “воздух-земля” AS-30 либо 3 противокорабельные УР “Экзосет”
Год принятия на вооружение 1983