0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий многоцелевой вертолет SA.315B Lama (Франция)

Легкий многоцелевой вертолет SA.315B Lama (Франция)

Разработанный в 1968г. в соответствии с техническим заданием индийских ВВС и предназначенный для действий в условиях больших высот и скоростей вертолет Aerospatiale SA 315B Lama объединял усиленную конструкцию модели Алуэт II с динамическими компонентами модели SA 316 B Алуэт III, включающими в себя силовую установку Artouste и роторную систему. Опытный образец SA 315 впервые поднялся в воздух 17 марта 1969г., а 30 сентября 1970г. получил французский сертификат летной годности; имя Лама ему было дано производителями в июле 1971 г.

SA 315B превосходил своих предшественников в грузоподъемности при полетах на больших высотах. Во время демонстрационных полетов в индийских Гималаях в 1969г. SA 315B с экипажем из 2 человек и 120 кг горючего садился и взлетал с площадки, расположенной на высочайшей зарегистрированной высоте 7500 м, а 21 июня 1972г.

Проект Лама разработали специально для работы на высокогорьях. Вертолет выполнял демонстрационные полеты в Гималаях. 21 июня 1972 года Лама, пилотируемый Жаном Боуле, установил абсолютный рекорд высоты для вертолетов -12442 м.

Эти достижения и хорошая репутация в плане надежности предшествующих конструкций Алуэт II и III обеспечили хороший спрос на рынке. Уже в 1971г. были заключены лицензионные соглашения на право производства SA 315B индийской компанией HAL в Бангалоре. Первый вертолет Лама индийской сборки поднялся в воздух 6 октября 1972г., а поставки этих вертолетов на рынок начались в декабре 1973г. Лама производства HAL был назван Cheetah. 2 ноября 2004 года Cheetah ВВС Индии установил новый мировой рекорд высоты посадки, приземлившись на горе высотой 7666 м.

Как и все представители семейства Алуэт, SA 315B Лама мог быть легко приспособлен для различных целей: пассажирских перевозок или сельскохозяйственных работ. В то же время военные варианты вертолета предусматривали его переоборудование для обеспечения связи, наблюдения, фотографирования, спасения на воде и в воздухе (подъемная способность 160 кг, транспортирования (максимальная внешняя нагрузка — 1135 кг, в качестве скорой медицинской помощи (двое носилок и один сопровождающий медик) и других целей. Высотный показатель делает SA 315B особенно подходящим для горных районов: серийный Лама может транспортировать на подвеске грузы массой до 1000 кг на высоте 2500 м. Другой важный фактор — универсальное посадочное устройство, состоящее из полозьев с убирающимися колесами для приземления и оснащенное поплавками для нормального функционирования с воды и надуваемым в воздухе поплавковым шасси для аварийного приводнения.

В 1978 году фирмы «Aerospatiale» и «Helibras» договорились о лицензионном производстве вертолетов SA 315В Lama в Бразилии, в результате появилась модификация НВ-315В Gaviao, оптимизированная для ВВС Боливии. Эти вертолеты были приняты не только на вооружение ВВС Боливии, но и на вооружение ВМС Бразилии.

Во Франции серийное производство вертолетов SA 315В прекратили в 1991 году, собрав в общей сложности 407 единиц. Построенными в Индии вертолетами вооружили в первую очередь эскадрильи (с 659 по 662) индийских ВВС, которые в 1987 году были переданы из ВВС в армейскую авиацию. В настоящее время фирма HAL выпускает модернизированный вариант Chetal, оснащенный современным приборным оборудованием и турбовальным двигателем TurbomecaTM 333 2М2. Вертолеты Lama остаются на вооружении в Аргентине (ВВС и армейская авиация) и Эквадоре (армейская авиация).

Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ (СССР)

В 2011 году вертолеты Cheetah продолжают широко применяться в Индии для перевозок и поисково-спасательных операций.

Многие страны закупили вертолеты Lama для применения в горах. Они получили шасси на более высоких стойках для работы на неровной местности. В 2011 году Армия Пакистана продолжает применять свои вертолеты постройки фирмы «Aerospatiale».

Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, форменной конструкции. Центральная и хвостовая части фюзеляжа имеют треугольное сечение с силовым набором из стальных труб. Кабина размерами 2.1 х 1.4 х 1.28м и объемом 3.1м3 имеет каркас из легких сплавов с большой площадью остекления, с обеих сторон расположены сбрасываемые двери; в кабине спереди размещаются летчик и второй летчик (или пассажир), сзади — три пассажира. Предусмотрена возможность перевозки на внешней подвеске груза массой до 1135кг. Кабина может быть оборудована спасательной лебедкой грузоподъемностью 160кг. В санитарном варианте в кабине могут быть размещены двое носилок с одним сопровождающим, в сельскохозяйственном варианте предусмотрена установка подфюзеляжного бака с химикалиями емкостью 1135л.

Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка снабжена гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся; лонжероны выполнены из алюминиевого сплава, комлевая часть — из стали с противоэрозионными накладками из нержавеющей стали, внутренняя часть лопасти заполнена слоистым материалом. Профиль лопасти NACA 63A, хорда 0.35м, крутка -6╟.

Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из алюминиевого сплава с накладками вдоль носка из нержавеющей стали, хорда лопасти 0.134м.

Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего винта и не закрыт обтекателем. Сухая масса двигателя 130кг.

Трансмиссия включает главный редуктор с планетарными шестернями, редуктор рулевого винта и соединительные валы. Скорость вращения вала главного редуктора 353 об/мин, редуктора рулевого винта — 2001 об/мин.

Шасси лыжное, со съемными колесами, колея 2.35м, может быть снабжено поплавками для взлета с водной поверхности или аварийными надувными баллонетами.

Топливная система имеет топливный бак емкостью 575л, расположенный в центральной части фюзеляжа. Емкость маслобака 7л. На сельскохозяйственном варианте вертолета может быть установлена аварийная система слива топлива из под фюзеляжного бака.

Система управления гидравлическая.

Электрическая система состоит из стартер-генератора, аккумуляторной батареи емкостью 36 А*ч и розетки разъема наземного питания.

Дополнительное оборудование включает систему обогрева кабины и кислородно-дыхательную систему.

Вертолет SA315B «Лама»

В 1968 году правительство Индии заказало французской фирме «Аэроспасьяль» вертолет, способный работать в высокогорных районах Гималаев. Такая машина была нужна для обслуживания пограничных постов в неспокойных районах границы с Пакистаном и Китаем.

Конструкторы, не мудрствуя лукаво, «скрестили» элементы двух отработанных вертолетов: цельнометаллический ферменный фюзеляж SA313B «Алуэтт» II и силовую установку (вместе с трансмиссией и трехлопастным несущим винтом) БАЗ 16В «Алуэтт» III. В результате новая машина получила изрядный избыток мощности, что позволило существенно поднять потолок.

Вертолет, получивший название SA315B «Лама», был построен и испытан в сжатые сроки: прототип впервые поднялся в воздух 17 марта 1969 года, а 30 сентября 1970 года машина получила французский сертификат летной годности.

Еще во время испытаний в 1969 году «Лама» продемонстрировала свои уникальные возможности, осуществив посадку с экипажем из двух человек и грузом массой 120 кг на площадку, расположенную на высоте 7500 м над уровнем моря. А 21 июня 1972 года SA315B, пилотируемый Жаном Буле, установил абсолютный мировой рекорд высоты полета для вертолетов, поднявшись на 12 442 м. На такой высоте температура упала до 63 °С ниже нуля, и двигатель вертолета заглох. Запустить его не удалось, и Жану Буле пришлось поневоле установить еще один рекорд, совершив самую длительную в истории посадку на авторотации.

Читать еще:  Вертолет AH-1S Cobra (США)

Рекорды стали прекрасным маркетинговым ходом, позволившим расширить продажи «Лам». В повседневной эксплуатации динамический потолок SA315B ограничивался 5400 м, а статический (высота, на которой вертолет способен зависнуть) — 5050 м. Но для большинства эксплуатантов этого вполне хватало. До 1991 года во Франции выпустили 407 вертолетов SA315B.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

«Лама», как и ее «родственники» из семейства «Алуэтт», может применяться в гражданском и военном вариантах. Военные модификации вертолета предусматривали его переоборудование для обеспечения связи, наблюдения, фотографирования, поисково-спасательных операций (в этом случае оборудуется лебедкой грузоподъемностью 160 кг), перевозки людей и грузов, а также медицинской эвакуации (двое носилок и один сопровождающий медик).

Высотный показатель делает SA315B особенно подходящим для горных районов: серийный вертолет может транспортировать на внешней подвеске грузы массой до 1000 кг на высоте 2500 м. Другая важная особенность конструкции — универсальное посадочное устройство, состоящее из полозьев с убирающимися колесами для приземления и оснащенное поплавками для нормального функционирования с воды и надуваемым в воздухе поплавковым шасси для аварийного приводнения.

В ИНДИИ

Первый вертолет SA315B, заказанный Индией, был выпущен 6 октября 1972 года. Вскоре Индия приобрела лицензию на производство таких машин. Выпуск их под названием «Читах» освоил концерн HAL. К настоящему времени изготовлено около 300 машин, включая некоторое количество в варианте огневой поддержки. Такой вертолет, получивший название «Лансер», оборудован стрелковым прицелом, а типовой комплект его вооружения включает два комбинированных подвесных контейнера, в каждом из которых установлен 12,7-мм пулемет и три направляющие для 70-мм неуправляемых ракет.

Совершенствование «Ламы» в Индии продолжается. В 2016 году ее армейская авиация получила первые из 20 заказанных вертолетов «Читал» — модификации «Читаха», оборудованной более мощным и современным турбовальным двигателем «Турбомека» ТМ333-2М2. Благодаря этому увеличилась скорость и дальность полета вертолета.

Небольшое количество вертолетов «Читах» Индия поставила армии Непала. В то же время Пакистан, также испытывающий острую нужду в вертолетах для высокогорья, приобрел партию SA315B во Франции.

В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

Другим регионом, где получили распространение военные варианты вертолета SA315B, стала Южная Америка. Государства этого региона используют «Ламы» в высокогорных районах Анд. Производство SA315B под обозначением НВ315В «Гавьяо» было налажено бразильской фирмой «Хелибраз», но большинство выпущенных машин экспортировано. «Ламы» французского и бразильского производства применяют вооруженные силы Боливии, Аргентины, Чили, Эквадора, Перу.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОСПАСЬЯЛЬ SA315B «ЛАМА»

  • Тип: легкий многоцелевой вертолет
  • Экипаж, чел.: 1-2
  • Вместимость: 2-3 чел. или 1135 кг груза
  • Двигатель: турбовальнйй «Турбомека Артуст» IIIB максимальной мощностью 550 л. с.
  • Размеры, м:
    длина: 10,24
    высота: 2,75
    диаметр несущего винта: 10,20
  • Вес, кг:
    пустого вертолета: 1021
    нормальный взлетный: 1950
    максимальный взлетный: 2300
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 210
    дальность полета, км: 515
    практический потолок, м; 5400

Вертолёт Aerospatiale SA 315B Lama. Технические характеристики. Фото.

Aerospatiale SA 315B Lama – французский военный многоцелевой вертолёт, спроектированный в 1969 году компанией «Aerospatiale».

Aerospatiale SA 315B Lama фото

Французские инженеры-конструкторы совместно с группой талантливых дизайнеров приступили к проектированию воздушного судна модели Aerospatiale SA 315B Lama в середине 60-х годов. Исходной базой при создании данного летательного аппарата послужила модель вертолёта Aerospatiale Alouette II, которая оказалась весьма малопопулярной, но имела некоторый потенциал, который и был впоследствии воплощён в модели воздушного судна Aerospatiale SA 315B Lama.

Читать еще:  Разведывательный вертолет OH-X (Япония)

Для обеспечения высокой манёвренности и повышенной функциональности, конструкция вертолёта Aerospatiale SA 315B Lama обладает небольшими габаритами и имеет достаточно малый вес, однако, при всём этом, использование мощной силовой установки позволяет вертолёту принимать на борт большое количество людей, или же осуществлять транспортировку малогабаритных, но тяжёлых грузов, что в ряде случаев является незаменимым.

Свой первый подъём в воздух летательный аппарат модели Aerospatiale SA 315B Lama произвёл в марте 1969 году, а спустя ещё два года, это воздушное судно было официально представлено и широкой общественности.

Несмотря на тот факт, что вертолёт также является эффективным и для применения в гражданской сфере авиации, здесь данная модель не эксплуатируется из-за отсутствия спроса как такового. Специалисты полагают, что фактически, если бы вертолёт обладал более осовремененным внешним видом, модель почти наверняка стала бы востребованной.

Фото Aerospatiale SA 315B Lama

Несмотря на внешне небольшие габариты кабины воздушного судна Aerospatiale SA 315B Lama, на борту вертолёта может разместиться до пяти человек, включая одного пилота и четырёх пассажиров. Помимо перевозки на своём борту людей, вертолёт может также применяться и для транспортировки различного рода грузов, при условии, что максимальная подъёмная масса летательного аппарата данной модели, превышена не будет.

В ряде случаев, вертолёт Aerospatiale SA 315B Lama используется также и как самостоятельная боевая единица, в частности, на его борту может использоваться следующее вооружение:

  • Крупнокалиберный 12,7 мм. пулемёт;
  • Комплект из 6 неуправляемых ракет для борьбы с наземными целями.

Силовая установка вертолёта Aerospatiale SA 315B Lama состоит из одного газотурбинного авиадвигателя марки Turbomeca Artouste IIIB, который способен развивать тягу в 870 л.с., что обеспечивает летательному аппарату возможность разгоняться до крейсерской скорости полёта в 190 кмч. Максимальное расстояние, на которое вертолёт Aerospatiale SA 315B Lama может осуществлять авиаперелёты, ограничивается 515 километрами, однако, данный показатель, может зависеть от модификации воздушного судна.

Вертолёт Aerospatiale SA 315B Lama

Вертолёт Aerospatiale SA 315B Lama существует в следующих вариантах:

  • Aerospatiale SA 315B Lama – базовый производственный вариант летательного аппарата, оборудуемый в зависимости от времени производства силовыми установками газотурбинного типа с тягой от 550 до 870 л.с.;
  • Aerospatiale HB 315B Gaviao – улучшенный вариант летательного аппарата, производимый в Бразилии;
  • Aerospatiale HAL Cheetah – модифицированная версия вертолёта, выпускаемая индийскими авиапроизводителями;
  • Aerospatiale HAL Lancer – модернизированный вариант вертолёта, оборудованный бронёй и вооружением;
  • Aerospatiale HAL Cheetal – модернизированная версия оснащённая авиадвигателем марки Turbomeca TM333-2M2, и обладающая увеличенной дальностью и скоростью полёта.

Технические характеристики Aerospatiale SA 315B Lama.

  • Экипаж: 1 человек;
  • Вместимость: 4 человека (В зависимости от модификации);
  • Длина вертолёта: 10,24 м.;
  • Высота вертолёта: 3,1 м.;
  • Диаметр несущего винта: 11,02 м. (В зависимости от модификации);
  • Масса пустого вертолёта: 1020 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 2300 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 190 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 215 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 515 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 7000 м.;
  • Силовая установка: Turbomeca Artouste IIIB (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 870 л.с. (В зависимости от модификации).
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector