1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель-бомбардировщик SEPECAT Jaguar (Великобритания)

Истребитель-бомбардировщик SEPECAT «Ягуар»

В 1960-е годы европейские авиастроители начали нащупывать, а затем и успешно реализовывать межнациональные программы разработки, а затем и выпуска военных (а позже и гражданских) самолетов и вертолетов. Среди проектов, которые были успешно доведены до серийного выпуска, одно из первых мест занимает англо-французский «Ягуар». Началось все с того, что Королевским ВВС и ВВС Франции потребовался реактивный учебно-тренировочный самолет, способный, кроме того, выполнять и задачи легкого штурмовика. В 1966 г. межправительственным соглашением был образован консорциум SEPECAT — Европейское Сообщество по Проектированию и Производству Учебного и Легкого Ударного самолета. В него вошли компании ВАС с британской стороны и Breguet — с французской. В ходе выработки совместной позиции в отношении облика самолета британцы постепенно «перетянули одеяло» на себя: из легкой реактивной «летающей парты» с возможностью поднять около полутонны бомб и НАР (какой видели машину в Breguet) самолет превратился в мощный ударный комплекс с большими возможностями, способный нести 4,5 т боевой нагрузки и оснащенный новейшим прицельным и навигационным оборудованием. По условиям соглашения сборка производилась на британском и французском заводах, но дублирование выпуска компонентов исключалось, так что в постройке каждого экземпляра участники консорциума принимали одинаковое участие независимо от потребностей военных по ту или иную стороны пролива. «Сердцем» нового самолета стал новый двигатель «Адур», спроектированный специально для него и тоже совместный — британцев представлял всемирно известный «Роллс-Ройс», а французов — компания «Турбомека», больше известная своими ГТД для вертолетов.

ДВАЖДЫ ДВА

Компоновку самолета выбрали исходя из требований сравнительно большой дальности, продолжительных полетов на высокой скорости и на малой высоте и, не в последнюю очередь, простоты и скорости обслуживания и ремонта. Военные обеих стран выразили вполне понятное пожелание, чтобы самолеты несли «местное» оборудование и системы вооружения — в результате каждый вариант самолета (боевой и «спарка») получил еще два «национальных» подварианта одинаковых в основном, но различающихся в деталях вооружения и оборудования. Двухместные (хронологически появившиеся раньше) машины получили обозначения «Ягуар» Е (ВВС Франции) и «Ягуар» Т2 (Британии), а боевые — А и GR1 соответственно. Французской «спарке» принадлежит честь первого полета 8 сентября 1968 года. Всего было построено восемь прототипов — по паре на каждый из вариантов, кроме Т2, и еще один — палубного ударного самолета «Ягуар» М. Последний из-за лоббирования фирмой «Дассо» своего «Супер Этандара» в серию так и не пошел, хотя и превосходил соперника по многим параметрам. В 1971-м стартовало серийное производство. Было заказано 160 «А» и 40 «Е»; Королевским ВВС досталось чуть больше — 165 GR1 и 38 Т2. Французские самолеты имели более ранний вариант двигателя и несколько уступали британским в части оборудования. И те, и другие имели систему дозаправки в воздухе. Британские машины несли пару (Т2 — только одну) 30-мм пушек «Аден», а французские — DEFA 553 того же калибра. В ходе дальнейшей службы англичане неоднократно модернизировали свои Ягуары (в 1984, 1996 и 1997 гг.), оснащая их не только новым оборудованием, но и более мощными вариантами двигателя «Адур».

Читать еще:  Самолет EC-130E «Commando Solo» (США)

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ЛА-МАНША И ВДАЛИ

Первыми на вооружение поступили французские самолеты в 1973-м. В Armee de I ‘Air каждая часть, вооруженная «Ягуарами», имела свою специализацию: доставка ядерных БЧ, подавление ЗРК, РЭБ, применение обычных боеприпасов. Спустя всего несколько лет французские «Ягуары» уже активно использовались для проведения «правильной» политики в Африке и особенно интенсивно применялись в середине 1980-х в Чаде против ливийцев. Позже эти самолеты поучаствовали в «Буре в пустыне» и вмешательстве НАТО на Балканах. Их служба завершилась в июне 2005 года. Британцы получили свои «Ягуары» чуть позже — первая эскадрилья перевооружилась в 1974 году. Поначалу большинство британских «Ягуаров» базировались в ФРГ — они должны были принять на себя основнунагрузку по нанесению ударов (в т. ч. ядерных) по войскам Варшавского договора в случае полномасштабной европейской войны. К концу 1980-х «Ягуары» остались на вооружении лишь трех эскадрилий в Британии; они служили до апреля 2007-го. Хотя «Ягуар» и не добился заметных экспортных успехов, почти все страны-покупатели эксплуатировали его многие годы, и без проблем. На экспорт предлагался боевой вариант S и двухместный В. В 1977 году Эквадор получил десять «Ягуаров» ES и два ЕВ, а в 1991-м докупил еще три бывших «британца»; в 1995 году они участвовали в конфликте с Перу. Нигерия с 1984 года имела 13 «Ягуаров» SN и 5 BN, но к началу 1990-х вынуждена была отказаться от них из экономии. Султанат Оман, традиционно покупавший британское вооружение, в 1974 году приобрел 10 «Ягуаров» S(O) и 5 В(О), а в 1980-е годы приобрел еще 12 штук «б/у» машин у британцев; их служба завершилась в августе 2014-го. Самым крупным покупателем стали ВВС Индии, кроме того, в стране организован лицензионный выпуск как машин, так и двигателей. Помимо традиционных вариантов «Ягуаров» IS и IB (124 и 32 единицы) в Индии разработан специализированный противокорабельный вариант «Ягуар» MS, оснащенный РЛС и вооруженный ПКР (12 единиц).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ЯГУАР» CR.MK 1А

Тип: двухдвигательный ударный самолет
Экипаж, чел.: 1
Двигатели: 2 х «Роллс-Ройс Турбомека Адур» Мк 104 тягой 24 кН (36 кН на форсаже)
Размеры, м: длина: 15,5 размах крыла: 8,7 высота: 4,9
Вес, кг: пустого самолета: 7000 нормальный: 10 900 максимальный: 15 700

Максимальная скорость, км/ч: 1593 (на высоте 11 км)
Потолок, км: 14
Боевой радиус, км: 1400 (с 2 ПТБ)
Вооружение: 2 х 30-мм пушки, до 4536 кг нагрузки (ракеты, бомбы, контейнеры разведки и РЭБ, ПТБ)

SEPECAT «Jaguar», Истребитель

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Истребитель-бомбардировщик SEPECAT Jaguar

Разработчик: British Aircraft Corporation (Великобритания), Breguet (Франция), HAL (Индия)

SEPECAT – Европейское объединение по производству учебно-боевого тактического самолета.
SEPECAT Jaguar предназначен для поддержки наземных войск, разведки и учебно-тренировочной подготовки. В основу конструкции закладывалось удобство полевой эксплуатации, причем все обслуживание основных узлов и агрегатов предполагалось без стремянок и спецприспособлений. На серийном самолете 282 лючка и панели заняли 30% поверхности.

Модификации:
• Jaguar S – ВВС Великобритании
• Jaguar B – ВВС Великобритании
• Jaguar GR.1 – ВВС Великобритании
• Jaguar T.2 – ВВС Великобритании
• Jaguar ACT – ВВС Великобритании
• Jaguar GR.1A – ВВС Великобритании
• Jaguar T.2A – ВВС Великобритании
• Jaguar GR.1B – ВВС Великобритании
• Jaguar GR.3 – ВВС Великобритании
• Jaguar GR.3A – ВВС Великобритании
• Jaguar T.4 – ВВС Великобритании
• Jaguar A – ВВС Франции
• Jaguar E – ВВС Франции
• Jaguar M – ВВС Франции
• Jaguar International – экспортная модификация
• Jaguar IS – ВВС Индии
• Jaguar IB – ВВС Индии
• HAL Jaguar IS – производство по лицензии, Индия
• HAL Jaguar IB – производство по лицензии, Индия
• HAL Jaguar IM – производство по лицензии, Индия
• Jaguar DARIN-III – ВВС Индии
• Jaguar SN – ВВС Нигерии
• Jaguar BN – ВВС Нигерии
• Jaguar OS – ВВС Омана
• Jaguar OB – ВВС Омана
• Jaguar ES – ВВС Эквадора
• Jaguar EB – ВВС Эквадора

Читать еще:  Ударный вертолёт PAH-2 Tiger (Европа)

ЛТХ:
Модификация Jaguar GR.Mk.1
Размах крыла, м 8,69
Длина самолета, м 16,42
Высота самолета, м 4,92
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого самолета 7000
нормальная взлетная 11000
максимальная взлетная 15500
Запас топлива, л
внутренний 3337
ПТБ 3 х 1200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Аdour Mk. 104
Тяга, кгс
максимальная 2 х 2300
на форсаже 2 х 3580
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1300
на высоте 11000 м 1800 (М=1.5)
Перегоночная дальность, км 4210
Боевой радиус действия, км 575-1315
Практический потолок, м 14300
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30- мм пушки Aden Mk.4 (боезапас 300 патронов)
Максимальная боевая нагрузка – 4763 кг. на 5 узлах подвески.
8х 454 кг бомбы, 11х 227 кг бомб,
6 BL755 или CBU-87 кластерные бомбы,
6 JP233 антиаэродромных бомб и ПУ 19х70-мм или 36х68-мм НУР, 8х 454 кг бомбы с лазерным наведением Mk.13/18 Paveway II, 2 ПРЛУР AJ168(AS.37) Martel или 2 УРВВ Magic. ПУ НУР 180х68 мм.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Jaguar

Галерея Jaguar

SEPECAT Jaguar (Ягуар) — европейский истребитель-бомбардировщик, разработанный совместно британским концерном BAC (British Aircraft Corporation) и французской фирмой Breuget в конце 1960-хх годов. Один из первых совместных проектов европейских авиапроизводителей. Выпускался международным консорциумом SEPECAT.

История

В начале 1960-хх у ВВС Франции возникла необходимость в новом учебном самолете. В 1963 году военные представили технические требования к новой машине, добавив к учебным функциям еще и возможности ударного самолета. В это же время Королевские ВВС Великобритании так же занимались изысканиями в области учебного самолета для замены устаревающего Folland Gnat. Параллельно, французские Dassault и Breuget, а так же британские Folland и Hawker Siddeley занимались, практически, одним и тем же проектом. Удачный опыт совместной разработки сверхзвукового пассажирского лайнера Concorde позволил инженерам двух стран скооперироваться. Новый проект назвали Jaguar — Ягуар.

Читать еще:  Самолет-фоторазведчик Ан-30Б (СССР)

В 1966 году созданный недавно British Aircraft Corporation и Breuget создали совместное предприятие — концерн SEPECAT (от фр. Société Européenne de Production de l’avion Ecole de Combat et d’Appui Tactique — Европейское авиационное производственное объединение по выпуску самолётов боевой и тактической поддержки). В консорциум так же вошли британская Rolls-Royce и французская Turbomeca, задачей которых был двигатель будущего истребителя. Созданием шасси занялись так же французская Messier и британская Dowty (позже они и вовсе объединились в ныне существующий концерн Messier-Dowty).

Сборка прототипов началась почти сразу — в 1966 году. Планировалось создать 10 самолетов — 8 летных и 2 для прочностных испытаний. В 1968 году SEPECAT получил свой главный контракт — 400 истребителей — 200 для Франции и 200 для Британии. Серийный выпуск налаживался на 1 заводе в Тулузе и на 1 заводе Warton Division в Англии. Первый прототип оторвался от земли в 1968 году.

Самолетом заинтересовались Бельгия, Эквадор и Оман. Однако, бельгийцы хотели участвовать в производстве и, получив отказ, занялись локализацией выпуска F-16. Оман и Эквадор же начали получать самолеты в 1970-хх.

Крупнейший же экспортный контракт на Ягуары сулила Индия. Предполагалось 3 этапа: ВВС Индии получают на время 16 британских истребителей для обучения, вторым этапом идет поставка 35 самолетов уже для постоянной службы, третьим же этапом предполагалось развертывание лицензионного производства на заводах HAL в Бангалоре. В конце концов, индусы на родине к 1992 году построили более 100 истребителей Jaguar (в Европе выпуск был завершен в 1986 году.)

Видео: Демонстрационный полет истребителя SEPECAT Jaguar GR3 ВВС Великобритании, авиасалон RIAT 2005

Конструкция

SEPECAT Jaguar — цельнометаллический высокоплан, с однокилевым хвостовым оперением. 86% конструкции выполнено из алюминевых сплавов. Так же применяются сталь (шасси) и титан (мотоотсек).

Шасси трестоечное с поворотной передней стойкой. Конструкция шасси позволяет взлетать как с бетонных, так и грунтовых взлетно-посадочных полос.

Силовая установка — два турбореактивных двигателя с форсажными камерами Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 102. Аналогичные двигатели без форсажных камер устанавливаются на учебные самолеты Hawker Hawk.

Истребители оснащены двумя 30-мм пушками DEFA-553 или ADEN Mk4 (разработанными для Люфтваффе еще во время Второй мировой войны). Ракетное вооружение — ракеты Marta-550 воздух-воздух, противолокационные ракеты Marta AS37 или ракеты воздух-поверхность AS30L. Возможно размещение авиабомб калибром до 450 кг. Некоторые штурмовые модификации ВВС Великобритании могли нести ядерные бомбы WE177.

Экплуатация

Всего было выпущено 573 истребителя SEPECAT Jagua разных модификаций. Они ограниченно применялись ВВС Франции и Великобритании во время операций на Ближнем Востоке и в Африке.

Истребители находились на вооружении Франции, Великобритании, Омана, Нигерии, Эквадора и Индии. На 2016 год Ягуары все еще эксплуатируются в составе ВВС Индии.

Схема истребителя Jaguar

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector