Истребитель МиГ-29М / МиГ-29М2 (Россия)
Истребитель МиГ-29М / МиГ-29М2 (Россия)
МиГ-29М2 – многоцелевой истребитель-бомбардировщик, разработанный в РСК МиГ. Экспортная обозначение самолета – MиГ-29MRCA.
Одноместная и двухместная версии самолетов МиГ-29М / МиГ-29М2 являются принципиально новыми машинами с повышенной дальностью полета, современным бортовым оборудованием, четырехкратно резервированной трехканальной цифровой электродистанционной системой управления, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
В кабинах установлены жидкокристаллические многофункциональные индикаторы. Реализован принцип HOTAS.
Комплексная система управления вооружением включает модифицированный радиолокационный прицельный комплекс с новой БРЛС “Жук-МЭ”, оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания.
На внешних узлах подвески истребители могут нести управляемые ракеты “воздух-воздух” РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, ракеты “воздух-поверхность” Х-29Т, Х-29Л, Х-31А, Х-31П, Х-35Э, корректируемые бомбы КАБ-500КР (ОД), КАБ-500Л, а также неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение. Кроме того, самолет оснащен встроенной пушкой ГШ-301.
БРЛС самолета позволяет обнаруживать воздушные цели на дальностях до 120 км, сопровождать десять из них и одновременно атаковать четыре цели. При работе по надводным целям типа эсминец дальность обнаружения составляет 250 км, по целям типа ракетный катер – 150 км.
Самолеты МиГ-29М/М2 отличает:
- Высокая боевая эффективность в сложных условиях применения;
- Отличные летно-технические характеристики;
- Отличные эксплуатационные характеристики, показатели надежности и безопасности;
- Совершенная логистика, низкая стоимость эксплуатации;
- Система дозаправки топливом в полете;
- Электродистанционная цифровая система управления самолетом – 3-х канальная, с 4-х кратным резервированием;
- Новые архитектура бортового комплекса оборудования, информационно-управляющее поле кабины, HOTAS (унификация с МиГ-29К и МиГ-29СМТ);
- Комплексная система управления вооружением, включающая модифицированный радиолокационный прицельный комплекс с новой БРЛС “Жук-МЭ” с увеличенными дальностями действия, многоканальным обстрелом и современными режимами “воздух-поверхность”, оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания;
- Новые системы навигации, радиосвязи, радиопротиводействия, контроля и регистрации, контейнеры с системами оптроники и разведки.
- Система вооружения, включающая управляемые ракеты “воздух-воздух” РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, встроенную пушку ГШ-301, управляемое вооружение “воздух-поверхность” Х-29Т(ТЕ), Х-29Л, Х-31А, Х-31П, Х-35, КАБ-500КР(ОД), КАБ-500Л, неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение.
На самолетах может быть установлено оборудование и вооружение нероссийского производства.
“Сегодня во всем мире четко просматривается тенденция к использованию двухместных многоцелевых самолетов. И это понятно. Работая в режиме “воздух – земля”, особенно при полетах на малых высотах, летчику одноместного истребителя приходится действовать в крайне напряженной обстановке: на больших скоростях управлять сложнейшим авиационным комплексом, обнаруживать подвижные и неподвижные наземные цели и поражать их. В силу этого создатели боевой авиатехники пришли к выводу, что многоцелевые истребители с расширенными ударными функциями должны иметь двухместный экипаж, в котором бы один летчик уделял основное внимание пилотированию машины и навигации, а второй работал с opужиeм. Такая связка представляется наиболее эффективной. Малайзийские ВВС, которые уже не один год эксплуатируют самолеты нашей корпорации, заинтересовались двухместными многоцелевыми истребителями. Hо поскольку наш двухместный МиГ-29УБ является практически учебным самолетом, то руководство РСК “МиГ” приняло в октябре прошлого года решение о создании спарки, имеющей полный комплект оборудования и системы вооружения боевого самолета. При этом руководство корпорации учитывает и то, что мы, согласно планам научно-технического сотрудничества между Россией и Индией усиленно работаем над программой оснащения авианесущего крейсера “Адмирал Горшков” палубными самолетами МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Таким образом, за счет собственных средств и в предельно сжатые сроки нам предстояло на базе истребителя МиГ-29М создать двухместный многоцелевой самолет с расширенными ударными функциями. И менее чем за год такая машина была создана.
Основная тяжесть легла на коллектив опытного завода Инженерного центра во главе с В.С.Павловым. Люди работали, как говорится, с горячего листа и во внеурочное время, и по выходным дням. Сложность задачи состояла в том, чтобы оптимально подобрать параметры двухместного самолета, грамотно пристыковать все системы, сохранить хороший обзор из кабины. Головную часть изготовили по чертежу корабельной спарки самолета МиГ-29КУБ, а затем соединили ее с боевым истребителем МиГ-29М, отрезав от него головную часть одноместной машины. Если учесть, что МиГ-29М и МиГ-29К практически одинаковы по конструкции планера, с составом бортового оборудования, то такой симбиоз – головная часть от корабельного, а остальное от МиГ-29М – оказался в принципе идеальным, поскольку палубная машина МиГ-29К создавалась в свое время на базе самолета МиГ-29М. В итоге нам удалось решить двойную задачу: создать самолет, который интересует малазийские ВВС, и одновременно сделать шаг вперед в направлении создания корабельной спарки – двухместного учебно-боевого самолета для крейсера “Адмирал Горшков”. До МАКСа, который проходил в августе, нам не удалось поднять новую машину в воздух – МиГ-29М2 демонстрировался на статической стоянке. Hо то, с каким вниманием осматривали прототип учебно-боевого самолета корабельного базирования представители Малайзии и Республики Индии, свидетельствовало о многом.
Повторю еще раз, что двухместный МиГ-29М2 по составу бортового оборудования и вооружения полностью соответствует одноместному самолету. Он оборудован БРЛС “Жук-М” и имеет широкую номенклатуру вооружения “воздух-воздух”, “воздух-поверхность” и “воздух-море”. Единственное отличие от одноместной машины состоит в том, что в новом самолете несколько уменьшен запас внутреннего топлива (на 360 литров) за счет размещения места второго летчика. А по конструкции, вплоть до подфонарной рамы, самолеты совершенно одинаковы. Для серийного завода это чрезвычайно важно, так как ему не придется перестраивать производство на выпуск разнотипных самолетов. Hа очень большой стадии готовности истребителя он может изменить выпуск одноместного на двухместный. Кроме того, сохранение высокого уровня унификации позволит серийному заводу в будущем на базе МиГ-29К производить сухопутные самолеты, которые отличаются от палубных лишь отсутствием гака, облегченными шасси и нескладывающимся крылом.
Сейчас мы продолжаем работы по совершенствованию новой машины. После возвращения из Малайзии предстоит оценить характеристики ее устойчивости, управляемости, летно-технические характеристики и тд. А на первом опытном самолете МиГ-29КУБ, постройка которого началась сейчас на опытном заводе ИЦ “ОКБ им. А.И.Микояна” (в стапель заложена головная часть боевой машины), будет отрабатываться весь комплекс боевого оборудования и системы вооружений. Если МиГ-29М2 оценивали в основном по аэродинамическим характеристикам, то МиГ-29КУБ будет работать по программе оснащения ВМС Индии этим истребителем.
Головную часть машины предстоит изготовить инженерному центру, а все остальное – Производственному центру имени П.А.Воронина и Луховицкому авиационному производственно-испытательному комплексу. При этом сборку первых опытных машин – как одноместной, так и двухместной “корабелки”- будет осуществлять опытный завод ИЦ. Hа этих самолетах, в которых будут собраны все лучшие достижения отечественной конструкторской мысли, мы должны провести большой комплекс испытаний на земле, в воздухе и на авианесущем крейсере “Адмирал Горшков”.
В конце 2006 года самолет МиГ-29М2 получил коммерческое обозначение МиГ-35. Презентация МиГ-35 будет проводится в рамках маркетинговой подготовки Российской самолетостроительной корпорации “МиГ” к тендеру на закупку индийскими ВВС 126-ти истребителей на сумму более $9 млрд.
Почему МиГ-35, ведь внешне машина сохраняет фамильное сходство с МиГ-29? С таким вопросом обратились к главному конструктору самолета Николаю Николаевичу Бунтину.
“Практически это новый самолет, – ответил Николай Николаевич. – В свое время по техническому заданию ВВС мы сделали самолет МиГ-29М. На его базе разработали самолет корабельного базирования МиГ-29К. Эти машины прошли первый этап испытаний совместно с ВВС РФ, получили предварительные заключения.
На базе “корабелки” был разработан экспортный вариант – самолет МиГ-29К для ВВС Индии. В свою очередь он послужил основой для сухопутного варианта – МиГ-29М2. Поскольку это абсолютно новый самолет, он стал называться МиГ-35″.
Чем же отличается МиГ-35 от своих предшественников?
“Как летательный аппарат МиГ-35 максимально унифицирован с самолетом МиГ-29К. Конструкция планера, силовая установка, система управления самолетом, кабины пилотов и всех самолетных систем практически одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35 установлено облегченное шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной парашют, консоли крыла не складываются. Как самолет МиГ-35 – это фактически “корабелка” наземного базирования, более легкая по весу планера. Антикоррозионная защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для того чтобы максимально унифицировать производство.
Но МиГ-35 значительно отличается от МиГ-29К по авионике. На нем установлена радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, развитый комплекс обороны на основе комбинации рациотехнических, оптических систем и систем пассивной защиты. Кроме того, в состав оборудования входит универсальный оптический контейнер, который решает три задачи: навигация, целеуказание и разведка.
Самолет МиГ-35 обладает повышенной боевой устойчивостью за счет установки комплекса обороны, пониженной радиолокационной и тепловой заметности, возможности обнаруживать и обстреливать цели с применением пассивных систем обнаружения целеуказания, за счет способности выполнять посадку на необорудованных и неосвещенных аэродромах, а также за счет автономности базирования”.
Очень большое внимание уделено надежности самолета. Как и на МиГ-29К, практически все системы на МиГ-35 дублированы. Продублирована вычислительная система: на борту стоят две взаимозаменяемые БЦВМ, одна из которых находится в режиме ожидания. Каждый двигатель приводит в действие свою выносную коробку агрегатов, которая обеспечивает самолет электроэнергией, гидравлической энергией и энергией топливного насоса. Система электроснабжения полностью дублирована: самолет МиГ-35 имеет четыре генератора вместо двух на истребителе МиГ-29. Внедрен также так называемый режим энергоузла, когда стартеры приводят в действие коробку самолетных агрегатов при неработающих двигателях. Это позволяет без включения двигателей и без внешних источников электроэнергии полностью проверить все системы на земле. На самолете установлена также бортовая кислорододобывающая установка. Все это дает МиГ-35 практически полную автономность, способность работать на необорудованных аэродромах.
Двигатели РД-33МК унифицированы с двигателями МиГ-29К, но по требованию заказчика могут быть установлены двигатели с соплами с отклоняемым вектором тяги. Каждый, кто видел полеты Павла Николаевича Власова на самолете МиГ-29ОВТ, восхищался мастерством пилота и необычайными качествами машины. Это, конечно акробатика, но с точки зрения безопасности полета, с точки зрения маневренного воздушного боя, это уже не так.
Кабина МиГ-35 полностью “стеклянная”, с тремя многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. Она соответствует кабине самолета МиГ-29К, которая получила хорошие отзывы летчиков. МиГ-35, как и МиГ-29К, разрабатывается и в одноместном и в двухместном вариантах. Во второй кабине устанавливаются четыре многофункциональных индикатора, на один из которых передается информация с индикатора на лобовом стекле из первой кабины. При этом двухместная и одноместная машины отличаются только тем, что на месте второй кабины устанавливается дополнительный вкладной топливный бак. В остальном самолеты одинаковы, в том числе и по оборудованию, что существенно упрощает эксплуатацию и существенно снижает ее стоимость.
МиГ-35 и МиГ-29К чрезвычайно просты в летной эксплуатации, что позволяет летчику легко “пересесть” с МиГ-29 на новые самолеты этого семейства. Кроме того, РСК “МиГ” имеет новые предложения по “учебной линии”. После создания тренажера боевого применения нового поколения СТБП-29 (для замены тренажера КТС-21) началась работа над еще более совершенным тренажером ПТС-29К для корабельной машины. Сегодня РСК “МиГ” вышел на лидирующие позиции в России по современным системам обучения наземных и летных экипажей. Кроме тренажеров, созданы интерактивные учебные классы и новые методики обучения, поддержания и повышения мастерства экипажей, построенные на компьютерных технологиях. Таким образом, корпорация теперь может предложить заказчикам уникальное комплексное решение.
Есть у МиГ-35 и еще одно преимущество – эксплуатационное. Безусловно, проще и дешевле эксплуатировать и ремонтировать во многом унифицированный парк самолетов, поскольку МиГ-29К и МиГ-35 очень близки по конструкции планера, по двигателям, по оборудованию, средствам наземного обслуживания. Безусловно, есть преемственность в эксплуатации и с МиГ-29, хотя на МиГ-29К и МиГ-35 количество контрольно-проверочной аппаратуры и средств наземного обслуживания сведено к минимуму.
МиГ-29К и МиГ-35 имеют значительный потенциал дальнейшей модернизации и способны оставаться востребованными на рынке примерно до 2040 г.
Демонстратором технологий МиГ-35 в Бангалоре стал самолет “154”. Он позволит показать работу нового оборудования, получить представление о возможностях будущего самолета.
Поставки первой партии МиГ-29К из 16 самолетов начнутся в конце 2007 г. и будут завершены в начале 2009 г. К концу 2010 г. налет самолетов МиГ-29К в ВМС Индии составит примерно 10 тысяч летных часов. К этому времени РСК “МиГ” завершат выполнение контрактных обязательств по гарантированной надежности корабельных машин. Самолет будет хорошо освоен в производстве и эксплуатации. Таким образом, если Индия выберет многофункциональный истребитель МиГ-35, она получит новый самолет с новой авионикой, но самолет достаточно проверенный в условиях суровой эксплуатации в ВМС Индии и стоящий на конвейере в производстве.
Истребитель МиГ-29М / МиГ-29М2 (Россия)
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М (МИГ-29М2). MULTIROLE FIGHTER MIG-29M AND MIG-29M2)
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М (МИГ-29М2)
MULTIROLE FIGHTER MIG-29M AND MIG-29M2)
Проданные Россией в Египет истребители МиГ-29М/М2 были поставлены вместе с оборудованием, позволяющим использовать самолеты как воздушные топливозаправщики. Об этом ТАСС в среду сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Египет вместе с истребителями МиГ-29М/М2 получил подвесные агрегаты заправки ПАЗ-МК, что дает возможность истребителям выполнять функции самолетов-заправщиков», — сказал собеседник агентства. Он не уточнил число поставленных ПАЗ-МК.
Кадры готовящейся заправки в воздухе истребителя Rafale с помощью МиГ-29 показаны в видеоролике, опубликованном министерством обороны Египта. На видео, в частности, демонстрируется выпущенная из подвесного агрегата между двигателями МиГ-29 топливозаправочная штанга.
Как отмечает специализированное издание Jane’s, ранее радиус действия самолетов ВВС Египта за пределами страны был сильно ограничен, так как ВВС республики не располагали какими-либо воздушными топливозаправочными системами. Как сообщал ранее ТАСС, с Египтом был подписан контракт на 50 истребителей МиГ-29, поставки машин в арабскую республики начались в 2017 году.
Агрегаты заправки ПАЗ-МК производит российское НПП «Звезда». По данным с сайта производителя, агрегаты были разработаны для увеличения дальности полета российских палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Данных об их практическом использовании в российской армии нет.
ТАСС
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М (МИГ-29М2)
Одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
Основные технические и технологические новшества, внедренные на истребителях МиГ-29М/М2:
– усовершенствованный фюзеляж и крыло;
– цифровая комплексная электродистанционная система управления самолетом с четырехкратным резервированием;
– существенно сниженная заметность в радиолокационном диапазоне;
– увеличенная емкость топливной системы и наличие системы дозаправки топливом в полете;
– увеличенная боевая нагрузка, размещаемая на девяти точках внешней подвески.
Истребители МиГ-29М/М2 входят в состав нового унифицированного семейства боевых самолетов, созданного на базе корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Силовая установка включает ТРДДФ РД-33МК, имеющие увеличенную тягу, оборудованные бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и ресурсом.
По желанию заказчика истребители могут оснащаться модификацией двигателя РД-33МК со всеракурсным отклоняемым вектором тяги (ОВТ), что обеспечивает самолету решающее преимущество в маневренном воздушном бою. Силовая установка из двух двигателей с ОВТ отработана на опытном сверхманевренном самолете МиГ-29М ОВТ.
Истребители МиГ-29М/М2 отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью агрегатов, систем и узлов. По сравнению с ранее выпускавшимися истребителями, стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза. Истребители МиГ-29М/М2 рассчитаны на эксплуатацию по техническому состоянию.
Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29М/М2 строится по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B, что позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства.
На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ», выпускаемая Корпорацией «Фазотрон-НИИР». БРЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, «Жук-МЭ» имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.
МиГ-29М/М2 оснащаются многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет.
Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей.
В состав комплекса вооружения входят управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-мм пушка. Вооружение МиГ-29М/М2 позволяет поражать воздушные цели, а также подвижные и неподвижные наземные/надводные цели.
Одноместный и двухместный варианты имеют идентичное оборудование и вооружение, а так же высокую степень унификации конструкции.
Для МиГ-29М/М2 разработан функционально полный набор технических средств обучения.
МиГ-29. Сорок лет в небе: полёт нормальный!
6 октября 1977 года свой первый полет совершил опытный экземпляр самолета МиГ-29. МиГ-29 — это советский/российский легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, разработанный специалистами ОКБ МиГ. Согласно информации официального сайта РСК «МиГ», всего было выпущено более 1600 истребителей данного типа, которые состоят на вооружении ВКС России и еще 25 стран мира. Самолет производится серийно с 1982 года, сегодня в нашей стране выпускаются усовершенствованные модификации данной боевой машины, которые по-прежнему пользуются спросом на мировом рынке вооружений.
Легкий истребитель МиГ-29 стал вторым боевым самолетом 4-го поколения, который был разработан конструкторами ОКБ имени А. И. Микояна, в то время как первым советским боевым самолетом 4-го поколения стал истребитель-перехватчик МиГ-31, работы над созданием которого начались еще в конце 1960-х годов. К работам над легким фронтовым истребителем МиГ-29 в ОКБ имени А. И. Микояна приступили в 1970 году. Новая машина должна была принять эстафету основного истребителя ВВС СССР у МиГ-21 и МиГ-23. Помимо этого конструкторам ставилась задача превзойти по летно-техническим характеристикам новейшие на тот момент времени американские истребители F-15 и F-16. Основными особенностями нового истребителя стали: применение интегральной аэродинамической компоновки, в такой компоновке фюзеляж самолета выполнен несущим и создает до 40 процентов общей подъемной силы; перспективной силовой установки, состоявшей из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33; новых управляемых средств поражения; современной системы управления вооружением.
В рамках работ по созданию истребителя МиГ-29 специально была организована межведомственная программа обеспечения надежности боевых систем и комплексов. В результате ее работы были достигнуты высокие показатели надежности, которые превосходили требования заказчиков и достигнутый к тому моменту мировой уровень. Также при создании нового легкого фронтового истребителя в ОКБ Микояна была создана специальная система стендов, в том числе — для полунатурного моделирования. Данное решение позволило значительно снизить сроки испытаний и повысить качество авиационной техники.
По информации официального сайта РСК «МиГ», разработка легкого фронтового истребителя МиГ-29 и его модификаций с 1972 по 1982 год велась под руководством заместителя генерального конструктора А. А. Чумаченко, в 1982 году главным конструктором самолета был назначен М. Р. Вальденберг, с 1993 года тему возглавлял В. В. Новиков. В настоящее время модернизация самолета МиГ-29 осуществляется под руководством главного конструктора А. Б. Слободского, а разработка новых модификаций истребителя — под руководством Н. Н. Бунтина и И. Г. Кристинова.
Постройка первого опытного экземпляра истребителя МиГ-29 (бортовой номер 901) завершилась в августе 1977 года. После проведения необходимых наземных испытаний, пробежек и рулежек к октябрю года самолет был готов к выполнению первого полета. В четверг, 6 октября, 1977 года шеф-пилот ММЗ имени А. И. Микояна А. В. Федотов впервые поднял самолет в небо. В летных испытаниях новой боевой машины также принимали участие летчики ОКБ: П. М. Остапенко, Б. А. Орлов, А. Г. Фастовец, В. Е. Меницкий, В. В. Рындин.
После завершения в 1982 году широкомасштабной программы летных испытаний новый самолет был запущен в серийное производство на МАПО (сегодня — Производственный комплекс №2 РСК «МиГ») и в 1987 году был официально принят на вооружение ВВС Советского Союза. С 1986 года истребители МиГ-29 широко поставляются на экспорт. Первые машины уже в 1986 году получила Индия, а в следующем году за ней последовали Югославия и Ирак, в дальнейшем география поставок истребителя только увеличивалась.
Дебют самолета на международной арене произошел в 1988 году. Самолет был представлен на авиасалоне Фарнборо в Великобритании, что само по себе было беспрецедентным решением. До этого советская боевая техника никогда не принимала участия в подобных авиасалонах. Появление истребителя МиГ-29 на авиасалоне Фарнборо стало настоящей сенсацией, а сам самолет стал главной звездой салона. Особенно зрителей и авиационных специалистов впечатлила фигура высшего пилотажа «Колокол». Данный элемент был включен в летную программу для того, чтобы предоставить потенциальным заказчикам как можно больше информации о новом самолете. В частности, наглядно демонстрировалось, что МиГ-29 сохраняет управляемость на траектории при нулевых и даже отрицательных скоростях полета, его ориентация в пространстве не влияет на устойчивость и управляемость машины, а силовая установка устойчиво и надежно работает во всем диапазоне скоростей.
Легкий фронтовой истребитель МиГ-29 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет обладает интегральной компоновкой планера. Планер истребителя состоит из развитого по размаху и длине профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), который плавно сочленен через зону наплыва с крылом трапециевидной формы, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и вертикального двухкилевого оперения. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые были размещены в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса самолета. Основные воздухозаборники турбореактивных двигателей расположены под центропланом, дополнительные находятся на верхней поверхности наплывов крыла самолета. Шасси МиГ-29 трехопорное, убирающееся.
Примерно 40 процентов подъемной силы самолета в полете обеспечивает его корпус, 60 процентов — крыло. При углах атаки более 17 градусов в создании подъемной силы роль корпуса и наплывов крыла увеличивается. Особенностью планера легкого истребителя стало наличие в его конструкции крупногабаритных штамповок, а также прессованных панелей, их использование позволило снизить количество нагруженных стыков. Основные конструкционные материалы планера самолета — это сплавы алюминия и высокопрочные стали. В ряде ответственных узлов и деталей истребителя (в хвостовой части корпуса, в лонжеронах крыла и т. п.) был применен титан. Доля композиционных материалов в общей массе конструкции истребителя МиГ-29 составляла порядка 7 процентов. Для облегчения осмотра и обслуживания, а также ремонта самолета в процессе эксплуатации к элементам конструкции и блокам оборудования был обеспечен удобный подход.
Высокая тяговооруженность, рациональная аэродинамическая компоновка, надежная автоматизированная система управления обеспечили легкому фронтовому истребителю МиГ-29 отличные маневренные характеристики, которые присущи самолету и сегодня. В конструкции истребителя нашлось место широкому применению композиционных материалов. В основном варианте вооружение самолета состояло из 30-мм автоматической пушки ГШ-301, двух управляемых ракет средней дальности Р-27 с радиолокационными или тепловыми головками самонаведения на цель и четырех управляемых ракет высокоманевренного ближнего боя Р-73. Впервые в мире на истребителе МиГ-29 была применена комплексная система управления вооружением на основе квантовой оптико-локационной станции КОЛС (комбинация обзорно-следящего теплопеленгатора с лазерным дальномером), импульсно-доплеровской РЛС Н019 и нашлемной системы целеуказания под обозначением «Щель-3УМ». Работой всех перечисленных систем, впервые в мире объединенных в единый комплекс, управляли бортовые электронно-вычислительные машины.
Несмотря на то, что с момента первого полета опытного образца истребителя МиГ-29 прошло уже 40 лет, боевая машина по-прежнему востребована на мировом рынке военной техники, это подтверждается имеющимися заказами на данный истребитель. Так в 2016 году Россия закрыла контракт по поставке ВМС Индии 29 корабельных истребителей МиГ-29К/Куб. Данные самолеты, относящиеся к поколению «4+», предназначены для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, а также поражения наземных и надводных целей современным высокоточным оружием. Самолеты могут одинаково эффективно использоваться в любых погодных условиях и днем, и ночью.
Также в 2017 году Россия начала исполнение контракта по поставкам Египту истребителей МиГ-29М/М2. Всего эта североафриканская страна получит порядка 50 самолетов данного типа. Скорее всего, речь идет о поставке 46 истребителей МиГ-29М и 6-8 «спарок» МиГ-29М2 для боевой подготовки египетских летчиков. Впервые информация о данном контракте появилась в российских СМИ в мае 2015 года, тогда специалисты оценили стоимость контракта на поставку порядка 50 истребителей с вооружением примерно в два миллиарда долларов. Данный заказ стал самым большим на самолеты МиГ-29 за все постсоветское время.
МиГ-29М/М2 можно назвать последним на сегодняшний день развитием платформы легендарного истребителя МиГ-29. Основным отличием новой машины являются новое радиоэлектронное оборудование, усовершенствованные двигатели с управляемым вектором тяги, возросшая дальность полета. Данный вариант истребителя был разработан в России в 2000-е годы с применением решений, которые возникли в ходе работ по созданию палубного варианта истребителя МиГ-29К/КУБ (изделие 9-41/47).