0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой истребитель Mirage 50 (Франция)

Многоцелевой истребитель Mirage 50 (Франция)

В 1975 году на Авиационном салоне в Париже была продемонстрирована модификация с обозначением «Мираж» 50. По сравнению с самолетом «Мираж» 5 новый самолет имеет взлетную дистанцию на 15-20% меньше, при выполнении задачи ПВО время набора высоты на 35% меньше (или достижение на 45% большей высоты за заданное время), время преследования цели на 50% больше.

В носовой части обновленного самолета была установлена РЛС «Сирано IV». Мощная силовая установка обеспечила ему рост максимальной скорости до 2.2М и практический потолок до 19700 м. К сожалению, при этом уменьшился запас топлива на борту и возросла взлетная масса. Все это, в совокупности с недостатками станции «Сирано» (низкая надежность, частый срыв режима сопровождения и т. д.), привело к неудаче этой модификации.

Первый полет опытного самолета «Мираж» 50 состоялся в 1971 году. Выпускается серийно с 1980 года. Поставляется ВВС Чили. Цена самолета 8 млн. долл. США. Французам удалось также модернизировать «Мираж» 5 Венесуэлы до уровня «пятидесятки». Обновленные машины получили обозначение «Мираж» 50M.

В состав оборудования модификации входят — инерциальная навигационно-бомбардировочная система, ИЛС «УЕ110 фирмы Томсон-CSF, центральный вычислитель фирм ESD и SAGEM, РЛС «Сирано» IVM («Мираж» 50С) или «Агава» («Мираж» 50А), система опознавания, система предупреждения о радиолокационном облучении Томсон-CSF «Шерлок» или «Серваль», возможна установка контейнеров со средствами РЭБ.

На самолете «Мираж» 50 установлен ТРД СНЕКМА «Атар» 9К50, как и на самолете «Мираж» F-1. Он позволяет достичь скорости, соответствующей 2М на высоте примерно 12000 м, за 4.5 мин после начала разбега вместо 7-8 мин с ТРД «Атар» 9С. Также новый двигатель обеспечивает скорость до 2.2М и потолок 19700 м.

«Мираж» 50 имеет те же габаритные размеры, что и «Мираж» 5 (за исключением высоты, которая увеличилась до 4.50 м). Замена силовой установки (емкость внутренней топливной системы при этом уменьшена до 3500 л) и частично оборудования привела к тому, что масса пустого самолета возросла до 7200 кг, номинальная взлетная масса — до 9500 кг, а максимальная — до 13700 кг. В кабине самолета установлено катапультируемое кресло Мартин-Бейкер М.4, обеспечивающее безопасное покидание самолета на нулевой высоте и при скорости 167 км/ч.

Вооружение может включать две пушки Дефа калибром 30 мм с боезапасом по 125 снарядов, шесть бомб по 400 кг. УР класса воздух-воздух Матра R.550 «Мажик» и Матра R.530, УР класса воздух-поверхность AS.30.

Возможна установка противокорабельных УР Аэроспасьяль «Экзосет». Число узлов подвески 5. Максимальная боевая нагрузка 4000 кг.

Типичные профили полета самолета «Мираж» 50 при выполнении заданий в следующих условиях:

атака наземных целей по профилю малая-малая-малая высота: восемь бомб калибром 250 кг, два подвесных топливных бака емкостью по 1000 л и один — емкостью 1300 л, радиус действия 435 км;

перехват на больших высотах: две УР класса воздух — воздух Матра «Мажик», запас топлива только во внутренних баках, радиус действия 325 км.

Читать еще:  Морской разведчик Avro Shackleton (Великобритания)

перехват на больших дальностям: две УР класса воздух-воздух Матра «Мажик», два подвесных топливных бака емкостью по 1700 л, радиус действия 1315 км;

патрулирование в течение 2 ч 20 мин: две УР Матра «Мажик», два подвесных топливных бака емкостью по 1700 л.

ВВС Чили планируют модифицировать 18 самолетов «Мираж» 50 для улучшения маневренности и ВПХ. Программа модификации включает установку ПГО, усовершенствованного радиоэлектронного оборудования и шасси. Модификация осуществляется чилийской фирмой ЭНАЕР (ENAER) совместно с израильской фирмой ИАИ (IAI).

Многоцелевой истребитель Mirage 50 (Франция)

Исходный Mirage III уже снят с эксплуатации, а Mirage 5 в различных вариантах продолжает оставаться на вооружении в ряде стран, не имеющих средств для приобретения истребителей четвертого поколения. Во втором воплощении «пятый» Mirage был известен под римской цифрой «V», потом она превратилась в арабскую «5». В новой модификации — Mirage 50, это непоследовательное обозначение появилось при установке двигателя Atar 09К-50 вместо 09С как на базовый Mirage III, так и на «пятерку» без РЛС. Mirage 50 развивал тягу 49,20 кН без форсажа и 70,60 кН с форсажем, массовый расход воздуха увеличился до 72 кг/с.

Изменения в конструкции двигателя были значительными (например, появилась возможность внутреннего инспектирования с помощью бороскопа), в результате чего взаимозаменяемость Atar 09К-50 с 09С составила лишь 45%. Внешними признаками «50-го» являются изогнутые разделительные пластины в воздухозаборниках двигателя и два дополнительных воздухозаборника для охлаждения силовой установки в верхней задней части фюзеляжа. В планере Mirage 50 используется 90% структурных элементов «тройки» и 95% бортовых систем. Длина разбега сокращена на 15-20%, взлетная масса увеличена на 860 кг, а дальность полета — на 140 км (боевой радиус — 1300 км). Начальная скороподъемность повышена на 30% (до 185 м/с), время набора высоты на сверхзвуке сокращено на 35%, а время патрулирования увеличено на 40%. Хотя Mirage 50 получил возможность летать на больших углах атаки за счет переднего горизонтального оперения, его маневры ограничиваются возможностью разрушения хвостового оперения. Программой MirSIP дополнительные тормозные системы не предусматривались, поэтому пробег остается большим — 1830 м.

Сначала Mirage 50 рассматривался как модернизированный Mirage 5, оснащенный радиолокационным дальномером Aida 2, радиовысотомером TRT, бортовым компьютером Crouzet и гироскопическим прицелом. Опционально предлагались варианты Mirage 50A с РЛС Agave и 50С с РЛС Cyrano IV, все они могли иметь доплеровскую систему EMD RND 72, совмещаемую с компьютером Crouzet 93 или обычной инерциальной навигационной системой. Система Thomson-CSF Cyrano IV-M3 — значительно более современная по сравнению с исходной Cyrano II. Она сочетает в себе базовую Series IV (стоит на Mirage F1) с технологиями, используемыми на РЛС RDM и RDI (Mirage 2000), но совместимую с авионикой самолетов прежнего поколения. Имеет модульную конструкцию, режимы «воздух-воздух», «воздух-земля» и «воздух-море», обеспечивает летчика информацией с отображением на коллиматорный индикатор и нижние дисплеи, а также выполняет навигационные функции, в том числе картографирование местности, снижение по инфракрасной системе и ряд других. Бортовой компьютер является стандартным, он такой же, как на Mirage 5. Он может работать без РЛС или с противокорабельной РЛС Agave для применения с ракетами Exocet.

Читать еще:  Учебно-тренировочный самолёт T-39 Sabreliner (США)

Вооружение может включать две пушки DEFA 552A калибром 30 мм с боезапасом по 125 снарядов, шесть бомб по 400 кг. УР класса воздух-воздух Matra R530(550) Magic, УР класса воздух-поверхность AS.30. Возможна установка противокорабельных УР Exocet. Число узлов подвески 5. Максимальная боевая нагрузка 4000 кг. Некоторые варианты Mirage 50 оснащались семью узлами подвески, но стандартно устанавливались пять. На центральном пилоне можно размещать вооружение массой до 1180 кг, на внутренних подкрыльевых до 1680 кг и на внешнем подкрыльевом до 168 кг.

Первой летающей лабораторией для двигателя Atar 09К стал Mirage IIIC-2, а 09К-50 отрабатывался в воздухе на Mirage 5 Milan S-01 (Mirage IIIE №589) с 29 мая 1970 года. Позднее четыре Mirage IIIR2Z негласно продали в ЮАР 15 апреля 1975 года лишенный антенн Milan полетел официально как предварительный прототип Mirage 50 с РЛС Aida. 15 мая 1979 года обзорно-поисковую РЛС установили на Mirage IIIR №301, сменив обозначение машины на №01. Первыми экспортными Mirage 50 стали восемь Mirage 50FC, поставленные в Чили в течение 1980 года. Вариант АА Mirage 5F с новыми двигателями, обзорно-поисковой РЛС, приемниками предупреждения о радиолокационном облучении и зализом в основании киля обозначили как Mirage 50С. Также были проданы три двухместных учебных Mirage 50DC. Фирма ENAER довела чилийские Mirage 50 до стандарта «Pantera», оснастив их авионикой типа Kfir и передним горизонтальным оперением, но потом чилийцы заменили их на F-16. Венесуэла стандартизировала свои Mirage как учебные 50EV и 50DV. Сейчас они сняты с вооружения.

Тактико-технические характеристики Mirage 50
Экипаж, чел 1
Размах крыльев, м 8.20
Длина, м 15.6
Высота, м 4.20
Площадь крыла, м2 35.00
Масса
— пустого 7200
— максимальная взлетная 13600
Двигатели 1 ТРДФ SNECMA Atar 9К-50
Тяга, кгс 1 х 7300
Максимальная скорость, км/ч 2350
Радиус действия, км 630
Практический потолок, м 18000
Вооружение:
две 30-мм пушки DEFA 552A c 125 патронами на пушку.
Боевая нагрузка — 4000 кг на 9 подвесках.
5 подфюзеляжных —
1 ядерная бомба AN-52 (15 килотонн) или
1 УР класса воздух-поверхность АS.30 или
2 УР класса воздух-воздух Matra R530(550) Magic или
4х 250(125) кг бомбы или
9 бомб типа Durandal или
1 Matra BLG400 бомба с лазерным наведением или
контейнер ECM с разведывательным оборудованием
На 4 подвесках под крыльями:
4х 250(125) кг бомбы или
2х 400 кг бомбы или
3 бомбы типа Durandal или
1 ПУ 6х100-мм или 18х68-мм НУР или
1 контейнер СЕМ1 или
1 контейнер Dassault CC420 c 30-мм пушкой DEFA
На концевых подвесках —
по одной УР Matra R550 Magic или
1 ПУ 6х68-мм НУР.
Также возможна подвеска вместо ПТБ системы JL-100, являющейся комбинацией ПТБ и ПУ ракет.

Истребители

Dassault Mirage 5 — французский многоцелевой истребитель 3-го поколения конца 60-х — начала 70-х годов. Дальнейшее развитие Mirage III. Создан французской авиастроительной корпорацией Dassault. Различные модификации, включая Dassault Mirage 50 и IAI Nesher (Dagger) состояли на вооружении 11 стран мира. Всего построено 582 экземпляра.

В середине 60-х годов ВВС Израиля понадобился недорогой и простой в пилотировании ударный самолет для выполнения задач в дневное время. Для удовлетворения потребностей заказчика компания Дассо приняла решение создать новую машину на базе многоцелевого истребителя Mirage IIIС с существенным упрощением конструкции. Основные изменения коснулись радиоэлектронного оборудования. Радар Cyrano был заменен на более дешевый Aïda, многие компоненты и системы самолета так же были заменены на более простые аналоги. Для сохранения центровки самолета и повышения боевых характеристик на освободившихся местах были установлены дополнительные топливные баки. Mirage 5 нес на борту на 32% больше топлива, чем Mirage III. По сравнению с прототипом на новом самолете было увеличено количество точек подвески для вооружения. Максимальная боевая нагрузка составляла 4000 кг. Mirage 5 оснащался двигателем Atar 9C, ранее применявшемся на Mirage IIIE.

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ан-26 (СССР)

Израиль разместил заказ на 50 самолетов Mirage 5 в апреле 1966 года. Первый полет Mirage 5 состоялся в мае 1967. После налета изьраильской авиации на аэропорт Бейрута в ходе операции «Дар» 28 декабря 1968, французское правительство наложило эмбарго на поставки военного оборудования в Израиль. На момент объявления запрета 6 января 1969 производство многих серийных Mirage 5 уже находилось в завершающей стадиии или было завершено. Для того чтобы поддержать национального производителя, французское правительство закупило партию предназаначавшихся для Израиля самолетов для ВВС Франции.

В 1968 году правительство Бельгии выбрало Mirage 5 для замены устаревших ударных самолетов F-84. По условиям контракта, 103 из 106 заказанных самолетов должны были быть произведены по лицензии на заводах бельгийских авиастроительнвх кампаний SABCA или SONACA. К началу 1970 года 4 эскадрильи ВВС Бельгии прошли перевооружение на Mirage 5.

С начала 70-х Mirage 5 широко поставлялся на экспорт, в основном малыми партиями. Существовало множество различных модификаций, созданных по требованиям различных иностранных заказчиков.

  • Mirage 50 — Вариант с более мощным двигателем Atar 9K50 от Mirage F1 и улучшеным радиоэлектронным оборудованием.
  • IAI Nesher’ — Близкий аналог. Производился Израилем после введения эмбарго.
  • Экипаж: 1 человек;
  • Длина: 15,55 м;
  • Размах крыла: 8,22 м;
  • Высота: 4,50 м;
  • Площадь крыла: 35 м²;
  • Масса пустого: 7150 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 13700 кг;
  • Двигатель: 1 × ТРД Snecma Atar 9C;
  • Тяга: 41,97 кН (60,80 кН на форсаже);
  • Максимальная скорость на высоте: 2350 км/ч (на высоте 12 000 м);
  • Максимальная скорость у земли: 1390 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 956 км/ч;
  • Радиус действия: 1250 км;
  • Практический потолок: 18 000 м;
  • Скороподъемность: 186 м/с;
  • Пушечное вооружение: 2 х 30-мм DEFA 552 (боекомплект 125 снарядов на каждую пушку);
  • Боевая нагрузка: до 4000 кг боевой нагрузки на 7 точках подвески (5 подфюзеляжных пилонов и 2 на законцовках крыльев): УРВВ: 2×AIM-9 Sidewinder или 2×Matra R550 Magic (подвешиваются на законцовках крыльев); УРВЗ: 1×АS.30; авиабомбы: 2×400 кг или 4×250 кг или 9×200 кг противоаэродромных Durandal или 1×корректируемая BLG400 или 1×ядерная AN-52 (15 кт); блоки НУРС: 6×100 мм или 6×68 мм или 18×68 мм; 1×разведывательный контейнер ECM; 1×пушечный контейнер Dassault CC420 с 30-мм авиационной пушкой DEFA; до 2 подвесных контейнеров Matra JL-100 (в каждом 19 68-мм НУРС и 250 литров топлива).
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector