Многоцелевой вертолет AS.565 Panther (Франция)
Многоцелевой ударный вертолет AS 565 «Panther»
Французской компанией «Aerospatiale» на базе гражданской версии вертолета AS 365N2 был создан многоцелевой ударный вертолет AS 565 «Panther». Первый полет прототипа под обозначением F-WZJV состоялся 29 февраля 1984 года.
Машина оснащалась двумя турбовальными двигателями Turbomeca ТМ ЗЗЗ-1М (по 680 кВт) и использовалась в качестве легкого штурмового и транспортно-десантного вертолета (12 десантников). У вертолета более длинный фюзеляж построенный с большим процентом использования композитных материалов, частичным бронированием кабины, с усиленным полом и посадочным шасси.
Испытания закончились в конце 1986 года, а первый из 36 заказанных вертолетов был поставлен армейской авиации Бразилии на авиабазу Таубатэ в 1989 году. Бразильцы присвоили машине обозначение НМ-1.
Вертолет AS 365К имел аналогичную конструкцию, но был оснащен двигателями Arriel 1М1 (по 557 кВт). Первые три модели отличались от базового AS 365N2 более широким использованием композитов и повышенной живучестью, меньшей заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (последнее достигалось за счет композитов и спецкраски), а также пониженной шумностью.
Проводку управления двигателями защитили броней, трансмиссия могла работать без масла, конструкцию планера и сидений сделали удароустойчивой. При максимальной взлетной массе планер мог выдержать удар о землю при вертикальном падении со скоростью до 7 м/с.
После образования в 1992 году концерна Eurocopter вертолет получил обозначение AS 565 «Panther».
Вертолет AS 565 «Panther» одновинтовой схемы с рулевым винтом типа «фенестрон», двумя ГТД и трехопорным шасси.
Фюзеляж вертолета AS 565 «Panther» цельнометаллический, типа полумонокок, отличается хорошими аэродинамическими формами.
Силовой набор нижней и носовой частей фюзеляжа, основные шпангоуты в зоне установки главного редуктора и в задней части центральной секции фюзеляжа, панели пола в зоне установки главного редуктора и двигателей, а также двери выполнены из алюминиевого сплава.
Носовой обтекатель, обтекатели двигателей и киля слоистой конструкции, выполнены из стеклопластика и сотового заполнителя номекс. В носовом обтекателе размещены антенна РЛС, радио- и электрооборудование.
Двухместная кабина экипажа имеет металлический каркас с большим остеклением в верхней части. Кабина снабжена откидывающимися на шарнирах боковыми дверьми. На военных вертолетах предполагается бронирование элементов системы управления полетом и системы управления двигателем, бронированные сиденья летчиков, рассчитанные на нагрузку до 15.
В грузовой кабине размерами 2,3 х 2,03 х 1,4 м и объемом 5 м3 размещаются до 10 десантников. Доступ в кабину обеспечивается через четыре двери, по две с каждой стороны фюзеляжа, передние с размерами 1,16 х 1,14 м и задние 1,16 х 0,87 м. Имеется система вентиляции.
В санитарном варианте в кабине можно разместить четверо носилок. Предусматривается возможность транспортировки груза массой 1600 кг на троссе под фюзеляжем. Хвостовая балка конусообразной формы, с обшивкой из панелей слоистой конструкции и сотовым заполнителем.
В концевой части балки установлено стреловидное вертикальное оперение с рулевым винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане с концевыми шайбами, отклоненными относительно осевой линии влево. Окраска вертолета обеспечивает уменьшение радиолокационного и теплового излучения.
Шасси трехопорное, с носовой опорой, убирающееся. Носовая опора со сдвоенными самоориентирующимися колесами и главные опоры убираются назад. В убранном положении главные опоры полностью закрыты створками люков слоистой конструкции из кевлара или номекса.
Все опоры снабжены масляно-пневматическими амортизаторами. Размер главных колес шасси 380 х 150 мм; носового колеса 150 х 100 мм.
Давление в пневматиках главных колес 0,7 МПа, носового колеса – 4 МПа. Ход стойки 0,26 м вперед и 0,28 м назад. Колея шасси 1,9 м, база 3,63 м. Имеются дисковые тормоза с гидроуправлением. Для вынужденной посадки на воду при волнении 5 баллов предусмотрены надувные поплавки, с помощью которых вертолет может держаться на плаву.
Несущий винт четырехлопастный, с втулкой типа «старфлекс», с шарнирным креплением лопастей.
Лопасти крепятся к втулке, выполненной из стекло- и углепластика, с помощью шаровых эластомерных шарниров слоистой конструкции из стали и резины, которые не требуют регулярного технического обслуживания.
Лопасти с хордой 0,385 м и профилем СА2 разработаны совместно с ONERA, относительная толщина профиля изменяется от 12% у комля до 7% в концевой части. Лопасть содержит два лонжерона из углеволокна Z-образного сечения.
Обшивка носка лопасти выполнена из стекловолокна; вдоль носка лопасти проложена накладка из нержавеющей стали, в качестве заполнителя используется номекс.
Законцовки лопастей, выполненные из углеволокна, имеют стреловидность по передней кромке 45 градусов. Каждая лопасть снабжена регулируемым на земле триммером, расположенным у задней кромки лопасти, ближе к концевой секции. Тормоз несущего винта стандартного типа.
Электросистема состоит из двух стартер-генераторов мощностью по 4,5 кВт, одной аккумуляторной батареи (24В, 17 или 24 Ач) и двух преобразователей (250 В-А, 115В, 400 Гц).
Электронное оборудование вертолета AS 565 «Panther» включает усовершенствованные системы связи, навигационное и поисковое оборудование фирмы «Рокуэлл-Коллинз», в том числе сдвоенные связные УКВ-приемопередатчики диапазонов KB и УКВ передатчики с ЧМ.
Используется система автономной навигации Крузе «Надир» Мк.2, система индикаторов на ЭЛТ с воспроизведением видеосигналов телевизионной камеры в условиях дневного освещения и получением телевизионного отображения.
Навигационный вычислитель системы «Надир» Мк. 2 производит вычисление навигационных параметров, данных массы и данных для управления расходом топлива.
Вооружение в зависимости от назначения вертолета может включать две управляемые ракеты типа Матра «Мистраль» с ИК-системой наведения, две подвесные пушечные установки с пушками CIAT М-621 калибром 20 мм (боезапас 180 снарядов), восемь ПТУР «Хот» или «Toy», установки с НАР калибром 70 мм.
Комплекты вооружения подвешивают на съемных балках. Для управления огнем предусматриваются обычный прицел, стабилизированный прицел SFIM «Вивиан» или прицелы третьего поколения с усилением яркости изображения.
Дополнительное оборудование включает автоматы для запуска ложных целей и средства перерезания проводов.
Летно-технические характеристики вертолета AS 565M:
Экипаж, чел.: 2;
Масса, кг: пустого – 2193, нормальная взлетная – 4100, максимальная взлетная – 4250;
Диаметр главного винта, м: 11,94;
Диаметр хвостового винта, м: 1,10;
Длина, м: 12,11;
Высота, м: 3,39;
Внутренние топливо, л: 1135 + опционально 180;
Двигатель: 2 х ГТД Turbomeca Arriel IM1;
Мощность, кВт: максимальная – 2 х 584, при взлете – 2 х 558, при полете – 2 х 487;
Скорость, км/ч: максимальная – 296, крейсерская – 278;
Практическая дальность, км: 875;
Дальность действия, км: 400;
Скороподъемность, м/мин: 420;
Практический потолок, м: 4300;
Статический потолок, м: 2600;
Полезная нагрузка: 10 десантников или 1700 кг груза;
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 2 х ПУ 22 х 68-мм Thomson-Brandt или 19 х 70-мм Forges de Zeebrugge или 2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2 х 2 УР воздух-воздух Matra Mistral или 4 ПТУР НОТ
Многоцелевой вертолет AS.565 Panther (Франция)
Первый полет прототипа AS 365М (F-WZJV) состоялся 29 февраля 1984 года. Машина оснащалась двумя турбовальными двигателями Turbomeca ТМ.ЗЗЗ-1М (по 680 кВт) и использовалась в качестве легкого штурмового и транспортно-десантного вертолета (12 десантников). У вертолета более длинный фюзеляж построенный с большим процентом использования композитных материалов, частичным бронированием кабины, с усиленным полом и посадочным шасси.
Испытания закончились в конце 1986 года, а первый из 36 заказанных вертолетов был поставлен армейской авиации Бразилии на авиабазу Таубатэ в 1989 году. Бразильцы присвоили машине обозначение НМ-1.
Вертолет AS 365К имел аналогичную конструкцию, но был оснащен двигателями Arriel 1М1 (по 557 кВт). Первые три модели отличались от базового AS 365N2 более широким использованием композитов и повышенной живучестью, меньшей заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах(последнее достигалось за счет композитов и спецкраски), а также пониженной шумностью. Проводку управления двигателями защитили броней, трансмиссия могла работать без масла, конструкцию планера и сидений сделали удароустойчивой. При максимальной взлетной массе планер мог выдержать удар о землю при вертикальном падении со скоростью до 7 м/с.
После образования в 1992 году концерна Eurocopter вертолет получил обозначение AS.565 Panther.
Первым вооруженным вариантом стал AS 565АА Panther, а созданный на базе AS 365К противотанковый AS 565СА может нести восемь ПТУР НОТ или TOW и оснащен ИК-системой переднего обзора Venus. Скоростной десантно-транспортный AS 565UA может перевозить 8-10 десантников и использоваться для разведки и РЭБ в качестве поисково-спасательного, целеуказания или воздушного командного пункта или же перевозить четырех раненых на носилках, или до 1600 кг груза на внешней подвеске. “Eurocopter” продолжил работы по военным вариантам вертолетов, выпустив армейские вертолеты AS 565АВ и AS 565UB и морские – AS 565 MB и AS 565SB. Все они были созданы на базе AS 365N3.
Многоцелевой вертолет AS.565 Panther (Франция)
Во Франции фирмой «Аэроспасьяль» на базе гражданского вертолета SA.365N «Dauphin-2» создан его военный вариант – многоцелевой вертолет AS.565 Panther. Разработка вертолета AS.565 Panther в инициативном порядке началась фирмой в 1981 году, первый полет он совершил в 1984-м. Летные испытания серийного образца велись в 1986 году. Вертолет принят на вооружение в 1989 году. В отличие от базовой модели новый вертолет оснащен более мощными турбовальными двигателями ТМЗЗЗ-1М фирмы «Турбомека» мощностью на валу до 910 л. с. (на «Dauphin-2» установлены два двигателя по 720 л. с.) и дополнительными воздухозаборниками в задней части мотогондол, обеспечивающими охлаждение потоком наружного воздуха горячих частей двигателей, уменьшение температуры выхлопных газов (за счет смешения их с воздухом) и отвод последних вверх от фюзеляжа, что в совокупности способствует существенному снижению инфракрасной сигнатуры летательного аппарата.
Отличительной особенностью вертолета AS.565 Panther считается широкое использование в его конструкции композиционных материалов, что позволило, с одной стороны, уменьшить эффективную площадь рассеяния, а с другой – обеспечить живучесть конструктивных элементов при попадании пуль калибром до 12,7 мм. Кроме того, на AS.565 Panther применяются протектированные топливные баки, а также бронируются сиденья членов эхипажа и некоторые жизненно важные узлы и агрегаты систем управления полетом и двигателями.
На вертолет AS.565 Panther предполагается возложить выполнение нескольких основных боевых задач. Так, в качестве транспортно-десантного он сможет перевозить восемь—десять десантников на расстояние свыше 350 км. При огневой поддержке наземных войск (в течение 2 ч на удалении до 100 км) на двух его универсальных пилонах, расположенных по бортам фюзеляжа, намечается разместить разнообразное оружие, в том числе две подвесные пушечные установки с 20-мм пушками и боезапасом по 180 патронов или пусковые устройства с неуправляемыми ракетами калибров 68 и 70 мм (44 и 38 НАР соответственно).
В качестве противотанкового вертолет сможет нести восемь ПТУР «Хот». И наконец, SA.365M планируется привлекать для ведения воздушного боя с вертолетами и низколетящими самолетами противника. С этой целью он будет вооружаться восемью УР «Мистраль» класса «воздух-воздух». Кроме того, он предназначается для осуществления воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, эвакуации больных и раненых (четыре человека на носилках), перевозки грузов (до 1600 кг на внешней подвеске), а также для проведения поисково-спасательных операций.
Основные тактико-технические характеристики вертолета AS.565 Panther
Диаметр главного винта, м 11.94
Диаметр хвостового винта, м 1.10
Длина,м 12.11
Высота ,м 3.39
Масса, кг
пустого 2193
нормальная взлетная 4100
максимальная взлетная 4250
Внутренние топливо, л 1135 + опционально 180
Тип двигателя 2 ГТД Turbomeca Arriel IM1
Мощность, кВт
максимальная 2 х 584
при взлете 2 х 558
при полете 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч 296
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практическая дальность, км 875
Дальность действия, км 400
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м 4300
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 десантников или 1700 кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
2 ПУ 22х68-мм Thomson- Brandt или 19х70-мм Forges de Zeebrugge или
2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2х2 УР воздух-воздух Matra Mistral или
4 ПТУР НОТ