28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой корабельный вертолет Lynx HAS.3 (Великобритания)

Многоцелевой корабельный вертолет Lynx HAS.3 (Великобритания)

Многоцелевой корабельный вертолет Lynx состоит на вооружении авиации ВМС Великобритании с 1978 года. Они входят в состав 815, 829 и 702-й эскадрилий и предназначены для борьбы как с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника. Первые машины (60 единиц) имели обозначение Lynx HAS.2. В марте 1982 года компания «Уэстленд хеликоптер» перешла на выпуск новой модификации – Lynx HAS.3. К концу 1988 года ВМС было поставлено 30 таких машин. У них более мощная (на 440 л. с.) силовая установка, внесены изменения в конструкцию несущего винта (лопасти выполнены из композиционных материалов), а также в бортовое оборудование. В этот же период 54 вертолета HAS.2 были модернизированы в HAS.3. По своему внешнему виду обе модификации практически не отличаются друг от друга.

Основным оружием вертолетов в борьбе с легкими надводными силами противника являются противокорабельные ракеты «Си Скьюа» (четыре ПКР с дальностью стрельбы до 15 км). Данные целеуказания на применение оружия вертолеты могут вырабатывать самостоятельно, используя бортовую РЛС «Сиспрей», аппаратуру радиотехнической разведки «Орандж кроп», или визуально, а также получать от кораблей, находящихся в районе. Вертолеты Lynx HAS.3, базировавшиеся на кораблях группировки английских ВМС в Персидском заливе, оснащались устройствами М-130 выбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек и подвесными контейнерами с аппаратурой постановки помех головкам самонаведения ЗУР AN/AI.Q-167(V). Поскольку послезалповое маневрирование вертолета ограничивается необходимостью нахождения цели в пределах диаграммы направленности РЛС «Сиспрей», экипаж вынужден удерживать атакуемый корабль на носовых курсовых углах, а не производить маневр резкого уклонения от цели после пуска ракет.

Противолодочный вариант предполагает подвеску двух торпед Мк44, 46 или «Стингрей» либо двух глубинных бомб Мк11. Вследствие отсутствия на борту опускаемой гидроакустической станции подводные лодки могут обнаруживаться лишь в надводном положении, под РДП или перископом. Вместе с тем его средства связи позволяют получать данные о подводном противнике от вертолетов «Си Кинг», оснащенных ОГАС, и от кораблей поисково-ударной группы практически в реальном масштабе времени. Вертолеты Lynx HAS.3 составляли основу вертолетного парка, предназначенного для базирования на фрегатах ВМС Великобритании.

Экипаж, человек – 2
Количество и тип двигателя – два GEM-41-1
мощность каждого, л. с. – 1120
Масса, кг:
пустого вертолета – 2740
максимальная взлетная – 4760
Скорость полета, км/ч:
максимальная – 320
крейсерская – 230
Максимальная дальность полета с дополнительными топливными баками, км – 1050
Длина, м:
общая при вращающихся лопастях несущего винта – 15,16
при сложенных лопастях несущего винта и хвостовой балке – 10,62
Ширина при сложенных лопастях несущего винта, м – 3,75
Высота при сложенных лопастях несущего винта и хвостовой балке, м – 3.20
Диаметры винтов м:
несущего – 12,80
хвостового – 2,21

Вертолеты

Westland Lynx — английский многоцелевой вертолет.

Вертолет “Lynx” начал разрабатываться в 1967 году в соответствии с требованиями армии Великобритании к многоцелевому вертолету с двумя двигателями и взлетной массой, ограниченной до 3630кг, для замены устаревших многоцелевых вертолетов Bristol 171 “Sycamore” и Westland “Whirlwind” с поршневыми двигателями. В 1968г. было заключено соглашение между Великобританией и Францией о совместной разработке вертолета WG.13 в многоцелевом и противолодочном палубном вариантах для транспортировки десантников и грузов, атаки наземных целей, борьбы с подводными лодками и для спасательных операций. Ответственной за разработку являлась фирма Westland, использовавшая опыт разработки легких многоцелевых и противолодочных вертолетов “Scout” и “Wasp” с одним ГТД.

Первый полет первого опытного вертолета “Lynx” с двумя ГТД Rolls-Royce BS.360 мощностью по 510 кВт в многоцелевом варианте с лыжным шасси состоялся 21 марта 1971 года, а в палубном варианте с колесным шасси – в мае 1972 года. Было построено 13 опытных вертолетов: 5 многоцелевых вертолетов и 8 палубных, испытания которых завершились в 1978г. Серийное производство началось в 1975 году, в 1977 г. вертолеты поступили на вооружение армии и флота Великобритании, в 1978 г. – флота Франции. В 1979 г. совершил первый полет гражданский вариант W30. Всего построено примерно 400 военных и гражданских вертолетов, из них 140 экспортировано в различные страны, в том числе во Францию (40), Германию (19), Нидерланды (16), Норвегию (6), Бразилию (18), Южную Корею (12). Цена вертолета от 3,5 до 5 млн долларов. Производились следующие модификации вертолета “Lynx”:

  • АН Мк.1 – базовый многоцелевой вертолет для английской армии, мог нести 8 ПТУР, в 1977-1984 гг. было поставлено 113 вертолетов; были снабжены ГТД Rolls-Royce “Gem” с максимальной продолжительной мощностью 671 кВт;
  • HAS Мк.2 – базовый противолодочный вертолет для флота Великобритании, которому было поставлено 60 вертолетов, оснащен поисковой РЛС, мог нести противокорабельные ракеты или магнитометр, 26 вертолетов было поставлено для ВМС Франции;
  • HAS Мк.3 – вариант для флота Великобритании с увеличенной мощностью двигателей; поставлен 31 вертолет и 58 модернизировано из HAS Мк.2;
  • HAS Мк.4 – противолодочный вертолет с опускаемой гидроакустической станцией и увеличенной взлетной массой; поставлено в 1983 г. 14 вертолетов ВМС Франции;
  • АН Мк.5 – многоцелевой вертолет, аналогичен вертолету АН Мк.1, но с двигателем “Gem” большей мощности, поставлено 9 вертолетов армии Великобритании;
  • АН Мк.7 – многоцелевой вертолет, развитие АН Мк.5 с усовершенствованными системами и лопастями несущего винта из КМ, взлетной массой, увеличенной до 4875 кг; английской армии поставлено 11 вертолетов, кроме того, для флота был модернизирован ряд вертолетов из АН Мк.1;
  • HAS Мк.8 “Super Lynx” – противолодочный вертолет для флота с увеличенной взлетной массой до 5125 кг, усовершенствованным несущим винтом с лопастями BERP и новым редуктором, поставлено 8 вертолетов и модернизировано 45 из HAS Мк.3. В 1996 г. ВМС Австралии закупили 23 вертолета “Super Lynx” и ВМС Новой Зеландии – 9 вертолетов.
  • АН Мк.9 “Battlefield Lynx” – боевой вертолет взлетной массой 5125 кг и колесным шасси для английской армии, заказавшей 16 вертолетов. Снабжен несущим винтом с лопастями ВЕRР со стреловидными законцовками и диффузорами на соплах ГТД для уменьшения ИК- излучения;
  • W30 – пассажирский и многоцелевой вертолет.
Читать еще:  Истребитель-бомбардировщик Mirage 5 (Франция)

Вертолеты “Lynx” характеризуются хорошими летными данными и маневренностью. В 1972 г. на вертолетах “Lynx” были установлены международные рекорды скорости 321,74 км/ч на базе 15-25 км и 318,5 км/ч по замкнутому маршруту 100 км. Позже на вертолетах выполнялись фигуры высшего пилотажа, включая “петлю Нестерова”. На вертолете “Super Lynx” с несущим винтом ВЕRР 11 августа 1986 г. установлен абсолютный мировой рекорд скорости 400,87 км/ч на базе 15-25 км.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, несиловые узлы конструкции выполнены из стеклопластика. В кабине экипажа имеются две небольшие двери, в грузовой кабине две сдвижные двери шириной 1,37 м и высотой 1,19 м. Пол грузовой кабины, имеющий швартовочные кольца, установленные с шагом 0.5м, рассчитан на размещение груза массой 907 кг. Снаружи может быть подвешен груз массой 1370 кг. С обеих сторон фюзеляжа предусмотрены узлы крепления для подвески вооружения. Размеры грузовой кабины 2,06 х 1,78 х 1,42 м. Площадь пола 3.72 м2, объем кабины 5,21 куб. м. Хвостовая балка монококовой конструкции, выполнена из легких сплавов и стеклопластика. На морском варианте вертолета хвостовая балка складывается.

Несущий винт четырехлопастный, с полужестким креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, складывающиеся, взаимозаменяемые. Профиль лопасти имеет большую кривизну, хорда лопасти 0,395 м. Лонжерон лопасти стальной с D-образным сечением. К лонжерону приклеены хвостовые отсеки из стеклопластика. Обшивка лопасти также выполнена из стеклопластика с двойной накладкой вдоль носка и законцовкой из нержавеющей стали. Комлевая часть лопасти имеет усиленную нервюру из стеклопластика и набор накладок из стали. На несущем винте BERP использованы расширяющиеся стреловидные законцовки со сверхзвуковыми профилями. Втулка несущего винта выполнена из титана и включает ступицу, к которой на болтах крепятся упругие элементы для обеспечения махового движения лопастей.

Рулевой винт диаметром 2,21 м, четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, в морском варианте складывающиеся. Лонжерон выполнен из легкого сплава.

Силовая установка. Два ГТД Роллс-Ройс “Джем” 42-1 максимальной продолжительной мощностью 846 кВт установлены рядом позади вала несущего винта и разделены противопожарной перегородкой. Воздухозаборники имеют электрическую противообледенительную систему. Сухая масса двигателя 148 кг, емкость маслобака 6,8 л.

Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редукторов и редуктора рулевого винта. Главный редуктор двухступенчатый: первая ступень с коническими шестернями с конформным зацеплением. Емкость масла в главном редукторе 28 л. Тормоз несущего винта с гидравлическим приводом расположен перед главным редуктором.

Шасси многоцелевых вертолетов лыжное, неубирающееся. Для передвижения по земле предусмотрена установка колес. Колея 2,03 м. Палубные вертолеты имеют трехопорное неубирающееся шасси с самоориентирующейся носовой стойкой. Колеса главных опор могут устанавливаться под углом 27° относительно продольной оси. Для облегчения посадки на палубу и удержания вертолета на месте используется система “Гарпун” с тросом, прикрепленным к швартовочному устройству на палубе. Возможна установка поплавкового шасси. Колея 2,78 м, база 2,94 м.

Читать еще:  Многоцелевой вертолёт Wessex (Великобритания)

Топливная система имеет пять топливных баков, содержащих 973 литра топлива. Все баки размещаются под полом кабины. Возможна установка двух дополнительных металлических баков в задней части кабины: одного емкостью 214 л или двух — по 436 л. Предусмотрено протектирование баков.

Система управления бустерная, включает две автономные гидравлические системы с рабочим давлением 14,2 МПа, третья гидравлическая система с таким же давлением устанавливается на морском варианте, снабженном гидроакустической станцией “Алкател”, и используется также при захвате вертолета на палубе системой “Гарпун”. При установке гидроакустической станции AN/AQS-13 используется гидравлическая система с давлением 20,6 МПа.

Электросистема имеет два стартер-генератора мощностью 6 кВт, вырабатывающих постоянный ток напряжением 28 В, и одну никель-кадмиевую батарею напряжением 24 В и емкостью 23 А*ч (может быть установлена батарея емкостью 40 А*ч). Переменный ток напряжением 200 В и частотой 400 Гц вырабатывается трехфазными преобразователями.

Электронное оборудование. Оба вертолета снабжены автоматической системой управления стабилизации, автопилотом, радиооборудованием, аварийной радиостанцией и СПУ, доплеровской навигационной системой, системами VOR/ILS и DME, гирокомпасом Сперри GM-9. На многоцелевых вертолетах устанавливается дополнительно система TACAN, а на противолодочных вертолетах поисковая РЛС в носовой части, маяк-ответчик Х-диапазона и система удержания вертолета на заданной высоте.

Многоцелевые вертолеты могут быть вооружены одной пушкой калибром 20 мм с боезапасом 1500 патронов или пулеметом “Миниган” калибром 7,62 мм внутри кабины. На пилонах по бокам фюзеляжа могут устанавливаться два пулемета “Миниган” в контейнерах, контейнеры с НАР SNEB калибром 68мм, 12 УР SURA калибром 80мм, 19 НАР калибром 50мм; 6 УР AS.11, 8 ПТУР “Toy”.

Противолодочные вертолеты могут нести противолодочные торпеды Мк.44 или Мк.46, самонаводящиеся торпеды “Стинг Рэй”, две глубинные бомбы Мк.11, 6 радиобуев, 4 УР AS.12 или УР BAC “Скьюа”, а также гидроакустическую станцию “Алкател” DUAV4 или “Бендикс” AN/AQS-18 или магнитометр.

Последние модификации снабжены ИК-системами противодействия и разбрасывателями дипольных отражателей и трассеров.

  • Экипаж: 2—3 человека;
  • Пассажировместимость: 8 человек;
  • Длина с вращающимися винтами: 15,16 м;
  • Длина фюзеляжа: 12,06 м;
  • Высота: 3,5 м;
  • Диаметр несущего винта: 12,8 м;
  • Диаметр рулевого винта: 2,21 м;
  • Ометаемая площадь несущего винта: 128,71 м²;
  • Ометаемая площадь рулевого винта: 3,87 м²;
  • Масса пустого: 2660 кг;
  • Масса максимальная взлетная: 4355 кг;
  • Двигатели: Роллс-Ройс «Джем» 2 (2×671 кВт);
  • Максимальная скорость: 260 км/ч;
  • Экономическая крейсерская скорость: 130 км/ч;
  • Дальность полета: 630 км;
  • Перегоночная дальность: 1340 км;
  • Статический потолок без учета влияния земли: 3230 м;
  • Скороподъемность на уровне моря: 756 м/мин.
  • Назад
  • Вперёд

Вертолёт Westland Lynx. Технические характеристики. Фото.

Westland Lynx – британский многоцелевой вертолёт, спроектированный и разработанный в 1971 году авиастроительной компанией «Westland Helicopters».

Фото Westland Lynx

Многоцелевое воздушное судно модели Westland Lynx стало проектироваться британскими авиастроителями в конце 60-х годов прошлого века. Конструкция данного летательного аппарата разрабатывалась инженерами из использования базы от предшествующих моделей, в связи с чем проект стал весьма дорогостоящим, однако, благодаря своей эффективность, смог многократно себя окупить, тем более что, производство этих воздушных судов продолжается и по сегодняшний день.

Основной целью начала работ по проектированию модели Westland Lynx, стала попытка составить конкуренцию вертолётам американского производства, при этом, проект должен был стать более дешёвым и востребованным, что, в конечном счете, и произошло.

Westland Lynx фото

Впервые в воздух летательный аппарат модели Westland Lynx поднялся в марте 1971 года, однако, прототип лишь проходил тестовые испытания, и потому, конструкция вертолёта продолжила дорабатываться и оптимизироваться, пока, в конечном счёте, модель Westland Lynx не была представлена в 1978 году, после чего и началось её производство.

В отличии от американского вертолёта Bell UH-1 Iroquois, летательный аппарат Westland Lynx получил более аэродинамичную форму, что сделало вертолёт более манёвренным и эффективным в плане своей эксплуатации. Более того, за счёт снижения лобового сопротивления при полёте, вертолёт мог разгоняться до более высоких скоростей, тем самым обеспечивая быстрый подход к противнику, его атаку, или же проведение специальной операции, и столь же стремительный уход.

Вооружение вертолёта Westland Lynx зависит в первую очередь от целевого предназначения данного воздушного судна, и состоит из:

  • Крупнокалиберный пулемёт 12,7 мм.;
  • Пулемёта калибра 7,62 мм.;
  • Двух 20-мм. автоматических пушек;
  • Комплекта неуправляемых ракет;
  • Комплекта противотанковых ракет;
  • Комплекта боеприпасов для борьбы с кораблями и субмаринами.
Читать еще:  Многоцелевой вертолет Ка-60 (Россия)

На борту воздушного судна Westland Lynx может разместиться до 11 человек, включая 2 членов экипажа, одного бортового стрелка и 8 военнослужащих, что фактически, позволяет применять данный летательный аппарат и для различного рода специальных миссий, связанных с доставкой или эвакуацией солдат. Вертолёт Westland Lynx может также применяться и в качестве медицинского воздушного судна, либо же в качестве транспортного средства, способного осуществлять транспортировку достаточно больших грузов, при условии что максимальная взлётная масса данной модели превышена не будет.

Вертолёт Westland Lynx

Силовая установка летательного аппарата Westland Lynx состоит из двух газотурбинных двигателей марки Rolls-Royce Gem, каждый из которых, что зависит от модификации воздушного судна, может развивать мощность в 1120 л.с. Вертолёт может перемещаться на расстояниях до 530 километров, с возможностью осуществления перелётов при максимальной скорости в 325 кмч.

За период с 1978 по 20014 год, вертолёт Westland Lynx выпускался в следующих вариантах:

  • Westland WG.13 – прототип летательного аппарата, впервые испытанный в 1971 году;
  • Westland Lynx AH.1 – базовый производственный вариант, разработанный для ВВС Великобритании;
  • Westland Lynx AH.1GT – улучшенный вариант версии Westland Lynx AH.1;
  • Westland Lynx HT.1 – проект учебно-тренировочного варианта вертолёта;
  • Westland Lynx AH.5 – улучшенный вариант версии Westland Lynx AH.1, с более производительной силовой устанвокой, состоящей из двух двигателей общей мощности в 2240 л.с.;
  • Westland Lynx AH.6 – проектная версия вертолёта для ВМС Великобритании;
  • Westland Lynx AH.7 – ударный вариант вертолёта, используемый ВВС и ВМС Великобритании;
  • Westland Lynx AH.7DAS – улучшенный вариант версии Westland Lynx AH.7;
  • Westland Lynx AH.9 – многоцелевой вариант вертолёта, способный применяться как в качестве воздушного средства общего назначения, так и в качестве полноценного ударного вертолёта;
  • Westland Lynx AH.9A – модификация с улучшенной системой вооружения и рядом технических дополнений;
  • Westland Lynx HAS.2 – вариант вертолёта, разработанный для британских и французских ВМС;
  • Westland Lynx HAS.2.5 – модернизированный вариант версии Westland Lynx HAS.2;
  • Westland Lynx HAS.3 – модификация вертолёта для ВМС Великобритании, с улучшенной силовой установкой и рядом технических дополнений;
  • Westland Lynx HAS.3GM – модификация для ведения радиоэлектронной борьбы и обеспечения связи;
  • Westland Lynx HAS.3S – улучшенный вариант версии Westland Lynx HAS.3;
  • Westland Lynx HAS.3SGM – модернизированный вариант вертолёта, созданный на базе версий Westland Lynx HAS.3S и Westland Lynx HAS.3GM;
  • Westland Lynx HAS.3ICE – модификация, разработанная для работы в неблагоприятных условиях с низкими температурами;
  • Westland Lynx HAS.3CTS – модернизированный вариант с обновлёнными системами авионики;
  • Westland Lynx Mk.4 – улучшенный многоцелевой вариант летательного аппарата;
  • Westland Lynx HMA.8 – ударный вариант вертолёта, разработанный для ВМС Великобритании;
  • Westland Lynx HMA.8DSP – улучшенный вариант ударной версии Westland Lynx HMA.8;
  • Westland Lynx HMA.8DAS – специальный вариант воздушного судна, спроектированный для военно-морских сил;
  • Westland Lynx HMA.8SRU – специальная версия воздушного судна;
  • Westland Lynx HMA.8CMP – специальный вариант вертолёта, спроектированный по заказу ВМС Великобритании;

Помимо основных версий летательных аппаратов, британскими инженерами были также созданы и экспортные варианты этого воздушного судна, однако, за исключением ряда незначительных особенностей, они практически полностью идентичны основным вариантам.

Согласно официальным данным на 2009 год, за весь производственный цикл, авиастроителями было построено 450 летательных аппаратов.

Технические характеристики Westland Lynx.

  • Экипаж: 2-3 человека (В зависимости от модификации);
  • Вместимость: 8 человек (В зависимости от модификации);
  • Длина вертолёта: 15,24 м. (В зависимости от модификации);
  • Высота вертолёта: 3,24 м. (В зависимости от модификации);
  • Диаметр несущего винта: 12,8 м. (В зависимости от модификации);
  • Масса пустого вертолёта: 3291 кг. (В зависимости от модификации);
  • Максимальный взлётный вес: 5330 кг. (В зависимости от модификации);
  • Крейсерская скорость: 280 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная скорость полёта: 325 кмч. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная дальность полёта: 530 км. (В зависимости от модификации);
  • Максимальная высота полёта: 4670 м. (В зависимости от модификации);
  • Силовая установка: 2 × Rolls-Royce Gem (В зависимости от модификации);
  • Мощность: 2 × 1120 л.с. (В зависимости от модификации).
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: