1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой самолёт SO.4050 Vautour II (Франция)

Многоцелевой самолёт SO.4050 Vautour II (Франция)

Проект SO.4050 был признан перспективным, и фирма получила заказ на строительство трех прототипов — по одному для каждого из трех предполагавшихся серийных вариантов. Одноместный штурмовик получил обозначение «Вотур» IIА, двухместный бомбардировщик -«Вотур» IIВ, а двухместный всепогодный перехватчик — «Вотур» IIN. Предполагалось, что варианты будут иметь общую на 90% конструкцию, отличаясь, главным образом, радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Прототипы, в соответствии с принятой во Франции практикой, получили серийные номера 001,002 и 003.

Второй прототип с серийным номером 002 и гражданской регистрацией F-ZWSI построили в варианте одноместного штурмовика. Этот самолет впервые взлетел 16 декабря 1953 г. Первоначально он имел двигатели «Атар» 101С, а впоследствии — «Атар» 101D тягой по 2825 кг. Именно этот самолет первым среди «вотуров» получил пушечное вооружение. В 1955-м он испытывался с двумя модификациями британских ТРД Роллс-Ройс «Эвон» тягой 4200 и 4540 кг, а в 1957 году на нем испытывали оборудование для дозаправки в воздухе.

В середине 1953 г., после многообещающего начала испытаний первого прототипа, ВВС Франции заказали шесть предсерийных машин: одну в варианте бомбардировщика (серийный номер 04), два штурмовика (╧╧ 05 и 07) и три ночных (всепогодных) истребителя (06, 08 и 09). Первый из них вышел на испытания 18 марта 1955 г. Почти год спустя — 1 марта 1956 г. — начались испытания последнего (им стал самолет ╧08).

Прототипы «04» и «07» летали со стандартными двигателями «Атар» 101, «05» и «09» — с британскими ТРД «Эвон» RA. 14, а «07» и «08» — с двигателями «Сапфир 6». После завершения основного цикла испытаний самолет ╧08 стал летающим стендом для испытаний различных типов ТРД. В частности, на нем испытывался «Атар 8» для палубного «Этандара».

Тестирование предсерийных машин проходило в испытательных центрах «Бретиньи» (основной цикл летных испытаний), «Казо» (боевое применение оружия) и «Мон-де-Марсан» (тактика боевого применения и рекомендации по эксплуатации). В ходе испытаний из-за взрыва 68-мм НАР во внутрифюзеляжной ПУ разбился самолет ╧09, оба члена экипажа погибли.

Следует отметить, что «вотуры» с британскими ТРД существенно превзошли по летным данным машины с «атарами». Например, самолет ╧09 набирал высоту 12000 м за 3,5 минут, в то время как истребитель с «атарами» — за 7 минут. Но из политических соображений французы сделали выбор в пользу отечественных ТРД. В итоге получился самолет с мощным вооружением, большой дальностью полета, но с плохими динамическими характеристиками, особенно — скороподъемностью. Такой дисбаланс впоследствии стал одним из факторов, ограничивших производство и применение «вотуров». Как отмечали пилоты — «этот самолет заслуживал лучших двигателей!»

Первоначальные прикидки командования ВВС Франции предусматривали закупку шести сотен «Вотуров», в том числе 300 штурмовиков, 200 истребителей и 100 бомбардировщиков. Но в конце 1955 года, когда оформлялся предварительный заказ, эту цифру уменьшили до 480 единиц — 300 «вотуров» МА, 40 «вотуров» IIВ и 140 «вотуров» IIN.

Как видим, на данном этапе приоритетом пользовался штурмовой вариант — им предполагалось заменить все типы поршневых истребителей-бомбардировщиков, все еще остававшихся в строю, а также реактивные самолеты первого поколения «Мистраль» и «Ураган». «Вотур» IIВ предназначался для замены поршневых бомбардировщиков В-26 «Инвейдер», а IIN — ночных истребителей «Метеор» NF. 11 и F-86K.

Но в дальнейшем в силу различных экономических и политических факторов программа закупок «вотуров» неоднократно пересматривалась в сторону уменьшения. В 1956 году, из-за бюджетных ограничений, количество заказанных самолетов сократили еще на четверть — до 360 машин (220 IIА, 40 IIВ и 100 IIN). Сильное давление на французское правительство оказывали и частные авиапроизводители, в первую очередь концерн «Марсель Дассо». Лоббисты этой фирмы, ссылаясь на относительно низкие летные данные изделия SNCASO, предлагали ВВС вообще отказаться от слабосильных «грифов», направив высвободившиеся средства на приобретение «супер мистэров» и доработку перспективного «Миража». Наконец, в спор вокруг будущего «Вотура» вмешалось американское правительство, обеспокоенное появлением возможного конкурента на международном рынке.

Дело в том, что в 50-е годы американская авиационная промышленность сконцентрировалась на разработке стратегических бомбардировщиков и скоростных истребителей, так и не сумев создать хороший самолет среднего класса (стоит напомнить, что в качестве фронтового бомбардировщика американцы использовали лицензионный вариант британской «Канберры»).

Читать еще:  Военно-транспортный самолет Ил-76 (СССР)

В такой ситуации правительство США предложило Франции в рамках программы военной помощи 200 самолетов по демпинговым ценам (150 истребителей-бомбардировщиков F-84F «Тандерстрик» и 50 разведчиков RF-84F «Тандерфлэш»), а вскоре еще и сотню «супер сейбров». Вследствие этого программа закупок «вотуров» была сокращена сначала до 160, а в конечном итоге — до 140 штук. Поменялись и приоритеты — на первый план вышел истребительный вариант (70 единиц). Бомбардировщиков заказали 40 штук, а штурмовиков — всего 30.

Поставки серийных «вотуров» IIА начались 30 апреля 1956 г. и завершились к февралю 1958-го. Истребители поставлялись с октября 1956 до 1960 года, а бомбардировщики — с июля 1957-го до июля 1959-го. Все самолеты, как прототипы, так и серийные, строили на заводе SNCASO в Сен-Назере (1 марта 1957 г. SNCASO объединилась с фирмой SNCASE, образовав концерн «Сюд-Авиасьон»). Средние темпы выпуска были невелики и составляли примерно один самолет за 10 дней.

Самолеты «Вотур» IIА получили серийные номера от 1 до 30. 22 из них (╧╧ 8-30) имели двигатели «Атар» 101ЕЗ тягой по 3500 кг. Первый серийный самолет получил ТРД «Атар» 101Е5 (3700 кг), а со второго по седьмой — «Атар» 101D3 (2820 кг).

Стрелковое вооружение на бомбардировщиках отсутствовало, а на штурмовиках и истребителях оно состояло из четырех 30-мм пушек, расположенных в носовой части фюзеляжа. Первые партии самолетов получили пушки DEFA 551, страдавшие множеством недостатков. Поэтому вскоре их заменили на более совершенные DEFA 552, и, наконец, — на DEFA 552A с теоретической скорострельностью 1200 выстр/ мин. Боекомплект составлял всего по 100 снарядов на ствол.

Все модификации имели объемный бомбоотсек размером 5x1x1 м. Теоретически в нем могло размещаться до 3000 кг боевой нагрузки, но использовавшиеся варианты подвески не превышали 2725 кг. Типовым вариантом считалось шесть 250-кг, 350-кг или же 450-кг авиабомб. Допускалась и подвеска одной атомной бомбы, весившей примерно 1000 кг.

«Вотуры» имели по четыре подкрыльевых узла внешней подвески. Внутренние были рассчитаны на максимальную нагрузку до 1500 кг и на них, как правило, подвешивались 1300-л ПТБ. Грузоподъемность внешних узлов составляла 500 кг. Самолеты IIА на них несли бомбы.

«Вотуры» комплектовались катапультными креслами «Сюд-Авиасьон» Е-96 (для штурманов на модификации ИВ — Е-97), обеспечивавшими безопасное покидание самолета с высоты не менее 600 м. В ходе модернизации на самолетах французских ВВС их заменили креслами «Дассо» Е-101 с нижней границей безопасного катапультирования 240 м.

Единственными эксплуатантами «вотуров» стали ВВС Франции и Израиля. Французские трехцветные «кокарды» носили в течение всего срока службы 112 из 140 серийных «грифов», на остальных же их сменили темно-синие еврейские «могендовиды».

«Вотуры» IIА французы использовали только в учебных и экспериментальных целях. Всего ВВС получили 13 таких самолетов (с/н 1-11 и 29-30), распределенных между тремя испытательными центрами и 30-й эскадрой всепогодных истребителей (в последней эти самолеты использовались для тренировки пилотов «вотуров» IIN). Наиболее значительный объем работ с участием «Вотура» ПА проводился в Испытательном центре вооружений в Казо. Здесь испытывали различные варианты внешних и внутренних подвесок неуправляемого оружия, а также УР класса «воздух-поверхность» AS-20.

Ряд исследований и тестов выполнялся на «Вотуре» IIА в интересах программы создания бомбардировщика «Мираж» IV. В частности самолет ╧8 использовали в качестве заправщика при отработке системы дозаправки в воздухе. Эта машина получила два дополнительных 1500-литровых топливных бака в бомбоотсеке и 1300-л ПТБ под фюзеляжем, а также заправочный агрегат с гибким шлангом. Модифицированный самолет обозначался «Вотур» IIA(R). Несколько других машин оборудовали топливоп-риемниками.

Несмотря на интенсивную эксплуатацию, «вотуры» IIА прослужили довольно долго — последние самолеты этой модификации были списаны в 1978-1979 гг.

Sud Aviation Vautour II

Сюд Авиасьон SO-4050 «Вотур» II (фр. Sud Aviation SO-4050 Vautour II ) — французский многоцелевой боевой самолёт, выпускавшийся в модификациях перехватчика, бомбардировщика и штурмовика. Совершил первый полёт 16 октября 1952 года. Всего построено 149 самолётов (включая прототипы и предсерийные). Состоял на вооружении ВВС Франции в 1958—1979 годах, поставлялся на экспорт в Израиль, в составе ВВС которого применялся в Шестидневной войне (1967) и Войне на истощение.

Содержание

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Приведённые данные соответствуют модификации «Вотур» IIA.

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 15,57 м
  • Размах крыла: 15,10 м
  • Высота: 4,94 м
  • Площадь крыла: 45 м²
  • Масса пустого: 10 000 кг
  • Масса снаряжённого: 17 500 кг
  • Масса максимальная взлётная: 21 000 кг
  • Двигатель: SNECMA «Атар» 101E-3 (2×34,3 кН)
Читать еще:  Бомбардировщик North American B-45 «Tornado» (США)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость у земли: 1100 км/ч
  • Дальность полёта: 5400 км
  • Практический потолок: 15 200 м
  • Скороподъёмность: 60 м/с (3600 м/мин)
  • Удельная нагрузка на крыло: 403 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,4

Вооружение

  • Пушки: 4×30 мм (DEFA), боекомплект — 100 сн/ствол
  • Во внутреннем отсеке может быть размещено до 2725 кг бомб, НАР (116×68 мм), 2 ПТБ
  • На 4 подкрыльевых пилонах может быть размещено до 4000 кг бомб
  • Практическая боевая нагрузка — 4400 кг
  • См. также

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Sud Aviation Vautour II» в других словарях:

    Sud Aviation Vautour — Infobox Aircraft name= Vautour type= Fighter bomber manufacturer= Sud Aviation caption= A Vautour IIN designer= first flight= 16 October avyear|1952 introduced= avyear|1958 retired= avyear|1979 status= primary user= French Air Force more users=… … Wikipedia

    Sud Aviation — ныне не существующая французская авиастроительная фирма. Возникла 1 марта 1957 года[1] в результате объединения авиапредприятий SNCASE (Sud Est) и SNCASO[2]. Прекратила своё существование в 1970 году в результате слияния с государственными… … Википедия

    Aviation Magazine International — Aviation Magazine Pays France Langue Français Périodicité Bimensuel Genre … Wikipédia en Français

    Vautour — (French for vulture ) may refer to:* Abrial A 2 Vautour * Sud Aviation Vautour * Vulture * French sloop Vautour, 12 gun sloop of war … Wikipedia

    1952 in aviation — yearbox in?=in aviation cp=19th Century c=20th century cf=21st century yp1=1949 yp2=1950 yp3=1951 year=1952 ya1=1953 ya2=1954 ya3=1955 dp3=1920s dp2=1930s dp1=1940s d=1950s dn1=1960s dn2=1970s dn3=1980sThis is a list of aviation related events… … Wikipedia

    La Société Nationale de Construction Aeronautique du Sud Ouest — Société nationale des constructions aéronautiques du sud ouest Société Nationale des Constructions Aéronautiques du Sud Ouest Nom donné au regroupement des usines Blériot de Suresnes, de la Société des Avions Marcel Bloch de Villacoublay et… … Wikipédia en Français

    Societe nationale des constructions aeronautiques du sud-ouest — Société nationale des constructions aéronautiques du sud ouest Société Nationale des Constructions Aéronautiques du Sud Ouest Nom donné au regroupement des usines Blériot de Suresnes, de la Société des Avions Marcel Bloch de Villacoublay et… … Wikipédia en Français

    Société Nationale de Construction Aéronautique du Sud-Ouest — Société nationale des constructions aéronautiques du sud ouest Société Nationale des Constructions Aéronautiques du Sud Ouest Nom donné au regroupement des usines Blériot de Suresnes, de la Société des Avions Marcel Bloch de Villacoublay et… … Wikipédia en Français

    Société nationale des constructions aéronautiques du sud-ouest — Nom donné au regroupement des usines Blériot de Suresnes, de la Société des avions Marcel Bloch de Villacoublay et Courbevoie, de la Société aéronautique du Sud Ouest de Bordeaux Mérignac, de l Usine de construction aéronautique de Bordeaux… … Wikipédia en Français

    Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest — Die Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud Ouest, abgekürzt SNCASO, war ein französischer Flugzeughersteller. Die SNCASO entstand 1936 im Zuge der Nationalisierung der französischen Flugzeugindustrie als Zusammenschluss der… … Deutsch Wikipedia

    Многоцелевой самолёт SO.4050 Vautour II (Франция)

    В числе множества прототипов боевых самолётов, построенных после Второй мировой войны, была и многоцелевая машина SO.4050 Vautour II, созданная компанией «Sud-Ouest» и даже применявшаяся в боевых действиях израильскими ВВС. Большой и неуклюжий Vautour II имел хорошие характеристики по дальности полёта и самое главное, по полезной нагрузке. В первые послевоенные годы французские авиастроители представили более 70 моделей новых боевых самолётов, более 30 из которых даже поднялись в воздух. Наиболее интересным из них был Vautour, выпущенный в нескольких модификациях. Это был единственный самолёт производства SNCASO, использовавшийся «на переднем крае» после Второй мировой войны. SNCASO являлась одной из гигантских корпораций, которые были созданы после национализации французской авиационной промышленности в 1936 году.

    Среди множества прототипов послевоенного периода был реактивный бомбардировщик SO.4000, поднявшийся в воздух в марте 1951 года. Самолёт был интересным, но при этом во многом устаревшим и громоздким, так что еще до первого полёта конструкторы и представители ВВС поняли — реального успеха самолёт иметь не будет. Решено было остановить программу после первого полёта и использовать все полученные наработки в новом проекте. Новый самолёт стал первой двухмоторной машиной с полностью разработанным и собранным во Франции двигателем Atar. Новый осевой компрессор, сконструированный немцами, работавшими после войны на Францию, был во всех отношениях лучше, чем центробежный у британского Rolls-Royce Nene. Кроме того, конструкторы SNCASO смогли сделать крыло и хвостовое оперение стреловидным, что значительно увеличило скорость. Командование ВВС Франции уже составило к тому времени требования на новый самолёт, способный выполнять не менее четырех боевых задач — маловысотного бомбардировщика, всепогодного самолёта перехватчика, самолёта непосредственной огневой поддержки и разведчика. Машина должна была оснащаться двумя ТРД Atar и иметь размах крыла и длину приблизительно по 15 м.

    Компания SNCASO получила заказ на три прототипа, а детальное проектирование началось в июне 1951 года. В 1953 году был оформлен заказ на шесть предсерийных образцов Vautour, а затем на 140 серийных машин. Планируемый заказ на 360 самолётов был сокращен до 160, а впоследствии идо 140. В компании планировали создание трех основных модификаций Vautour: Vautour A — одноместный тактический истребитель или самолёт непосредственной поддержки; Vautour B — двухместный бомбардировщик с остекленной носовой частью для использования оптического бомбоприцела; Vautour C — ночной и всепогодный истребитель с РЛС в носовой части, управляемой оператором, размещавшимся на заднем сидении.

    SNCASO получила заказ на самолёт SO.4050-01 Vautour в модификации «С». Он был построен очень быстро и поднялся в воздух 16 октября 1952 года на испытательном аэродроме в Мелён-Виллароше. Первый испытательный полёт самолёт выполнял с маломощными двигателями SNECMA Atar 101В тягой 24,51 кН (в первом полете его тяга не превышала 21,57 кН). Несмотря на это, пилот был доволен, а когда двигатели развили тягу сначала в 23,53 кН, а затем и 24,5 кН, лётные характеристики значительно улучшились. В 1953 году самолёт SO.4050-01 был переоснащен двигателями Atar 101С тягой 27,45 кН. Он имел гаргрот, идущий от фонаря кабины до киля, а в носовой части была установлена РЛС перехвата (полученная от США в рамках программы «Mutual Assistance Program»), а также четыре 30-мм пушки DEPA, управляемых пилотом. Планировалось вооружение этой модификации ракетами класса «воздух-воздух».

    Самолёт SO.4050-02 представлял собой одноместный Vautour A и отличался заостренной носовой частью с приборно-измерительной штангой. Первый полёт с двигателями 101С самолёт совершил 16 декабря 1953 года. В 1954 году на самолёт установили двигатели Atar 101D тягой 29,41 кН, имевшие створчатое сопло и отличавшиеся модифицированной камерой сгорания и увеличенной турбиной. Самолёт SO.4050-03 был первым бомбардировщиком с бомбоприцелом в застекленной носовой части и стал уникальным благодаря наличию двигателей Armstrong Siddeley Sapphire тягой 35,59 кН. Его первый полет состоялся 5 декабря 1954 года.

    После прототипов было выпущено шесть предсерийных Vautour. Обычно все они имели ТРД Atar 101D, но на самолёте SO.4050-04 (бомбардировщик) одно время стояли двигатели с форсажными камерами. Машины SO.4050-05 и SO.4050-07 представляли собой одноместные Vautour A, SO.4050-06 и SO.4050-08 — истребители Vautour N, а SO.4050-09 отличался двигателями Rolls-Royce Avon RA.28 тягой 44,56 кН. Vautour N был самым скоростным среди машин своего семейства — он развивал скорость 1160 км/ч на малых высотах, в то время как остальные только 1100 км/ч. Стандартным двигателем для серийного самолета стал Atar 101Е-3 с улучшенным восьми-ступенчатым компрессором, по заказу могла ставиться система впрыска воды. При увеличенной до 34,31 кН тяге двигателей летные характеристики самолета не сильно изменились, поскольку сами серийные машины (получившие обозначение Vautour II) оказались тяжелее своих предшественников.

    Заказ на 140 ночных и всепогодных истребителей SO.4050 Vautour IIN был сокращен наполовину, 70 машин поставили в 1957-1959 годах с номерами от 301 до 370. Они вооружались четырьмя 30-мм пушками и двумя выдвижными ПУ Matra 104А, каждая со 116 ракетами SNEB калибра 68-мм, размещенными в отсеке под кабиной оператора РЛС. Большинство машин этой модификации служили в 30-м авиакрыле всепогодных самолетов, к концу 1958 года их вооружение было усилено — под крылом добавили четыре пилона для УР Matra R511 с полуактивной РЛГСН. В начале 1960-х годов 53 самолета, находящихся в эксплуатации, были модифицированы установкой цельноповоротных стабилизаторов без независимых рулей высоты и получили обозначение Vautour II.1N.

    Компания «Ouest» построила 40 бомбардировщиков Vautour IIB, первый полет состоялся 31 июля 1957 года. Все машины были переданы ВВС Франции в Стратегическое авиационное командование, где они служили до появления в 1964-1965 годах сверхзвукового Mirage IVA. В застекленной носовой части самолёта Vautour IIB размещался штурман-бомбардир, бомбовая нагрузка была такой же, как у Vautour IIA. Эти самолёты с номерами от 601 до 640 несли яркую блестящую металлическую окраску. Пригодные для высшего пилотажа, они пользовались большой популярностью. В 1960 году 35 машин, находившихся в боевых подразделениях, после оснащения цельноповоротными стабилизаторами получили обозначение Vautour II.1B.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector