0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель-перехватчик F-11 «Tiger» (США)

Истребитель-перехватчик F-11 «Tiger» (США)

В январе 1953 г. Управления военно-морской авиации США заключило с фирмой «Grumman» контракт на разработку сверхзвукового истребителя-перехватчика, предназначаемого для замены околозвукового палубного самолета F9F-2 «Panther» и его усовершенствованного варианта F9F-6 «Cougar». Фирма представила проект, обозначенный G-98, который после утверждения получил военное обозначение XF9F-9, что указывало на связь нового самолета с двумя предыдущими самолетами этой фирмы. Однако, поскольку новый самолЁт существенно отличался от «Пантеры» и «Кугуара», перед началом серийного производства ему было присвоено новое обозначение F11F-1 (впоследствии, после введения в военной авиации США единой номенклатуры, обозначение было изменено на F-11A) и название «Tiger» («Тигр») (в соответствии с традициями фирмы всем самолётам палубной авиации присваивались названия из отряда хищных кошек).

Тип XF9F-9 был испытан 30 июля 1954 г., т.е. спустя 15 мес. после подписания контракта. Первый заказ военно-морской авиации США предусматривал строительство 6 предсерийных самолётов. В 1954 г. был подписан контракт на поставку 39 серийных самолётов F11F-1. Позднее спрос на них настолько повысился, что до 31 января 1959 г. общее число выпущенных самолетов достигло 198. Проведенные в марте 1955 г. испытания конкурирующего палубного истребителя «Крусейдер» фирмы «Чанс-Воут», отличающегося более высокой скоростью полёта, вынудило фирму модифицировать самолёт F-11 «Tiger». В 1956 г. реконструкция самолёта, осуществленная на базе новых двигателей более высокой тяги, была завершена. Самолёт получил новое обозначение XF11F-2 (которое впоследствии было изменено на XF11F-1F) и стал называться «Super Tiger». Кроме применения нового двигателя, значительной модификации был подвергнут и планер самолёта, благодаря чему удалось значительно улучшить летно-технические характеристики самолёта, прежде всего его максимальную скорость.

Однако в результате того, что на вооружение тем не менее был принят самолёт «Крусейдер», а Федеративной Республике Германии и Японии были проданы лицензии на строительство самолета F-104 «Старфайтер», разработка самолёта «Super Tiger» была прекращена после изготовления двух опытных образцов. Таким образом, история «Тайгера» закончилась довольно неудачно. Самым большим преимуществом самолёта «Тайгер» была его просто необыкновенная маневренность и лёгкая управляемость, которые, как оказалось, предрешили неудачную карьеру этого самолёта. Военно-морская авиация США приступила к использованию самолёта F-11 «Tiger» в начале 1958 г. В течение непродолжительного времени они выполняли роль истребителей-перехватчиков, а позднее были переведены в категорию истребителей-бомбардировщиков. В 1962 г., т.е. спустя едва четыре года после их принятия на вооружение, все F-11 «Tiger» были переведены в тыловые подразделения Командования по подготовке кадров США. В этих подразделениях они стали использоваться для выполнения тренировочных полётов в высшем пилотаже; только здесь их смогли оценить по достоинству, и именно здесь они получили мировую известность. Этому способствовало мастерство пилотов американской морской авиации, с блеском выполнявших индивидуальные и коллективные воздушные показательные выступления. Самолёты F-11A «Tiger» этой серии получили название «Голубых ангелов» за свой цвет, акробатические качества, мастерство пилотов учебно-тренировочной авиации и зрительные эффекты, усиливаемые за счет цветного дыма.

Самолёт F-11 «Tiger» фирмы «Grumman» представляет собой среднеплан со стреловидным крылом, предназначаемый для базирования на авианосцах. Специфические требования эксплуатации палубных самолётов привели к тому, что в период проектирования особое внимание обращалось на грузоподъемность и массу самолета. Именно поэтому было использовано крыло с относительно малым углом стреловидности передней кромки (30°) и довольно большой толщиной профиля (6,5%), выполненное в виде двухлонжеронной конструкции с панельной фрезерованной обшивкой из дюраля. Образуемые панелями и лонжеронами кессоны крыла использовались в виде двух топливных баков. Крыло оснащено предкрылками и закрылками, размещенными по всему размаху, за исключением складываемых консолей. Поперечное управление обеспечивают находящиеся перед закрылками интерцепторы и размещенные в складываемых консолях элероны.

Читать еще:  Лёгкий военно-транспортный самолет Ил-112В (Россия)

Уменьшение массы планера самолёта (по сравнению с другими палубными самолетами) было достигнуто и за счет применения ручного складывания консолей крыла (во всех остальных самолетах для этого применялись тяжелые и сложные гидравлические или электрические системы). На верхней поверхности крыла, на участке между предкрылками и интерцепторами, размещен аэродинамический гребень. В самолёте «Super Tiger» передняя кромка крыла в околофюзеляжной части выдвинута вперед («наплыв»), придавая ему тем самым большую стреловидность (около 60°), благодаря чему в этих частях крыла уменьшается относительная толщина профиля, увеличивается хорда и снижается сопротивление, вызванное интерференцией крыла с фюзеляжем. Кроме того, исключены элероны. F-11 «Tiger», судя по публикациям, является первым самолётом в мире, при создании которого использовано правило площадей. Любопытно, что в соответствии с правилом площадей были выполнены и дополнительные подкрыльные топливные баки (емкостью 570 л).

Передняя часть фюзеляжа с размещенным в ней электрооборудованием и кабиной пилота имеет веретенообразную форму. Фонарь кабины пилота имеет каплевидную форму и выполнен из единого листа стекла. По бокам фюзеляжа несколько ниже кабины расположены нерегулируемые воздухозаборники, оборудованные устройствами для отвода пограничного слоя. В нижней части фюзеляжа установлены три воздушных тормоза — один под кабиной пилота, а два других в плоскости задней кромки крыла. В целях уменьшения продольного момента, возникающего после выдвижения закрылков, а также для повышения эффективности торможения интерцепторы могут быть использованы для аэродинамического торможения.

По причине того, что на самолёте F-11F «Super Tiger» использован двигатель других габаритов, потребовалось увеличение поперечного сечения воздухозаборников, выходного сопла двигателя и диаметра хвостовой части фюзеляжа, а также удлинение фюзеляжа самолета. Была изменена и конструкция фонаря кабины (в предыдущей модификации он состоял из трех частей и имел элементы жесткости), который стал изготовляться в виде цилиндрической оболочки, формуемой из одного листа стекла. В целях улучшения путевой устойчивости при больших скоростях полета в хвостовой части фюзеляжа установлены два небольших подфюзеляжных киля, которые автоматически выдвигаются в поток после убирания шасси. Горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение — симметричное, стреловидное, нормальной схемы. Вертикальное оперение состоит из киля и руля направления (в самолете
«Super Tiger» уменьшено сужение и увеличен угол стреловидности задней кромки киля). Горизонтальное оперение, выполненное по комбинированной схеме, состоит из управляемого стабилизатора, снабженного рулями высоты. При малых скоростях полета и выдвинутых закрылках плоскость стабилизатора блокируется и управление по тангажу осуществляется обычным способом с помощью рулей высоты. Во всех других случаях используется управляемый стабилизатор. Шасси – трехстоечное (главные стойки с одинарными колесами, а передняя со сдвоенными). Передняя стойка шасси полностью убирается в фюзеляж. В целях предотвращения возможных повреждений хвостовой части фюзеляжа самолет оборудован убираемой удлиненной хвостовой пятой, которая при посадке на авианосце выполняет также роль посадочного крюка.

Опытные образцы самолета XF9F-9 оснащались турбореактивным двигателем фирмы «Райт» J65-W-7 тягой 33,34 кН (3400 кГ) без форсирования и 46,78 кН (4770 кГ) с форсированием. Серийные самолеты F11F-1 имели двигатели J65-W-4 тягой 34,72^9,03 кН (3540-5000 кГ). На самолётах модификации F-11F «Super Tiger» устанавливались двигатели фирмы «Дженерал электрик» J79-GF-I тягой 53,44 кН (5450 кГ) и 66,67-71,10 кН (6800-7250 кГ) соответственно без форсирования и с форсированием. Вооружение первых серийных самолётов F-11 «Tiger» состояло из четырех 20-мм пушек «Темко-Форд» Мк.12С с боекомплектом в 150 снарядов на каждую, расположенных попарно под воздухозаборниками. Для того, чтобы пороховые газы не попадали в воздухозаборник, пушки снабдили эжекторами. Боекомплект для всех четырех пушек размещался в общем снарядном ящике, который для перезаряжания вынимался из отсека с помощью портативной лебедки. В остальных самолётах это вооружение было пополнено четырьмя (или двумя — в случае использования подвесных топливных баков) ракетами типа AIM-9B «Sidewinder» с инфракрасной головкой самонаведения, 7- и 19-зарядные блоки многоцелевых НАР HVAR, бомбы и ПТБ, увеличивавшие радиус действия самолета в 1,7 раза. Но на практике оказалось, что для какой-либо другой роли, чем завоевание превосходства в воздухе и ПВО эскадры, самолет практически непригоден ввиду малой дальности полета и отсутствия бомбового прицела. Поэтому основными вариантами подвески были: 2 ПТБ и два «Сайдуиндера», либо 4 — «Сайдуиндера».

Читать еще:  Пропитание в лесу: Трутовик настоящий

Тактико-технические характеристики F-11 «Tiger» / F-11F «Super Tiger»
Экипаж, чел 1 1
Размах крыла, м 9.64 9.64
Длина, м 13.69 14.55
Высота, м 4.04 4.39
Площадь несущей поверхности, м2 23.30 23.30
Масса, кг
— пустого самолета 6036 7465
— нормальная взлетная 9541 10750
— максимальная взлетная 10641 11833
Тип двигателя 1 ТРДФ J65-W-18 1 ТРДФ J79-GE-7
Тяга, кН(кгс)
— максимальная 1 х 34,72 (3540) 1 х 66,67 (6800)
— на форсаже 1 х 49,03 (5000) 1 х 71,10 (7250)
Максимальное число Маха 1.12 2.06
Практическая дальность, км 1783 1828
Боевой радиус действия, км 480 850
Практический потолок, м 15400 21600

Grumman F-11 Tiger

Галерея F-11

Grumman F-11 Tiger (Грумман Тайгер) — американский палубный истребитель, разработанный в начале 1950-хх фирмой Grumman. До 1969 года был основным истребителем пилотажной группы Blue Angels.

История F-11

Истоки проекта F-11 Tiger можно отнести к 1952 году, когда фирма Grumman по собственной инициативе инициировала программу модернизации старых истребителей F-9 Cougar с применением новых в то время технологий и методик (например, правила площадей). Проект нес имя G-98 и, к моменту, реализации в металле уже имел мало общего с прародителем.

Конструкция, имеющая большой потенциал эффективного применения на сверхзвуковых скоростях вскоре заинтересовал военно-морской флот. Самолет имел новое стреловидное крыло с развитой механизацией и возможностью складывания (что важно для авианосцев). F-11 был оснащен цельноповоротным хвостовым оперением. В качестве силовой установки предполагался двигатель Wright J65 — выпускавшийся в США по лицензии британский Armstrong Siddeley Sapphire.

ВМС заказали два прототипа под индексом XF9F-9. Из-за того, что модификация J65 с форсажной камерой был еще не готов первый прототип взлетел в 1954 году без возможности форсажа. Даже с учетом этого, F-11 достиг скорости почти 1 Мах в первом полете. Второй прототип, уже оснащенный полностью, стал вторым морским сверхзвуковым истребителем (после Douglas F4D Skyray). Палубные испытания начались в 1956 году, когда F-11 были переведены на авианосец USS Forrestal.

В качестве модернизации, к базовому F-11A был добавлен усовершенствованный F-11F Super Tiger с более мощным двигателем General Electric J79 и усовершенствованным планером.

Видео полетов пилотажной группы Blue Angels на истребителях F-11 Tiger

Конструкция F-11

F-11 Tiger цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом. Для экономии пространства в ангаре авианосца, крыло самолета складывалось вручную. Механизация крыла самолета было довольно богата и эффективна, что давало ему высокие характеристики на взлете и посадке с кораблей.

Горизонтальное оперение самолета — цельноповоротное и имело большую стреловидность, чем крыло. На нижней поверхности фюзеляжа располагались тормозные щитки необходимые для быстрого сброса скорости при посадке.

Шасси трехстоечное. Воздухозаборники боковые, нерегулируемые. Фонарь каплевидный.

Силовая установка F-11 представлена ТРДФ J65 на F-11A и J79 на F-11F (этот же двигатель ставился на F-104 Starfighter).

Оборудование включало в себя РЛС, комплекс управления огнем, компасы и свазь. F-11 был оснащен четырьмя 20-мм пушками M-12. На четырех подкрыльевых пилонах подвешивались ракеты Sidewinder. Супер тайгеры так же могли оснащаться неуправляемыми ракетами, авиабомбами и ракетами воздух-земля.

Читать еще:  Вертолёт Agusta-Westland AW109 «Power» (Италия)

Модификации

  • YF9F-9 (ох уж эта старая американская индексация) — базовый вариант самолета.
  • F11F-1 — одноместный корабельный истребитель, названный в 1962 году F-11A. Построено 199 самолетов, включая один прототип для наземных испытаний.
  • F11F-1P — наименование флотского фоторазведчика. Планировалась поставка 85 единиц. Не выпускался.
  • F11F-1F Super Tiger — оснащенный двигателями J Простроено 2 самолета.
  • F11F-1T — тренировочный самолет с двумя местами тандемом. Не выпускался.

Эксплуатация F-11

В общей сложности было выпущено 200 самолетов. В ВМС США было сформировано 7 эскадронов F-11 разных модификаций. Истребители были размещены на 7 авианосцах соответственно. Увы, карьера этих машин была недолгой и, в начале 1960-хх они уступили место истребителям Vought F-8 Crusader. Как оказалось, двигатель J65 оказался ненадежен и сложен в обслуживании.

Снятые с кораблей в 1961 году, F-11 до конца 1960-хх активно применялись в качестве тренировочных самолетов. В то же время F-11 так же были истребителями знаменитой пилотажной группы флота Blue Angels.

NI назвал 5 самых худших боевых самолётов США

У американцев было несколько крупных неудач при создании боевых самолётов. National Interest назвал 5 из них. Статью из журнала приводит газета Взгляд.

Начались неудачи с попытки построить первый истребитель Bell P-59 Airacomet. Он уступал и британскому Gloster Meteor и немецкому Messerschmitt Me.262. «Американский самолёт был полным провалом. Более того, при сравнении Bell P-59 Airacomet с истребителями с поршневыми моторами – Lockheed P-38 Lightning, Republic P-47 Thunderbolt и захваченным японским Mitsubishi Zero – у Bell P-59 не было никаких преимуществ. По сути, этот самолёт стал тестовой машиной для других, более успешных», – пишет издание.

Второй неудачей стал палубный истребительVought F7U Cutlass. По данным журнала, «он был оснащен ужасно маломощными двигателями, а кроме того, крайне несовершенными системами». Автор приводит случай, когда «один из американских контр-адмиралов, ранее служивший в авиационной группе высшего пилотажа Военно-морских сил США «Голубые ангелы», подал рапорт об отставке, как только узнал, что его группу собираются посадить на Vought F7U Cutlass».

На третьем месте оказался палубный истребитель Grumman F-11 Tiger, прославившийся тем, что в прямом смысле «подбил сам себя». «Во время испытаний пилот F-11 Tiger тестировал 20-миллиметровую пушку и умудрился «догнать» снаряды, которые выпустил из орудий самолёта», – вспоминает издание. Но главные причины провала заключались не в конструкции самолёта, а в его крайне ненадёжных двигателях.

Четвёртым стал перехватчик Convair F-102 Delta Dagger, создававшийся в годы холодной войны для полётов на больших высотах и скоростях. Было заявлено, что он «станет той машиной, которая сможет уничтожать полчища советских бомбардировщиков после того как холодная война превратится в горячую». Характеристики самолёта были «многообещающими, а ожидания большими – до тех пор, пока он не полетел», отмечает журнал. На трансзвуковых скоростях машина столкнулась с волновым сопротивлением.

«Чтобы сократить сопротивление, конструкторы были вынуждены модернизировать конструкцию самолёта, в результате чего получилась конфигурация под названием «бутылка от Коки», – пишет автор. – Однако, по некоторым другим версиям, конструкторы были скорее вдохновлены фигурой актрисы Мэрилин Монро, нежели тарой от газировки».

Ну и замыкает пятёрку всем хорошо известный Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter (JSF). Предполагалось, что F-35 сможет заменить несколько специализированных самолётов, «но как результат США получат крайне дорогого мастера на все руки, который не является экспертом ни в чём», – иронизирует автор.

«Более того, требования к F-35 были установлены тогда, когда будущие угрозы были неясны. В результате у США будет истребитель, который не сможет ответить на современные вызовы», – заключает журнал.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector