0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий многоцелевой вертолет SA.341 Gazelle (Франция)

Легкий многоцелевой вертолет SA.341 Gazelle (Франция)

Проект многоцелевого легкого вертолета Aerospatiale X 300 имел близкое сходство с SA 318C Alouette II, использовал такой же двигатель Astazou II и трансмиссию. Отличался же он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: фенестрон, или встроенный хвостовой винт, и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Первый опытный экземпляр, названный SA 340.001, поднялся в воздух 7 апреля 1967г., а второй — 12 апреля 1968г.

Опытный экземпляр SA.341 Gazelle, оснащенный в соответствии с требованиями проявившей к нему интерес британской армии, был собран во Франции и затем перемонтирован в Великобритании компанией Westland, став прототипом Gazelle AH.Mk.I; первый полет состоялся 28 апреля1970г. 14 мая 1970г. появился первый опытный экземпляр SA 341. Он установил три рекорда скорости для вертолетов своего класса. Это в свою очередь вызвало к машине большой коммерческий интерес, воплотившийся в значительные заказы. Французский вариант SA 341.1001 (первый полет состоялся 6 августа 1971г.) имел удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и более мощный двигатель Astazou IIIA. Первые серийные вертолеты Газель сборки компании Westland появились в начале 1972г. Вертолеты принятые на вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.

Вертолет предназначен для разведки и наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск. Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967 году правительствами Франции и Великобритании.

Изначально были запущены семь модификаций: SA 341В (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mkl); SA 341С (в Королевских ВМС — учебный HT.Mk2);SA 341D (в Королевских ВВС — учебный НТ.МкЗ); SA 341Е (в Королевских ВВС — VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou Н_С); SA 341G (гражданский); SA341Н (военный экспортный). Когда производственная линия «Westland» закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mkl. Вертолет НСС.Мк4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.

Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341М). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT М621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM М334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.

Конструктивной особенностью вертолета является жесткий трехлопастный несущий винт, разработанный в сотрудничестве с германской фирмой Boelkow, и многолопастный рулевой винт, установленный в туннельном канале в вертикальном оперении (фенестрон). Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж типа полумонокок с большой площадью остекления кабины, расположенной в передней части фюзеляжа. В кабине, кроме экипажа в составе 1-2 летчиков, могут разместиться 3-4 пассажира или груз массой до 270кг.

Для доступа в кабину с обеих сторон фюзеляжа имеются по две двери. Задняя часть фюзеляжа плавно переходит в хвостовую балку, на которой установлены вертикальное оперение и стабилизатор. Вертолет оснащен лыжным шасси, на которое могут быть дополнительно установлены колеса или надувные баллонеты.

Силовая установка состоит из одного газотурбинного двигателя фирмы Turbomeca ╚Astazou╩ III. Двигатель установлен в обтекателе в верхней части фюзеляжа и снабжен устройством для уменьшения теплового излучения. Емкость установленных в фюзеляже топливных баков составляет 545л, возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 200л.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом «фенестрон», одним ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Основным силовым элементом является жесткая платформа, состоящая из двух продольных коробчатых лонжеронов и поперечных балок. К передней части платформы крепится фонарь остекления, к задней — хвостовая балка монококовой конструкции из алюминиевого сплава с обшивкой из слоистых панелей с сотовым заполнителем. На хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. На платформе укреплена сварная рама из легкого сплава, к которой крепятся окна и двери кабина экипажа. К центральной части рамы, выполненной из легких слоистых панелей с сотовым заполнителем и содержащих багажный отсек и основной топливный бак, крепится главный редуктор. К задней части рамы, выполненной из KM, крепятся двигатель и хвостовая балка. Платформа для трансмиссии также выполнена из КМ. В кабине расположены два сиденья: спереди — для экипажа и общее сиденье, сзади — для трех пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой/ расположена открывающаяся во внутрь дополнительная грузовая дверь. В полу кабины площадью 1.5м 2 , выполненном из слоистых панелей с сотовым заполнителем, имеются узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне температур: от -35 до +50╟С. В военном варианте предусмотрено бронирование кабины экипажа.

Читать еще:  Многоцелевой истребитель Saab JAS-39 Gripen (Швеция)

Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.

Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м 2 . На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.

Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.

Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для хранения. Хорда лопасти 0.3м, профиль лопасти NACA 0.012, площадь лопасти 1.57м 2 , окружная скорость концов лопастей 208м/с. Тормоз несущего винта обычного типа.

Рулевой винт — вентилятор типа «фенестрон» диаметром 0.695м, с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.

Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета. Сухая масса двигателя — 160кг.

Трансмиссия состоит из главного редуктора (редуктор двигателя и несущего винта), расположенного впереди двигателя над задней частью кабины, промежуточного редуктора, расположенного над двигателем, редуктора рулевого винта и соединительных валов.

Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте. Запас масла 14.6л для двигателя и 3.5л для редуктора.

Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления. Электрическая система постоянного тока с напряжением 28В питается от генератора мощностью 4кВт, приводимого от двигателя и электрической батареи емкостью 40 А*ч. Система переменного тока с напряжением 28В питается от мотор-генератора с мощностью 0.5кВт, напряжением 115/200В и частотой 400 Гц.

Электронное оборудование. Дополнительное связное оборудование включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное оборудование включает радиокомпас, радиовысотомер и всенаправленный УКВ-маяк. Могут быть установлены оборудование для полетов по приборам и автопилот. На противотанковом варианте AS.342M могут быть установлены автопилот PA85G, автономная система навигации «НАДИР», доплеровский радиомаяк и оборудование для ночных полетов.

Вооружение может включать: два контейнера НАР калибром 70мм, две УР AS.12 класса «воздух-земля» с электродистанционной системой наведения и гидростабилизированным прицелом АРХ-334, четыре (шесть) ПТУР «Хот» с гиростабилизированным прицелом АРХ-379, два пулемета калибром 7.62мм или одну пушку GIAT калибром 20мм.

Легкий многоцелевой вертолет SA.341 Gazelle (Франция)

Ударный вертолёт Aerospatiale SA.341/342 Gazelle предназначен для борьбы с танками противника и авиационной поддержки сухопутных войск. Проект многоцелевого легкого вертолета компании «Aerospatiale» X-300 имел близкое сходство с SA.318С «Алуэтт» II, использовал такой же двигатель Астазу II и трансмиссию. Отличался же он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: «фенестрон», или встроенный хвостовой винт, и жесткий несущий винт фирмы «Бельков». Первый опытный экземпляр, названный SA.340.001, поднялся в воздух 7 апреля 1967 г., а второй — 12 апреля 1968 г.

Опытный экземпляр SA.341 Gazelle, оснащенный в соответствии с требованиями проявившей к нему интерес британской армии, был собран во Франции и затем перемонтирован в Великобритании компанией «Уэстленд», став прототипом Gazelle AH.1; первый полет состоялся 28 апреля 1970 г. 14 мая 1970 г. появился первый опытный экземпляр SA.341. Он установил 3 рекорда скорости для вертолетов своего класса. Это, в свою очередь, вызвало к машине большой коммерческий интерес, воплотившийся в значительных заказах.

Читать еще:  Противопехотная мина M16 (США)

Французский вариант SA.341.1001 (первый полет состоялся 6 августа 1971 г.) имел удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и более мощный двигатель Астазу IIIA. Первые серийные вертолеты «Газель» сборки компании «Уэстленд» появились в начале 1972 г. Испытания вертолета SA.342 начались в 1973 г.

SA.341B Gazelle AH.1 — вертолет компании «Уэстленд»; имеет двигатель Астазу IIIN, ночной прожектор, допплеровскую РЛС фирмы «Дека» и автоматическое отображение карты. Всего построено 158 машин.

SA.341C Gazelle HT.2 — учебно-тренировочный вариант: двигатель Астазу IIIN, система искусственной стабилизации и встроенная лебедка (первый полет 6 июля 1972 г.). Принят на вооружение в 1974 г. Построено 30 машин.

SA.341D Gazelle HT.3 — учебно-тренировочный вариант для Королевских ВВС: двигатель Астазу IIIN, система искусственной стабилизации и установка сигнальных ракет «Шермули». Построено 14 машин.

SA.341E Gazelle HCC.4 — связной вертолет Королевских ВВС: двигатель Астазу IIIN. Изготовлен 1 экземпляр.

SA.341F Gazelle — базовый вариант французской армии с двигателем Астазу IIIC. Построено 166 машин.

SA.341H Gazelle — военная экспортная версия с двигателем Астазу IIIB. Лицензионное производство подписано 1 октября 1971 г. с SOKO в Югославии. Всего построено 112 машин.

SA.342K Gazelle — военная экспортная версия для «жарких и сухих» районов с двигателем Астазу XIVH мощностью на валу 649 кВт/870 л.с. с быстросъемными кожухами на воздухозаборниках.

SA.342L Gazelle — военный аналог SA.342J с двигателем Астазу XIV мощностью на валу 649 кВт/870л.с., способен нести шесть противотанковых УР класса «Хот», запускаемых из трубчатой направляющей.

SA.342M Gazelle — противотанковая версия французской армии с четырьмя ПТУР «Хот» и гиростабилизированным прицелом SFIM АРХ М397.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом «фенестрон», одним газотурбинным двигателем и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. На хвостовой балке из алюминиевого сплава установлено вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. В кабине расположены сиденья: спереди — для экипажа и общее сиденье, сзади — для трех пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой находится открывающаяся вовнутрь дополнительная грузовая дверь. В полу кабины есть узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне температур: от — 35 до +50°С. В военном варианте предусмотрено бронирование кабины экипажа.

Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента. Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1,93 м.

Шасси лыжное, крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть закреплено колесо. Возможна установка поплавкового шасси. Колея шасси 2 м.

Несущий винт трехлопастный. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из композиционных материалов. Рулевой винт-вентилятор типа «фенестрон», диаметром 0,695 м, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении и имеет 13 цельнометаллических лопастей, отштампованных из легкого сплава.

Двигатель размещен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя расположен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета, что снижает заметность последнего в ИК-диапазоне. Топливная система включает 2 топливных бака общей емкостью 545 л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200 л в задней части кабины в перегоночном варианте.

Гидравлическая система управления включает 3 гидроусилителя несущего винта и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей, используется обычная механическая система управления.

Электронное оборудование включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное оборудование состоит из радиокомпаса, радиовысотомера и всенаправленного УКВ-маяка. Может быть установлено оборудование для полетов по приборам и автопилот. Противотанковый вариант SA.342M может быть снабжен автопилотом PA85G, автономной системой навигации «НАДИР», доплеровским радиомаяком и оборудованием для ночных полетов.

Основным противотанковым оружием вертолета являются 4-6 ПТУР «Хот», размещаемые в контейнерах, установленных по бортам фюзеляжа. В состав вооружения входят также НАР калибра 68 мм и подвесные пулеметные установки калибра 7,62 мм. Вертолет может перевозить и высаживать до четырех десантников.

По англо-французскому соглашению 1967 г. вертолеты производились совместно с фирмой «Уэстленд» и строились по лицензии в Египте и Югославии. К началу 1990 г. серийное производство закончилось. Состоит на вооружении ВВС Великобритании, Франции, Египта и Югославии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SA.341
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная 265
крейсерская 240
Потолок, м:
статический 2000
динамический 5000
Дальность перегоночная, км 650
Масса, кг:
максимальная взлетная 1700
пустого вертолета 850
Максимальная полезная нагрузка, кг 600
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 10,50
длина 9,52
высота 3,14
Двигатель, л.с.: ТВД Turbomeca Astazou IIIA 592

Читать еще:  Многоцелевой вертолет Ка-60 (Россия)

AS 340 Gazelle

Галерея AS 340

Aerospatiale Gazelle (Газель) — легкий однодвигательный многоцелевой вертолет, разработанный французской фирмой Sud Aviation в середине 1960-хх, а после реорганизации производившийся фирмой Aerospatiale. Первый серийный вертолет, оснащенный фенестроном — закрытым рулевым винтом. Производился во Франции, Великобритании, Югославии и Египте.

История AS 340

Работа над вертолетом Gazelle была начата по запросу французской армии. Военным был нужен легкий и надежный вертолет, который можно было бы использовать в качестве разведчика. В процессе разработки, для дальнейшего продвижения на рынок, было решено расширить потенциальный функционал будущей машины. Фактически, Sud Aviation создавали более продвинутую, мощную и функциональную версию вертолета Alouette II.

Первый прототип под индексом SA 340 взлетел в 1967 году. Первые машины еще не имели фенестронов и оснащались обычными рулевыми винтами, взятыми с Alouette II. Всего в программе испытаний участвовали четыре прототипа SA 341, один из которых был собран на заводе Westland Helicopters. В 1971 году взлетел первый серийный вертолет.

В то время велось активное сотрудничество между французской Aerospatiale и британской Westland Helicopters. Поэтому, британцы принимали участие в разработке и сразу начали налаживать производство вертолетов у себя. Уже в 1967 году ВВС Великобритании заказали 292 вертолета Gazelle.

Конструкция AS 340

Aerospatiale AS 341 Gazelle — легкий многоцелевой вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом в конструкции фенестрон.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. На хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. В кабине расположены два сиденья: спереди для экипажа и общее сиденье сзади для трех пассажиров. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева.

Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями.

Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Рулевой винт вентилятор типа фенестрон с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава.

Силовая установка представлена одним газотурбинным двигателем Turbomeca Astazou IIIA мощностью 590 л.с. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета.

Модификации

  • SA 340 — первый прототип, взлетевший в 1967 году
  • SA 341 — первая испытательная партия из четырех машин
  • SA1001 — первый серийный французский вариант
  • SA 341B — первая серийная британская версия
  • SA 341C — тренировочная модификация SA 341B для Армии Великобритании
  • SA 341D — тренировочная модификация SA 341B для ВВС Великобритании
  • SA 341E — коммуникационная версия для ВВС Великобритании (создан один прототип)
  • SA 341F — улучшенная версия для французской армии
  • SA 341G — гражданский вариант
  • SA 341H — военный экспортный вариант. Поставлялся в Югославию
  • SOKO HO-42 — базовая модификация, выпускавшаяся по лицензии в Югославии
  • SOKO HN-42M Gama — ударная версия SA 341H
  • SOKO HN-45M Gama 2 — югославский вариант SA 341L
  • SOKO HS-42 — медицинский транспорт на базе SOKO HN-45M Gama 2
  • SA 342J — гражданская модификация SA 342L. Имеет повышенный комфорт и новый фенестрон
  • SA 342K — военная экспортная модификация для работы в условиях жары и высокогорья. Поставлялись на Ближний Восток
  • SA 342L — новая военная модификация, созданная параллельно с SA 342J
  • SA 342M — французский противотанковый вертолет, оснащаемый новым вооружением
  • SA 342M1 — модификация с обновленным композитным несущим винтом
  • SA 349 — экспериментальный прототип для испытаний вариантов вертолетного крыла.

Эксплуатация AS 340

Находясь на вооружении Легкой авиации Армии Франции (ALAT), Gazelle использовались, преимущественно, в качестве противотанковых вертолетов. Легкие вертолеты поддержки оснащались 20-мм пушками, а так же могли оснащаться легкими ракетами воздух-воздух. Фактически, Gazelle были основными ударными вертолетами Франции до появления Eurocopter Tiger.

В Великобритании вертолету удалось послужить во всех ветвях вооруженных сил: ВВС, ВМС и Армии. Машины применялись даже в качестве VIP-транспорта.

Gazelle обещал весьма солидную долю рынка легких многоцелевых вертолетов и Aerospatiale уделял большое внимание производству и модернизации этой модели. Договоренности с разными странами позволили организовать производство не только в Великобритании, но и в Югославии и Египте.

Всего, с 1967 по 1996 годы было выпущено 1775 вертолетов AS 341 Gazelle.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector