0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой истребитель Saab JAS-39 Gripen (Швеция)

Saab JAS 39E Gripen. Разрекламированный небесный «убийца»

На днях зарубежная и российская пресса распространила заявления главнокомандующего военно-воздушными силами Швеции генерал-майора Матса Хельгессона. В своей недавней речи он высоко оценил новейшие шведские истребители Saab JAS 39E Gripen, а также интересным образом сравнил их с российскими самолетами марки «Су». Резкие заявления главкома не остались незамеченными.

6 февраля генерал Хельгессон заявил, что истребители «Грипен» – особенно новейшей модификации «E» – созданы чтобы убивать самолеты марки «Сухой». В этом деле у них, по словам главкома, имеется «черный пояс». Подобные заявления выглядят весьма интересно, и вполне способны стать темой спора. Попробуем разобраться, почему шведский генерал позволил себе такие высказывания, а также определим, насколько его слова соответствуют действительности.

Обстоятельства и предпосылки

Прежде всего, необходимо учесть место действия и обстоятельства, при которых генерал-майор М. Хельгессон сделал громкое заявление об истребителях JAS 39E. Все это может прозрачно намекнуть на причины и предпосылки резких формулировок. Похоже, речь идет исключительно о коммерческих интересах и рекламе.

С 2015 года ВВС Финляндии ищут новый истребитель для обновления своего авиационного парка. Планируется приобрести технику зарубежного производства, соответствующую требованиям. В 2019 году должны пройти сравнительные испытания нескольких зарубежных машин. В 2021 году командование выберет победителя конкурса и заключит контракт на поставку.

Одним из участников финского тендера является шведская компания Saab, представившая многоцелевые истребители JAS 39E и JAS 39F Gripen. В начале февраля шведская делегация прибыла в Финляндию для очередных переговоров, и именно в ходе эти мероприятий М. Хельгессон сделал интересующие нас заявления. Шведская делегация утверждала, что именно их конкурсное предложение является самым лучшим. Впрочем, Стокгольм – как минимум, на словах – не планирует давить на Хельсинки. Финляндия должна сама выбрать лучший истребитель для своих ВВС.

Таким образом, высказывания о JAS 39E как об «убийце «Сухих» можно рассматривать исключительно как рекламу своего самолета, претендующего на выгодный контракт. Какой-либо иной подтекст у этих заявлений попросту отсутствует. По-видимому, М. Хельгессон не планирует бороться с российскими самолетами – если, конечно, «Сухие» не присоединятся к текущему тендеру.

И все же последние модификации шведского истребителя JAS 39 Gripen представляют большой интерес и достойны рассмотрения, вне зависимости от способов их рекламы на международном рынке. Разработка модернизированной версии «Грипена» стартовала в 2007 году, а к 2013-му завершилось проектирование и началось строительство первого опытного самолета. Свой первый полет опытный истребитель JAS 39E (Gripen E) совершил 15 июня 2017 года; испытания продолжаются до сих пор. Прототип самолета Gripen F еще не построен.

Согласно текущим планам Saab и ВВС Швеции, в ближайшем будущем появятся сразу две новые модификации самолета Gripen. Машина JAS 39E будет представлять собой глубоко модернизированный истребитель с одноместной кабиной. Также создается проект JAS 39F, максимально повторяющий «E», но отличающийся от него экипажем из двух человек. В начале двадцатых годов Швеция планирует заказывать как машины новой постройки, так и модернизацию имеющихся «Грипенов».

Еще на стадии проектирования и строительства прототипа истребитель JAS 39E представили финским ВВС, находящимся в процессе выбора новой техники. В этом году шведский опытный образец должен будет показать потенциальным заказчикам все свои возможности. Если сравнительные испытания в рамках конкурса ВВС Финляндии завершатся успехом, фирма Saab получит второй заказ. В рамках контракта финская сторона сможет получить 52 самолета Gripen E и 12 Gripen F.

Преимущества на борту

По известным данным, проект модернизации JAS 39E/F использует хорошо известные и отработанные принципы. Существующий планер, не претерпевая кардинальных изменений, должен получить новый турбореактивный двигатель большей мощности, а также современное радиоэлектронное оборудование. Ожидается, что по результатам такого обновления самолет сохранит летно-технические характеристики, останется прежней его радиолокационная заметность. При этом увеличится собственный потенциал обнаружения целей и противодействия вражескому оборудованию.

Под носовым обтекателем истребителей «E» и «F» будет располагаться активная фазированная антенная решетка РЛС Leonardo Raven ES-05. Станция массой 215 кг работает в X-диапазоне и обеспечивает обзор пространства шириной 200°. Возможно слежение за воздушной и наземной обстановкой. Заявлен существенный рост дальности и надежности обнаружения целей в сравнении со штатной РЛС самолетов старых модификаций. Также увеличена дальность обнаружения целей с малой ЭПР.

Дополнительным средством обнаружения становится инфракрасная оптико-локационная станция Leonardo SkyWard-G. Это изделие предназначается для обзора передней полусферы и обнаружения теплоконтрастных воздушных или наземных целей. ОЛС планируется использовать в качестве дополнения к основной РЛС. Также ее можно применять в качестве основного средства наблюдения, не демаскирующего самолет-носитель собственным излучением.

С 2014 года проходит испытания подвесной контейнер ESTL (Enhanced Survivability Technology), оснащенный средствами радиоэлектронной борьбы. Основной его задачей является защита самолета-носителя от ракет противника. Согласно некоторым источникам, новые проекты предусматривают использование усовершенствованных станций РЭБ, интегрированных в конструкцию самолета. Впрочем, точные данные на этот счет пока отсутствуют.

В компании Saab предлагают оригинальный способ постепенной модернизации самолетов, в том числе находящихся в эксплуатации. Повышать потенциал техники предлагается за счет постоянного обновления программного обеспечения. Компания-производитель каждые два года намерена выпускать пакеты обновлений ПО для бортового оборудования. Это позволит своевременно исправлять ошибки и недочеты, а также внедрять новые функции. Саму электронику будут заменять по мере необходимости.

По результатам предлагаемой модернизации истребитель JAS 39 становится немного крупнее. Сухая масса увеличивается с 6,7 до 8 т; максимальная – с 14 до 16,5 т. За счет применения более мощного двигателя General Electric F414-GE-39E планируется компенсировать рост массы и сохранить исходные летно-технические характеристики.

В ходе доработки планера JAS 39E/F количество точек внешней подвески доведено до 10 против 8 у JAS 39C/D. Под фюзеляжем помещаются четыре точки, одна из которых предназначена только для подвесного контейнера. Под крылом имеется четыре пилона, еще два балочных держателя интегрированы в законцовки крыла. Максимальная масса боекомплекта доведена до 6 т.

Читать еще:  Самолёт-заправщик Ту-16Н (Россия)

В случае с одноместным Gripen E сохраняется 27-мм автоматическая пушка Mauser BK 27 с боекомплектом 120 снарядов. Двухместная модификация Gripen F отличается компоновкой носового отсека, из-за чего не может нести орудие.

Модернизированный «Грипен» сохраняет возможность атаки воздушных, наземных и надводных целей. Для борьбы с самолетами противника предлагаются ракеты «воздух-воздух» ряда типов шведского и зарубежного производства. Самолет несет до шести ракет малой дальности по типу AIM-9 (Rb 74 в шведской номенклатуре), IRIS-T (Rb 98) и т.д. Возможна транспортировка четырех ракет средней или большой дальности, таких как AIM-120 AMRAAM (Rb 99) или MBDA MICA.

Боекомплект может включать четыре ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick (Rb 75) или две крылатые KEPD 350. Также возможно применение двух противокорабельных ракет RBS-15F. На четырех подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки с неуправляемыми ракетами. Возможно применение восьми неуправляемых бомб Mk 82, четырех управляемых GBU-12 Paveway II или двух кассетных Bk 90.

Насколько известно, пока ВВС Швеции не планируют никакие кардинальные обновления номенклатуры боеприпасов своих «Грипенов». В обозримом будущем боевые качества этих самолетов будут расти, в первую очередь, за счет увеличения полезной нагрузки и применения двух дополнительных точек подвески.

Опытный истребитель Saab JAS 39E Gripen пока проходит летные испытания. В будущем на испытания выйдет его двухместный вариант JAS 39F. Первый контракт на поставку такой техники военно-воздушным силам Швеции ожидается в начале двадцатых годов. Доля модернизированных машин в общем парке ВВС достигнет существенных значений лишь во второй половине следующего десятилетия. Тем не менее, главком ВВС уже сейчас называет новый Gripen E «убийцей «Сухих» – пусть даже из рекламных соображений.

Доступные данные о шведских истребителях, а также о самолетах марки «Су» позволяют считать заявления генерал-майора М. Хельгессона излишне смелыми. Возможно, новые модификации «Грипена» действительно создаются с учетом противостояния «Сухим», но именовать их убийцами с черным поясом все же преждевременно. JAS 39E/F пока не прошли испытания и еще не могут в полной мере продемонстрировать свой потенциал – особенно в рамках полномасштабной эксплуатации в войсках.

С многочисленным во всех отношениях семейством «Сухих» дело обстоит иначе. Во многих странах служат как достаточно старые Су-27, так и новейшие Су-35. При этом некоторые типы машин «Су» по своей численности давно превзошли шведские JAS 39.

Впрочем, доступная информация о проектах Gripen E/F не позволяет принижать заслуги шведских авиастроителей и отрицать результаты их работы. В ходе последних работ им действительно удалось создать современный многоцелевой истребитель поколения «4+» (или даже «4++»), вполне способный бороться с воздушным противником и атаковать наземные цели. Впрочем, о кардинальном росте характеристик и возможностей, а также о полноценной конкуренции с 5 поколением речь уже не идет.

Таким образом, модернизированные шведские JAS 39E и JAS 39F вряд ли могут быть убийцами «Сухих», хотя и способны оказаться их конкурентами на международном рынке авиационной техники. Предлагаемая модернизация предусматривает заметный рост основных возможностей, что может привлечь внимание потенциальных покупателей. Впрочем, пока единственный «Грипен» новой модификации проходит испытания, а результаты первого конкурса с его участием еще не определены.

Очевидно, что целью громких высказываний шведского военачальника было создание дополнительной рекламы своему истребителю, претендующему на выгодный контракт от ВВС Финляндии. Эти заявления не имели никакого отношения к техническим вопросам или к боевому применению. Поэтому российская общественность может не беспокоиться – «убийцы «Сухих» не несут никакой реальной угрозы. А российским авиастроителям следует учитывать, что на международном рынке появился еще один современный самолет, способный составить конкуренцию отечественным образцам.

JAS-39 Gripen

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком — аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух» на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Читать еще:  Пистолет-пулемёт «Eagle» (Армения)

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев: 8,4 метра,

Вес пустого: 5700 кг

Максимальная взлетная масса:14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость: 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность: 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность: 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус: 800 км.

Максимальный потолок: 15452 метра

Экипаж: стандартно один пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).

JAS-39 Gripen

Галерея Gripen

Saab JAS 39 Gripen — легкий многоцелевой истребитель, созданный шведским концерном Saab в конце 1980-хх. Основной боевой самолет ВВС Швеции и замена в линейке устаревшим истребителям Saab 35 Draken и Saab 37 Viggen. Аббревиатура JAS расшифровывается, как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.

История Gripen

Конец 1970-хх был временем рождения нового — четвертого поколения боевых самолетов. В США уже были созданы новейшие истребители F-15 и F-16, а в СССР уже завершались работы по созданию Су-27 и МиГ-29. В этих условиях становилось ясно, что действовавшие в то время шведские истребители Saab 35 Draken и Saab 37 Viggen оказывались морально устаревшими и уже не могли отвечать требованиям времени. ВВС Швеции потребовали начала разработки новой машины: более универсальной, маневренной, способной разгоняться до скорости в 2 Маха и работающей с коротких взлетно-посадочных полос (800 метров в длину и 7 метров в ширину). При разработке активно изучались уже созданные конструкции нового поколения, в первую очередь, F-16, F/A-18, F-20 (ударная модификация Northrop F-5, так и не вышедшая в серию), а так же Mirage 2000.

В 1979 году правительство официально развернуло программу JAS (Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик), предполагающую создание единого и универсального боевого самолета. В 1980 году был создан концерн Industrigruppen JAS, в который помимо Saab вошли фирмы Scania, LM Ericsson, Volvo и другие.

Начал формироваться образ самолета. Это был однодвигательный легкий истребитель, выполненный по схеме утка, оснащенный электродистанционным комплексом управления. Силовая установка — двигатель Volvo-Flygmotor RM12, лицензионная версия американского двигателя General Electric F404 (эти моторы ставились на F/A-18, F-117, ранние версии Rafale и некоторые другие самолеты).

В 1982 году Парламент Швеции утвердил бюджет программы в объеме 25,7 млрд крон, предполагающий создание 5 прототипов и 30 серийных машин. Для испытаний систем использовались модифицированные истребители Viggen. Вскоре, проект JAS 39 получил наименование Gripen (Грифон).

Первый JAS 39 Gripen был публично представлен в 1987 году в 50 годовщину концерна Saab. Самолет должен был взлететь в том же году, но подготовка затянулась из-за проблем с системой управления. От земли Gripen оторвался в 1988 году. Программа испытаний была очень плотной и проводилась непрерывно. Работы были остановлены в 1989 году, когда один из прототипов разбился (пилот отделался сломанным локтем). Причиной катастрофы был сбой системы управления и Saab пришлось серьезно модернизировать программное обеспечение самолета, на что ушло 15 месяцев.

В 1992 году был подписан официальный контракт с ВВС Швеции на 110 самолетов. Партия предполагала 96 одноместных JAS 39A и 14 двухместных JAS 39B. К 1996 году у Saab было 5 прототипов и 2 серийных самолета. Поставки вышли на активную фазу в 1997 году, когда была заказана еще одна партия из 64 модернизированных истребителей модификаций C и D, эта партия была выведена в парк в период с 2002 по 2008 годы.

Gripen оказался довольно удачным самолетом и к нему стали проявлять интерес другие страны. В 1995 году шведский Saab заключил соглашение с британской British Aerospace создании совместного предприятия Gripen International по адаптации истребителя под стандарты НАТО (Швеция не член НАТО), а так же продаже и обслуживании самолетов по всему миру. Однако, совместная работа продлилась не очень долго. К 2004 году сложности при согласованиях, а так же всплытия ряда фактов коррупции привели к тому, что BAE продал свою долю Saab и, фактически, покинул программу.

В 2007 году Saab заключил крупное соглашение по военной кооперации с Норвегией (Thales Norway A/S). Основным интересом шведов было участие в тендере на поставки ВВС Норвегии партии истребителей нового поколения. Однако, сложности при расчете стоимостей контракта и поставок ряда элементов завершились победой в тендере американского истребителя F-35 Lightning II. Как позже выяснилось, победа конкурента сопровождалась довольно серьезным лоббированием со стороны дипломатического корпуса США и американских поставщиков систем.

Saab JAS 39 Gripen — грифон от викинга. История и описание истребителя. Видео канала Skyships

Читать еще:  Учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 «Delfin» (Чехословакия)

Так же в 2007 году в кооперацию Gripen International вступила датская фирма Terma A/S. Не смотря на то, что ВВС Дании так же заказали F-35 (Дания является одним из изначальных участников программы JSF F-35), Terma A/S продолжает успешно работать с Saab.

В 2007 году была начата работа над масштабным обновлением моделей JAS 39. Итогом стала новейшая модель Gripen NG. Самолет оснастили модернизированным двигателем General Electric F414G от F/A-18 Super Hornet. Взлетная масса возросла с 14 до 16 тонн. Переработка компоновки баков увеличила количество топлива на 40%. Радиус действия при подвеске дополнительных баков достиг 1300 км. Самолет получил новейший радар Raven ES-05 с АФАР (Raven ES является шведской модификацией итальянского радара Selex ES, созданного концерном Leonardo). Прототип Gripen NG (тогда он еще назывался Gripen Demo) впервые взлетел в 2008 году. В 2009 году самолет вышел на показатели сверхзвуковой крейсерской скорости (1,2 Маха без форсажа).

Так же, еще с конца 1990-хх Saab рассматривал возможность создания корабельной версии JAS 39. Легкий самолет с высокой тяговооруженностью мог оказаться весьма перспективным в этой нише. Официально работы были развернуты в 2009 году, когда данной темой заинтересовалась Индия. В конце концов на индийские авианосцы пришли российские МиГ-29К, однако Sea Gripen оказался интересен ВМС Бразилии.

Конструкция

JAS 39 Gripen — многоцелевой истребитель и боевой комплекс, легко адаптируемый для выполнения любых задач. Самолет выполнен по схеме утка, оснащается дельтавидным крылом, хвостового горизонтального оперения не имеет. Конструкция аэродинамически неустойчивая — для поддержания полета постоянно применяется бортовая система управления.

Самолет изначально создавался с возможностью упрощенного обслуживания и замены большой доли бортового оборудования. Это позволяет снизить эксплуатационные расходы, а так же значительно упрощает модернизации самолета. Около 67% бортовых систем самолета сделаны в Швеции и других странах Европы. Треть элементов, в первую очередь, двигатель — американские.

Одним из преимуществ истребителей Gripen является то, что Saab легко адаптирует самолеты под конкретных заказчиков, а так же дает им возможность участвовать в производстве и поставлять свои системы. Программное обеспечение самолета так же имеет открытый код и легко переписывается под требования заказчиков. Большинство других современных самолетов поставляются готовыми и вмешательство страны-заказчика в технологии минимизируется.

Серьезным преимуществом Gripen, как и, традиционно, шведких истребителей является базовая способность к взлетам и посадкам с коротких полос, а так же обычных гражданских трасс. Для этого шасси самолета значительно усилено, а оперение при посадке переходит в вертикальное положение действуя, как аэродинамический тормоз.

Бортовая электроника

Одной из причин легкой кастомизации самолета является то, что большая часть авионики управляется единым бортовым компьютером, который может легко перепрограммироваться. Благодаря этому, программный комплекс самолета постоянно модернизируется улучшением «прошивки» самолета (к примеру, для внесения любых изменений в БРЭО истребителя Viggen требовалось около 18 месяцев).

Gripen изначально создавался как часть сетецентрической армии, в которой все субъекты: самолеты, разведка, дроны, наземная техника, базы — постоянно обмениваются информацией в автоматическом режиме.

Истребители первой серии A и B оснащались радарами PS-05, созданными фирмами Ericsson и GEC-Marconi. Радары обнаруживали воздушные цели на дистанции до 120 км. Позже, радары были модернизированы, что улучшило их характеристики более чем вдвое.

Новейшие истребители серий E и F оснащаются радарами Raven ES с АФАР. Помимо РЛС, самолеты получили новые ИК-сенсоры.

Силовая установка

Все самолеты, созданные до 2014 года оснащаются двигателем Volvo RM12 — шведской модификацией GE F404. В двигатель внесено множество изменений, нацеленных на повышение надежности работы в качествен единственной силовой установки (на других самолетах двигатели F404 установлены парами). Модели JAS 39E и F оснащаются новыми F414G, имеющими на 20% большую тягу и позволяющими истребителю преодолевать звуковой барьер без форсажа (1,1 Маха с подвеской вооружения). Помимо F414G Saab рассматривает установку двигателя Eurojet EJ200 (от Eurofighter Typhoon), который можно оснастить соплом с отклоняемым вектором тяги.

Вооружение

Все истребители Gripen оснащаются бортовой 27-мм пушкой Mauser BK-27. Самолет имеет возможность применения полной номенклатуры вооружения НАТО, включая ракеты воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, ракеты воздух-земля AGM-65 Maverick, противокорабельные ракеты RBS-15. Модернизированные самолеты так же могут оснащаться ракетами дальнего действия MBDA Meteor, ближнего действия IRIS-T, а так же высокоточными авиабомбами GBU-49.

Возможности применения вооружений так же легко адаптируются под требования заказчиков. Потенциально, Gripen может оснащаться практически любым современным истребительным вооружением. Общая масса подвешенного оружия может достигать 6,5 тонн.

Модификации

  • JAS 39A — базовая серийная версия, поступившая в ВВС Швеции в 1996 году. Позже были модернизированы до версии C
  • JAS 39B — базовая двухместная версия. Для размещения тандемом второго пилота самолет удлинен на 0,66 м в сравнении с версией А. Применялась для проведения особых миссий и обучения экипажей.
  • JAS39C — модификация версии А, адаптированная под стандарты НАТО
  • JAS39D — двухместная модификация JAS 39C
  • Gripen NG — программа глубокой модернизации. Самолеты JAS 39E и JAS39F оснащаются двигателем GE F414G, радаром Raven ES с АФАР, имеют увеличенную массу, дальность и расширенные возможности вооружения.
  • JAS 39E — одноместный вариант, созданный по программе Gripen NG. Поставляется в ВВС Швеции и Бразилии (в Бразилию под индексом F-39E). Первый полет осуществлен в 2016 году.
  • JAS 39F — двухместный вариант истребителя JAS 39E

Производство и поставки

Производство JAS 39 Gripen было начато в 1987 году. В общей сложности, на 2017 год выпущено более 250 единиц, большая часть из которых (74 JAS 39С и 24 JAS39D) служат в ВВС Швеции. Кроме того, самолеты находятся на вооружении Венгрии, Чехии, ЮАР, и Тайланда. Один истребитель находится в парке воздушной академии Великобритании (Empire Test Pilots’ School). Помимо этого, Saab имеет портфели заказов на истребитель от ВВС Бразилии (более сотни машин) и ВВС Швеции (еще 60 единиц к уже имеющимся). Saab ведет переговоры о поставках с Ботсваной, Болгарией, Колумбией, Хорватией, Финляндией, Индией, Индонезией, Филиппинами, Словакией и Швейцарией.

Виды на истребитель JAS-39 Gripen

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector