0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лёгкий штурмовик IA-63 Pampa (Аргентина)

Лёгкий штурмовик IA-63 Pampa (Аргентина)

В 1979 году аргентинская фирма «FAA» (Fuerza Aerea Argentina) приступила к формированию облика легкого многоцелевого самолета, способного решать задачи штурмовика и истребителя-бомбардировщика, а также использоваться для углубленной подготовки летчиков истребительной авиации. К участию в программе была привлечена германская фирма «Дорнье», совместно с которой к началу 1980 года было разработано семь альтернативных вариантов новой машины, в дальнейшем получившей название Pampa. В 1981 году началась постройка трех опытных самолетов, а также двух планеров для проведения статических испытаний (фирма «Дорнье» изготавливала для прототипов крыло и хвостовое оперение).

Первый самолет, имевший «рабочее» обозначение ЕХ-01, поднялся в воздух в октябре 1987 года, а в апреле 1988 года все три прототипа уже проходили летные испытания в IV бригаде ВВС Аргентины на аэродроме в г. Мендоза. Еще до начала летных испытаний ВВС Аргентины была заказана серия из 18 самолетов IA 63 Pampa, которые в 1995 году начали поступать на вооружение 2-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 4-й бригады, также дислоцированной в Мендозе. Стоимость программы Pampa для ВВС Аргентины составила 190 млн. долл. при цене одного самолета 3,5 млн долл. Фирма «FAA» планировала построить еще 46 самолетов, предназначенных для поставок на экспорт (заинтересованность в этой машине уже проявили ВВС Израиля, Канады и Мексики), однако к концу 1996 г. заказов не поступило и производство самолетов было прекращено.

Pampa участвовала и в конкурсе прототипов перспективного учебно-тренировочного самолета JPATS для ВВС и ВМС США. Модификация «Пампа 2000 Интернейшнл», созданная совместно с американскими фирмами «Воут» и «Лоралл» в соответствии с требованиями ВВС и ВМС США, имела двигатель TFE731-2-2B и авионику фирмы «Бендикс/Кинг». В этот вариант был переоборудован второй опытный самолет (ЕХ-02). Однако 31 августа 1992 года машина была потеряна во время выполнения показательного полета в Великобритании. В1992 году был построен еще один «американизированный» самолет, направленный в США для участия в конкурсных испытаниях, но в ноябре 1994 года Пентагон предпочел швейцарский УТС «Пилатус» и «Пампа 2000 Интернейшнл» оказался невостребованным.

Велись проектные работы и над палубным вариантом самолета Pampa, предназначенным для подготовки летчиков ВМС Аргентины. Однако высокая стоимость создания новой модификации привела к прекращению работ. В 1997 г. было анонсировано начало программы создания усовершенствованного варианта самолета ≈ Pampa NG (New-Generation), предназначенного как для ВВС, так и для флота. Рассматривалось два варианта этого самолета ≈ Pampa NGA (УТС углубленной подготовки) и PampaNGB (легкий штурмовик с более мощным двигателем). Оба самолета предполагалось оснастить системой спутниковой навигации, ИЛС (в передней кабине), рычагами управления, выполненными в соответствии с концепцией HOTAS, а также цифровым вычислителем системы управления вооружением. Кроме того, штурмовик Pampa NGB должен был иметь новое информационно управляющее поле кабины (с использованием многофункциональных дисплеев), лазерный дальномер и систему выброса ИК-ловушек. Вооружение самолета Pampa NGB предполагалось разместить на семи точках внешней подвески (на центральном узле — до 450 кг, а на подкрыльевых — по 300 и по 170 кг). В состав вооружения, кроме неуправляемых средств поражения, должны были входить УР класса «воздух-поверхность» и противокорабельные ракеты (до двух единиц).

Однако экономическое положение Аргентины не позволяет до настоящего времени развернуть полномасштабные работы по модернизации самолета. В 2000 ф.г. средств на финансирование программы Pampa NG не выделялось. По состоянию на начало 2000 г. в 1-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 4-й воздушной бригады (авиабаза Мендоза) имелось 13 самолетов IA 63 Pampa. Программа боевой подготовки эскадрильи была ориентирована участие в противопартизанских действиях. Интересно отметить тот факт, что 2-я (учебно-тренировочная) эскадрилья бригады, также размещенная на Мендозе, оснащена восемью российскими самолетами Су-29.

Модификация АТ-63 Pampa создана аргентино-американской компанией LMAASA (Lockheed Martin Aircraft Argentina Sociedad Anonima) в Кордобе. В этом году первые 12 «Памп», эксплуатируемых ВВС Аргентины, должны пройти доработку в вариант АТ-63. Две из них уже готовы. Во второй половине года Аргентина планирует построить 12 новых АТ-63 — часть для собственных ВВС, а другие — для возможных будущих зарубежных заказчиков. Ожидается также заказ на восемь таких машин от авиации ВМС Аргентины. В ходе FIDAE 2006 ознакомительный полет на АТ-63 выполнил главнокомандующий ВВС Чили генерал Освальдо Сарабиа (Osvaldo Sarabia).

Модернизированный учебно-боевой самолет АТ-63 Pampa получил новое оборудование, в т.ч. многофункциональные индикаторы в кабине экипажа. Другие опции включают применение новой модификации двигателя с повышенной тягой и подвесных топливных баков под крылом. Самолет может также оснащаться РЛС AN/APG-67(V)4 — такой же, как та, что устанавливается на корейско-американском самолете повышенной подготовки Т-50.

Читать еще:  Тактический бомбардировщик F-117A Night Hawk (США)

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом. Планер изготовлен из алюминиевых сплавов.

Двухлонжеронное крыло имеет отрицательное поперечное V=3╟. Относительная толщина хорды — 14,5% в коневой части крыла и 12,5% — в концевой. В центроплане размещен интегральный топливный бак. Элероны имеют гидравлический привод. Крыльевая механизация включает односекционный закрылок.

Фюзеляж — типа полумонокок. По его бокам расположено два воздухозаборника, обечайки которых снабжены тепловыми антиобледенителями. Двухуровневая кабина с развитым остеклением, разделенная прозрачной перегородкой, обеспечивает хороший обзор обоим членам экипажа.

Оперение размещено на хвостовой балке, «нависающей» над соплом. Стабилизатор — цельноповортный, с гидравлическим приводом. Руль поворота также снабжен гидроусилителем.

Трехопорное шасси фирмы «SHL» (Израиль). Передняя опора убирается в фюзеляж поворотом назад и снабжена колесом фирмы «Континентал». Основные опоры (на каждой — по одному колесу Гудрич) убираются в фюзеляж. Уборка и выпуск осуществляется посредством гидравлической системы, возможен и аварийный выпуск под давлением веса самого шасси. Имеется тормозной парашют.

Силовая установка. Один ТРДД AS TFE731-2-2N (1 х 1600 кгс) установлен в хвостовой части фюзеляжа. Топливная система включает крыльевой интегральный бак емкостью 968 л и мягкий фюзеляжный бак на 418 л, обеспечивающий возможность работы двигателя при отрицательной перегрузке в течение 10 секунд. На внешних подкрыльевых узлах подвески могут размещаться подвесные топливные баки емкостью по 415 л. Система заправки — централизованная, под давлением. Кроме того, на крыле имеются две горловины, обеспечивающие заправку самотеком.

Оборудование. Имеются две автономные гидравлические системы с рабочим давлением 207 атмосфер, питающиеся от гидронасоса, приводимого от двигателя (в каждую систему включен гидроаккумулятор). Первая система (мощность 16 л/мин.) обеспечивает работу поверхностей управления, воздушных тормозов, выпуск шасси и торможение колес. Вторая система (8 л/мин.) дублирует работу поверхностей управления, а также приводит в действие закрылки, стояночные тормоза и систему поворота носового колеса. Самолет оснащен основным электрогенератором Лир Сиглер 400 мощностью 11,5 кВ, выполняющим, также, функцию стартера. Система кондиционирования воздуха фирмы «Эр Рисерч» питается от второго контура двигателя и обеспечивает давление, соответствующее высоте 1980-м на высоте 5730 м. Емкость кислородной системы — 10 л.

Самолет оснащен двумя катапультными креслами UPS S-III-S3IA63, обеспечивающими возможность покидания самолета при нулевой скорости и высоте.

Имеются приемники радионавигационных систем VOR/ILS и TACAN, магнитный компас и гировертикаль.

В ходе доработки самолеты оснащаются навигационно-прицельной системой израильского производства Элбит WDNS. Первые шесть серийных самолетов оборудованы индикаторами на лобовом стекле аргентинского производства (в дальнейшем предполагается дооснащёние ИЛС всех машин). В передней кабине остальных самолетов размещен обычный гироскопический оптический прицел (возможна установка аналогичного прицела и в задней кабине).

Вооружение. Имеется пять узлов внешней подвески. Два концевых крыльевых узла рассчитаны на 250 кг, остальные (два подкрыльевых и центральный фюзеляжный) — на 400 кг. Под фюзеляжем в специальном контейнере может размещаться 30-мм пушка с боекомплектом 145 снарядов или 7,62-мм пулемет. Самолет способен брать на борт шесть бомб Мк.81 (225 кг) или две бомбы Мк.82 (450 кг).

Лёгкий штурмовик IA-63 Pampa (Аргентина)

В 1979 году аргентинская фирма «FAA» (Fuerza Aerea Argentina) приступила к формированию облика лёгкого многоцелевого самолета, способного решать задачи штурмовика и истребителя-бомбардировщика, а также использоваться для углубленной подготовки летчиков истребительной авиации. К участию в программе была привлечена германская фирма «Дорнье», совместно с которой к началу 1980 года было разработано семь альтернативных вариантов новой машины, в дальнейшем получившей название IA-63 Pampa. В 1981 году началась постройка трёх опытных самолетов, а также двух планеров для проведения статических испытаний (фирма «Дорнье» изготавливала для прототипов крыло и хвостовое оперение).

Первый самолет, имевший «рабочее» обозначение EX-01, поднялся в воздух в октябре 1987 года, а в апреле 1988 года все три прототипа уже проходили летные испытания в IV бригаде ВВС Аргентины на аэродроме в г.Мендоза. Еще до начала летных испытаний ВВС Аргентины была заказана серия из 18 самолетов IA-63 Pampa, которые в 1995 году начали поступать на вооружение 2-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 4-й бригады, также дислоцированной в Мендозе. Стоимость программы «Pampa» для ВВС Аргентины составила 190 млн. долл. при цене одного самолета 3,5 млн долл. Фирма «FAA» планировала построить еще 46 самолетов, предназначенных для поставок на экспорт (заинтересованность в этой машине уже проявили ВВС Израиля, Канады и Мексики), однако к концу 1996 г. заказов не поступило и производство самолетов было прекращено.

Самолет IA-63 Pampa выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом. Планер изготовлен из алюминиевых сплавов. Двухлонжеронное крыло имеет отрицательное поперечное V=3°. Относительная толщина хорды — 14,5% в коневой части крыла и 12,5% — в концевой. В центроплане размещен интегральный топливный бак. Элероны имеют гидравлический привод. Крыльевая механизация включает односекционный закрылок. Фюзеляж — типа полумонокок. По его бокам расположено два воздухозаборника, обечайки которых снабжены тепловыми антиобледенителями. Двухуровневая кабина с развитым остеклением, разделенная прозрачной перегородкой, обеспечивает хороший обзор обоим членам экипажа.
Оперение размещено на хвостовой балке, «нависающей» над соплом. Стабилизатор — цельноповортный, с гидравлическим приводом. Руль поворота также снабжен гидроусилителем.

Читать еще:  Штурмовик IA-58A Pucara (Аргентина)

Трехопорное шасси фирмы «SHL» (Израиль). Передняя опора убирается в фюзеляж поворотом назад и снабжена колесом фирмы «Континентал». Основные опоры (на каждой — по одному колесу Гудрич) убираются в фюзеляж. Уборка и выпуск осуществляется посредством гидравлической системы, возможен и аварийный выпуск под давлением веса самого шасси. Имеется тормозной парашют.

Силовая установка. Один ТРДД AS TFE731-2-2N (1 х 1600 кгс) установлен в хвостовой части фюзеляжа. Топливная система включает крыльевой интегральный бак емкостью 968 л и мягкий фюзеляжный бак на 418 л, обеспечивающий возможность работы двигателя при отрицательной перегрузке в течение 10 секунд. На внешних подкрыльевых узлах подвески могут размещаться подвесные топливные баки емкостью по 415 л. Система заправки — централизованная, под давлением. Кроме того, на крыле имеются две горловины, обеспечивающие заправку самотеком.

Оборудование. Имеются две автономные гидравлические системы с рабочим давлением 207 атмосфер, питающиеся от гидронасоса, приводимого от двигателя (в каждую систему включен гидроаккумулятор). Первая система (мощность 16 л/мин.) обеспечивает работу поверхностей управления, воздушных тормозов, выпуск шасси и торможение колес. Вторая система (8 л/мин.) дублирует работу поверхностей управления, а также приводит в действие закрылки, стояночные тормоза и систему поворота носового колеса. Самолет оснащен основным электрогенератором Лир Сиглер 400 мощностью 11,5 кВ, выполняющим, также, функцию стартера. Система кондиционирования воздуха фирмы «Эр Рисерч» питается от второго контура двигателя и обеспечивает давление, соответствующее высоте 1980.м на высоте 5730 м. Емкость кислородной системы — 10 л.

Самолет IA-63 Pampa оснащен двумя катапультными креслами «0-0» S-III-S3IA63, обеспечивающими возможность покидания самолета при нулевой скорости и высоте. Имеются приемники радионавигационных систем VOR/ILS и TACAN, магнитный компас и гировертикаль. В ходе доработки самолеты оснащаются навигационно-прицельной системой израильского производства Элбит WDNS. Первые шесть серийных самолетов оборудованы индикаторами на лобовом стекле аргентинского производства (в дальнейшем предполагается дооснащёние ИЛС всех машин). В передней кабине остальных самолетов размещен обычный гироскопический оптический прицел (возможна установка аналогичного прицела и в задней кабине).

Вооружение. Имеется пять узлов внешней подвески. Два концевых крыльевых узла рассчитаны на 250 кг, остальные (два подкрыльевых и центральный фюзеляжный) — на 400 кг. Под фюзеляжем в специальном контейнере может размещаться 30-мм пушка с боекомплектом 145 снарядов или 7,62-мм пулемет. Самолет IA-63 Pampa способен брать на борт шесть бомб Мк.81 (225 кг) или две бомбы Мк.82 (450 кг).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ IA-63 Pampa
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте 7 км 820
максимальная на высоте до 3 км 750
крейсерская 747
Практический потолок, м 12900
Дальность перегоночная, км 1500
Масса, кг:
максимальная взлетная 5000
нормальная взлетная 3800
пустого самолета 2821
Максимальная боевая нагрузка, кг 1160
Габариты самолета, м:
размах крыла 9,69
длина 10,93
высота 4,29
Двигатель ТРД Garrett TFE731-2-2N, кгс 1588

Аргентина показала первый прототип самолета IA-63 Pampa III

10 октября в аргентинском городе Кордова прошли мероприятия, посвященные годовщине основания авиастроительной компании Fábrica Argentina de Aviones (FAdeA). В рамках празднований представители компании и официального Буэнос-Айреса сделали несколько важных заявлений. Кроме того, 10 октября компания FAdeA представила свою новую разработку – учебно-тренировочный самолет Pampa III. Новый проект продолжает линейку аргентинских самолетов семейства IA-63, предназначенных для подготовки пилотов военно-воздушных сил.

Новый самолет IA-63 Pampa III является дальнейшим развитием проекта, созданного в начале восьмидесятых годов. В ходе создания нового проекта инженеры компании FAdeA переработали ряд важных систем и изменили набор радиоэлектронного оборудования с целью повышения характеристик. Примечательно, что авторы обновленного проекта надеются на его большой коммерческий успех. Уже сейчас министерство обороны Аргентины и компания FAdeA договорились о поставке некоторого количества учебно-тренировочных самолетов новой модели. Если планы сторон не изменятся, то после окончаний испытаний аргентинские военно-воздушные силы должны получить несколько десятков самолетов Pampa III. Больше того, компания Fábrica Argentina de Aviones намерена продавать новый вариант самолета IA-63 зарубежным заказчикам. Потенциал проекта оценивается в 100 самолетов для Аргентины и третьих стран.

Читать еще:  Штурмовик A-10A Thunderbolt II (США)

Насколько известно, при доработке проекта планер самолета не претерпел заметных изменений. Как и предыдущие самолеты семейства, учебно-тренировочный Pampa III выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом. Самолет имеет общую длину 10,9 метра и крыло размахом около 9,7 м. Вес пустого самолета IA-63 новой модели равняется 2,82 тонны. Максимальное значение взлетного веса достигает 3,8 тонны.

В новой модификации учебно-тренировочный самолет IA-63 предполагается оснащать двумя турбореактивным двигателем Honeywell TFE731-40-2N с тягой до 1900 кгс. Более мощный в сравнении с ранее применявшимися двигатель позволит самолету Pampa III развивать максимальную скорость на уровне 815 км/ч. Значение крейсерской скорости будет примерно на 100 км/ч меньше. Подобные летные характеристики делают новый аргентинский самолет пригодным для подготовки летчиков, а также для выполнения некоторых других задач.

Предназначение самолета продиктовало состав бортового оборудования. Pampa III предполагается оборудовать т.н. стеклянной кабиной, разработанной израильской компанией Elbit Systems. Кроме того, в составе комплекса радиоэлектронного оборудования будет присутствовать продукция американских и европейских производителей. Интересным образом решена проблема с катапультными креслами пилотов. Ранее двухместная кабина пилотов самолетов Pampa и Pampa II оснащалась креслами Martin-Baker Mk10, закупавшимися в Великобритании. Однако после Фолклендской войны Аргентина взяла курс на полный отказ от каких-либо комплектующих британского производства. Очередным шагом в этом направлении стало обращение компании FAdeA к российскому предприятию «Звезда». В соответствии с заключенным соглашением, российская организация будет поставлять катапультные кресла К-36ЛТ.
По имеющимся данным, компания FAdeA на базе учебно-тренировочного самолета Pampa III уже создала проект легкого штурмовика. В этой версии самолет оснащается автоматической пушкой. Кроме того, на четырех крыльевых пилонах и одном узле под фюзеляжем предлагается подвешивать блоки неуправляемых ракет и бомбы. Общая полезная нагрузка – 650-700 кг. На каждый из крыльевых пилонов можно подвесить боеприпасы весом до 100-120 кг, на подфюзеляжный узел – до 250 кг.

В настоящее время первый прототип самолета IA-63 Pampa III не готов к летным испытаниям. По имеющимся данным, единственный опытный образец до сих пор не оснащен всем необходимым оборудованием. Несмотря на демонстрацию прототипа представителям Минобороны Аргентины, в ближайшие месяцы сотрудники компании FAdeA продолжат заниматься его дооборудованием. Одновременно с этим, аргентинские авиастроители подготовят второй опытный образец нового учебно-тренировочного самолета. Его переоборудуют из прототипа, подготовленного в рамках проекта Pampa II. Свой первый полет этот самолет совершил еще в 1987 году. Теперь ему снова предстоит подняться в воздух в качестве стенда для проверки нового оборудования.

Полеты двух прототипов самолета Pampa III начнутся не ранее первых месяцев следующего года. В ходе летных испытаний предполагается опробовать все новые радиоэлектронные системы и подтвердить расчетные характеристики.

Проект IA-63 является одним из самых тяжелых и длительных в истории аргентинского авиастроения. Разработка учебно-тренировочной машины первой версии стартовала еще в конце семидесятых годов прошлого века. Компания FAdeA вела проект при активном содействии западногерманской фирмы Dornier Flugzeugwerke. Первый опытный образец самолета Pampa впервые взлетел в 1984 году. В дальнейшем было построено еще два прототипа, один из которых после обновления снова будет использоваться в испытаниях. В 1988 году стартовало серийное производство учебно-тренировочных самолетов Pampa первой версии. До 1999 года аргентинские ВВС получили всего 16 таких машин в учебно-тренировочном варианте.

После окончания строительства первой партии самолетов компания FAdeA, в то время принадлежавшая американской фирме Lockheed Martin, при активном участии «хозяев» разработала обновленный проект. В 2007 году из цеха авиационного завода в Кордове вывели первый самолет модели AT-63 Pampa II. За два года было построено всего шесть таких машин. Кроме того, в версию Pampa II были переоборудованы 12 самолетов базовой модификации. Таким образом, за три десятилетия аргентинские авиастроители собрали всего 25 самолетов Pampa двух модификаций, включая опытные образцы. Показанный 10 октября первый прототип модификации Pampa III стал 26-м самолетом семейства IA-63.

За несколько лет до начала испытаний, еще в 2010 году, министерство обороны Аргентины заказало 18 учебно-тренировочных самолетов Pampa III. До 2017 года предполагается построить 40 учебно-тренировочных самолетов и 22 легких штурмовика для аргентинских военно-воздушных сил. Состояние авиационной промышленности Аргентины вызывает некоторые сомнения в возможности выполнения столь крупного заказа. Тем не менее, компания Fábrica Argentina de Aviones намерена построить 62 самолета для ВВС Аргентины, а также начать строительство машин для третьих стран. Ввиду отсутствия конкретных данных относительно характеристик новой машины трудно говорить о ее экспортных перспективах. Возможно, после проведения испытаний, назначенных на следующий год, проект Pampa наконец сможет заинтересовать зарубежных заказчиков и благодаря этому выйти из стадии постоянных доработок и производства мелкими партиями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector