0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой истребитель J-8II (Китай)

Многоцелевой истребитель J-8II (Китай)

Истребитель J-8II, создан в результате модернизации созданного в КНР в конце семидесятых годов истребителя-перехватчика J-8I, конструкция которого в свою очередь основывалась на конструкции советского истребителя МиГ-21, производившегося в КНР по лицензии.

Создание и совершенствование самолета J-8II является, пожалуй, наиболее крупной и успешной программой Китая в области боевых самолетов. Первоначально разработанный как истребитель-перехватчик, предназначенный для решения задач ПВО страны, самолет J-8II (F-8II) постепенно трансформировался в многоцелевой истребитель по ряду параметров приближающийся к российским и американским модернизированным истребителям четвертого поколения. В то же время аэродинамика, конструкция планера и ряд бортовых систем этой машины соответствуют уровню 1960-х годов, т.е. самолетам второго и третьего поколений. В целом J-8IIM достаточно полно характеризует современный уровень самолетостроения КНР, сочетающий советскую технологию 1960-х с «привитыми» к ней элементами современной западной и российской авионики и авиационного вооружения.

J-8II — глубокая модернизация истребителя-перехватчика J-8, особенности компоновки которого не позволяли установить в носовой части фюзеляжа более мощную БРЛС с крупногабаритной антенной. После создания в Китае авиационной радиолокационной станции нового поколения, по своим возможностям и габаритам близкой советской БРЛС «Орел», возникла необходимость в коренной перекомпоновке носовой части истребителя.

Формирование облика нового самолета началось в апреле 1981 года, а в 1982 году в НИИ авиационной техники в Шеньяне под руководством главного конструктора Гу Сонгфена приступили к рабочему проектированию истребителя J-8II. Перед коллективом конструкторов ставилась задача создать истребитель завоевания превосходства в воздухе и способного наносить удары по наземным целям в любых метеоусловиях. Определяющим в облике J-8II стали боковые воздухозаборники. Под носовым радиопрозрачным обтекателем установили моноимпульсную РЛС. В западной прессе сообщалось, что Китай получил из Египта несколько МиГ-23, ряд технических решения которых внедрили в китайский самолет. Так, воздухозаборники J-8II весьма напоминают аналогичные устройства «МиГа». Два подфюзеляжных киля заменены на один складывающийся — решение, явно заимствованное у конструкторов МиГ-23. На самолете установлены два ТРДФ WP-1 ЗА с тягой на форсаже 6730 кгс (китайский вариант Р-13-300, устанавливавшихся на МиГ-21 МФ). В целом модернизации подверглось около 70% исходного J-8I.

Конструкция самолета представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным треугольным в плане крылом (угол стреловидности по передней кромке 60°), однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Крыло самолета оборудовано элеронами и двухсекционными закрылками, на верхней его поверхности установлены аэродинамические гребни. Для повышения путевой устойчивости самолета под фюзеляжем установлен дополнительный складной вертикальный киль. Как и у прототипа самолета, шасси выполнено по трехстоечной схеме, при этом передняя стойка в полете убирается в фюзеляж поворотом вперед, а основные стойки — в крыло. Для сокращения пробега при посадке на самолете может быть использован тормозной парашют, контейнер которого смонтирован под вертикальным оперением. Для этой же цели используются и четыре аэродинамических тормоза, смонтированных под фюзеляжем. В целом в конструкции планера широко применены легкие алюминиевые и титановые сплавы, а также специальные стали. В частности, титановые сплавы применены в зоне фюзеляжа, подвергающейся нагреву от двух турбореактивных двигателей. Кабина пилота расположена в передней части фюзеляжа за радиопрозрачным обтекателем РЛС.

В кабине установлено катапультируемое кресло, она оборудована системой кондиционирования воздуха. Радиоэлектронное оборудование самолета состоит из моноимпульсной РЛС, навигационной системы, системы оповещения об облучении самолета РЛС противника, системы радиоопознавания и связного радиооборудования. Самолет также оснащен средствами радиоэлектронной борьбы. Необходимая для пилота информация выводится на систему отображения информации на лобовом стекле. Стремясь повысить качество радиоэлектронного оборудования самолета, командование китайских ВВС проводило работы по его модернизации с помощью американских и израильских фирм.

Первый полет на J-8II выполнил в июне 1984-го летчик-испытатель Кю Хуерен. Летные испытания четырех опытных машин проводились в 1986-1987 годах, еще два планера построили для статиспытаний. Серийно J-8II выпускался в течение двух лет, начиная с 1988-го. В 1990-м четвертый прототип J-8II демонстрировался на авиационно-космическом салоне в Париже. По состоянию на 1998-й в ВВС КНР насчитывалось 200 истребителей J-8/J-8I и 55 J-8II.

Первая достоверная информация о J-8II появилась на Западе в 1985-м, после бегства на Тайвань китайского летчика. Он сообщил, что четыре таких самолета базировались на авиабазе морской авиации Янтай и раскрыл их характеристики и особенности конструкции. Однако вскоре американцы смогли получить информацию о новом варианте J-8 из первых рук, совершенно официально.

Узким местом всепогодного многофункционального истребителя, как и следовало ожидать, стала бортовая электроника. К середине 1980-х над Китаем подул ветер перемен, страна перестала быть «вещью в себе». Западные фирмы, хотя и с опаской, но шли на сотрудничество с КНР в области военной техники. Не сумев самостоятельно разработать современную бортовую электронику, китайцы обратились к западному опыту.

В августе 1987-го с фирмами «Вестингауз» и «Грумман» был подписан контракт на переоснащение американским БРЭО 50 истребителей J8II, тогда же самолет официально получил «вестернизи-рованное» обозначение F-8II (очень часто и самолеты J-8 обозначаются в литературе как F-8). Контракт предусматривал установку на китайский самолет импульсно-доплеровской РЛС «Вестингауз» APG-66 (ставилась на F-16A/B), способной обнаруживать цели на фоне земной поверхности. Архитектура новой бортовой электроники строилась вокруг цифровой шины передачи данных единого стандарта НАТО 1553В, обновлялся состав прицельно-навигационного комплекса (в его состав введена инерциальная навигационная система Литтон LN-39), а в кабине устанавливался индикатор на фоне лобового стекла. Увеличена мощность системы электропитания и системы кондиционирования воздуха.

Читать еще:  Транспортно-боевой вертолет Ка-29 (СССР)

Китайско-американская программа на первых порах развивалась успешно, в марте 1989-го два истребителя доставили в американский испытательный центр Эдварде, где начался монтаж нового оборудования. Однако в том же году США ввели экономические санкции в отношении Китая, и работы по модификации J-8II прервали.

Китайцам пришлось модернизировать БРЭО собственными силами. Опыт совместной работы с инженерами фирм «Грумман» и «Вестингауз» даром не прошел: самолет получил и импульсно-доплеровскую РЛС, и шину данных 1553, в прицельно-навигационную систему удалось интегрировать нашлемные прицелы. На F-8II установили устройство дозаправки в воздухе, увеличили на 4% тягу ТРД. Модернизированный истребитель предназначался и для поставок на экспорт. Впервые его продемонстрировали на выставке «Азиан Аэроспейс», проходившей в 1992-м в Сингапуре.

Многоцелевой истребитель J-8II (Китай)

Истребитель-псрсхватчик/много цел с вой истребитель

Истребитель-перехватчик J-8II — глубокая модернизация самолета J-8, особенности компоновки которого не позволяли установить более мощную БРЛС с крупногабаритной антенной. После появления в Китае соответствующего радиолокационного оборудования возникла необходимость коренной перекомпоновки носовой части истребителя.


Формирование облика нового самолета началось в апреле 1981 г., а в 1982 г. в НИИ авиационной техники в Шэньяне под руководством Гу Сонгфена приступили к рабочему проектированию истребителя J-8II, имеющего боковые воздухозаборники и ТРДФ WP13A с увеличенной тягой. Изменениям подверглось 70% конструкции самолета J-8. Первый полет нового самолета состоялся 12 июня 1984 г. (летчик Кю Хуерен).

Встретившись с трудностями в создании современного БРЭО, китайцы в августе 1987 г. заключили договор с США об оснащении 50 самолетов J-8II американским радиоэлектронным оборудованием. В марте 1989 т. на авиабазу ВВС США Эдварде поступили два самолета J-8II, на которых начались работы по установке американского БРЭО, но летом 1989 п реализация программы была остановлена американской стороной по политическим мотивам. К концу 1993 г. на заводе в Шэньяне было выпущено 24 самолета J-8IL

Для ВМС КНР разрабатывается вариант истребителя J-8II, оснащенный топливоприемником системы дозаправки в воздухе.

В 1995 г. построен усовершенствованный многоцелевой истребитель F-8IIM, ориентированный главным образом на экспорт; первый полет совершил 19 апреля 1996 г. Самолет оснащен двигателями WP13B, маневренным предкрылком, импульсно-доплеровской БРЛС, новым ка-бинным оборудованием и расширенной номенклатурой вооружения. Основными задачами истребителя являются перехват воздушных целей, ведение борьбы за завоевание господства в воздухе, эскортирование ударных самолетов, воздушное патрулирование и атака наземных целей.

J-8II — многоцелевой истребитель;

J-8II — многоцелевой истребитель, оптимизированный для действий на морских ТВД;

F-8IIM — многоцелевой истребитель (экспортный вариант).

Размеры. Размах крыла 9,34 м; длина самолета (со штангой ПВД) 21,39 м; высота самолета 5,41 м; площадь крыла 42,2 м2.

Массы, кг: пустого 9820 (F-8IIM — 10 371), нормальная взлетная 14 300 (F-8IIM — 15 288), максимальная взлетная 17 800 (F-8IIM — 18 879), топлива во внутренних баках 4200.

Силовая установка. Самолет J-8II оснащен двумя

ТРДФ WP13A (2 х 6730 кгс). На истребителе F-8IIM установлены усовершенствованные ТРДФ WP13B

(2 х 4800/7000 кгс).

Летные характеристики (F-8IIM). Максимальная скорость 2300 км/ч; максимальная скорость у земли 1300 км/ч; максимальная скороподъемность: на высоте 1 км при М = 0,9 — 224 м/с, на высоте 5 км при М — 0,9 — 160 м/с; время разгона от М = 0,7 до М = 1,0 на высоте

1 км — 21 с, от М = 0,6 до М = 1,25 на высоте 5 км — 55 с; практический потолок 18 000 м; максимальная дальность 1900 км (J-8II — 2200 км); боевой радиус действия 800 км; длина разбега 630 м (J-8II — 670 м); длина пробега с тормозным парашютом 900 м (J-8II — 1000 м); максимальная эксплуатационная перегрузка: на высоте 1 км при М = 0,9 — 6,9, на высоте 5 км при М = 0,9 — 4,7 (на F-8II максимальная эксплуатационная перегрузка ограничена величиной 4,8).

В конструкции планера использованы алюминиевые и стальные сплавы. В хвостовой части, подвергающейся наиболее интенсивному нагреву, применены сплавы титана. Складной подфюзеляжный гребень и воздухозаборники заимствованы у самолета МиГ-23. Оборудование. J-8II оснащен моноимпульсной БРЛС, ИЛС, оборудованием радионавигационной системы TACAN, автопилотом, приемником радиолокационного облучения.

На самолете F-8IIM имеется многофункциональная импульсно-доплеровская БРЛС «Жук-811» с планарной антенной решеткой (российское производство, НПО «Фазотрон»), способная сопровождать до 10 целей на проходе, обеспечивать перехват низколетящих целей на фоне Земли, а также пуск двух УР класса воздух — воздух с радиолокационным наведением по двум различным целям. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР 3 м2 в передней полусфере 70 км и в задней полусфере 40 км. Имеются режимы ближнего воздушного боя, а также режимы работы по наземным целям (доплеровское картографирование, синтезирование апертуры, «замораживание» радиолокационного изображения, селекция движущихся целей, определение дальности до наземной цели, определение собственной скорости полета).

Истребитель F-8IIM оснащен приемником спутниковой навигационной системы GPS, скомплексированным с ИНС, усовершенствованной системой РЭБ китайской разработки (включает приемник радиолокационного облучения, активную станцию помех, контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями* а также кабинный индикатор). Имеется автопилот, обеспечивающий полет на малой высота БРЭО объединено цифровой шиной данных ARINC-429.

Читать еще:  БЛА RQ-2 «Pioneer» (США)

В кабине F-8IIM установлен ИЛС и многофункциональный монохромный экранный индикатор. Управление основными системами истребителя осуществляется без отрыва рук летчика от РУД и РУС (концепция HOTAS). По сравнению с истребителем J-8II увеличена мощность электрической системы (установлены два генератора по 15 кВт).

Вооружение. Под фюзеляжем установлена двухствольная пушка 23-2 (23 мм, 200 патронов). На шести подкрыльевых узлах подвески могут размещаться УР класса воздух — воздух средней дальности с радиолокационным наведением PL-7 китайского производства (до четырех единиц) или ракеты зарубежных типов (на F-8IIM), шесть УР малой дальности с ТГС PL-2B, блоки с НАР 57-2 (12 ракет калибром 57 мм) или 90-1 (шесть ракет калибром 90 мм), бомбы калибром до 500 кг на многозамковых держателях.

Shenyang J-8 Finback

Шеньян J-8 (по кодификации НАТО – Finback) – это одноместный китайский истребитель-перехватчик, созданный Авиастроительной корпорацией в городе Шеньян. В настоящее время на вооружении ВВС НОАК находится до 300 подобных самолетов всех типов. Большую часть из них – 108 машин – составляют истребители J-8 II Finback. В перспективе их планируется заменить более совершенными машинами J-10 и J-11. Данный самолет является дальнейшим развитием конструкции достаточно успешного советского истребителя МиГ-21, при этом китайский самолет обладает большими размерами и оснащен 2-мя двигателями.

Истребитель J-8II был разработан в результате глубокой модернизации созданного в Китае в конце 1970-х годов истребителя-перехватчика J-8I, конструкция которого во многом опиралась на советский истребитель МиГ-21, который в то время выпускался в Поднебесной по лицензии. Первоначально данный истребитель имел лобовой воздухозаборник, который со временем был заменен на 2 боковых воздухозаборника, что позволило конструкторам смонтировать на самолет более мощную и совершенную БРЛС. Аэродинамическая схема китайского истребителя близка к советскому МиГ-23 и к американскому F-4 c дельтовидным крылом от советского Су-15.

Стоит признать, что создание и дальнейшую модернизацию истребителя J-8II можно назвать, пожалуй, самой большой и успешной программой КНР в области создания боевых самолетов. Спроектированный первоначально как истребитель-перехватчик, который должен был решать задачи в интересах ПВО Китая, самолет J-8II со временем сумел трансформироваться в полноценный многоцелевой истребитель, который по ряду параметров приблизился к американским и российским истребителям 4-го поколения. В то же время конструкция планера, аэродинамика, ряд бортовых систем китайского самолета соответствуют уровню 1960-х годов, т.е. самолетам 2-го и 3-го поколений. В целом же последняя версия данного самолета J-8IIM достаточно хорошо и полно характеризует китайскую самолетостроительную отрасль, которая умеет сочетать советские технологии 1960-х годов с «привитыми» к ним элементами современной российской и западной авионики и вооружений.

Работы над формированием облика нового истребителя были начаты в апреле 1981 года, а в следующем году в НИИ авиационной техники в городе Шеньян под руководством главного конструктора Гу Сонгфена начались работы по проектированию J-8II Finback. Перед коллективом китайских конструкторов стояла задача разработать истребитель завоевания превосходства в воздухе, который бы мог наносить удары и по наземным целям, а также использоваться в любых метеоусловиях. Определяющим элементом в облике истребителя J-8II стали новые боковые воздухозаборники. Под носовым радиопрозрачным обтекателем была смонтирована моноимпульсная РЛС с крупногабаритной антенной, которая по своим характеристикам была близка к советской БРЛС «Орел».

В западных средствах массовой информации сообщалось о том, что КНР получил из Египта какое-то количество истребителей МиГ-23, ряд технических решений с которых и были внедрены в новый китайский истребитель. К примеру, воздухозаборники J-8II по конструкции очень напоминают аналогичные на МиГ-23. Также 2 подфюзеляжных киля были заменены на 1 складывающийся – решение, скорее всего, также было заимствовано у создателей МиГ-23. На новый истребитель установили 2 ТРДФ WP-1ЗА, обладающих тягой на форсаже на уровне 6730 кгс (китайский вариант двигателя Р-13-300, который стоял на истребителе МиГ-21 МФ). В целом же модернизации подверглось примерно 70% исходной версии J-8I.

Конструкция истребителя J-8II Finback представляет собой полностью металлический моноплан, обладающий среднерасположенным треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке составляет 60°). Самолет имеет однокилевое оперение и оснащен цельноповоротным стабилизатором. Крыло истребителя имеет и двухсекционные закрылки и элероны, на верхней его части находятся аэродинамические гребни. Для увеличения путевой устойчивости машины под фюзеляжем был смонтирован дополнительный складной вертикальный киль. Шасси истребителя было выполнено по классической трехстоечной схеме. При этом передняя стойка шасси во время выполнения полета убиралась поворотом вперед, а основные стойки скрывались в крыле самолета.

Для уменьшения длины пробега при посадке истребитель может применять тормозной парашют, контейнер для которого находится под вертикальным оперением. Для решения этой же задачи могут применяться и 4 аэродинамических тормоза, установленных под фюзеляжем истребителя. Можно скачать, что в конструкции планера достаточно широко применены легкие титановые и алюминиевые сплавы, а также специальные марки стали. В частности, сплавы из титана используются в тех зонах фюзеляжа, которые подвергаются нагреву от 2-х работающих турбореактивных двигателей. Кабина летчика находится в передней части фюзеляжа сразу за радиопрозрачным обтекателем БРЛС.

Читать еще:  Тяжелый бомбардировщик Ту-95К-22 (СССР)

В кабине пилота смонтировано катапультируемое кресло, также она оснащена системой кондиционирования воздуха. Радиоэлектронное оборудование истребителя включает в себя навигационную систему, моноимпульсную РЛС, систему оповещения об облучении истребителя РЛС противника, оборудование связи. Помимо этого истребитель может оснащаться средствами РЭБ. Вся необходимая летчику информация выводится на систему отображения на лобовом стекле кабины. Стремясь максимально повысить качество радиоэлектронного оборудования истребителя, командование ВВС НОАК вело работы по его модернизации с привлечением израильских и американских компаний.

В августе 1987 года с компаниями «Грумман» и «Вестингауз» было подписано соглашение о переоснащении 50 истребителей J8II американскими БРЭО, в то же время истребитель получил американизированное обозначение F-8II (в литературе самолет до сих пор часто так и называют F-8). Подписанный контракт предусматривал монтаж на китайские истребители импульсно-доплеровской РЛС «Вестингауз» APG-66 (они же ставились на истребитель F-16A/B), которая была в состоянии обнаружить цель на фоне земной поверхности. Архитектура новой бортовой электроники самолета была построена вокруг цифровой шины передачи данных единого в НАТО стандарта 1553В. Помимо этого предполагалось обновление прицельно-навигационного комплекса, в состав которого включалась инерциальная навигационная система Литтон LN-39. При этом в кабине пилота ставился индикатор на фоне лобового стекла, была повышена мощность системы кондиционирования воздуха и электропитания истребителя.

На первых порах китайско-американское сотрудничество шло достаточно успешно, уже в марте 1989 года 2 китайских истребителя были доставлены в США в испытательный центр Эдварде, где рабочие приступили к монтажу на них нового бортового оборудования. Но в том же 1989 году США ввели против Китая экономические санкции и все работы по совместной модификации J-8II были закрыты.

В итоге КНР пришлось самой заниматься модернизацией БРЭО машины. Опыт совместной работы с иностранными инженерами из «Вестингауз» и «Грумман» не прошел для китайских специалистов даром. Самолет все-таки получил импульсно-доплеровскую РЛС, а в его прицельно-навигационный комплекс удалось интегрировать нашлемные прицелы пилотов. Помимо этого тяга двигателей была увеличена на 4%, еще одним новшеством стала установка на F-8II устройства дозаправки топливом в воздухе. Модернизированная версия истребителя предназначалась в первую очередь для экспортных поставок. Впервые он был продемонстрирован на выставке в Сингапуре, которая прошла в 1992 году.

Следующей версией истребителя стал J-8II Block 02, который в китайских ВВС носит обозначение J-8B Block-02. Работы над данным проектом были начаты в 1980-х годах. Самолет J-8B Block-02 является модернизацией предыдущей модели J-8 II (J-8B). На этом самолете стандартная БРЛС Type 208 была заменена на гораздо более совершенную KLJ-1, которая была создана при участии российских инженеров. Новая БРЛС позволила самолет применять новые китайские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-11.

Помимо этого на истребитель был установлен новый комплект авионики, который включал в себя системы навигации и коммуникации, бортовой компьютер. В кабине пилота был смонтирован индикатор на лобовом стекле (ИЛС) китайского производства. Также в состав БРЭО машины была включена специальная аппаратура для постановки активных помех. Версия самолет J-8B Block-02 была разработана как некий промежуточный вариант между J-8 II и J-8 IIM. Первые самолеты, которые были модернизированы по проекту Block-02, были поставлены на вооружение китайских ВВС в 1994 году.

В 1995 году был построен, а 19 апреля 1996 выполнил свой первый полет J-8IIM, который, по сути, стал первым китайским современным многоцелевым истребителем. Самолет может использоваться для перехвата воздушных целей, эскортирования ударных самолетов, борьбы за господство в воздухе, патрулирования, атаки надводных и наземных целей. Разгонные характеристики и маневренность были повышен за счет применения маневренных предкрылков, а также более мощных двигателей WP13B.

Главным отличием новой версии истребителя стало применение многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС «Жук-8II», которая была создана российским объединением «Фазотрон» и относится к большому отечественному семейству РЛС «Жук», которое предназначено для установки на модернизированные версии истребителей Су-27 и МиГ-29. По своим характеристикам «Жук-8II» несколько уступает российской «Жук-27», которую предлагается устанавливать на модернизированных Су-27 из состава китайских ВВС. При этом обе РЛС обладают существенной технической общностью, что должно удешевить и облегчить эксплуатацию парка «тяжелых» китайских истребителей.

На истребителе J-8IIM был существенно расширен арсенал применяемого вооружения, в состав которого были включены современные УР класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, противокорабельные УР, способные поразить цель до «эскадренного миноносца» включительно, НАР и свободнопадающие бомбы.

Летно-технические характеристики J-8II Finback:

Размеры: размах крыла – 9,34 м., длина – 21,59 м., высота – 5,41 м.
Площадь крыла – 42,2 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 14 300 кг.
Запас топлива во внутренних баках – 5400 л.
Тип двигателя – два ТРДФ 13А II, тяга нефорсированная – 2х42,66 кН, форсированная – 2х65,9
Максимальная скорость – 2300 км/ч.
Боевой радиус действия на высоте – 800 км, с дозаправкой 1200 км.
Практическая дальность – 1 500 км.
Практический потолок – 19 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: одна 23-мм пушка Type 23-3 (боезапаса 200 снарядов).
Боевая нагрузка: 4500 кг., 7 точек подвески, УР «воздух-воздух», НУРСы.

Airshow China 2012. J-8DF — новая версия истребителя Shenyang J-8 II Finback

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector