0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий многоцелевой вертолет SA.316 Alouette III (Франция)

Легкий многоцелевой вертолет SA.316 Alouette III (Франция)

Коммерческий успех вертолета Alouette II побудил руководство фирмы «Sud-Aviation» инициировать создание улучшенной модификации.

Получивший обозначение Sud SE-3160 прототип вертолета Alouette III имел закрытую кабину увеличенного объема и значительно более сложное приборное оборудование. В кабине теперь могли разместиться летчик и шесть пассажиров с багажом или шесть солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске вертолет был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы использовали от вертолета Alouette II, но диаметр несущего винта несколько увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трехлопастный. Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III мощностью 550 л. с. Шасси — трехопорное, с носовой опорой.

Прототип получил регистрацию F-ZWVQ, он выполнил первый полет 28 февраля 1959 года. В июне 1960 года новейший вертолет достиг вершины горы Монблан (4810 м над уровнем моря).

К новинке сразу же проявили интерес французские военные, которым для войны в Алжире требовался скоростной хорошо вооруженный вертолет. Вертолет прошел испытания с различными вариантами боевой нагрузки, включая управляемые по проводам противотанковые ракеты (ПТУР) и установленную на турели пушку. Способный развивать скорость 210 км/ч вертолет Alouette III в полной мере отвечал требованиям военных, но конфликт в Алжире завершился прежде, чем вертолет успели принять на вооружение.

Первым серийным вариантом стал SA 316А Alouette III, изначально вертолеты данного типа строились только на экспорт. Первые три машины были проданы в 1961 году ВВС Бирмы.

Затем последовали заказы от ВВС Южной Африки и от ВВС Родезии. Армейская авиация и ВМС Франции закупили всего 11 вертолетов первой серийной модификации. Вертолеты SA 316А были также проданы Перу и Дании (для ВМС).

В июне 1962 года между фирмами Sud и HAL было заключено соглашение на лицензионное производство вертолетов SA 316А (под наименованием HAL Chetak) в Индии на заводе в городе Бангалор.

Во Франции вертолетов SA 316А успели построить сравнительно немного, прежде чем появилась новая модификация SA 316В, оснащенная двигателем Turbomeca Artouste IIIB мощностью 570 л. с, усиленным несущим винтом и редуктором хвостового винта. Первый полет вертолет SA 316В выполнил 27 июня 1968 года.

Соглашение о лицензионном производстве вертолетов SA 316В было подписано с румынской фирмой «IСА-Brasov». В Румынии было построено примерно 230 вертолетов под обозначением IСА-Brasov IAR-316B. В Швейцарии фирма FFA выпустила по лицензии еще примерно 60 вертолетов SA 316В. Лицензионное производство улучшенных вертолетов Alouette III наладили также в Индии на заводе фирмы HAL. Вертолеты SA 316В французской сборки экспортировались в Пакистан, Алжир и Анголу. В 1980-е годы СССР закупил в Индии для оценочных испытаний на кораблях советского ВМФ три вертолета Chetak.

По опыту эксплуатации вертолетов SA 316В вскоре было принято решение о разработке его двухместного военного варианта, так как по своим характеристикам машина была вполне пригодная для использования в качестве легкого вертолета-штурмовика. Типовой вариант боевой нагрузки — четыре блока неуправляемых авиационных ракет калибра 68 мм или четыре ПТУР AS.11/AS.12, или противолодочное вооружение (две торпеды Мк 44 или Мк 46, чаще использовался вариант в виде подвески одной торпеды и детектора магнитных аномалий).

За модификацией SA 316В последовала модификация SA 316С Alouette III Astazou с двигателем Astazou XIV располагаемой мощностью 600 л. с. (мощность двигателя 870 л.с). Данный двигатель также обладал меньшим расходом топлива и лучшими характеристиками при высоких температурах атмосферного воздуха. Первые полет вертолет SA316C выполнил в 1967 году, но его полномасштабное серийное производство началось лишь в 1973 году.

Читать еще:  Стратегический бомбардировщик B-52H "Stratofortress" (США)

Морской вариант вертолета Alouette III оптимизирован для базирования на кораблях и судах сравнительно небольшого водоизмещения, даже таких как торпедные и ракетные катера. По желанию заказчика, морские варианты вертолета комплектовались поисковым радиолокатором ORB-31, гиростабилизированным прицелом АРХ-Bezu и вооружались двумя управляемыми по проводам ПТУР AS. 12.

С коммерческой точки зрения вертолет Alouette III получился очень удачным. Фирма «Sud Aerospatiale» (с 1970 года «Sud Nord») поставила 1453 вертолета в 74 государства мира, но в вооруженных силах эксплуатировалось только 60 из этих вертолетов.

Alouette III с неизменным успехом применялись в самых разных природно-климатических условиях, всегда демонстрируя отменную надежность. Вертолет в полной мере соответствовал всем требованиям к легкой транспортной, связной, противопожарной, противолодочной, легкой ударной, патрульной, наблюдательной, учебно-тренировочной винтокрылой машине. В ряде стран Alouette III использовались национальными вертолетными пилотажными группами.

Авиационный корпус армии Ирландии первые 8 вертолетов Alouette III получил в 1963 году. Все они эксплуатируются и сегодня, за исключением одного, который получил серьезные повреждения в летном происшествии, случившемся в 1995 году.

Дальнейшим радикальным совершенствованием вертолета Alouette III в первой половине 1980-х годов занялись в ЮАР и в Румынии. Фирма «IСА-Brasov» использовала динамические системы вертолета Alouette III собственного производства для постройки дешевого боевого вертолета, известного как IAR-317 Airfox, но дальнейшего развития проект не получил. В ЮАР фирма «Atlas Aircraft Corporation)) в обстановке глубокой секретности разработала легкий боевой вертолет ХН-1 Alpha. Этот вертолет стал первым шагом к созданию превосходного боевого вертолета Rooivalk, поступившего на вооружение ВВС ЮАР.

В настоящее время серийное производство вертолетов Alouette III продолжается в Индии фирмой HAL в виде модернизированного варианта Chetan с современным приборным оборудованием кабины, новой системой управления полетом и двигателем ТМ 333 2М2 от вертолета Chetal.

Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. В носовой части расположена кабина шириной 2м с четырьмя дверями. В кабине размещаются два летчика и шесть пассажиров. В десантном варианте — 8 десантников с вооружением, в санитарном — двое раненых на носилках и двое на сиденьях.

Шасси трехопорное, с самоориентирующимся носовым колесом. Колея шасси 2.4м. Имеется предохранительная хвостовая опора. В морском варианте трехопорное шасси заменяется поплавковым.

Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, связаны между собой системой тросов. Хорда лопасти 0.35м, профиль лопасти NACA 0012, крутка -6╟. Окружная скорость концов лопастей 204м/с.

Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, трапециевидной формы в плане. Окружная скорость концов лопастей 200м/с.

Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего винта, и не закрыт обтекателем.

Трансмиссия состоит из редуктора двигателя с муфтой свободного хода, главного редуктора, редуктора рулевого винта и соединительных валов. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 94.5 : 1 и от двигателя к рулевому винту 16.75:1.

Топливная система включает топливный бак емкостью 560л, топливную помпу, фильтр.

Система управления бустерная, дублированная.

Электронное оборудование включает УВЧ- и ВЧ-радиостанции, радиокомпас, переговорное устройство, радионавигационные приборы.

Дополнительное оборудование включает трос для перевозки грузов массой 750кг на внешней подвеске, систему кондиционирования и обогрева.

Вооружение может состоять из пулемета калибром 7.62мм или пушки калибром 20мм или 4 ПТУР AS.11.

Легкий многоцелевой вертолет SA.316 Alouette III (Франция)

Легкий многоцелевой вертолет SA.316 Alouette III фирмы Aerospatiale предназначен для проведения спасательных работ, обеспечения связи, наблюдения за полем боя, эвакуации раненных, огневой поддержки наземных войск, борьбы с бронетехникой противника. Вертолет фирмы «Aerospatiale» Alouette III является версией вертолета Alouette II с более вместительной кабиной, усовершенствованным оборудованием, более мощным двигателем и улучшенными летными характеристиками. Прототип, обозначенный как SE.3160 и последовавший за первой серией, известной как SA.316А. впервые поднялся в воздух 28 февраля 1959 г.

Читать еще:  Палубный истребитель F2H Banshee (США)

В июне 1960 г. Alouette III с семью пассажирами на борту продемонстрировал свои экстраординарные летные характеристики, садясь и взлетая с вершины Монблан в Западных Альпах (высота 4807 м). Пять месяцев спустя этот же Alouette III с экипажем из 2 человек и с 250 кг полезного груза совершил взлет и посадку на высоте 6004 м в Гималаях — оба эти достижения тогда были беспрецедентны для вертолетов.

SA.316A строился для французского и экспортного рынка, и в июне 1962 г. он стал предметом лицензионного договора с индийской компанией HAL на право производства. Первый Alouette III индийской сборки поднялся в воздух 11 июня 1965 г. Экспериментальные модели включали в себя и всепогодный вариант, совершивший свой первый полет 27 апреля 1964 г.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Несущий и рулевой винты трехлопастные с шарнирным креплением цельнометаллических лопастей. Силовая установка состоит из одного турбовального двигателя Artouste IIIB мощностью 870 л.с., ограниченной до 570 л.с. В кабине размещаются два летчика и шесть пассажиров или двое раненных на носилках с двумя сопровождающими. На внешней подвеске возможно размещение груза массой до 750 кг. Шасси неубирающееся трехстоечное с носовым колесом.

В состав вооружения могут входить один 7,62-мм пулемет с 1000 патронов или 20-мм автоматическая пушка с боекомплектом 480 выстрелов, четыре противотанковые управляемые ракеты AS.11 или блоки с 68-мм неуправляемыми авиационными ракетами.

Последующая модель SA.316B имела усиленные трансмиссии несущего и хвостового винтов и несколько большую массу, но могла брать больше полезного груза. Первый полет состоялся 27 июня 1968 г. Эта модель стала основным серийным вариантом, впервые была выставлена на продажу в 1970 г. и сразу обрела успех на экспортном рынке.

Прототипы Alouette III и первые две серии оснащались ТВД Турбомека Артуст IIIВ. а строившаяся массово модель SA.316С имела двигатель Артуст IIID. Кабина Alouette III более открыта, чем в Alouette II, и может вместить до 7 человек. Другое отличие — все пассажирские кресла при необходимости легко удаляются для размещения груза.

Оснащение вертолета позволяет транспортировать на внешней подвеске грузы массой до 750 кг или использовать его для спасательных работ на воде и в воздухе. Применяемая лебедка имела грузоподъемность 175 кг. Alouette III мог использоваться для эвакуации пострадавших: за пилотом размещались два кресла и двое носилок.

Эксперименты с более эффективным в плане тепловых режимов эксплуатации и более экономичным ТВД Астазу привели к появлению модели SA-319В Alouette III Астазу. разработанной на базе SA-316B. Первый образец модели SA-319В был испытан в 1967 г. Варианты «Алуэтт» III имели больший успех на международном рынке, чем их предшественники, и к 1984 г. не менее чем 1453 машины были проданы в 92 страны мира. В дополнение к лицензионному производству компаний HAL в Бангалоре в Индии (200 машин) подобные контракты были подписаны с фирмой «ICA-Brasov» в Румынии (для 130 машин) и Швейцарии (для 60 машин).

Модификация SA.316C оснащена двигателем Artouste IIID. В 1967 году создана модификация SA.319B с более экономичным ТВД Astazou XIV мощностью 870 л.с., ограниченной до 600 л.с. Всего было построено 1455 вертолетов различных модификаций, из них 1113 поставлено на экспорт в 71 страну мира. Лицензионное производство вертолета было налажено в Индии (Сhetak), Румынии (IAR-317 Airfox) и Швейцарии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная 210
крейсерская 185
Потолок, м:
статический 2880
динамический 3200
Дальность перегоночная, км 480
Масса, кг:
максимальная взлетная 2200
пустого вертолета 1143
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 11,02
длина с вращающимся винтом 10,03
высота 3,0
Двигатель: ТВД Turbomeca Artouste I МЕЗ. л.с. 870

Читать еще:  Торпедоносец Ту-16Т (Россия)

SA.316B Alouette III — небесный жаворонок

SA.316 Alouette III — французский многоцелевой вертолёт, разработанный фирмой Sud-Aviation в конце 1950-х годов на замену популярной модели SA.313 Alouette II. В War Thunder SA.316B появится в составе нового французского дерева исследования вертолётов, к которому игроки получат доступ вместе с выходом обновления 1.87 «Цель захвачена!».

Оснащённая вооружением версия популярнейшего многоцелевого вертолёта SA.316 Alouette III.

Успех SA.313 Alouette II побудил инженеров Sud-Aviation не откладывать в долгий ящик разработку следующего поколения этого многоцелевого вертолёта. Причём в этот раз было решено сделать корпус заметно больше — в новом SA.316 следовало предусмотреть возможность размещения до пяти пассажиров или пары носилок для спасательных операций. При этом лежащие в основе проекта ключевые инженерные решения полагалось сохранить.

В феврале 1959 года состоялся первый полёт прототипа SA.316. Дальнейшие испытания подтвердили выдающиеся характеристики нового вертолёта, так что успех находившейся в разработке модели уже казался делом решённым. В 1961 году была запущена в производство первая серийная модификация — SA.316A Alouette III.Alouette III превосходно показал себя во время полётов на большой высоте и вскоре стал вертолётом номер один для спасательных операций, особенно проходящих в горных регионах, таких как Альпы или Гималаи.К 1968 году выпуск базовой модификации Alouette III был остановлен, ей на смену пришла улучшенная модель SA.316B. Она обладала более прочными лопастями основного и хвостового винтов и в целом отличалась лучшими характеристиками. Со временем потребность в вертолётах снизилась, и к 1979 году производство Alouette III было остановлено.Немало Alouette III было продано в другие страны или построено за рубежом по лицензии. Собственное производство лицензированных версий Alouette III было налажено в Индии, Швейцарии и Румынии. Этот вертолёт широко применялся по всему миру — его использовали более чем 40 стран-эксплуатантов!

Всего было собрано свыше 2000 SA.316 Alouette III, последние экземпляры поступили на службу уже в середине 1980-х. Этот вертолёт до сих пор применяется во многих странах. Однако за последние годы в целом наметилась тенденция к отказу от его активного использования, что в первую очередь связано с высокой стоимостью эксплуатации и отсутствием запасных частей.

В War Thunder SA.316B Alouette III будет находиться в середине нового французского дерева вертолётов — промежуточное звено между первыми военными вертолётами французских ВВС и новыми, более современными моделями. С ним вы сможете упорядочить полученный на ранних моделях пилотажный опыт и начать продвижение к более совершенным вертолётам.

По сравнению с Alouette II SA.316B обладает более мощным 570-сильным газотурбинным двигателем Turbomeca Artouste IIIB. Улучшенная силовая установка и более обтекаемая форма корпуса позволяют этому вертолёту развивать горизонтальную скорость в 210 км/ч. Однако ради этого французским инженерам пришлось снова пожертвовать защищённостью машины — в конце концов, чем легче вертолёт, тем проще его разогнать.

Хотя разработка SA.316 Alouette III началась ещё в 1950-х, этот вертолёт продолжают использовать и по сей день. Разве можно найти лучшее доказательство его высочайших характеристик?

Хотя Alouette III не обладает бронезащитой, танкистам ни в коем случае не следует недооценивать эту машину. Иначе их ждёт смертельное попадание ПТУР SS.11, которые способны превратить могучую бронированную машину в груду дымящегося металлолома!

Помимо стандартных модификаций Alouette III мы также добавим в игру более редкий вариант данной машины. Скоро в нашем интернет-магазине появится особый набор, в котором вы найдёте лицензированную румынскую версию — IAR 316. Этот вертолёт оснащался шестью советскими ПТУР «Малютка», блоками неуправляемых ракет, а также был вооружён пулемётами винтовочного калибра для защиты от атак противника.

Стал доступен для покупки французский премиумный вертолёт IAR 316B с бонусами предзаказа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector