13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой истребитель Су-27М (СССР)

Многоцелевой истребитель Су-27 (СССР/Россия)

Су-27 пилотажной группы “Русские витязи”

Многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель Су-27 четвертого поколения (по обозначению НАТО: Flanker, «Заходящий с фланга») изначально создавался как перехватчик для войск ПВО СССР в качестве ответа на разработку США нового истребителя F-15 «Игл». Основная «специализация» истребителя Су-27 – завоевание превосходства в воздухе.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Первые проработки перспективного истребителя четвертого поколения начались на фирме П.О. Сухого по инициативе начальника отдела общих видов О.С. Самойловича в конце 1960-х годов едва ли не подпольно. Первый вариант компоновки самолета, получившего «фирменное» обозначение Т-10, разработал В.И. Антонов. У истоков создания знаменитого самолета стояли О.С. Самойлович, В.И. Антонов, В.А. Николаенко и непосредственно сам П.О. Сухой.

Требованиями к новому истре­бителю были высокая маневренность, большая дальность полета, мощное вооружение и сов­ременный комплекс БРЭО, необходимые для того, чтобы эффективно противодействовать американскому истребителю F-15.

Первый вариант «советского ответа» на F-15 был подготовлен в феврале 1970 года. Он получил обозначение Т-10. Аванпроект получился несколько необычным на то время – интегральная компоновка в сочетании с крылом умеренной стреловидности с развитыми корневыми наплывами. На самолетах подобной компоновки фюзеляж, как таковой, отсутствует. Подъемную силу создает не только крыло, но и корпус. За счет этого удалось увеличить внутренние объемы планера, разместив в них топливные баки большой емкости и электронное оборудование. Т-10 изначально проектировался как статически неустойчивый в канале тангажа самолет. Устойчивость обеспечивала электродистанционная система управления. ОКБ Сухого впервые в мире установила ЭДСУ на дальнем ракетоносце Т-4, эта система в доработанном виде перешла на будущий Су-27.

Официально ВВС СССР сформулировали требования к перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) в 1971 году; за основу взяли характеристики американского F-15, увеличив их на 10% В этот период ВВС США взяли на вооружение концепцию истребительного парка, состоящего из двух типов машин: легких – F-16 и тяжелых – F-15. В Советском Союзе поступили точно также. Расчеты показали, что оптимальный состав истребительного парка ВВС СССР должен включать одну треть тяжелых и две трети легких истребителей (в современных российских ВВС тяжелыми считаются истребители Су-27, а легкими – МиГ-29). Летом 1972 года руководством страны было принято решение о полномасштабной разработке перспективных фронтовых истребителей. Первым главным конструктором по теме Т-10 стал Н.С. Черняков, проектированием занималась бригада Л.И. Бондаренко

Первый прототип Т-10 на площадке музея ВВС в Монино

В ходе проектирования конструкторы столкнулись с необычной проблемой: в СССР расчетной полетной массой считалась масса самолета с 80% заправкой, но по емкости баков Т-10 получился гораздо ближе к фронтовому бомбардировщику, чем к истребителю. Отказ от «лишнего» топлива позволял снизить массу и удовлетворить требования заказчика в ущерб эффективности боевого применения Разработчикам и заказчикам удалось найти компромиссное решение — разделили требования к Т-10 на две части: с основным вариантом заправки (примерно 5,5 т керосина) и с полной заправкой (порядка 9 т) при снижении требований к максимальной эксплуатационной перегрузке. В результате дальность полета истребителя Су-27 с полной заправкой превышает дальность полета большинства истребителей с подвесными топливными баками.

Эскизное проектирование было окончено в 1975 году, а в 1976-м вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолета Су-27. С февраля 1976 году главным конструктором Су-27 стал М.П. Симонов. Первый полет на Т-10-1 выполнил 20 мая 1977 года B.C. Ильюшин,

В 1978 году в Комсомольске-на-Амуре началась сборка самолетов установочной партии. Оказалось, что самолет хоть и мог быть запущен в серийное производство, но по ряду параметров не удовлетворял техническому заданию, более того, проигрывал F-15. Потому по настоянию М.П. Симонова данный вариант истребителя так и не был запущен в серийное производство. Де-факто предстояло спроектировать истребитель заново. Без решительной поддержки министра авиапрома И.С. Силаева истребитель Су-27 (Т-10С) в его известном всему миру облике вряд ли бы состоялся – слишком много времени и денег ушло на проектирование и постройку первых Т-10. Первый Т-10С (Т10-7) поднял в воздух аэродрома ЛИИ в Жуковском 20 апреля 1981 года B.C. Ильюшин. Государственные испытания Су-27 были завершены в 1985 г., при этом серийное производство началось раньше – в 1982-м.

Серийные Су-27 начали поступать в войска с 1984 г., однако официально на вооружение были приняты лишь в 1990 г., после устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. Истребители поступавшие на вооружение ВВС получили обозначение Су-27С (серийный), а войск ПВО – Су-27П (перехватчик).

КОНСТРУКЦИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Истребитель Су-27 — двухдвигательный моноплан с двухкилевым оперением с трапециевидным в плане крылом умеренной стреловидности по передней кромке, с развитыми корневыми наплывами. Корпус истребителя цельнометаллический. Широко применены титановые сплавы. Композиционные материалы используются ограниченно. Самолет имеет интегральную компоновку, крыло плавно сопрягается с фюзеляжем.

Фюзеляж истребителя Су-27 состоит из головной, средней и хвостовой частей. В головной части размещены РЛС и другие системы прицельно-навигационного комплекса, кабина летчика, ниша носовой опоры шасси. В герметизированной кабине размещено катапультное кресло К-36 ДМ класса «ноль-ноль», кабина закрыта каплеобразным фонарем с открывающимся вверх-назад подвижным сегментом; на двухместных самолетах члены экипажа расположены тандемом. Средняя часть фюзеляжа включает центроплан крыла, в ней расположены топливные баки, на верхней поверхности установлен отклоняемый вверх воздушный тормоз большой площади. Хвостовая часть включает две разнесенные от продольной оси планера гондолы двигателей и центральную балку с топливным баком, отсеком оборудования и отсеком тормозных парашютов.

Истребитель Су-27 в парадной ярко-синей раскраске

Крыло трехлонжеронной кессонной конструкции, угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, угол отрицательного поперечного V 2,5 градуса. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла.

Хвостовое оперение истребителя Су-27 включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления.

Шасси убирающееся трехопорное с одноколесными стойками. Все опоры убираются поворотом вперед по полету, носовая – в фюзеляж, основные – в центроплан.

Силовая установка Су-27 состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-31Ф с максимальной тягой 7770 кгс, а на режиме «форсаж» -12500 кгс. Общая емкость пяти топливных баков 12000 л (масса топлива составляет 9400 кг). Благодаря большому запасу топлива Су-27 обладает солидным боевым радиусом для истребителя: 1400 км, при этом дальность полета составляет 3900 км. Возможность подвески внешних баков не предусмотрена, но при таком запасе топлива она не очень нужна.

Читать еще:  Бомбардировщик Су-24М (СССР)

На истребителе Су-27 установлена электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса, обеспечивающая нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и автоматическое отклонение носков крыла в зависимости от режима полета.

Приборное оборудование кабины Су-27 выполнено на основе аналоговых приборов с учетом требований эргономики. Приборное оборудование Су-27 последних модификаций выполнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. Органы управления традиционные: РУС и РУДы. В состав целевого оборудования входит радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 «Меч» на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней полусфере цели типа «истребитель» 80-100 км, ; РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать поражение одной из них. РЛПК-27 дополнена оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27 на основе оптико-локационной станции ОЛС-2, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер, датчики ОЛС-27 размещены под прозрачным сферическом обтекателем, установленным перед козырьком фонаря кабины.

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование самолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Основными элементами комплекса являются инерционная курсовертикаль и радиосистема ближней навигации. Истребитель Су-27 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами, аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

Истребитель Су-27 вооружен встроенной 30-мм пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов. Управляемое вооружение исходного варианта Су-27 ограничено УР «воздух – воздух» Р-27 Р/Т/ЭР/ЭТ и высокоманевренными УР ближнего боя Р-73. Истребитель оснащен десятью узлами подвески — два под центропланом между гондолами двигателей (УР Р-27), по одному под воздухозаборниками (Р-27), по три под каждой консолью крыла (внутренние – Р-27, два внешних – Р-73). Изначально предусматривалось вооружение Су-27 обычными бомбами и неуправляемыми ракетами, но оборудование, позволяющее применять такое вооружение, демонтировано согласно условиям Договора о сокращениях наступательных вооружений в Европе. Ассортимент вооружения экспортных модификаций Су-27 и варианта Су-27СМ расширен за счет управляемого оружия класса «воздух-поверхность». Максимальная боевая нагрузка Су-27 – 6000 кг.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-27

Первым в ВВС СССР в 1984 году ис­требители Су-27 получил 60-й ис­требительный авиаполк ПВО, дис­лоцированный на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре). Обучение летчиков на новой происходило в Центрах боевого применения ВВС в Липецке и истребительной авиации ПВО в Саваслейке.

На Западе об истребителе Су-27 широко узнали по­сле столкновения 13 сентября 1987 года Су-27 с па­трульным Р-3С ВВС Норвегии. «Орион» выполнял облет района учений Северно­го флота. Советский истребитель должен был вытеснить его из зоны учений. В результате столкновения оба самолета были незначительно повреждены. После этого событии фотографии Су-27 с полным ракетным вооружением обошли всю западную прессу.

40 лет назад в небо поднялся прототип многоцелевого истребителя Су-27

20 мая 1977 года летчик-испытатель Владимир Ильюшин впервые поднял в небо новую экспериментальную боевую машину Т-10-1. Это был первый полет прототипа многоцелевого всепогодного истребителя четвертого поколения Су-27. К разработке нового истребителя ОКБ Сухого приступило еще в 1969 году, в 1975 году завершился этап эскизного проектирования, а в 1976 году началась постройка первого опытного самолета. Первый серийный истребитель Су-27 совершил полет в июне 1982 года.

Экспериментальный прототип Т-10-1 отличался от будущего серийного истребителя. На данной модели проводились испытания на общую работоспособность, на управляемость и устойчивость самолета в воздухе. Всего прототип Т-10-1 совершил 38 полетов, подвергаясь незначительным доработкам. В частности, на законцовках консолей и килях были смонтированы противофлаттерные грузы в виде штырей. Система вооружения на экспериментальном прототипе Т-10-1 не устанавливалась. Удивительно, что данный экземпляр самолета сохранился до наших дней, что редко происходит с опытными машинами. Сегодня первую версию будущего истребителя Су-27 можно увидеть в экспозиции Центрального музея военно-воздушных сил России в Монино.

С появлением истребителя Су-27 в строевых частях резко выросли боевые возможности отечественной истребительной авиации. Летчики ВВС и ПВО Советского Союза впервые получили на вооружение самолет, который мог на равных противостоять лучшим зарубежным истребителям своего времени, отмечает официальный сайт ПАО «Компания «Сухой». Виктор Пугачев шеф-пилот ОКБ Сухого в конце 1980-х годов установил на истребителе Су-27 восемь мировых рекордов скороподъемности, которые остаются непревзойденными и сегодня. Именно на этом истребителе Пугачевым были выполнены уникальные перелеты над Северным Ледовитым океаном с дозаправкой в воздухе и посадкой на ледовый аэродром, расположенный на острова Грэм-Белл (Земля Франца Иосифа). Именем этого летчика-испытателя была названа одна из фигур высшего пилотажа — «Кобра Пугачева», впервые продемонстрированная широкой публике в 1989 году в рамках работы авиасалона Ле Бурже во Франции.

Необычный боевой самолет с хищными, «птичьими» обводами фюзеляжа впервые поднялся в небо с аэродрома, расположенного в подмосковном Жуковском спустя 5 лет после того, как состоялся дебют его основного конкурента — тяжелого истребителя F-15 Eagle американского производства. Несмотря на эпоху «разрядки», холодная война продолжала идти полным ходом. И в США, и в Советском Союзе понимали, что решающее преимущество в современном конфликте будет достигнуто той стороной, которая сможет завоевать себе превосходство в воздухе. Именно по этой причине две сверхдержавы бросили свои силы и ресурсы на разработку универсального небесного бойца. Несмотря на отставание от заокеанских коллег по срокам разработки истребителя 4-го поколения, советская авиаконструкторская школа находилась в более выгодном положении. Отечественные конструкторы уже знали приблизительные характеристики и возможности американского истребителя F-15, а также технологические решения, которые были в нем реализованы. Перед ними стояла задача создать самолет, как минимум сопоставимый по своим возможностям с американским аналогом.

К работам по созданию перспективного истребителя в СССР в конце 1960-х годов были привлечены три главных конструкторских бюро страны: Сухого, Микояна и Яковлева. В 1972 году, после двух проведенных научно-технических конференций с участием отечественных авиастроителей, было принято окончательное решение — сконцентрироваться на двух параллельных проектах. Один проект предполагал постройку легкого истребителя, им занимались конструкторы КБ «МиГ» (впоследствии самолет был принят на вооружение под обозначением МиГ-29), второй проект предполагал создание тяжелого истребителя, им занимались специалисты ОКБ «Сухого».

Результатом работы конструкторов ОКБ «Сухого» стал лишенный недостатков своих предшественников боевой самолет Т-10С, также известен как Т-10С-1 (первый серийный), который поднялся в небо 20 апреля 1981 года, а спустя еще четыре года истребитель был принят в эксплуатацию под обозначением Су-27. Официально самолет приняли на вооружение ВВС СССР 23 августа 1990 года. К тому моменту новый советский истребитель 4-го поколения уже успел стать настоящей «звездой» и мировым рекордсменом по скороподъемности. 27 октября 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачев сумел подняться на высоту три тысячи метров всего за 25,4 секунды, такое не удавалось до этого ни одному реактивному самолету в мире.

Читать еще:  Авиадесантная САУ АСУ-57П (СССР)

Необходимо заметить, что в процессе проектирования истребитель претерпел значительные изменения, практически все узлы были созданы «с нуля». Так на Т-10 корневые наплывы и законцовки крыла были скругленными (как на истребителе МиГ-29), а на Т-10С использовалось крыло полностью трапециевидной формы с отклоняемыми носками, флаперонами вместо закрылков и элеронов и остроугольными наплывами. Роль противофлаттерных грузов на консолях стали играть пусковые устройства управляемых ракет класса «воздух-воздух». Количество узлов подвески вооружения было увеличено с 8 до 10. Если на Т-10 кили располагались над двигателями, то теперь двигатели АЛ-31Ф были расположены по бокам, как на американском истребителе F-15 и имели верхнее расположение агрегатов.

На модели Т-10С носовая стойка шасси была отодвинута на три метра назад, для того чтобы брызги с колеса не попадали в воздухозаборники двигателей. До этого тормозные щитки располагались в нижней части фюзеляжа, однако при их выпускании на истребителе начиналась тряска. На модели Т-10С тормозной щиток был размещен за кабиной летчика, фонарь кабины не сдвигался назад, а открывался вверх-назад, как на истребителе F-15. Также конструкторами были изменены обводы носовой части истребителя.

Высокоманевренный одноместный многоцелевой истребитель Су-27 был предназначен для поражения как воздушных, так и наземных целей в простых и сложных метеоусловиях, в дневное и ночное время, с применением неуправляемых и управляемых средств поражения при ведении групповых и автономных действий в интересах завоевания господства в воздухе и осуществления воздушной разведки как на континентальных, так и на морских театрах воздушных боевых действий.

Многоцелевой истребитель Су-27 был выполнен по интегральной аэродинамической схеме, крыло боевого самолета плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя, таким образом, единый несущий корпус. Вертикальное оперение самолета двухкилевое, горизонтальное — из цельноповоротных консолей (на некоторых модификациях истребителя было также установлено переднее горизонтальное оперение). Два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф, оснащенных форсажными камерами, были размещены в мотогондолах, расположенных под хвостовой частью фюзеляжа истребителя. Шасси Су-27 — трехопорное убираемое. Самолет может использовать различные типы ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещенные на 10 или 12 точках подвески. Помимо этого в правом наплыве крыла истребителя была установлена 30-мм автоматическая авиационная пушка ГШ-30-1 (скорострельность 1500 выстрелов в минуту, боезапас — 150 снарядов).

Важно отметить, что Су-27 стал первым отечественным истребителем, получившим электродистанционную систему управления (ЭДСУ). Длительное время управление боевыми самолетами осуществлялось по механическому принципу, при котором усилия от педалей и штурвала передавались к рулям с помощью тросовой проводки. При использовании ЭДСУ стальные тросы уступили место электрическим сигналам. Внедрение новой системы управления позволило конструкторам сделать истребитель Су-27 необычайно маневренным и одновременно с тем очень устойчивым в полете, а военные летчики получили возможность выполнять в небе сложные фигуры высшего пилотажа, в том числе на больших скоростях и малых высотах полета.

На авиасалоне Ле-Бурже во Франции в июне 1989 года советский летчик-испытатель Виктор Пугачев на истребителе Су-27 продемонстрировал зрителям и представителям прессы новую фигуру высшего пилотажа — «кобру» (динамическое торможение), которую журналисты очень быстро назвали в его честь «коброй Пугачева». Справедливости ради стоит отметить, что впервые «кобру» при выполнении испытательных полетов продемонстрировал летчик-испытатель Игорь Волк. Данную фигуру высшего пилотажа можно описать следующим образом: в полете истребитель, не изменяя направления своего движения, энергично задирает нос, доводя угол атаки до 120 градусов; некоторое время самолет летит хвостом вперед, после чего достаточно быстро возвращается в горизонтальное положение. Само название данного элемента — «кобра» — было придумано Михаилом Симоновым, который занимал пост генерального конструктора ОКБ имени Сухого. Таким образом, он сравнил поведение многоцелевого истребителя в воздухе со стойкой кобры, которую змея принимает перед совершением атаки. Еще одним подтверждением уникальных маневренных характеристик самолета стало то, что с 1991 года по октябрь 2016 года на одноместных Су-27П (модификация для сил ПВО страны) и Су-27УБ совершала полеты знаменитая авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи». В настоящее время группа совершает полеты на новых истребителях Су-30СМ.

На момент своего создания истребитель Су-27 получил самое совершенное навигационное оборудование, два мощных авиационных двигателя АЛ-31Ф, оптико-электронную систему прицеливания и новый радар. Также боевая машина могла использовать целое семейство управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, созданных специально для этих истребителей. Данные ракеты могли обеспечить поражение воздушных целей вероятного противника на дальности до 110 километров. В ближнем бою летчик также мог воспользоваться услугами скорострельной авиапушки ГШ-30-1. Дальнейшие модификации истребителя, в частности Су-27СМ, получили возможность эффективно поражать наземные объекты с использованием высокоточных ракет Х-29, Х-31 и Х-59. Несмотря на это основной задачей для самолета продолжило оставаться завоевание превосходства в воздухе.

В преимуществах многоцелевого истребителя Су-27 над самолетами западных конкурентов американские и советские летчики смогли убедиться в августе 1992 года. Когда офицеры Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России по приглашению Пентагона посетили авиабазу Лэнгли, на которой были организованы учебные бои между самолетами Су-27УБ и F-15D (оба в учебно-боевом варианте, двухместные). Советские асы смогли разгромить американских летчиков с сухим счетом, они раз за разом пристраивались в хвост самолета противника и легко уходили от преследования. Тогда же было установлено, что истребитель Су-27 существенно превосходит F-15 по маневренности на дозвуковых скоростях, а это может стать решающим козырем в условиях ведения ближнего воздушного боя.

Согласно информации Международного института стратегических исследований, на 2017 год в составе ВКС России имеется 50 истребителей Су-27, 10 — Су-27УБ, 47 — Су-27СМ (оснащенных новой системой управления огнем и усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оборудованием), а также 14 самолетов Су-27СМ3 (получивших более мощные двигатели АЛ-31Ф-М1, дополнительные точки подвески вооружений и усиленную конструкцию планера). Помимо этого 18 Су-27 находится на вооружении морской авиации ВМФ России. А единственный отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет на вооружении 17 палубных истребителей Су-33, основным отличием которых от обычных Су-27, являются складываемые консоли крыла.

Истребитель Су-27 по праву считается одним из главных символов отечественной оборонной промышленности второй половины XX века, наравне с основным боевым танком Т-72 и автоматом Калашникова. В этом боевом самолете были реализованы все наиболее передовые разработки советской школы авиастроения, благодаря которым истребитель получил почти безграничный потенциал для модернизации. В настоящее время десятки современных модификаций данного многоцелевого истребителя, а также самолет, которые были созданы на его базе, охраняют небо более 20 государств. Несмотря на прошедшие десятилетия, жизненный цикл самолета Су-27 все еще далек от завершения. Этот самолет устареет морально и физически еще очень нескоро.

Читать еще:  Травмы - последствия, первая помощь

Авторитетный международный журнал Flight International признавал многоцелевой истребитель Су-27 одним из лучших боевых самолетов XX века. А американское издание National Interest несколько раз включало этот истребитель в пятерку лучших боевых самолетов ВВС России и самого «убойного» российского оружия.

Многофункциональный истребитель Су-27

Су-27 – советский и российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный тяжелый истребитель четвертого поколения, который поднялся в воздух в конце 1970-х годов.

Благодаря большой полезной нагрузке способен не только вести воздушный бой и перехват целей, но и эффективно наносить удары по наземным и надводным целям. Его модификации стоят на вооружении ВКС России и свыше 30 стран мира. Всего построено более 800 Су-27.

Модификации

Первый прототип самолета носил индекс Т-10. По кодификации НАТО – Flanker-A. В дальнейшем были созданы модификации Су-27СМ, Су-27М, Су-27СМ3, Су-27П (перехватчик), экспортные версии Су-27СК и Су-27СКМ. Двухместная версия самолета – Су-27УБ (учебно-боевой).

Благодаря крайне удачной конструкции планера в Советском Союзе и затем в России на базе Су-27 создано несколько модификаций, которые относят в том числе к поколению 4++ и считаются одними из самых современных самолетов в мире.

Одноместный истребитель Су-35 является глубокой модернизацией самолета Су-27. Модернизация коснулась как бортового оборудования, так и планера, который был усилен.

Кроме того, машина получила значительно более мощную радиолокационную станцию, расширенный арсенал управляемых средств поражения, включающий дальнобойные ракеты, наводимые на цель радиолокатором.

Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф на «изделие 117С». Обладает продвинутой кабиной летчика с широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла, передовыми электрооптическими системами с повышенной дальностью обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей.

Су-30 – двухместный многоцелевой истребитель. Создан на базе учебно-боевой модификации Су-27УБ. Благодаря появлению РЛС с активной антенной решеткой стало возможно передать истребителю часть функций самолета дальнего радиолокационного обнаружения при управлении группой.

При этом наличие одного такого самолета давало колоссальное преимущество, а кроме того, позволяло исключить самолет ДРЛО из боевых порядков. Первый полет истребитель совершил в 1989 году, а в 1992 году начато его серийное производство. Су-30СМ – модификация самолета для российских ВКС.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 создан для ударов по наземным целям в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны. Способен вести бой с истребителями.

Базовая модель Су-34 – тяжелый истребитель Су-27, однако в конструкцию были внесены серьезные изменения. В первую очередь они коснулись кабины: пилоты сидят в ней рядом, а не друг за другом. Это облегчает работу и коммуникацию членов экипажа. Самолет выполнен по схеме «продольный триплан», что позволило улучшить его маневренные характеристики.

По сравнению с Су-27 была увеличена полезная нагрузка и запас топлива. Первый полет машина совершила 13 апреля 1990 года, но сложная экономическая ситуация в стране позволила начать производство только в 2008 году.

Тяжелый палубный истребитель Су-33 – палубная версия Су-27, созданная для защиты кораблей ВМФ России от нападения с воздуха, однако благодаря большой боевой нагрузке, самолет способен наносить удары как по наземным, так и по надводным целям.

Получил переднее горизонтальное оперение, складные крылья, тормозной гак, новую систему управления оружием. Кроме того, самолет имеет иную механизацию крыла, а также модернизированные двигатели с увеличенной тягой.

В будущем на смену стоящих на вооружении в войсках Су-27 должен прийти истребитель пятого поколения Су-57.

История создания

Машина создавалась как ответ на разработку в США F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon параллельно с легким истребителем МиГ-29. Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Черняков, Михаил Симонов, Артем Колчин и Алексей Кнышев.

Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний маневренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя.

Первый полет прототипа состоялся в 1977 году. В 1982 году самолеты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация. Производство самолета было налажено на 126-м заводе в г. Комсомольске-на-Амуре (КнААПО им. Гагарина).

Отметим, что официально самолет был принят на вооружение в 1990 году, после того, как были устранены все недостатки, выявленные на испытаниях, однако к этому моменту самолету уже пять лет находились на эксплуатации в частях. Принятые на вооружение истребители получили обозначение Су-27С (серийный) и Су-27П (перехватчик).

Интересные факты

– Фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачева» впервые была выполнена именно на Су-27. При этом она была выполнена летчиком-испытателем Игорем Волком, однако широкую популярность получила после того, как летчик-испытатель Виктор Пугачев продемонстрировал возможности самолета на Ле-Бурже в 1989 году. Именно тогда за ней закрепилось это название.

– Долгое время на истребителях Су-27 выступала пилотажная группа «Русские витязи». Позже летчики получили самолеты Су-30СМ и Су-35.

– Для изготовления Су-27 не использовались композитные материалы, зато 30 процентов планера и консолей изготовлены из титана.

– В США два Су-27 принадлежат частным лицам.

– Визуально Су-27 можно отличить по одноколесной передней стойке шасси (кроме Су-27К), визиру оптико-локационной станции (Су-27СМ, Су-27СМ3). Кроме того, у Су-35 нет выдвижного тормозного щитка за кабиной и чуть уменьшена площадь вертикального оперения, а Су-30 (кроме версии Су-30МК) имеет переднее горизонтальное оперение, которое отсутствует на Су-27УБ.

Характеристики

Длина крыла: 14,70 м; Длина самолета: 21,935 м; Масса пустого: 16300 кг; Нормальная взлетная – 22500 кг; Максимальная взлетная – 30000 кг; Бесфорсажная тяга: 2 х 74,53 кН; Форсажная: 2 х 122,58 кН; Максимальная скорость: 2500 км/ч (М=2,35); Практический потолок: 18500 м; Динамический потолок: 24000 м; Практическая дальность: 3680 км (на высоте); Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов), до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН. Боевая нагрузка: 6000 кг на 10 узлах подвески.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: