Многоцелевой штурмовик HJT-16 Kiran (Индия)
Многоцелевой штурмовик HJT-16 Kiran (Индия)
Первым самолетом, поступившим в серийное производство после того, как в октябре 1964 года компания была реформирована и переименована в “Hindustan Aeronautics Ltd”, стал HJT-16 Kiran – самолет, созданный под требования ВВС Индии на невооруженный учебно-тренировочный самолет базовой летной подготовки. За основу при проектировании нового самолета был взят Hunting (Percival) Jet Provost, отличительными особенностями индийской машины стали использование более современных катапультных кресел и герметизированная кабина.
Работы над самолетом были начаты в 1959 году, детальное проектирование – в 1961 году. Первый прототип поднялся в воздух только 4 сентября 1964 года. Самолет был создан под индийский двигатель HJE-2500 с расчетной тягой 11,12 кН, но данный двигатель так никогда и не был передан в серийное производство, поэтому на самолет установили производившийся в Индии двигатель HAL (Bristol Siddeley/Armstrong Siddeley) Viper – это еще больше придало сходство самолету Kiran с Jet Provost. Предсерийную партию из 24 самолетов Kiran Mk 1 начали передавать заказчику в марте 1968 года, после чего было начато серийное производство самолета – всего были выпущены 118 машин Kiran Mk 1, оснащенных турбореактивными двигателями Viper ASV.11 Mk 200 тягой 11,12 кН.
Kiran Mk 1 был сразу же взят за основу для создания учебно-боевого самолета и легкого штурмовика. Первой модификацией самолета стала машина Kiran Mk 1A, которая могла нести на двух подкрыльевых пилонах вооружение массой до 450 кг. Всего было выпущено 72 самолета.
До конца 1960-х годов стало ясно, что возможности базового Kiran можно еще повысить за счет установки более мощного двигателя и современной авионики, – данная программа была начата в сентябре 1972 года.
Отличительными особенностями Kiran Mk 2 стали более мощный турбореактивный двигатель Orpheus, обеспечивавший большую скорость и больший практический потолок. Кроме того, самолет мог нести увеличенный набор вооружения, включая встроенные пулеметы и авиационные средства поражения на четырех узлах подвески под крылом. Согласно расчетам специалистов HAL, самолет Kiran Mk 2 должен был поступить на вооружение в 1976 году, но этого не произошло. Первый из двух прототипов поднялся в воздух только в июле 1976 года, поэтому ВВС Индии заказали учебно-боевой самолет PZL-Mielec TS-11 Iskra.
ВВС Индии вначале отказались от Kiran Mk 2 из-за его плохих летных характеристик для полетов ночью и недостаточного радиуса действия, но в марте 1983 года самолет все же было решено принять на вооружение. Kiran Mk 2 поступил на вооружение в апреле 1985 года, до марта 1989 года заказчику были переданы 103 самолета. Планируется, что Kiran останется в строю минимум до 2015 года, когда ему на смену должен прийти HJT-36 Intermediate Jet Trainer.
Многоцелевой штурмовик HJT-16 Kiran (Индия)
Первым самолётом, поступившим в серийное производство после того, как в октябре 1964 года компания была реформирована и переименована в “Hindustan Aeronautics Ltd”, стал HJT-16 Kiran – самолёт, созданный под требования ВВС Индии на невооруженный учебно-тренировочный самолёт базовой лётной подготовки. За основу при проектировании нового самолёта был взят Hunting (Percival) Jet Provost, отличительными особенностями индийской машины стали использование более современных катапультных кресел и герметизированная кабина.
Работы над самолётом были начаты в 1959 году, детальное проектирование – в 1961 году. Первый прототип поднялся в воздух только 4 сентября 1964 года. Самолёт был создан под индийский двигатель HJE-2500 с расчетной тягой 11,12 кН, но данный двигатель так никогда и не был передан в серийное производство, поэтому на самолёт установили производившийся в Индии двигатель HAL (Bristol Siddeley/Armstrong Siddeley) Viper – это еще больше придало сходство самолёту HJT-16 Kiran с Jet Provost. Предсерийную партию из 24 самолётов HJT-16 Kiran Mk.1 начали передавать заказчику в марте 1968 года, после чего было начато серийное производство самолёта – всего были выпущены 118 машин HJT-16 Kiran Mk.1, оснащенных турбореактивными двигателями Viper ASV.11 Mk 200 тягой 11,12 кН.
HJT-16 Kiran Mk.1 был сразу же взят за основу для создания учебно-боевого самолёта и лёгкого штурмовика. Первой модификацией самолёта стала машина HJT-16 Kiran Mk.1A, которая могла нести на двух подкрыльевых пилонах вооружение массой до 450 кг. Всего было выпущено 72 самолёта. До конца 1960-х годов стало ясно, что возможности базового HJT-16 Kiran можно еще повысить за счет установки более мощного двигателя и современной авионики, – данная программа была начата в сентябре 1972 года. Отличительными особенностями HJT-16 Kiran Mk.2 стали более мощный турбореактивный двигатель Orpheus, обеспечивавший большую скорость и больший практический потолок. Кроме того, самолет мог нести увеличенный набор вооружения, включая встроенные пулеметы и авиационные средства поражения на четырех узлах подвески под крылом. Согласно расчетам специалистов HAL, самолёт HJT-16 Kiran Mk.2 должен был поступить на вооружение в 1976 году, но этого не произошло. Первый из двух прототипов поднялся в воздух только в июле 1976 года, поэтому ВВС Индии заказали учебно-боевой самолёт PZL-Mielec TS-11 Iskra.
ВВС Индии вначале отказались от HJT-16 Kiran Mk.2 из-за его плохих лётных характеристик для полетов ночью и недостаточного радиуса действия, но в марте 1983 года самолёт все же было решено принять на вооружение. HJT-16 Kiran Mk.2 поступил на вооружение в апреле 1985 года, до марта 1989 года заказчику были переданы 103 самолёта. Планируется, что HJT-16 Kiran останется в строю минимум до 2015 года, когда ему на смену должен прийти HJT-36 Intermediate Jet Trainer.
Тактико-технические характеристики HJT-16 Kiran
Размах крыла, м 10.70
Длина самолета,м 10.60
Высота самолета,м 3.635
Площадь крыла,м2 19.00
Масса, кг
– пустого самолета 2995
– нормальная взлетная 4250
– максимальная взлетная 5000
Топливо
– внутренние топливо, кг 1775
– ПТБ, л 2 х 227.3
Тип двигателя 1 ТРД HAL(Rolls-Royce) Orpheus BOr.2 Mk.701-01
Тяга нефорсированная, кН 1 x 18.68
Максимальная скорость, км/ч
– на высоте 780
– на уровне моря 672
Крейсерская скорость, км/ч 621
Боевой радиус действия, км 735
Максимальная скороподъемность, м/мин 1600
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.62-мм пулемета FN MAG с 150 патронами на пулемет
Боевая нагрузка – 1000 кг на 4 узлах подвески
4 250- или 227-кг бомбы или
2 контейнера HAL с 2 7.62-мм пулеметами, или
4 ПУ 18х68-мм НУР.
HAL HJT-16 Kiran – HAL HJT-16 Kiran
HAL HJT-16 Kiran ( «Луч света») является индийским двухместным промежуточного реактивным тренажером , построенный Hindustan Aeronautics Limited . Он используется в индийских ВВС для промежуточной подготовки пилотов , обучающихся по основным учебно – тренировочных самолетов HPT-32 Deepak и Pilatus PC-7 . Он используется в индийской морской пилотажной команде Сагар Pawan и был также использован ВВС Индии пилотажной группой Сурья Киран до февраля 2011 года, когда команда была расформирована после того, как его HJT-16 Mk I и Mk II самолеты были направлены на подготовку пилотов истребителей ,
Министерство обороны, как ожидается, разместить заказ на 20 Hawk Mk132 самолета с HAL в конце 2015 года, чтобы дать Сурья Киран летными.
содержание
история
В декабре 2018 года, Индия пожертвовала шесть Kirans в Мьянму.
развитие
Киран был разработан для удовлетворения индийского требования военно – воздушных сил для промежуточного реактивного тренера. Первый самолет питается от Viper Rolls Royce Mk 11 был доставлен в первый раз на 4 сентября 1964 года производство самолеты были назначены «Киран I», а первые поставки предварительно производств были сделаны ВВС Индии в марте 1968 г. Позже производства самолетов были оснащены по каждому узлов подвески крыла для подготовки оружия и переименованы в «Киран И.А.». В общей сложности 190 Mk I и 1А самолетов были построены. Форсированная версия питается от 4200 фунта – силы (19000 N) тяга Bristol Siddeley Орфей двигатель и повысить способность оружия несущего были обозначен «Kiran II», который первый полет 30 июля 1976 года, а поставки начались в 1985 году с 61 поставляемым производством времени закончилась в 1989 году.
Известные несчастные случаи
Киран Mk II из Сагар Pawan пилотажной группы ВМС Индии разбился в Хайдарабаде во время индийского авиасалоне Aviation 2010 по 3 марта 2010, убив обоих членов экипажа.
Вариант
операторы
Спецификация (Киран IA)
Данные Джейн Все в мире самолета 1982-83
- Максимальная скорость : 695 км / ч (375 узлов, 432 мильчас) на уровне моря
- Крейсерская скорость : 324 км / ч (175 узлов, 201 миль / ч)
- Скорость сваливания : 145 км / ч (92 узлов, 106 миль / ч) закрылки и шасси вниз
- Износостойкость : 1 час 45 мин
- Потолок : 30000 футов (9150 м)
- два 500lb (227kg) бомбы или два SNEB ракеты стручки , содержащие семь 68 – мм ракеты или два стручки с пулеметами 7,62 мм или два 50-Imp Gal (226 литров) ПТБ
Смотрите также
Самолеты сравнимой роли, конфигурации и эпохи